Оборудование для смазки и заправки автомобилей
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ РАБОТ
Оборудование для смазочно-заправочных работ предназначено для выполнения работ: по заправке моторными маслами картеров автомобильных двигателей, трансмиссионными маслами картеров коробок передач, задних мостов, рулевых управлений; по сбору отработавших масел; по смазке через пресс-масленки отдельных узлов пластичными смазками; по заправке систем охлаждения, тормозных систем рабочими жидкостями; по проверке давления воздуха в шинах и накачке шин.
Указанное оборудование может быть переносным, передвижным и стационарным, а по виду привода — с ручным, пневматическим и электрическим приводами.
К маслораздаточному оборудованию для выдачи моторных маселотносятся различные маслораздаточные баки, установки и мас-лораздаточные колонки.
Переносные маслораздаточные колонки с ручным приводом предназначены для дозированной выдачи и учета общего количества моторного масла непосредственно из стандартной тары (бочки вместимостью 100. 200 л) при заправке картеров двигателей автомобилей. Основным узлом колонки является насос двойного действия.
Кроме маслораздаточных колонок с ручным приводом для дозированной раздачи моторного масла применяют передвижные маслораздаточные устройства с пневматическим приводом (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема маслораздаточного устройства с пневматическим насосом:
1 — бак с маслом на 200. 250 л; 2 — нагнетательный насос; 3 — пневматический двигатель; 4 — счетчик; 5 — раздаточный пистолет; 6 — барабан со шлангом
При подаче воздуха от компрессора в пневматический двигатель 3 под давлением 0,8 МГТа масло непрерывно подается в магистраль до тех пор, пока при закрытии клапана раздаточного пистолета 5 в напорной магистрали не возникнет противодавление порядка 2,4 МПа. Подача насоса — 12 л/мин при температуре масла 18°С.
Передвижные маслораздаточные установки с пневматическим приводом для удобства перемещения размещают на двухколесной тележке.
Наибольшее распространение получили стационарные колонки с электромеханическим приводом. Стационарные маслораздаточные колонки с электроподогревом предназначены для дозированной выдачи и учета общего количества моторного масла из маслохранилища при заправке двигателей автомобилей или выдаче в тару потребителю с одновременным его нагревом в случае необходимости.
Основными узлами колонки являются утепленный корпус, внутри которого монтируется счетчик масла, барабан с самонаматывающимся рукавом и раздаточным краном, нагревательный бак с трубчатыми электродвигателями мощностью 4 кВт и терморегулирующим устройством, гидроаккумулятор с реле давления, пускорегулирующая аппаратура, расположенная в аппаратном шкафу.
Маслораздаточное оборудование для заправки трансмиссионными масламиможет быть передвижным и стационарным. При заправке картеров агрегатов автомобилей трансмиссионным маслом применяются передвижные маслозаправочные установки с ручным приводом. Установки состоят из двухколесной тележки-подхвата, специального бака, насоса, раздаточного шланга с наконечником.
Стационарные заправочные установки предназначены для заправки трансмиссионным маслом агрегатов автомобилей непосредственно из масляного резервуара. Установки являются автоматическими, состоят из насосной установки и могут иметь до двух раздаточных рукавов с пистолетами.
На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей используются многофункциональные смазочно-заправочные установки. Такие установки предназначены для централизованной механизированной дозированной выдачи моторного и трансмиссионного масел, пластичной смазки, охлаждающей жидкости и воздуха с измерением давления в шинах.
Для сбора отработавшего масла служат переносные и передвижные баки с воронками и стационарные сборники-резервуары, установленные под полом помещения с маслоприемными воронками.
Передвижные установки для сбора отработавшего масла, сливаемого из агрегатов автомобилей на постах, не оборудованных стационарными сливными устройствами, состоят из специального приемного бака (баллона), оборудованного для его перемещения группой колес, приемной воронки со съемным поворотным лотком.
Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилейпредназначено для подачи пластичной смазки через пресс-масленки в трущиеся узлы транспортных средств. К нему относятся различные нагнетатели смазки.
Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом (рис. 4.2) состоят из специального бака (баллона), размещенного на тележке, и насосной установки с насосами высокого и низкого давления.
В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пистолетом.
Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перекачивающим насосом обеспечивают работу одновременно нескольких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.
Нагнетатели рекомендуется монтировать в отдельном помещении, а раздаточные пистолеты с рукавами — на постах смазки, оборудованных канавами или подъемниками.
Оборудование для заправки тормозной жидкостьюпредназначено для заливки тормозной жидкости в тормозную систему автомобилей с гидроприводом, приведения ее в рабочее состояние и выполнения, в зависимости от требований, отдельных контрольных операций. Оборудование для заправки тормозной жидкостью может быть переносным, передвижным и стационарным.
Рис. 4.2. Передвижной нагнетатель смазки с пневматическим приводом
Переносный бак для заправки тормозной жидкостью представляет собой закрытый стальной резервуар, давление в котором контролируется с помощью манометра. Заправка бака тормозной жидкостью осуществляется через горловину.
Передвижные установки для заливки и прокачки гидравлических тормозов автомобилей предназначены для проведения комплекса работ по обслуживанию гидравлического привода тормозов.
Современные авторемонтные хозяйства и специализированные станции для централизованного управления системой раздачи, сбора и утилизации всех видов масел, смазок и технических жидкостей применяют средства компьютерного контроля.
Централизованная компьютерная система раздачи технических жидкостей позволяет одновременно отслеживать раздачу нескольких видов технических жидкостей на всех постах, контролировать наличие всех видов жидкостей и автоматически оповещать о необходимости дозаказа определенного вида жидкости. Эта система обеспечивает автоматическое запрещение выдачи жидкости, уровень которой в резервуаре сравнялся с минимально допустимым для безопасной работы насоса.
Воздухораздаточное оборудованиепредназначено для подачи поступающего в него сжатого воздуха на накачку шин автомобилей или при необходимости снижения давления в них с обеспечением контроля величины давления в шинах. Наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга (рис. 4.3) предназначен для подключения оборудования к шине и контролю давления в ней.
Стационарные воздухораздаточные колонки позволяют выполнять работы по накачке, снижению давления, контролю его в шинах в автоматическом режиме. Современные колонки (рис. 4.4) состоят из пульта и двух воздухораздаточных рукавов с наконечниками для подсоединения к вентилям шин. Воздухораздаточные рукава могут размещаться в барабанах в виде самосматывающихся шлангов.
На электрической панели смонтированы приборы, управляющие включением и выключением электропневматических клапанов, а также для установки величины подаваемого давления. Конструкция колонки для различных модификаций может обеспечивать возможность монтажа как в напольном, так и в настенном варианте. Подача воздуха к колонке осуществляется от воздушной магистрали через фильтр влагоотделителя.
Рис. 4.3. Наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга
Рис. 4.4. Стационарная воздухораздаточная колонка
Оборудование для заправки автокондиционеров
Установка для заправки автокондиционеров, автомат NORDBERG NF22L
Тип станции: Автоматическая
Полуавтоматическая установка для заправки автомобильных кондиционеров KONFORT 705R Z10410
Вид: Станция для заправки
Тип станции: Полуавтоматическая
Автоматическая установка для заправки автомобильных кондиционеров KONFORT 707R R1234yf Z12110
Установка для заправки автокондиционеров Robinair AC595 PRO, автоматическая, R134
Система заправки амортизаторов газом MS200
Бренд: MSG Equipment
Установка полуавтомат для заправки автомобильных кондиционеров NORDBERG NF10E
Станция для заправки и рекуперации хладагента автокондиционеров Car-tool ODA-200
Бренд: Car-tool (Тайвань)
Cтанция автоматическая для обслуживания систем кондиционирования, фреон R-134a RR800Touch
Бренд: TOPAUTO (Италия)
Вид: Станция для заправки
Тип станции: Автоматическая
Автоматическая установка для заправки автомобильных кондиционеров, 12 л NORDBERG NF13P
Установка для обслуживания кондиционеров, автомат (R134a) SPIN HANDY 01.028.00 WB
Артикул: 01.028.00 WB
Автоматическая установка для заправки автомобильных кондиционеров KONFORT 712R R134a Z13910
Вид: Станция для заправки
Тип станции: Автоматическая
Артикул: KONFORT 712R R134a
Автоматическая установка для заправки автомобильных кондиционеров KONFORT 712R R1234yf Z13911
Вид: Станция для заправки
Тип станции: Автоматическая
Артикул: KONFORT 712R R1234yf
Диагностический прибор TEXA NanoService Clima D09012
Полуавтоматическая установка для заправки автокондиционеров KONFORT 705R OFF ROAD Z10480
Тип станции: Автоматическая
Установка для заправки автокондиционеров, автомат для автобусов NORDBERG (NF40) AC BUS
Тип станции: Автоматическая
Установка для заправки автокондиционеров, автомат NORDBERG NF13
Тип станции: Автоматическая
Установка для заправки автокондиционеров, автомат NORDBERG NF12S
Тип станции: Автоматическая
Установка заправки автокондиционеров SPIN CLEVER ADVANCE BASIC WB 01.018.30 WB
Артикул: 01.018.30 WB
Автоматическая установка для заправки кондиционеров SPIN OK CLIMA ADVANCE BASIС 01.019.25
Тип станции: Автоматическая
Установка для заправки автокондиционеров Robinair AC1X34-3P, автоматическая, R134a
Оборудование для смазки и заправки автомобилей
§ 2. Оборудование для смазки и заправки автомобилей маслами
Смазочные и очистительные работы одни из основных видов работ, проводимых при техническом обслуживании автомобилей. На долю их планируется в зависимости от типа автомобилей при ТО-1 от 22,5 до 29%,при ТО-2 от 12,5 до 17% общих затрат труда на техническое обслуживание автомобилей. Смазочные работы с применением консистентных смазок требуют значительных усилий, так как эти смазки нагнетаются под высоким давлением. Поэтому для облегчения труда смазчиков и повышения производительности применяют выпускаемое трестом ГАРО специальное оборудование, которое также исключает возможность загрязнения смазочных материалов.
Оборудование для заправки жидким маслом. Для заправки автомобильных двигателей моторным маслом применяют маслораздаточные колонки с ручным или электрическим приводом. В небольших автохозяйствах, а также для заправки небольшого количества автомобилей, работающих в отрыве от базы, например в полевых условиях и т. п., применяют маслораздаточные колонки с ручным приводом (модель 301). Они предназначены одновременно для хранения и выдачи масла.
Для механизированной заправки двигателей маслом в автохозяйствах и на станциях обслуживания автомобилей применяют стационарные маслораздаточные колонки в комплекте с насосной установкой. Эти колонки дают возможность осуществлять разовый и суммарный учет количества масла, выданного за определенный промежуток времени. Они пригодны для работы на любых сортах моторного масла.
На рис. 30 показана схема работы стационарной маслораздаточной колонки (модель 367М). Масло из емкости, пройдя через впускной клапан 11, по заборной трубе 9 поступает к шестеренчатому насосу 8, который нагнетает его в трубопровод 20 и в резервуар гидравлического аккумулятора 3. При открытом запорном клапане 21, пройдя через объемомер 22, масло поступает к раздаточному пистолету 1. Очищается масло в фильтрах 10 и 15, Воздушная подушка 4 в резервуаре аккумулятора поддерживает стабильность давления в гидравлической системе и равномерность работы маслораздаточной колонки. К аккумулятору подключен манометр 7. показывающий давление масла в раздаточной магистрали.
Рис. 30. Схема работы маслораздаточной колонки
Счетчик жидкости (рис. 31) состоит из объемомера поршневого типа и счетного механизма, объединенных в одном узле.
Рис. 31. Объемомер со счетным механизмом маслораздаточной колонки
Объемомер представляет собой четырехцилиндровый крестообразный гидравлический двигатель. К эксцентрику 6 вала пружинами 7 прижаты поршни 1. В торец вала эксцентрика ввернута шестерня 10 привода счетного механизма, а на другом конце вала установлен золотник 4, закрытый крышкой 3.
Объем жидкости, выдаваемой объемомером за один оборот вала, может быть изменен ограничением хода поршней в сторону эксцентрика с помощью регулировочных винтов 12, установленных в крышках 11 двух цилиндров.
Погрешность показания при измерении доз масла не менее 1 л составляет ± 0,5%.
При нажатии на рукоятку клапан 4 открывается, давление масла, нагнетаемого насосной установкой, преодолевает усилие пружины 2 и открывает отсечный клапан 1. При закрытии клапана 4 отсечный клапан под действием пружины быстро закрывается, не допуская подтекания масла из пистолета.
Заправка агрегатов автомобиля трансмиссионным маслом производится посредством механизированных установок или с помощью маслораздаточных баков с ручным приводом.
Установка должна быть размещена в непосредственной близости от маслохранилища в помещении, обеспечивающем температуру не ниже +17° С.
Эта установка предназначена для использования в средних и крупных автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей.
Рис. 34. Маслораздаточный бак
В нижней части цилиндра 1 насоса (рис. 35) установлен всасывающий клапан 5, а на штоке 2 свободно сидит поршень 3. Перемещая рукоятку насоса вверх, шток опускают и создают давление на масло, находящееся под поршнем. При этом всасывающий клапан садится на седло 6 и закрывается, а поршень поднимается вверх до упора в заплечико поршня, и масло перетекает из пространства под поршнем в надпоршневое пространство.
При ходе штока вверх поршень садится на свое седло 4, и масло, вытесняемое поршнем из цилиндра, поступает к раздаточному шлангу. Одновременно открывается всасывающий клапан, и пространство над поршнем заполняется маслом из резервуара.
Ручные солидолонагнетатели, малопроизводительные и требующие большой затраты физического труда смазчика, применяются для индивидуального использования и входят в комплект шоферского инструмента. В автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей широкое распространение получили передвижные механические солидолонагнетатели с электрическим или пневматическим приводом. В крупных автохозяйствах находят применение стационарные многопостовые солидолонагнетатели.
Рычажный солидолонагнетатель показан на рис. 36. Смазка внутри цилиндрического корпуса 5 находится под давлением поршня 22, свободно установленного на штоке 20 и перемещающегося под действием пружины 4. Поршень подает смазку в насос высокого давления, плунжер 17 которого перемещается при движении рычага 6.
При ходе рычага вверх плунжер поднимается, в цилиндре создается разрежение, и смазка заполняет цилиндр через отверстие 18. При ходе вниз плунжер перекрывает отверстие 18 и смазка вытесняется под высоким давлением через обратный клапан 16, трубку 12 и смазочную головку 13 в пресс-масленку 27 смазываемого узла.
Солидолонагнетатель заправляют вручную, закладывая в корпус 5 смазку при помощи деревянной лопатки, сняв предварительно крышку 3, или через специальную масленку 28 с обратным клапаном, используя для этого бак для раздачи консистентных смазок.
Использование бака позволяет быстро без потерь и загрязнения смазки заправлять рычажные солидолонагнетатели.
Рис. 37. Схема солидолонагнетателя с электроприводом
Солидолонагнетатель с электроприводом (модель 390) представляет собой низкую тележку, на плите 10 которой (рис. 37) смонтированы: электродвигатель 1, насос 2 высокого давления, шестеренчатый редуктор в поддоне 11, бункер 5, фильтр 3, шланг с раздаточным пистолетом, реле давления с электромикровыключателем 25 и магнитный пускатель 9.
Колпачковый толкатель 7 разгружает плунжер 16 от боковых усилий, повышая тем самым его долговечность.
Смазка загружается в бункер 5 вместимостью 14 кг и при помощи винтового шнека 6 подается к насосу. Шнек приводится во вращение от валика насоса шестернями 15 и 12 второй ступени редуктора и при подаче солидола перемешивает его с помощью рыхлителя 4. Применение рыхлителя предупреждает зависание смазки на стенках бункера. Фильтрация смазки осуществляется легкосъемным патронным фильтром 3, установленным между бункером и приемником насоса.
Шестерни обеих ступеней редуктора взаимозаменяемы, они работают в масляной ванне. Масло заливают в корпус насоса до поверхности эксцентрика и в поддон редуктора до верхней метки контрольного щупа. Уровень масла в редукторе следует проверять не реже одного раза в месяц и периодически очищать сердечник фильтра солидолонагнетателя, следить за герметичностью всех соединений, а также проверять состояние контактов магнитного пускателя и реле давления. При износе плунжерную пару следует заменять только комплектно. Во время работы солидолонагнетатель должен быть заземлен.
Пневматический солидолонагнетатель (модель 170) состоит из пневматического двигателя, насоса высокого давления, бункера, тележки, на которой они смонтированы, и шланга с раздаточным пистолетом.
Одновременно осуществляется смазка двигателя путем распыления в струе воздуха машинного масла, находящегося в масленке.
Смазка, поступающая из шнека в насос, проходит через сетчатый фильтр 21, что обеспечивает хорошую очистку смазки.
Золотниковое устройство солодилонагнетателя работает следующим образом. При крайнем правом положении золотника 6 относительно его корпуса 9 сжатый воздух поступает по каналам в правую полость цилиндра и перемещает поршень влево. Одновременно воздух из левой полости цилиндра поступает по каналам к глушителю шума 11 и выходит в атмосферу. Связанное со штоком водило 28 также перемещается влево и сжимает левую пружину 13 тяги 10, на которой закреплен золотник.
Тяга с золотником з крайних положениях удерживается фиксатором 4, в кольцевые выточки которого входят ролики 5, стягиваемые пружиной 7. После полного сжатия пружины 13 при дальнейшем движении поршня водило передвигает тягу влево и выводит фиксатор из зацепления с роликами. В этот момент под действием сжатой пружины 13 тяга 10 с золотником быстро переместится в свое крайнее левое положение (ролики войдут в правую выточку фиксатора), сжатый воздух будет подведен в левую полость цилиндра, и поршень начнет перемещаться вправо, а из правой полости цилиндра воздух будет выталкиваться по каналам в глушитель и далее в атмосферу.
Рис. 38. Устройство пневматического солидолонагнетателя
Двигатель не останавливается при закрытом клапане пистолета в случае отсутствия смазки в бункере или прекращения подачи ее. Прекращение подачи смазки возникает вследствие нарушения регулировки золотникового механизма, при котором ход поршня уменьшается настолько, что палец 24 не попадает во впадину следующего зуба храпового колеса и оно вместе со шнеком остается неподвижным при работающем двигателе.
Подача смазки в насос может прекратиться при засорении фильтра. Его следует периодически промывать, вынимая вместе с гильзой насоса. Вес солидолонагнетателя 90 кг.
В настоящее время выпускается передвижной пневматический солидолонагнетатель (модель 3154) более совершенной конструкции (рис. 39). Пневматический двигатель золотникового типа прикреплен с помощью кронштейна к крышке бункера. В нижней части кронштейна закреплен вертикальный плунжерный насос высокого давления одностороннего действия. Для большей надежности работы солидолонагнетателя при пониженной температуре имеется устройство для размешивания смазки в бункере, состоящее из раздвижных отвалов и лопасти, закрепленных на валу механизма привода.
Производительность насоса 200 г/мин при давлении подводимого к двигателю воздуха 784 532 н/м 2 (8 кГ/см 2 ) и противодавлении 9 806 650 н/м 2 (100 кГ/см 2 ), максимальное давление смазки на выходе из насоса 29 420 000 н/м 2 (300 кГ/см 2 ). Полезная емкость бункера 30 л, вес солидолонагнетателя 30 кг.
Для оснащения постов смазки автомобилей в крупных автохозяйствах применяют стационарный многопостовой солидолонагне татель (модель 1127). Применение такого солидолонагнетателя с четырьмя раздаточными пистолетами позволяет уменьшить простои автомобиля на посту смазки благодаря возможностям обслуживания одного автомобиля одновременно двумя пистолетами и обеспечения подачи консистентной смазки на несколько постов одним стационарным солидолонагнетателем вместо нескольких передвижных. При этом отпадают затраты рабочего времени на заправку бункеров солидолонагнетателей, так как заправка бункера стационарного солидолонагнетателя, объем которого составляет 200 л, механизирована».
Схема стационарного солидолонагнетателя показана на рис. 40. Бункер заполняется смазкой с помощью перекачивающего насоса, устанавливаемого в складе масел. Перекачивающий насос забирает солидол из бочки. Его производительность 6 л/мин при рабочем давлении 2 942 000 н/м 2 (30 кГ/см 2 ).
Управление работой солидолона гнетателя осуществляется выключателями, установленными на раздаточных пистолетах 1, контакты которых подключены параллельно к цепи низкого напряжения электросхемы. Электродвигатель 4 включается при открытии любого раздаточного пистолета и выключается при закрытии всех раздаточных пистолетов.
Рис. 39. Пневматический солидолонагнетатель модели 3154.
Электродвигатель приводит во вращение эксцентриковый вал 17 двухплунжерного насоса 9 высокого давления и одновременно вал шнека 13, который подает смазку к насосу через фильтр 8. Из насоса смазка под максимальным давлением до 34 813 632 н/м 2 (355 кГ/см 2 ) поступает по трубопроводу к четырем шлангам с раздаточными пистолетами, размещенными на постах смазки автомобилей. Заданное рабочее давление в магистрали поддерживается с помощью перепускного клапана 7, который сбрасывает избыток смазки обратно во всасывающую полость насоса, когда открыты не все раздаточные пистолеты.
Пистолет, повышающий давление смазки, (модель 2135) (рис. 41) присоединяется к шлангу солидолонагнетателя. Давлением смазки, поступающей через фильтр 2 в канал гильзы 23, преодолевается сопротивление пружины 4 и открывается обратный клапан 3. При нажатии на рычаг 14 плунжер 6 открывает впускной клапан 5; смазка заполняет канал 21, открывает клапан 20 и по каналу 15 идет к трубке 16 и к смазочной головке 17. Если не отпускать, рычаг 14, смазка будет поступать непрерывно под давлением, создаваемым солидолонагнетателем. Для прекращения подачи смазки рычаг следует отпустить, при этом под действием пружины 4 и давления смазки клапан 5 закроется.
Для повышения давления смазки нужно, не разъединяя смазочной головки с пресс-масленкой, сообщить рычагу 14 возвратно-поступательное движение.
С прекращением нажатия на рычаг 14 плунжер 6 перемещается вверх, при этом снизится давление в канале 21 и в полости клапанов 3 и 5. Благодаря этому клапан 20 перекроет канал 15 и снижения давления в канале смазочной головки не произойдет. Одновременно в полость клапанов 3 и 5, в канал 21 и в полость под плунжер 6 будет поступать смазка из шланга солидолонагнетателя до полного закрытия клапана 5.
Рис. 42. Гидравлический пробойник
Для сохранения пистолета в работоспособном состоянии требуется не реже одного раза в неделю промывать и прочищать фильтр. Вентиль 18 служит для выпуска воздуха из каналов пистолета. Величина хода плунжера регулируется положением упора 10, которое фиксируется гайкой и колпачковой контргайкой 12.
Если узлы смазываются нерегулярно, оставшаяся старая смазка затвердевает и теряет свои смазочные качества. Для ее удаления приходится вводить свежую смазку под давлением 98 066 500 н/м 2 (1000 кГ/см 2 ) и более или разбирать узлы.
Для прочистки смазочных каналов деталей от засохшей и загустевшей консистентной смазки применяют гидравлический пробойник.