Обгоняют ледокол на машине
Богдан Булычёв из Ярославля человек, который обогнал атомный ледокол на авто 12+
Истории участников
Участники «Россия рулит!»: Владимир Сафонов бизнесмен из Красноярска 12+
Участники «Россия рулит!»: Максим Васильев автомеханик из Смоленска 12+
Участники «Россия рулит!»: Константин Иванов водитель пожарной машины из Подмосковья 12+
Участники «Россия рулит!»: Александр Смоляр водитель из Сахалинской области 12+
Участники «Россия рулит!»: Фёдор Воробьёв водитель из Московской области 12+
Участники «Россия рулит!»: Дмитрий Горбунов мастер по ремонту авто из Московской области 12+
Участники «Россия рулит!»: Александр Нестеров бизнесмен из Московской области 12+
Участники «Россия рулит!»: Василий Богаткин инструктор по вождению с Украины 12+
Участники «Россия рулит!»: Дмитрий Соловьёв фотограф из Москвы 12+
Участники «Россия рулит!»: Фатима Хадуева психоэзотерик из Махачкалы 12+
Участники «Россия рулит!»: Денис Суворов автоинструктор из Московской области 12+
Участники «Россия рулит!»: Павел и Вера Михайловы папа и дочь из Московской области 12+
Участники «Россия рулит!»: Юрий Булаев консультант по экологическому вождению из Подмосковья 12+
Участники «Россия рулит!»: Алексей Куличков ведущий НТВ из Москвы 12+
Участники «Россия рулит!»: Александр Ушаков бизнесмен из Краснодара 12+
Участники «Россия рулит!»: Егор Оруджев физрук из Санкт-Петербурга 12+
Участники «Россия рулит!»: Мария Кашина студентка и автоблогер из Москвы 12+
Участники «Россия рулит!»: Александр Крючков участник джип-клуба из Твери 12+
Участники «Россия рулит!»: Наталья Батуева бабушка, поэтесса и таксистка из Челябинска 12+
Участники «Россия рулит!»: Анатолий Щербак программист из Московской области 12+
Путешествие в Арктику: как я гонял наперегонки с ледоколом и делал предложение на льду
Я родился в Магаданской области — возможно, поэтому у меня тяга к Северу и дальним странствиям. Арктика — мой дом родной, неважно где ты — на Таймыре, в Якутии, на Колыме или Чукотке. Люблю этот особый полярный дух и бесконечную тундру, которая играет разными красками и не повторяется. Возможно, еще и поэтому бросил вполне успешную карьеру авиационного менеджера и предпринимателя и с головой окунулся в экстремальные автопутешествия.
С Арктикой у меня связано много самых ярких моментов в жизни, но одна история особенная — мы с друзьями на обычных машинах проехали зимой от Норильска до Диксона обратно и установили рекорд России.
Зачем я путешествую по бездорожью
Мне иногда задают вопрос: в чем смысл ваших путешествий? Для чего нужно выбирать такие пути, где иногда не то что твердых дорог, а даже временных зимников нет, где приходится пробиваться через снежные заносы, тонуть в раскисшем насте и ползти с черепашьей скоростью – буквально колея в колею? Неужто только ради того, чтобы просто установить очередной спортивный рекорд? Или это такая романтика для взрослых мужчин?
Спортивные цели и романтика, конечно, есть. Без них наш мир был бы скучным и серым. Но не только: лишь в условиях полного бездорожья можно проверить возможности серийных машин – хотя бы тех самых «паркетников».
Аляска или север Канады, где вроде бы схожие климатические условия, слишком цивилизованны: куда ни ткнись – везде прекрасные автобаны с пунктами ТО, заправками и мотелями. Там особо не разгуляешься.
А вот наши арктические просторы с полным отсутствием цивилизации на сотни и даже тысячи километров позволяют по полной испытать возможности той или иной модели. Несколько лет назад я стал амбассадором (послом) компании Toyota в России. Так что мои экстремальные автопутешествия – это еще и способ обкатки машин в необычных условиях.
Как мы стартовали
Наша команда из шести человек стартовала 15 января 2018-го из Норильска на двух внедорожниках Toyota Hilux. Машины мы при этом не готовили к экстремальным холодам — это было условие для рекорда, поставили лишь дополнительные фары и еще кое-что по мелочи, что никак не влияло на ходовые характеристики машины.
В моих путешествиях часто вообще нет никаких дорог. В той самой экспедиции на Диксон были только короткие отрезки зимников, действующих три-четыре месяца, не больше, а в основном снежная целина и наст на льду сначала Енисея, а потом Енисейского залива и самого Карского моря. По нему мы и продвигались. Общее расстояние составило около 1500 км.
В тот год на Таймыре выпало аномально много снега, поэтому весь путь прошел, как мы говорим, «на лопате»: проезжаешь 50 метров, застреваешь в снегу, выходишь и откапываешься. Потом проезжаешь еще 50 метров, снова застреваешь и снова откапываешься. И так — бесконечное число раз. Формула движения укладывается в три слова: копать-ехать-толкать.
Как мы гонялись за ледоколом
Атомный ледокол «Таймыр» мы встретили в начале пути, когда ехали по льду Енисея. Он полным ходом шел навстречу нам, с необычайной легкостью раскалывая льды.
Так обычно выглядит наш быт в путешествиях
Представьте себе картину: ты спишь в палатке, вокруг — полное арктическое безмолвие. Тишина стоит такая, что на несколько сот метров слышен шелест спального мешка. И вдруг слышишь тихий треск. Выглядываешь наружу — а там, буквально под боком, мимо тебя практически бесшумно проходит махина высотой с девятиэтажный дом… – больше 15 метров.
И тогда мы развернули машины и помчались за «Таймыром». Догнали его километров через десять, несколько сот метров шли вровень, а потом обогнали и ушли вперед, чтобы выбрать точку и все-таки произвести съемку.
Когда шли по льду Енисея, навстречу нам полным ходом прошел атомный ледокол «Таймыр»
Вообразите себе: я на льду Енисея мчусь наперегонки с атомным ледоколом! Мой среднеразмерный пикап Toyota Hilux массой меньше двух тонн и ледокол с водоизмещением 20 тысяч тонн и силовой установкой мощностью 50 тысяч лошадиных сил. Это даже не моська и слон, а скорее пескарь рядом с синим китом.
Уже потом капитан «Таймыра» Павел Волков нам скажет: «А, так это вы с нами ралли устроили? А то мы стоим на мостике и смотрим, это что за сумасшедшие тут задумали гоняться? Прямо-таки «Формула-1» на Енисее!».
Как «Таймыр» нас спас
Путь до Диксона – дорогой это назвать нельзя, ее там просто нет — была цепочкой приключений и чрезвычайных происшествий. У наших пикапов выявилась немало недостатков, которые не страшны, когда ты передвигаешься по асфальту, но в условиях полярной ночи и заснеженной вымерзшей тундры могут оказаться роковыми для путешественника. Уже тогда мы поняли, что наша резина ни к черту не годится.
В моих путешествиях часто вообще не бывает каких-либо дорог
Когда машина постоянно застревает в снегу, покрышки не выдерживают. В селе Караул – это примерно в 180 км от Дудинки — местный житель подарил нам две запасные камеры, но всё равно на обратном пути мы остались без запаски. Шли на спущенных шинах, почти на ободах, через каждые полчаса останавливались, чтобы подкачать колеса.
Последние сто километров до полярной метеостанции Сопочная Карга мы ехали двое суток, так что выхода не оставалось: мы связались с руководством «Росатомфлота» и капитаном того самого «Таймыра», который нас в итоге забрал и вместе с машинами-страдалицами доставил в Дудинку.
Я всегда мечтал потрогать ледокол, и пока мужики с помощью стропов и грузовой стрелы поднимали пикапы на палубу, подошел прямо по льду к борту, погладил его рукой, восхитился мощью и вслух поблагодарил и за участие в незабываемой гонке по дороге на Диксон, и за то, что пришел на помощь на обратном пути.
За эту экспедицию нашу команду занесли в Книги рекордов России и Европы. А вот с Книгой рекордов Гиннеса не вышло — что-то с процедурой оформления не сложилось.
Обручальное кольцо вручал на льду Моря Лаптевых
Моя будущая жена Владлена работала управляющей в ресторане, где я часто обедал. Там мы с ней и познакомились. А уже во вторую экспедицию, которая называлась «59-я широта», я позвал ее с собой. Хотел показать любимой не заморские курорты, а нашу страну и места, которые мне дороги, ведь на 59-й широте располагаются и мой родной Магадан, где родился и вырос, и Санкт-Петербург, где я учился в университете гражданской авиации.
Владлена была так потрясена северными красотами и моими планами, что тоже бросила успешный, но такой скучный общепит.
Предложение руки и сердца на берегу моря… Лаптевых
А предложение руки и сердца я ей сделал, как об этом и мечтает почти каждая женщина, на морском побережье, вручив любимой кольцо из якутского золота с якутским бриллиантом. Правда, это была бухта Моря Лаптевых Северного Ледовитого океана, но ведь все равно это настоящее море. Потом мы шутили, что если бы она отказалась, то я бы там, во льдах, ее и оставил. Но не отказалась.
С кем поеду в путешествие через 20 лет
В последних моих экспедициях жена не участвовала. У ней было важное дело. В сентябре у нас появились на свет мальчишки-двойняшки. Теперь с учетом их старшей сестренки я стал многодетным отцом. Забот прибавилось, но теперь я знаю, с кем я поеду путешествовать через двадцать лет. А, скорее всего, и раньше.
Ну а увлекательные экстремальные маршруты для всей семьи мы придумаем вместе…
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Богдана Булычева
В Диксон на стандартных автомобилях. Часть 1.
Для меня эта история началась ещё 2015-ом году, когда после нашей первой поездки на Диксон возник спор с любителями прикручивать к своим автомобилям здоровенные треколоподобные покрышки о том, что туда можно доехать и на стандартном внедорожнике (на колёсах, предусмотренных заводом изготовителем). «Ну-ну, попробуй» — хмыкали они и лишь только посмеивались с моих заявлений. Ну, как говорится, каждый судит по себе и своим способностям, и после того эта идея мне влезла в голову и стала навязчивой.
И вот не прошло и года, как Богдан Булычёв bogdee начал поиск автомобилей, на которых это можно было бы проделать. После совместного обсуждения ставка была сделана однозначно на пикапы из-за их веса и, самое главное, большой вместительности и грузоподъёмности. Ведь машины должны были быть абсолютно стандартными, а так как родные баки внедорожников не очень приспособлены к таким серьёзным автономкам как поездка на Диксон, то весь запас топлива (сотни литров) предполагалось везти в кузовах.
Сначала Богдан обратился к одному известному и торгующему в России бренду с предложением попробовать в этой поездке их пикап. Но если российское представительство было очень заинтересовано в таком проекте, то вышестоящее тайское категорически отказалось от участия в этой афере, мотивировав тем, что их машины туда не доедут и это будет антирекламой. Примерно та же ситуация произошла и с ещё одним представительством и их пикапом. Практически в последний момент перед стартом нам вдруг сказали, что требуемых машин у них нет, и нам из-за этого пришлось отложить поездку на год. А вот в TOYOTA были не просто заинтересованы и выделили нам два HILUX, но ещё и помогли с доставкой автомобилей в Норильск.
Под руководством моего стародавнего друга Дмитрия Олейникова машины в Норильске встретили, получили, загнали на тёплую стоянку. И вообще местные ребята как могли помогали нам в последних приготовлениях перед стартом. За что им огромное спасибо!
Исходя из опыта прошлых поездок в Арктику, старт был назначен на самое глухозимье – на середину января. В это время была самая большая вероятность нарваться на сильные морозы, что было бы нам только на руку. Ведь когда на севере тепло, то снег становится более мягким, а это в автопутешествиях по снежной целине (без каких либо зимников) дополнительные сложности.
И вот 14 января, окутанные почти 50-градусным морозом, мы отъехали от ставшего уже родным Таймырского краеведческого музея в Дудинке и спустились на лёд реки Енисей. Именно на лёд, потому что умышленно отказались ехать до Байкаловска по простенькому двухсоткилометровому зимнику. В этот раз было решено двигаться более длинным и трудным путём вдоль ледокольного следа через село Караул. Там не было зимника, путь был гораздо труднее и длиннее почти на 150 километров, но оно того стоило. Во-первых, когда-то туда уже была предпринята неудачная попытка доехать на стандартных легковых автомобилях с большой земли. И нужно было эту ситуацию исправлять. Ну и, во-вторых, где-то по Енисею нам навстречу шёл атомный ледокол Таймыр, и променять встречу с ним на лёгкий и скучный зимник мы были не в силах.
Приключения начались практически с первого километра пути — весь Енисей парил от наледей, потому что незадолго до этого на Красноярской ГЭС был большой сброс воды, и уровень в районе Дудинки поднялся почти на полметра. Но даже это нас не остановило и мы, промерив глубину наледи и выбрав наиболее подходящее место, выбрались к фарватеру – ледокольному следу, вдоль которого шёл след от снегоходов и ТРЭКОЛа, и по которому мы даже какое-то время вполне сносно двигались.
Продвигались вперёд мы с переменным успехом. Ведь обычно каждый поворот реки по-разному покрыт снежным покровом, а местами было ещё и заторошено от берега до берега. Но к нашей радости появление ледокола не заставило долго ждать, и мы увидели двигающийся нам навстречу атомный девятиэтажный дом.
Сама огромная махина не издавала абсолютно никаких звуков, но весь лёд вокруг лопался, грохотал и дрожал. Жуткое зрелище и незабываемые чувства, скажу я вам! Но не успел ледокол далеко уйти, и не успели ещё стихнуть наши эмоции, как Антон Панов, наш фотограф, вдруг растерянно молвил:
— Ребят, фотографии не получились…
Короткое замешательство, и вдруг, как по команде, мы все разом подпрыгнули на месте и закричали:
Здесь везение было в том, что встреча произошла на участке реки, где было мало снега на льду, и у нас была возможность мчаться быстрее ледокола, который, не смотря на метровый лёд, двигался со скоростью около 25 км/час.
Встреча, которая навсегда останется в памяти. «Эх… Вот бы прокатиться!» — подумал тогда каждый из нас… Кто бы мог подумать, что уже очень скоро это произойдёт, ведь тогда никто даже мечтать не смел об этом.
Догнав ледокол, я решил наконец-то сделать то, о чём подумывал уже не первый год – потрогать его борт во время движения. Этой идеей поделился с ребятами. На что Антон Панов, суровый житель Магадана, сказал, что он тогда попробует его лизнуть.
Как я стёр об атомный ледокол перчатку, которая потом всю оставшуюся поездку оставалась солёной, нет никакого фото и видеоматериала. А вот видео Антона, с его попыткой всё-таки дотронуться до него языком, стало вирусным, облетело весь мир, и появилось много статей по этому поводу в стиле crazy Russians. Вот, например:
thebusfm.iheart.com/conte…ker-while-driving-around/
За атомным ледоколом «Таймыр» почти сразу же шел дизель-электрический контейнеровоз Норильского никеля «Талнах».
Двигался он именно так, как его видно на фотографии – кормой вперёд. Суда этого класса так устроены, что их максимальная ледоходность достигается именно в таком режиме движения – задом наперёд.
Мы же, проводив взглядом ледоколы, отправились дальше. Но уехать далеко не получилось, так как след ТРЭКОЛа и снегоходов ушёл на берег. Конечно, мы тоже попробовали было забраться туда.
Пока бегал, народ начал потихоньку просыпаться, поэтому есть даже фотография моей заиндевелой физиономии.
Пробежка дала позитивные новости – в нескольких километрах от нас вниз по течению вдоль ледокольного следа снега становилось меньше, и там даже кое-где проглядывался очень старый след трэкола.
Вот оно, то самое морозное утро. Все ещё сладко спят. И спали так крепко, что некоторые даже не заметили, как мимо нас прошёл в обратном направлении атомный ледокол «Таймыр».
После хороших новостей копать стало гораздо приятней и легче, ведь все понимали, что скоро мы выберемся на твёрдый наст и сможем двигаться дальше.
К вечеру того же дня нам навстречу попалось ещё одно судно Норильского Никеля под названием… «Норильский Никель».
Но пролетело оно на такой скорости, что мы даже его толком не успели разглядеть. 🙂
А потом был гостеприимный посёлок «Караул». К тому времени у нас уже накопились некоторые проблемки. И так как мороз не ослабевал, и мы наконец-то узнали реальные его цифры, то попросились в тёплый гараж администрации посёлка. От аномально низкой температуры у нас развалился насос для перекачки топлива, и несколько покрышек уже требовали ремонта.
Забегая вперёд, скажу, что ездить в Арктике по целине и торосам на дисках 18 дюймов в диаметре дело неблагодарное. Можно ездить на колёсах в стандартном размере, но только не на таких дисках. При даже небольшом спускании колёс, пробои до дисков сразу становились нормой.
Сколько раз мы делали колёса, уже и не сосчитать. Мы пробивали боковины так, что несколько пальцев пролезало в дырку. Снег постоянно набивался между покрышкой и диском. Из-за этого колёса полностью спускали, и в конце концов мы прожевали половину покрышек. Удивительно, как такое покрышки вообще смогли выдержать, ведь мы на них в итоге вернулись своим ходом в Москву.
В посёлке Караул нас любезно разместили в доме культуры. Мало того, директор ДК Евгения Александровна нас ещё и накормила на утро, за что ей от всей команды отдельное спасибо. А благодаря добрым людям из администрации нашлись и насос для перекачки топлива, и УАЗовские камеры для ремонта покрышек.
Как выяснилось, из посёлка шёл накатанный след на обслуживаемый зимник Дудинка – Байкаловск. И было принято решение дальше ехать по нему.
След был виден плохо, поэтому не у всех получалось двигаться по нему без ошибок.
А с наступлением темноты ветер хоть и стал немного тише, но зато мороз снова усилился.
Но мы всё-равно достаточно сносно продвигались, потому что зимник теперь стал гораздо лучше по сравнению с 2015-ым годом. Полностью провешкован, появились знаки, крутые спуски и подъёмы спланировали бульдозерами, и через каждые несколько десятков километров на всём протяжении находились базы дорожников. И вообще, обслуживающие зимник ребята рассказали, что ближайшие годы это будет серьёзный ледовый автобан, с такими же требованиями к дороге, как и на месторождении «Ванкор».
Добравшись до Байкаловска, нас опять определили в местный дом культуры. И снова на утро были разбужены запахом ухи, любезно приготовленной для нас директором ДК.
Всё-таки гостеприимство людей, живущих и работающих в Арктике, просто не передаваемо и неоценимо. Эти люди всегда приветливы, открыты и искренни. И даже приезжий сюда человек быстро становится таким же, как и те, кто здесь родился и прожил всю жизнь. Другие здесь просто не выживут.
После Байкаловска была база Таналау – серьёзный форпост Таймырнефтегаза на берегу Енисея. Здесь, на мысе Таналау, собираются строить круглогодичный нефтяной терминал и специально для него на Дальнем Востоке уже начато строительство первого из запланированных десяти уникальных ледокольных нефтеналивных танкеров.
От Таналау до метеостанции Сопочная Карга, которая находится в самом устье Енисея, около 180 километров. К нашему счастью, именно в низовье реки та самая наледь, появившаяся от сброса воды на Красноярской ГЭС, разлилась здесь вдоль берегов очень сильно – местами, по несколько сотен метров шириной. Ну, то есть мы просто катились по абсолютно ровному ледяному полю, даже не спуская колёс. Практически на всём пути можно было спокойно разгоняться до любой скорости. Но мы не спешили, наслаждаясь такой халявой. Самой трудной задачей на этом отрезке пути был лишь выезд с территории базы на лёд, заключавшийся в форсировании снежного отвала, сделанного бульдозером. Потому что на лёд Енисея они не выезжают вообще, соответственно и следов туда никаких не было.
И такой лёд был на всём протяжении до Сопочной Карги! Все 180 километров! Просто подарок судьбы какой-то.
Уже не обращая внимание на адский мороз, мы ехали и любовались высоким крутым берегом реки. Оказывается, он не так уж и пуст в тех краях.
Судно местного коммерсанта, которое изначально просто немного село на мель. Капитаны других судов предлагали свою помощь, но запрошенные суммы не устраивали владельца. Ну а потом поднялся шторм… и всё. На этом жизнь этого кораблика и закончилась.
Вообще, вдоль берега там очень много разнообразных плавсредств. Правда, уходить далеко от машин и обследовать эти раритеты не было сильного желания, потому что ещё в Карауле нас предупредили, что пару дней назад в районе посёлка Иннокентьевск, который находится между Байкаловском и Сопкаргой, был замечен белый медведь.
Кстати, когда мы здесь ехали в 2015 году, то вообще этого ничего не видели, так как двигались вдоль ледокольного следа, который идёт примерно по центру реки. А ширина Енисея в тех краях доходит до 30 километров.
Обратите внимание на переливающийся в свете фар каток. Местами он доходил прямо до берега, позволяя нам рассматривать его склоны подробней. То кораблик какой попадётся, то избушка, то старый маяк. И так мы по этому катку беззаботно и докатились до полярной метеостанции, где нас ждал наш старый друг, начальник этой самой полярки Алексей Быстров.