Обоснование для приобретения автомобиля для бюджетной организации
Обоснование для приобретения автомобиля для бюджетной организации
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРГИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
ВЕШКАЙМСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 02 декабря 2013г. № 116
Об утверждении муниципальной целевой программы
«Приобретение транспортных средств»
В целях своевременного решения вопросов деятельности муниципального образования «Каргинское сельское поселение» постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу «Приобретение транспортных средств» (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
«Каргинское сельское поселение» П.А.Кряжев
администрации муниципального образования
«Каргинское сельское поселение»
Муниципальная целевая программа
«Приобретение транспортных средств»
Основные положения Программы
Настоящая программа разработана с целью приобретения транспортного средства в муниципальную собственность муниципального образования «Каргинское сельское поселение».
Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.
Необходимость приобретения транспортного средства (автомобиль LADA LARGUS RS015-41-02U (год выпуска 2013) ) обусловлена потребностью в исполнении полномочий администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение».
В собственности муниципального образования имеется одна единица легкового автотранспорта — ВАЗ 21074, которая приобретена и эксплуатируется с февраля месяца 2007 года, её износ составляет 95%. За время эксплуатации данного автомобиля произошел полный износ основных узлов и агрегатов, капитальный ремонт экономически нецелесообразен. Автомобиль часто ломается и длительное время находится в ремонте, в результате чего специалисты поселения не имеют возможности выезжать: в населённые пункты поселения (их удалённость от административного центра — с.Каргино — составляет: до с.Коченяевка — 10км, до с.Ахматово-Белый Ключ — 5км, до с.Нижняя Туарма — 7км, до с.Мухино — 11км) для решения вопросов местного значения; в районную администрацию и другие организации и учреждения по вопросам исполнения своих должностных обязанностей, что вызывает многочисленные нарекания со стороны жителей поселения и районных структур управления, тем самым создавая социальную напряжённость на территории муниципального образования.
Приобретение автомобиля LADA LARGUS RS015-41-02U позволит оперативно решать вопросы деятельности администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение».
Ввиду недостаточного количества денежных средств в бюджете поселения в 2013 году планируется приобретение нового автомобиля по договору финансовой аренды (лизинга) сроком на 36 месяцев.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на срок до 31 декабря 2016 года.
2013 год — заключение договора финансовой аренды (лизинга) по результатам аукциона; приобретение автомобиля LADA LARGUS RS015-41-02U (год выпуска 2013); внесение первоначального взноса в сумме 170000 (Сто семьдесят тысяч) рублей.
2014 год — платежи по графику;
2015 год — платежи по графику;
2016 год — платежи по графику.
Источники и объемы финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Каргинское сельское поселение» в объёме 596000 (Пятьсот девяносто шесть тысяч) рублей.
В Программу могут вноситься изменения и дополнения.
Обеспечение реализации Программы
Управление и контроль за ходом реализации Программы
Реализация программы включает в себя следующие направления:
приобретение по договору финансовой аренды (лизинга) автомобиля LADA LARGUS RS015-41-02U (год выпуска 2013) с первоначальным взносом из бюджета 2013 года в сумме 170000 (Сто семьдесят тысяч) рублей и аннуитетными платежами сроком на 36 месяцев;
приобретение «зимней» резины для автомобиля;
заключение договора КАСКО;
заключение договора ДСАГО;
заключение договора ОСАГО.
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет администрация муниципального образования «Каргинское сельское поселение».
Оперативное управление и текущий контроль за выполнением мероприятий Программы, а также общую координацию и мониторинг работ осуществляет Глава администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение», организует при необходимости формирование нормативно-правовой базы, определяет объемы финансовых средств, предоставляемых из бюджета муниципального образования «Каргинское сельское поселение», осуществляет контроль за эффективным использованием средств.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация программы должна обеспечить:
Оперативное решение вопросов деятельности администрации муниципального образования «Каргинское сельское поселение»
Покупка авто премиум-класса: как обосновать расходы?
Налоговый риск дорогостоящих активов — это снятие расходов по налогу на прибыль и отказ в вычетах по НДС.
Как обосновать расходы для избежания претензий проверяющих?
1. Обосновываем деловую цель.
Для этого готовим Локальный нормативный документ (например, положение об использовании служебного транспорта) и Приказ за подписью руководителя, в котором:
о приобретении автомобиля
г. Москва «__» _____ 2020 года
1. В целях поддержания делового имиджа и репутации Компании «Н» приобрести легковой автомобиль бизнес-класса марки _____________.
Автомобиль необходим для поездок генерального директора ___________ на переговоры, деловые встречи и подписание контрактов с заказчиками. Средняя продолжительность поездки составляет ______ часов день. Для обеспечения комфортных условий, автомобиль должен быть оборудован __________________________.
2. Ответственным за приобретение автомобиля назначить ведущего специалиста отдела хозяйственных операций ______________________.
3. После приобретения автомобиль передать в пользование на срок ______ генеральному директору Компании «Н» на основании акта приема-передачи автомобиля.
4. Генеральному директору __________________ обеспечить использование автомобиля исключительно в деловых целях, указанных в настоящем Приказе и в соответствии с Положением «Об использовании служебного автотранспорта».
5. Ответственным за исполнение настоящего Приказа назначить _____________.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на главного бухгалтера Компании «Н» _________________.
Генеральный директор Компании «Н» _______________
С Приказом ознакомлены:
2.Подписываем с ответственным сотрудником Акт приема-передачи автомобиля
3. Доказываем, что автомобиль используется в производственной деятельности. Для этого:
Закупка автомобилей по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 01 января
Закупка автомобилей по 44-ФЗ: тонкости и нюансы процесса
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Закупка автомобилей по 44 ФЗ, как и другие виды тендеров, имеет свои нюансы. К примеру, приобрести авто можно только посредством электронного аукциона, а его стоимость и качество должны точно соответствовать статусу будущего владельца.
Это строго регламентируется законодательством РФ. И любое отступление от принятых норм повлечет за собой штрафы и аннулирование уже заключенной сделки. Предлагаем внимательно ознакомиться со всеми этапами и тонкостями процесса, чтобы участие в закупках было не только выгодным, но и безопасным.
Как определить объект закупки
При проведении торгов, касающихся приобретения транспортных средств, осуществления ремонтных работ или техобслуживания, первым делом следует определить объект закупки. Законодательные нормы, которые действуют на сегодняшний день, четко регулируют правила описания объекта торгов. Так, заказчик не может прописывать определенную марку транспортного средства, даже при указании примечания «или эквивалент», поскольку такие действия ограничивают конкуренцию между участниками тендера.
Данное правило не распространяется на госзаказы, в которых автомобиль не является объектом закупки, а применяется для предоставления определенных услуг либо работ.
Закупка легкового автомобиля по 44-ФЗ должна полностью соответствовать положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Описывая объект, следует указать его эксплуатационные, технические и качественные характеристики.
При описании предмета торгов нельзя указывать точное название производителя или торговой марки. Следовательно, в тексте технического задания (ТЗ) на закупку автомобиля не должно быть упоминания фирмы-изготовителя и марки требуемого автомобиля. Конечно, гораздо удобнее было бы сразу указать в описании объекта «требуется поставить белый автомобиль Honda Accord 2018 года выпуска в базовой комплектации». Еще какое-то время назад заказчики использовали подобные формулировки, добавляя примечание «или эквивалент».
Однако сейчас такое описание объекта закупки нарушает законодательные нормы. В связи с этим в ТЗ следует как можно более детально описать технические параметры требуемого к поставке автомобиля: тип кузова и привода, число мест и дверей, габариты, количество передач, цвет и т. д. Кроме того, следует помнить и о дополнительном функционале, например наличии ABS, подушек безопасности, кондиционера, систем аудио и видео, ковриков для салона и т. п.
Лучше все вышеуказанные параметры взять на официальном сайте производителя или дилера необходимого вам авто. Более надежным способом уточнить характеристики автомобиля является отправка официального запроса производителю или дилеру. На основании полученного ответа можно составить наиболее точное ТЗ.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р утвержден список товаров, приобретение которых должно производиться посредством электронного аукциона:
Обоснование необходимости закупки составляется согласно положениям Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Может быть указана региональная или государственная программа. В случае если закупка не попадает под действие программы, в качестве обоснования может использоваться фраза «Выполнение функций и полномочий».
Ограничения закупки автомобилей по 44-ФЗ
Согласно ст. 19 44-ФЗ каждая закупочная процедура нормируется организацией-заказчиком. Для бюджетных учреждений особенности регулирования закупок устанавливаются учредителем либо вышестоящим органом.
Рассмотрим некоторые ограничивающие моменты при закупке автомобилей по 44-ФЗ. Ограничения касаются в первую очередь предельной начальной максимальной цены контракта. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 покупка автомобиля должна соответствовать таким требованиям:
На максимальную цену автомобиля оказывает влияние тип заказчика:
Следовательно, при приобретении транспортных средств не должны указываться чрезмерные потребительские характеристики. В соответствии с нормирующими положениями ФЗ 44-ФЗ заказчик не должен приобретать предметы роскоши.
Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 нормирует действия федеральных заказчиков при проведении закупок. Данным документом утверждены конкретные перечни товаров, включая авто, в которых указаны нормативы стоимости, мощности и составных свойств транспортных средств.
Национальный режим
В данном разделе речь будет идти о закупках автомобилей по 44-ФЗ и национальном режиме, запретные меры которого действуют в отношении них.
Согласно ПП РФ от 14.07.2014 № 656 запрещено приобретение автомобиля иностранного производства и следующих видов ТС:
Ограничивающие меры предполагают, что при проведении закупки автомобилей по 44-ФЗ в лизинг с дальнейшим выкупом ТС покупатель не должен принимать предложения с товарами зарубежного производства. Исключением являются ТС, выпущенные странами Евразийского экономического союза и имеющие соответствующий подтверждающий сертификат.
Основным требованием при приобретении автомобилей является приоритет продукции, изготовленной в РФ, а также соблюдение требований нормирования. В закупочных документах необходимо отразить запрет на предложения с автомобилями зарубежного происхождения. В плане-графике следует указать факт применения национального режима. В ТЗ не нужно указывать конкретного производителя и марку автомобиля, поскольку такие действия будут расценены как ограничение конкуренции.
Выбор способа определения поставщика
Приобретение транспортных средства или услуг по их ремонту и профилактике проходит по нормам 44-ФЗ. Следовательно, для покупателя доступны как закупочные процедуры на конкурентной основе, так и закупка у одного продавца. Второй вариант используется, когда цена контракта или менее 300 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ 44-ФЗ), или в пределах 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Проводить процедуру запроса котировок не допускается при закупке товаров или услуг, для которых невозможно установить стоимость единицы. Это связано с тем, что согласно ч. 1 ст. 72 44-ФЗ закупочный комитет обязан признать победителем участника, предложившего минимальную цену. При проведении тендера по техобслуживанию и ремонту автомобиля заказчику доступны два варианта: проведение в соответствии с ч. 4 ст. 68 44-ФЗ электронного аукциона или проведение процедуры запроса котировок по такому алгоритму:
Закупочная документация 
Документы по закупочной процедуре заказчик разрабатывает лично с учетом положений действующих законодательных актов. Согласно ст. 31 44-ФЗ покупатель обязан указать общие исчерпывающие требования к участникам процедуры закупки. Для правильного составления ТЗ и других документов по госзакупке надо принимать во внимание следующие нюансы:
В процессе рассмотрения полученных предложений заказчик учитывает следующее:
Как составить ТЗ на закупку авто по 44-ФЗ
Очень важно составить правильное описание при закупке автомобилей по 44-ФЗ. Пример правильного ТЗ, которое соответствует ст. 33 данного закона, вы можете скачать выше. В ТЗ можно добавить фото или изображение продукции, также можно использовать параметры, предусмотренные общими техническими регламентами. ТЗ составляют в свободной форме, стандартной формы данного документа нет. Нередко покупатели отражают в описании объекта таблицу с указанием наименования авто, его параметров, количества и стоимости.
Разберем описание предмета закупки на реальном примере. Покупатель желает приобрести автомобиль DATSUN on-Do ACCESS MT или эквивалент. Начальная максимальная цена контракта составляет 452 тысячи рублей. Номер тендера в ЕИС 0134300065319000028. В ТЗ были отражены такие параметры:
Как происходит поставка и прием товара
При закупке автомобилей и услуг по техобслуживанию прием происходит строго согласно условиям договора, техдокументации и законодательным нормам, в частности ст. 94 44-ФЗ и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 94 44-ФЗ при приеме автомобиля заказчик обязан организовать проведение экспертизы соответствия или самостоятельно, или с привлечением других организаций.
Сроки и место поставки и приемки товара или услуг отражаются в пунктах договора. Стороны должны подписать акт приема-передачи и товарную накладную. Кроме этих документов, исполнитель в обязательном порядке передает заказчику:
Дополнительные документы предоставляются, если это указано заказчиком в ТЗ.
Гарантии при закупке автомобилей по 44-ФЗ
Последние изменения в 44-ФЗ не внесли ясности в вопрос о гарантийном обслуживании продавцом поставленного заказчику автомобиля. При сделках с транспортными средствами период гарантии устанавливается или в километрах пробега, или в количестве лет эксплуатации. К примеру, 5 лет или 10 тыс. км – зависит от того, что произойдет раньше.
Вновь принятые поправки в нормативные документы по закупкам требуют от поставщика, кроме гарантий на товар, предоставлять дополнительно гарантийные обязательства к нему. Данные изменения добавили сложностей при определении срока гарантии.
Законодательные акты не дают точного ответа на вопросы об установлении гарантийного срока. Потому среди заказчиков нет единого мнения на этот счет. Однако общую позицию можно сформулировать так: при указании в закупочной документации и проектном договоре максимально подробно всех особенностей при приеме и эксплуатации товара будет гораздо меньше сложностей.
Закупка запчастей для авто по 44-ФЗ
Закупка запчастей для автомобилей по 44-ФЗ предполагает приобретение необходимых деталей для автомобиля, используемого заказчиком. Это нужно для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии или восстановления его работы. Для таких закупочных процедур действуют специальные правила.
1. Особенности объекта закупки
Госконтракты на приобретение запчастей и материалов для автомобилей имеют следующие особенности:
2. Формирование технического задания
Согласно положениям 44-ФЗ данный раздел закупочной документации называется «описание объекта закупки». Также могут использоваться такие формулировки, как «спецификация», «техническая часть» или «проектно-сметная документация». В техническом задании необходимо отразить следующие сведения:
При составлении ТЗ следует использовать стандартизированные и утвержденные техническими регламентами:
За счет этого контролировать качественные и количественные параметры будет проще. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ в описании объекта закупки не допускается указание торговой марки без примечания «или эквивалент». Такие действия заказчика считаются нарушением 44-ФЗ, а также Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В случае формирования ТЗ на закупку запчастей и материалов в отношении фразы «или эквивалент» действуют исключения. Данная формулировка не должна указываться в описании, когда требуются оригинальные запчасти или материалы. В п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ указано, в каких ситуациях возникает такая необходимость:
В этих случаях в описании объекта указывается наименование торговой марки.
Необходимость закупать оригинальные запчасти объясняется высокой ценой оборудования и техническими требованиями по эксплуатации. Документы производителя, в которых прописаны условия о применении только оригинальных запчастей, прикладываются к заявке.
3. Планирование объема
Заказы запчастей и расходных материалов (ЗЧРМ) можно отнести к закупкам без объема. Для таких ситуаций заранее определить необходимый перечень и количество ЗЧРМ не представляется возможным. Согласно Письму Министерства финансов от 01.12.2017 № 24-02-07/79982 в ТЗ следует включить ЗЧРМ, которые:
В соответствии с положениями ФЗ № 71 от 01.05.2019, вступившими в силу 01.07.2019, заказчик имеет право самостоятельно определять, в каких случаях применять закупки без объема.
При закупке ремонта автомобилей по 44-ФЗ, когда необходима поставка запчастей, в публикуемом в ЕИС извещении надо указывать:
Данные значения устанавливаются в соответствии с требованиями, прописанными в ст. 19 44-ФЗ, а также стоимостью единицы товара, определенной по правилам ст. 22 44-ФЗ.
Согласно 44-ФЗ при проведении закупочной процедуры на автомобиль, его ТО или ремонт ответственному специалисту заказчика следует придерживаться установленного порядка. Первым делом необходимо правильно определить объект закупки. После этого контрактный управляющий должен рассчитать НМЦК и нормировать предстоящую закупку автомобиля. Затем следует определиться с подходящим способом выбора поставщика, а также составить ТЗ и подготовить документацию по закупке. На этом подготовительный этап закончен, далее проводится непосредственно закупка, ТО и ремонт автомобилей по 44-ФЗ.
Реализация автомобиля, приобретенного за счет приносящей доход деятельности
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Автономное учреждение планирует продать автомобиль, приобретенный за счет приносящей доход деятельности и относящийся к особо ценному движимому имуществу. Нужно ли согласовывать данное решение с учредителем? Как определить рыночную стоимость автомобиля для последующей реализации? Какие операции отразить в бухгалтерском учете?
Согласование сделки
В силу в ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным за счет приносящей доход деятельности.
Однако при продаже имущества, отнесенного к категории ОЦДИ, автономному учреждению потребуется получить согласие собственника, если указанное имущество закреплено за учреждением в установленном законодательством порядке (ч. 2 ст. 298 ГК РФ).
Кроме того, согласовывать решение о реализации имущества также нужно, если:
такая сделка соответствует критериям признания ее крупной (стоимость отчуждаемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки) (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ);
в отношении такой сделки у автономного учреждения имеется заинтересованность – стороны связаны семейными или трудовыми отношениями (ст. 16 Федерального закона № 174-ФЗ).
Таким образом, решение о реализации автомобиля, приобретенного за счет приносящей доход деятельности, необходимо согласовать с собственником, если:
1) автомобиль закреплен за учреждением учредителем в установленном порядке (включен в перечень ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно). Например, автомобиль был приобретен до изменения типа учреждения (напомним, ранее при изменении типа учреждения – получателя бюджетных средств на бюджетное или автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ);
2) стоимость автомобиля (цена, по которой он будет реализован) превысит 10 % балансовой стоимости активов;
3) покупателем является заинтересованное лицо (например, член наблюдательного совета, руководитель, заместитель руководителя либо их родственники; юридическое лицо, в котором руководящие должности занимают поименованные выше лица).
Определение справедливой (рыночной) стоимости
В случае, если автономное учреждение планирует продать автомобиль физическому или юридическому лицу (за исключением организаций бюджетной сферы), необходимо определить его справедливую стоимость методом рыночных цен (п. 29 СГС «Основные средства», п. 28 Инструкции № 157н, п. 52 СГС «Концептуальные основы»).
Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 СГС «Основные средства», п. 28 Инструкции № 157н).
Порядок определения справедливой стоимости содержится в СГС «Концептуальные основы».
Справедливая стоимость методом рыночных цен определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, как полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков), так и сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 55, 59 СГС «Концептуальные основы»).
Обратите внимание: рыночной ценой является цена, которая может быть получена (уплачена) при продаже актива (обязательства) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Рыночной не является расчетная цена, завышенная или заниженная в результате особых условий или обстоятельств, специальных условий или скидок (вычетов, премий, льгот), предоставляемых любой стороной, связанной с фактом хозяйственной жизни (п. 57 СГС «Концептуальные основы»).
Как правило, в учреждениях полномочия по определению справедливой стоимости нефинансовых активов возлагаются на комиссию по поступлению и выбытию активов, созданную в учреждении на постоянной основе. Комиссия также определяет способы оценки: независимыми оценщиками или собственными силами.
Необходимо отметить, что оценка рыночной цены независимыми оценщиками осуществляется в рамках Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). Согласно ст. 6 данного закона государственные (муниципальные) учреждения имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки (в том числе объектов НФА) на основаниях и условиях, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ.
При этом в силу ст. 8 данного закона проведение оценки оценщиками является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в частности, при передаче имущества в аренду, продаже или ином отчуждении.
Таким образом, для определения справедливой (рыночной) стоимости автомобиля, предназначенного для продажи, учреждению необходимо обратиться к услугам независимых оценщиков.
По результатам проведенной оценки (на основании отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства) нужно составить документ об определении справедливой стоимости объекта основных средств, который будет являться основанием для отражения соответствующих записей в бухгалтерском учете (например, акт (протокол) комиссии по поступлению и выбытию активов, утвержденный руководителем, приказ (распоряжение) руководителя). Порядок определения справедливой стоимости объектов основных средств (в том числе при продаже имущества) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.
Пересчет амортизации при переоценке объектов ОС до справедливой стоимости
При переоценке объекта основных средств (в том числе при их реализации не в пользу организаций бюджетной сферы) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается одним из следующих способов, закрепляемых учреждением в учетной политике (п. 41 СГС «Основные средства»):
а) накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки;
б) накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки названным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.
Величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете (п. 42 СГС «Основные средства»).
Отражение операций в бухгалтерском учете
Операции, отражающие финансовый результат от оценки основных средств до справедливой стоимости, относятся на подстатью 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ (п. 9.7.6 Порядка № 209н).
В случае дооценки объекта ОС (увеличения стоимости) до справедливой стоимости при его реализации не в пользу организаций бюджетной сферы отражается следующая корреспонденция счетов (п. 13 Инструкции № 183н):
Дебет счета 0 101 хх 310
Кредит счета 0 401 10 176
В случае уценки объекта ОС (снижения стоимости) до справедливой стоимости при продаже объектов не в пользу организаций бюджетной сферы отражается обратная корреспонденция счетов (п. 13 Инструкции № 183н).
В отношении операций по пересчету накопленной амортизации по реализуемому имуществу корреспонденций счетов в Инструкции № 183н не предусмотрено.
Порядок отражения таких операций будет зависеть от выбранного учреждением метода пересчета начисленной амортизации.
По мнению автора, в случае дооценки объектов ОС до справедливой стоимости необходимо отразить доначисление амортизации в общеустановленном порядке (п. 28 Инструкции № 183н):
Дебет счета 0 401 20 271
Кредит счета 0 104 хх 411
В случае уменьшения балансовой стоимости объектов ОС до справедливой стоимости целесообразно использовать метод, предусмотренный пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства», то есть отражать уменьшение (списание) начисленной амортизации так:
Дебет счета 0 104 хх 411
Кредит счета 0 101 хх 410
В этом случае в бухгалтерском учете снижение стоимости актива до справедливой стоимости не отражается, а делаются записи по увеличению остаточной стоимости до справедливой (переоцененной).
Согласно п. 47 СГС «Основные средства» доходы, причитающиеся к получению при выбытии объекта основных средств, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.
Начисление доходов от реализации основных средств отражается по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка № 209н). Для этих целей применяется следующая корреспонденция счетов (п. 178 Инструкции № 183н):
Дебет счета 2 205 71 56х
Кредит счета 2 401 10 172
Для отражения кассовых поступлений от реализации основных средств применяется статья 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 12.1 Порядка № 209н). Данная операция отражается следующим образом:
Дебет счетов 2 201 11 510, 2 201 21 510, 2 201 27 510, 2 201 34510 (статья 410 КОСГУ)
Кредит счета 2 205 71 66х
Операции по начислению и уплате налога на прибыль отражаются по подстатье 189 «Прочие доходы» КОСГУ (п. 9 Порядка № 209н).
Начисление НДС отражается по подстатьям, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом налога на добавленную стоимость. При этом операции по уплате НДС отражаются по подстатье 189 (п. 9 Порядка № 209н).
Рассмотрим на примере порядок отражения вышеприведенных операций.
Автономное учреждение по согласованию с учредителем реализует физическому лицу автомобиль, приобретенный за счет приносящей доход деятельности в 2010 году. Данный автомобиль отнесен к особо ценному движимому имуществу и закреплен за учреждением при изменении его типа в 2011 году. Балансовая стоимость реализуемого автомобиля составляет 400 000 руб., амортизация по нему начислена полностью. Справедливая стоимость автомобиля, определенная методом рыночных цен, составила 180 000 руб. Услуги оценщика (коммерческой организации) равны 5 000 руб.
Автомобиль продан по цене, соответствующей его справедливой стоимости. Денежные средства от реализации автомобиля поступили в кассу учреждения.
В учетной политике учреждения закреплен способ учета амортизации при переоценке основных средств методом пересчета остаточной стоимости актива до справедливой стоимости (согласно пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства»).
Убыток от обесценения ранее не начислялся.
Автомобиль был реализован в том месяце, в котором произведена переоценка.
Так как учреждение выбрало метод пересчета остаточной стоимости актива до справедливой стоимости, в бухгалтерском учете необходимо:
1. Уменьшить балансовую стоимость автомобиля на сумму ранее начисленной амортизации (списать накопленную амортизацию).
2. Увеличить остаточную стоимость автомобиля до его справедливой стоимости (поскольку остаточная стоимость автомобиля равна нулю, в учете отражается ее увеличение на сумму дооценки до справедливой стоимости).
В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Уменьшена балансовая стоимость автомобиля на сумму ранее начисленной амортизации
Отражено увеличение остаточной стоимости автомобиля до справедливой стоимости
Начислены расходы на оценку автомобиля
Списан реализованный автомобиль (в сумме переоцененной стоимости)*
Начислен доход от реализации автомобиля физическому лицу
Расходы на услуги оценки отнесены на уменьшение финансового результата
Поступили доходы от реализации автомобиля в кассу от физического лица
2 201 34 510
(статья 410 КОСГУ)
Отражена корректировка расчетов с учредителем в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного за учреждением**
* Списание автомобиля следует отражать на основании оформленного акта о списании (с отметкой учредителя о согласовании списания) и акта о приеме-передаче (в рамках договора купли-продажи) на дату его передачи новому собственнику.
** Корректировка расчетов с учредителем осуществляется в сроки, установленные по согласованию с учредителем, но не реже одного раза в год при составлении годовой бухгалтерской или реорганизационной отчетности. Данные операции отражаются на основании извещения (ф. 0504805).
По мнению автора, рассмотренные в примере корреспонденции счетов по оценке справедливой стоимости согласуются с Инструкцией № 183н и СГС «Основные средства», за исключением одного нюанса. В указанном случае справедливая стоимость автомобиля меньше его балансовой стоимости, и логичнее было бы отразить уменьшение его стоимости (уценку) по дебету счета 2 401 10 176 и кредиту счета 2 101 25 410 (такая корреспонденция счетов предусмотрена в Инструкции № 183н). Однако в этом случае придется уменьшать и начисленную амортизацию, а конкретно для этой ситуации в инструкции не предусмотрено бухгалтерских проводок. Как вариант, учреждение может предусмотреть в учетной политике (по согласованию с учредителем) отражать такую операцию по дебету счета 2 104 25 411 и кредиту счета 2 401 10 176.
Автономное учреждение продает коммерческой организации автомобиль, приобретенный за счет приносящей доход деятельности в 2017 году. Данный автомобиль отнесен к особо ценному движимому имуществу, но не закреплен за учреждением. Балансовая стоимость реализуемого автомобиля составляет 500 000 руб., амортизация по нему начислена в размере 400 000 руб. Справедливая стоимость автомобиля, определенная методом рыночных цен, составила 510 000 руб. Услуги оценщика (индивидуального предпринимателя) равны 3 000 руб.
Автомобиль продан по цене, соответствующей его справедливой стоимости. Денежные средства от реализации автомобиля поступили на лицевой счет учреждения.
В учетной политике учреждения закреплен метод учета амортизации при переоценке основных средств путем пересчета (увеличения) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент (согласно пп. «а» п. 41 СГС «Основные средства»).
Убыток от обесценения ранее не начислялся.
Автомобиль был реализован в том месяце, в котором проведена переоценка.
Так как учреждение выбрало метод увеличения балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент, в бухгалтерском учете необходимо:
2. Рассчитать коэффициент увеличения: 510 000 руб. / 500 000 руб. = 1,02.
В бухгалтерском учете учреждения отражаются следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена дооценка балансовой стоимости автомобиля до справедливой стоимости