Одинаковые автомобили под разными брендами
Братья-близнецы
Когда по автомобильному миру прокатилась волна моды на унификацию, многие концерны грешили тем, что ставили на модели разных марок не только одни и те же двигатели или подвески, но и практически одинаковые кузова.
Мы решили присмотреться к современным авто повнимательнее и выяснить, кто из производителей до сих пор штампует «одинаковые с лица» автомобили. Получилась своеобразная «топ-десятка», место в котором тем выше, чем ярче в тех или иных моделях проявляются плоды унификации.
Skoda Superb & VW Passat B5
Если по поводу распределения мест в середине нашей Top-10 и были какие-то сомнения и разногласия, то по вопросу лидерства в вопросе унификации дизайна «двух мнений быть не может». Флагманская Skoda и «пятый» Passat буквально на каждом углу кричат о своем техническом родстве.
Конечно, есть в их внешности и какие-то собственные, характерные для каждой фирмы черты, но если не обращать внимание на всяческие хромированные окантовки, фальшрадиаторные решетки, фары и прочие второстепенные детали, то выяснится, что форма кузовов у обеих машин — практически одинаковые (в профиль — так вообще один в один), а «архитектура» задних частей и вовсе не оставляет никаких сомнений относительно того, на какой платформе строилась большая Skoda…
Ford Galaxy & VW Sharan
Постройка мини-вэна — дело хлопотное и затратное. А удастся ли затраты оправдать — большой вопрос: даже в Европе автомобили подобного типа не настолько популярны, чтобы речь шла о большой выручке. Посему ведущие концерны чаще всего объединяют усилия для разработки и производства мини-вэнов.
Ну, а если за это дело берутся немцы, то ждать от такой технически унифицированной продукции какой-либо индивидуальности не приходится. На один автомобиль ставим передок в модном когда-то стиле New Edge, на другой — радиаторную решетку от Bora, и пожалуйста: в фордовском и фольксвагеновском модельных рядах появляется по новому мини-вэну.
Hyundai Accent & Kia Rio
Ну уж корейцам-то, от веку заботившимся не о красоте, а об удешевлении своей продукции, сам бог велел следовать общемировым тенденциям к унификации. В данном случае, больше повезло Rio: она была представлена первой, а потому выглядит более или менее свежо.
А вот Accent производит такое впечатление, что конструкторы взяли кузов от Rio и в последний момент, спохватившись, что новинку вообще не отличить от родственной модели, пригласили дизайнеров, чтобы те «подрисовали» ей что-нибудь свое.
Hyundai Tucson & Kia Sportage II
Когда-то Sportage был весьма оригинальным автомобилем: компактным, как городской кроссовер, и при этом проходимым, как заправский внедорожник. Не секрет, что именно в пику Sportage «АвтоВАЗ» строил Chevrolet Niva.
Однако времена меняются, концерны сливаются — и вот уже Tucson и Sportage «щеголяют» одинаковыми кузовами и платформами. Модель II поколения уже вряд ли кого-то удивит: платформа — от хёндаевского кроссовера Tucson, несущий кузов, а в «базе» нет даже полного привода. Зато на разработке сэкономили…
Mazda Tribute & Ford Maverick
Этот брак заключался по расчету, а не по любви: «Мазде» в то время позарез нужно было расширять модельный ряд, у «Форда» образовалась ниша в модельном ряду — срочно понадобился легкий внедорожник классом ниже Explorer. Вот и решили японцы с американцами, к тому времени уже заканчивавшие переговоры о слиянии, объединить усилия.
Выяснилось, кстати говоря, что покупатели теплее приняли Mazda Tribute: она действительно получилась гораздо элегантнее, чем Maverick, который сильно смахивает на уменьшенную копию Explorer.
VW Touareg & Porsche Cayenne
Когда в середине 90-х годов прошлого века появились первые сообщения о том, что компании Porsche и Volkswagen собираются вместе строить первые в истории обеих компаний внедорожники, специалисты первым делом задались во-просом: до какой степени унификации смогут дойти обе фирмы? Ведь автомобиль Porsche должен быть аутентичным!
Как выяснилось, и в Цуффенхаузене, и в Вольфсбурге ради снижения затрат на производство и разработку могут зайти очень далеко. Главное — ходовая у каждой модели настроена по-своему, оформлены модели в соответствии с традициями каждой фирмы, а то, что кузова — практически одинаковые, поймут лишь самые привередливые покупатели. Или журналисты…
Nissan Note & Renault Modus
От концерна Renault-Nissan изначально меньше всего ожидали выпуска стилистически унифицированной продукции, однако чем дальше, тем больше автомобили французской и японской марок становятся похожими друг на друга.
Внешность Note и Modus, на первый взгляд, отличается значительно, однако если поставить оба автомобиля рядом, то выяснится, что все внешние элементы оформления суть вариации на тему кузова одной и той же общей «архитектуры». А в скором времени ожидается «сближение» Nissan Micra и Renault Clio… Для Nissan, продукция которого становится все более и более оригинальной, это, наверное, хорошо, а вот Renault нужно быть поосторожнее с унификацией.
FIAT Grande Punto & Opel Corsa
Они должны были быть похожими друг на друга, но не стали: слияние концернов GM и FIAT не состоялось, и готовить к производству уже разработанные модели Opel Corsa и FIAT Grande Punto компаниям пришлось самостоятельно.
Трудно сказать, как скажется непредвиденное увеличение расходов на финансовом положении обоих концернов, но на дизайн новинок «развод» повлиял самым благотворным образом. FIAT щеголяет передком a-la Maserati, а Corsa похожа одновременно и на Astra, и на Vectra. Получилось, как минимум, интересно.
Mazda3 & Ford Focus
Ну и кто, глядя на эти автомобили, скажет, что в их основе — одно и то же шасси? Только тот, кто об этом знает, потому что внешне они ни одной деталью не выдают своего «родства».
Экспрессивная, кричащая о своей спортивности Mazda — и спокойный, уравновешенный Ford… Можно сколько угодно рассуждать о том, что современные автомобили становятся безликими, но «тройка» и Focus — одно из самых ярких исключений из правила.
Peugeot 307 & Citroen C4
Трудно представить себе столь не похожие друг на друга унифицированные автомобили, как 307-й и «Це-четвертый». Не то что отдельные детали оформления — кузова, и те принципиально разные! Peugeot 307 — это чуть увеличенный в размерах 206-й, а с недавних пор ему пририсовали решетку радиатора от 407-го седана.
Citroen С4 вылеплен из другого теста. Фарами и дизайном передка он похож на С5, но в остальном абсолютно уникален. В общем, в очередной раз — браво, французы! Побольше бы такой «унификации»…
Автомобили-тёзки
Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с однофамильцами? А между тем они есть даже у автомобилей! Сегодня мы перечислим сразу несколько машин разных марок с одинаковым названием.
Alfa Romeo 75
Первым номером в нашем сегодняшнем слайд-шоу четырёхколёсных тёзок стал спортивный седан Alfa Romeo 75, выпускавшийся в период с 1985 по 1992 год. Почему? Да потому что несколькими годами позже уже другой седан с таким же именем появился в Соединённом Королевстве.
Rover 75
Седан Rover 75 выпускался в период с 1999 по 2005 год и закончил отведённый ему жизненный цикл под новым именем MG ZT. У этой британской марки вообще хватает совпадений с другими брендами. Например, Rover 25 и Renault 25, Rover 114d и BMW 114d.
Ferrari California
Калифорния – это очень большой штат в США. Настолько большой, что его имени хватило для двух диаметрально противоположных автомобилей.
Один из них – Ferrari California. Это спортивная двухдверка, служившая в период с 2008 по 2017 год «входной» моделью в линейке итальянского производителя суперкаров.
Кроме того, её версия California T стала первой моделью марки, оснащённой двигателем с турбонаддувом (начиная с 1987 года).
Volkswagen California
Другая крайность под тем же именем California – это версия минивэна Volkswagen, подготовленная для туризма и путешествий. Ну, кто не хотел бы провести отпуск или махнуть на край света в таком «фургоне»?
Chrysler Cordoba
Chrysler Cordoba был достаточно большим и роскошным купе, которое продавалось в Соединенных Штатах в период между 70-ми и 80-ми годами.
Однако, если вы спросите о Cordoba европейцев, то услышите в ответ историю о совершенно другом автомобиле…
SEAT Córdoba
Cordoba – это испанский город с архитектурным ансамблем, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его именем также назван компактный седан, являющийся производной моделью от хэтчбека SEAT Ibiza, который продавался с трёх- и пятидверными кузовами, а также как универсал.
SEAT Córdoba выпускался в двух поколениях с 1993 по 2009 годы.
Fiat Coupé
Fiat Coupé (или Fiat Coupe) был яркой спортивной двухдверкой, которая выпускалась и продавалсь в период между 1993 и 2000 годами. Эта модель была разработана Крисом Бэнглом (во времена его работы в Fiat) совместно с дизайн-студией Pininfarina.
Несомненно, все помнят 220-сильный вариант этой модели, приводимый в движение 2-литровым 5-цилиндровым 20-клапанным турбомотором, разгонявшим автомобиль до сотни за 6,5 с и позволявший развивать максимальные 250 км/ч.
Hyundai Coupe
Помимо того, что с одноимённой моделью от Fiat этот «кореец» отличался всем, у него было также немного иное написание имени. А точнее последней буквы в нём.
GMC Sierra
А вот интересный пример двух конкурирующих американских брендов, использовавших для своих моделей одинаковое имя. Это может показаться довольно странным. Однако, всё было именно так. Первый из этих автомобилей – пикап GMC Sierra, рождённый в 1970-х годах…
Ford Sierra
Новейшие слайд-шоу
Хотя большинство автопроизводителей стараются не повторяться в названиях своих моделей с другими брендами, осторожничая в этом вопросе, тем не менее, нам известно достаточное количество автомобилей-тёзок. То есть машин разных марок, но с одинаковыми именами.
Такое действительно бывает и это забавно. Автомобильная история знает много споров на эту тему. Но, пожалуй, самым знаменитым является претензия компании Peugeot к Porsche, в результате которого производитель спорткаров из Цуффенхаузена был вынужден переименовать ставшую в последствии культовой модель 901 в 911. В нашем сегодняшнем слайд-шоу вы увидите ещё несколько примеров подобных совпадений, и не только в числовой номенклатуре названий.
Вот 10 самых известных моделей машин с одинаковыми именами, но выпущенные под разными брендами.
5 автомобилей-двойников: машины разных брендов, построенные на одной платформе
Мы живем в век сумасшедшего технического прогресса. Пока космические корабли покоряли все более глубокий космос, а ваши часы научились читать СМСки, технический прогресс привел нас к мысли о том, что гораздо проще разработать что-то единожды, а потом многократно это использовать. Поняли этот принцип и автопроизводители и… начали свое шествие по уничтожению автомобильных индивидуальностей. Сегодня на одной базе могут быть построены десятки абсолютно разных автомобилей, а порой под разными брендами и названиями и вовсе могут продаваться абсолютно одинаковые машины. Сегодня поговорим про пять наиболее ярких примеров подобных коопераций.
1. Toyota GT86 / Subaru BRZ
И вышло у них, стоит сказать, как надо.
Этот автомобиль – плод сотрудничества компаний Toyota и Subaru. «Тойотовцы» отвечали тут за разработку шасси, мастера из «Субару» занялись двигателям. И вышло у них, стоит сказать, как надо. В итоге мы получили две абсолютно одинаковые (и очень крутые) машины, под разными названиями и марками. Для «Тойоты» эта машина – дань уважения их легендарной АЕ86 «Хачироку». Для «Субару» же это просто отличная модель в линейке.
2. Bentley Continental GT / Porsche Panamera
Раньше эти авто соревновались между собой, а теперь они построены на одной платформе.
Услышав список компаний, входящих в концерн Volkswagen Aktiengesellschaft, может показаться, что ему принадлежит весь мировой автопром. Тут тебе и Skoda с Seat, и Audi с Lamborghini, и Scania с MAN и еще около восьми крупных производителей. Немудрено, что внутри концерна курсирует огромное количество разработок. Но вот, что, пожалуй, удивляет больше всего – новый Bentley Continental GT построен на платформе от Porsche Panamera. Почему удивляет? Да потому что эти машины вполне могут бороться за одного клиента. И если раньше покупатель мог выбрать из двух абсолютно разных машин, то теперь от этого осталась только возможность выбрать один из двух разных взглядов на одну платформу. Конечно, британцы сделали все, чтобы сохранить дух Bentley, но вот, как отмечают многие эксперты, в повадках на дороге немецкие корни лезут со всех сторон.
3. Renault Kadjar / Nissan Qashqai
Относительно новый «Реношный» кроссовер Kadjar – это перелицованный Nissan Qashqai.
Компании Renault и Nissan являют собой альянс. Вот и моделей совместных у них немало. Так, относительно новый «Реношный» кроссовер Kadjar – это перелицованный Nissan Qashqai, который продается с 2006 года, и с этого времени мы успели увидеть два поколения модели.
4. Hyundai i30 / Kia Ceed
Эти две компании особенно сильно интегрированы друг в друга.
Еще один пример одинаковых машин под разными брендами одного альянса. Эти две компании особенно сильно интегрированы друг в друга. Каждый автомобиль Kia имеет аналог у Hyundai и наоборот. Как только они их по рынку разводят? А в общем-то, какая разница кто у кого деньги отберет, все равно все идет в общий бюджет.
5. Lamborghini Urus / Porsche Cayenne
На сей раз немцы решили создать гиперкроссовер из… суперкроссовера.
И снова вездесущий Volkswagen AG. На сей раз немцы решили создать гиперкроссовер из… суперкроссовера. Так получился первый SUV от Lamborghini. Этот автомобиль с максималкой в 305 км/ч на данный момент является самым быстрым кроссовером в мире. А построен он на базе тоже совсем не медленного Porsche Cayenne. Интересно, что при определенных условиях марки Lamborghini и Porsche также, как и Porsche с Bentley можно считать конкурентами.
5 автомобилей-двойников: машины разных брендов, построенные на одной платформе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Toyota GT86 / Subaru BRZ
Этот автомобиль – плод сотрудничества компаний Toyota и Subaru. «Тойотовцы» отвечали тут за разработку шасси, мастера из «Субару» занялись двигателям. И вышло у них, стоит сказать, как надо. В итоге мы получили две абсолютно одинаковые (и очень крутые) машины, под разными названиями и марками. Для «Тойоты» эта машина – дань уважения их легендарной АЕ86 «Хачироку». Для «Субару» же это просто отличная модель в линейке.
2. Bentley Continental GT / Porsche Panamera
Услышав список компаний, входящих в концерн Volkswagen Aktiengesellschaft, может показаться, что ему принадлежит весь мировой автопром. Тут тебе и Skoda с Seat, и Audi с Lamborghini, и Scania с MAN и еще около восьми крупных производителей. Немудрено, что внутри концерна курсирует огромное количество разработок. Но вот, что, пожалуй, удивляет больше всего – новый Bentley Continental GT построен на платформе от Porsche Panamera. Почему удивляет? Да потому что эти машины вполне могут бороться за одного клиента. И если раньше покупатель мог выбрать из двух абсолютно разных машин, то теперь от этого осталась только возможность выбрать один из двух разных взглядов на одну платформу. Конечно, британцы сделали все, чтобы сохранить дух Bentley, но вот, как отмечают многие эксперты, в повадках на дороге немецкие корни лезут со всех сторон.
3. Renault Kadjar / Nissan Qashqai
Компании Renault и Nissan являют собой альянс. Вот и моделей совместных у них немало. Так, относительно новый «Реношный» кроссовер Kadjar – это перелицованный Nissan Qashqai, который продается с 2006 года, и с этого времени мы успели увидеть два поколения модели.
4. Hyundai i30 / Kia Ceed
Еще один пример одинаковых машин под разными брендами одного альянса. Эти две компании особенно сильно интегрированы друг в друга. Каждый автомобиль Kia имеет аналог у Hyundai и наоборот. Как только они их по рынку разводят? А в общем-то, какая разница кто у кого деньги отберет, все равно все идет в общий бюджет.
5. Lamborghini Urus / Porsche Cayenne
И снова вездесущий Volkswagen AG. На сей раз немцы решили создать гиперкроссовер из… суперкроссовера. Так получился первый SUV от Lamborghini. Этот автомобиль с максималкой в 305 км/ч на данный момент является самым быстрым кроссовером в мире. А построен он на базе тоже совсем не медленного Porsche Cayenne. Интересно, что при определенных условиях марки Lamborghini и Porsche также, как и Porsche с Bentley можно считать конкурентами.
С развитием технологий все более ценным качеством автомобиля становится универсальность. Про такие универсальные авто читайте: автомобили, которые подойдут как для бездорожья, так и для гоночного трека
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Соплатформенники». Мыльная опера про 101 автомобильного близнеца (и даже больше)
В самой идее бэдж-инжиниринга нет ничего постыдного, только сухой расчет. У пуристов-энтузиастов «пострадавшей» марки имеется резкое собственное мнение, но обычные покупатели голосуют монетой. Автомобильная промышленность, в первую очередь, это бизнес, а не хобби. И, поскольку, создание новой платформы для серийного выпуска автомобилей — очень дорогое и длительное предприятие, то каждый производитель старается найти лазейки для экономии. Иногда заимствуя машины с чужого рынка под знакомым именем, иногда — продавая устаревшую платформу новому хозяину, а иногда даже кооперируясь для совместной разработки.
Для энтузиаста автомобильных редкостей такие истории — золотая жила для изучения. Мне тоже они всегда нравились, но я отдаю себе отчет, что про даже самые любопытные из них я вряд ли буду писать подробные материалы просто потому, что нельзя объять необъятное. Но, судя по популярности статьи «Чудеса платформизации: пикапы и SUV, о которых не знают сами производители», а также бурному обсуждению очевидной связи Cadillac Cimarron с Opel Ascona — тема действительно популярна. Поэтому, прежде чем перейти к описанию таких же самодельных легковых конструкций, я решил собрать воедино и кратко рассказать про наиболее неожиданные случаи бэдж-инжиниринга и разделения платформ. Эти истории можно считать это моим личным видением рейтинга ТОР-20 «автомобильных близнецов». Вернее, ТОП-101 — ровно столько машин попали в иллюстрации, а упомянуто еще больше…
№20. От немецкого Ford — американскому
По большей части, Ford в США и Европе существуют совершенно раздельно всю свою историю. Например, имя Ford Granada получили абсолютно разные автомобили, но в одно время. Однако, иногда внутри корпорации проводят эксперименты. В данном случае, легендарный менеджер Боб Лутц предложил вывести на американский рынок европейский Ford Sierra, причем только в варианте купе и только с турбомотором. Продавать их задумали через дилеров Lincoln-Mercury, но чтобы не повредить в случае чего своим брендам, создали отдельный — Merkur, то есть «ртуть» по-немецки. Модель XR4Ti продавалась в 1985-89 годах с переменным успехом, а в 1987-м к ней добавили еще и 5-дверный хэтчбек Merkur Scorpio, дублирующий европейский Ford Scorpio. Особого негатива ни машины, ни марка не вызвали, но эксперимент прекратили в 1989-м.
№19. Международный провал Lonsdale
Японские автомобили несложно продавать в Великобритании благодаря правому рулю и схожим требованиям безопасности. Тоже можно сказать и об австралийских, поэтому корпорации с присутствием на всех трех рынках способны извлекать разную выгоду. Правда, не всегда это удается. Например, в 1982 году Mitsubishi придумали, как можно обойти джентльменское соглашение об ограничении импорта японских машин в Британию. Они взяли австралийскую версию японского седана Mitsubishi Galant Sigma, которая называлась там просто Mitsubishi Sigma, и начали поставлять ее под собственным уникальным названием Lonsdale YD. Попытка провалилась из-за очень низкого спроса, поэтому уже в 1983 году от бренда Lonsdale (по названию города, где расположен австралийский завод) отказались, а остатки импортированных машин распродали за следующий год уже просто как Mitsubishi Sigma.
№18. Все худшее вместо всего лучшего
Когда Alfa Romeo была еще независимой компанией, но принадлежала государству, родилась идея о сотрудничестве с Nissan. Меморандум подписали в 1980 году и тогда это был первый случай, когда европейский и японский производитель совместно разрабатывают автомобиль. Предприятие назвали AR.N.A. S.p.A. (Alfa Romeo Nissan Autoveicoli), а их первое и единственное творение — Arna. Это был Nissan Cherry, доработанный Alfa Romeo по подвеске и использующий их собственные агрегаты. Вместо сокрушительного успеха этот союз обернулся провалом, поскольку машина оказалась просто неудачной по многим факторам. В 1983-87 годах их выпустили 53047 штук, причем кроме Alfa Romeo, эта модель продавалась, как Nissan Cherry Europe. Неудача поставила крест на независимости итальянской марки, которую приобрел Fiat в 1986 году и немедленно прекратил производство Arna.
Наверное, можно не описывать эти автомобили подробно, но важно отметить интересный факт — кажется, впервые на базе разработанной в России платформы (Kalina/Granta) появились, пусть и для местного рынка, специально модифицированные автомобили под известной в мире маркой, а не наоборот, что регулярно происходило всю историю советского автопрома, начиная с копии Buick 1932 года и лицензионного Ford/ГАЗ-А. Конечно, нынешний Datsun не чета «оригинальному», да и позиционирование у бренда специфическое, но все же, связь АвтоВАЗ с группой Renault-Nissan породила такой неожиданный прецедент.
№16. Оскорбление памяти мускул-каров
Что предстает перед глазами при упоминании Mitsubishi Galant? А Dodge Challenger? Совершенно разные по идеологии автомобили! Однако, в 1978-83 годах именно на базе купе Mitsubishi Galant/Eterna Lambda в США продавали Dodge Challenger. А также Plymouth Sapporo, а еще как Chrysler Scorpion в Австралии, но это к делу не относится. В скромной машине с 4-цилиндровым мотором объемом 1,6 литра или даже с топовым 2,6-литровым «Hemi» (серьезно, там были полусферические камеры сгорания!) сложно было опознать преемника каноничного Challenger, но в «эпоху недомогания» американский рынок был не особо разборчив…
№15. Samsung: микроволновки, смартфоны и… автомобили
Южнокорейский индустриальный гигант Samsung имеет интересы почти во всех отраслях промышленности, хоть и для среднего гражданина знаменит, в первую очередь, бытовой техникой и электроникой. Но собственного конструкторского бюро по автомобилям у них нет, а вот интересы тоже есть. И поэтому корейцы в этой сфере традиционно сотрудничают с Nissan. Например, модель Sunny/Almera Classic в 2006-11 годах также продавалась под именем Samsung SM3 (а еще как Renault Scala). Все остальные автомобили Samsung также являются чистой воды бэдж-инжинирингом Nissan.
№14. Радость узбеков и позор Pontiac
Целых 32 года длился выпуск автомобилей на базе Opel Kadett E, хотя в Германии и Британии его свернули в 1991-м и только кабриолеты протянули до 1993-го. Благодарить (с кавычками или без) за это стоит Daewoo, которые начали свое производство в 1987 году. Помимо местного рынка, их авто поставлялись из Кореи в Канаду (как Asuna GT) и в США до 1993 года, попутно осквернив там достаточно славное название Pontiac LeMans. Сложно представить, как можно назвать дешевый переднеприводный хэтчбек именем гоночной трассы, особенно если до этого так называли вполне статные среднеразмерные Pontiac… Затем производство перенесли во Вьетнам, Египет, Узбекистан и Румынию, попутно проведя второй рестайлинг и переименовав в Nexia/Cielo. Наконец, к 2008 году почти все местные заводы отказались от нее и лишь только UzDaewoo вновь доработали машину согласно требованиям времени. Эта финальная разновидность под именами Daewoo/Chevrolet Nexia дотянула до августа 2016 года.
Когда бизнес-империя Э.Л. Корда распалась в 1937 году, оборудование для выпуска кузовов феерического Cord 810 продали компании Hupmobile. Те провели реинжиниринг, чтобы впечатляющий кузов дизайна Гордона Бюрига можно было поставить на обычное заднеприводное шасси, но, начав производство модели Skylark в 1939 году ощутили, что «не потянут». Тогда компания предложила еще одному находившемуся в затруднениях производителю, Graham-Paige, разделить затраты. Так появился Graham Hollywood, но обе версии были выпущены тиражом, еще меньшим, чем их прообраз от Cord и обе стали последними в истории компаний — как и сам Cord 810.
№12. Что американцу компакт, то бразильцу лимузин
Если посмотреть на слоган в брошюре Willys и дальшейшую историю модели, то редко, когда реклама оказывается столь провидческой. Само имя Willys сразу ассоциируется с Jeep времен Второй мировой войны, но большую часть своей истории под этой маркой выпускались легковые машины. В 1952 году, после 11-летнего перерыва, они решили вновь заняться этим бизнесом и так появилось семейство Willys Aero. Компактные седаны были тогда модной темой среди независимых автопроизводителей в США, но так ни у кого из них и не «взлетели» до появления Rambler. В общем, трижды проведя традиционные ежегодные рестайлинги, в 1955 году выпуск Aero свернули. А через пять лет уже новые владельцы марки, корпорация Kaiser, отправили все оборудование для их производства в Бразилию, где с 1960 по 1971 год эту машину вновь выпускали, относясь к ней гораздо серьезнее. Не оцененный на родине, для Бразилии Willys Aero оказался лучшим местным автомобилем того времени и высоко ценился покупателями. Дошло до того, что в 1965 году появилась флагманская версия Itamaraty («посол»), доступная даже в кузове лимузин!
№11. Самый китайский Buick
В наших широтах эту машину сразу узнают, как Daewoo/Chevrolet Lacetti или Daewoo/Ravon Gentra, в зависимости от рынка, года и кузова. Изначально корейская платформа отличилась еще и тем, что дизайн хэтчбека создавал Джорджето Джуджаро из Italdesign, а над седаном и универсалом работали Pininfarina, поэтому внешне машины совершенно разные. Для Австралии это был Holden Viva, а для США — Suzuki Forenza/Reno, поскольку в гамму тамошних Chevrolet совсем не вписывался. Но интереснее всего получилось с Китаем. Дело в том, что еще с времен перед Второй мировой войной там очень уважают марку Buick и General Motors продолжают это уважение культивировать. Но спрос в Китае отличается от американского, поэтому и ассортимент Buick тоже. Так Lacetti не только начали производить на заводе Shanghai-GM под именем Buick Excelle, но еще и провели уникальные рестайлинги в 2009 и 2013 годах, чтобы машина больше была похожа на настоящие Buick.
№10. Заимствованное достоинство и чужая гордость
По-английски, Dignity — это «достоинство», а слово Proudia собрали из proud и diamond, то есть «гордый алмаз». Солидные имена для солидных автомобилей Mitsubishi. Вот только у марки нет возможности не только разработать свою платформу для флагмана, но даже чуток поменять им внешность. Поэтому они просто заказывают сборку Nissan Fuga/Cima со своими эмблемами (собственно, на мировом рынке эти авто более известны, как Infiniti серий M/Q). Куда же делись японские гордость и достоинство Mitsubishi, если прошлое поколение Proudia/Dignity вообще взяли у Hyundai?
№9. Вторая жизнь суперкара
Британский разработчик мелкосерийных суперкаров Noble перешел на новое шасси M15 в 2007 году и тогда же все права на предыдущую платформу M400/M12 выкупила южноафриканская фирма RP High Performance, которая, собственно, занималась производством этих автомобилей для англичан. Изменив в лучшую сторону внешний вид и интерьер, но оставив отлично сбалансированные агрегаты нетронутыми, машину вывели на рынок США под названием Rossion Q1. Продажи начались в 2009 году и продолжаются поныне, причем Rossion чувствует себя настолько хорошо, что смогли приобрести еще и все активы Mosler Automotive и перевести производство из Йоханнесбурга во Флориду.
№8. A-класс от Aston Martin
Сначала эта машина казалась либо результатом работы в Photoshop, либо творчеством тюнинг-компании. Но Aston Martin Cygnet действительно существовал и продавался в 2011-13 годах. По логике руководства марки, предложив своим клиентам сверхкомпактный автомобиль за 30000 британских фунтов, они и энтузиастов порадуют (вынужденных для городских поездок отказываться от любимого Aston), и денег заработают — каждый Cygnet стоил втрое больше, чем Toyota iQ, на базе которой его собирали. А главное, смогут вписаться во введенные правительством корпоративные нормы по экологии 2012 года. Однако, вместо ожидаемых 4000 экземпляров в год, удалось продать лишь около 300 штук за три года, из которых половина пришлась на Великобританию, а остальных раскидало по Европе. Производство свернули, после чего машина таки приобрела культовый статус и на вторичном рынке ее до сих пор сложно найти дешевле цены нового…
№7. Секта мунитов, идеи чучхе и один малолитражный Fiat
Fiat Siena изначально разрабатывали именно для продаж в странах третьего мира. Вместе с хэтчбеком Palio этот простой семейный седанчик стал «всемирным» для Fiat, но никогда не продавался в Западной Европе, где на той же базе предложили модель Albea. В 2001 году машина получила первый фейслифт на большинстве рынков. А вот оборудование для сборки дорестайлинговой версии продали… в Северную Корею. Там, на заводе Pyeonghwa Motors (между прочим, совместное предприятие южнокорейской «Церкви объединения» Мун Сон Мёна и севернокорейской государственной корпорации Ryonbong!) в 2002 году начали выпуск первого национального легкового автомобиля Hwiparam («соловей»). Насколько можно судить, объемы производства этого самого тоталитарного Fiat Siena измерялись всего сотнями экземпляров до 2006 года, когда на смену пришло второе поколение Hwiparam — лицензионная копия «китайца» Brilliance. Кстати, Pyeonghwa Motors является единственным рекламодателем в Северной Корее: бигборды с автомобилями местной марки должны приносить пропагандистский эффект. А сможет ли их кто-то купить — партию не волнует.
№6. Итальянский брат немецкого американца
Во времена, когда Chrysler принадлежал Daimler, свершилось важное событие: взяв за основу Mercedes E-class в кузове W211 (2002-09 годов), для Америки создали платформу «LX» — полноразмерную, с возможностью установки V8 и даже полного привода в дополнение к стандартному заднему. Так появился Chrysler 300C и его брат Dodge Charger, ставшие первыми машинами классической компоновки в ассортименте Chrysler с 1989 года. Более того, возродив на несколько лет традиции больших универсалов, выпустили Dodge Magnum, более известный у нас с передком от Chrysler как 300C Touring (а вот в США, напротив, продавали только Dodge, чем породили множество самодельных «свапов» передней части). Затем, в 2008 году производство Magnum свернули, зато на чуть укороченной базе создали мускул-кар Dodge Challenger. И вся эта тройца, переживая рестайлинги, продолжает успешно продаваться в США, вплоть до таких невероятных разновидностей, как 707-сильные Charger/Challenger Hellcat… А вот хозяин корпорации сменился и у Fiat уже был один бренд, с которым они не знали, что делать — Lancia. В итоге, в 2011-14 годах в Европе Chrysler 300C продавался под названием Lancia Thema!
№5. «Также известен, как…»
Suzuki Escudo в Японии, он же Suzuki Vitara в Европе и Австралии, он же Suzuki Sidekick в США и Канаде, он же Chevrolet Tracker в США и Канаде, он же Geo Tracker в США и Канаде, он же GMC Tracker в Канаде, он же Asuna Sunrunner в Канаде, он же Pontiac Sunrunner в Канаде, он же Chevrolet Vitara в Колумбии, Эквадоре и Венесуэле, он же Suzuki Nomade в Чили, он же Santana 300 в Испании и, наконец, он же Mazda Proceed Levante в Японии. Уффф! Не многовато ли имен для одного компактного внедорожника? Учитывая то, что почти все эти варианты (в трех- или пятидверном кузове) отличались друг от друга только решетками радиатора и эмблемами, то именно первое поколение Escudo/Vitara следует признать самым выдающимся примером дистиллированного бэдж-инжиниринга в истории. Особенно интересно, зачем Канаде понадобилось иметь 6 (!) разных названий одной машины? Ну и, в качестве вишенки на торте — эту же платформу использовали для редкостного по своей концепции двухместного внедорожника Suzuki X-90 с отдельным багажником и съемной крышей.
№4. Наследие Колина Чэпмена
Lotus десятилетиями создает гениальные спорткары, объединяя мудро спроектированную ходовую часть с очень легкими кузовами, так что даже большая мощность мотора не требуется для высоких показателей и на треке, и в городских условиях. Уровень Lotus Elise столь высок, что машина в разных вариациях выпускается с 1996 года по сей день. Такой опыт не мог остаться незамеченным. Как часть General Motors, именно Lotus были ответственны за выпуск в 2000-05 годах Opel/Daewoo Speedster и их клона Vauxhall VX220 — платформу Elise в данном случае позаимствовали идейно, но полностью переделали кузов. Однако, есть и более экзотические применения. Изначально малый вес, всегда очень желанное свойство для электромобилей, привлек Элона Маска, поэтому именно Elise лег в основу Tesla Roadster — англичане помогли в разработке и производили частично собранные машины для Tesla. Наконец, из 12 уже готовых серийных Lotus Elise в Техасе под руководством Джона Хеннесси собрали брутальных автомонстров Hennessey Venom GT, но этот американский гиперкар с английскими корнями точно требует отдельного подробного рассказа.
№3. Omega по-австралийски будет Caprice
№2. Австралийская изобретательность покоряет мир
Как бы там ни было, а продукты Holden 1997-2006 годов базировались на разработках Opel, как и все прочие с 1978 года. Но Omega сняли с производства, да и в США у General Motors в то время заимствовать оказалось нечего и австралийцы самостоятельно создали заднеприводную платформу Zeta, потратив на это миллиард долларов. В процессе им пришлось пожертвовать вариантами с полным приводом, купе и 4-дверным пикапом, но получился сбалансированный и эффектный автомобиль, который можно было продавать не только на местном рынке, как Commodore, Caprice или Ute от самых простых до серьезно «заряженных» версий. Вначале, машины экспортировали в США как Pontiac G8, затем появился предназначенный строго для полиции Chevrolet Caprice PPV, а с 2014 года с рестайлингом базового кузова вышла и нехитро названная модель Chevrolet SS — 415-сильный заднеприводный седан от Chevrolet, первый с 1996 года! Рынок арабских стран продолжили ублажать новыми Chevrolet Caprice, бразильцев — Chevrolet Omega, корейцев — Daewoo Veritas, а китайцев — Buick Park Avenue (возродив еще и это славное имя из 1990-х). Но больше всех, кроме самих австралийцев, повезло англичанам. Все вышеперечисленные экспортные версии требовали левого руля и поставляются только в кузове седан, в то время как в Великобритании под маркой Vauxhall доступно все, вплоть до «заряженного» универсала VXR8 Estate. Увы, в конце 2017 года выпуск всех машин на базе Holden этого поколения будет прекращен, а новый Commodore станет просто импортом Opel… Стоит также упомянуть про единственный автомобиль на платформе Zeta, собиравшийся не в Австралии: усилия Holden приглянулись руководству GM в качестве базы для Chevrolet Camaro 5-го поколения, но начиная с 2016-го мускул-кар перевели на базу GM Alpha.
№1. Как Ford и Chevrolet продавали одинаковые микроавтобусы
В Японии издавна очень популярны крохотные микроавтобусы, которые подпадают под определение kei-car по габаритам. Их производят почти все местные бренды, причем отличить один от другого без должной сноровки непросто. Но Suzuki Carry/Every выбивается из нормы. До 1980-х годов это был просто «еще один kei-бусик», однако затем рынок стран третьего мира просто взорвался. Их начали собирать буквально везде. В Южной Корее — как Daewoo Damas, в Австралии — Holden Scurry, в Индии — Maruti Omni… В Латинской Америке — как Chevrolet CMV/CMP, в Узбекистане Daewoo/Chevrolet Damas/Labo, а вот на Тайване — Ford Pronto, что и породило самую удивительную особенность, как два крупнейших американских бренда разделили между собой одну машину. Кое-где их продавали, как Mazda, кое-где — как Mitsubishi. В Великобританию они попали под именем Bedford Rascal, но позже их начали продавать, как Vauxhall, а в континентальную Европу заводить под маркой GME. Сколько стран получили именно Suzuki с разными местными названиями модели, даже перечислить сложно. Но суровее всего оказалось в Китае, где минимум три марки (включая FAW) выпускали их по лицензии, а еще несколько десятков (!) — так, как обычно скопировав. Кстати, на сайте есть великолепная статья-путеводитель по китайским клонам Carry/Every.