Области применения различных типов автомобилей

Назначение и классификация автомобилей

Автомобили служат для быстрого перемещения грузов, пассажиров, установленного оборудования по различным типам дорог и участкам местности. Для удовлетворения разнообразных транспортных и производственных потребностей заводы автомобильной промышленности выпускают различные типы автомобилей, которые можно классифицировать по двум основным признакам: назначению и проходимостью. По назначению автомобили делятся на грузовые, пассажирские и специальные.

Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяются на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения применяются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, они имеют грузовую платформу с откидывающимися одним или несколькими бортами. Такие автомобили, поставляемые в армию, приспособлены также для перевозки людей (имеют на платформе скамейки, тент) и буксировки прицепов; в таком случае они называются грузовыми автомобилями многоцелевого назначения.

Специализированные грузовые автомобили приспособлены для перевозки определенного вида грузов. К ним относятся автомобили-самосвалы, автомобили-цистерны, контейнеровозы, панелевозы, автомобили для перевозки скота и т.п.

В зависимости от полной массы, т.е. массы самого автомобиля и массы перевозимого груза, все грузовые автомобили делятся на семь классов (см. табл. 1).

Пассажирские автомобили подразделяются на легковые и автобусы. Легковыми называют автомобили, вмещающие не более 8 человек, включая водителя; автобусами называют пассажирские автомобили, вмещающие более 8 человек.

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилей

Легковые автомобили по рабочему объему двигателя в литрах делятся на четыре класса (см. табл. 1). Каждый класс имеет свое наименование: особо малый, малый, средний и большой. Выпускаются также автомобили высшего (пятого) класса, для которых рабочий объем двигателя не регламентируется.

По проходимости автомобили делятся на три группы; обычной (дорожной) проходимости, повышенной и высокой проходимости. Первые из них предназначены для движения, главным образом по дорогам. Автомобили повышенной проходимости могут двигаться по дорогам и отдельным участкам местности. Автомобили высокой проходимости способны перемещаться по дорогам и вне дорог.

Основным оценочным параметром проходимости автомобиля является его колесная формула (4×2,4×4,6×4,6×6,8×8), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая-сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя.

Автомобили со всеми ведущими колесами называются полно приводными, к ним относятся автомобили повышенной и высокой проходимости.

Кроме деления автомобилей по назначению и проходимости различают также одиночные автомобили и автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа. Автопоезда могут быть прицепные и седельные. Последние состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.

Большинство автомобилей создаются для эксплуатации в районах умеренного климата. На их базе могут выпускаться автомобили, приспособленные к эксплуатации в условиях холодного (северного) или жаркого (тропического) климата.

Таким образом, обозначение Урал-4320 означает, что это двадцатая модель грузового бортового автомобиля четвертого класса общей массой до 14 т, выпускается Уральским автомобильным заводом.

Некоторые автомобили, например ЗИЛ-131, выпуск которых начался еще до введения принятого сейчас обозначения, имеют свое цифровое обозначение, принятое самим заводом-изготовителем.

Источник

Автомобильный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития.

Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движения. Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Эффективна и перевозка на значительные расстояния в международном сообщении. Во многих странах автомобильный транспорт занимает первое место по использованию в перевозках. В России автотранспортом перевозится около 80 % всего объема перевозок и более 50% перевозок пассажиров.

Преимущества автомобильного транспорта:

• Высокая маневренность подвижного состава, позволяющая быстро сконцентрировать автомашины в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.

• Доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок груза и пересадок пассажиров в пути следования.

• Автономность движения транспортных средств.

• Высокая скорость доставки грузов.

• Обеспечение сохранности грузов.

• Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

• Строительство автодорог дешевле строительства железных дорог.

Недостатки автомобильного транспорта:

• Сильное загрязнение окружающей среды (80% загрязнений атмосферы от транспорта приходится на долю автотранспорта).

• Высокая себестоимость перевозок.

• Наибольшая трудоемкость. На автотранспорте занято ¾ всех работающих на транспорте.

• Большая топливоэнергоемкость и металлоемкость.

• Малая грузоподъемность автомобилей и, как следствие, низкаяпроизводительность единицы подвижного состава.

• Высокая доля порожнего пробега.

Область применения автомобильного транспорта:

1. Перевозки на короткие и средние расстояния. Эффективнойзоной применения автотранспорта является расстояние до 200 км,контейнерные перевозки – до 500 км, перевозки скоропортящихсягрузов – до 800 км.

2. Перевозки на все расстояния при отсутствии других видовтранспорта.

3. Перевозки на все расстояния, если это выгодно грузовладельцу и перевозчику. Для примера, в США грузы перевозятся на дальние расстояния (от западного до восточного побережья и обратно)большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 12–15 метров с рефрижераторными установками.Их эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.

4. Внутризаводские перевозки на предприятиях.

5. Перевозки сельскохозяйственных грузов с полей.

6. Перевозки для обеспечения розничной торговли и малого бизнеса.

7. Пассажирские перевозки (международные, междугородные,пригородные, внутригородские).

8. Туристско-экскурсионные перевозки.

Основные задачи развитияавтомобильного транспорта:

1. Совершенствование конструкции и технических характеристикавтомобилей и двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управления.

2. Увеличение выпуска специализированных автомобилей, автомобилей различной грузоподъемности.

3. Совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

4. Улучшение организации и безопасности движения.

5. Создание системы автомагистралей и скоростных дорог,в первую очередь по направлениям международных транспортныхкоридоров.

6. Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности дорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных потоков.

7. Развитие автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речнымпортам, аэропортам, крупным транспортным узлам.

8. Развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах.

9. Обустройство площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей, стоянок и мест отдыха водителей.

Подвижной состав автомобильного транспорта

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые автомобили различных модификаций, тягачи, их прицепыи полуприцепы; автобусы, легковые автомобили. Автомобили как активные самодвижущие единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава. Прицепы и полуприцепы –это безмоторные повозки для грузов.

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ниодна отрасль народного хозяйства. Как известно, одной из вечныхпроблем России являются дороги. Недостаток и низкое качестводорог существенно сдерживает не только развитие автомобильного транспорта, но и социально-экономический прогресс в стране. Общая длина автомобильных дорог в России составляет 945 тыс. км, изних с твердым покрытием 750 тыс. км. Дороги общего пользованиясоставляют всего лишь 580 тыс. км, из них твердое покрытие имеют525 тыс. км (90 %). Протяженность федеральных дорог составляет46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерныхсооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного,непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время годаи в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственныесооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения,здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

– относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

– относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

– относящиеся к собственности муниципальных образований,предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера, включая относящиеся к собственности:

муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенныхпунктов в границах муниципальных районов). Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. кмулично-дорожной сети городов;

городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);

– относящиеся к частной и иным формам собственности;

б) автомобильные дороги необщего пользования – автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических илифизических лиц и используемые ими для обеспечения собственных,технологических или частных нужд. Значительная часть ведомственных и частных дорог в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии, около четверти из них брошены владельцамииз-за отсутствия средств на ремонт и содержание. Наиболее явноэта проблема имеет место в удаленных районах Сибири и ДальнегоВостока, где ведомственные дороги нередко являются единственнымспособом сообщения между удаленными населенными пунктами.

Источник

Назначение автомобилей, область применения

Курс лекций по дисциплине

Конструкция Автомобилей и Тракторов.

Рецензент – д.т.н., профессор кафедры «Проектирование и Эксплуатация Машин и Оборудования» Ижевского Государственного Технического Университета Умняшкин В.А.

Автор Музафаров Р.С.

Исполнитель Плешачков А.В.

«Конструкция Автомобилей и Тракторов».

Курс: 3, 46 семестр7 семестр
Лекции
Практические занятия
Семестр: 6,7Лабораторные работы
Самостоятельная работа
ОтчетностьэкзаменЗачет, экзамен

Примерная тематика лабораторных работ:

1. Изучение общего устройства двигателей внутреннего сгорания

2. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизм

3. Система питания бензиновых двигателей

4. Коробки передач. Их устройство и работа

5. Конструкции ведущих мостов, главные передачи, дифференциалы

6. Устройство подвески. Амортизаторы

7. Изучение элементов тормозного управления автомобиля. Его устройство и работа

8. Карданная передача. Ее устройство и работа. Шарниры равных угловых скоростей

9. Сцепление автомобилей. Его устройство, работа и регулировка

10. Автомобильные генераторы и регуляторы напряжения

11. Система зажигания

12. Аккумуляторные батареи, система электростартерного пуска двигателей

Литература:

1. Основная

1.1 Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для ВУЗов. В.П. Алексеев, П.А. Иващенко, В.И. Ивин и др. Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1980 – 288с.

1.2 Автомобиль. Вишняков Н.Н. и др. М.:Машиностроение, 1986

1.3 Отечественные автомобили. Анохин В.И. М.:Машиностроение, 1977

1.4 Устройство автомобиля. Учебное пособие. Тур Е.Я. и др. М.:Машиностроение, 1991 – 352с.

2. Дополнительная

2.1 Гаспарянц Г.А. Конструкция, основы теории и расчеты автомобиля. М.:Машиностроение, 1978 – 351с.

2.2 Илларионов В.А. и др. Теория и конструкция автомобиля. М.:Машиностроение, 1987 – 303с.

2.3 Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Учебное пособие. М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1999 – 544с.

2.4 Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1998 – 336с.

Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе.

Целью преподавания дисциплины «Конструкция Автомобилей и Тракторов» является формирование у студентов знаний конструктивных принципов построения и функционирования агрегатов, систем и механизмов автомобилей.

Курс «Конструкция Автомобилей и Тракторов» является базовой дисциплиной, формирующей основы знаний по специальности, развивающей начальное конструкторское мышление и необходимой для последующего изучения специальных дисциплин.

Задачи дисциплины.

В соответствии с квалификационной характеристикой инженера-механика по специальности 15.01.00 «Автомобиле- и Тракторостроение» в результате изучения дисциплины «Конструкция Автомобилей и тракторов» студенты должны знать:

1. Назначение и требования, предъявляемые к автомобилям, их агрегатам и системам, классификацию автомобилей;

2. Принципы построения и функционирования конструкций, типовые и оригинальные технические решения, применяемые в отечественном и зарубежном автомобилестроении;

3. Тенденции развития конструкций автомобилей;

должны уметь:

4. самостоятельно изучать конструкции автомобилей, анализировать их достоинства и недостатки, давать сравнительную оценку;

5. проводить частичную разборку, сборку агрегатов и узлов автомобилей.

Домашнее задание:

1. История развития отечественного автомобилестроения.

2. Основные этапы развития отечественного автомобилестроения.

Раздел 1. Общие сведения об автомобилях.

Назначение автомобилей, область применения.

Автомобиль– это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций (работ).

Автомобили, а также прицепные средства, используемые на автомобильном транспорте, образуют подвижный состав.

По характеру использования грузовой подвижной состав делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. Основным отличием грузовых автомобилей общего назначения является конструкция кузова, который выполнен в форме бортовой платформы. Автомобили специализированного подвижного состава имеют кузов, приспособленный для перевозки только определенных грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).

Источник

Назначение и виды автомобилей

Назначение и виды автомобилей

Автомобиль — это самоходное механическое транспорт­ное средство, выполняющее перевозку грузов, людей и спе­циальные задачи.

По своему назначению автомобили различают:

Все автомобили делятся по приспособленности к работе в различных дорожных условиях на две группы: нормаль­ной и повышенной проходимости. Для различия автомобилей по указанному признаку существует «колесная формула», которая обозначает соотношение общего количества ко­лес к числу ведущих колес. Например, 4 х 2; 4 х4; 6 х4; 6 х 6 и т.д.

К грузовым автомобилям относятся:

— автомобили для перевозки грузов;

— прицепы и полуприцепы.

Грузовые автомобили могут использоваться как универ­сальный транспорт, перевозящий различные грузы на плат­форме. Оборудованные специализированными приспособле­ниями автомобили могут использоваться для перевозки оп­ределенных грузов, например:

— цистерны для жидких и газообразных грузов;

— рефрижераторы — для скоропортящихся грузов;

— прицепы и полуприцепы — для перевозки крупногабаритных или больших партий грузов.

Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности.

К пассажирским автомобилям относятся:

— легковые, для перевозки до 6 пассажиров;

— автобусы, для массовых перевозок пассажиров.

Специальные автомобили оснащены специализирован­ным оборудованием для выполнения какой-либо одной кон­кретной задачи. К ним относятся:

— машины технической помощи;

— мусоросборочные автомобили и др.

Классы автомобилей

Таблица 1 Классы автомобилей

Вид автомобиляПараметрыКласс
ЛегковыеРабочий объем двигателяособо малый до 1,2 лМалый до 1,8 лсредний св.1,8 до 3,5лБольшой св. 3,5лвысший не регламентируется
АвтобусыГабаритная длинаособо малые до 5 ммалые 6- 7,5 мсредние 8 — 9,5 мболь­шие 10,5 мсочлененные более 16,5 м
ГрузовыеПолная массадо 1,2 тсв. 1,2 до 2,0 тсв. 2 до 8 тсв. 8 до 14 тсв. 14 до 20 тсв. 20 до 40 тсв. 40 т

Общее устройство автомобиля

Автомобиль состоит из агрегатов, механизмов и систем, образующих части:

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилей

Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя к колесам ведущих мостов, изменяя крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, одного или нескольких ведущих мостов.

Сцепление — механизм, позволяющий кратковременно и плавно разъединить или соединить двигатель с механизма­ми трансмиссии.

Коробка передач — механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.

Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменя­ющимися углами в зависимости от неровностей дорожного покрытия.

Ведущий мост включает в себя главную передачу и диф­ференциал с полуосями.

Главная передача преобразует крутящий момент по ве­личине и передает его от карданной передачи через диффе­ренциал на полуоси ведущих колес под постоянным углом.

Дифференциал — механизм, позволяющий вращаться ведущим колесам с различной скоростью по отношению к друг другу в зависимости от степени сцепления их с дорож­ным покрытием.

Ходовая часть включает в себя раму, переднюю и зад­нюю оси, рессоры, амортизаторы, колеса и шины.

Механизмы управления позволяют изменять направление и скорость движения, а также останавливать автомобиль и удерживать его на месте. Механизмы управления включают в себя рулевое управление и тормозные системы.

Кузов грузового автомобиля состоит из кабины водите­ля и платформы для размещения груза. К кузову также от­носятся крылья, облицовка, капот и брызговики. Современ­ные легковые автомобили имеют несущий кузов, к которо­му крепятся все агрегаты и механизмы. Кузов автобуса — салон — служит для размещения пассажиров.

Двигатель — агрегат, преобразующий тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в меха­ническую работу, а создаваемый с помощью кривошипно-шатунного механизма крутящий момент используется для передвижения автомобиля

Устройство двигателя

Для обеспечения нормальной работы двигатель внутрен­него сгорания имеет следующие механизмы и системы:

Дизельные двигатели системы зажигания не имеют, так как воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя происходит за счет высокой степени сжатия.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давле­ние газов при их расширении и преобразует прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращатель­ное движение коленчатого вала двигателя.

Газораспределительный механизм предназначен для свое­временного впуска в камеру сгорания цилиндра двигателя необходимого заряда горючей смеси и выпуска из него отра­ботавших газов.

Система охлаждения служит для отвода излишнего тепла от деталей двигателя и для поддержания оптимального тем­пературного режима работающего двигателя. Существуют жидкостная и воздушная системы охлаждения двигателя.

Система смазки предназначена для подачи смазки к тру­щимся поверхностям деталей двигателя, отвода тепла от деталей; уноса механических частиц, образующихся в резуль­тате трения, и очистки моторного масла.

Система питания служит для приготовления горючей смеси в карбюраторных и газосмесительных двигателях, подачи ее в камеры сгорания цилиндров двигателя и удале­ния продуктов сгорания. В дизельных двигателях система питания обеспечивает впрыск топлива в мелкораспыленном виде в цилиндры.

Система зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения с це­лью образования электрического разряда в камере сгорания цилиндра двигателя для воспламенения рабочей смеси.

Устройство КШМ

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давле­ние расширяющихся газов при такте сгорание — расшире­ние и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступа­тельное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из:

— блока цилиндров с картером;

— поршней с кольцами;

Блок цилиндров отливают заодно с картером. И он является базисной деталью двигателя, к которой крепятся кривошипно-шатунный, газораспределительный механизмы и все навесные приборы и агрегаты двигателя. Снизу картер двигателя закрыт поддоном.

Головка цилиндров закрывает цилиндры сверху. На ней размещены детали газораспределительного механизма, камеры сгорания, выполнены отверстия под свечи или фор­сунки, запрессованы направляющие втулки и седла клапа­нов. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.

Для создания герметичности плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотнена стальными или сталеасбестовыми прокладками, а крепление осуществляет­ся шпильками с гайками.

Поршень воспринимает давление расширяющихся газов при рабочем такте и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал двигателя. Представляет собой перевернутый днищем вверх цилиндрический стакан, отли­тый из высококремнистого алюминиевого сплава.

Поршень имеет днище, уплотняющую и направляющую (юбку) части. Днище и уплотняющая часть состав­ляют головку поршня, в которой проточены канавки для пор­шневых колец. Днище поршня с головкой цилиндров фор­мируют камеру сгорания и работают в крайне тяжелых тем­пературных условиях из-за недостаточного охлаждения.

Поршневые кольца устанавливаются двух типов: комп­рессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца слу­жат для уплотнения поршня в гильзе цилиндра и предот­вращения прорыва газов из камеры сгорания в картер дви­гателя. Маслосъемные кольца служат для снятия излиш­ков масла с зеркала цилиндра и не допускают его попада­ния в камеру сгорания.

Поршневой палец плавающего типа обеспечивает шар­нирное соединение поршня с шатуном и удерживается от осевого смещения в бобышках поршня стопорными коль­цами.

Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом двигателя и для передачи при рабочем ходе давле­ния расширяющихся газов от поршня к коленчатому валу.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые шатунами от поршней, и преобразует их в крутящий мо­мент, который через маховик передается агрегатам транс­миссии автомобиля.

Маховик служит для уменьшения неравномерности ра­боты двигателя, вывода поршней из мертвых точек, облег­чения пуска двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места.

Устройство ГРМ

Газораспределительный механизм служит для своевре­менного впуска в камеры сгорания горючей смеси (карбюра­торные и газосмесительные двигатели) или воздуха (дизель­ные двигатели) и выпуска из них отработавших газов. Газораспределительные механизмы различают по рас­положению клапанов в двигателе. Они могут быть с верх­ним (в головке цилиндров) и нижним (в блоке цилиндров) расположением клапанов. Наиболее распространен газораспределительный механизм с верхним расположени­ем клапанов, что облегчает доступ к клапанам для их об­служивания, позволяет получить компактную камеру сгора­ния и обеспечить лучшее наполнение ее горючей смесью или воздухом.

Газораспределительный механизм состоит из:

— механизма привода распределительного вала;

Распределительный вал служит для открытия и закры­тия клапанов газораспределительного механизма в опреде­ленной последовательности согласно с порядком работы цилиндров двигателя.

Между опорными шейками распределительного вала рас­полагаются кулачки, по два на каждый цилиндр, — впускной п выпускной. Помимо этого на валу крепится шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя и имеется эксцентрик для привода топливного насоса.

Толкатели передают усилие от кулачков распредели­тельного вала к штангам. Перемещаются тол­катели в направляющих, выполненных в блоке цилинд­ров, либо в прикрепленных к нему специальных корпу­сах. Для предотвращения неравномерности износа их ра­бочих поверхностей толкатели все время провертываются вокруг своих осей за счет выпуклой поверхности их ниж­ней головки и скошенной поверхности кулачка распреде­лительного вала.

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам. Штанга упирается с од­ной стороны в углубление толкателя, а с другой — в сфери­ческую поверхность регулировочного винта коромысла.

Коромысло передает усилие от штанги к клапану.

Клапаны служат для периодического открытия и закры­тия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимос­ти от положения поршня в цилиндре и от порядка работы двигателя.

Клапан к седлу прижимается одной или двумя клапан­ными пружинами (в последнем случае пружины должны иметь различное направление витков с целью гашения коле­баний).

Стержень клапана цилиндрический и в верхней части имеет выточку для фиксации деталей крепления клапанной пружины. Стержни клапанов перемещаются по чугунным или металлокерамическим направляющим втулкам, запрес­сованным в головку цилиндров двигателя.

Для предотвращения попадания масла в камеру сгора­ния цилиндра по зазору между стержнем клапана и его на­правляющей втулкой ставят уплотнение из маслобензостойкой резины в виде колпачка или сальника.

Устройство системы смазки

В зависимости от условий и режима работы того или иного механизма применяются различные сорта и виды сма­зок.

Масла, применяемые для смазки двигателей, должны отвечать ряду требований: обладать определенной вязкос­тью, не содержать механических примесей, воды, кислот и щелочей. Присадки, вводимые в масла, должны обеспечи­вать снижение износа трущихся деталей (противоизносные), устранять коррозию металла (противокоррозионные), пре­дотвращать ценообразование (антипенные) и задиры повер­хностей трения.

В марках масел буква «М» обозначает моторное масло. Затем следуют цифры — класс кинематической вязкости в сантистоксах (сСт) при 100°С. Далее буквы, обозначающие группу по эксплуатационным свойствам. Нижние цифровые индексы 1 и 2 обозначают соответственно масла для карбю­раторных двигателей и дизелей, буквенные индексы — на­личие Для автомобильных двигателей применяют комбиниро­ванную систему смазки. В зависимости от размещения и условий работы деталей масло подается либо под давлени­ем, либо разбрызгиванием, либо самотеком. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, к ос­тальным — разбрызгиванием и самотеком.

Система смазки представляет собой ряд приборов и агре­гатов для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла:

— поддон картера двигателя;

— масляный фильтр грубой очистки;

— масляный фильтр тонкой очистки;

— контрольно-измерительные приборы и датчики.

Принцип работы карбюратора

Действие карбюратора основано на принципе пульвери­зации. Воздух, проходящий с большой скоростью над тор­цом трубки, погруженной в жидкость, создает разряжение, в результате которого жидкость поднимается по трубке и под действием струи воздуха распыляется.

Из бака топливным насосом бензин подается в поплав­ковую камеру, уровень в котором поддерживается с помо­щью поплавка игольчатого клапана. При заполнении по­плавковой камеры топливом поплавок всплывает, давит на клапан, прекращая доступ топлива. При неработающем двигателе уровень топлива остается на одном уровне. При такте пуска во впускном трубопроводе создается разряжение и поток воздуха поступает в смесительную каме­ру карбюратора. Сужение сечения трубопровода диффузо­ром обеспечивает увеличение потока воздуха и разряже­ние у верхнего торца распылителя. Из-за разницы давле­ний в поплавковой и смесительной камерах топливо вы­текает из распылителя, распыляется и перемешивается с воздухом, образуя горючую смесь. Количество подавае­мой горючей смеси в камеру сгорания регулируется поло­жением дроссельной заслонки или увеличением числа оборотов коленчатого вала. Уровень топлива в поплавко­вой камере снижается, а вместе с ним опускается попла­вок, открывая доступ к топливу.

Общая схема трансмиссии

Общая схема трансмиссии определяется компоновкой автомобиля, числом и расположением ведущих мостов, ви­дом трансмиссии.

К узлам и агрегатам трансмиссии в общем случае отно­сятся:

— приводные валы — полуоси.

Для легковых автомобилей по расположению силового агрегата и ведущего моста характерны три компоновочные схемы:

1. Классическая схема. Силовой агрегат расположен впе­реди, ведущий мост — задний, его привод осуществляется через карданные валы и главную передачу с дифференциа­лом.

2. Переднеприводная схема. Двигатель, сцепление, ко­робка передач, главная передача и дифференциал расположены впереди, поперечно или продольно осевой линии автомобиля, ведущий мост — передний.

3. Схема с задним расположением двигателя. Двигатель, сцепление, коробка передач, главная передача и дифференциал расположены сзади, продольно или поперечно относи­тельно осевой линии автомобиля, ведущий мост — задний.

Компоновочные схемы грузовых автомобилей характе­ризуются расположением двигателя и кабины:

1. Капотная компоновка. Двигатель расположен над пе­редним мостом, кабина — за двигателем.

2. Короткокапотная компоновка. Двигатель — над пе­редним мостом, кабина частично надвинута на двигатель.

3. Кабина над двигателем. Двигатель — над передним мостом, кабина — над двигателем.

4. Передняя кабина. Двигатель — сзади переднего мос­та, кабина максимально сдвинута вперед.

Автомобили с механической трансмиссией имеют клас­сическую классическую схему компоновки. Двигатель, сцепление, коробка передач расположены спереди. Крутящий мо­мент передается карданной передачей на задний ведущий мост.

Трансмиссия переднеприводного автомобиля. Особенностью этой схемы компоновки является выполне­ние ведущим переднего моста с управляемыми колесами, что потребовало создания единого силового агрегата, вклю­чающего в себя:

— главную передачу и дифференциал;

— карданные шарниры равных угловых скоростей, соеди­ненные с передними управляемыми колесами.

Трансмиссия автомобиля с передним и задним ведущи­ми мостами. Отличительной особенностью этой схемы трансмиссии является применение раздаточной короб­ки, где крутящий момент передается к обоим ведущим мос­там через промежуточные карданные валы. Раздаточная ко­робка имеет устройство для включения и выключения пере­днего моста и дополнительную понижающую передачу, по­зволяющую значительно увеличить крутящий момент на колесах для обеспечения повышенной проходимости авто­мобиля.

Схема механической трансмиссии грузовых трехосных автомобилей. На этих автомобилях средний и зад­ний мосты являются ведущими. Крутящий момент от ко­робки передач к ним передается одним карданным валом. В главной передаче среднего моста предусмотрены межосевой дифференциал и проходной вал, передающий крутя­щий момент на карданный вал привода заднего моста. Передача крутящего момента к ведущим мостам на трехосных автомобилях может осуществляться и от раздаточной коробки.

Схема гидромеханической трансмиссии. Здесь в едином блоке с двигателем выполнена гидромеханическая коробка передач, крутящий момент от которой передается через кар­данный вал ведущим колесам по обычной схеме.

Схема гидромеханической трансмиссии. Дизельный дви­гатель приводит в действие генератор постоянного тока. Напряжение постоянного тока по проводам передается к элек­тродвигателям, которые смонтированы в ободах колес.

Принцип работы сцепления

Принцип работы механизма сцепления основан на ис­пользовании сил трения соединяющихся поверхностей. Диски сжимаются пружинами ведущего (нажимного) диска, и в результате возникновения между ними силы трения крутя­щий момент передается от коленчатого вала двигателя к ве­дущему валу коробки передач. Ведущий и ведомый диски сцепления постоянно прижаты пружинами друг к другу и разжимаются только на короткое время под воздействием привода выключения сцепления при переключении передач или торможении автомобиля. Плавность включения сцеп­ления обеспечивается за счет проскальзывания дисков до момента полного прижатия их друг к другу.

Механический привод выключения сцепления

Нажатием на педаль все детали привода приходят во вза­имодействие, в результате чего упорный подшипник муфты нажимает на внутренние концы рычагов выключения, на­жимной диск отводится, а ведомый освобождается от уси­лия зажимающих пружин и сцепление выключается.

При включении сцепления педаль отпускают, муфта с упорным подшипником занимает исходное положение, ос­вобождая рычаги выключения, ведущий диск под действи­ем пружин прижимает ведомый диск к маховику и сцепле­ние включается.

Гидравлический привод выключения сцепления

Перемещение поршня главного цилиндра при нажатии на педаль вызывает перетекание жидкости по трубопроводу и повышение давления в рабочем цилиндре. В результате поршень рабочего цилиндра перемещается и через толкатель (шток) воздействует на вилку выключения сцепления, кото­рая в свою очередь перемещает выжимной (упорный) под­шипник и выключает сцепление. Возврат педали в исходное положение происходит под действием оттяжной пружины, толкатель рабочего цилиндра освобождается, сцепление включается.

Устройство и виды КПП

Коробкой передачназывается механизм трансмиссии, изме­няющий при движении автомобиля соотношение между угловы­ми скоростями вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес. Коробка передач служит для изменения крутящего момента на ведущих колесах автомобиля, длительного разъединения дви­гателя и трансмиссии и получения заднего хода.

Крутящий момент на ведущих колесах необходимо изменять в соответствии с дорожными условиями для обеспечения оптималь­ной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя.

Двигатель и трансмиссию разъединяют на продолжительное время при работе двигателя на холостом ходу.

Крутящий момент на ведущих колесах и скорость автомобиля изменяют путем увеличения или уменьшения передаточного чис­ла коробки передач, представляющего собой отношение угловой скорости вращения ведущего вала к угловой скорости вращения ведомого вала.

В зависимости от типа и назначения автомобилей на них при­меняются различные типы коробок передач.

На большинстве легковых и грузовых автомобилей сейчас при­меняют ступенчатые коробки передач, но все большее распростра­нение в настоящее время на легковых автомобилях и автобусах по­лучают гидромеханические коробки передач, состоящие из гидро­трансформатора и ступенчатой механической коробки передач.

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилей

В общем случае коробка передач состоит из:

— ведущего вала с шестерней;

— оси шестерни заднего хода;

— блока передвижных шестерен;

— механизма переключения передач.

Принцип работы КПП

В постоян­ном зацеплении находятся шестерни ведущего и промежу­точного валов, шестерни второй и третьей передач проме­жуточного и ведомого валов. Передачи включают переме­щением шестерни первой передачи и синхронизатора, а зад­ний ход включается перемещением блока, состоящего из двух шестерен, расположенных на отдельной оси.

Первая передача включается перемещением назад шес­терни первой передачи ведомого вала. Ее наружные зубья входят в зацепление с шестерней первой передачи промежу­точного нала.

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилейРис. 1. Включение первой передачи

Вторая передача включается перемещением шестерни первой передачи вперед. Ее внутренние зубья входят в за­цепление с торцевым венцом шестерни постоянного зацеп­ления второй передачи, при этом жестко соединяясь с ведо­мым валом (рис. 62).

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилейРис. 2. Включение второй передачи

Третья передача включается перемещением назад муф­ты синхронизатора. Внутренние зубья муфты входят в за­цепление с торцовым венцом шестерни постоянного зацеп­ления третьей передачи, жестко соединяя ее с ведомым ва­лом (рис. 3).

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилейРис. 3. Включение третьей передачи

Четвертая передача включается перемещением вперед муфты синхронизатора, ее зубья входят в зацепление с вен­цом ведущего вала, соединяя ведущий и ведомый валы. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не уча­ствует (рис 4).

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилейРис. 4. Включение четвертой передачи

Задний ход включается перемещением блока шестерен заднего хода на оси до ввода в зацепление их с шестерня­ми первой передачи промежуточного и ведомого валов, (рис. 5).

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилейРис. 5. Включение заднего хода

Включение третьей и четвертой передач осуществляется при перемещении синхронизатора, который устро­ен следующим образом. На наружной поверхности ступи­цы, имеющей зубья и пазы, установлена скользящая муфта, связанная с вилкой переключения передач. В пазах ступицы расположены ползуны, которые прижимаются пружинны­ми кольцами к зубьям скользящей муфты. Два кольца с коническими поверхностями при включении передач сопри­касаются с соответствующими коническими поверхностями шестерен ведущего вала и включаемой передачи. Вследствие возникающего трения скорости вращения шестерни и муф­ты уравниваются. Затем происходит включение соответству­ющей передачи зубчатой муфтой синхронизатора.

Устройство главной передачи

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и изменяет его направление под прямым углом к продольной оси автомобиля, для передачи вращательного движения от карданной передачи к ведущим колесам.

Различают: одинарные конические главные передачи, состоящие из одной пары шестерен, и двойные, состоящие из пары конических и пары цилиндрических шестерен.

Одинарные конические простые главные передачи при­меняют на легковых и грузовых автомобилях малой и сред­ней грузоподъемности. В большинстве автомобилей приме­няют одинарные конические передачи с гипоидным зацепле­нием (рис. 73), когда ось ведущей шестерни расположена ниже ведомой, что позволяет опустить ниже карданную пе­редачу, убрав из салона легкового автомобиля канал распо­ложения карданной передачи. Кроме того, утолщенная фор­ма основания зубьев шестерен гипоидной передачи суще­ственно повышает их нагрузочную способность и износо­стойкость.

Ведущая малая коническая шестерня выполнена заодно с валом и установлена на двух конических и одном цилинд­рическом подшипниках. Ведомая большая коническая шес­терня закреплена на коробке дифференциала и вместе с ней установлена на двух конических подшипниках в картере зад­него моста. Для обеспечения бесшумной и плавной работы применяют шестерни со спиральными зубьями. Гипоидное зацепление шестерен обеспечивает снижение центра тяжес­ти автомобиля.

25.Устройство системы питания инжекторного двигателя

В инжекторном типе двигателя топливо впрыскивается под давлением в поток воздуха при помощи специальных форсунок. Дозировка горючего происходит при помощи электронного блока управления, который открывает форсунку электрическими импульсами. В двигателях устаревшей конструкции, этот процесс происходит с использованием специфической механической системы. Последний тип почти полностью вытеснил устаревшие карбюраторные силовые агрегаты. Это произошло из-за современных экологических стандартов, которые устанавливают высокие нормы чистоты выхлопных газов. Что повлекло за собой внедрение новых эффективных нейтрализаторов выхлопа (каталитических конвертеров или катализаторов). Такие системы нейтрализации требуют постоянного состава отработанных газов, который могут обеспечить только инжекторные системы впрыска топлива, контролируемые электронным блоком управления.

Нормальная работа катализатора обеспечивается исключительно при соблюдении стабильного состава выхлопных газов. Необходимостью этого является то, что он требует содержания определенных пропорций кислорода в отработанных газах. Для соблюдения подобных условий в таких системах катализации обязательно устанавливается кислородный датчик (лямбда-зонд), который анализирует процент содержания кислорода в выхлопных газах и контролирует точность пропорций оксида азота, несгоревших остатков топлива и углеводородов.

Системы питания инжекторного двигателя включает в себя:

Рама и несущий кузов

В зависимости от силовой схемы автомобиля основным несущим элементом является рама либо кузов. Соответствен­но и автомобили классифицирует на рамные или безрам­ные (несущие).

Безрамные автомобили имеют силовые схемы

— с несущим основанием;

— с несущим корпусом.

В автобусных конструкциях применяются также две схемы:

— разъемно-разделительная силовая схема, где имеются два различных элемента — рамное шасси и кузов с основанием;

— рамно-объединенная конструкция, где поперечины име­ют наружные консоли на полную ширину кузова, к кон­цам которых жестко крепятся шпангоуты кузова.

Для грузовых автомобилей и автобусов разделенного типа наибольшее распространение получили лестничные рамы. Для автобусов объединенного типа — рамы с поперечинами, вынесенными на всю габаритную ширину автобуса.

Области применения различных типов автомобилей. Смотреть фото Области применения различных типов автомобилей. Смотреть картинку Области применения различных типов автомобилей. Картинка про Области применения различных типов автомобилей. Фото Области применения различных типов автомобилей

Рис. 1. Рамы грузовых автомобилей и автобусов: а — лестничная; б — объединенная лестничная; в — хребтовая

Хребтовые рамы имеют большую прочность на скручивание.

Лонжероны рам грузовых автомобилей и автобусов вы­полняют из толстолистовой стали (до 12 мм), поперечины из прокатного стального листа (до 8 мм) или труб. Для сни­жения массы лонжеронам придают переменное сечение. Наи­большее распространение получили лонжероны корытного профиля. Форму поперечин приспосабливают для установ­ки различных агрегатов автомобиля. В наиболее напряжен­ных зонах рамы применяют усилители. Соединения элемен­тов рамы и крепление кронштейнов осуществляется на бол­тах, заклепках, шовной и точечной электросваркой и др. Болтовые соединения удобны при ремонте, но требуют пе­риодической подтяжки во время эксплуатации автомобиля.

В грузовых автомобилях наиболее распространены за­клепочные соединения, что обеспечивает простоту производ­ства и ремонта. В конструкциях рам легковых автомобилей применяются сварные соединения.

Литые кронштейны крепятся к лонжеронам на заклеп­ках и болтах, штампованные — шовной электросваркой. Кронштейны крепятся к стенке лонжерона или к стенке и полке, или к обеим полкам. Поперечины устанавливают в местах крепления кронштейнов подвески, установки сило­вого агрегата и др. Этими соображениями и определяется число поперечин рамы, которое обычно составляет 5. 7.

Кузова грузовых автомобилей, как правило, состоят из двух раздельных элементов: кабины водителя и кузова для груза. В зависимости от компоновки автомобиля существу­ют капотные и бескапотные кабины. Кабина закрепляется на раме так, чтобы перекосы рамы не вызвали ее разруше­ния. На современных грузовых автомобилях крепление ка­бины водителя выполняется с рессорами и амортизаторами.

Кабины массового производства изготовляют штампованными из листовой стали толщиной до 1 мм. Панели армируются ребрами жесткости и свариваются точечной сваркой.

Грузовые кузова имеют основание, соединенное с полом и образующее собственно платформу и откидные борта, а также жестко закрепленный передний борт. Боковые борта могут быть расчленены на 2. 3 секции в зависимости от га­баритных размеров грузовой платформы. Кузова изготовля­ют из древесины хвойных пород, из стали, дюралюминия и комбинированные.

Фургоны изготовляют обычно по рамно-разделенной схе­ме, и они имеют основание, каркас и облицовку. Для обли­цовки фургонов используются сталь, дюралюминий, слоис­тый пластик и фанера.

Кузова легковых автомобилей. В США большое распро­странение получили рамные конструкции, которые позволя­ют широко варьировать модели кузовов и обеспечивают луч­шую изоляцию кузова от вибрационных нагрузок. В Европе наиболее распространены безрамные силовые схемы, обеспечивающие наименьшую массу автомобиля.

Кузова легковых автомобилей классифицируют на;

— каркасные, выполняемые из массивных открытых или закрытых профилей, облицовка формирует объем ку­зова и повышает его жесткость;

— скелетные, имеющие каркас, образованный из прокат­ных профилей облегченного типа, приваренных к об­лицовке;

— оболочковые, выполняемые из крупных штампован­ных деталей, наружных и внутренних панелей, соеди­ненных точечной сваркой в замкнутую силовую систе­му из стального листа толщиной до 0,8 мм. Кузова такого типа наиболее распространены, так как облада­ют технологическими преимуществами в изготовле­нии

Тип кузова легковых автомобилей определяется числом объемов функциональных отсеков и конструктивным выпол­нением. По числу объемов кузова выполняются:

— трехобъемные: моторный отсек, салон, багажник;

— двухобъемные: моторный отсек, салон;

— однообъемные: объединены все три функциональных объема.

Легковые автомобили имеют следующие типы кузовов (см. приложение):

— полностью открывающийся кузов;

Назначение и виды подвесок

Подвеска автомобиля обеспечивает упругое соединение несущей системы (рамы, кузова) с колесами автомобиля. К подвескам автомобиля предъявляют следующие требования:

— обеспечение плавности хода;

— обеспечение движения по дорожному полотну без уда­ров в ограничитель;

— ограничение поперечного крена автомобиля;

— согласование перемещения управляемых колес;

— обеспечение затухания колебаний кузова и колес;

— постоянство колеи, углов установки колес;

— надежная передача от колес к кузову продольных и поперечных сил.

По характеру взаимодействия колес и кузова при движе­нии автомобиля все подвески делятся на зависимые и неза­висимые.

Зависимая подвеска имеет жесткую связь между колес­ной парой, в результате чего перемещение одного из колес в поперечной плоскости автомобиля передается другому и вызывает крен автомобиля.

Независимая подвеска характеризуется отсутствием же­сткой связи между колесами одного моста (оси), каждое ко­лесо подвешено к раме (кузову) независимо от другого. В результате наезда одного колеса на неровности дорожного полотна поперечные перемещения его не передаются друго­му колесу, тем самым уменьшается возможность наклона кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при движении.

Зависимые (автономные) подвески применяют для двух­осных автомобилей и автобусов, редко для легковых авто­мобилей. Зависимые (балансированные) подвески применя­ют для подрессоривания двух близко расположенных мос­тов, например, на трехосных автомобилях.

При установке пневматических и гидравлических подве­сок создаются условия для возможности регулирования вы­соты пола или дорожного просвета. Комбинированные под­вески состоят из основного и дополнительного элементов для корректирования упругой характеристики. Например, лис­товая рессора и пружины, резиновые или пневматические дополните

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *