Обучение вождению грузового автомобиля
Как водителю грузовика повысить свои профессиональные навыки и что это даёт: рассказывает инструктор IVECO
В логистическом мировом сообществе давно обсуждается тема дефицита профессиональных водительских кадров. Развивающийся негативный тренд помогут остановить программы повышения водительского мастерства. Потенциал эффективности специальных тренингов достигает 25 %, поделились собственной оценкой в компании IVECО.
По данным официальной статистики, в 2020 году число дорожно-транспортных происшествий сократилось более чем на 10 %. Сработали социальные кампании по популяризации безопасного поведения на дорогах, усиление надзора за техническим состоянием транспорта, развертывание систем фиксации нарушений, а также подготовка профессиональных водителей. Отрадно, что российские перевозчики, перенимая западный опыт, все чаще проявляют заинтересованность в обучении линейного персонала правилам экономичной и безопасной езды, оказанию первой помощи на дорогах, правильной фиксации груза. Ситуацию с профессиональным обучением водителей мы регулярно освещаем на страницах «Автопарка». На этот раз нашим собеседником стал коммерческий тренер по автомобилям IVECО Роман Висич.
— Обучение своих водителей на курсах водительского мастерства давно вошло в практику многих компаний, независимо от их размера, местоположения и уровня доходов. Как давно такую услугу предлагает IVECO, что нового вносят в программу современные реалии?
— Такая услуга и разработанный курс для водителей от IVECO предлагаются на протяжении четырех с лишним лет. Разумеется, постоянно вносятся коррективы, поскольку парк эксплуатируемых автомобилей меняется. Обучение постоянно адаптируется к условиям проведения, запросам клиента-компании по данному тренингу, парку автомобилей, которые компания-заказчик эксплуатирует.
— Как заказать услугу перевозчикам в регионах?
— Прежде всего, хочу сказать, что эта услуга является платной. Цена зависит от множества факторов и определяется по согласованию с клиентом-заказчиком и нашим официальным дилером IVECО в регионе. Заказать обучение можно в любом дилерском центре IVECO.
— Стиль вождения влияет на ресурс автомобиля и расход топлива. А сегодня, вследствие сокращения транспортных потоков, бережливость приобретает особую важность. Меняется ли у перевозчиков интерес к программам обучения в текущей рыночной ситуации?
— Безусловно! Владельцы бизнеса и руководители транспортных подразделений умеют считать деньги и затраты. Они понимают, что техника становится сложнее и дороже, а значит необходимо искать резервы для оптимизации расходов. Обучение водителей эффективному и безопасному вождению — один из таких инструментов.
— Каков, по вашей оценке, максимальный потенциал повышения показателей водительского мастерства по результатам обучения?
— Потенциал эффективности пройденного обучения, по нашим оценкам, — порядка 15–25 %. Об этом говорят и показатели эффективности использования автомобилей после проведенных нами тренингов. Скажу больше, фактически это является некой инструментальной оценкой нашей работы как тренеров.
— Часто ли в вашей практике приходилось исправлять сложившийся стиль вождения? К каким водителям это больше относится: молодым или возрастным специалистам?
— Исправлять приходилось. По возрасту водителей в этом контексте разделить сложно. По-разному бывало… Например, есть молодые, но легко обучаемые водители, которые сразу понимают, как лучше, эффективнее и безопаснее управлять автомобилем, или есть опытные водители со стажем, которые тоже понимают новый материал — им необходимо только рассказать и показать на конкретной машине. Но встречаются и прямые противоположности, которые работают по принципу «я так привык, не учите меня жить, лучше помогите материально, ничего менять не буду и не хочу…». Разделять их по возрастной категории не получается. Мы все разные…
— Где обычно проводятся водительские курсы? Назовите самую дальнюю точку выезда в вашей практике.
— Курсы по эффективности и безопасности вождения по взаимному согласованию организовываются и проводятся на территории заказчика. И это, на наш взгляд, правильно. Такой подход более адаптирован к реальным условиям эксплуатации наших автомобилей. Что касается самой дальней точки выезда на текущий момент — это, пожалуй, Новосибирск.
— Кто чаще всего заказывает обучение водителей — крупные транспортные компании, небольшие автопарки или частные перевозчики? В каких сегментах отмечается наибольший спрос?
— Чаще, пожалуй, обучение заказывают крупные транспортные компании. И дело тут не только в стоимости и возможностях. В крупных автопарках смена кадрового состава всегда происходит более динамично… Кроме опытных водителей встречаются и новички, много молодежи. К сожалению, базовой подготовки автошколы бывает недостаточно, и это серьезная проблема. А у частных перевозчиков водительский состав избирательно сформирован, водители достаточно опытные, с многолетним стажем — им обучение необходимо, как правило, только по новым и не знакомым для них еще машинам. Наибольший спрос на проведение тренингов наблюдается в сегментах региональных перевозок и дистрибуции.
— Можно ли оценить работу водителя удаленно?
— Работу водителя — не совсем, только косвенно. Эффективность использования автомобиля — да, можно. Для этих целей у многих производителей сейчас в автомобиле устанавливают и используют системы мониторинга, системы оценки действий водителя по показателям эффективности использования грузового автомобиля (у IVECO это система DSE — Driver Style Evaluation), системы удаленной телематики и диагностики…
— Как вы относитесь к теме онлайн-курсов для водителей?
— Это, скорее, первая ступень обучения, плацдарм для более быстрого и эффективного прохождения практической части. На виртуальных онлайн-курсах для водителей, я считаю, возможно объяснить принципы работы современных систем, показать в деталях приборную модель: кнопки, рычаги и проч. При этом очень важна хорошая подготовка таких тренингов с точки зрения наглядности (видеоролики, виртуальная демонстрация…), системный подход.
Сложности при обучении на водителя грузовика
Надо понимать, что специфика управления транспортным средством, в частности грузовиком, остается очень сложным навыком. Особенности вождения грузовым автомобилем заключается в его габаритах, также не следует забывать, что маневры грузового автомобиля значительно отличаются от легкового автомобиля. Масса транспортного средства, в том числе и груженного различными материалами, может иметь прямое отношение к изменению тормозного пути. Водители грузовиков имеют определенные слепые зоны, о которых важно знать и помнить уже после получения прав. Именно таким азам многие автошколы посвящают обучение.
Важно знать, статистика последних лет гласит, что водители грузовиков в три раза чаще становятся участниками ДТП, чем водители легковых автомобилей. Поэтому категория СЕ (грузовик с прицепом) предполагает определённый уровень ответственности, а также освоение навыка правильной оценки ситуаций, характеризующихся высоким риском. По данным ГИБДД виной ДТП могут стать неблагоприятные погодные условия или качество отечественных дорог, но не следует забывать о внештатных ситуациях: непредсказуемое поведение других участников движения, появление на дороге животных. Все эти особенности должны учитываться при обучении водителя грузовика.
Курс теории
Для тех, кто мечтает получить водительские права, любая автошкола с радостью готова открыть свои двери. Независимо от выбранной категории, опытные преподаватели готовы начать изложение основного курса по азам теории, которые впоследствии будут закреплены на практике.
Теоретический курс складывается из изучения стандартных правил дорожного движения, изучения средств регулирования. Каждая автошкола обязана предоставить учащимся качественное изложение теоретического материала, поскольку это основа всего обучения. Теория ПДД включает в себя все стандарты современного вождения, курс теории проходит предварительное одобрение перед непосредственным вводом в систему обучения.
Важно отметить, что в настоящее время существует большое число методических материалов и специально разработанных приложений в современных телефонах, которые значительно облегчают освоение теорией предмета. Экзамен по теории заключается не только в основных моментах правил дорожного движения, но и знании определений, таких как грузовик, прицеп.
Каждая автошкола борется за высокую подготовленность своих педагогических кадров. Из-за отсутствия единых стандартов в подготовке преподавателей, возникает некоторая путаница в стране. Согласно государственной реформе 2014 года процесс обучения был несколько ужесточен, что является оправданным способом для борьбы с ДТП.
Практика
После полученного курса теории, каждый водитель проходит специальную практику, которая подразумевает освоение основных моментов в пользовании транспортным средством. Каждому ученику прикрепляется автоинструктор, который на протяжении всей практической части делится свои опытом и навыками вождения. В обязанности автоинструктора входит консультация о допущенных ошибках и немедленное их исправление. Согласитесь, оценить свою технику вождения на начальном этапе довольно трудно, учитывая, что внимание максимально рассредоточено. Конструктивные замечания и работа над ошибками – основа качественно пройденного курса практики.
Центральная автошкола Москвы обязана предложить лучших инструкторов, которые сильны не только в практической части, но могут ее качественно преподавать ученикам. Передаваемый опыт является ключевым в практической части. Для практических занятий предусмотрены выезды в город на специальных грузовых автомобилях. Автомобиль также любезно предоставляется автошколой.
Практическая часть обучения позволяет освоить специфическое вращение руля, появляется непосредственное понимание о габаритах транспортного средства. Также каждый ученик научится правильно распределять внимание и освоит скорость заданных действий после нажатия педали. Для водителей грузовиков разница в освоении транспортным средством значительна, поэтому очень важно, чтобы курс обучения был пройден в полном объеме.
Экзамены
Принимает экзамены по окончанию всего курса теории и практики МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел). Каждый ученик должен подготовиться к трём решающим экзаменам: теоретическому, экзамену на площадке и экзамену в городе. Только отличная сдача этих экзаменов позволит выдать новоиспеченному водителю права и выпустить его на дороги, как полноценного участника.
Не для кого ни секрет, что неудачная попытка сдачи этих экзаменов не ставит крест на водительском будущем, это лишь временная отсрочка для повторения и закрепления пройденного курса, в целях исправлений собственных ошибок.
Экстремальная ситуация на дороге
После получения заветных прав на вождение транспортным средством только начинается настоящая жизнь, полная волнений, неожиданностей и требующая принятия срочных решений. Надо понимать, что нынешняя ситуация на дорогах, особенно в пределах города, полна негатива. Новичкам очень важно сохранять спокойствие, поскольку экстренные ситуации требуют взвешенных решений.
Каждый прекрасно понимает, что все необходимые навыки и уровень мастерства приходит только со временем. Но самоподготовка и повышение технических навыков не воспрещаются. Каждый водитель, новичок в том числе, должен содержать свой автомобиль в соответствующем состоянии, это важно, чтобы исключить внезапные поломки на дорогах в ходе движения транспорта. Заблаговременный технический осмотр поможет избежать подобных неприятностей на дороге.
Погодные условия также имеют определенное влияние над качеством вождения транспортным средством. Предугадать превратности погоды достаточно трудно, но легко заранее обезопасить себя. К любой поездке надо относиться с соответствующим вниманием, отдавая себе полный отчет в действиях. Выезжая на дорогу с недомоганием и в плохом самочувствии, водитель представляет определенную угрозу для остальных участников движения.
Стоимость обучения и сроки
Категория С подразумевает полную подготовку водителей или переподготовку с другой категории. Как правило, курс полного обучение состоит из теории и практики, рассчитанной на 2-3 месяца. Стоимость варьируется, зависит это не только региона нашей страны, в котором осуществляется подготовка водителей грузовиков, но и от уровня автошколы. В среднем можно озвучить такие цифры – от 18 000 до 30 000. У многих автошкол имеется рассрочка, что значительно упрощает расчет.
В настоящее время система обучения претерпевает изменения, по причине того, что все стараются идти в ногу с прогрессом. Таким образом, многие автошколы предлагают обучение онлайн. Такой вид дистанционного обучения только вводится в современных школах и все его преимущества и недостатки пока оценить трудно. Система подобного обучения подразумевает и экзамен онлайн. Еще немногие могут похвастаться получением прав столь инновационным способом. Конечно, многие автошколы придерживаются все еще традиционного стиля обучения.
Категория СЕ
Управление грузовика с тяжеловесным прицепом. Особенности получения подкатегории: стаж вождения категории С, С1 один полный год.
Водительские права категории СЕ
Наша автошкола предоставляет всем желающим возможность быстро и недорого получить водительское удостоверение для управления грузовиками с прицепом. Мы регулярно проводим набор в группу для обучения на категорию CE — грузовые автомобили с прицепом, с разрешенной максимальной массой более 750 кг.
В программу входят практические и теоретические занятия с подробным курсом лекций по ПДД, оказании первой помощи пострадавшим при ДТП, административным нарушениям и устройству ТС. В практические занятия на категорию CE входят курсы вождения, которые будут проходить на учебном грузовике ISUZU NQR с прицепом. Обучение проводится на площадке в выходные и будние дни, по предварительной договоренности с учениками.
Для удобства обучающихся на категорию «СЕ» предусмотрена поэтапная оплата за обучение. Размер первого взноса (предоплату) уточняйте у администраторов автошколы.
Профессиональная подготовка
Для максимально качественной и профессиональной подготовки к сдаче на права любой категории наши кабинеты оборудованы мультимедийными проекторами, а также компьютерами со специальными программами, которые делают обучение еще более комфортным. Научиться профессионально управлять грузовым автомобилем с прицепом поможет собственный просторный полигон, который соответствует всем современным требованиям, стандартам и нормам.
Финальной частью обучения на категорию CE является сдача экзаменов ГИБДД, которые проходят непосредственно на территории автошколы. Большим плюсом и преимуществом является то, что практический экзамен проводится на школьных автомобилях, на которых проходили занятия.
Государственная аттестация на данную категорию включают в себя теоретическую часть – экзаменационный билет с 20 вопросами по темам ПДД, а также практическую – проверка навыка управления автомобилем с прицепом. Экзамен по вождению будет принимать инспектор ГИБДД на площадке учебного центра.
Категория С
Возможность управлять небольшим грузовиком или большегрузом от 3,5 до 7,5 тонн с прицепом не больше 0,75 тонны. Автоматическое право управления средним грузовиком в рамках подкатегории С1.
Водительские права категории C
Наша автошкола круглый год проводит набор на курсы по вождению грузового автотранспорта. Для законного управления тяжелыми грузовиками должна быть открыта категория «C» в вашем водительском удостоверении. Чтобы получить такие права, достаточно пройти обучение и сдать экзамены ГИБДД.
Курс лекций включает в себя занятия по:
Курс переподготовки нацелен на получение учеником необходимых навыков и умений в управлении грузовым автомобилем. Практические занятия на данную категорию проводятся в субботние и воскресные дни с 8.00 до 17.00, а также в будние дни по договоренности с обучающимися.
Для удобства обучающихся на категорию «С» предусмотрена поэтапная оплата за обучение. Размер первого взноса (предоплату) уточняйте у администраторов автошколы.
После окончания обучения проводятся квалификационные государственные теоретический и практический экзамены:
Для удобства обучающихся предусмотрена поэтапная оплата за обучение. Размер первого взноса (предоплату) уточняйте в администраторов автошколы.
В пользование учащимся бесплатно предоставляется несколько компьютерных классов, оборудованных обучающими программами и мультимедийными проекторами, кабинет автотренажеров и большой полигон для практических занятий..
Оцените все преимущества нашей автошколы лично, тест-драйв с инструктором бесплатно!
Обучение круглый год на крытых площадках, тест-драйв бесплатно!
Правила вождения фуры
Любая крупногабаритная и тяжелая техника, находящаяся в движении, значительно повышает уровень опасности на дороге. Управление грузовиком на трассе – трудный процесс. Чтобы водить фуру, надо обладать особыми навыками и знаниями, которые появляются лишь с опытом.
Особенности и сложности вождения фур
К простым грузовым автомобилям относятся машины, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тонн. Управление такими транспортными средствами идентично вождению легковушек. Простые грузовики мягко перемещаются по городу и перевозят негабаритную продукцию или стройматериалы.
Управление большой фурой включает в себя ряд особенностей, которые будут рассмотрены ниже.
Начало движения
Для того чтобы узнать, как правильно зимой водить фуру, нужно освоить азы управления габаритными транспортными средствами.
Движение необходимо начинать после прогрева двигателя до 70° и выше. Машина должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возникнет пробуксовка колес, увеличится износ шин, расход бензина станет не экономичным.
Если фургон груженый, то водителю следует начинать ехать только с первой передачи. С коробкой автоматической проще: не надо подбирать скорость вручную.
При начале движения на подъем начинать выжимать сцепление нужно чуть раньше растормаживания автомобиля. Некоторые коробки передач «Даф» и «Вольво» оснащены синхронизатором. Тогда переключать передачи необходимо по убыванию. Седельный тягач Вольво также имеет повышенные и пониженные КПД.
Посмотреть, как надо начинать движение на примере фуры MAN, вы сможете здесь:
При переходе со второй передачи на первую надо дважды выключать сцепление с периодическим кратковременным нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти со строя.
Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки автомобиля.
Повороты
Радиус поворота фуры длиной 20 м схема выполнения. Выполняя поворот, следует помнить одно правило – прицеп постоянно смещается к своему центру, а соответственно радиус выполняемого маневра достаточно велик.
Опасная ситуация в управлении чаще всего возникает при езде по городу: дороги не широкие и имеют небольшой радиус поворота. Некоторые модели прицепов и полуприцепов «Скания» оснащены поворачиваемыми колесами, позволяющими упростить процесс вождения.
Посмотрите, как правильно выполнить поворот на фуре:
Задний ход
Как загнать фуру задним ходом? Управлять фурой, движущейся задним ходом, нелегко. Для этого нужна практика. Основная сложность – толкательная сила, которая постоянно уводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их.
Быстро научиться управлять фурой, движущейся задним ходом, не получится. Для ускорения процесса желательно посмотреть обучающее видео или получить уроки мастерства у опытного специалиста. Сделать это можно прямо тут:
Торможение
Находясь за рулем, следует помнить, что остановка автомобиля в летний и зимний периоды имеют свои особенности.
Выполняя длительный подъем, необходимо заранее подобрать и включить ту передачу, на которой он будет выполняться. При спуске следует избегать разгона. Чем больше скорость – тем тяжелей остановить машину. При необходимости можно воспользоваться служебным торможением или снизить скорость путем понижения передачи на коробке.
Разъяснение, как пользоваться моторным тормозом, можно посмотреть тут:
Остановка
Управляя грузовиком и готовясь к остановке, необходимо снижать скорость хода заблаговременно. Это даст запас тормозного пути.
Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Так, к примеру, тормозной путь на влажной дороге будет гораздо выше, нежели на сухом асфальте.
Выбор скоростного режима
Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима. Поэтому фуры имеют ряд скоростных ограничений:
Бывали случаи, что водители фур шли на обгон со скоростью 90 км/ч, в результате чего случалось ДТП.
Тормозной путь
Управление фурой – тяжелый и сложный процесс, включающий в себя ряд особенностей. Остановить автомобиль на сухом асфальте сможет каждый, а вот на скользкой поверхности – большинству необходимо учиться. Часто в нашей стране используют барабанные тормозные системы. Они немного хуже дисковых, которые распространены в Европе.
Тормозной путь грузовой машины, движущейся со скоростью 80 км/ч, от момента торможения до падения скорости в ноль на барабанных тормозах составит 60 м, на дисковых – 45 метров.
Казалось бы, разница небольшая, но она может кому-то спасти жизнь. На тормозной путь влияет состояние шины, используемых покрышек и подвески.
Посмотреть, как выглядят тормозные пути разных фур, и сравнить их, можно тут:
Эффект складывания
При движении автотранспортного средства порой возникает ситуация, когда прицеп, который в разы тяжелее автомобиля, пытается сохранить траекторию движения независимо от того, куда направляется машина. Колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ослабевает и прицеп «несет». Как следствие возникает эффект складывания – кабина поворачивает, а прицеп едет по прямой.
Чаще всего такие моменты заканчиваются трагично. На их возникновение влияет ряд факторов, в том числе и мастерство водителя по управлению грузовиком.
Предлагаем вашему вниманию видео со складыванием фур:
Научиться ездить на фуре – несложно, а вот грамотно рулить куда тяжелее. Так, к примеру, если шофер опытен, то он при заносе среагирует моментально. Основные причины возникновения складывания – заснеженная обочина или лопнувшее колесо. Поэтому техническое состояние автомобиля должно находиться на высшем уровне.
Главные правила
Каждое второе ДТП случается по вине водителя. Авария с участием автопоезда имеет ряд последствий, а порой и летальные исходы. Поэтому основная задача водителя – избежать опасных ситуаций на дорогах.
Для водителей фур был разработан ряд негласных правил:
Где учиться
В поиске ответа на вопрос «Как правильно водить фуру?» необходимо рассматривать всевозможные варианты. Научиться виртуозно управлять транспортным средством можно, пройдя курсы вождения в автошколе, где основной уклон делается на езду с инструктором.
Для экономии времени посмотрите бесплатный учебный материал на «Ютуб». Например, вот такой:
Для тех, кто хочет получить азы вождения в домашних условиях, были созданы онлайн-симуляторы. Они имеют ряд разновидностей, продуманы и реалистичны.
Советы опытных дальнобойщиков
Кто-то работает на заводе, кто-то – предприниматель, а кто-то всю жизнь крутит баранку, то есть является дальнобойщиком. Некоторые бывалые водители поделились советами:
Работа дальнобойщиком – нелегка и требует особых навыков вождения. Вождение фуры – целая наука, и теоретических знаний мало. Чтобы стать профессионалом в перевозке, очень важно применять полученные факты на практике.