Обгон за обгоняющей машиной штраф и статья
Обгон «паровозиком» разрешен или нет
Суть в том, мне попались на глаза случаи наказания водителей выезжающих на обгон следом за другими обгоняющими.
Для понимания сути немного правовой информации:
ПДД 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
— следующее за ним транспортное средство начало обгон;
— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
КоАП 12.15.4 Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления.
Так вот некоторые нехорошие инспектора стали подводить под этот пункт обгон «паровозиком» и вменять 12.15.4 по которой предусмотрено лишение или 5к штрафа. Для наглядности привожу картинку.
Вот совсем не понятно, что имелось ввиду под понятием «транспортное средство, движущееся впереди», ТС которое движется по моей полосе, по встречной, по обочине, в попутном или встречном направлении и самое главное на каком расстоянии 5м, 50м, 500м или 5км?
Второй момент «— следующее за ним транспортное средство начало обгон». Если следовать той же логике, то допустим я по правилам начал обгон за мной выезжает вторая машина, то выходит что мне тоже запрещен обгон и что мне делать в таком случае, испариться?
Я так понимаю, что если выезжаешь на обгон одновременно с впереди идущим ТС, то да можно привлечь. Но если дождался его перестроения на встречку, то впереди идущим уже считается обгоняемое ТС, которому в свою очередь запрещено совершать обгон.
А то получается, если кто-то в плотном попутном потоке выехал на обгон, то остальным нельзя. С учетом что арбузники и прочие камазообразные собирают хвост до 1 км, это же золотое дно по этому пункту.
Будьте аккуратнее на дорогах и уважительнее к другим участникам движения!
Комментарии 7
Читать нужно буквально а не между строк, запрещается не обгон впринципе, а именного транспортное средство которое выполняет обгон
www.drive2.ru/b/521675387499971344/ мой на удивление положительный опыт на эту тему.
Спасибо за информацию, теперь можно ссылаться на это решение суда при разбирательстве подобных дел. А если распечатать, то можно грамотно слать лесом на месте)
Как на авторамблере пишут — а если транспортное средство уже начало обгон, а это спереди через 10км от тебя…
Тут как знак стоп перед перекрестком. Надо тормозить не перед знаком а перед абстрактным пересечением проезжих частей.
Нафик-нафик, я лутше подожду.Пару раз были неприятные моменты с этим делом, впереди идущий заменьжуется а тебя уже зажимают встречный.
Обгон почти не виден
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.
Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?
Под двойным обгоном понимается обгон сразу двух или более автомобилей по встречной полосе (без возвращения на свою полосу после обгона первого авто) либо обгон уже обгоняющего автомобиля, а под обгоном «паровозиком» или «гуськом» — когда Вы выезжаете на обгон за уже обгоняющим автомобилем (автомобилями), то есть на встречной полосе сразу две и более обгоняющих машины.
Двойной обгон
Двойной обгон уже обгоняющего
Обгон паровозиком
Разрешены ли двойной обгон и обгон паровозиком на 2021 год, выяснить совсем не сложно, хотя однозначного ответа в ПДД нет. Но мы расставим все точки в этом вопросе!
Какие правила обгона регламентируют правильный манёвр?
Вообще, за правила обгона отвечает целый раздел ПДД. Там указывается обязательное условие безопасности обгона, его запрет при определённых условиях, а также правила поведения обгоняемого авто.
Правила обгона вполне самодостаточны, но наказание предусмотрено всё же не за обгон как таковой, а за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу. То есть в принципе обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но вот выезд на встречку не обязательно должен быть обгоном, так как при последнем совершается опережение по встречной полосе других транспортных средств.
Двойной обгон: разрешён или запрещён?
Правила обгона содержат запреты и предписания совершения такого манёвра. Это значит, что если что-то не запрещено, то это разрешено. В частности, в ПДД 2021 года нет никакого запрета на выполнение двойного обгона — сразу нескольких автомобилей, будь их хоть два, хоть три, хоть 20 автомобилей.
Главное условие — водитель обязан убедиться, что такой манёвр будет безопасен для него и для других участников движения. Факт того, убедился он или не убедился, прецедентен, то есть если во время двойного обгона не случилось ДТП, то безопасен, если случилось — опасен, и водитель подлежит лишению прав или штрафу.
Если быть точнее, то по правилам обгона водитель обязан убедиться сразу в нескольких обстоятельствах:
Это исчерпывающий список запретов обгона, в том числе двойного.
Разрешён или запрещён обгон паровозиком?
Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.
И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком «гуськом»? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал «паровозик» из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.
Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.
Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте «. транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. «. А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.
И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.
Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2021 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.
Какое наказание за нарушения правил обгона?
Помните, выше мы писали, что нет наказания за обгон, будь то запрещённый двойной обгон или обгон паровозиком, как таковой? Факт заключается в том, что практически при любом обгоне вменяют часть 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает штраф или лишение за выезд в нарушение правил обгона на встречную полосу. Есть также следующая часть этой статьи, предусматривающая ещё более строгое наказание за повторность такого нарушения.
Что такое обгон паровозиком и какова ответственность для водителя за такое действие
— Здравствуйте. В Правилах дорожного движения есть пункт, который запрещает выполнение маневров по обгону или объезду препятствий в случае, если транспортное средство впереди само выполняет обгон или объезд препятствия? Грозит ли лишением прав «обгон паровозиком»? Какой автомобиль запрещено обгонять по правилам: то, которое выполняет обгон, или обгоняемое?
Что говорят Правила дорожного движения об обгоне паровозиком
В Правилах дорожного движения (ПДД) нет понятия «двойной обгон» или «обгон паровозиком». Есть запрет на выполнение определенных маневров при обгоне. Обгон представляет собой опережение одного или нескольких транспортных средств, которое связано с выездом на полосу или сторону проезжей части, предназначенные для встречного движения, и последующим возвратом на ранее занимаемую полосу дороги.
На скоростных трассах медленно едущие автомобили нередко собирают «хвост» из легковых машин. Каждый из водителей ожидает, пока ему подвернется возможность обгона, и когда такая возможность появляется, на встречную полосу одновременно могут выехать несколько машин. При этом второе авто пристраивается за первым в надежде завершить маневр под прикрытием. Если тот, кто едет первым, с большей долей вероятности успеет вернуться на свою полосу до опасного сближения со встречным авто, то второй автомобиль находится в опасной ситуации, когда ему может грозить лобовое столкновение. Именно этим опасен обгон паровозиком.
Можно ли совершать обгон паровозиком
Перед тем как выехать на встречную полосу, водитель должен удостовериться, что эта полоса свободна. Перемещение влево для маневра запрещено в следующих случаях:
Также обгон запрещен, если становится очевидно, что вернуться на свою полосу движения после совершения действия безопасно не выйдет.
Иными словами, речь идет об обгоняющем автомобиле, а не об обгоняемом.
Ответственность за несоблюдение правил
Ответственность за несоблюдение правил обгона прописана в ст. 12.15 КоАП. Перемещение на встречную полосу при обгоне паровозиком преследуется по п. 4 данной статьи. Автомобилист, который решился на запрещенный маневр, может получить административный штраф в размере 5000 р. или лишиться права управления транспортными средствами на срок 4-6 месяцев.
Таким образом, содержание п. 11.2 Правил дорожного движения указывает на то, что обгон паровозиком запрещен по закону. Начинать обгон допускается только тогда, когда впереди и сзади нет транспортных средств, которые едут по встречной полосе. Обгон паровозиком грозит виновному лицу штрафом в размере 5000 р. или лишением прав — до полугода за первый подобный проступок и до года — за второй.
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.
Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:
В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.
За что могут назначить штраф
Преимущественное право движения
Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.
Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.
Преимущественное право машин с разметкой и мигалками
Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:
Выезд на встречную полосу с нарушением правил
Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.
Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.
Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.
Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.
Обгон запрещен
Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.
Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.
Знак 3.20 «Обгон запрещен»
Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.
Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.
Опознавательный знак для тихоходного транспорта
Нарушение правил остановки и стоянки
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Вред здоровью из-за нарушений ПДД
Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.
Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.
Обязанности после ДТП
У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.
Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.
Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.
Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.
Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.