Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль категории с
Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль категории с
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ
1. Оснащению тахографами подлежат:
грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной в подпункте 1.1 приложения N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств N ТР ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 53, ст. 8434.
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
«Бюллетень международных договоров», N 3, 2009; СССР присоединился к данному документу с оговоркой и заявлением (Постановление Совмина СССР от 20 июня 1978 г. N 505), вступил в силу для СССР 27 января 1979 г.
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах Версия для печати
Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.
Какие бывают тахографы?
В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках. За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело. Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.
Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.
Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.
На какие машины устанавливаются тахографы?
Применительно к грузовикам — на все транспортные средства категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. То есть для лёгких коммерческих автомобилей (например, для «Газелей») устройство не обязательно. А вот на «Газон» или другой среднетоннажный грузовик тахограф устанавливать придётся.
Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.
Как работают тахографы?
Садясь за руль, водитель включает устройство и вставляет в него свою карту, а затем вводит пин-код. Прибор автоматически включает режим «Управление» когда машина едет или «Работа» — когда она стоит на месте. Режим «Отдых» водитель обычно включает вручную, хотя некоторые модели тахографов могут делать это автоматически – когда глушится двигатель автомобиля.
Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.
Где взять тахограф и как его обслуживать?
Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.
Техобслуживание тахографа называется «калибровкой», делать её нужно раз в три года. С таким же интервалом меняют блок СКЗИ. Никаких других манипуляций с исправно работающими устройствами проводить не нужно.
Где взять карту для тахографа?
Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.
Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).
Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!
Что делать, если тахограф сломался?
Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.
Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.
Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.
Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?
РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
Вот краткая выжимка из этих правил:
424-й Приказ Минтранса не лишён шероховатостей: некоторые его положения позволяют перевозчикам «легально злоупотреблять» — продлевать ежедневное рабочее время, оправдывая это причинами, которые практически невозможно проверить. Отличный обзор этого Приказа подготовил автор блога dalnoboi.pro.
Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?
За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.
ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.
Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.
Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?
Безусловно, тахографы выполняют свою функцию и отслеживают режим труда и отдыха. Но в России, как и во многих других странах мира, водители не всегда соблюдают этот режим. Нарушения носят массовый характер и встречаются как среди «частников» (предпринимателей, владеющих одним или несколькими грузовиками), так и в крупных транспортных компаниях.
Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.
Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.
Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?
Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.
— Штраф за тахограф 1500 рублей, а инспектору Ространснадзора водители дают 500, — рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — В крупных компаниях траты на штрафы заложены в тариф! Перевозчики говорят: если мы привезём груз с опозданием, штраф от заказчика будет гораздо выше.
РТО никто не соблюдает, потому что это невозможно. Если с завтрашнего дня взять и всех перевозчиков обязать соблюдать законы, послезавтра экономика встанет. С учетом количества времени, в течение которого водителю можно работать, в машины нужно сажать по несколько водителей. А у нас их и так не хватает.
Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.
Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?
По всей видимости, да.
В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.
В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.
Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.
Кому нужен и не нужен тахограф в 2021 году Версия для печати
Законы в транспортной сфере периодически меняются, меняя жизнь автовладельцев. Так, в конце прошлого года потерял актуальность Приказ Минтранса Российской Федерации № 36, регламентировавший оснащение средств передвижения тахографами.
Вместо него был утвержден Приказ № 440. Он вступил в силу в первый день 2021-го и будет действовать в течение шести лет. Кто может не устанавливать тахограф, кто обязан это сделать, и какие санкции грозят владельцам, не обеспечившим свой транспорт этим устройством? Рассказываем в нашем материале.
Для чего нужен тахограф
В Приложении №1 нового приказа Минтранса отмечено, что тахограф должен обеспечивать непрерывную и некорректируемую регистрацию данных:
Последний пункт порождает вопрос: обязательна ли установка тахографа для частных лиц или только для предпринимателей? Давайте разбираться!
Кому нужно оборудовать машину тахографом
В первую очередь это бремя ложиться на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Они должны обеспечить устройствами:
Также тахографы необходимы на бортах машин категории M2 и M3, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, определенные Правительством РФ (см. статью 20 федерального закона №196).
Установка тахографов для физических лиц обязательна, если они управляют автобусами или автомобилями с максимальной массой более 3,5 тонн.
Это значит, что частные владельцы всех больших грузовиков и автобусов обязаны оборудовать свой транспорт даже в том случае, если не используют его в коммерческих целях. Исключения в Приказе № 440 предусмотрены только для юрлиц и ИП.
Кому можно ездить без тахографа
Новый приказ Минтранса не распространяется на частных владельцев малых и средних грузовых автомобилей. Они могут ездить на грузовиках без тахографов.
Также тахографами не нужно оснащать ряд ТС, принадлежащих юридическим лицам и ИП. Вот некоторые категории:
С полным списком можно познакомиться в Приложении № 2 Приказа № 440.
К слову, увеличение возраста раритетных автомобилей стало одним из серьезных изменений. Согласно требованиям утратившего силу Приказа № 36, тахографами можно было не оснащать машины старше 30 лет. В новом Приказе освобожден от оснащения транспорт, выпущенный полвека назад или ранее.
Еще раз отметим, что исключения не касаются частников. Если вы на личном транспорте с массой более 3,5 тонн перевозите сельскохозяйственных животных, вам нужен тахограф. Если отправляетесь с семьей в путешествие в автомобиле-доме, вам нужен тахограф. Владеете раритетным грузовиком, которому больше 50 лет, вы вновь обязаны оснастить его контролирующим устройством.
Сроки установки оборудования
До конца 2020 года действовал Приказ Минтранса № 339, он определял сроки установки тахографов. Например, физлица должны были оснастить свои грузовики массой 3,5-12 тонн и экологическим классом 4 или выше до 1 июня 2021 года. Автобусы с массой до 5 тонн, принадлежащие многодетным родителям, можно было оборудовать до начала 2022 года и т.д. Такое временное деление для разных категорий транспорта позволяло не создавать очередей в мастерских по установке устройств.
С началом 2021 года Приказ № 339 утратил силу, соответственно, старые сроки установки тахографов потеряли свою актуальность. Это породило множество вопросов в духе «Нужны ли тахографы на грузовые автомобили для физических лиц?», «Тахографы отменили или нет?» Нет, их не отменили. С 1 января этого года ими должны быть обеспечены все автобусы и грузовики категории С физических лиц, а также ТС юрлиц и ИП, за исключением тех видов автотранспорта, которые мы перечисляли выше.
Санкции за отсутствие устройства
За отсутствие тахографов для физических лиц предусмотрены штрафы. Их суммы прописаны в статье 11.23 КоАП. Если у частника нет контролирующего оборудования, или оно используется неправильно, его обяжут выплатить от 3 000 до 5 000 рублей. Например, наказание ждет того, кто забыл включить тахограф или не вставил в него карту водителя.
Если устройство есть и работает, но владелец транспортного средства не соблюдает режим труда и отдыха, он будет вынужден заплатить от 1 500 до 2 000 рублей.
Та же статья 11.23 КоАП фиксирует штрафы для юридических лиц и ИП. Выпуск на линию ТС без тахографа или с неисправным устройством предполагает взыскания:
Для водителя: 3 000 — 5 000 рублей,
Для должностных лиц: 7 000 — 10 000 рублей,
Для ИП: 15 000 — 25 000 рублей,
Для юрлица: 20 000 — 50 000 рублей.
За несоблюдения режима труда и отдыха грозит:
Водителю: 1 500 — 2 000 рублей,
Должностному лицу: 7 000 — 10 000 рублей,
ИП: 15 000 — 25 000 рублей,
Юрлицу: 20 000 — 50 000 рублей.
В заключении отметим, что главная цель установки и использования контролирующих устройств — предотвратить ДТП, которые часто происходят из-за переутомления водителей. Выстраивание графика работы в соответствии с актуальными законами, отслеживание его выполнение с помощью тахографов помогает сделать движение на дорогах более безопасным.
Штрафы за тахограф для юридических лиц: где проверять, как обжаловать
Изменения закреплены в ФЗ N 216 от 26.07.2019.
Какие суммы у новых штрафов? Где их проверять и можно ли обжаловать? Мы собрали ответы на эти и др. вопросы в этой статье.
Что такое тахограф
На сайте Росавтотранса размещен перечень моделей тахографов, разрешенных для эксплуатации в РФ.
Для чего нужен тахограф
В конце 20-х годов в Европе стали активно использоваться автомобильные перевозки. У владельцев транспорта появилась необходимость контролировать находящиеся далеко от предприятия, “орудия труда” и наемных работников. Так устройства получили толчок к развитию и стали постоянно совершенствоваться.
Цифровые тахографы СКЗИ сохраняют сведения о:
Таким образом, цифровые тахографы позволяют контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха, скоростного режима.
Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:
Пассажирские
Грузовые
Под эти категории попадают автомобили:
Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки, предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.
На личный автомобиль физ. лица установка тахографа не обязательна. Однако если физ. лицо сдаст автомобиль в аренду юридическому лицу или ИП, потребуется установка прибора.
Цифровой тахограф работает в 4 режимах:
Карта водителя содержит личные данные держателя, его фото и подпись. Фиксирует параметры вождения: время движения и отдыха, скорость движения.
Где и как получить карту водителя для тахографа
Оформить карту водителя можно разными способами:
Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:
Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.
Расходы на оформление карты несет работодатель в соответствии со ст. 22 ТК РФ.
Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле
Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).
Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.
Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.
Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.
Проверка штрафов для юр. лиц
Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2020 году
После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:
Кого именно оштрафуют, разберем на примерах разных ситуаций:
Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:
Размер штрафа за нарушение режима труда и отдыха водителей
С 1 ноября 2019 г. ответственности за нарушение режима труда и отдыха подлежат не только водители, но также ИП, должностные и юридические лица. Размеры штрафов:
Юридическое и должностное лицо будут нести ответственность только в том случае, если организация допускает нарушения при составлении графиков работы водителей либо заставляет водителей фактически нарушать режим иным способом. Если график составлен в соответствии с нормами, но водитель в него не уложился, то отвечать будет только водитель.
Как обжаловать штрафы за тахограф
Отменить штраф, наложенный на законных основаниях, нельзя. Но, если санкция применена неверно и вы можете это доказать, штраф можно и нужно обжаловать.
Пример 1: На организацию, водителя и механика, ответственного за выпуск авто на линию, инспектор выписал штрафы за отсутствие тахографа на 50 000 руб, 5000 руб и 10 000 руб соответственно. Инспектор не учел, что машина используется организацией для обслуживания нефтяных скважин и является исключением, освобожденным от обязательной установки тахографа. В этом случае штрафы наложены незаконно и их можно эффективно обжаловать.
Пример 2: При проверке инспектором в тахографе не было бумажной ленты. Это послужило основанием для наказания и водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса, и лица, ответственного за выпуск ТС на линию и организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов. Инспектор выписал штрафы на 5 000 руб, 10 000 руб и 50 000 руб соответственно. Однако перед началом рейса в организации был составлен документ, в котором было отмечено наличие запасной ленты у водителя. Таким образом, ответственность за отсутствие запасной ленты должен нести только водитель, в силу каких-то обстоятельств утративший эту ленту. Штрафы 10 000 руб и 50 000 руб, наложенные на должностное и юридическое лица, можно успешно обжаловать.
Сделать это можно в течение 10 дней с момента получения постановления.
Для отмены штрафа нужно обратиться с жалобой в тот орган, который вынес постановление. Подавать жалобу нужно в письменном виде одним из двух способов:
Обжаловать штрафы через интернет теперь нельзя. Подробнее об этом по ссылке. Как составить жалобу подробно описано здесь.
На рассмотрение жалобы отводится 10 дней. Затем в течение 3 дней взыскатель обязан отправить заявителю ответ. Если жалобу не удовлетворили, можно обратиться в суд, приложив полученный ответ к исковому заявлению вместе с документами, подтверждающими, что санкции наложены безосновательно.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы автоматически, получайте отчеты о новых найденых штрафах и оплачивайте их
Где проверить штрафы за тахограф
Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:
С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?
1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:
Для проверки большого количества машин требуется много времени и внимательность, т.к. ошибка стоит компании денег (пропуск периода для оплаты со скидкой 50 % или блокировка расчетного счета судебными приставами).
Проверка штрафов за тахограф через сервис OnlineГИБДД
OnlineГИБДД заменяет ручной поиск штрафов на сайтах гос. органов, на автоматическую проверку по базе федерального казначейства. В ней содержится информация обо всех штрафах юридических и физических лиц. Проверяются одновременно все автомобили и водители компании. Отчет формируется в личном кабинете.
Как работает сервис автоматизированного контроля штрафов:
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве