Несколько нестриженных грязных фигур лениво двинулись к машине
Педагогическая поэма (88 стр.)
5. Евгеньева командир выбрал в качестве необходимой блатной приманки. Евгеньев был хорошим комсомольцем и веселым, крепким товарищем, но в его языке и в ухватках еще живы были воспоминания о бурных временах улицы и реформаториума, а так как он был хороший артист, то ему ничего не стоило поговорить с человеком на его родном диалекте, если это нужно.
6. Жорка Волков, правая комсомольская рука Коваля, выступал в нашем сводном в роли политкома и творца новой конституции. Жорка был природный политический деятель: страстный, уверенный, настойчивый. Отправляя его, Коваль говорил:
— Жорка их там подергает, сволочей, за политические нервы. А то они думают, черт бы их побрал, что они живут в эпоху империализма. Ну а если до кулаков дойдет, Жорка тоже сзади стоять не будет.
— Ну, как там «пронеси господи» поживает?
Костя с достоинством улыбнулся:
— Ну ее к черту! Я там и не был.
Волохов прищурился на Костю по-приятельски.
— Значит, ты налопался разных интересных вещей по самое горло?
Костя отвечал, не краснея:
— Ну а что будет у тебя на сладкое:
Костя громко рассмеялся:
— А вот видишь, буду ожидать совета командиров. Они мастера и на сладкое, и на горькое…
— А я вот что скажу: у Алешки Волкова нога растерта, поедешь ты вместо Алешки. Лапоть, как ты думаешь?
— Я думаю: соответствует.
— Мы сейчас на военном положении, можно без совета.
Так неожиданно для себя и для нас, без процедур и психологии, Костя попал в передовой сводный. На другой день он ходил уже в колонийском костюме.
— Иван Денисович, надо… там… упаковать физический кабинет…
Иван Денисович поднимается от какого-нибудь ящика или тетради и улыбается:
— Кабинет? Ага… добре! Ось возьму хлопцив, тай запакуем…
Вы стыдливо отходите прочь, а Иван Денисович уже забыл о вашем изуверстве, и ласково говорит кому-то:
— Пиды, голубе, поклычь там хлопцив…
В Харьков мы приехали утром. На вокзале встретил нас сияющий в унисон майскому утру и нашему боевому настроению инспектор наробраза Юрьев. Он хлопал нас по плечам и приговаривал:
— Видите ли, наш передовой сводный является, так сказать, первым эшелоном горьковцев. Раз мы приедем, пускай и они приедут. Кажется, можно нанять две машины?
Юрьев подпрыгнул от восхищения:
— Здорово, честное слово! Как это у них… все как-то… по-своему. Ах, какая прелесть! И знаете что? Я нанимаю за счет наробраза! И знаете что? Я поеду с ними… с «хлопцами»…
— Зам-мечательно, зам-мечательно. Значит, идем… идем нанимать машины!
Тоська салютнул, пискнул «есть». Юрьев влепился в Тоську восторженным взглядом, потирал руки, танцевал на месте:
— Ну, что ты скажешь, ну, что ты скажешь.
Он побежал на площаь, оглядываясь на Тоську, который, конечно, не мог быстро забыть о своей солидности члена передового сводного и прыгать по вокзалу.
Горьковский спросил тихо:
— Кто такой… этот чудак?
Через час три наших авто влетели на куряжскую гору и остановились возле ободранного бока собора. Несколько нестриженных, грязных фигур лениво двинулись к машине, волоча по земле длинные истоптанные штанины и без особенного любопытства поглядывая на горьковцев, стройных, как пажи, и строгих, как следователи.
Два воспитателя подошли к нам и, еле скрывая неприязнь, переглянулись между собой:
— Где мы их поместим? Вам можно можно поставить кровать в учительской, а ребята могут расположиться в спальнях.
— Это неважно. Где-нибудь поместимся. Где заведующий?
Заведующий в городе. Но находится некто в светло-серых штанах, украшенных круглыми масляными пятнами, который с некоторым трудом и воспоминаниями о неправильной очереди соглашается все же обьявить себя дежурным и показать нам колонию. Мне смотреть нечего, Юрьев тоже мало интересуется зрительными впечатлениями, Джуринская грустно молчит, а хлопцы, не ожидая официального чичероне, сами побежали осматривать богатства колонии; за ними не спеша поплелся Иван Денисович.
Педагогическая поэма. Полная версия (129 стр.)
– Ну, культотдел, вы носы задираете, полезайте наверх.
Тоська на это ответил, взглянув на полку:
– Наверх, так наверх. Хорошо, что ты командир, а то мы тебя на крышу записали бы.
Волохов вдогонку шлепнул широкой рукой по филейном части Тоськи, и инцидент был исчерпан.
Наконец, девятым номером шел колонист… Костя Ветковский. Возвращение его в лоно колонии произошло самым быстрым, прозаическим и деловым образом. За три дня до нашего отъезда Костя пришел в колонию – худой, синий и смущенный. Его встретили серьезно, только Лапоть не удержался:
– Ну, как там «пронеси Господи» поживает?
Костя с достоинством улыбнулся:
– Ну ее к черту! Я там и не был…
– Вот жаль, – сказал Лапоть, – даром стоит, проклятая!
Волохов прищурился на Костю по-приятельски.
– Значит, ты налопался разных интересных вещей по самое горло?
Костя отвечал, не краснея:
– Ну, а что будет у тебя на сладкое?
Костя громко рассмеялся:
– А вот видишь, буду ожидать совета командиров. Они мастера и на сладкое, и на горькое.
– Сейчас нам некогда возиться с твоими меню, – сурово произнес Волохов. – А я вот что скажу: у Алешки Волкова нога растерта, поедешь ты вместо Алешки. Лапоть, как ты думаешь?
– Я думаю: соответствует.
– А совет? – спросил Костя.
– Мы сейчас на военном положении, можно без совета.
Так неожиданно для себя и для нас, без процедур и психологии, Костя попал в передовой сводный. На другой день он ходил уже в колонийском костюме, и можно было часто слышать, как он воспитывал кого-нибудь из молодых:
– Эх, деревня, разве так колонисты делают?
С нами ехал еще Иван Денисович Киргизов, новый воспитатель, которого я нарочно сманил с педагогического подвижничества в Пироговке на место уходящего Ивана Ивановича. Непосвященному наблюдателю Иван Денисович казался обыкновенным сельским учителем, а на самом деле Иван Денисович есть тот самый положительный герой, которого так тщетно и давно разыскивает русская литература и на котором даже Гоголь испортил себе несколько зубов. Ивану Денисовичу тридцать лет, он добр, умен, спокоен и в особенности работоспособен – последним качеством герои русской литературы, и отрицательные и положительные, как известно, похвастаться не могут. Иван Денисович все умеет делать и всегда что-нибудь делает, но издали всегда кажется, что ему можно еще что-нибудь поручить. Вы подходите ближе и начинаете различать, что прибавить ничего нельзя, но ваш язык, уже наладившийся на известный манер, быстро перестроиться не умеет, и вы выговариваете, немного все же краснея и заикаясь:
– Иван Денисович, надо… там… упаковать физический кабинет.
Иван Денисович поднимается от какого-нибудь ящика или тетради и улыбается:
– Кабинет? Ага… Добре… Ось возьму хлопцив тай запакуем.
Вы стыдливо отходите прочь и думаете: «М-да… В общем, конечно, это свинство», – а Иван Денисович уже забыл о вашем изуверстве и ласково говорит кому-то:
– Пиды, голубе, поклычь там хлопцив.
В Харьков мы приехали утром. На вокзале встретил нас сияющий в унисон майскому утру и нашему победному маршу инспектор наробраза Юрьев. Он хлопал нас по плечам и приговаривал:
– Вот какие горьковцы? Здорово, здорово! И Любовь Савельевна здесь? Здорово! Так знаете что? У меня машина, заедем за Халабудой и прямо в Куряж. Любовь Савельевна, вы тоже поедете? Здорово! А ребята пускай дачным поездом до Рыжова. А от Рыжова близко – два километра. Там лугом можно пройти. А вот только надо же вас накормить, а? Или в Куряже накормят, как вы думаете?
Хлопцы выжидательно посматривали на меня и иронически на Юрьева. Их боевые щупальца были наэлектризованы до высшей степени и жадно ощупывали первый харьковский предмет – Юрьева.
– Видите ли: наш передовой сводный является, так сказать, первым эшелоном горьковцев. Раз мы приедем, пускай и они приедут. Кажется, можно нанять две машины?
Юрьев подпрыгнул от восхищения:
– Здорово, честное слово! Как это у них… все как-то по-своему. Ах, какая прелесть! И знаете что? Я нанимаю за счет Наробраза! И знаете что? Я поеду с ними, с хлопцами…
– Поедем, – показал зубы Волохов.
– Зам-мечательно, зам-мечательно. Значит, идем… идем нанимать машины!
Тоська салютнул, пискнул «есть», Юрьев влепился в Тоську целым букетом восторженных взглядов, потирал руки, танцевал на месте:
– Ну, что ты скажешь, ну, что ты скажешь.
Он побежал на площадь, оглядываясь на Тоську, который, конечно, не мог так быстро оставить свою солидность члена передового сводного и прыгать по вокзалу.
Джуринская смеялась им вслед. Хлопцы переглянулись. Горьковский спросил тихо:
– Кто такой… этот чудак.
Через час три наших авто влетели на куряжскую гору и остановились возле ободранного бока собора. Несколько нестриженных, грязных фигур лениво двинулись к машинам, волоча по земле длинные истоптанные штанины и без особенного любопытства поглядывая на горьковцев, стройных, как пажи, и строгих, как экзаменаторы.
Два воспитателя подошли к нам и, еле скрывая неприязнь, переглянулись между собой.
– Где мы их поместим? Вам можно поставить кровать в учительской, а ребята могут расположиться в спальнях.
– Это неважно. Где-нибудь поместимся. Где заведующий?
Заведующий в городе. Но находится некто в светло-серых штанах, украшенных круглыми масляными пятнами, который с некоторым трудом и воспоминаниями о неправильной очереди соглашается все же объявить себя дежурным и показать нам колонию. Мне смотреть нечего, Юрьев тоже мало интересуется зрительными радостями. Джуринская грустно молчит, а хлопцы, не ожидая официального чичероне, уже сами побежали осматривать богатства колонии; за ними не спеша поплелся Иван Денисович.
Халабуда затыкал палкой в различные точки небосклона, вспоминая отдельные детали собственной организационной деятельности, перечисляя элементы недвижимого куряжского богатства и приводя все это к одному знаменателю – житу. Хлопцы прибежали обратно с лицами, перекошенными от удивления. Кудлатый смотрит на меня с таким выражением, как будто хочет сказать: «Как это вы могли, Антон Семенович, влопаться в такую глупую историю?»
У Митьки Жевелия зло поблескивают глаза, руки в карманах, вокруг себя он оглядывается через плечо, и это презрительное движение хорошо различает Джуринская:
– Что, мальчики, плохо здесь?
Митька ничего не отвечает. Волохов вдруг смеется:
– Я думаю, без мордобоя здесь не обойдется.
– Как это? – бледнеет Любовь Савельевна.
– Придется брать за жабры эту братву, – поясняет Волохов и вдруг берет двумя пальцами за воротник и подводит ближе к Джуринской черненького, худого замухрышку в длинном «клифте», но босого и без шапки.
– Посмотрите на его уши.
Замухрышка покорно поворачивается. Его уши действительно примечательны. Это ничего, что они черные, ничего, что грязь в них успела отлакироваться в разных жизненных трениях, но уши эти еще раскрашены буйными налетами кровоточащих болячек, заживающих корок и сыпи.
– Почему у тебя такие уши? – спрашивает Джуринская.
Замухрышка улыбается застенчиво, почесывает ногу о ногу, а ноги у него такого же стиля.
– Короста, – говорит замухрышка хрипло.
– Сколько тебе дней до смерти осталось? – спрашивает Тоська.
– Чего до смерти? Ху, у нас таких сколько, а никто еще не умер!
Колонистов почему-то не видно. В засоренном клубе, на заплеванных лестницах, по забросанным экскрементами дорожкам бродят несколько скучных фигур. В развороченных, зловонных спальнях, куда даже солнцу не удается пробиться сквозь грязные еще с прошлого года окна, тоже никого нет.
– Где же колонисты? – спрашиваю я дежурного.
Дежурный гордо отворачивается и говорит сквозь зубы:
Несколько нестриженных грязных фигур лениво двинулись к машине
Антон Семенович Макаренко
© ИП Сирота, текст, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Макаренко полагал, что воспитать человека – значит научить его:
1. Быть законопослушным.
2. Упорно трудиться.
3. Видеть завтрашнюю радость.
4. Уважать окружающих.
Правильный ответ вы сможете узнать, прочитав эту книгу…
Антон Семенович Макаренко
Антон Семенович Макаренко. «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества…»
Имя Антона Семеновича Макаренко в нашей стране давно стало нарицательным: по отношению к педагогам фраза «да вы просто Макаренко!» может прозвучать как в качестве выражения глубокого почтения, так и саркастически – если человек, например, явно не соответствует идеалам великого советского педагога и писателя…
Уже при жизни Антона Семеновича его заслуги как воспитателя и педагога были широко признаны. Правда, критики он все равно не избежал – и по сей день методы Макаренко, которые он сам подробно описывал в своих книгах, вызывают ожесточенные споры. Что допустимо, а что нет? Какие методы воспитания наиболее действенны? Всегда ли можно «спасти воспитанием» или бывают случаи, когда самый талантливый педагог уже не сможет ничего сделать? Давайте познакомимся с наследием великого педагога более подробно!
1 (13) марта 1888 – А. С. Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии.
1905 – после окончания педагогических курсов Макаренко начинает работать учителем в Кременчуге.
1914–1917 – учеба в Полтавском учительском институте.
1920 – начало заведования трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка близ Полтавы.
1927 – Макаренко начинает руководить детской трудовой коммуной ОГПУ им. Ф. Э. Дзержинского.
1933–1935 – издание частей «Педагогической поэмы».
1934 – Макаренко становится членом Союза писателей СССР.
1937 – переезд в Москву. С этого момента А. С. Макаренко занимается в основном литературной деятельностью.
1938 – выходит книга «Флаги на башнях», наряду с «Педагогической поэмой» – одна из известнейших в наследии педагога.
1939 – А. С. Макаренко скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Коллектив является воспитателем личности»
Антон Семенович Макаренко писал свои книги более восьмидесяти лет назад, но поднятые в них вопросы злободневности не утратили. Взаимоотношения личности и коллектива, грани дозволенного и недозволенного, допустимость наказаний и степени доверия педагога и воспитанника… «Педагогическая поэма», избранные главы из которой мы предлагаем вашему вниманию, начала издаваться по главам в 1933 году. В этой книге руководитель колонии имени М. Горького подробно описывает свой опыт «перевоспитывания» несовершеннолетних преступников и беспризорников при помощи принципов, которые сейчас считаются основой «системы Макаренко»: общественно-полезный труд, общее управление жизнью коллектива, доверие… и в то же время жесткая схема «можно и нельзя» и строгая ответственность.
Многих – и тогда, и сейчас – раздражала строгость педагогической системы, которую разрабатывал Антон Семенович, много было сломано копий вокруг вопроса о том, можно ли вообще воспитывать путем строгих ограничений и коллективной взаимной ответственности? Но, возможно, лучшим ответом на этот вопрос будет тот факт, что в трудовой колонии Макаренко становились вполне уважаемыми членами общества те, на кого давно махнули рукой даже органы правопорядка. А также то, что, по мнению знаменитого педагога, воспитатель всегда должен начинать процесс воспитания с себя самого. И именно к себе предъявлять наиболее высокие требования.
Да, не все колонисты смогли победить себя и свернуть с «кривой дорожки». Но, согласитесь, даже несколько сотен, несколько десятков человек (или даже просто несколько человек), сумевших благодаря «системе «Макаренко» стать достойными людьми, – э то уже немало. А в реальности их отнюдь не несколько десятков, а намного, намного больше. А уж на скольких людей оказала положительное влияние «Педагогическая поэма», вряд ли вообще можно подсчитать. И в наше неспокойное время с его смутными ориентирами изучение «Педагогической поэмы» Макаренко, возможно, станет для кого-то открытием.
С преданностью и любовью нашему шефу, другу и учителю Максиму Горькому
Разговор с завгубнаробразом
В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал: – Вот что, брат, я слышал, ты там ругаешься сильно… вот что твоей трудовой школе дали это самое… губсовнархоз…
– Да как же не ругаться? Тут не только заругаешься – взвоешь: какая там трудовая школа? Накурено, грязно! Разве это похоже на школу?
– Да… Для тебя бы это самое: построить новое здание, новые парты поставить, ты бы тогда занимался. Не в зданиях, брат, дело, важно нового человека воспитать, а вы, педагоги, саботируете все: здание не такое, и столы не такие. Нету у вас этого самого вот… огня, знаешь, такого – революционного. Штаны у вас навыпуск!
– У меня как раз не навыпуск.
– Ну, у тебя не навыпуск… Интеллигенты паршивые. Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек – по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят. Мне говорят: это ваше дело, наробразовское… Ну?
– Да вот это самое: никто не хочет, кому ни говорю – руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки… Очки вон надел…
– Смотрите, уже и очки помешали!
– Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Завгубнаробразом сердито покалывал меня маленькими черными глазами и из-под ницшевских усов изрыгал хулу на всю нашу педагогическую братию. Но ведь он был неправ, этот завгубнаробразом.
– Вот послушайте меня…
– Ну, что «послушайте»? Ну, что ты можешь такого сказать? Скажешь: вот если бы это самое… как в Америке! Я недавно по этому случаю книжонку прочитал, – подсунули. Реформаторы… или как там, стой! Ага! Реформаториумы[1]. Ну, так этого у нас еще нет.
– Нет, вы послушайте меня.
– Ведь и до революции с этими босяками справлялись. Были колонии малолетних преступников…
– Это не то, знаешь… До революции это не то.
– Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать.
– По-новому, это ты верно.
– А никто не знает – как.
Реформаториумы – учреждения для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, существовавшие в тот период в ряде стран. – Прим. ред.
Несколько нестриженных грязных фигур лениво двинулись к машине
Антон Семенович Макаренко
© ИП Сирота, текст, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Макаренко полагал, что воспитать человека – значит научить его:
1. Быть законопослушным.
2. Упорно трудиться.
3. Видеть завтрашнюю радость.
4. Уважать окружающих.
Правильный ответ вы сможете узнать, прочитав эту книгу…
Антон Семенович Макаренко
Антон Семенович Макаренко. «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества…»
Имя Антона Семеновича Макаренко в нашей стране давно стало нарицательным: по отношению к педагогам фраза «да вы просто Макаренко!» может прозвучать как в качестве выражения глубокого почтения, так и саркастически – если человек, например, явно не соответствует идеалам великого советского педагога и писателя…
Уже при жизни Антона Семеновича его заслуги как воспитателя и педагога были широко признаны. Правда, критики он все равно не избежал – и по сей день методы Макаренко, которые он сам подробно описывал в своих книгах, вызывают ожесточенные споры. Что допустимо, а что нет? Какие методы воспитания наиболее действенны? Всегда ли можно «спасти воспитанием» или бывают случаи, когда самый талантливый педагог уже не сможет ничего сделать? Давайте познакомимся с наследием великого педагога более подробно!
1 (13) марта 1888 – А. С. Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии.
1905 – после окончания педагогических курсов Макаренко начинает работать учителем в Кременчуге.
1914–1917 – учеба в Полтавском учительском институте.
1920 – начало заведования трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка близ Полтавы.
1927 – Макаренко начинает руководить детской трудовой коммуной ОГПУ им. Ф. Э. Дзержинского.
1933–1935 – издание частей «Педагогической поэмы».
1934 – Макаренко становится членом Союза писателей СССР.
1937 – переезд в Москву. С этого момента А. С. Макаренко занимается в основном литературной деятельностью.
1938 – выходит книга «Флаги на башнях», наряду с «Педагогической поэмой» – одна из известнейших в наследии педагога.
1939 – А. С. Макаренко скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Коллектив является воспитателем личности»
Антон Семенович Макаренко писал свои книги более восьмидесяти лет назад, но поднятые в них вопросы злободневности не утратили. Взаимоотношения личности и коллектива, грани дозволенного и недозволенного, допустимость наказаний и степени доверия педагога и воспитанника… «Педагогическая поэма», избранные главы из которой мы предлагаем вашему вниманию, начала издаваться по главам в 1933 году. В этой книге руководитель колонии имени М. Горького подробно описывает свой опыт «перевоспитывания» несовершеннолетних преступников и беспризорников при помощи принципов, которые сейчас считаются основой «системы Макаренко»: общественно-полезный труд, общее управление жизнью коллектива, доверие… и в то же время жесткая схема «можно и нельзя» и строгая ответственность.
Многих – и тогда, и сейчас – раздражала строгость педагогической системы, которую разрабатывал Антон Семенович, много было сломано копий вокруг вопроса о том, можно ли вообще воспитывать путем строгих ограничений и коллективной взаимной ответственности? Но, возможно, лучшим ответом на этот вопрос будет тот факт, что в трудовой колонии Макаренко становились вполне уважаемыми членами общества те, на кого давно махнули рукой даже органы правопорядка. А также то, что, по мнению знаменитого педагога, воспитатель всегда должен начинать процесс воспитания с себя самого. И именно к себе предъявлять наиболее высокие требования.
Да, не все колонисты смогли победить себя и свернуть с «кривой дорожки». Но, согласитесь, даже несколько сотен, несколько десятков человек (или даже просто несколько человек), сумевших благодаря «системе «Макаренко» стать достойными людьми, – э то уже немало. А в реальности их отнюдь не несколько десятков, а намного, намного больше. А уж на скольких людей оказала положительное влияние «Педагогическая поэма», вряд ли вообще можно подсчитать. И в наше неспокойное время с его смутными ориентирами изучение «Педагогической поэмы» Макаренко, возможно, станет для кого-то открытием.
С преданностью и любовью нашему шефу, другу и учителю Максиму Горькому
Разговор с завгубнаробразом
В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал: – Вот что, брат, я слышал, ты там ругаешься сильно… вот что твоей трудовой школе дали это самое… губсовнархоз…
– Да как же не ругаться? Тут не только заругаешься – взвоешь: какая там трудовая школа? Накурено, грязно! Разве это похоже на школу?
– Да… Для тебя бы это самое: построить новое здание, новые парты поставить, ты бы тогда занимался. Не в зданиях, брат, дело, важно нового человека воспитать, а вы, педагоги, саботируете все: здание не такое, и столы не такие. Нету у вас этого самого вот… огня, знаешь, такого – революционного. Штаны у вас навыпуск!
– У меня как раз не навыпуск.
– Ну, у тебя не навыпуск… Интеллигенты паршивые. Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек – по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят. Мне говорят: это ваше дело, наробразовское… Ну?
– Да вот это самое: никто не хочет, кому ни говорю – руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки… Очки вон надел…
– Смотрите, уже и очки помешали!
– Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Завгубнаробразом сердито покалывал меня маленькими черными глазами и из-под ницшевских усов изрыгал хулу на всю нашу педагогическую братию. Но ведь он был неправ, этот завгубнаробразом.
– Вот послушайте меня…
– Ну, что «послушайте»? Ну, что ты можешь такого сказать? Скажешь: вот если бы это самое… как в Америке! Я недавно по этому случаю книжонку прочитал, – подсунули. Реформаторы… или как там, стой! Ага! Реформаториумы[1]. Ну, так этого у нас еще нет.
– Нет, вы послушайте меня.
– Ведь и до революции с этими босяками справлялись. Были колонии малолетних преступников…
– Это не то, знаешь… До революции это не то.
– Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать.
– По-новому, это ты верно.
– А никто не знает – как.
Реформаториумы – учреждения для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, существовавшие в тот период в ряде стран. – Прим. ред.