Общие правила техники безопасности при работе на самоходных машинах
Безопасная эксплуатация трактора
Требования безопасной эксплуатации трактора и самоходных машин должны неукоснительно соблюдаться всеми, кто допущен к работе с данным видом техники. При сдаче экзамена на получение прав и допуска к управлению трактором в теоретическую часть билетов обязательно включаются вопросы из раздела безопасной эксплуатации, как основное требование Гостехнадзора, выдающего разрешение на использование машин этого типа.
Основа безопасного управления трактором
Вопросы по безопасной эксплуатации трактора, включенные в билеты, зависят от получаемой водительской категории от Б до Д. В них обязательно рассматриваются общие моменты управления самоходными машинами, а также нюансы, связанные с особенностями техники.
Меры безопасности при работе на тракторе
Одним из основных требований считается возраст человека, получающего допуск на управление трактором. Минимальный порог – 17 лет, независимо от категории. Обязательное условие – прохождение инструктажа по охране труда.
С целью повышения ответственности за машину за каждой единицей техники закрепляются определенные лица. Работа ну чужом тракторе, а также передача машины третьему лицу возможна только с письменного разрешения руководителя предприятия или владельца техники. Присутствие в кабине пассажира недопустимо.
Прежде чем запустить двигатель, водитель должен убедиться, что все рычаги находятся в нейтральном положении, а сам трактор переведен на стояночный тормоз. После запуска надо убедиться, что путь свободен, в зоне движения нет людей. После включения двигателя и начала движения самоходной машины водитель должен всегда находиться в кабине. Запрещено сходить с машины и садиться в нее во время движения. Сойти можно только после перевода рычагов в нейтральное положение и активации стояночного тормоза.
Одно из главных положений безопасной эксплуатации трактора – полностью исправные контрольные приборы. Если зафиксировано дымление дизеля и падение частоты вращения от перегрузки, то необходимо заглушить мотор. Если во время работы не задействован ВОМ, то его рычаг должен быть переведен в нейтральное положение. Категорически запрещается работать без кожухов, ограждающих карданные валы, которые передают вращение от ВОМ на рабочие системы трактора. Муфта ВОМ выключается даже при кратковременной остановке трактора, также ее рычаги переводятся в нейтральное положение.
При езде в сложных погодных условиях (при дожде, гололеде) запрещено резкое торможение. Обязательно должна быть исправной система электроосвещения. Если используется навесное оборудование, то оно крепится на жесткие сцепки. Запрещено находиться между продольными тягами во время крепления навесного оборудования.
Устранение всех неисправностей выполняется только при выключенном дизеле и опущенных навесных орудиях. Если машина оборудована сдвоенными колесами, то максимальная скорость должна быть на уровне 16 км/ч. Если дизель запускается с буксира, то в пневмосистеме должно быть достаточное давление.
Безопасность при выполнении транспортных работ
Первое требование безопасной эксплуатации трактора – соблюдение правил дорожного движения. Если самоходная машина работает с прицепом, необходимо убедиться в исправности тормозной системы. Перевозка людей на прицепах при этом запрещена.
Перед началом движения водитель самоходной техники проверяет:
Оптимальное значение тормозного пути на сухом асфальтном горизонтальном покрытии при скорости 30 км/ч – 12,3 м при холодных тормозах. Запрещено торможение на заснеженном покрытии с низким коэффициентом сцепки и при движении тракторного поезда. Запрещена также эксплуатация трактора с прицепом без страховочной цепи.
Самоходные машины с особой осторожностью должны входить в повороты на скорости не более 5 км/ч. Спуск с горы должен быть только на 1 диапазоне без выключения муфты сцепления. На крутых подъемах и спусках диапазоны никогда не переключаются. Запрещено двигаться накатом при эксплуатации трактора с прицепом. Скорость движения на подъездных путях – не более 10 км/ч. Если самоходная машина используется в производственных помещениях, скорость должна быть не более 2 км/ч.
Требования пожарной безопасности
По части пожарной безопасности тракторы комплектуются первичными средствами пожаротушения. Машина обязательно должна быть оборудована устройством для автоматического регулирования охлаждения двигателя. Недопустима работа на тракторе, у которого отсутствуют съемные сетки, защищающие сердцевину радиатора, воздухозаборник и межреберное пространство цилиндров системы воздушного охлаждения.
При эксплуатации запрещается направлять выпускные трубы двигателя на легковозгораемую растительную массу, а также на устройства для сбора технологических продуктов. При заправке трактора и замере уровня топлива нельзя использовать открытый огонь (спички, факелы). Также в правилах безопасной эксплуатации трактора введен запрет на использование открытых источников огня для прогрева двигателя и масляного бака в зимний период.
Нельзя откупоривать образовавшиеся пробки ударом тяжелых металлических предметов, чтобы предупредить возникновение искр. Для безопасности запрещено возить с собой дополнительные емкости с топливом, использовать солярку для мытья рук, развешивать на тракторе пропитанную топливом и маслом одежду.
Общие правила техники безопасности при работе на самоходных машинах.
Выполнять работы или транспортное передвижение разрешается только на полностью исправных машинах. Машины, которые имеют неисправности, указанные в перечне к эксплуатации не допускаются.
1. Тормозные системы.
1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой (испытания проводятся на горизонтальном участке дороги, площадке с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием).
1.2. При торможении не обеспечивается прямолинейность движения (не более 0,5 м).
1.3. Нарушена герметичность гидравлического привода.
1.4. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,5кГс/кв.см за 15 минут после полного приведения их в действие.
1.5. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.6. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние машин на соответствующем техническому требованию уклоне.
2 Рулевое управление.
2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении у колесных машин превышает допустимые значения, указанные заводом – изготовителем, не более 25 град.
2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.
2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.
2.4 У машины на гусеничном ходу:
— неполное торможение барабана муфт поворота при полном перемещении рычагов управления на себя;
3. Внешние световые приборы.
3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции машин (на машинах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от машин других марок и моделей).
3.2 Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25476-91.
3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла.
4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2. Не работают предусмотренные конструкцией машины стеклоомыватели.
5. Колеса шины и гусеницы.
5.1. Шины колес имеют остаточную высоту почвозацепов (рисунка протектора):
5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение протектора и боковины.
5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели машины. На одной оси установлены шины различного размера или рисунка протектора.
5.5. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0,1 кГс/кв. см (0,01 МПа).
5.7. Остаточная высота почвозацепов гусениц гусеничных машин менее 7 мм.
5.8. Число звеньев в левой и правой гусеничной цепи не одинаково.
5.9. Имеются трещины и изломы в звеньях гусеничной цепи.
5.10. Разность провисаний левой и правой гусеничных цепей более 5 мм.
6. Двигатель.
6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают установленные нормы.
6.2. В двигателях с воздушным охлаждением воздухозаборное отверстие не защищено ограждающей сеткой.
6.3. Имеются течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск выхлопных газов в соединениях выхлопного коллектора с двигателем и выхлопной трубой.
6.4. Внешний уровень шума двигателей тракторов превышает 85 дБа на расстоянии 7 м.
7. Прочие элементы конструкции.
7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией машины зеркала заднего вида, стекла кабины.
7.2. Не работает звуковой сигнал (уровень звука сигнала должен быть на 8 дБа выше уровня внешнего шума машины).
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кабины, запоры бортов платформы прицепа, запоры горловины цистерн, пробки топливных баков, механизм регулировки положения сидения водителя, противоугонное устройство, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверями, спидометр, тахограф, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Отсутствует устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче.
7.7. Неисправны тягово-сцепное и опорно-седельное устройства тягача и прицепного звена, отсутствует страховочное приспособление.
7.8. Рычаги управления рабочими органами машин и орудий не имеют надежной фиксации в заданном положении.
7.9. Движущиеся, вращающиеся части машин (карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи и т.п.) не ограждены защитными кожухами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала.
7.10. Подтекание масла и других рабочих жидкостей в гидросистеме машин и их рабочих органах.
7.11. Повышенные перемещения в подвижных сопряжениях.
7.12. Ослаблено крепление кабины, двигателя, рулевой колонки, компрессора, пускового двигателя, облицовки и т.п.
— на самоходных машинах: медицинская аптечка, первичные средства пожаротушения, знак аварийной остановки; ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией;
7.14. Регистрационный знак отсутствует, либо не соответствует требованиям стандарта.
7.15. Отсутствует знак «Автопоезд» на колесных тракторах (класса 1,4 т и выше), работающих с прицепами.
При неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления а также стеклоочистителя и (или) стеклоомывателя в дождливую погоду, запрещается также следование к месту ремонта.
Для движения в темное время суток машины должны быть оснащены достаточным количеством внешних и внутренних приборов освещения. Работать в темное время суток с выключенными приборами освещения запрещается.
Машины имеющие топливные баки или отопительные устройства, в том числе и для обогрева кабины, должны быть оснащены огнетушителями.
Ременные и цепные передачи, валы и другие вращающиеся и подвижные детали, вблизи которых могут находиться люди, должны быть закрыты ограждениями или кожухами. Выполнять работы или транспортное передвижение со снятыми ограждениями или кожухами запрещается.
На машинах с работающим двигателем запрещается: осматривать агрегаты и узлы, выполнять сборочные, монтажные, наладочные, регулировочные, ремонтные и другие работы. При работающем двигателе допускается проведение прослушивания двигателя и измерение частоты вращения валов.
На машинах имеющих подвижные рабочие органы запрещается производить осмотры, наладочные, ремонтные и любые другие работы, находясь под рабочими органами, не зафиксированными установленным способом. В случае необходимости проведения таких работ рабочие органы устанавливают на предусмотренные конструкцией запоры, а при отсутствии последних надежно укрепляют козлами, бревнами, вагами опирающимися на землю. При проведении таких работ следует исключать возможность нахождения кого либо вблизи органов управления.
Водитель должен следить постоянно, за тем чтобы в опасной зоне не находились люди. Опасной зоной погрузчика считается вся площадка необходимая для его маневрирования, увеличенная на 5 метров во все стороны. В случае появления людей в опасной зоне работы немедленно прекращаются, рабочее оборудование укладывается на опорную поверхность, а люди выводятся из опасной зоны. Для предотвращения попадания людей в опасную зону она должна быть огорожена или соответствующим образом обозначена.
Во время работы или транспортного передвижения запрещается кому либо находиться на металлоконструкциях машины. Запрещается поднимать людей на рабочих органах машины. В кабинах самоходных машин может находиться столько людей, сколько предусмотрено конструкцией, однако в кабине погрузчика могут находиться кроме водителя только люди имеющие непосредственное отношение к выполняемой работе.
При накачивании воздухом шин колес погрузчика запрещается кому либо находиться вблизи колеса со стороны съёмного бортового кольца. Шины размерами более 14-20 накачивать непосредственно на машине запрещается. Шина с ободом снимается с машины и укладывается для накачки в специальный ящик с крышкой.
Сосуды работающие под давлением воздуха запрещается накачивать сверх установленного давления.
При осмотрах и подтяжке соединений трубопроводов гидросистем, система в целом должна быть освобождена от давления. После выключения двигателя и отключения привода насоса, следует несколько раз вывести из нейтрального положения рычаги управления рабочими органами машины.
При разрубании канатов систем управления, или такелажных канатов, канаты с обоих сторон от места разрубания следует обматывать проволокой. При выполнении операции пользоваться средствами защиты глаз.
Работать на машине в изношенной одежде и рваных перчатках запрещается.
Заправлять машину горючим можно только при выключенном двигателе.
При снятии заливной пробки с горячего радиатора соблюдать осторожность, пользоваться сухой рукавицей или тряпкой.
Запускать двигатель без подключенного воздухоочистителя запрещается.
Перед запуском двигателя все рычаги устанавливать в нейтральное положение.
Водитель не должен оставлять машину с работающим двигателем без наблюдения. При необходимости отлучиться, даже на короткое время, двигатель должен быть остановлен и предприняты меры против самопроизвольного перемещения машины и непредусмотренного использования машины.
В начале движения и работы машины включать муфты, или заменяющие их механизмы, а также увеличивать подачу топлива следует плавно, особенно при больших нагрузках.
При движении вниз под уклон следует оставлять включенными передачи трансмиссии.
Перед поворотами, во избежание заноса или опрокидывания машины следует снижать скорость движения.
Водитель должен вести машину на скорости, обеспечивающей безопасность себя и своей машины, так и окружающих людей и машин.
При движении по дорогам общего пользования водитель обязан включать осветительные приборы.
При остановке машины водитель должен включать тормоза ходовых колес, а при стоянке на уклоне стояночные тормоза. Сходить с машины до её полной остановки запрещается.
Во избежание сползания под откос машины располагают таким образом, чтобы от колес до края откоса было не менее 0,5 м.
Для заправки машины топливом и для продувки топливопроводов следует пользоваться насосами. Засасывать топливо в шланг и продувать топливопроводы ртом запрещается.
После работы с этилированным бензином следует промыть руки обычным бензином или керосином.
Следует постоянно следить за исправностью и герметичностью системы питания двигателя, обнаруженные неплотности немедленно устранять.
Инструментальный ящик и огнетушитель держать в постоянной готовности.
Техника безопасности при работе со спецтехникой
Вашей главной настольной книгой должна стать «Инструкция по эксплуатации и обслуживанию», в которой описан не только функционал машины, но и приведены правила по технике безопасности. Дополнительно на каждой машине установлены предупредительные таблички, указывающие на возможные опасные ситуации и способы предотвращения подобных ситуаций.
Прежде чем начать эксплуатацию машины, необходимо прочитать и понять «Инструкцию по эксплуатации и обслуживанию», ознакомиться со всеми предупредительными табличками, установленными на машине, и убедиться в полном понимании их значения и содержания. Храните инструкцию в специально отведенном месте в кабине оператора. В случае ее утери или прихода в негодное состояние обращайтесь к официальному дистрибьютору за ее новой копией.
Общие сведения по безопасной работе со специальной техникой:
Меры по обеспечению пожарной безопасности:
Установка дополнительного или модификация оборудования, произведенная без санкции фирмы Komatsu, может стать причиной возникновения опасной ситуации.
Меры безопасности при эксплуатации специальной техники
1. Безопасность на рабочей площадке
Перед началом работ осмотрите состояние грунта на рабочей площадке для выбора наиболее безопасного способа выполнения работ, а также для выявления необычных условий, представляющих потенциальную опасность, таких как:
При работе в туннелях, под мостами, под линиями электропередач или в других местах с ограниченной высотой, действуйте без спешки и будьте осторожны, чтобы не задеть окружающие сооружения рабочим оборудованием
2. Безопасность при запуске машины
3. Техника безопасности при передвижении машины
4. Техника безопасности при движении и работе на склонах
Движение по склонам. Даже при движении по пологому склону существует опасность бокового скольжения. Во избежание опрокидывания или бокового скольжения машины при передвижении по склонам действуйте по следующим правилам:
При работе на склонах существует опасность того, что машина потеряет равновесие и перевернется при повороте платформы или при вводе в действие рабочего оборудования. При выполнении таких операций обеспечьте устойчивость машины и действуйте с повышенной осторожностью:
5. Техника безопасности при управлении на снегу
Покрытые снегом или обледенелые поверхности очень скользкие, поэтому будьте особенно осторожны при передвижении и эксплуатации машины и не переключайте рычаги слишком резко. При передвижении по заснеженному склону никогда не используйте внезапное торможение. Снижайте скорость постепенно, используя торможение двигателем.
При управлении на снегу обратите внимание:
6. Постановка машины на стоянку
7. Запрещенные операции
Только соблюдая все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете безаварийно и безопасно работать на технике Komatsu.
KM Review, №2 (09) 2009
Наша группа в Telegram
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Общие правила техники безопасности при работе на самоходных машинах
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2016 г. N 831-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.019-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2019 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Стандарт устанавливает общие требования и технические средства, обеспечивающие безопасность труда при использовании тракторов и машин (и их важнейших систем, узлов и агрегатов) по назначению, техническом обслуживании, монтаже, транспортировании и хранении.
Стандарт не распространяется на мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.002 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности
ГОСТ 12.2.002.1 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод динамических испытаний защитных конструкций
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 5700-2008 «Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные колесные. Устройства защиты при опрокидывании. Метод статических испытаний и условия приемки».
ГОСТ 12.2.002.6 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения герметичности кабин
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.120 Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности
Действует ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
ГОСТ ISO 4254-1 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 4254-1-2011 «Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования».
ГОСТ ISO 4254-6 Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 6. Опрыскиватели и машины для внесения жидких удобрений
ГОСТ ИСО 4254-7 Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Технические средства обеспечения безопасности. Часть 7. Комбайны зерноуборочные, кормоуборочные и хлопкоуборочные
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 4254-7-2011 «Машины сельскохозяйственные. Требования безопасности. Часть 7. Комбайны зерноуборочные, кормоуборочные и хлопкоуборочные».
ГОСТ 4364 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ ИСО 5353* Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья
В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 5353-2012 «Машины землеройные, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Контрольная точка сиденья».
ГОСТ 19323 Колпачки резиновые защитные. Конструкция и размеры
ГОСТ 19324 Колпачки резиновые защитные. Технические условия
ГОСТ 19677 Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические условия
ГОСТ 20000 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ ISO 26322-1 Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 1. Тракторы стандартные
ГОСТ ISO 26322-2 Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Безопасность. Часть 2. Узкоколейные и малые тракторы
ГОСТ 26336 Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства, самоходные механизмы для газонов и садов. Условные обозначения (символы) элементов систем управления, обслуживания и отображения информации
В Российской Федерации действует ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88) «Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы».
ГОСТ 30869 (ЕН 983:1996) Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Пневматика
ГОСТ 31177 (ЕН 982:1996) Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика
ГОСТ 32431 (ISО 16154:2005) Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования
3 Общие требования
3.1 Тракторы и машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ ISO 4254-1, если в настоящем стандарте не установлено иное.
3.2 Угол поперечной статической устойчивости
3.2.1 Угол поперечной статической устойчивости для тракторов тяговых классов 0,9 и более (за исключением высококлиренсных) при транспортной комплектации и колее должен быть не менее 35°.
3.2.2 Угол поперечной статической устойчивости для машин (за исключением указанных в п.3.2.3) в транспортном положении должен быть не менее 25°.
3.3 Нагрузка на управляемые колеса должна быть не менее 0,2 эксплуатационной массы трактора и 0,12 эксплуатационной массы машины соответственно.
3.4 Уровень звука внешнего шума колесных тракторов не должен превышать:
Уровень звука на рабочем месте оператора тракторов и машин не должен превышать: