Никаких рисков потери авто в будущем
Никаких рисков потери авто в будущем
Mercedes C250
Год выпуска: 2014
Пробег: 110000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 1800
Цвет: Серый
Nissan Rogue
Год выпуска: 2017
Пробег: 94000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 2500
Цвет: Серый
Volkswagen Touareg
Год выпуска: 2013
Пробег: 223000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 3600
Цвет: Черный
Ford Fusion
Год выпуска: 2016
Пробег: 120000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 2000
Цвет: Черный
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОКУПКИ ЗАЛОГОВОГО ИЛИ КОНФИСКОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ
Вы можете выбрать автомобиль, находящийся в залоге у банка. Список выставленных авто отечественных и зарубежных производителей постоянно обновляется.
— Низкая цена.
— Юридическая чистота сделки.
— Никаких рисков потери авто в будущем.
1. Выбрать автомобиль в каталоге сайта и связаться по электронной почте, указанной в карточке авто.
2. Провести осмотр понравившегося транспортного средства с представителем Банка.
3. Договориться об условиях реализации, заключить договор купли-продажи и уехать домой на своем автомобиле!
Автомобиль — плохая трата денег. Он дешевеет уже при выезде из гаража
Что происходит на российском рынке авто?
По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2021 года в России было зарегистрировано около 60 млн автомобилей. Большая часть транспортных средств (76%) приходится на легковые машины — их около 45 млн. На втором месте — легкие коммерческие автомобили, которых насчитывается 4,19 млн или 7%. За последние десять лет российский автопарк вырос на 31%, а средний возраст транспортных средств составил около 15 лет. Среди легковых машин он меньше — 13,9 лет, а 40% из них не старше 10 лет.
В 2020 году рынок автомобилей столкнулся с дефицитом, и он до сих пор продолжается. И сохранится до конца года и более, рассказал «Автостату» директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. Разрыв между спросом и предложением сократится в конце 2022 года или в начале 2023-го, считает гендиректор компании АВТОDOM Андрей Ольховский.
Сейчас основная причина дефицита — снижение производства микрочипов. Дистрибьюторы поднимают цены, однако спрос не падает. За первую половину октября цены повысили 25 автопроизводителей, представленных на рынке России. Российские дилеры тоже влияют на стоимость машин — навязывают дополнительное оборудование и тем самым прибавляют к стоимости машин до ₽1 млн. По мнению независимого эксперта рынка Артема Самородова, дилеры добровольно не откажутся от прибыли, а повлиять на них могут только автопроизводители.
Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что рост цен на автомобили не остановится в ближайшие полтора года, так как сейчас дефицит на рынке только усиливается. По его словам, некоторые производства останавливаются, есть серьезная нехватка по компонентам, которую в ближайшее время не устранят, и автопромышленности опять не хватит деталей. Об этом он рассказал Autonews.ru.
«Сейчас уникальная ситуация сложилась на российском автомобильном рынке. Резко подорожали новые автомобили, вслед за ними подтянулись автомобили с пробегом, и, соответственно, дефицит на рынке. Он провоцирует то, что новых машин крайне мало и они стоят с существенным дополнительным оборудованием», — отметил директор «Автостата» Сергей Целиков.
Таким образом, те, кто купил машину 1,5-3 года назад, могут сейчас продать ее дороже, даже если она уже с пробегом. Целиков отметил, что 2,5 года назад купил подержанный Volkswagen Tiguan за ₽900 тыс. Теперь этот автомобиль с пробегом в 40 тыс. км оценивают примерно в ₽1,1 млн, то есть на ₽200 тыс. дороже.
По данным «Автостата», с сентября 2014 по июнь 2021 года средняя цена подержанных автомобилей выросла на 66%, а машин в возрасте до семи лет — на 132%. В сентябре 2014 года рубль резко упал по отношению к мировым валютам, что отразилось на ценах. С этого времени до 2020 года стоимость подержанных машин в основном росла постепенно, однако в четвертом квартале прошлого года произошел резкий скачок. Ситуация не стабилизировалась и цены продолжают расти, добавили в «Автостате».
Однако если купить машину сейчас, то неизвестно, можно ли будет продать ее дороже в будущем или она подешевеет, отметил Целиков. Независимый эксперт Артем Самородов рассказал «РБК Инвестиции », что автомобили могут продолжить постепенно дорожать, но никто не знает, будет ли это продолжаться и как долго. По его мнению, цены могут откатиться назад, как это произошло в 2015 году.
Как быстро дешевеет машина?
Директор компании Gruzdev Analyze Александр Груздев отмечал, что покупка машины — это всегда потеря денег, так что автомобиль точно не является инвестицией. По его словам, через пять лет потери составят 40-60% от стоимости машины.
Аналитики «СберАвтопарк» и агентства Russian Automotive Market Research тоже отметили, что на снижение стоимости машины в значительной степени влияют популярность модели и срок ее пребывания на рынке — чем он меньше, тем ниже потери.
Они выяснили, что потеря стоимости — основная статья расходов во владении автомобилем. В среднем цена машины падает на 29,3% за три года. Больше всего теряют компактные кроссоверы (34%), а вслед за ними идут легковые автомобили классов C (31,8%) и D (31,6%). Автомобили класса В дешевеют на 27,9% за три года, а среднеразмерные кроссоверы — на 21,3%. Тем не менее, в рамках одного сегмента цифры могут различаться. В частности, Volkswagen Tiguan теряет в цене 42%, а Hyundai Creta — 18%.
Востребованная модель на рынке подержанных автомобилей — это Toyota Camry, рассказал Груздев. По его словам, за три года она подешевеет примерно на 27%. Ее прямой конкурент Volkswagen Passat — на 30%, а аналогичная модель Hyundai Sonata — на 40%.
По данным исследования «Автостата», китайские автомобили отстают от массмаркета по показателю сохранности остаточной стоимости машины, то есть они теряют в цене больше других марок. В частности, в первом квартале этого года стоимость трехлетних машин из сегмента массмаркета сохранялась на 95,4%, а китайских — на 86,5%.
Груздев отметил, что в премиальном сегменте автомобилей ценится быть первым владельцем машины, купить ее новой. Поэтому такие автомобили очень быстро дешевеют. За 2-3 месяца они могут потерять 20-30% стоимости, а за пару лет половину и даже больше, рассказал он. По его словам, у премиальных марок в базовой комплектации потеря стоимости будет наименьшей.
Как выяснили в «Автостате», что среди полноразмерных трехлетних внедорожников премиум-сегмента лучший результат по сохранности остаточной стоимости показывает модель Lexus LX. По этому показателю она также лидирует и среди пятилетних машин. По итогам 2020 года эта модель, купленная в 2015 году новой, сохраняла в среднем 75,3% своей первоначальной цены.
Сколько стоит содержать машину: топливо, страховка, налоги
Средняя стоимость владения автомобилем также зависит от сегмента, марок и моделей. У автомобиля класса В самая большая статья расходов — это топливо, а у среднеразмерных кроссоверов — выплаты по кредитам. В классе D основная часть трат приходится на страховку, говорится в исследовании «СберАвтопарк» и Russian Automotive Market Research.
По его данным, самый дешевый во владении автомобиль — Lada Granta, так как новый автомобиль стоит недорого, соответственно, расходы на кредит меньше, а также ниже уровень расходов на обслуживание. В год на нее нужно тратить ₽273 тыс. Самой дорогой машиной по затратам стала Toyota Camry, расходы на которую составляют ₽640 тыс. В первую очередь из-за больших расходов на кредит и страховку.
Посмотрим на другое исследование — в «Яндексе» выяснили, что снижение стоимости машины или амортизация — самая большая статья расходов, на которую в среднем приходится 53% потерь. На втором месте идет каско (22%), а за ним следуют затраты на топливо (13%).
Для примера возьмем условный Ford Focus. Посмотрим изменение его стоимости с помощью калькулятора, который подготовил «Яндекс» на основе данных своих сервисов. Он устанавливает среднюю цену на эту марку автомобиля в размере ₽1,45 млн. Калькулятор подсчитал, что за три года стоимость машины снизится на ₽417 тыс.
Условия следующие: машину используют для поездок на работу пять дней в неделю, а расстояние до офиса в одну сторону — 20 км. Кроме того, летом каждые выходные на автомобиле добираются до дачи и обратно, расстояние — 100 км в одну сторону.
С помощью калькулятора посмотрим, сколько примерно может стоить владение автомобилем — за три года на него может уйти ₽470,8 тыс., то есть около ₽156,9 тыс. в год. В общую сумму входят:
Техобслуживание раз в год: ₽49 838
Мойка два раза в месяц: ₽25 920
Шиномонтаж два раза в год: ₽14 640
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале
На моем канале много мужчин. Почти 90%. А практически все мужчины интересуются автомобилями. Дамы тоже любят красивые машинки. И автомобиль сейчас есть практически в каждой семье.
Равнодушных к автомобильной тематике не много. Некоторые люди даже регулярно обновляют свой автопарк, так сказать, для удовольствия. Кто-то хочет, чтобы было как у всех или немножечко даже получше. Многие относятся к автомобилю как к показателю статуса, а для кого-то машина средство заработка.
Как вы поняли, сегодняшняя тема – это владение автомобилем.
Естественно, поговорим о владении автомобилем с инвестиционной точки зрения.
Я же здесь про инвестиции.
Не переключайтесь, и вы узнаете, что автомобиль делает вас беднее и довольно активно. Узнаете истинную стоимость автомобиля и поймете каким образом автомобиль приближает вас к нищете на пенсии, а может даже и раньше. Покажу цифры и расчеты. Дам советы.
Каждый день вижу на улице множество красивых и дорогих автомобилей. Они притягивают взгляд. Меня эта тематика тоже интересует. Я могу долго говорить об автомобилях. Но сегодня не об этом, а о том, что многие из этих красивых и дорогих машин куплены не просто на последние деньги, а еще и в кредит. И о том, как это влияет на наше финансовое будущее.
Информация будет полезна и тем, кто купил шикарную иномарку не на последние. Ни к чему призывать не буду, просто посмотрите, как реально влияет наличие автомобиля на ваше будущее благосостояние. Узнайте истинную цену автомобиля.
Я, к примеру, могу себе позволить любую машину. Многие мои зрители на канале знают, что у меня инвестиционный портфель более 20 млн. руб., но мне не приходит в голову купить себе Порш и оттянуться по полной. Машина у меня существенно попроще.
Итак, у нас с вами всегда есть выбор: потратить деньги сейчас или сберечь и инвестировать. И мы решаем, насколько желаемый автомобиль является необходимостью.
Конечно, уровень комфорта вырастет, если автомобиля у вас не было. Хотя, это далеко не факт, особенно, если вы живете в пробочном городе.
А вот вырастет ли у вас уровень комфорта значимо, просто при смене автомобиля на новый – это уже вопрос. Возможно, в этом случае вам просто хочется поднять уровень собственной самооценки, если, конечно, речь не идет о замене старого небезопасного автомобиля. Но это вам решать. Это ваша конкретная ситуация.
Я же просто покажу цифры и логику рассуждений о необходимости наличия автомобиля с точки зрения выгодности для будущего благосостояния.
Автомобиль – это крупная единовременная трата и постоянные расходы в течение времени владения им.
Возьму в расчет не массовый Солярис или продкуцию Автоваза. Ничего, кстати, не имею против этого. Но рассмотрю то, что ближе мне. Уж простите меня за это. В расчетах важен принцип, а не конкретная марка или класс автомобиля.
Возьму в рассмотрение кроссовер среднего ценового уровня, стоимостью 1 700 000руб. Не исключаю, что многие, как и я, рассматривают возможность владения таким автомобилем.
Кроме единовременных затрат на покупку есть еще затраты владения и обслуживания.
Ежегодные расходы:
Некоторые цифры возьму из своего опыта, некоторые просто примерные. Вы сможете подставить свои.
На смену через пять лет понадобится 600000рублей, делю эту сумму на 5 и получаю 120000руб в год. Вы подставляете свои цифры, возможно вы покупаете подержанные автомобили, а в этом, на мой взгляд есть смысл.
Получилось 272 000 руб. в год.
Просто для справки, в месяц – это 22660руб. Довольно не мало, согласитесь. Осознайте это. В месяц ваш автомобиль подобного класса забирает от вашего бюджета похожую сумму. Это конечно же с учетом его будущей замены на другой.
Если бы у вас не было такой машины, то вы не потратили 1 700 000 руб сразу и не тратили бы 272 000 руб. ежегодно на ее содержание.
Однако, если бы у вас не было бы машины, то, наверняка, вы бы потратили какие-то деньги на транспорт, туда вошли бы автобус, метро, такси или каршеринг. Я возьму примерно 90 000руб на подобные траты. Посчитал примерно, метро, автобус, каршеринг и такси, всего по-немногу.
Из ежегодных затрат на автомобиль 272000 вычитаю эту сумму и получаю 182000руб. То есть вычел ту сумму, которую потратили бы в любом случае если бы не было машины. Сумму, которую сэкономить не удастся.
Сразу потрачено 1,7 млн и ежегодно тратится 182 000руб дополнительно.
Далее, рассмотрим долгий период. Например, 20 лет. За это время сменится несколько автомобилей. Напомню, я предложил для расчета менять автомобили раз в 5 лет.
Если же не покупать автомобиль, то можно, например, инвестировать эти деньги. Думаю, что вы не удивлены такому предложению, канал-то про инвестиции.
Что получится если инвестировать.
Мы сразу инвестируем 1,7 млн и ежегодно добавляем 182 000рублей, которые мы бы потратили если бы владели этим авто, а при отсутствии авто эта сумма как будто добавляется к общей инвестиционной сумме.
Я уже не однократно в своих роликах говорил, что на длительном периоде времени акции на фондовом приносят 5-7% ежегодной доходности над инфляцией, то есть за вычетом инфляции. Этому есть статистические подтверждения. Это не консервативно и не агрессивно. Это реальные цифры.
Вот я и предлагаю для расчета взять 6%. Внимание. Еще раз! Эти 6% процентов уже за вычетом инфляции.Над инфляцией.
То есть я таким простым наглядным способом учту инфляцию в этих расчетах. Вы можете сделать по-другому. Здесь важен принцип.
Смотрим на таблицу:
Так вот, через 10 лет начальный капитал вырастет более, чем в 2 раза. При этом рост капитала будет обгонять инфляцию, чуть раньше я объяснил почему, а это означает, что и покупательная способность капитала тоже будет расти. И на эти деньги можно будет купить уже почти 2-е с половиной машины такого же класса через 10 лет. Ну это просто, для справки.
Через 20 лет инвестированный капитал вырастет почти в 7 раз.
Это нормально. Так работает сложный процент.
Кстати, я заметил, это совпадение, что этот капитал через 20 лет похож по величине на мою российскую часть инвестиционного портфеля. Около 11 млн. рублей. А она, в свою очередь, мне сейчас приносит дивидендами в месяц около 50 000руб. Многие уже знают, что я называю такие дивидендные выплаты «Моя Дивидендная Зарплата». Для тех, кто не в курсе, на канале есть видео об этом со всеми подробностями по дивидендным выплатам и эмитентам.
С у четом того, что я в расчетах уже учел инфляцию, то это будут 50000руб с покупательной способностью сегодняшних дней. То есть, сумма в разы больше будущей пенсии.
Надеюсь, это понятно. То есть, как и сейчас 50 000 рублей больше текущей пенсии, так в будущем поток от того капитала будет примерно на столько же превышать будущую пенсию.
Я не знаю какая будет пенсия в России через 20 лет. Предположу, что останется на том же уровне что и сейчас по уровню покупательной способности, просто будет увеличенна на инфляцию.
Так вот, я не знаю величину будущей пенсии. Но точно понимаю, что дополнительно ежемесячно получать еще и сумму в 3-5 раз большую, чем величина пенсии, хотел бы каждый. Спросите об этом сегодняшних пенсионеров. Ответ будет однозначный.
Вот это и есть истинная стоимость вашего автомобиля!
А теперь самое интересное и болезненное для владельцев хороших автомобилей на последние деньги. У человека, который будет инвестировать в итоге, например, окажется на руках капитал, генерирующий растущий доход, как мы выяснили довольно ощутимый.
А у автолюбителя, владеющего все это время разными автомобилями, будет на руках стареющая и дешевеющая машина к моменту окончания двадцатилетнего периода ну или к пенсии, что не важно. И полное отсутствие капитала. Что для вас лучше к пенсии, каким путем пойдете вы – решать, как вы уже догадались, Вам самим!
И то, я не брал в расчет КАСКО, что желательно. И не рассматривал возможные серьезные аварии по вашей вине, которые существенно могут изменить расчет в худшую сторону. Не рассматривал смену автомобиля чаще чем 5 лет.
Ну ладно, не буду нагнетать. По-моему, все и так очевидно.
А про автомобиль, периодически покупаемый на последние деньги и в кредит даже и говорить не хочется. Это прям куча денег на ветер! Это преступление против собственного финансового будущего! По-другому и не скажешь!
Такой расчет, с учетом кредитов, вы можете сделать сами ну или в будущем я рассчитаю еще и кредитный автомобиль.
Тем же согражданам, которые не видят для себя жизнь без красивого и статусного автомобиля. Что посоветовать? Да ничего. Если это для вас так важно, то владейте на здоровье, не наступать же на горло собственной песне. Пенсия потом сюрпризом будет. А вот тем, кто стоит перед выбором, надеюсь моя статья поможет сделать более правильный выбор.
Хочу вам пожелать удачных инвестиций!
До скорой встречи на канале Финансовая Независимость!
Всем большого профита!
И да пребудет с вами сила сложного процента!
Никаких рисков потери авто в будущем
Hyundai Genesis
Год выпуска: 2013
Пробег: 49000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 2000
Цвет: Черный
BMW 318
Год выпуска: 2015
Пробег: 240000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 2000
Цвет: Черный
Ford Escape
Год выпуска: 2014
Пробег: 96000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 1600
Цвет: Белый
Audi A7
Год выпуска: 2013
Пробег: 155000 км
КПП: Автоматическая
Объем двигателя (см3): 2998
Цвет: Синий
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОКУПКИ ЗАЛОГОВОГО ИЛИ КОНФИСКОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ
Вы можете выбрать автомобиль, находящийся в залоге у банка. Список выставленных авто отечественных и зарубежных производителей постоянно обновляется.
— Низкая цена.
— Юридическая чистота сделки.
— Никаких рисков потери авто в будущем.
1. Выбрать автомобиль в каталоге сайта и связаться по электронной почте, указанной в карточке авто.
2. Провести осмотр понравившегося транспортного средства с представителем Банка.
3. Договориться об условиях реализации, заключить договор купли-продажи и уехать домой на своем автомобиле!
Никаких рисков потери авто в будущем
Неопределенность и риск — главная трудность и главный шанс бизнеса.
— Дэвид Хертц, американский математик и аналитик
Составляющие успеха в бизнесе – это труд, профессионализм и … УДАЧА. Удача в данном контексте понимается как вероятностный характер благоприятного/ неблагоприятного стечения обстоятельств для бизнеса. Как следствие – необходимость принимать бизнес-решения в условиях неопределенности и часто неблагоприятных условиях, чреватых разнообразными угрозами для бизнеса: внешними и внутренними. Такими как, например: рыночная конъюнктура (возможность/ невозможность получения прибыли от вложенных средств), политическая ситуация (для бизнеса и бизнесмена), ресурсные риски (обеспеченность/ необеспеченность решения необходимыми ресурсами для достижения результата), риски compliance (давление разнообразных регуляторов на бизнес в целом и конкретную компанию), «человеческий фактор» (ошибки исполнителей, обеспеченность ресурсами необходимого профессионального уровня) и многие другие.
Как известно, эффективность бизнеса определяется результатом. Но проблема в том, что в бизнесе никогда нельзя говорить о ГАРАНТИРОВАННОМ результате. Нужный результат может быть достижим лишь при определенных условиях, обстоятельствах. То есть, если принять, что они (обстоятельства) неизменны (или относительно неизменны,) только тогда можно гарантировать/ прогнозировать результат. Главное же, что делает бизнес рисковым занятием – это то, что условия его функционирования не являются константой, носят вероятностный характер. Отсюда и бизнес решения можно предпринимать, предполагая то или иное развитие обстановки с той или иной вероятностью. И вероятность эта может касаться тех или иных угроз и опасностей для бизнеса разного качества, интенсивности и последствий в случае реализации.
Поэтому, предпринимательство ВСЕГДА связано с определенной смелостью в принятии решений, подразумевает решимость идти на определенные риски. Прежде всего – риски своими деньгами, вложениями. Таким образом, бизнес-эффективность напрямую связана с умением управлять в ситуации неопределенности, работать с рисками, снижая вероятность негативного развития событий и повышая вероятность нужного результата. Именно в этом суть предпринимательства – принимать решения и действовать для достижения поставленных целей в ситуации неопределенностей и угроз.
Определение. Предпринимательский риск — это опасность того, что фирма не достигнет запланированных результатов. Таким образом, вложенные средства, ресурсы, время и силы будут потеряны. Риск также понимается как опасность появления экономического урона в процессе ведения бизнеса.
Не зря говорят: «Кто не рискует тот не пьет шампанское!»: предпринимательство и риски – два неразлучных понятия.
В теории инвестиций эта связь является ключевой. И выражена в закономерности, что Риск и Доходность – неразлучны, взаимосвязаны и взаимозависимы!
Этот означает, что рассчитывать на высокую доходность в большей степени можно при высоких рисках. И наоборот, чем ниже риски потерять инвестиционные средства – тем ниже предполагаемый доход.
То есть, желание заработать побольше, как правило, предполагает рисковые вложения.
Вот что пишет в своей книге «Разумный Инвестор» Бенджамин Грэхем по этому поводу:
«Старый проверенный принцип гласит: тот, кто не желает рисковать, должен довольствоваться относительно низким уровнем доходности вложенных средств. Именно из этого исходит основная идея инвестиционной деятельности: уровень доходности, к которому стремится инвестор, находится в определенной зависимости от степени риска, который он готов нести».
Этот принцип иллюстрирует следующая диаграмма. На которой показана зависимость доходности от рискованности вложений в разных типах инвестиционной деятельности.
Отсюда можно описать два разных типа поведения инвесторов:
При этом такое поведение не обязательно является постоянным. Чаще всего у инвестора чаша весов в его мотивационном состоянии качается то в сторону желания больше заработать (алчности по поводу грядущей прибыли), то в сторону страха потерять свои средства. Можно даже сказать, что такое поведение в какой-то степени циклично.
Из личных наблюдений могу сказать, что у предпринимателя, также, как и у инвестора есть две поры, которые с периодичностью сменяют друг друга:
Резюме вышесказанного: Вопрос рисков актуален для любого бизнесмена/ предпринимателя/ инвестора/ менеджера. Любой предприниматель, руководитель, озабоченный долгосрочной устойчивостью своего бизнеса, уделяет управлению бизнес-рисками первостепенное значение! И лучше встроить управление рисками в структуру управления бизнесом, сделать такое управление частью общей управленческой системы. Этот тот случай, когда не работает формула: «лучше поздно, чем никогда». Заниматься рисками только в случае их реализации может быть уже как раз поздно. Рисками лучше и проще заниматься до их реализации, работать с ними профилактически, оценивать все бизнес решения с точки зрения их последствий и вероятности реализации. Только тогда деятельность в бизнесе приобретает законченный, завершенный вид, и не носит характер авантюры, «махновщины», как у нас любят – «на авось», «Бог не выдаст, свинья не съест». Разумное управление предполагает разумные, взвешенные решения. И риск в бизнесе возможен и часто необходим. Но это должен быть – разумный, просчитанный риск!
Основные подходы к управлению бизнес-рисками
Как я написал ранее, вся бизнес деятельность, каждое бизнес решение сопровождаются разнообразными рисками. И бизнесмен каждое свое решение взвешивает с точки зрения угроз, опасностей – рисков, которые могут реализоваться. И только после этого выбирает свою относительно безопасную бизнес траекторию, которую сопровождает комплексом действий и мероприятий, чтобы опасностей стало меньше, чтобы они стали маловероятными (не реализовались) или несущественными для бизнеса (их последствия в случае реализации). По сути, это такая «доброкачественная» паранойя, которая диктует бизнесмену выстраивать многоуровневую защиту от возможных опасностей. Главное в этом – чувство меры, чтобы такая паранойя не перешла в «злокачественную» болезнь. Рисков и опасностей, которые могут подстерегать бизнес – неисчислимое множество. И если пытаться учитывать их все, и управлять ими всеми, не хватит никаких ресурсов, и бизнес можно просто закрывать.
Где же та разумная золотая середина? Которая позволит все же учесть фактор рисков для бизнеса, и не превратит его в бизнес-паранойю? Чтобы мероприятия по управлению рисками не заменили и не заслонили сам бизнес.
Основная идея. Алгоритм
Разумное управление рисками предполагает соблюдение нескольких важных правил:
1. Из всего множества бизнес-рисков нужно выбрать наиболее важные, критичные для бизнеса
Не нужно пытаться управлять всеми возможными рисками. Не все риски одинаково критичны для бизнеса. И у всех рисков разная вероятность их реализации. Исходя из этого, нужно выбрать наиболее важные риски, реализация которых может нанести существенный урон бизнесу и вероятность реализации которых нельзя не учитывать.
К примеру, наводнение может нанести бизнесу существенный урон? – да. Но какова вероятность наступления этого события? – мизерна. Нужно ли тратить ресурсы на покупку спасательных жилетов, лодок, разрабатывать комплекс мероприятий и обучать ему персонал на случай наступления? – нецелесообразно! С очень высокой вероятностью эти затраты будут пустыми.
Ну и третий пример. Нужно ли быть готовым к неплановому приходу контролирующих органов, особенно в случае конфликтов и трений с конкурентами или контрагентами? Давайте подумаем критично ли это для бизнеса? Для этого оцениваем вероятность наступления такого события – скорее всего она существенна, то есть событие возможно. И каковы могут быть последствия? – они также существенны! Это могут быть как приличные штрафы, так и полная остановка бизнес-деятельности, и существенные убытки. Вот и ответ – это риск критичен с точки зрения последствий и может наступить со значительной вероятностью (которую нельзя не учитывать). Значит, нужно выделять ресурсы для отдельного управления этим риском и профилактики его наступления.
Таким образом, первое, что нужно сделать при управлении рисками – выделить те из них, которые критичны для бизнеса с точки зрения последствий и вероятны с точки зрения их реализации. И сосредоточиться на них.
Ресурсы бизнеса не безграничны. И чем больше тратится ресурсов в процессе управления, тем менее он рентабелен, менее эффективен. Поэтому один из важнейших вопросов управления бизнесом – вопрос оптимального использования ресурсов. Выделение ресурсов на управление рисками – означает повышение издержек и себестоимости производимой продукции. Очень важно поэтому в управлении рисками соблюдать принцип «необходимой достаточности». Первое – не пытаться управлять всеми рисками (см. выше). Второй пункт этого правила – больше ресурсов выделать на значимые риски. Перераспределять ресурсы по приоритетности задач (значимости рисков).
3. Осуществлять мероприятия, направленные на недопущение реализации рисков
Риск реализовавшийся несет, как правило, существенные опасности и потери для бизнеса. Зачастую гораздо дешевле осуществлять мероприятия по его недопущению и снижению вероятности его реализации. Нежели бороться с последствиями уже реализовавшегося риска. Это как бороться с последствиями какой-то катастрофы (наводнения, пожара, засухи) – сразу перед глазами картинки из новостей со страшными последствиями и работа чрезвычайных команд МЧС. Ведь гораздо проще (и приятнее) системно реализовывать мероприятия по их профилактике – постройка дамбы, ирригационных систем, проведения противопожарных мероприятий и т.п. Хотя они тоже требуют средств, затрат. Но значительно меньших.
Приведу примеры, которые ближе к бизнесу:
Множество рисков, сопровождающие бизнес-деятельность означают, что часть из них может реализоваться. И реализуется (где-то больше, где-то меньше). Даже если вы управляете рисками, снижаете профилактическими мероприятиями вероятность их наступления, но все равно какие-то из них реализуются. Я не знаю ни одного бизнеса, где бы все было гладко, в соответствии с планами и прогнозами. Обязательно случаются и реализуются те или иные сложности, опасности – риски.
Для бизнеса на этот случай важно действовать быстро, оперативно и разумно. Главная задача – минимизация последствий и потерь.
Таков общий алгоритм управления рисками в бизнесе. Идея проста: контроль над рисками и готовность к ним – суть управления рисками. Результат – количество реализовавшихся рисков минимально, а их последствия некритичны для бизнеса.
Карта рисков. Зоны рисков
Важнейший пункт в управлении рисками – их идентификация (определение списка рисков для бизнеса) и приоритезация (упорядочение по важности).
Как выше я показал, чтобы оценивать риски по их важности/ критичности для бизнеса, целесообразно использовать два параметра:
Эти параметры позволят разумно оценить риски, приоритезировать с точки зрения критичности для бизнеса и далее спланировать ресурсы, с учетом приоритетов.
Имея два параметра для оценки рисков, можно построить двухмерную «карту рисков» и разместить их в ней с учетом оценок по двум параметрам (осям).
Получаем примерно следующую картину с условным разделением на зоны:
Такое представление позволяет расставить в этой диаграмме все риски, после их оценки. И далее – получить наглядную аналитическую диаграмму всех рисков бизнеса. Это облегчает принятие решения по приоритезации рисков и выделению ресурсов на их управление.
На картинке мы имеем 4 условные аналитические зоны:
Такая модель построения карты рисков бизнеса – несколько упрощенная, но в сути своей моделирует основное – выделение на двумерной плоскости зон приоритетов. На основе оценок рисков по степени вероятности их реализации, и по тяжести последствий для бизнеса, если эти риски реализуются.
Карта рисков в бизнесе
Пример «Карты рисков» в SCIM
Последствия от реализации рисков, как правило, выражаются в денежной форме. Что логично, риск для бизнеса – это, прежде всего, возможные убытки. Но также могут оцениваться и репутационные последствия, которые также, в итоге, повышают вероятность убытков для бизнеса, несут угрозу для реализации его стратегических целей.
Управление рисками становится конкретным и наполненным содержанием, когда акционеры/ топ-менеджмент четко формулируют критерии идентификации рисков и их оценки для позиционирования на карте рисков. Тогда оценка критичности риска и его приоритезация – во многом дело техники.
В бизнесе риски — это не просто абстрактные несчастья и неудачи. Они всегда имеют отношение к целям и проектам бизнеса. Например, авария с участием сотрудника – это неприятность, но не риск для бизнеса (если только это – не ключевой сотрудник). Очень плохая погода – дискомфорт, но если она не влияет на цели бизнеса, то это не риск. И т.д. Рисками для бизнеса являются те вероятные события, которые негативно влияют на цели бизнеса и его проекты.
В каждом проекте, функционале ответственные работники знают такие возможные негативные события и стремятся их избежать. Относительно точно могут их предсказать и описать (если это компетентные и профессиональные сотрудники). Поэтому, для управления рисками, первая задача – составить реестр таких событий/ рисков. Идентифицировать их.
Для этого нужно определить по возможности полно, какие вероятные события могут бизнесу повредить. И описать такие события: определить источники таких рисков, их характеристики, классифицировать их относительно целей бизнеса и описать возможные негативные последствия. Так мы получим реестр (список) рисков бизнеса.
Пример реестра рисков в SCIM
Вторая задача – формирование карты рисков. После того, как список/ реестр рисков составлен, можно приступать к их анализу и оценке по тем параметрам, которые выделены на карте рисков.
После того, как каждый риск оценили по двум параметрам, можно расставлять их на карте рисков бизнеса по зонам чувствительности:
Как я писал в предыдущем разделе, нормы позиционирования на карте рисков по зонам – индивидуальны для каждого бизнеса и формируются акционерами, определяющими таким образом чувствительность/ устойчивость бизнеса к потерям/ негативным последствиям.
В итоге мы получим карту рисков бизнеса, полную картину по рискам с учетом их вероятности наступления и негативных последствий которые могут наступить.
Пример «Карты рисков» в SCIM
Как мы с вами определили ранее, риск в бизнесе – негативное событие, несущее потери и отрицательное влияние на цели бизнеса и его проекты. Но! Событие ВОЗМОЖНОЕ, вероятное. Которое может и не случиться.
Как это влияет на рассуждения некоторых руководителей? Особенно отечественных, у которых не особо принято управлять рисками.
То есть существует вероятность, что не будет никаких негативных последствий? А значит, пока событие не наступило, можно работать в обычном ритме. И заниматься проблемами по мере их наступления. И нет смысла ими заниматься раньше времени и тратить на них ресурсы.
Такая перевернутая логика: «Неприятность (риск) может НЕ случиться! Зачем тогда ей заниматься?!». С одной стороны, такие рассуждения не лишены смысла с точки зрения затрат и экономии. Однако! Потери в случае наступления последствий от реализации рисков могут наступить значительные, не соизмеримые с затратами на управление рисками. Отсюда именно обратный посыл должен приниматься во внимание: «Существует вероятность потерь в случае реализации риска!».
Но, в российской бизнес-психологии доминирует непобедимый «Авось!». В России риск в большинстве случаев не воспринимается как проблема. Он же еще не наступил. А люди, выявляющие потенциальные проблемы (риски), рассматриваются как негативно мыслящие и/или не умеющие действовать. Это относится к тем предубеждениям, которые могут сильно навредить бизнесу.
Но закрывать глаза на потенциальные угрозы и риски может стать себе дороже. Потери могут быть значительные в случае реализации риска. Поэтому один из важнейших принципов: риск следует воспринимать как потенциальную проблему. И первая задача, из этого вытекающая – нужно всеми возможными методами избегать наступления риска, занимать проактивную позицию по отношению к нему, делать все возможное, чтобы риск не наступил. Это называется – комплекс профилактических мероприятий по предотвращению риска и/ или снижению вероятности его наступления.
Важно! Не допустимо реактивное управление рисками – «вот наступит неприятность, тогда и будем решать, что делать». Когда риск наступит, управлять им уже будет поздно, тогда придется уже фиксировать потери и купировать случившуюся неприятность (или катастрофу!). С риском нужно работать до того, как он случился. Это не дает заработать, но позволяет избежать потерь, что тоже важно для общей успешности, устойчивости бизнеса и его целей.
Выбор метода борьбы с риском должен основываться на результатах анализа. Чтобы бороться с врагом – нужно его знать. Для этого описываются причины/ источники наступления риска и его характеристики. И главное – описываются мероприятия, которые позволяют предотвратить или снизить вероятность реализации риска. Это выливается в итоге в план профилактических мероприятий по недопущению риска.
Пример плана и стоимости мероприятий по недопущению реализации риска
Описав методы и мероприятия по профилактике рисков, можно определить их стоимость. Что это может значить? Это значит стоимость специалистов, вовлеченных в мероприятия по недопущению рисков и другие возможные затраты (покупка оборудования и услуг, обучение и пр.) Такая оценка дает понимание объема необходимых ресурсов для управления как каждым из рисков, так всеми рисками в целом. И принимать соответствующие решения о распределении ресурсов. При этом – понятно, что первостепенное, приоритетное значение при распределении ресурсов будут иметь риски красной и желтой зоны. Как наиболее критичные для достижения целей бизнеса и проектов.
Итак, первое правило – проактивная позиция по отношению к рискам! Планирование и реализация мероприятий по недопущению рисков. Их профилактика.
Второе правило – нужно быть готовым к тому, что риск все же может реализоваться. Это означает не просто морально-психологическую установку на готовность к беде. Это означает именно практическую готовность к реализации риска. Знать, что в этом случае делать, как пройти это событие с минимальными последствиями и не дать бизнесу понести критические потери. Как минимизировать их и выправить ситуацию, нивелировать последствия реализации риска.
Как я отметил ранее, не бывает такого, чтобы ни один риск не случился. Поэтому знание рисков и прогноз последствий позволит подготовить план на случай его реализации: определить мероприятия, исполнителей и необходимые ресурсы.
Пример плана и стоимости мероприятий по нивелированию последствий на случай реализации рисков
Таким образом для управления рисками по каждому из идентифицированных рисков нужно иметь два плана действий:
Это составляет полный комплекс мероприятий по управлению рисками в бизнесе. Который дает понимание затрат по ресурсам и стоимости управления рисками в сравнении с возможными потерями. Что дает возможность принимать решения по распределению ресурсов в бизнесе и приоритезации задач в планах и проектах.
Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Истина очевидная, если твой бизнес не может покрыть потери от возможного риска, то идти на него – чистая авантюра, подвергающая бизнес угрозе ликвидации.
Есть еще одна важная подсказка, делающая управление рисками рациональным, разумным и целесообразным. Реализовывать комплекс мероприятий по управлению рисками имеет смысл тогда, когда стоимость этих мероприятий не превышает убытки в случае реализации этих рисков (последствия в денежной форме, взвешенные на вероятность реализации).
Как я писал в предыдущих пунктах, управление рисками – эта дополнительные затраты ресурсов и средств. Для бизнеса, руководства и персонала – это дополнительная нагрузка и затраты. Если же затраты на управление риском относительно высоки, выше, чем возможные потери от реализации рисков, то нет практического смысла управлять таким риском. Проще учесть сразу потери от реализации риска. Которые, кстати, могут и не случиться, поскольку риск может не реализоваться. То есть, надо учитывать и второй важный параметр риска – вероятность его реализации. Если и она невелика – то стоит задуматься, нужно ли тратить на управление им ресурсы.
Подытожим. Планировать мероприятия нужно на все идентифицированные и описанные риски. Хотя бы для того, чтобы оценить затраты на управление этими рисками. А вот приступать к реализации мероприятий планов по управлению конкретными рисками целесообразно с точки зрения бизнеса не всегда. Только в том случае, если стоимость таких мероприятий невелика относительно потерь от реализации риска. Как правило, в первую очередь это касается рисков красной и желтой зоны, как критических и существенных с точки зрения потерь от реализации и вероятности наступления. Риски зеленой зоны чаще всего важно просто учитывать, но не всегда разумно ими заниматься и тратить на них ресурсы.
Полномочия по управлению рисками
Резюмируя, я хотел поговорить в этом разделе о возможной модели принятия решений и распределения ответственности в управлении рисками. Модель рекомендуемая. Основанная на здравом смысле.
Проделав серьезную работу по идентификации и описанию рисков, мы получаем по бизнесу карту всех рисков (см. пример ниже).
Пример карты рисков бизнеса в SCIM
Предлагаемая модель опробована нами в бизнесе и доказала свою эффективность. В каждом бизнесе полномочия могут распределяться по-своему, индивидуально. Важен принцип: чем критичнее риски – тем выше должен быть уровень принятия по ним решений и контроля.
Особенности управления рисками при проектной организации бизнеса
Не бывает безрискового бизнеса, или такого бизнеса, в котором рисков мало. То, что рисков в бизнесе огромное количество, становится ясным после того, как все риски бизнеса и его проектов идентифицированы, описаны, составлены реестр и карта рисков. И это – основная проблема в управлении рисками. Большим количеством рисков управлять крайне сложно, на это нужно выделять значительный для бизнеса объем ресурсов, возникают сложности с приоритезацией и координацией в управлении рисками.
Приведу пример, как выглядела карта рисков в нашем бизнесе.
Пример сводной карты рисков бизнеса ГКВ
Как видно на картинке – идентифицировано более сотни рисков. За каждым из рисков стоит серьезная работа по его анализу, описанию, планированию двух комплексов мероприятий: по недопущению риска и по нивелированию последствий в случае реализации. Каждый риск проработан и по каждому из рисков подготовлен значительный объем данных для управления им. Совокупно — это очень большой объем информации.
Конечно, глядя на карту рисков, получаешь аналитическую информацию об общей «рискованности» бизнеса, но управлять таким количеством рисков крайне сложно. Такая укрупненная карта рисков не дает информации по деталям/ специфике каждого из рисков. Управление усложняется хотя бы просто потому, что быстро забывается, что стоит за каждой из цифр, сложно ориентироваться, легко запутаться, фокус внимания расплывается
Возможных подходов к управлению в такой ситуации три:
Итак, мы имеем три альтернативы:
— не заниматься управлением рисками,
— вкладывать значительные ресурсы и формировать систему «сверху вниз»,
— управлять рисками в проектах (при проектной организации бизнеса), формируя управление рисками «снизу – вверх».
Последняя схема выглядит органичной, изящной и привлекательной! Где же брать ресурсы на управление рисками в проектах? И почему ресурсов на управление рисками в проектах требуется, но незначительно больше, чем без такого управления?
Пример карты рисков проекта
Как видно из этой иллюстрации, карта рисков проекта выглядит гораздо проще, чем вышеприведенная совокупная карта рисков бизнеса в целом. Все (ТРИ. А НЕ 130!) риска, приведенных на ней, находятся под управлением ответственного менеджера, управляющего этим проектом. Общая карта рисков бизнеса носит аналитический/ информационный характер. Конкретное управление рисками происходит по индивидуальным картам рисков каждого их проектов. Таким образом:
Добавлю, что проблема выделения дополнительных ресурсов для управления рисками таким образом также значительно снижается. Тем, что управление и ответственность за него распределяется в компании по множеству менеджеров, а также обеспечивается их личная мотивация/ заинтересованность на управление рисками, а качество управления гарантируется личной погруженностью в тему проекта каждым из менеджеров.
Описанное решение («Управление рисками») было успешно внедрено в наш бизнес (бизнес группы компаний ВИАЛЬДИ – ГКВ). Бизнес был сложный, многоуровневый. Хотя сама компания была среднего размера (в ней работало около 100 сотрудников), но суммы, находившиеся под управлением, проходившие через компании, были очень значительными. Риски тоже были разнообразные (в том числе и высококритичные) и их было много (см. пример карты рисков бизнеса ГКВ в SCIM).
Пример карты рисков бизнеса в SCIM
Система прорабатывалась и «докручивалась» в течение нескольких лет. В итоге мы получили работающие механизмы управления рисками. При этом реализовывались в обязательном порядке планы мероприятий по недопущению рисков. А в случае реализации рисков (а такие были, и довольно серьезные) – запускались и исполнялись планы по нивелированию последствий реализовавшихся рисков.
Система по управлению рисками была создана нами не сразу и не вдруг. Для принятия этого решения мы созревали в процессе реализации других важных стратегических задач. После создания системы управления проектами, системы управления финансами, мы создали систему управления рисками Compliance (см. решение «Compliance»). Риски Compliance в нашем бизнесе были очень важны и критичны, поскольку наш бизнес находился под жестким контролем регулятора (ЦБ) и малейшие отклонения и ошибки карались сурово и существенно для нас.
После выполнения задач по контролю таких специализированных рисков мы задумались о более широкой системе, охватывающей все риски бизнеса. В результате обсуждений и анализа мы пришли к выводу, что существует и ряд других важных рисков помимо Compliance, которые также могут критически повлиять на бизнес. Чтобы подойти системно к этому вопросу, было принято решение – разработать общую систему управления рисками и проработать все риски бизнеса группы ГКВ.
Главная цель создания такой всеобъемлющей системы управления рисками- обеспечение долгосрочной устойчивости бизнеса. Был запущен отдельный внутренний проект (проект назывался «Поддержка.RM.Система») для нужд компании, целью которого были разработка и внедрение такой системы управления рисками. Видение (идеальная картинка по итогам реализации всех целей проекта) было нами описано следующим образом:
В соответствии с описанными в разделе «Подходы» алгоритмами, мы определили уровни вероятностей и последствий для карты рисков нашего бизнеса. Для этого акционеры определили границы зон рисков, учитывая его индивидуальную чувствительность к последствиям.
Как видно по структуре карты рисков были определены следующие уровни критичности по трем параметрам:
В итоге на карте рисков ГКВ мы получили 25 условных аналитических зон.
В итоге после проработки и внедрения системы управления рисками (проект «Поддержка.RM.Система»), мы получили все необходимые алгоритмы и шаблоны:
Все эти процедуры и алгоритмы были описаны и утверждены в регламентах компании:
Далее, для более качественного внедрения и администрирования системы управления рисками нами были приняты и реализованы следующие важные организационные решения:
После создания и принятия всех алгоритмов и процедур они были автоматизированы на платформе SCIM.
Наш кейс и проработка вопроса в ГКВ с автоматизацией системы управления рисками позволили:
В результате в ГКВ была внедрена и сформирована культура управления рисками. И получены следующие преимущества от внедрения системы:
Преимущества использование платформы SCIM для управления рисками
Управление рисками возникает в среде SCIM несколько раз:
Автоматизированная система управления рисками в SCIM представляет собой связную систему форм и модулей для консолидации и анализа информации по рискам, планированию мероприятий и контролю исполнения планов и задач по недопущению реализации рисков и нивелированию последствий, в случае их реализации.
SCIM – электронная платформа автоматизации процедур управления проектами и процессами бизнеса, электронный онлайн органайзер, панель управления компании и консолидации управленческой информации.
Преимущества, которые дает система SCIM в управлении рисками:
Для создания единой для всего бизнеса Карты рисков необходима индивидуальная настройка ее параметров, которая производится с учетом мнений акционеров. Настройка карты рисков производится именно под Ваш бизнес
Для формирования структуры карты рисков акционеры и топ-менеджеры задают диапазоны вероятностей реализации рисков (вертикальная шкала на карте рисков).
Пример установок по уровням вероятностей реализации рисков на карте рисков в SCIM
А также определяют диапазоны финансовых и репутационных последствий в случае реализации рисков (горизонтальная шкала на карте рисков)
Пример установок по уровням оценки финансовых последствий от реализации рисков на карте рисков в SCIM
Пример установок по уровням оценки репутационных последствий на карте рисков в SCIM
Пример присвоения зонам карты рисков уровней чувствительности (критичности): зеленой (green), желтой (yellow) и красной (red)
Причем такая идентификация производится децентрализовано – каждым менеджером проекта по своего проекту/ направлению. Чем обеспечивается качество проработки рисков, поскольку менеджеры проектов глубоко погружены в тему своих проектов. Формирование списка рисков/ реестра в системе осуществляется ответственными сотрудниками по каждому из направлений/проектов. Из которых в итоге автоматически складывается общий реестр рисков всех проектов/ направлений деятельности бизнеса в целом.
Пример составления списка (реестра) рисков бизнеса в SCIM
Каждый риск детально описывается ответственными менеджерами. По заданному списку важных параметров. Формируется спецификация каждого из идентифицированных рисков: вероятность и описание последствий его реализации, сумма финансовых и степень репутационных последствий в случае реализации риска, а также вероятность наступления таких последствий.
Пример формы описания риска в SCIM
При этом происходит автоматическое формирование наглядных Карт рисков для каждого из проектов/направлений бизнеса, а также консолидированной Карты рисков для всего бизнеса.
Пример карты рисков проекта в SCIM
Пример консолидированной карты рисков бизнеса в SCIM (автоматически формируется как суммарная карта по всем проектам бизнеса)
В системе происходит автоматическое уведомление ответственных сотрудников о необходимости формирования реестра рисков по вновь добавленным проектам/направлениям бизнеса, об ожидающих утверждения рисках и о реализовавшихся рисках.
Пример уведомлений на панели модуля «Управление рисками» в SCIM
Управление каждым риском осуществляется, прежде всего тем, что в системе необходимо создать перечень мероприятий, осуществление которых необходимо для недопущения реализации риска. При описании каждого из мероприятий плана по недопущению рисков ответственному менеджеру необходимо произвести определение стоимости реализации этих мероприятий, ответственных исполнителей и сроков их реализации.
Пример перечня мероприятий в SCIM, спланированных для недопущения рисков
Далее по каждому из рисков ответственными менеджерами формируется перечень мероприятий, осуществление которых необходимо для нивелирования последствий в случае реализации риска. Такой комплекс мероприятий готовится менеджером по каждому из рисков в его проектах. Для таких мероприятий менеджером также (как и в случае мероприятий по недопущению рисков) производится определение стоимости реализации этих мероприятий, ответственных исполнителей и сроков их реализации.
В любой момент возможен просмотр перечня таких мероприятий, а также просмотр стоимости реализации этих мероприятий, ответственных исполнителей и сроков их реализации
Пример перечня мероприятий в SCIM, спланированных на случай реализации риска
Мероприятия выглядят как задачи, которые менеджер активирует в случае реализации риска и далее контролирует их выполнение.
В системе происходит автоматическое уведомление ответственных сотрудников о необходимости формирования плана мероприятий по управлению вновь добавленными рисками, плана мероприятий по нивелированию последствий реализовавшихся рисков, о мероприятиях ожидающих принятия исполнителем, мероприятиях со сроком исполнения сегодня и просроченных мероприятиях.
Пример уведомлений на панели управления модулем «Управление рисками»/ «План и контроль»
Этот модуль исполнителей задач, которые ставит менеджер проекта для управления рисками (либо по их профилактике/ недопущению, либо по нивелированию последствий). Сотрудник, которому ставятся такие задачи, имеет доступ к модулю «исполнение. И получает к сведению и принятию в работу перечень мероприятий, необходимых для недопущения реализации риска, а также по нивелированию последствий, ответственным за реализацию которых назначен данный пользователь.
Пример перечня мероприятий для исполнения сотрудником в модуле «Исполнение» в SCIM
На панели SCIM «Управление рисками»/ «Исполнение» сотрудник (пользователь SCIM) получает соответствующие уведомления как ответственный исполнитель о мероприятиях, ожидающих их принятия, мероприятиях со сроком исполнения сегодня и просроченных мероприятиях
Пример уведомлений в модуле «Управление рисками»/ «Исполнение» в SCIM
Консультации и Обратная связь
Мы всегда рады дать дополнительные бесплатные консультации и рекомендации по внедрению этого и других решений SCIM в вашем бизнесе. Мы также будем благодарны получить ваши отзывы, насколько решения SCIM оказалось полезным и эффективным для вашего бизнеса и предложения по их улучшению.
Онлайн-консультации доступны онлайн: задайте вопрос пользователю «SCIM» в чате SCIM