Номера на мотоцикл ссср
Музей мопедов Владимира Гордеева
125. Автомобили, прицепы и полуприцепы к ним, мотоколяски, мотоциклы (мотороллеры), мопеды с рабочим объемом двигателя более 49,8 см3, а также все самоходные машины и механизмы, сконструированные на базе автомобильных шасси, эксплуатируемые на улицах городов, других населенных пунктов и дорогах, должны иметь номерные знаки, выдаваемые Государственной автомобильной инспекцией.
126. Гужевые повозки (сани), мопеды с рабочим объемом двигателя менее 49,8 см3 и велосипеды в местностях, определяемых решениями Советов депутатов трудящихся, должны иметь номерные знаки или регистрационные удостоверения.
Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР от 01.01.1965.
8. Номерные знаки для мопедов должны иметь форму, цвет, размеры, а также расположение обозначений, указанные на чертеже №5.
ГОСТ 3207-65. Срок действия с 1 августа 1966г.
В Российской Федерации и других союзных республиках в настоящее время введен порядок, согласно которому предусматривается регистрация в органах ГАИ всех мопедов с двигателями рабочим объемом 49,8 см3 и более. На эти мопеды выдаются номерные знаки (мотоциклетного образца) и талон технического паспорта. Водители таких мопедов должны иметь специальные удостоверения на право управления ими, выдаваемые госавтоинспекцией по месту жительства владельца машины. Для получения водительского удостоверения необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать экзамены в ГАИ по правилам движения и вождению.
Заметка о правилах регистрации и управления мопедами в РСФСР, «За рулем», 11/1962
Имея удостоверение водителя мопеда, можно управлять только мопедами, независимо от величины рабочего объема цилиндра и мощности двигателя. Для управления всеми типами мотоциклов, в том числе и легкими, необходимо иметь удостоверение водителя мотоцикла.
Ответ читателю журнала на вопрос об удостоверении водителя мопеда. «За рулем», 12/1963
Советский номерной знак на мотоцикл (мото номер)
Белые мото номера предназначены для мотоциклов, мопедов, мотороллеров, мотоколясок, мотонарт. Тип номеров массово выпускался в 1977-1991 гг., сейчас его делают на заказ.
Ширина знака 220 мм, высота 174 мм. Углы скругленные. Двухрядное расположение символов номерного знака: цифры в верхнем ряду, буквы в нижнем. Высота символа – 58 мм.
Как восстановить поврежденные или украденные номера
Сделать реплику белого мото номера можно без замены документов (страховки и т. д.) и без прохождения каких-либо процедур в ГИБДД. Если номер поврежден по вашей неосторожности, ставить об этом в известность сотрудников правоохранительных органов вам необязательно, если оперативно заказываете копию поврежденного и устанавливаете ее на транспортное средство. Когда номера украдены, восстановить украденные нужно как можно быстрее, потому что езда без номеров карается законом вне зависимости от того, по чьей вине номерной знак отсутствует. Чтобы просто заменить старую поцарапанную табличку с номером на новую, того же типа и выполненную по ГОСТ, также стоит заказать реплику.
Как заказать мотономер
Заказать можно на сайте, по электронной почте, по телефону или у нас в офисе. Доставка – курьером по Москве, почтой или службой доставки по России.
Советские дубликаты гос номеров
Дубликат гос номера:
(ГОСТ 3207-65)
Стоимость: 1500 руб/шт
Изготовим за 10 мин.
Информация о гос. номерах
Условия оплаты
Оплатить Вы можете разными способами указанные ниже:
Узнать цену на все виды дубликатов:
Доставка
Быстрая доставка по городу обеспечивает сохранность времени наших клиентов, кроме того мы отправляем номера в любые регионы России и ближнего зарубежья. Доставка осуществляется курьерской службой СДЭК и занимает 1-2 дня.
Стоимость доставки по Москве — 400 рублей.
Узнать для своего региона.
Как сделать заказ?
Дубликат гос номера:
(ГОСТ 3207-65)
Стоимость: 1500 руб/шт
Изготовим за 10 мин.
Информация о гос. номерах
Условия оплаты
Оплатить Вы можете разными способами указанные ниже:
Узнать цену на все виды дубликатов:
Доставка
Быстрая доставка по городу обеспечивает сохранность времени наших клиентов, кроме того мы отправляем номера в любые регионы России и ближнего зарубежья. Доставка осуществляется курьерской службой СДЭК и занимает 1-2 дня.
Стоимость доставки по Москве — 400 рублей.
Узнать для своего региона.
Как сделать заказ?
Виды советских гос номеров
на любой транспорт СССР
На автомобиль
тип 1969 года
Стоимость: от 1500 руб/шт
Изготовление от 10 мин.
Задние на авто
тип 1969 года
Стоимость: от 1500 руб/шт
Изготовление от 10 мин.
Задние на мотоцикл
тип 1969 года
Стоимость: от 2000 руб/шт
Изготовление от 10 мин.
Задние на прицеп
тип 1969 года
Стоимость: от 1500 руб/шт
Изготовление от 10 мин.
Любого дизайна
под тип 1969 года
Стоимость: от 1500 руб/шт
Изготовление от 10 мин.
Квадратные
под тип 1969 года
Стоимость: от 1500 руб/шт
Изготовление от 10 мин.
Ключевые преимущества:
Лицензированное производство:
Доставка и стоимость:
Хотите такие же дубликаты гос номеров?
Дубликат гос номера СССР для прицепа и полуприцепа
Соответствует ГОСТ 1969 г.
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Задний квадратный автомобильный номер СССР
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Копии госномеров СССР на автомобиль
По ГОСТу 1969 года (черные)
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Номерные знаки СССР для мотоцикла
Соответствуют ГОСТу 1969 г.
Цена: от 2000 руб/шт
Комплект: от 4000 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Комплект Советских гос. номеров на автомобиль
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Дубликаты Советского номера на машину
Выпуск от 1969 года
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Дубликаты Советского номера на машину
Выпуск от 1969 года
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Сувенирные Советские номера на авто
Цена: от 1500 руб/шт
Комплект: от 2500 рублей
Изготовление: от 5 минут.
Советские мото номера
Советские мото-номера на белом фоне
Размер: 288мм х 226мм
Вес: 140г
Изготовление: 5 минут
В последнее время участились случаи краж автомобильных и мото регистрационных знаков. К тому же, номерной знак может просто быть настолько старым, что на нем невозможно разобрать буквы и цифры, тем более такой знак сразу портит вид транспортного средства. Тем более это вопрос становится проблемным для владельцев раритетных мотоциклов времен СССР. Все мы наверняка заглядывались на блестящий, дышащий духом советского союза мотоцикл, а многие, возможно, и вспоминали времена своей молодости. Наша компания занимается производством дубликатов номерных знаков для мотоциклов времен СССР.
Номерной мото знак представляет собой таблицу белого цвета с черной окантовкой и кодировкой символов, исполненной в два ряда:
Размер номерного знака составляет 288мм х 226мм. Если вы столкнулись с проблемой утери номерного знака для мотоциклов СССР, наша компания поможет Вам легко сделать его дубликат. Для этого вам понадобятся всего лишь документы удостоверяющие личность собственника и сами документы на транспортное средство.
Заказ можно оформить различными способами:
Пара часов ожидания, и вы обладатель Вашего дубликата мото номера СССР. Доставка по Москве осуществляется посредством курьерских служб, а в другие регионы через постовые службы.
Копии номеров СССР и их качество
Хочу вам рассказать о качестве копий номеров СССР, о том из чего и как они делаются.
Сразу хочется отметить, что копии номеров не красят как это делали в СССР, потому что это долго и не оправдано дорого. Вместо краски на основу наносится пленка, наподобие той, что на современных номерных знаках. Материал так же отличается, копии выполнены из алюминия. Более подробно опишу в каждом из 3х типов.
1 тип номеров белые ГОСТ 3207-77
Ниже фото из самого госта
Фотографии готовой продукции
Символы выполнены в строгом соответствии с ГОСТом 3207-77 на высоко технологичном оборудовании. Белая основа это светоотражающая пленка, точно такая же как на современных номерах, только без голограмм rus. Буквы, цифры и контур отпечатаны горячим тиснением, так же как и на современных номерах, тут обычно применяется немецкая технология, о ней вы можете почитать в интернете.
2 тип черные ГОСТ 3207-65
Копии этих номеров вызывают много споров и это не удивительно. Всё потому что на них отличается форма выштамповки. На настоящих номерах она треугольного типа, на копиях она П-образная, проще говоря современная, от сюда и множество споров. И даже доводы что шрифт не соответствует ГОСТу. Однако уверяю что шрифт, а именно, его прорисовка, пропорции и формы взяты именно из ГОСТа 3207-65, они отличаются только выштамповкой.
Еще ввиду того что на алюминий наносится не краска, а пленка, номера можно сделать в 2х вариантах: матовые и глянцевые.
По сравнению с первым типом номеров черные имеют более низкое качество. Это из за того что фон номера черный и отпечатать символы горячим тиснением нельзя. Поэтому белые символы это тоже пленка типа Oracal.
Однако с претензией я столкнулся всего один раз.
На данный момент решается вопрос о качестве белого покрытия. И самое главное об оригинальной формы выштамповки!
С этими номерами все просто, как и с белыми, технология абсолютна та же. Описывать нечего. За исключением рамки, на оригинале она вогнута, но копии выгнута. Размеры букв и цифр взяты с настоящего ГОСТа и выполнены в строгом соответствии!
Остались вопросы? Спрашивайте, по возможности буду отвечать!
На последок несколько фотографий машин с копиями номеров!
С мото номерами все точно так же, то же качество, размеры и т.п.
Спасибо всем кто дочитал до конца!
Наша страница на DRIVE2:
Метки: госномера, номера ссср, ретро номера, гост на номера, черные номера, желтые номера ссср, белые номера ссср, копии номеров, дубликаты номеров, номерные знаки
Комментарии 53
ты используешь магию вне хогвартса!
Черные приобрел бы, только как?
если у тебя сейчас стоит номер ссср но он заржавел или мятый почему незаконно то?
еще делают для выставок, в память о машине например, просто для души, у каждого свои причины.
этого госта сейчас не существует, значит и подделывать нечего
А я как ни старался оставить свои номера ссср их отобрали.(
Очень интересно как удалось это сделать?)
вот на желтых, хоть и сделаны по госту, буквы кажутся слишком маленькими и близкими друг к другу)
нельзя такие комменты писать) коммерческая деятельность запрещена.
А можно сделать номера на бум-для коллекции?
Приобретал у EI-Rey комплект черных номеров мне они понравились качеством исполнения www.drive2.ru/l/8367913/ все очень аккуратно сделано, приятно в руках держать. От оригинала штампом цифр конечно же отличаются. А т.к. они из алюминия, то и вес их раза в три меньше, но для декаротивных целей все очень красиво смотрится. В случае усовершенствования производства рассмотрю вариант приобретения комплекта с треугольным штампом.
А оригинальные комплекты я восстанавливаю по такому алгоритму: www.drive2.ru/l/8459585/
Ребят, а сейчас при покупки авто на старых номерах имею ли я право оставить их при переоформлении авто, новые не хочется.
Нет. Если они тебе так дороги, можешь их не сдавать, типа потерял/скрутили/украли когда машина стояла во дворе. За старые ГРЗ нет наказания.
а ездить с ними если?
какое наказание предусмотрено?
Никакого. За границу просто не выпустят вот и всё.
P.S. говорят, что на старинные номера, штрафы с фото/видео фиксации не приходят.
не, я имел ввиду если номера не твои/свои, а левые но черные ссср
с машины которой уже 30 лет нет
Если использовать для повседневной езды, то 100% «вздёрнут» на бабло.
Сейчас у нас одни на весь город номера на велике) и из метала!
(канечно покрасить можно и поровнее) но для себя и так пойдет)
жду треугольный штамп…
запишите меня в очередь
уже можно заказать и номера будут крашеные, но цена космическая. 7 000р за комплект и по сроком чуть дольше ждать. фото примера к сожалению пока нет!
Сейчас делают копии чёрных номеров и с правильной штамповкой, треугольной
g-a.d-cd.net/461d49as-960.jpg
и не плёнка наносится, а краска, правда белые символы выходят так себе
d-a.d-cd.net/ba1d49as-960.jpg
но зато точная копия практически, а не компромисс.И цена всего 1500 за комплект(по крайней мере была, сейчас хз), за такие деньги можно и самому покрасить.Ну и цифры/буквы любые, по желанию.Делают и комплекты белых номеров, но подороже и качество похоже на то, что здесь(видимо тот же завод»Металлист»в Комсомольске-на-Амуре)
а кто делает черные?
Сейчас делают копии чёрных номеров и с правильной штамповкой, треугольной
g-a.d-cd.net/461d49as-960.jpg
и не плёнка наносится, а краска, правда белые символы выходят так себе
d-a.d-cd.net/ba1d49as-960.jpg
но зато точная копия практически, а не компромисс.И цена всего 1500 за комплект(по крайней мере была, сейчас хз), за такие деньги можно и самому покрасить.Ну и цифры/буквы любые, по желанию.Делают и комплекты белых номеров, но подороже и качество похоже на то, что здесь(видимо тот же завод»Металлист»в Комсомольске-на-Амуре)
я вроде там же сделал за 1000р, тоже «под перекрас». Но штамп нормальный получился
Коллекция номерных знаков. С 1978 по настоящее время. Часть 2 — Краткая история номеров СССР.
Итак, главная тема коллекции. Номера СССР по типам. Но чтобы в СССР появились номера, сначала должен был образоваться и сам СССР, что и произошло в декабре 1922 г, если кто забыл. До этого 6 республик, учредителей СССР, существовали отдельно. Вы думаете, после образования СССР сразу появились и единые номера? Нет.
Начнем с того, что в каждом городе правила были своими. Появился в 1918 г. Декрет Совнаркома о правилах движения на автомобилях по Москве и окрестностям. В Интернете, кстати, много путаницы и неточностей, поэтому известен более поздний аналогичный декрет 1920 г., который часто называют первым. На самом деле большевики озаботились правилами еще в 1918 г. Правила эти были очень простыми, состояли сначала всего из нескольких пунктов. Впоследствии они расширялись. Но с самой первой редакции одним из пунктов было обязательное наличие на автомобиле номерного знака. Вот такого, как на фото ниже. Это номерной знак для автомобиля г. Астрахани на 1918 г., кстати самый ранний послереволюционный автомобильный знак в моей коллекции. Следующий датируется лишь обр. 1933 г.
Общее руководство автомобильным делом возлагалось на НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Но номерные знаки он не выдавал. С 1921 г. в составе НКПС РСФСР было создано Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ). По порядкам, существовавшим еще с царских времен, номерные знаки извозчикам, которые были основным транспортом, велосипедам и незначительному числу автомобилей, номерные знаки выдавали местные органы власти. Где-то это были Отделы коммунального хозяйства, где-то Финансовые отделы. Номерные знаки в каждом городе были своими. Общие требования к номерным знакам по стране были определены правилами ЦУМТ лишь в 1927 г. с созданием первых общесоюзных правил учета автомобилей и мотоциклов. Но их не очень-то соблюдали.
Городские номерные знаки, а это название к номерам прилипло и сохранилось в обиходе чуть ли не до 90-х годов ХХ в, в каждом городе выдавались на год. Они лишь подтверждали уплату налога, а в некоторых случаях также говорили о прохождении предшествовавшего выдаче номера техосмотра повозки, велосипеда или транспортного средства. Чтобы легче различить нарушителей, номера ежегодно, а иногда и раз в полгода, менялись по цвету или форме.
В 1928 г. ЦУМТ был выведен из состава НКПС и преобразован в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). Он стал отдельным ведомством при Совнаркоме и ведал строительством и ремонтом дорог, транспортными перевозками, складами, а также учетом автомобилей.
Если в двадцатые годы число автомобилей измерялось одной — двумя десятками тысяч, то в начале 30-х с вводом в действие заводов АМО и ЯАЗ, число транспорта в народном хозяйстве выросло на порядок. Следовало ввести четкую систему учета такого количества автомобилей, в том числе исходя из мобилизационных целей.
Поэтому первое постановление об общесоюзном учете авто-мото-транспорта было, наконец, разработано в 1931 г. С ним и появились первые общие по Союзу ССР номера. С него мы и начинаем отсчет типов и серий. Стандарт быстро перестал отвечать потребностям времени, т.к. имел небольшую емкость. Номерной знак состоял из одной буквы серии, определявшей регион учета, и четырех цифр, выполнявшихся черным цветом на белом фоне, например, «А-1234». В этом стандарте существовали также номера серии «Проба». Числа комбинаций было недостаточно для быстро растущего числа автомобилей в СССР.
Пришлось в 1933 г. изменять стандарт. Новый номерной знак также имел белый фон и черные символы. Он состоял из цифр числом до пяти, в нижней части указывался условный регион учета, т.н. «Дортранс». Дортрансы создавались и изменялись вместе с реорганизацией административно-территориального деления страны. Их было около пятидесяти на момент упразднения стандарта. Сначала различали мото и автономера, а также «Пробы». Чуть позже в стандарте появились транзиты для перегона автомобилей и дипломатические.
В 1936 г. было решено сосредоточить учет, регистрацию транспорта и выдачу номерных знаков в одном органе — Государственной автомобильной инспекции. Созданная 5 ноября 1934 г. в составе Цудортранса, она в 1936 г. была выведена оттуда и передана в Главное управление Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Цудортранс также был передан в состав НКВД и реорганизован в Гушосдор — Главное управление шоссейных дорог. С выходом 3 июля 1936 г. Постановления Совета народных комиссаров №1182 утверждено «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР». Эта дата принята как день рождения ГАИ, хотя служба ведет свою историю с конца 20-х годов, когда в ряде городов были созданы Отделы регулирования уличного движения (ОРУДы).
Гаишники быстро приняли новый стандарт на номера, правда их введение неоднократно переносилось. Лишь в 1938 г. старые номера с Дортрансами окончательно были запрещены. Мотоциклетные номера этого периода, также как и раньше, ставились как впереди, так и сзади. Впереди их обычно крепили на крыло мотоцикла по направлению движения, склепывая два знака между собой — получался двухсторонний номер. К специальным типам — «транзитам», «пробам», дипломатическим номерам добавились номера для прицепов.
Но стремясь избавится от недостатков номеров обр. 1933 г., увеличили размер пластин. Передний номер был длиной 575 мм — на 5 см длиннее современного. А задний превосходил по размерам белый советский квадратный номер для юрлиц.
Это потребовало металла, и для номеров стали применять металл самого низкого качества и недостаточной толщины. Большие «лопухи» трескались, часто отваливались от автомобилей, несмотря на существенный штраф за утерю номера. Поэтому ориентировочно в 1940 г. решили ввести новые номера уменьшенного размера. Про них пока известно очень мало, даже точной даты утверждения стандарта нет. Собственно, поиски ответа на этот вопрос и сподвигли автора начать работу, которая позже переросла в полноценное исследование истории номеров СССР. Но за более чем 6 лет я не смог найти норматива на эти номера. Поиск продолжается, а сами номера в коллекции есть. Вот пример такого номерного знака уменьшенного размера на ГАЗ-67, фото было взято с «молотка».
Что характерно, при присоединении к СССР республик Прибалтики, там были заменены номерные знаки, но выдача номеров во всех трех новых республиках шла не в соответствии с общесоюзными образцами. Более-менее соответствовали им номера Литовской ССР, где отличием от номеров обр. 1936 г. была лишь латинская серия «RL». А вот, например, образец номерного знака Эстонской ССР, выдача которых была начата весной 1941 г. Номер очень похож на знак времен независимости. Отличием является серия «ER» из двух букв вместо одной буквы серии национальных номеров.
Ввести уменьшенные знаки помешала война. С ней были утрачены учеты подразделений, большая часть парка транспорта была мобилизована и погибла в войну. Поэтому в 1946 г. довоенные номера стали менять новыми, т.н. «желтыми». При этом передние мотономера упразднили.
Номера 1946 г. до сих пор можно встретить на старых автомобилях. Особенно частыми являются номера серии «ЧР», выдававшиеся в Харьковской обл. УССР. Неудивительно, что именно такие знаки стали первыми в коллекции автора. Что интересно, в Москве передних номерных знаков не было на легковых автомобилях примерно до 1954 г, а фон номеров легковушек был черным, а не желтым. Грузовые автомобили Москвы имели стандартный желтый фон у номеров. Номера «Проба» и «Транзит» отменили. Дипломатические номера получили вид «д1-23» и выпускались на черном фоне.
Ну а потом и двух букв серии стало мало. Пришлось в 1958 г. увеличивать размер переднего номера для появления третей буквы. Теперь две буквы серии (т.н. «основа») по-прежнему означали региональную привязку, а третья буква менялась, как только цифровой набор достигал 99-99. Размерность заднего номера оставлена без изменений.
Попутно буквы сместили за цифровой набор, а фон знаков поменяли на черный, как было принято в тогдашней Европе. Но основной причиной называлась неравномерность окраски желтых номеров — их перекрашивали, а колер краски, конечно, никто в соответствии с ГОСТ не подбирал. Поэтому они могли быть и почти белыми, и коричневыми. В то время внешнему виду автомобилей уделяли много внимания, поэтому было решено ввести знаки на черном фоне — тут уж с цветом сложно перепутать. Мотономера, как и раньше, были меньше автомобильных в размерах. Фон дипломатических знаков изменился на белый, а структура их тоже поменялась — буква переехала за цифры или под них: «32-10 д».
В 1965 г. в ГОСТ были внесены изменения. Появились номера для тракторов и других самоходных машин, тракторных прицепов и мопедов. Чтобы выделить тихоходные трактора решили им вернуть на номера желтый фон, как у номеров 1946 г. Поэтому часто несведущие люди причисляют тракторные номера к номерам более раннего стандарта, хотя между их появлением почти 20 лет разницы. Также, вероятно в 1964 г., были возвращены номера «Проба» и «Транзит» многоразового применения.
Что характерно, регистрацию тракторов решили сосредоточить не в ГАИ или в каком-то независимом на тот момент органе, а сделали по отраслевому принципу. Минсельхоз имел в своем составе Главсельтехнадзор, ему и поручили заниматься регистрацией тракторов в сельском хозяйстве. А для остальных министерств выделили серии номеров — каждому свою, и поручили им самим контролировать свои трактора и тракторные прицепы, занимаясь учетом и выдачей номеров. Конечно это повлекло за собой бардак в учете, но в целом повысило контроль за трактористами.
Некоторые виды номеров имели белый фон — в основном, дипломатические разных видов. Они поменялись в конце 60-х. Были введены новые номера для иностранцев. Они состояли из буквы серии и пяти цифр. Первые две означали код посольства, а последующие три — цифровой набор номера. Буквенная серия означала категорию иностранца: D — дипломат, К — корреспондент, М — представитель инофирмы или гражданин, приехавший в СССР на работу или учебу по международному соглашению. Позже появились знаки серии «М» из шести цифр — для обычных проживающих в СССР иностранцев, на автомобили которых выдавались технические паспорта (на автомобили с номерами из пяти цифр техпаспорта не выдавались, и их продажа гражданам СССР напрямую была запрещена).
В 1977 г. был разработан новый ГОСТ, фон обычных знаков стал белым. ГОСТ предусматривал появление номерных знаков в световозвращающем исполнении. Это улучшило бы распознаваемость автомобилей на неосвещенных дорогах. Но проблемы с освоением качественной пленки для номерных знаков решены не были, а на закупку импортной денег не было. Поэтому номера появились к Олимпийским играм 1980 г. Самой массовой серией таких номеров была «ОЛМ».
Также было несколько знаков серий «МОА», а ветераны в числе олимпийских упоминают еще «МОО» и «МОЛ». Их после проведения Олимпиады с автомобилей сняли, впрочем серия «МОА» появилась на грузовиках, «МОЛ» — на легковых автомобилях преимущественно различных правоохранительных служб, а «МОО» недолго была довольно статусной серией служебных легковых автомобилей — настолько немногочисленной и крутой, что сейчас об этом никто и не помнит.
Да, в этом стандарте номера для автомобилей частников и организаций были разделены. У машин юрлиц все три буквы были вместе, а у частников сначала одна меняющаяся буква, затем 4 цифры и потом две буквы основы серии. Проблемой было несовпадение применявшихся на номерах букв кириллического алфавита и требований Конвенции о дорожном движении. Для выезда за рубеж при наличии кириллицы на номерах приходилось номера менять. Были выделены особые серии для таких случаев, номера предполагалось по возвращении сдавать и получать назад свои собственные сданные на хранение. Знаки некоторых категорий иностранцев было решено окрашивать в красный и желтый цвета. Военные номера оставались черными двухбуквенными.
В ГОСТ 3207-77 несколько раз вносились изменения и дополнения. Одним из них в конце 80-х был введен специальный тип номерного знака для специальных легковых автомобилей. Такой номер устанавливали на спецтранспорте, контроль за которым был усилен. Позже, с разрешением продаж частным лицам грузовиков, был добавлен специальный номер и для них, но его успели выдать лишь в Хабаровском крае и Свердловской обл.
Отдельной темой являются военные номерные знаки. Появились они в годы Великой отечественной войны. Обычным транспортом тех лет являлись полуторки и трехтонки. На них номера рисовались краской — на заднем борту, боковых дверях и т.п. Специальные пластины для номеров были, в основном, у легковых автомобилей и мотоциклов. Поэтому до наших дней таких номеров дошло мало.
Структура военных номеров из буквы и пяти цифр сохранилась до 1962 г. Тогда были введены, по аналогии с гражданскими номерами обр. 1958 г., новые военные номера из четырех цифр и двух букв серии. Они не имели региональной привязки. Разные серии можно было встретить в разных регионах СССР. Эти знаки, меняясь по исполнению несколько раз, дожили до 1993 г., когда появился новый ГОСТ на российские номера.
С открытием границ, распадом СССР старые советские номера в бывших республиках заменялись национальными. Первой тут была Эстония, введшая собственные номера в 1991 г. В конце 1993 г. появились такие номера в России. Вместо буквенных серий у них код региона. Ну мы их знаем — вот они. Эти знаки в раннем, т.н. «бесфлаговом» исполнении.
Кстати, уже в этом году текущий ГОСТ Р 50577-93 на регистрационные знаки будет изменен. Об этом я еще рассказать успею в следующий раз, когда остановлюсь подробнее на тех номерах России, что имеются в ГОСТ на настоящий момент или были упразднены, но существовали в прошлом.