Обзор с места водителя автомобиля

Обзорность с места водителя

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Ну, как говорится — опыт это то, что ты получаешь, когда не получил того, чего хотел.
Делюсь вот опытом с собратьями по рулю. Разбирал для себя особенности конструкции автомобиля, которые оказывают своё влияние на обзорность дороги. На мой взгляд, наличие таких особенностей, а так же их влияние на своевременное обнаружение опасности для движения, существенно могут сыграть с водителем злую шутку.
Всем привет!

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Как известно, на дороге один закон! И это – ПДД.

Немного требований из правил:
«Пунктом 1.5 ПДД РФ установлено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» — с таким требованием трудно не согласиться. Это, так в правилах сказано.
«Согласно п. 10.1 «Правил дорожного движения РФ» при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» — тут, как и выше, тоже всё понятно, если водитель в состоянии своевременно обнаружить возникнувшую опасность на дороге.

Нет, перегружать пост выдержками из нормативных, да ещё и правовых документов, у меня нет желания.
Тем более, что даже если не знаешь закона, данный факт не убережёт нас от наказания. В судах не особо стремятся копаться в доказательствах по делу. Интересно другое…

Хотелось бы поделиться мне тем, что есть, когда водитель не может своевременно обнаружить опасность на дороге в силу причин и особенностей конструкции автомобиля. Странно, но такие особенности в конструкции есть и на данном типе авто. Про все такие особенности не берусь, вести речь, но одну такую странную вещь зацеплю. Начну разбор с салона автомобиля.

Моя посадка в автомобиле выполнена, согласно требованиям системы безопасности автомобиля «Руководства по эксплуатации KIA RIO», где указана рекомендация, по которой моё водительское кресло должно быть отрегулировано таким образом, что моя грудь должна находиться на расстоянии не менее 250 мм. от рулевого колеса, а если быть точным, то рулевое колесо, расположенное в среднем положении всегда находится от моей груди на расстоянии 400 мм., а верхняя часть головы от верхней части рулевого колеса находится на расстоянии 420 мм. – эти замеры, как и остальные делал лично с помощью нехитрых инструментов. Так что брать их за основу не советую, но и не выполнять требования безопасности, тоже вредно для здоровья.

Такое расположение водителя в водительском кресле, когда водитель знает, что у него в рулевом колесе имеется подушка безопасности, он видимо, не станет пренебрегать требованиями руководящих документов. Сидеть близко к рулевому колесу опасно.

Данная регулировка была мной произведена ранее по причине наличия в автомобиле системы подушек безопасности (SRS). Приведя выше сказанное, отмечу, что такое расположение водительского кресла по отношению к рулевому колесу, по высоте, и самого водителя за рулём автомобиля особо не ухудшает обзорность автомобиля, и не снижает видимость на дороге.
Вот именно, особо!
Однако слева и справа автомобиля KIA RIO существует непросматриваемая зона (место или участок маршрута движения объекта наружного наблюдения, где его действия не поддаются визуальному контролю со стороны), создаваемая стойками переднего окна и зеркалами заднего вида, которые расположены за салоном автомобиля с внешней его стороны. Особенно это критично для водителя слева в ближней зоне, т. к. наличие внешнего зеркала заднего вида имеющего не маленькую конструктивную особенность снижает обзорность с места водителя. Наличие достаточно широкой стойки переднего окна, тоже влияет на скорость обнаружения опасности на дороге.

Непросматриваемые зоны — невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, — невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.

Вышеуказанные кузовные элементы снижают переднюю обзорность водителю в ближней зоне. По причине близкого расположения в салоне к ним водителя транспортного средства некоторая часть дорожного полотна не видна.

Чтобы обнаружить, к примеру, пешехода в ближней зоне за непросматриваемой зоной, нужно специально туда заглядывать, т. к. дополнительного окошка между зеркалом и передней стойкой лобового стекла конструкцией автомобиля КИА РИО не предусмотрено. Таким образом, и ввиду отсутствия каких либо предпосылок на дороге мне для совершения такого действия, специально в непросматриваемую зону при совершении движения нужно заглянуть специально. По причине того, что проезжая пешеходный переход (зебру), некоторые участники дорожного движения в какие-то моменты могут теряться из вида.

С правой стороны такая непросматривая зона меньше, т. к. водитель располагается дальше от конструкции автомобиля. Во всяком случае у меня так. С правой стороны видимость лучше.

Что касается других конструкций автомобиля, которые могут существенно влиять на скорость обнаружения опасности на дороге, я умолчу, т. к. эти особенные части кузова не сильно оказывают своё влияние.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Много букв конечно, как всегда, а морали нет!
На самом деле, мораль такова — товарищи автолюбители, не превышайте скоростной режим в городах и населенных пунктах, и имейте в виду непросматриваемую зону, именно в ней может быть, как пешеход, так и кот задом наперёд.
Старайтесь рассмотреть за ней пешеходов, как участников дорожного движения, таких же, как и вы!
А лучше всего не попадать в аварии, чтобы потом не доказывать, кто прав, а кому лечиться.
Ну, и доброта спасет мир, конечно!

Источник

Обзор с места водителя автомобиля

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

Технические требования. Методы испытаний

Automobile transport facilities. Visibility from the driver’s seat.
Technical requirements. Test methods

* В указателе «Национальные стандарты» 2007 г.

Дата введения 2000-01-01

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 «Дорожный транспорт»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 апреля 1999 г. N 129

3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в части технических требований и методов испытаний

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2000 г.

1 Область применения

Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

4 Технические требования

4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность

Передняя обзорность определяется (рисунок 1):

— размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;

— степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;

— непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;

— недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна

4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.

Источник

Причины ухудшения обзорности автомобиля

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Не секрет, что большинство ДТП происходит по причине плохих условий обзорности внутри автомобиля. Водители порой просто не могут вовремя заметить появившиеся на их пути препятствия, чтобы оперативно отреагировать должным образом.

С конвейера машины сходят полностью готовыми к безопасным поездкам, однако со временем или под влиянием окружающих факторов происходят изменения, мешающие видеть все, что происходит на проезжей части.

Причины ухудшения обзорности

Во-первых, на это влияет человеческий фактор. Люди вешают на зеркала осмотра заднего вида различные чётки. Встречались даже индивидуумы, которые размещали там болванки компакт-дисков, свято веря, что они помогут в отражении сигнала радаров дорожной полиции.

К лобовому стеклу прикрепляют держатели сотовых телефонов и навигаторов, причем порой по несколько штук.

Вторым фактором выступают окружающие погодные условия. Обзорность в условиях тумана или дождя, а также в темноте заметно падает.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

И, наконец, третьей причиной является ухудшение видимости от времени. Этот пункт касается, прежде всего, переднего стекла, которое за период эксплуатации «мутнеет», покрывается микро сколами и небольшими царапинами.

Улучшаем обзорность в автомобиле

Самостоятельно улучшить обзорность автовладельцу вполне по силам. Для начала призовем выбрать правильные места для креплений различных держателей.

Они должны быть расположены не перед глазами, как многие могут подумать, а чуть выше этой линии. Для просмотра маршрута движения водитель вполне может приподнять взгляд наверх.

Это не отвлечет его от общего обзора дороги, а закрывать важные зоны просмотра вспомогательные приборы перестанут.

Все «висюльки» с зеркал обзора заднего вида нужно снять. Между прочим, во многих странах их размещение считается незаконным. Ну и конечно, не станем обходить стороной такое рукотворное явление как тонировка.

Углы обзорности некоторых моделей автомобилей.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Влияние тонировки на обзорность

Все мы слышали много аргументов для защиты пленок на боковых стеклах, однако, если размышлять здраво, всем понятно, что тонировка значительно снижает обзорность, особенно в темноте. Да, фары других транспортных средств увидеть можно, а вот пешеходы вполне могут стать неприятным сюрпризом.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Влияние на обзорность окружающей среды

Влияние условий окружающей среды тоже очень велико, причем комбинация этих условий создает еще более затруднительные условия, значительно снижающие визуальную безопасность.

Например, во время дождя или тумана окна сильно запотевают, а на их поверхности скапливаются капельки конденсата.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

В этом случае поможет правильно выбранный режим работы вентиляции салона. Замечательно справляется с осушением излишней влажности кондиционер. В конце концов, можно слегка опустить одно из стекол. Внутренняя температура выровняется с уличной, и запотевание тут же пропадет.

Помутнение лобового стекла

«А каким же образом влияет помутнение лобового стекла?» — спросите вы.

Все очень просто. В солнечную погоду лучи проходят внутрь салона под прямым углом, без рассеивания. В случае, когда на окне множество царапин и небольших сколов лучи начинают абсолютно непредсказуемо преломляться.

Образуется большое число бликов, которые, собираясь вместе, создают единое световое пятно, напрочь ослепляющее водителя. То же самое происходит, когда в лицо светят фары проезжающих по встречной полосе автомобилей.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Справиться с ним помогут либо специальные поляризационные очки, полностью нейтрализующие все блики, либо механическая полировка лобового стекла, возвращающая его внешний вид к исходному качеству. Полировка – услуга, которая достаточно доступная всем автовладельцам, однако проводится она только в специальных сервисных центрах.

Но все же можно попробовать сделать такие работы и самому, читайте здесь как ремонтировать автомобильные стекла своими руками.

В завершении нашей статьи призовем водителей не придаваться шапкозакидательскому настроению в вопросах улучшения обзорности своего автомобиля.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

На первый взгляд, проблема может показаться не такой уж и значимой, однако оперативная статистика говорит об обратном. Решение вопроса является одной из первостепенных задач любого автолюбителя.

Хорошая обзорность автомобиля поможет водителю, находящемуся за рулем, чувствовать себя значительно увереннее, а вся продолжительность вашей поездки будет находиться на высочайшем уровне безопасности.

Источник

ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

Технические требования
Методы испытаний

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 «Дорожный транспорт»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 апреля 1999 г. № 129

3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в части технических требований и методов испытаний

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 51266-99

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования

4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность

4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна

4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.

4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна

4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П

5 Исходные данные, представляемые предприятием-изготовителем АТС

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

6.2 Установка АТС при испытаниях

6.3 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища

6.4 Определение координат точек V и P

6.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б на переднее окно

6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно

6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно

6.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна

6.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна

6.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б

6.7 Определение углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна

6.7.1 Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, и взаимное расположение точек Р и Е

6.7.2 Метод определения углов непросматриваемых зон

6.8 Определение непросматриваемых зон в нормативном поле обзора П

6.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П

6.8.2 Определение непросматриваемых зон

6.9 Оценка результатов испытаний

6.10 Оформление результатов испытаний

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Классификация АТС по ГОСТ 22895

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Образец технического описания транспортного средства

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
Технические требования. Методы испытаний
Automobile transport facilities. Visibility from the driver’s seat.
Technical requirements. Test methods

Дата введения 2000-01-01

1 Область применения

Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

4 Технические требования

4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность

Передняя обзорность определяется (рисунок 1):

— размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;

— степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;

— непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;

— непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна

4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Размеры нормативных зон А и Б переднего окна АТС

Вариант компоновок двигателей на АТС

Нормативный угол, градусы, не менее

С кабиной над двигателем

*Для АТС капотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительными стойками.

1 Знак «+» означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.

2 Значения, указанные в скобках, действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять.

4.2.2 Расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм.

4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.

Конструкция переднего окна

Нормативная зона, %, не менее

Без средней стойки

Со средней стойкой

Откидывающаяся оконная рама

4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна

4.4.1 Количество боковых стоек должно быть не более двух. Для АТС категорий М2, М3, N1, N2, N3 допускается наличие средней стойки.

4.4.2 Угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, представлены в таблице 3.

Углы, образуемые стойками, градусы, не более

4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П

4.5.1 В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых:

— средней и боковыми стойками переднего окна;

— разделительными стойками боковых окон;

— рамками вентиляционных форточек;

— зеркалами заднего вида;

— рулевым колесом и панелью приборов (только внутри проекции рулевого колеса), при условии, что верхняя точка рулевого колеса не попадает в зону А;

4.5.2 Для АТС категории М1 капотной компоновки до 01 января 2005 г. допускаются непросматриваемые зоны в нормативном поле обзора П, создаваемые средними левой и правой стойками кузова. При новом проектировании не применять.

4.5.3 Для АТС категорий М3, N3 допускается наличие боковых разделительных стоек переднего окна в количестве не более двух.

4.5.4 Для АТС категории М3 вагонной компоновки допускается попадание в нормативное поле обзора П:

— кузовных элементов конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, при условии, что нанесенный на правое боковое окно по методу 6.8.1.1 след плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, попадает в световой проем створки, или, по крайней мере, имеется еще один световой проем, расположенный в непосредственной близости за следом указанной плоскости. В любых случаях угловые значения непросматриваемых зон, образуемые указанными элементами конструкции, не должны превышать 7°;

— непрозрачных элементов конструкции в зоне обзора через боковое окно, расположенное с правой стороны по ходу движения, при условии, что уменьшение площади требуемого поля обзора через правое окно не превышает 20 % для АТС, изготовленных до 1 января 2003 г., 10 % для АТС, изготовленных с 1 января 2003 г.;

— нижней кромки переднего окна, при условии, что расстояние от опорной поверхности до любой точки нижней кромки переднего окна не превышает расстояния от опорной поверхности до любой точки нижней кромки правого бокового окна.

4.5.5 Для АТС категорий М2, М3, N1, N2 и N3 в нормативное поле обзора П допускается попадание направляющих шторок, при условии, что их общее количество не превышает шести, а сечение каждой направляющей вписывается в окружность диаметром 6 мм. В нормативную зону А попадание направляющих шторок не допускается.

4.5.6 В непросматриваемые зоны, создаваемые элементами конструкции, указанными в 4.5.1-4.5.5, допускается попадание других элементов конструкции, при условии, что непросматриваемые зоны не увеличиваются.

4.5.7 В нормативное поле обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутри кабины, при выполнении следующих условий:

— конструкция технических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь от управления, освобождать от них нормативное поле обзора П;

— точки крепления технических средств не должны находиться в нормативных зонах А, Б и нормативном поле обзора П.

5 Исходные данные, представляемые предприятием-изготовителем АТС

5.1 Для определения соответствия показателей передней обзорности АТС требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно представить следующие данные:

5.1.1 координаты не менее трех исходных точек отсчета АТС относительно опорной поверхности и трехкамерной системы координат, используемой при проектировании кузова АТС и изображенной на рисунке 2.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Исходные точки отсчета на АТС, представленных на испытания, должны быть маркированы и доступны для использования без демонтажа конструкций;

5.1.2 координаты точки R относительно системы координат, используемой при проектировании кузова АТС;

5.1.3 все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения.

5.2 Если предприятие-изготовитель не представило:

5.2.1 координаты исходных точек отсчета, то фактическое положение АТС относительно опорной поверхности принимают за исходное.

Обязательными условиями в этом случае являются:

— отсутствие у АТС крена влево или вправо;

— исправное состояние подвески АТС;

— давление в шинах АТС, соответствующее требованиям технических характеристик.

5.2.1.1 Состояние массы в исходном положении, указанном в 5.2.1, должно соответствовать 5.1.1.1;

5.2.2 координаты точки R и конструктивного угла наклона туловища водителя, то для определения контрольной точки посадки принимают положение сиденья водителя:

— угол наклона туловища водителя принимают 10-25°;

5.2.3 продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования, то за указанную величину принимают продольную регулировку, замеренную по горизонтали между точкой R и крайним передним фиксированным положением сиденья.

5.3 При проведении сертификационных испытаний в отношении передней обзорности предприятие-изготовитель представляет техническое описание АТС на русском языке ( приложение Б).

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

6.1.1 Измерение параметров обзорности АТС может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.

6.2 Установка АТС при испытаниях

АТС (или кабина) должно (а) быть установлено (а) по исходным точкам отсчета относительно опорной поверхности в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя.

6.3 Контроль фактического положения точки Н и конструктивного угла наклона туловища

На установленном АТС (или кабине) должны быть определены положение точки Н и фактический угол наклона туловища, а также проведена проверка соответствия измеренных параметров конструктивным спецификациям, указанным предприятием-изготовителем, согласно приложения В.

6.4 Определение координат точек V и P

6.4.1 Точки V и P определяются относительно прямоугольной системы координат с началом в контрольной точке посадки R, направление осей X, Y, Z которой совпадает с направлением осей X, Y, Z системы координат, показанной на рисунке 2.

6.4.2 Координаты точек V и Р выбирают в соответствии с рисунком 3 и таблицами 4 и 5 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования и угла наклона туловища, заданных предприятием-изготовителем. Точка Рм является точкой пересечения прямой Р1 Р2 и плоскости параллельной вертикальной продольной плоскости Y (XZ), проходящей через точку R.

Угол наклона туловища, градусы

Угол наклона туловища, градусы

Таблица 5 — Значения Δ Х 2 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья

В миллиметрах

Продольная регулировка сиденья

Св. 108 до 120 включ.

Св. 120 до 132 включ.

Св. 132 до 145 включ.

Св. 145 до 158 включ.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

6.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б на переднее окно

6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно

Из точек V1 и V2 (рисунок 4) под заданными углами (таблица 1) на переднее окно наносят границы нормативной зоны А.

Верхняя граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Y, проходящую через точку V1 под нормативным углом «вверх» по отношению к горизонтальной плоскости X (YZ), с поверхностью переднего окна.

Нижняя граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Y, проходящую через точку V2 под нормативным углом «вниз» по отношению к горизонтальной плоскости X (YZ), с поверхностью переднего окна.

Левая граница определяется пересечением полуплоскости, проведенной через ось Z, проходящую через точки V 1 и V2 под нормативным углом «влево» по отношению к продольной вертикальной плоскости Y (XZ), с поверхностью переднего окна.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно

Верхняя, нижняя и левая границы определяются аналогично соответствующим границам нормативной зоны А по 6.5.1.

Правая граница определяется как симметричная левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.

На переднее окно наносят контур, отстоящий на расстоянии 25 мм от границы прозрачной части переднего окна.

6.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна

6.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна

На переднее окно наносят контур его прозрачной части.

На переднее окно наносят контур очистки, обеспечиваемый щетками стеклоочистителей. Контур очистки наносят при работающем двигателе на холостом ходу поочередно на всех режимах, предусмотренных конструкцией системы стеклоочистки переднего окна. Метод нанесения может быть любым, обеспечивающим заданную точность последующих измерений.

За оцениваемый контур очистки переднего окна принимают наибольший контур, охватывающий работу всех режимов стеклоочистки.

6.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б

Степень очистки нормативных зон А и Б Ψ в процентах рассчитывают по формуле

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля(1)

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

6.7 Определение углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна

6.7.1 Расположение непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна, и взаимное расположение точек Р и Е

Непросматриваемые зоны, создаваемые боковыми и средней стойками переднего окна в поле зрения водителя, располагаются в плоскостях, проходящих через точки Р. Определяют непросматриваемые зоны из точек Е (рисунок 5), характеризующих положение правого и левого глаза водителя при повороте головы в направлении стойки. При этом учитывают зоны, создаваемые как самой стойкой переднего окна, так и передней стойкой двери с примыкающими к ним непрозрачными элементами.

Из точек Е ( рисунки 6, 7) и Р, координаты которых приведены на рисунке 3, в соответствии с поправками, указанными в таблицах 3 и 4, определяют углы непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна:

— для левой стойки переднего окна из точек Е1 и Е2;

— для правой стойки переднего окна из точек Е3 и Е4;

— для средней стойки переднего окна из точек Е5 и Е6.

6.7.2 Метод определения углов непросматриваемых зон

Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют, если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольной плоскости АТС.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

6.7.2.2 Если на АТС категорий М1, М2 и N1 в результате измерений боковых стоек по 6.7.2.1 угловые величины составляют более 6°, то проводят следующие дополнительные измерения:

— угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют по двум сечениям стойки (рисунок 7):

сечение S1: образовано пересечением стойки переднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y (XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 2° вверх от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью (рисунок 7);

сечение S2: образовано пересечением стойки переднего окна с плоскостью, перпендикулярной плоскости Y ( XZ), проходящей через точку Рм и наклоненной на 5° вниз от горизонтальной плоскости. Горизонтальное сечение стойки переднего окна проходит через наиболее удаленную точку пересечения стойки с наклонной плоскостью;

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

6.8 Определение непросматриваемых зон в нормативном поле обзора П

6.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П

6.8.1.1 Нормативное поле обзора П находится впереди плоскости, параллельной X (ZY) и проходящей через точки V 1 и V2 (рисунок 8).

Из точек V 1 и V 2 на боковые окна (стены кабины) наносят следы указанной плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

Из точки V1 на окна и стойки переднего окна наносят след горизонтальной плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П сверху, до пересечения со следами, ограничивающими нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.

6.8.1.3 Снизу нормативное поле обзора П ограничено тремя плоскостями, проходящими через точку V2 и наклоненными вниз к горизонтальной плоскости, параллельной Z (ХY) под углом α.

Первая плоскость перпендикулярна плоскости Y (XZ) и проходит под наклоном вперед. Вторая плоскость перпендикулярна плоскости X (ZY) и проходит под наклоном влево. Третья плоскость перпендикулярна плоскости X (ZY) и проходит под наклоном вправо.

Значения углов а для различных категорий АТС приведены в таблице 6.

Варианты компоновок двигателей на АТС

Полукапотная и вагонная

Полукапотная и с кабиной над двигателем

Из точки V2 под заданным углом α вниз на окна и стойки переднего окна наносят:

— след первой плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в направлении вперед;

— след второй плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении влево, до пересечения со следом на левом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, и следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П;

— след третьей плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении вправо, до пересечения со следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П и следом на правом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.

6.8.2 Определение непросматриваемых зон

6.8.2.1 Фиксируют попадание в нормативное поле обзора П конструктивных элементов, создающих непросматриваемые зоны.

6.8.2.2 Если на АТС категории М3 вагонной компоновки в результате проверки по 6.8.2.1 зафиксированы указанные в 4.5.4:

— кузовные элементы конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, то измеряют непросматриваемые зоны в соответствии с 6.7.2.1;

— непрозрачные элементы конструкции в поле обзора через боковое окно, расположенное с правой стороны по ходу движения, то рассчитывают уменьшение требуемого поля обзора λ в процентах по формуле

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля(2)

— нижняя кромка переднего окна, то проводят измерения кратчайших расстояний от опорной поверхности до нижних кромок переднего и правого бокового окна.

6.9 Оценка результатов испытаний

6.9.1 Оценке подвергают результаты испытаний по определению параметров передней обзорности. Проверяют выполнение следующих условий:

— нормативные углы, определяющие размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна, должны быть не менее значений, указанных в таблице 1; расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм;

— степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна должна быть не менее значений, указанных в таблице 2;

— угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, должны быть не более значений, указанных в таблице 3; количество стоек не должно превышать указанного в 4.4.1;

— в нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых элементами конструкции, попадание которых допускается в соответствии с 4.5.

6.9.2 Считают, что результаты испытаний оценены положительно, если выполнены условия, изложенные в 6.9.1.

6.10 Оформление результатов испытаний

6.10.1 Результаты испытаний оформляют протоколом произвольной формы.

6.10.2 Протокол сертификационных испытаний должен содержать полные, в соответствии с техническим описанием, сведения об объекте испытаний, условиях проведения испытаний и средствах измерений, подробные результаты измерений по всей номенклатуре требований настоящего стандарта.

В заключительном разделе протокола указывают:

— результаты проверки технического описания на предмет полноты и правильности его составления, а также соответствия представленного объекта испытаний техническому описанию;

— соответствие и (или) несоответствие каждого параметра передней обзорности требованиям настоящего стандарта.

6.10.3 Протокол испытаний, иных, чем сертификационные, должен содержать краткие сведения об объекте испытаний. В протоколе указывают результаты измерений по всем или отдельным параметрам передней обзорности.

В заключительном разделе протокола указывают сведения о соответствии и (или) несоответствии оцененных параметров передней обзорности требованиям настоящего стандарта.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Классификация АТС по ГОСТ 22895

АТС с двигателем, имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки пассажиров

Пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда

То же, имеющие не более восьми мест для сиденья, кроме места водителя

То же, имеющие более восьми мест для сиденья, кроме места водителя

АТС с двигателем, имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки грузов

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками (специальные автомобили)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)

Образец технического описания транспортного средства

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

транспортного средства _________________________________________________________

в отношении передней обзорности в соответствии с ГОСТ Р 51266-99.

Б.1.1 Заводская или торговая марка:_______________________________________________

Б.1.2 Тип транспортного средства:________________________________________________

Б.1.3 Модификация (версия, вариант):_____________________________________________

Б.1.4 Категория (по ГОСТ 22895 ):________________________________________________

Б.1.5 Идентификационный номер (VIN):___________________________________________

Б.1.6 Код ОКП (ТН ВЭД для импортируемых транспортных средств):_________________

Б.1.7 Наименование и адрес предприятия-изготовителя:_____________________________

Б.1.8 Наименование и адрес заявителя на сертификацию:____________________________

Б.2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2 Исходные данные по посадочному месту водителя:

— координаты точки R

— конструктивный угол наклона туловища

3 Сиденье водителя:

— величина продольной регулировки

5 Стекло переднего окна:

— наличие непрозрачной окантовки

6 Стекла боковых окон:

Максимальный формат: А4 (210 × 297мм).

На каждой странице технического описания указывают общее количество страниц описания и номер данной страницы.

Б.3 ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Б.3.1 Чертежи общего вида АТС (три проекции) с нанесением на них координатной сетки и плоскостей X (ZY), Y (XZ), Z (XY) трехмерной системы координат. На чертежах указывают:

— расстояния от плоскости X (ZY) до осей передних и задних колес;

— расстояния от плоскости Z (XY) до опорной поверхности, измеренные в вертикальной поперечной плоскости, проходящие через оси передних и задних колес;

— координаты исходных точек отсчета с кратким описанием вида, маркировки и мест их расположения на образце;

— координаты точки R относительно трехмерной системы координат и относительно одной из исходных точек отсчета.

Б.3.2 Чертежи общего вида сиденья водителя с указанием:

— конструктивного угла наклона туловища;

— регулировок сиденья в продольном и в вертикальном направлениях, по углам наклона подушки и спинки и другим имеющимся регулировкам;

Б.3.3 Чертежи сиденья водителя в положении, установленном для измерения.

Б.3.4 Чертежи стеклоочистителей с указанием:

— длины щеток стеклоочистителей;

Б.3.5 Схемы стеклоочистителей с указанием:

— координат точек крепления поводков относительно трехмерной системы координат;

— контуров очистки и углов рабочих ходов щеток стеклоочистителей (или пантографов).

Б.3.6 Чертежи стекла переднего окна с указанием основных геометрических размеров.

Б.3.7 Схема установки стекла переднего окна с указанием:

— координат установки стекла относительно точки R;

— угла наклона ветрового стекла;

— ширины резинового уплотнителя или тонированной окантовки в зависимости от способа крепления ветрового стекла;

— места нанесения и вида знака соответствия и маркировок.

Б.3.8 Чертежи боковых окон с указанием основных геометрических размеров.

Б.3.9 Схема установки стекол боковых окон с указанием:

— координат установки стекла относительно точки R;

— места нанесения и вида знака соответствия и маркировок.

Б.3.10 Чертежи боковых стоек. Сечения боковых стоек.

Б.4 ОПИСАНИЕ МАРКИРОВКИ АТС

Б.4.1 Место расположения и форма знака соответствия.

Б.4.2 Место расположения таблички изготовителя.

Б.4.3 Место расположения идентификационного номера (код VIN).

Б.4.4 Структура и содержание идентификационного номера (номеров) АТС:

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя

В настоящем приложении применяют следующие термины:

— точки Н и R и их соответствие друг другу;

— фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соответствие друг другу.

Теоретическая точка Н соответствует (допуски в В.2.2.2) точке R. После определения точки Н в соответствии с порядком, описанным в В.3, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировке сиденья.

Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски в В.2.2.2).

В.2.1 Для сиденья водителя, контрольные параметры которого будут использованы для проверки соответствия положениям настоящего стандарта, представляют следующие данные:

— координаты точки R относительно трехмерной системы координат;

— конструктивный угол наклона туловища;

— все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения, указанное в В.3.3.

В.2.2 Соответствие полученных данных и конструктивным спецификациям

В.2.2.1 Координаты точки Н и фактический угол наклона туловища, установленные в соответствии с порядком, указанным в разделе В.3, сравнивают соответственно с координатами точки R и конструктивным углом наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.

В.2.2.3 В случае удовлетворения этих условий точка R и конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствия положениям настоящего стандарта.

В.2.2.4 Если точка Н и фактический угол наклона туловища не соответствуют требованиям В.2.2.2, то их определяют еще два раза (всего три раза).

Если результаты двух из трех измерений удовлетворяют требованиям, применяют положения, изложенные в В.2.2.3.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

В.3 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ Н И ФАКТИЧЕСКОГО УГЛА НАКЛОНА ТУЛОВИЩА

В.3.1 Испытуемое АТС должно быть выдержано при температуре (20±10) °С, по выбору предприятия- изготовителя, для того, чтобы температура материала, из которого изготовлено сиденье, достигла комнатной.

Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство весом от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку.

По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии не менее 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки Н.

В.3.2 АТС должно занять положение для измерения, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.

Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении АТС, указанному предприятием-изготовителем.

При проведении испытаний на сиденье вне АТС пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики (угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности и т.д.), что и пол АТС, в котором будет установлено это сиденье.

В.3.5 Основание и спинку объемного механизма определения точки Н устанавливают таким образом, чтобы центральная плоскость водителя (C/LO) совпадала с центральной плоскостью механизма определения точки Н.

По просьбе предприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно C/LO, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет произвести его выравнивание.

В.3.6 Ступни и голени объемного механизма определения точки Н должны быть прикреплены к основанию корпуса отдельно либо посредством шарнирного Т-образного соединения. Линия, проходящая через визирные метки определения точки Н, должна быть параллельна грунту и перпендикулярна продольной центральной плоскости сиденья.

В.3.7 Ступни и ноги объемного механизма определения точки Н располагают следующим образом:

— перемещают вперед так, чтобы ступни заняли естественное положение, между рабочими педалями. Левую ступню устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизма определения точки Н, на каком находится правая ступня с правой стороны. При помощи уровня проверки поперечной ориентации устройство приводят в горизонтальное положение за счет регулировки основания корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н, должна быть перпендикулярной продольной центральной плоскости сиденья;

— если левая нога не может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции АТС, необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.

В.3.8 Грузы размещают на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определения точки Н в горизонтальное положение.

В.3.9 Заднюю часть основания туловища наклоняют вперед до остановки и отводят объемный механизм определения точки Н от спинки сиденья при помощи коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм на прежнее место на сиденье посредством одного из нижеследующих способов:

— если механизм скользит назад, ему дают возможность скользить до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следует измерить положение голени и ступни.

— если механизм не скользит назад, его отодвигают назад за счет использования горизонтальной задней нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок В.2).

В.3.10 К задней части и основанию механизма определения точки Н на пересечении углового квадрата бедра и кожуха коленного Т-образного шарнира прикладывают нагрузку (100±10) Н. Это усилие должно быть все время направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (рисунок В.2). После этого осторожно возвращают спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Оставшуюся процедуру необходимо проводить с осторожностью для того, чтобы не допустить соскальзывания механизма вперед.

В.3.11 Грузы размещают на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно восемь грузов на спине. Горизонтальное положение объемного механизма определения точки Н проверяют при помощи уровня.

Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть фото Обзор с места водителя автомобиля. Смотреть картинку Обзор с места водителя автомобиля. Картинка про Обзор с места водителя автомобиля. Фото Обзор с места водителя автомобиля

В.3.12 Спинку объемного механизма определения точки Н наклоняют вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Производят три полных цикла бокового качания механизма на дуге 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости) для того, чтобы выявить и устранить возможные точки трения между механизмом и сиденьем.

В ходе раскачивания коленный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направления. Поэтому во время раскачивания механизма шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удержании шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.

При этом не следует удерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, они должны оставаться некоторое время в новом положении.

Осторожно возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и выводят оба уровня в нулевое положение.

В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установить следующим образом:

— каждую ступню приподнять попеременно с пола на минимальную величину, необходимую для того, чтобы предотвратить ее дополнительное перемещение. При этом удерживают ступни таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил не допускается. Когда каждая ступня опять установится в нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;

— поперечный уровень выводят в нулевое положение; в случае необходимости следует приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма. Величина нагрузки должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки объемного механизма на сидении.

В.3.13 Т-образный шарнир придерживают для того, чтобы не допустить соскальзывания механизма определения точки Н вперед по подушке сиденья, и затем:

— возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;

— попеременно применяют и убирают горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении, не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спине, пока круговой сектор бедра не покажет, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение.

На механизм не должны действовать внешние силы, направленные вниз или вбок. При необходимости повторной ориентации механизма в горизонтальном направлении следует наклонить спинку механизма вперед, вновь повернуть его в горизонтальное направление и повторить процедуру, указанную в В.3.12.

В.3.14 Проводят измерения:

— координаты точки Н относительно трехмерной системы координат;

— фактического угла наклона туловища на круговом секторе наклона спинки объемного механизма определения точки Н. Штырь должен находиться в крайнем заднем положении.

При повторной установке механизма сиденье должно быть свободным от любых нагрузок не менее 30 мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверх времени, необходимого для проведения данного испытания.

Ключевые слова: обзорность передняя, автотранспортные средства, место водителя, нормативная зона, нормативное поле, непросматриваемая зона, степень очистки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *