Новый авто старого года
Плюсы и минусы покупки у дилера нового автомобиля предыдущего года выпуска
Когда в стране экономические проблемы, дилеры распродают автомобили не так быстро, как раньше – у людей нет денег. Да, автопроизводитель ответственно подходит к маркетинговой политике: старается изготавливать столько машин, сколько способен переварить рынок. Но кризис как и беременность у подруги очень часто наступает неожиданно. Вот и получается, что на дворе март 2018-го, а дилеры активно распродают запасы 2017-го года. Стоит ли покупать такую машину?
Это минус. Второй заключается в том, что автомобиль, купленный новым у дилера, мог в течение многих месяцев стоять на заднем дворе, открытый всем ветрам и дождям. Что произошло с его кузовом за это время?
Вы захотите отдать машину через три года тому же дилеру по «трейд-ин». Думаете, он учтет тот факт, что машина фактически «свежее» своего настоящего возраста? Наоборот, даст вам за нее меньше, чем она стоит. При расчете стоимости автомобиля в России используется методика товароведческой экспертизы, в соответствии с которой купленный в марте 2016 года автомобиль, изготовленный в декабре 2015 года, на самом деле будет считаться выпущенным 1 января 2015. А это значит, что попав в аварию в первые недели после покупки автомобиля, вы можете столкнуться с тем, что страховая захочет компенсировать вам лишь 70% стоимости запчастей (при угоне на нее также «повесят» коэффициент износа, характерный для двухлетних машин) – по крайней мере, так было до апреля прошлого года, пока ЦБ не объявил о реформе системы ОСАГО.
С покупкой ОСАГО, кстати, тоже все не так просто. Напомним, сейчас купить новый полис «автогражданки» можно лишь при предъявлении диагностической карты, свидетельствующей о том, что автомобиль прошел техосмотр. Помните, как было до 2011 года? Покупатель автомобиля должен был в течение одного месяца с момента его регистрации в ГИБДД пройти техосмотр и получить техталон, в котором был указан месяц и год прохождения следующего ТО. Для новых автомобилей срок прохождения техосмотра составлял три года. Таким образом, он начислялся с момента прохождения автовладельцем первого ТО. Но дело в том, что с 2012 года проходить техосмотр покупателям новых машин не нужно. Срок тот же – 3 года, вот только в настоящее время владельцам легковых автомобилей не надо его проходить в первые три года, включая год выпуска… (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 04 июня 2014 года) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, для нового автомобиля, выпущенного в декабре 2015 года, проходить новый техосмотр необходимо уже в начале 2018 года (для получения первой в его истории диагностической карты). И это притом, что он был куплен в марте 2016 года.
Таким образом, владелец двухлетнего (с момента покупки) автомобиля наверняка (по закону) столкнется с тем, что страховая его отфутболит – потребует пройти ТО. Действительно, по закону трехлетний льготный период эксплуатации автомобиля прошел и владельцу придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту, необходимую для выдачи ему полиса ОСАГО.
Стоит ли покупать «прошлогоднюю» машину у дилера
Одним из способов покупки нового автомобиля с существенной скидкой может быть приобретение у дилера «прошлогодней» машины — автомобиля, который был выпущен годом ранее, но остался непроданным. Подобные автомобили чаще всего остаются из-за ошибок дилеров с заказами, когда они слишком переоценивают спрос и собственные возможности. В начале нового года необходимо освободить место для новых партий, поэтому прошлогодние автомобили стараются быстрее продать.
Скидки позволяют снизить затраты на покупку авто, но модель все равно считается прошлогодней. Так стоит ли покупать такой автомобиль?
Выгодно ли покупать «прошлогоднее» авто?
Как правило, за «прошлогодними» автомобилями рекомендуют отправляться в первые зимние месяцы, то есть в январе-феврале. Многие дилеры специально к этому времени начинают масштабные рекламные кампании, преследуя основную цель побыстрее продать оставшиеся запасы машин прошлого года выпуска. Потенциальных покупателей заманивают обещаниями «фантастических» предложений. Нередко нераспроданными оказываются машины с самой дорогой комплектацией, так что их покупка кажется делом выгодным с учетом скидок.
На деле размер скидки часто не превышает нескольких процентов от общей стоимости. Автовладельцы все равно считают это хорошим предложением, ведь фактически они получают возможность приобрести новую машину с нулевым пробегом ощутимо ее изначальной цены. В каких-то салонах покупателям прошлогодних автомобилей дилеры делают ценные подарки, вроде смартфонов, ноутбуков, навигаторов и т.п. Так может быть, действительно подождать зимы, чтобы купить новый автомобиль с хорошей скидкой?
Чаще всего прошлогодние машины продаются в топовых комплектациях с хорошими скидками
В реальности, ни один дилер никогда не будет торговать себе в убыток. И во многих случаях даже со скидками покупатели все равно существенно переплачивают за свой автомобиль, так как его стоимость должна быть куда меньшей. Для того чтобы в этом убедиться, автовладельцу нужно открыть интернет и проверить, сколько стоит такая же машина в возрасте двух лет. Ведь через 9-10 месяцев его новый автомобиль уже станет «двухлеткой». Машины престижных брендов, вроде Mercedes или BMW, за два года теряют не менее 20% от изначальной стоимости, а более демократичные по ценам бренды (французские, японские или корейские) за два года могут подешеветь на 30-35%.
В России при расчете стоимости автомобилей используется методика товароведческой экспертизы, в соответствии с которой купленный в феврале 2013 года «прошлогодний» автомобиль будет считаться выпущенным 1 января 2012. Именно поэтому вроде бы абсолютно новый автомобиль всего через несколько месяцев становится двухлетним, что прямо отражается на его стоимости.
Прежде чем покупать прошлогодний автомобиль, стоит посчитать, насколько выгодной окажется эта сделка
У каждой детали также имеется коэффициент износа, который напрямую зависит от времени выпуска и срока эксплуатации. У двухлетних машин он составляет 0,7. Что это значит? А то, что при любой аварии автовладельцу новой «прошлогодней» машины через несколько месяцев после покупки страховые компании станут компенсировать не более 70% стоимости запчастей, так как автомобиль будет считаться двухлетним. Если же автомобиль угонят, то компенсация тоже составит всего 70%.
Поэтому, прежде чем приобрести новый «прошлогодний» автомобиль, следует подсчитать, какой должна быть более-менее адекватная скидка на него, то есть посмотреть динамику снижения цены на подержанный автомобиль этой модели. Как правило, чтобы не понести серьезные финансовые убытки, покупателю будет выгодно купить автомобиль со скидкой от 10% до 20% от первоначальной стоимости. Некоторые салоны предоставляют именно такие скидки, в других их размер значительно меньше, либо их нет вовсе, но клиентов пытаются привлечь дорогими подарками. Считается, что скидка забудется, а подарок останется как память и будет долго служить автовладельцу.
Если автовладелец рассчитывает продать автомобиль не через 2-3 года, а спустя 5-6 лет, то стоимость прошлогоднего нового автомобиля к тому времени уже не будет сильно отличаться от цены на подержанный автомобиль той же модели, который брали в год его выпуска.
Брать или не брать — вот в чем вопрос
Итак, в пользу покупки «прошлогоднего» нового автомобиля говорит та скидка, которую предоставляет дилер. Если ее размер соответствует реальной стоимости автомобиля этого бренда на вторичном рынке, то такое предложение вполне может быть оправданным. Ведь автовладелец покупает пусть и «прошлогоднюю», но все-таки новую автомашину с нулевым пробегом и низким износом деталей. Кроме того, гарантийный срок эксплуатации этого автомобиля рассчитывается не с момента его выпуска, а со дня покупки. И на прошлогоднюю машину покупатель получает точно такую же гарантию, как и на ту, что была выпущена в этом году.
Если на прошлогоднюю машину дилер дает всего несколько процентов скидки, а за первые два года на вторичном рынке модель дешевеет на треть, покупка явно себя не оправдает
Доводом против покупки «прошлогодней» машины может быть слишком низкий размер скидки, предложенной дилером. Если выгода составляет всего несколько процентов, а в реальности этот автомобиль за первые два года теряет в стоимости 30%-35%, то покупка данной машины себя не оправдывает, и никакие подарки, предложенные в качестве дополнительной компенсации, эту ситуацию не исправят.
Наконец, стоит помнить, что определение «новый» не всегда точно соответствует прошлогоднему автомобилю, пусть даже и имеющему пробег в 20-30 км. Автовладелец не может точно знать, где все это время хранилась машина. Вполне возможно, что она стояла на улице, обливаемая дождем и посыпаемая снегом, и уже очень скоро это будет отражаться на ее кузове или «работоспособности».
Поэтому перед тем как принимать решение о покупке прошлогодней машины, владельцу необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы этой сделки. Это поможет избежать убытков и не пожалеть о покупке в будущем.
Старые автомобили оказались гораздо выгоднее новых
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
В России покупать автомобиль с пробегом оказалось гораздо выгоднее, чем новый из салона. К такому выводу пришли аналитики компании «АвтоСпецЦентр», передает портал «Автоновости дня».
Эксперты отметили, что на современном первичном рынке машину можно купить только с доплатами и наценками, а при продаже владелец рискует потерять до половины средств, не считая переплаты по кредиту. Так, бюджетный новый автомобиль обойдется примерно в два миллиона рублей, а через три года его стоимость на «вторичке» снизится примерно на миллион.
По оценкам аналитиков, такого не происходит со старыми машинами — они минимально теряют в цене при перепродаже. После пяти лет эксплуатации стоимость авто практически перестает снижаться, и избавиться от него можно будет примерно за те же деньги. Такое правило работает и для десятилетних автомобилей — при невысокой цене и хорошем состоянии они почти не дешевеют на вторичном рынке.
В «АвтоСпецЦентре» прогнозируют, что на фоне дефицита полупроводников положительная динамика в сегменте машин с пробегом сохранится и в 2022 году. Эксперты также отметили, что три года назад тенденция была противоположной — 90 процентов клиентов предпочитали новые автомобили, а сейчас большинство выбирает подержанные.
Ранее аналитики отметили, что в 2021 году россияне стали чаще избавляться от новых машин. По оценкам экспертов, каждый пятый подержанный автомобиль в продаже был не старше пяти лет, а также прослужившие менее года машины продавались в 1,5 раза чаще, чем в 2020-м.
Стоит ли покупать машину перед Новым годом
Дилеры пошли ва-банк
Теоретически можно приобрести автомобиль без дополнительного оборудования, установленного дилером. Для этого всего лишь надо заказать машину в подходящей комплектации. Но вот беда, ожидание этой машины растянется на 3 месяца, если повезет. А может, и на год. При этом заказ будет без фиксированной цены. Ведь автопроизводители тоже не стесняются и поднимают стоимость автомобилей чуть ли не каждый месяц. И возможно, к тому моменту, когда машина придет, ее цена будет выше, чем на тот автомобиль, который можно было купить, когда делался заказ, но с допоборудованием от дилера.
На этом дилеры и играют. А кроме того, они могут продать предзаказанный автомобиль другому покупателю, который заплатит за него больше. С реальными допами или за право первой покупки.
Брать или не брать?
Автомобили будут дорожать и дальше. А дилеры будут и дальше накручивать цены, ведь дефицит остается в силе. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев этого года было продано 1 439 045 автомобилей, что на 6,9% превышает показатель за аналогичный период 2020 года. Стоит учесть, что прошлый год был не менее карантинный и именно тогда начались проблемы автомобильного рынка. Но если сравнивать с 2019 годом, то получится не рост, а падение на 9%, говорит автоэксперт Петр Шкуматов. Но рост продаж за 11 месяцев связан с началом года. Вот уже пять месяцев подряд продажи падают. В ноябре, по данным АЭБ, они упали на 20,4% по сравнению с ноябрем прошлого года. Однако это падение спроса обусловлено не насыщением рынка, а падением поставок автомобилей и покупательской способности населения. И именно поэтому резко вырос спрос на подержанные автомобили. Почти на 30 процентов, согласно данным исследования портала Авто.ру. Примерно на четверть выросла и стоимость б/у машин.
Автомобили стали не средством передвижения, а роскошью. Поэтому тем, кому необходимо приобрести автомобиль срочно, лучше внимательно мониторить рынок, в том числе и в соседних регионах. И не сосредотачиваться на одной модели. Тогда можно найти что-нибудь подходящее и не по заоблачным ценам, считает руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Если есть возможность отложить покупку, то лучше не торопиться, считают эксперты. Но надо понимать, что кризис на рынке закончится не ранее чем летом следующего года. Хотя есть риск, что затянется и до конца года. Такое предположение звучало и в прошлом году.
По мнению автоэксперта Сергея Асланяна, которое он высказал на радио «Звезда», в нынешней ситуации отчасти виноваты сами покупатели автомобилей, которые разогревают этот рынок. Ведь, если разобраться, необходимости срочно купить машину у большинства покупателей нет. И если бы все они отложили покупку, отказались бы от накрученных дилерами цен, то уже сейчас дефицитом стали бы покупатели. И рынок начал откручивать историю назад. Но этого не произошло.
Самые продаваемые автомобили
Можно ли отказаться от допов?
Практически отказаться от дополнительного оборудования очень сложно. Во-первых, оно уже установлено. Во-вторых, даже те же коврики обычно вписываются в договор купли-продажи. И тут есть одна тонкость: если они оформлены дополнительным соглашением, то в течение 15 дней после заключения договора по Закону о защите прав потребителей можно отказаться от дополнительных навязанных услуг. Но решать эту историю потребуется в суде. Причем доказывать, что услуги были навязаны.
Скачок цен и повышенный спрос: что ждать от авторынка сейчас и в 2022 году
За последние месяцы цены на новые и подержанные легковушки резко подскочили, при этом количество техники на рынке сократилось. Почему так происходит и чего ждать от авторынка в 2022, рассказали эксперты Bankiros.ru.
Авторынок в цифрах
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.
Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).
Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.
Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.
Что происходит?
Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.
«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.
Дефицит также отразился и на увеличении сроков поставок во всех сегментах. Даже у популярного отечественного бренда Lada сегодня он составляет в среднем 2-3 месяца, а по некоторым маркам может доходить до одного года. Опрошенные нами Производители, опрошенные компанией «Газпромбанк Автолизинг», зачастую пока никак не комментируют объемы производства будущего года, а нормализацию спроса и предложения ожидают лишь к 1 кварталу 2023 года.
Что говорят дилеры?
По словам Дениса Мавланова, эксперта маркетплейса «Банкавто», Дилеры в таких условиях не хотят в моменте терять прибыль и компенсируют ограниченное количество машин их стоимостью, включая различное дополнительное оборудование и услуги в цену автомобиля в наличии. При этом многие аворитейлеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительных опций, порядка 95% машин реализуются сегодня с «допами» (по сравнению с 20-30% допандемийной реальности), которые уже установлены на машины, то есть отказаться от них не получится.
Однако, некоторые марки машин смогли увеличить количество продаж. Об этом нам рассказала Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «АВТОDОМ»:
«Но несмотря на ранее указанные трудности, в отдельных сегментах российского авторынка наблюдалось увеличение продаж. Например, в 2021 году объем продаж автомобилей премиум-сегмента вырос на 25%. В массовом сегменте успехов удалось добиться китайским брендам. Так, в течение 2021 года продажи авто из КНР увеличились от 134 до 252% в зависимости от бренда. Это обстоятельство связано с относительно доступной ценой и достойным качеством»
Тренд на авто с пробегом
Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.
«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.
Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.
Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.
Прогноз на 2022 год
По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.
Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.
Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.
Что делать покупателям?
Как утверждает Лилия Маркова, в следующем году сохранит свою популярность лизинг. Скидки от производителей, закредитованность бизнеса и населения, возможность налоговой оптимизации и отсутствие залога делают его привлекательным на фоне других способов владения. Кроме того, продолжится тренд на использование вместо владения (каршеринг и подписка), позволяющего в ряде случаев более разумно подходить к нагрузке на бюджет.
По оценкам эксперта, в 2024 году по сервисам подписки будет реализовано около 30 тысяч машин.
По мнению Анны Уткиной, хотя российский автомобильный рынок и находится в нестабильном состоянии, откладывать покупку автомобиля на 2022 год не стоит, если имеется потребность в автомобиле.
В качестве второго варианта, он предлагает сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать от нескольких месяцев до 7-8 месяцев, в зависимости от модели, но появится шанс купить машину без ряда накруток. Также он предупреждает, есть риск, что за время ожидания авто подорожает, и, когда очередь дойдет, его стоимость выйдет за рамки запланированного бюджета.
Если же автомобиль нужен срочно, то с его приобретением лучше поторопиться, пока не выросли цены. Уже в начале 2022 года ожидается подорожание автомобилей на 2-3% в среднем. Поэтому в идеале приобрести машину до нового года. Придется согласиться на авто в наличии и с предлагаемым набором доп.оборудования, отказаться от которого в сложившейся на рынке ситуации довольно проблематично. Потому что даже на автомобиль с внушительным набором «допов» после отказа одного покупателя мгновенно найдется другой желающий. Дилерам нет нужды идти на уступки сейчас, кода автомобилей не хватает, а спрос на них продолжает расти.
Стоит обратить внимание на спецпредложения дилеров в рамках различных промо-акций с банками и производителями. Например, приемлемые цены и процент по кредиту в сотрудничестве с банками предлагают стабильно набирающие популярность китайские автоконцерны.
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о том, за что в России ликвидировали тысячи компаний в 2021 году.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.