Обычный акб на авто с системой старт стоп
Целесообразна ли замена обычной батареи на AGM-аккумулятор Start-Stop?
Целесообразна ли замена обычной батареи на AGM-аккумулятор Start-Stop?
Если для вас важно, чтобы под капотом вашего автомобиля стояла современная аккумуляторная батарея, не боящаяся глубоких разрядов, спокойно выдающая большие токи, отлично принимающая заряд? Тогда советуем купить аккумулятор AGM Start-Stop марки YUASA.
Что такое AGM
Батарея AGМ — это усовершенствованная версия свинцово кислотного аккумулятора, привычного для многих поколений автолюбителей и профессионалов. Аббревиатура AGM означает Absorbent Glass Mat. Речь идет о технологии с абсорбированным электролитом. Он пропитывает микропоры сепаратора аккумулятора, а свободные микропоры участвуют в замкнутой рекомбинации выделяемых газов. Иначе говоря, водород и кислород, покидающие свои разнозаряженные пластины, поступают в связанную среду, соединяются снова, образуя воду, и остаются внутри корпуса батареи.
Что такое система Start-Stop
Преимущества технологии AGМ в АКБ в максимальной мере раскрываются на автомобилях, оснащенных системой «cтарт-стоп» и с повышенным потреблением энергии (специальные ТС, машины МЧС и «Скорой помощи» и проч.). Система Start-Stop специально разработана для автоматического выключения и запуска мотора с целью снизить время работы двигателя на холостом ходу, чтобы сократить расход бензина и уменьшить выбросы СО.
Естественно, на аккумулятор ложится дополнительная нагрузка. При запуске двигателя аккумулятор отдает много энергии. Если, к примеру, автомобиль застрял в пробке, то мотор приходится запускать по несколько раз в час. При этом, приборы автомобиля тоже нуждаются в энергии. По этой причине обычные АКБ просто не могут работать с системой Start-Stop и быстро разряжаются, так как не выдерживают подобной цикличности запуска двигателя. После разработки системы Start-Stop возникла потребность в мощной передовой аккумуляторной батарее. Аккумуляторы AGM Start-Stop YUASА – одни из таких. Цена их выше, но возможности намного шире.
Обычная АКБ или с технологией AGM: мнение профессионала
Аккумуляторы AGM Start-Stop YUASА в Москве признаны профессионалами и любителями. Однако не торопитесь покупать нужную модель в интернет-магазине аккумуляторов для своего автомобиля вместо обычной батареи. Почему? Потому что, вероятнее всего, ее возможности останутся невостребованными. А раз так, зачем переплачивать? Иное дело, ваш автомобиль оборудован дополнительной парой фар, лебедкой и другими энергопотребляющими устройствами, разряжающими батарею. В этом случае аккумулятор AGM Start-Stop будет уместен.
Чем отличаются аккумуляторы старт-стоп от обычных
СистемыStart-Stop созданы для автоматического выключения мотора и его запуска, чтобы снизить время работы на холостом ходу, это позволяет сократить расход горючего и выбросов во внешнюю среду.
Функционал батареи
Благодаря аккумулятору происходит питание всех систем машины. Им поддерживается питание разных блоков, которые задействованы в работе Start-Stop. Эти аккумуляторы не только участвуют в запуске двигателя, поэтому они и являются сердцем машины.
АКБ, используемые для Start-Stop должны иметь определенные свойства:
Аккумуляторы для Start-Stop
У системы имеется своя особенность. Это связано с дополнительной нагрузкой на аккумулятор. Из-за чего это наблюдается? При запуске двигателя каждой АКБ отдается довольно много энергии. В стандартных машинах мотор в течение суток запускается не слишком часто. Для системы «старт-стоп» данного количества недостаточно. Если движение не плотное, запуск происходит по нескольку раз в час, если машина стоит в пробке, то срабатывание случается через несколько минут.
Поэтому аккумулятор подвергается огромной нагрузке. Еще бы, ведь необходимо не только запустить мотор, но и сделать так, чтобы энергия поступила во все нужные приборы. Поэтому многие простые аккумуляторы не выдерживают работы с системой Start-Stop. Они довольно быстро разряжаются, поскольку не рассчитаны на подобную цикличность запуска мотора. Когда появилась система Start-Stop, стало необходимым создание мощных инновационных батарей, чтобы они могли полностью соответствовать большим нагрузкам.
Сейчас имеется два вида аккумуляторов. Сначала была проведена разработка батареи, в основе которой была AGM. Отличительной особенностью является то, что внутри аккумулятора имеется гель. В конструкции используются определенные пропитанные пакеты, выполненные из стекловолокна. Внутри пакетов находятся пластины АКБ. Из преимуществ данного типа можно выделить высокий уровень пусковых токов и то, что даже если батарея будет полностью заряжена, скачков не образуется. Другими словами, подобные аккумуляторы могут равномерно поставлять пусковой ток до той поры, пока полностью не разрядятся.
Зачем ушлые водители ставят на авто AGM-батареи или EFB-аккумуляторы
Всем известно, что система «Старт/Стоп» каждый раз глушит двигатель при остановках, например, на светофорах или в дорожных пробках. И быстро запускает его, когда водитель отпускает педаль тормоза.
При этом вся электроника машины, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает полноценно работать, потребляя ток от «старт-стопного» АКБ. Для этих целей применяют специальные аккумуляторы повышенного энергоресурса, сочетающие в себе свойства стартерного АКБ и мощной тяговой батареи, не боящейся длительного разряда.
Stop&Go: сделано в Словении
Сегодня «старт-стопные» батареи изготавливают по двум основным технологиям — EFB (Enhanced Flooded Battery) и AGM (Absorbent Glass Mat). Их особенности можно рассмотреть на примере батарей словенской фирмы TAB, поставляющей в Россию аккумуляторы брендов TAB и Topla с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go. Каждый тип этих АКБ имеет свою специфику, на чем стоит остановиться подробнее.
Так, EFB-батареи TAB и Topla отличаются от обычных АКБ массивными отрицательными пластинами. А используемые в батареях сепараторы пластин имеют улучшенную микропористую структуру (технология MFW-флис).
Это позволило обеспечить стойкость к глубоким разрядам. После них EFB-аккумуляторы восстанавливают емкость практически до 100%. Кроме того, у таких АКБ на треть выше пусковой ток, а количество циклов заряда-разряда увеличено почти вдвое. Естественно, при столь значимых достоинствах их розничная стоимость тоже оказывается выше (примерно в полтора раза), чем у стандартных аналогов.
Абсорбированый электролит
Еще больше преимуществ в сравнении с обычными АКБ имеют автомобильные AGM-аккумуляторы. Напомним, что электролит у этих батарей не жидкий, а «абсорбированный». Иначе говоря, электролит впитан в особые стекловолоконные маты, облегающие пластины АКБ.
Кстати, именно эта особенность дает англоязычное название самой технологии AGM. Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает надежно удерживать активную массу в решетках даже при сильных вибрациях.
Как выбрать аккумулятор для автомобиля с «Старт-Стоп»
Краткое содержание: [показать]
Непосредственно в момент запуска двигателя любая АКБ отдает существенное количество энергии. В традиционных автомобилях за сутки число пусков не так велико. Система «старт-стоп» требует на порядок большего количества пусков. Вот почему простые аккумуляторы не способны успешно работать на автомобилях с системой «старт-стоп». Они не рассчитана на такую высокую цикличность запуска двигателя. Результат – быстрый разряд обычной АКБ.
Хорошо это или плохо, но топливная эффективность стала определяющим фактором выбора машины. Сегодня автомобиль покупают с калькулятором в руках, заранее просчитывая, во сколько обойдётся его эксплуатация. Само собой, автопроизводители не живут в отрыве от рынка (те, кто пытались, давно обанкротились). Даже если под капотом современной машины «отсталый» двигатель внутреннего сгорания, а не модный гибрид или электромотор, он обязательно оснащён эко-режимом и какой-нибудь энергосберегающей функцией.
Массовым «зелёным» решением стала система «старт-стоп», автоматически глушащая двигатель в пробках. Это уже не опция для энтузиастов, а базовое оснащение сотен моделей машин, о котором их владельцы могут и не знать до первой остановки на светофоре.
Если вы записались в ряды «зелёных» автолюбителей, то выбор стартерной батареи существенно сужается. При чём тут автомобильные аккумуляторы? Если вы добровольно или случайно записались в ряды «зелёных» автолюбителей, то ваш выбор стартерной батареи существенно сужается. Аккумулятор для системы «старт-стоп» нужен особый: она отправляет заслуженные «кислотники» на пенсию, требуя других решений. Давайте разберёмся, почему.
Как работает система «старт-стоп»
Идея системы Start-Stop проста: автоматически выключать двигатель, пока машина стоит на светофоре или в пробке, чтобы не тратить топливо на работу мотора вхолостую. И быстро заводить его при отпускании педали тормоза. По разным оценкам, экономия бензина благодаря «старт-стопу» составляет 5-10%. Но какой ценой?
За день разъездов по городу автомобиль заглохнет и заведется десятки раз. Очевидно, для таких режимов нужен усиленный стартер. Часто вместо него применяют реверсивный генератор, способный и питать бортовую сеть, и быстро заводить двигатель. Но всё же главная нагрузка ложится на аккумуляторную батарею.
Срок жизни аккумулятора определяется не только возрастом, но и количеством циклов разряда/заряда. Нетрудно представить, сколько раз за день батарея разрядится и вновь зарядится при работающей системе «старт-стоп». К тому же, зарядка нужна быстрая, чтобы восполнить потери уже к следующему перекрёстку.
Бортовая электроника, климат-контроль и аудиосистема продолжают работать. Вся эта нагрузка ложится на аккумулятор.
На что, кроме пуска двигателя, тратится энергия батареи? Когда мотор глушится системой Start-Stop, бортовая электроника, климат-контроль и аудиосистема продолжают работать: водитель может даже не заметить, что двигатель остановлен. Вся эта нагрузка ложится на аккумулятор, на долю которого выпадают не просто частые разряды, а глубокие частые разряды – наиболее губительный для свинцово-кислотных батарей режим работы.
Обычный аккумулятор – и продвинутый, но «нежный» кальциевый, и более кондовый сурьмянистый, и гибридный – при такой эксплуатации посыплется в самом прямом смысле, заставив вспомнить о безопасной утилизации свинца. Очевидно, что для машин с системой «старт-стоп» нужны более выносливые батареи, устойчивые к глубоким разрядам и быстро принимающие заряд. И они есть.
Аккумуляторы AGM
Аббревиатура AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat – абсорбирующий мат из стекловолокна. В AGM-аккумуляторах нет привычного жидкого электролита: он абсорбирован, т. е. впитан специальными вставками между пластин. Это не только позволяет ему работать в любом положении (под углом, на боку), но и существенно улучшает характеристики батареи. Аккумуляторы AGM отличаются высоким пусковым током, не боятся глубоких разрядов и быстро заряжаются, благодаря низкому внутреннему сопротивлению. Срок службы аккумуляторов AGM намного выше, чем у их жидкостных собратьев.
В AGM-аккумуляторах нет привычного жидкого электролита.
Из-за отсутствия жидкого электролита AGM-батареи часто называют гелевыми, но это разные технологии. Гелевые аккумуляторы в основном используются в качестве тяговых батарей, а стартерные «гелевые» модели на поверку оказываются AGM. Подробнее об их особенностях читайте в отдельном материале: AGM-аккумулятор, универсальный «солдат».
Технологии AGM уже полвека, но раньше такие батареи применяли лишь в авиации, мотоциклах, автоспорте и компьютерной технике. Для массового автомобильного рынка их возможности казались чрезмерными, тем более, что цена на аккумуляторы AGM немалая. С появлением на машинах системы «старт-стоп» всё изменилось: именно здесь раскрылись сильные стороны AGM-батарей, а их выносливость и солидный ресурс оправдали высокую стоимость.
Аккумуляторы EFB
Аккумуляторы EFB (Enhanced Flooded Battery – усиленная батарея с жидким электролитом) создавались специально для системы «старт-стоп» в качестве доступной альтернативы AGM. Жидкий электролит в них есть, но его примерно в три раза меньше, чем в классических свинцово-кислотных батареях. Пластины в аккумуляторах EFB усилены и запечатаны в «конверты» из специального волокна, защищающие от сульфатации и осыпания активной массы — печальных последствий частых разрядов.
Аккумуляторы EFB – промежуточная ступень между AGM и обычной жидкостной батареей.
Цена на аккумуляторы EFB ниже, чем на AGM-батареи, а ресурс и устойчивость к глубоким разрядам заметно выше, чем у обычных жидкостных аккумуляторов. Постоянные циклы разряда/заряда, связанные с работой системы «старт-стоп», батареи EFB успешно выдерживают, поэтому именно их обычно рекомендуют владельцам «зелёных» машин.
Что лучше: AGM или EFB?
Напрямую сравнивать батареи EFB и AGM не совсем корректно. Оба типа аккумуляторов хорошо показывают себя в «зелёных» машинах с системой «старт-стоп», но делаются они по разным технологиям и для разных задач. AGM – это бескомпромиссное решение, способное работать в экстремальных условиях, при сильных вибрациях и больших кренах, выдавать стабильное напряжение без просадок и быстро восполнять заряд. За это их уважают джиперы, использующие мощные электрические лебёдки, и любители качественного автозвука. Высокая стоимость батарей AGM вполне соответствует их уровню.
Аккумуляторы EFB – промежуточная ступень между AGM и обычной жидкостной батареей, их можно назвать удачным компромиссом. Будучи конструктивно ближе к «классике», EFB не сильно уступает AGM в стойкости к глубоким разрядам и скорости зарядки. Это решение для тех, кто не готов переплачивать за экстремальные возможности батарей AGM, а просто хочет обеспечить нормальную работу системы «старт-стоп». В этом случае купить аккумулятор EFB – разумный выбор.
А что если нужен аккумулятор для гибрида? Ведь помимо мощной тяговой батареи, питающей электромотор, в гибридах есть и обычный стартерный аккумулятор, как и в любой бензиновой машине. Здесь всё просто: в любом гибриде, в том числе «мягком» (Mild Hybrid), система «старт-стоп» есть априори. И выбор аккумулятора для гибрида ничем не отличается от описанного выше – это батареи AGM и EFB. Например, на Toyota Prius с завода установлен именно AGM-аккумулятор на 45, Ач.
Как «прикурить» аккумулятор AGM или EFB
Устойчивость аккумуляторов AGM и EFB к глубоким разрядам – это способность заряжаться после них полностью, не теряя прежней ёмкости. Что не делает глубокий (или даже полный) разряд невозможным – обмануть физику не получится.
Что делать, если батарея полностью разрядилась? Есть разные мнения, можно ли «прикуривать» AGM-аккумулятор. Кто-то уверен, что категорически нельзя, другие считают, что ничего страшного не случится. Разумнее исходить из конкретной ситуации: если в батарее остался какой-то ток, но его не хватает, чтобы завести двигатель – вполне допустимо помочь ей «прикуркой», если делать всё правильно и использовать качественные пусковые провода. Если же аккумулятор посажен «в ноль» – не стоит мучить технику. Разряженную батарею нужно снять и полностью зарядить от внешнего зарядного устройства. Это касается не только AGM, но и EFB, и обычных жидкостных аккумуляторов.
Если аккумулятор посажен «в ноль» – не стоит мучить технику. Батарею нужно снять и полностью зарядить.
Зарядка аккумуляторов EFB и AGM
Как зарядить EFB и AGM аккумуляторы внешним зарядным устройством? В части зарядки батареи EFB ничем не отличаются от обычных, поскольку в них тоже используется жидкий электролит. Аккумулятор заряжается током, равным 10% от номинальной ёмкости и напряжением не выше 14,8 В. На цифровом зарядном устройстве для зарядки EFB-батареи следует выбирать режим для жидкостных аккумуляторов (WET или SLI). Температурная компенсация (значок снежинки на зарядном устройстве) для EFB не требуется.
С батареями AGM всё немного сложнее из-за их большей чувствительности к перезаряду: напряжение не должно превышать 14,4 В. Чтобы правильно зарядить AGM-аккумулятор, лучше использовать электронное зарядное устройство с микропроцессором, поддерживающее режим зарядки AGM и температурную компенсацию. При ручной зарядке обычным трансформаторным «зарядником» велик риск перегреть стекломаты батареи.
Что касается зарядки непосредственно в машине, то не стоит переживать: генератор современного автомобиля, тем более «зелёного», успешно справится с любым типом батареи.
Система старт-стоп: какой нужен аккумулятор
Система «старт-стоп» (Start-stop system) — технология предназначенная для автоматического отключения и пуска двигателя автомобиля, преследующая цели (как обещают производители): экономии топлива, снижения вредных выбросов и уровня шума за счёт сокращения времени работы двигателя на холостом ходу. По нашему мнению в двигателях без системы смазки с сухим картером с постоянно работающим маслонасосом, даже когда двигатель временно отключен системой старт-стоп, подобный режим работы «старт-стоп» в первую очередь снижает срок службы масла (из-за перегрева) и собственно срок службы мотора.
Казалось бы все теперь понятно: для автомобиля с системой старт-стоп нужно купить AGM аккумулятор и проблема с долговечностью батареи решена, однако оплывание намазки не единственная серьезная проблема у аккумуляторов, которые часто глубоко разряжают. Важно знать, что АКБ в машине с системой старт-стоп не только совершает БОЛЬШЕ пусков мотора чем в обычной. При остановке машины перед светофором или в пробке, питание потребителей электрического тока: кондиционера, аудиосистемы, света производится ТОЛЬКО от аккумуляторной батареи. Генератор при неработающем моторе также отключен.
Существует ограниченное количество глубоких разрядов, которое способен пережить свинцовый аккумулятор. Самые хорошие свинцово-кислотные AGM тяговые батареи (лучше чем автомобильные и дороже), предназначенные для работы в гольф-карах, электропорузчиках и т.п. рассчитаны на 500-700 циклов разряда-заряда. Затем реактивы истощаются и батарея значительно теряет свои характеристики. Не сложно посчитать, что срок службы очень хорошего AGM аккумулятора при ежедневных глубоких разрядах в автомобиле с системой старт-стоп не превысит 2 года.
Максимально на срок службы аккумулятора влияют условия эксплуатации. В одной машине за день будет 12 пусков мотора, а в другой все 100. Одна ездит в режиме «трасса», другая совершает лишь короткие пробеги по центру города. Одну машину эксплуатируют каждый день, другая это авто выходного дня. Кто-то севшую АКБ зарядит стационарным зарядным, а кто-то «прикурит» и поедет.
Практика показала, что на конечный срок службы аккумулятора в любом автомобиле влияет слишком много факторов, а в авто с системой старт-стоп, по нашему мнению, наиболее важен дополнительный уход. Контроль уровня заряда АКБ, подзарядка ЗУ при необходимости является приоритетней, чем просто установка самого дорогого AGM аккумулятора.