Нужно зимой ставить машину на ручник на
КАК ЗИМОЙ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗОМ И что делать, если «ручник» замерз?
Автовладельцы очень часто спорят о том, есть ли смысл использовать ручной (он же стояночный) тормоз в автомобиле. Ведь если авто на «механике», то достаточно просто поставить его на передачу. А в машинах с автоматической коробкой передач даже есть специальный режим парковки, который, по идее, дублирует функции «ручника».
Но не все так просто. Во-первых, ручной тормоз – это дополнительная гарантия того, что автомобиль, припаркованный на подъеме или спуске, не скатится и не повредит стоящие рядом транспортные средства. Во-вторых, в авто, оснащенных системой автоматического запуска, постановка на «ручник» — обязательное условие, без которого автозапуск попросту не сработает. Кроме того, тот же режим «паркинга» в АКПП – не панацея. И производители авто настоятельно рекомендуют дублировать его ручным тормозом.
Но если летом эксплуатация ручника особых проблем не доставляет, то как быть зимой, когда из-за мороза тормоз может с легкостью примерзнуть, доставив автовладельцу массу проблем?
Как зимой правильно пользоваться стояночным тормозом 1
Тормоз с характером
Если быть точными, то примерзает не сам тормоз, а колодки, которые блокируются при активации ручника. Когда тормоза на всех четырех колесах дисковые, то риск примерзания не очень велик. Но у многих авто задние тормоза барабанные. И когда в них попадает вода (а это может произойти по разным причинам: во время оттепели, на автомойке или просто из-за езды по лужам и грязи), после ночевки в морозную погоду на улице колодки автомобиля просто «залипают», и в результате даже после деактивации ручного тормоза, заблокированные колеса не крутятся. К слову, также случается, что примерзают не колодки, а тросики ручника. Как правило, это проблема автомобилей с изношенными пыльниками, защищающими эти самые тросики.
Впрочем, предотвратить примерзание ручного тормоза можно даже в суровых зимних условиях. Самый простой способ – избегать езды по глубоким лужам. А если все же пришлось поплавать, то перед парковкой нужно просушить тормоза, осуществив несколько энергичных торможений, что поможет удалить влагу из барабанов. Еще один вариант – оставить машину на передаче, а спустя полчаса, когда тормоза просохнут, перевести ее на ручник. Хотя наиболее действенный способ хранить зимой автомобиль в отапливаемом гараже или подземном паркинге. Тогда проблема примерзания исчезнет сама собой.
Как зимой правильно пользоваться стояночным тормозом 2
Если неприятность с ручником все-таки произошла, есть несколько экстренных способов ее решения. Например, облить тормозные колодки или барабаны кипятком. Тепло поможет быстро разморозить примерзшие тормоза. Когда нет возможности нагреть, то можно «отстучать» колодки или барабаны молотком либо кувалдой. Главное, не переусердствовать, чтобы не повредить тормозной механизм. Также иногда помогает неспешный старт с места. Если примерзание не очень сильное – тормоз «отлипнет» сам по себе.
Но порой без «оперативного вмешательства» не обойтись. Так, в ситуации, когда износились пыльники, и в систему ручного тормоза попадает вода, явно потребуется замена. Как пыльников, так, возможно, и тросиков. Не исключено, что придется поменять и колодки, поскольку при их сильном износе риск замерзания значительно увеличивается. А вообще, при возможности, лучше сильно не перетягивать ручник. Ни зимой, ни летом. В конце концов, случаи, когда автомобиль стоит под существенным уклоном, не так часты. Поэтому тянуть ручной тормоз до отказа попросту неразумно.
Можно ли зимой ставить машину на ручник
Современные автолюбители регулярно рассуждают на тему использование ручного тормоза. Многие владельцы машин с механической коробкой переключения передач уверены, что ручного тормоза достаточно для того, чтобы гарантировать остановку авто. В это время многие автомобили с АКПП оснащаются специальным режимом, который создан специально, чтобы дублировать работу ручного тормоза.
Можно ли зимой ставить машину на ручник или нет
Однако в вопросе, можно ли зимой ставить машину на ручник, не всё так однозначно и просто. С помощью ручного тормоза водитель дополнительно защищает оставленную машину на крутом спуске или резком подъёме от неожиданного движения и последующего столкновения с другими транспортными средствами. Говоря о машинах с АКПП, то своеобразный ручник необходим для запуска двигателя. Вдобавок ко всему, лучше перестраховаться и помимо «паркинга» поставить машину на ручной тормоз.
В летнее время с эксплуатацией ручного тормоза проблем не возникает, а вот в зимнее время не всё так однозначно.
Почему зимой нельзя ставить машину на ручник
Иногда в зимнее время, водители сталкиваются с проблемами в работе ручного тормоза. Он замерзает! На самом деле замерзает не ручка тормоза, а лишь тормозные колодки, которые задействуются при использовании ручника. Если автомобиль полностью оснащён дисковыми тормозами, то опасаться примерзания колодок не следует. А вот если есть колёса с барабанными тормозами, то риск примерзания велик.
В барабаны попадает вода, которая застывает за морозную ночь и утром, даже если снять автомобиль с ручника, колёса не крутятся. Другая проблема – это когда примерзают тросики ручного тормоза. Решением будет замена пыльников, которые отвечают за защиту троса ручного тормоза.
Для того чтобы колёса не примерзали, лучше всего не ездить по слишком глубоким ямам с водой. Если подобного действия не избежать, то мы рекомендуем тщательно высушить тормозную систему, перед тем как оставить автомобиль на всю ночь на холоде. Другой способ – не выключать передачу. Лишь через 1-2 часа, когда тормоза точно просохли, переводить на ручной тормоз. Если у Вас имеется тёплый гараж, то проблем с примерзанием не возникнет вообще.
Что делать если примерз ручник
Если Вам не удалось избежать проблем с замерзанием ручного тормоза, то можно обильно полить все замёрзшие детали кипятком. Это поможет разморозить всё, что на первый взгляд казалось «мёртвым». Если Вы не можете нагреть детали, тогда стучите по ним, чтобы сбить лёд. В данном случае важно проявлять аккуратность, чтобы сохранить в нормальном состоянии детали тормозной системы.
В самых крайних ситуациях, когда «народные» методы не помогают, придётся менять пыльники и тросики ручного тормоза. Некоторым водителям приходилось и тормозные колодки заменять, так как они сильно износились и слишком часто примерзали.
Последний действенный совет, спасающий от проблем с примерзанием «ручника» — не перетягивайте его!
Зима близко, а это значит владельцам собственных авто нужно быть готовым к различным ситуациям. Если водитель неопытный или новичок, то он может, поездив, поставить машину на ручник, и, если ночью будет мороз, то колодки может «прихватить». Примерзание колодок случается у самых разных марок автомобилей, от этого никто не застрахован, но этого можно постараться избежать.
Проблема выражается в том, что при попытке тронуться, не крутятся колеса. Тормозная система замерзла, и стопорит ход колеса. При одних и тех же условиях может оставаться без движения одно колесо, или несколько.
Почему примерзают тормозные колодки
Часто это случается после намокания колодок. Так, если погода переменчива и плюс быстро сменяется минусом, машины часто проезжают по лужам и мокрому снегу. Если водяная преграда была довольно глубокой, или автомобиль много раз за сутки сталкивался с влагой, она попадает в тормозную систему. Когда же температура падает ниже нуля, стояночный тормоз замерзает, и тормозные колодки остаются прижатыми к тормозному диску.
Во влажном воздухе при перепадах температур в системе также может накапливаться конденсат. Он осаждается на тормозных колодках и в случае долгой стоянки на морозе замерзает между колодками и диском, крепко сцепляя их.
Ситуации усугубляются, если автомобиль продолжительное время находится на морозе. Особенно, если за те несколько дней, что машина была под открытым небом, были сильные перепады температур и осадки.
Что делать если примерзли тормозные колодки
Если есть возможность для маневра, нужно попробовать резко дернуть автомобиль. То есть начать движение резко и с ускорением.
Полить колодки горячей водой. Кипяток не нужен, это слишком сильное воздействие на материалы за счет перепада температур. Достаточно набрать горячей воды из-под крана. Когда колодки отойдут от диска, будет слышен щелчок. После их нужно просушить ветошью.
Продуть колодки теплым воздухом. В своем дворе для этого можно использовать удлинитель и фен, тепловую пушку. Но в иных условиях поможет гибкий шланг, надетый на выхлопную трубу. Теплый воздух направляется на колодки, отогревает их и одновременно просушивает.
Профилактика примерзания тормозных колодок
Отогревание колодок может занять много времени, поэтому подобных ситуаций лучше не допускать. В качестве профилактики можно:
Не использовать ручник можно тогда, когда водитель уверен в устойчивом положении машины. В других случаях это опасно. Оптимальным решением будет сушка тормозов. Для этого нужно перед стоянкой найти сухой участок дороги, и на скорости в 25-35 км/час несколько раз резко затормозить. После этого можно парковаться и ставить автомобиль на ручник.
Простые меры предосторожности защитят автомобиль от примерзания колодок, а водителя от долгих попыток тронуться с места.
Надо ли пользоваться ручником зимой? А можно ли?
Надо ли пользоваться ручником зимой? А можно ли?
Во времена Москвичей, Жигулей и Волг большинство водителей помнили совет более опытных коллег: ни в коем случае не ставить машину на ручник зимой! С тех пор прошло много лет, но легенда жива.
Ни в коем случае не ставить машину на ручник зимой! Почему? Чтобы колодки не примерзли к тормозному барабану. Мало того, ручником вообще старались не пользоваться: «чтобы не изнашивался». Всегда оставляли автомобиль «на передаче». И действительно: раньше примерзший ручник мог и вправду надолго отсрочить поездку. Каким образом? Дело в том, что материал тормозных колодок отечественного производства был весьма гигроскопичен. Зимой снег, попавший внутрь барабанного тормозного механизма, таял, пропитывал материал колодок и замерзал на стоянке. В итоге очередной автовладелец вынужден был поливать барабаны горячей водой из чайника, чтобы растопить лед.
Заметьте, речь именно о тормозах барабанного типа. Такие и сегодня устанавливают на заднюю ось некоторых не очень дорогих легковых автомобилей. С дисковыми тормозами, которые были установлены на переднюю ось, проблем не возникало. Да, конечно, вы скажете, что передние дисковые тормоза мы оставляем на парковке с не прижатыми к дискам колодками. Ведь привод ручного тормоза воздействует только на механизмы задних колес. И будете правы. В принципе, передние дисковые механизмы могут покрыться корочкой льда во время стоянки под ледяным дождем, и тогда первое торможение добавит вам седых волос. Но не более того. Такого, что колеса примерзали и не проворачивались вовсе во время первого старта, не было. Иными словами, при стоянке на ручнике прихватывало только задние барабанные тормозные механизмы. Я тоже всегда помнил этот совет и автомобили отечественного производства никогда не ставил зимой на ручник. Но с появлением в хозяйстве иномарок решил попробовать. И, о чудо, ни разу не сталкивался с примерзанием даже барабанных тормозных механизмов. Проверено на довольно пожилых автомобилях марки Volkswagen и нескольких моделях, которые базируются на распространенной платформе B0 от альянса Renault-Nissan — никаких проблем. Ну а если привод стояночного тормоза сжимает колодки дискового тормоза, то и подавно. К таким относятся, например, популярные у нас Kia Rio и Hyundai Solaris.
Еще бывает конструкция, при которой маленькие стояночные тормозные механизмы барабанного типа встроены в основной дисковый тормоз. Применяется подобная схема на автомобилях разного класса: от Nissan Teana прошлого поколения до Chevrolet Lacetti. Подобной схеме также несвойственно примерзание.
В моей практике был лишь один подобный случай, когда колодки, затянутые ручником, во время длительной стоянки немного приржавели к тормозному диску, и машина тронулась с легким щелчком. Да и то случилось это летом.
онечно, вышесказанное не означает, что все современные автомобили избавлены от этого явления на 100%. К примеру, во время проведения одного из наших тестов, когда мы испытывали комплекты цепей для колес и от души поездили по глубокой снежной целине, примерзли тормоза Дастера. Случилось это наутро после длительной ночной стоянки. Поэтому чтобы предотвратить возможное примерзание ручного тормоза, советуем следующее. Нежелательно затягивать ручник, если вы проехали по глубокому снегу или серьезно промочили тормозные колодки во время преодоления глубокой лужи, а после, не просушив их, сразу припарковались в холодное время года.
Ну а во всех других случаях ручником нужно пользоваться хотя бы для того, чтобы тормозной механизм не ржавел. К тому же стояночный тормоз может сыграть роль аварийного при выходе из строя основной тормозной системы, и поэтому важно, чтобы у вас был навык, развита моторика пользования ручным тормозом.
Условия, при которых стояночным тормозом нужно пользоваться:
При стоянке на уклоне в условиях гололеда, если речь идет о моноприводной машине. Ведь тормозного усилия на одних только ведущих колесах может оказаться недостаточно, и машина сползет вниз. Например, на автомобилях с передним приводом, когда выключенный двигатель через трансмиссию удерживает передние колеса от проворачивания, ручник воздействует на задние колеса. Получаем «тормоз 4х4». Но и заднеприводному автомобилю пользование стояночным тормозом в таких условиях необходимо. Дело в том, что стояночный тормоз предотвратит работу свободного дифференциала. Без ручника, только «на передаче» достаточно одному заднему колесу оказаться на льду, и вся машина поползет под уклон.
На автомобилях с автоматической коробкой передач при парковке на больших уклонах. В этом случае фиксатор трансмиссии испытывает очень большие нагрузки, что может вызвать его поломку или как минимум очень тугое выключение режима «Р».
Как безопаснее оставлять машину зимой: на передаче или на ручнике?
Многих автомобилистов интересует вопрос – как безопаснее зимой оставлять на парковке машину, на ручнике или на передаче? С одной стороны, если авто проведет ночь на стояночном тормозе, то могут примёрзнуть колодки. А если оставлять на передаче, то это создаёт нагрузку на шестерни в коробке, что негативно влияет на её срок службы. Как же быть в этой ситуации?
Как действительно безопасно?
ПДД не дают на этот вопрос конкретного ответа. В пункте 12.8 лишь сказано, что автомобилист обязан надёжно зафиксировать на месте свою машину, убедившись в том, что она никуда не укатится. Получается, что самый надёжный способ зафиксировать на месте свой автомобиль – поставить его на ручник, на передачу и подложить под колёса противооткатные упоры. Но делать всё это не будет ни один нормальный водитель. Большинство оставляет машину либо на ручном тормозе либо на включённой передаче, но какой из этих способов безопаснее?
Стоит ли ставить зимой на ручник?
В автошколах учат пользоваться именно ручником, так как неопытный курсант, сев за руль, может забыть выжать педаль сцепления и снять с передачи прежде, чем запустить двигатель. Но в реальной жизни использование зимой стояночного тормоза может привести к тому, что тормозные колодки накрепко примёрзнут и автомобиль не удастся сдвинуть с места. Для того чтобы разморозить тормоза, придётся потратить немало времени и усилий. Заниматься этим на морозе желающих немного, поэтому водители начали оставлять машину на передаче.
Оставляем на передаче
Парковать машину, оставляя её на включенной первой передаче, намного практичнее и безопаснее, чем на ручнике. Таким способом вы можете надёжно зафиксировать авто на большом уклоне, не боясь, что она куда-то укатится или что колодки примёрзнут за ночь. Это немаловажно, так как водитель не может определить состояние тросика ручника и то, насколько хорошо он будет держать машину на склоне. А вот заблокированная коробка даёт гарантию, что автомобиль никуда не денется. Вот только не вредит ли коробке такое её использование?
Что будет с КПП?
Использование коробки передач вместо ручного тормоза таит в себе несколько потенциальных проблем. Первая – это постоянная статичная нагрузка на детали в коробке, что со временем может привести к её поломке или неправильной работе. Во-вторых, оставляя машину на передаче, вы не сможете пользоваться функцией дистанционного запуска, так как при попытке запустить автомобиль, стоящий на передаче, это приведёт к тому, что он «прыгнет» вперёд.
Получается, что у обоих способов фиксации автомобиля на уклоне в зимнее время есть свои плюсы и минусы. Если вы цените своё время и не пользуетесь «автозапуском», то смело оставляйте машину на передаче. А тем, кто переживает за коробку или любит садиться в уже прогретый автомобиль, придётся пользоваться ручником. Другим вариантом решения этой проблемы является покупка машины с АКПП.
Почему нельзя ставить машину на ручник зимой и актуально ли правило сейчас
При эксплуатации машины возникает множество вопросов, которые могут смутить неопытного автовладельца. Один из них – можно ли ставить машину на ручник зимой и если нельзя, то по какой причине. Этот механизм есть на автомате и на механике, и принцип действия его аналогичен.
Откуда растут ноги у мнения
Мнение о том, что нельзя ставить автомобиль на ручник при морозе, пошло с давних времен, когда на дорогах были исключительно Волги, Жигули и Москвичи. Тогда считалось, что колодки примерзают к барабану, да и сам ручник изнашивается, если им часто пользоваться.
Ставить зимой машину на ручник бывалые водители раньше не рекомендовали
Материал самих колодок был непродуманным и гигроскопичным. Зимой снег налипал, влага с дорог накапливалась и, как следствие, элементы системы замерзали во время долгой ночной стоянки. Речь идет исключительно о тормозах барабанного типа. Они устанавливаются на заднюю ось не самых дорогих ТС.
Примерзли тормозные колодки
Сейчас положение изменилось, поэтому вопрос уже не так однозначен, и аргументов, почему же нельзя ставить машину на ручник зимой, становится все меньше.
Как обстоит дело сейчас
С появлением большого числа иномарок на дорогах стереотипы стали меняться. Во многих автомобилях привод стояночного тормоза сжимает колодки дискового тормоза, поэтому в большинстве случаев нет проблем с примерзанием отдельных элементов во время длительного простоя.
Тормозные колодки в суппорте
Авто на механике
Машины с механической коробкой передач можно оставлять на месте, включив передачу. Для этого подойдет задняя или первая передачи.
При включенном двигателе трансмиссия будет срабатывать так же, как и ручник. Но перед запуском силового агрегата передачу следует выключить.
Машины на автомате
При наличии коробки-автомата все намного проще. Необходимо выставить рычаг в специализированный режим «Паркинг». Из-за заблокированной шестерни трансмиссии автомобиль не сдвинется с места.
С ручником исключен риск случайного автозапуска
Производители авто считают, что данный режим не панацея и его лучше все дублировать ручным тормозом. Если авто дополнительно снабжено системой автоматического запуска, то без ручника в таком случае не обойтись. Автозапуск не начинает работать, пока автомобиль поставлен на ручник.
В каких условиях можно пользоваться
Если на всех колесах стоят дисковые тормоза, тогда риск примерзания невелик. Имеются и другие условия, при которых необходимо пользоваться ручным тормозом:
Ручник зимой на механике или автомате не стоит включать после езды по лужам, а также в ситуациях, когда тормозные колодки намокли по каким-либо другим причинам.
Предварительно просушив тормозные колодки, можем парковаться с применением ручника
Обычно они от этого защищены, но при смелой езде влага вполне может опасть в тормозной механизм. Тогда необходимо их предварительно просушить и только после этого пользоваться опцией.
Опытные автомобилисты советуют активно поработать тормозами перед стоянкой. Делать это нужно интенсивно, но вместе с тем аккуратно и не на большой скорости. Тогда колодки достаточно прогреются, влага с них испарится, а пользование ручником станет более безопасным.
Важно помнить, что стояночный тормоз вполне может стать аварийным вариантом, если отключится или сломается по каким-либо причинам основная система торможения. В такой ситуации водитель должен четко уметь использовать стояночный тормоз.
Чтобы не возникало проблем, следует избегать езды по рытвинам и ухабам, а также по глубокому снегу. Во всяком случае, парковаться с применением ручника нужно только после просушки колодок.
Заключение
А вы часто ставите машину на ручник зимой?