Одноместный автомобиль peel p50
Peel-P50 – одноместный малыш с острова Мэн.
Есть в Ирландском море остров Мэн. На этом острове есть городок Пил (Peel). И вот там с 1940 по 1974 года существовала компания Peel Engineering Company. Сначала она занималась производством мототехники, а в 1960-х годах выпустила несколько моделей микроавтомобилей. Самым известным из них, безусловно, стал Peel-P50. Эта машина официально признана самым маленьким автомобилем в мире.
В послевоенные 1940-е и в 1950-е годы публика была небогата и в силу этих обстоятельств мотоколяски и микроавтомобили пользовались повышенным спросом во многих странах Европы. Но даже по меркам микроавтомобилей Peel получился сверхмаленьким и упрощенным до предела.
Автомобильчик представили осенью 1962 года на автосалоне в Эрл Корте, Лондон. Он сразу же привлек к себе внимание. Во-первых, это был единственный автомобиль с острова Мэн, а во-вторых – он не походил больше ни на что. Сконструировал машину Сирил Каннел, хозяин компании.
Посудите сами: маленький закрытый кузов вмещал лишь одного водителя и небольшую сумку, имел лишь одну дверь (распахивающуюся против хода), один стеклоочиститель и одну фару головного света. Длина карапуза составляла лишь 1,35 м(!), ширина – 0,99 м, высота – 1,17 м. Весила машинка смешные 59 кг. У машины было всего три малюсеньких колесика – 2 спереди и одно сзади. Фактически, это был трицикл.
Двигатель был взят от немецкого мопеда DKW – двухтактный, воздушного охлаждения, объемом 49 см³ и мощностью 4,2 л.с. Стартер отсутствовал – для запуска движка имелся “кривой стартер”. Кузов представлял из себя пластмассовые панели, армированные стекловолокном и надетые на трубчатую стальную раму. Панели выклеивались вручную. Предлагалось три варианта расцветки – красный, белый или синий.
Спидометр у машины отсутствовал – посчитали, что это ни к чему. Коробка передач имела три ступени, а вот заднего хода не было вовсе – чтобы развернуться, нужно было… просто выйти из машины, и, взявшись за ручку, прикрепленную сзади, просто развернуть машину! Благо, при таком весе это было не трудно.
Была заявлена максимальная скорость 61 км/ч. Впрочем, этот параметр напрямую зависел от комплекции водителя. Расход топлива был на уровне 2,8 л/100 км. Среди недостатков машины можно отметить слабую подвеску, которая была очень чувствительна к качеству дорожного полотна. Зато с парковкой у машины проблем не было!
Машину рекламировали как “автомобиль для одного взрослого с покупками”. Стоил автомобиль смешные 199 фунтов стерлингов. Но, несмотря на это, успешным он не стал. Выпускался автомобиль всего два года, в 1963 и 1964 годах, и всего сделали лишь 47 машинок. До наших дней дожило около 20 экземпляров.
Peel P50: самый маленький серийный автомобиль
Peel Engineering Company запустила в производство микроавтомобиль Peel P50 в 1962 году. Габариты машины составили 137 см в длину и 99 см в ширину. Машину оснастили двигателем на 49 кубов с трехступенчатой МКП. Разгонялось чудо до 64 км/ч. Вполне себе неплохо для городского трафика. Задней передачи инструкторы не запланировали, поэтому 59 кг нужно было поворачивать руками.
В салоне помещался один человек и большой руль. Можно было пакет с продуктами втиснуть. Еще модель с прицепом соорудили, так поудобнее, конечно. Для Peel P50 характерны одна дверь, фара и дворник.
Создатели даже полицейский вариант придумали. Правда применялся он в GTA.
Peel P50 1963 года
В 1964 году появилась усовершенствованная модель Pell Trident на двоих человек.Дверей у новенькой микромашины не было. Кабина в виде колпака из плексигласа открывалась вперед. Ее даже прозвали летающей тарелкой за сходство. В 1965 году производство прикрыли. Можно было легко упасть и травмироваться.
Один очень интересный эксперимент провел Джереми Кларксон, ведущий Top Gear. В 2007 году на машинке P50 он добрался до работы через центр Лондона. Рост ведущего 196 сантиметров!
Peel P50 1963 года
Подъехав к зданию-офису BBC, он легко преодолел ограждение, миновав стоянку. Правда пришлось вылезти и закатить машину в помещение. По коридорам мужчина передвигался уже за рулем, посетил совещание и поехал обратно. Кларксон остался доволен всем, кроме отсутствия задней передачи.
Действительно, представьте, сколько парковочных мест, да и вообще пространства, освободилось бы с такими лилипутами.
Peel P50 1963 года
Peel-P50 – одноместный малыш с острова Мэн.
Есть в Ирландском море остров Мэн. На этом острове есть городок Пил (Peel). И вот там с 1940 по 1974 года существовала компания Peel Engineering Company. Сначала она занималась производством мототехники, а в 1960-х годах выпустила несколько моделей микроавтомобилей. Самым известным из них, безусловно, стал Peel-P50. Эта машина официально признана самым маленьким автомобилем в мире.
В послевоенные 1940-е и в 1950-е годы публика была небогата и в силу этих обстоятельств мотоколяски и микроавтомобили пользовались повышенным спросом во многих странах Европы. Но даже по меркам микроавтомобилей Peel получился сверхмаленьким и упрощенным до предела.
Автомобильчик представили осенью 1962 года на автосалоне в Эрл Корте, Лондон. Он сразу же привлек к себе внимание. Во-первых, это был единственный автомобиль с острова Мэн, а во-вторых – он не походил больше ни на что. Сконструировал машину Сирил Каннел, хозяин компании.
Посудите сами: маленький закрытый кузов вмещал лишь одного водителя и небольшую сумку, имел лишь одну дверь (распахивающуюся против хода), один стеклоочиститель и одну фару головного света. Длина карапуза составляла лишь 1,35 м(!), ширина – 0,99 м, высота – 1,17 м. Весила машинка смешные 59 кг. У машины было всего три малюсеньких колесика – 2 спереди и одно сзади. Фактически, это был трицикл.
Двигатель был взят от немецкого мопеда DKW – двухтактный, воздушного охлаждения, объемом 49 см³ и мощностью 4,2 л.с. Стартер отсутствовал – для запуска движка имелся “кривой стартер”. Кузов представлял из себя пластмассовые панели, армированные стекловолокном и надетые на трубчатую стальную раму. Панели выклеивались вручную. Предлагалось три варианта расцветки – красный, белый или синий.
Спидометр у машины отсутствовал – посчитали, что это ни к чему. Коробка передач имела три ступени, а вот заднего хода не было вовсе – чтобы развернуться, нужно было… просто выйти из машины, и, взявшись за ручку, прикрепленную сзади, просто развернуть машину! Благо, при таком весе это было не трудно.
Была заявлена максимальная скорость 61 км/ч. Впрочем, этот параметр напрямую зависел от комплекции водителя. Расход топлива был на уровне 2,8 л/100 км. Среди недостатков машины можно отметить слабую подвеску, которая была очень чувствительна к качеству дорожного полотна. Зато с парковкой у машины проблем не было!
Машину рекламировали как “автомобиль для одного взрослого с покупками”. Стоил автомобиль смешные 199 фунтов стерлингов. Но, несмотря на это, успешным он не стал. Выпускался автомобиль всего два года, в 1963 и 1964 годах, и всего сделали лишь 47 машинок. До наших дней дожило около 20 экземпляров.
Об автомобиле снова вспомнили уже в 21 веке. Сначала ведущий передачи “Top Gear” Джереми Кларксон в 2007 году показал его в одной из передач и даже разъезжал на нем по помещениям телецентра, а затем в 2010 году производство машинки не только в оригинальном виде, но и в варианте электромобиля, возобновили в английском городке Саттон-ин-Ашфилд.
Метки: peel, 1960-е, английские автомобили, мэн, микрокар, трицикл
Комментарии 25
Чиновников на такие пересадить)))
Да. Я смотрел тот выпуск Топ Гир, где Джереми катался в этой коробочке. Для дождливой и промозглой Англии такая коробочка более актуальней, нежели мопед.
Меня бы не выдержала. Лопнула б пополам.
ничего. скоро у нас люди только такие авто и будут покупать.
«В поворотах Peel-P50 был неустойчив как любой трицикл»
Вовсе не любой. Если у трицикла одно колесо сзади, а не спереди — он вполне устойчив. Другое дело, что при таких центре тяжести и ширине колеи как у Peel не помогут и 4 колеса.
Ей бы штампы и бункер
«Двигатель был взят от немецкого мопеда DKW – двухтактный, воздушного охлаждения, объемом 49 см³ и мощностью 4,2 л.с. «
Смотрю на эти цифры и не пойму: как немцы в 50-х выжали столько из 50 кубов? Хонда в своей Дио — то уж ладно, так как это уже 80-90-е, а вот ДКВ… И если немцы смогли, то почему в СССР до 90-х не смогли хотя бы тупо передрать этот движок, как когда-то скопировали баварский оппозит. Много ведь чего копировали, начиная тяжелым бомбардировщиком Б-29 и заканчивая микропроцессором 8086. А на мопеды так до конца и ставили унылые Ш-57/58/62 и В-50, которые еле 2 дохлых коня выдавали.
Наши и скопировали моторы и мотоциклы DKW — всем известный Минск. Это довоенный RT 125? с небольшими изменениями его до сих пор выпускают.
Ну то что скопировали — это известно. Но я это к тому, что что-то скопировали же нормально, в вот хотя бы скопировать у кого-то микрокубатурный двухтактник с нормальной энерговооруженностью так и не смогли/захотели.
А что касается Минска — это как раз пример удачно выбранного примера для подражания. Из всей мототехники СССР по энерговооруженности он оказался наиболее удачным на перспективу. Еще у М106 было 9 лошадок на 125 кубах (72 коня с литра) в 70-х годах. Ни ИЖ, ни Восход, такой литровой мощностью и заделом для модернизации похвастать не могли.
Так пока ковровец шел по пути допилинга немца — тогда да. А вот со временем, когда на восходе уже ощутимо отошли в сторонку, восход был не сильно динамичнее макаки, и еще при этом снискал народную славу «купил восход — е… весь год».
Я как обладатель Восхода и много раз ездивший на Минске не соглашусь — и по динамике и по поведению Восход машина поинтереснее. А вот в лесу Минск лучше.
Ну и опять же как обладатель Восхода — в прошлом году первый раз починил — в поплавке в карбюраторе образовалось отверстие, туда попадал бензин, поплавок утопал и соответственно бензина было больше чем надо. Заклеил, почистил карбюратор и краник.
Это все что делалось с 93 года с ним, кроме самого простого обслуживания. То есть по надежности при должном обслуживании вполне неприхотливая техника.
«То есть по надежности при должном обслуживании вполне неприхотливая техника.»
Тут вспоминается неприличная поговорка про умелые руки и балалайку) Но среди советских пацанов, да еще в условиях дефицита, с качественным обслуживанием многие не слишком то и парились. Бензина у бати или просто знакомого водилы с газона или зила слили, каким есть маслом разбодяжили примерно — и вперед, покорять дороги и сердца девчонок)
А в таких условиях все же, судя по всему, минчаки (что несколько странно, учитывая большую степень форсированности) имели репутацию более надежной техники. Почему так — хз, потому что лично я от всего этого только последние отголоски застал фактически.
Но вот про минчаки такого количества нелицеприятного фольклора, как про восход, я не слышал. Помимо уже приведенного, еще слышал в своих краях:
Если хочется проблем — покупай Восход 3М
Восход 3М: туда їдем — назад йдем
Восход 3М — трошки їдем, далі пхнем
Ну и уже не особо котирующиеся (на волне популярности сначала б/у из японии, а потом новых из китая драндулетов с большей удельной мощью) советские мотоциклы среди пацанов моего поколения и чуть постарше когда меняли наездника в очередной раз — то восход всегда примерно на уровне с минчаком котировался и серьезно никем не воспринимался. Не мопед верховина — и слава богу, но до настоящего мотоцикла типа явы еще далеко.
Ну я точно таким же советским пацаном был.
Точно так же жил в деревне, где никаких запчастей не было.
А качественное обслуживание техники, это не потому что умел, была возможность и что то такое, а потому что был так воспитан дедами и отцом — мотоцикл должен быть чистым, ухоженным и аккуратным (девочкам это кстати всегда нравилось).
Из того что делал — чистил\смазывал тросики, цепь, менял звезды, и мыл, вот и все. Ничего не настраивал, не менял (кроме рычага кика\сцепления и поворотников).
Бензин покупался на заправке (стоил копейки) в канистры. а после смешивался с маслом (стоило копейки и хватало не на один год), купленном на той же заправке. Был и есть мерный стаканчик что бы точно.
Это просто культура.
И как показывала практика — Восход и запускался (вечный миф что его можно запустить только с толкача) и был надежен для советской техники, ничуть не хуже Минска, а то и лучше.
Причем не у меня одного та было, и фольклор вот хоть и был, на практике не подтверждался.
Конечно, когда я переехал в город, я купил себе CB1300, а потом стал ездить на Круизерах, но Восход остался и я на нем езжу в деревне вполне успешно, хотя, конечно, даже китайский эндуро его превосходит во всем (кроме пожалуй надежности).
Нет смысла сравнивать советские мотоциклы, безнадежно отставшие с японскими и даже с китайскими, ведь в остановившейся в развитии стране мотоциклы были на уровне довоенных\послевоенных даже в 90е годы.
Например у меня есть HD WL 37 года, так он по сравнению с Восходом просто космический аппарат даже сейчас, а ему ведь 83 года!
А вообще изначально папа планировал купить именно Минск, для поездок на рыбалку\за грибами\ягодами он лучше подходит, но как водится в те годы, Минсков не было — Беларусь буксовала с поставками, страна развалилась, потому купили Восход, тем более что у него с дедом до этого Ковровец себя хорошо показал и прошел по деревенскому бездорожью около 160 тысяч километров.
Наши и скопировали моторы и мотоциклы DKW — всем известный Минск. Это довоенный RT 125? с небольшими изменениями его до сих пор выпускают.
Не копировали — просто вывезли от немцев завод
Peel P50
Считается, что американцы толстые и ленивые. Брехня! На самом деле они – боги комфорта. Если что-то можно сделать быстрее и проще, в идеале – не отрывая зада от сиденья, для них это единственно верный способ. Банкоматы, прокат DVD, кофейни – дай им волю, они бы и их перестроили под клиента в автомобиле. Молодцы! А сэкономленное время они проводят в спортзалах и салонах красоты. Комфорт? Так он стройнит.
Представьте себе, сколько времени они (или все мы) сэкономили бы, если бы делали все (или очень многое), не выходя из машины? Въехать в супермаркет и мотаться по рядам, бросая покупки прямо в салон? Наши постоянно толстеющие машины туда просто не пролезут. Вот бы появилось что-нибудь… поменьше!
Нечто вроде Peel P50. Кто-то, наверное, помнит, как Джереми ездил по офисам BBC, сея сумятицу и заглядывая дикторшам под юбки. Автомобиль длиной 137 см официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький серийный автомобиль. В городе Пил на острове Мэн в 1963-64 годах их было сделано 50 штук. Теперь у марки появились новые владельцы, которые надеются поставить ее на ноги. Оказывается, один Peel есть даже в Штатах! В Мэдисоне, штат Джорджия. На окраине этого старинного южного городка стоит музей, до отказа набитый самыми невероятными для американской земли автомобилями.
Более 3000 микрокаров, от Messerschmitt до Isetta, и даже пара Smart – это самая полная коллекция миниатюрных машин в мире: хозяин, Брюс Вайнер, собирал ее 15 лет. А звезда экспозиции – ярко-красный Peel, один из 20 сохранившихся оригиналов (не копий). Его место – за плюшевым шнуром. Но узнав, из какого далека мы сюда тащились, Брюс дал нам прокатиться. Мировой парень!
Открываю дверь, распахивающуюся против хода, приседаю, вставляю в кабину зад, а затем втягиваю ноги. Внутри он похож на собачью будку – и с виду, и по ощущениям. Нет ничего: ни обивки, ни музыки, ни печки. Руль обычного размера, но все остальное – лилипутское. Вместо педалей – три чайные ложки, от которых к акселератору, тормозам и сцеплению тянутся хорошо заметные тросики. Возле руля – рычаг коробки. От себя включаешь первую, к себе – вторую и третью. Задней нет. Надо развернуться – выходи из машины, берись за ручку сзади и разворачивайся вручную.
Для запуска надо подергать рукоятку ручного стартера, он раскручивает 50-кубовый двухтактный моторчик. Он чихает, как старая газонокосилка, и тарахтит так громко, что собственного кашля от окутавших тебя выхлопных газов не слышишь. Трогаться надо на максимальных оборотах, сцепление зверски резкое. Я выбираюсь на большую дорогу и в нерешительности замираю на перекрестке.
У Peel жалких 5 л.с., его медлительность опасна, а максималка у него всего 60 км/ч. Если вы помните, как в первый раз встали на ролики, то сможете себе представить, как он неустойчив даже на прямой. Одно колесо сзади и два спереди, но мне кажется, что все они едут в разные стороны. Однако каждый поворот прибавляет уверенности, и через некоторое время перестаешь бояться, что машинка сделает уши. Хотя ощущение, что в любой момент она к этому готова, остается.
Скажем честно: эта штука – не для большой дороги. Поэтому после пяти минут на шоссе я решаю провести тест в супермаркете. Пока нормальные машины ищут места на парковке, я проезжаю по тротуару, ныряю в автоматические двери и попадаю прямо к стеллажам со сладостями. Удобно? А то! Старики машут на меня палками, а дети визжат, когда я проезжаю мимо. Протянув руку в иллюминатор за кексом, замечаю, что ко мне направляется некий тип: назовем его Злыдень. “Парень, а фигли ты тут развонялся? Ну-ка убирай это отсюда”.
Он прав. Дымящий двухтактный движок в закрытых помещениях не катит. Версия XXI века будет электрической – естественный прогресс для маленького Peel. Появившись в послевоенную депрессию, микрокары стали дешевым и простым народным транспортом. А когда планета закрутилась быстрее, они обрели новую функцию – облегчать нашу непростую жизнь. Новые владельцы Peel об этом знают. Сейчас его будут производить маленькими сериями – собираются сделать всего 50, но когда их продадут, кто его знает, что произойдет. Может быть, Peel поставят на поток во всем мире, как модельки Tonka?
Пора пообедать. Сейчас я мог бы отправиться в Макавто, но туда же проедет любая легковушка. Вместо этого я собираюсь отобедать “на колесах” буквально. Раз Peel размером почти со стул, так почему бы не сесть в нем за стол? Так я и делаю – на террасе возле пиццерии, демонстрируя универсальность Peel жителям Мэдисона.
“Вот это да! Какая классная тачка, – говорят они. – А сколько она ест?” “Чуть больше литра на сотню”, – отвечаю я. “Черт, ты только на шоссе не выезжай, это же самоубийство!”
Самоубийство? Нет, что вы! В 60-х было две версии P50 – с пластмассовым кузовом и с кузовом из стеклопластика, как эта. Да, есть ощущение, что ты лилипут в Стране Великанов, но крошечный Peel идеально прочен. Ну, или почти идеально. К сожалению, стеклопластик со временем изнашивается и истончается, а у этого за плечами почти полвека.
Не самое приятное осознать это, когда зеркало заполняет этакая колесница Джаггер-наута – уже через пару секунд после выезда на шоссе за мной встает автопоезд. Как в “Дуэли” Спилберга, где коммивояжера терроризирует псих-дальнобойщик. Маньяк раз за разом долбит оранжевый Plymouth, пока не превращает большой седан в гармошку. Каким-то чудом тот не разваливается – видимо, благодаря длиннющему багажнику, который поглощал удары большого тягача.
А за мной лишь несколько миллиметров скорлупки… с прочностью папье-маше. И мокрого места не останется. И тут мой движок глохнет… Просто умирает! Какое-то время я топил по влажной жаре все 60 км/ч. Моторчик от мопеда перегрелся и решил сдохнуть именно сейчас. За моей спиной свист и скрип – это тягач оттормозился в пол, у него начал складываться прицеп. Я лихорадочно дергаю ручку стартера, но он не подает признаков жизни… Сворачиваю направо и скатываюсь на обочину. Извини, Брюс, но этому Peel капут.
К вечеру моторчик остыл, я влез в коробчонку и двинул из города. И тут же за мной пристроился полицейский со свирепой рожей. Превысить я не мог. Может, не остановился на знак “стоп”? Или Злыдень настучал? Или коп просто хочет прокатиться? Как только у меня в голове зазвучала тема кинопогони, мы уперлись в пробку. Я увидел лазейку и нырнул в нее. Полицейский застрял. Peel свободен.
Что может быть удобнее?
ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: ДЭНИЭЛ БЕРН