Оформление авто на юр лицо или физ лицо
Купить машину на ООО: плюсы и минусы
Не знаете, как забрать свои деньги из ООО? Как насчет нового автомобиля? А заодно и налог на прибыль уменьшите, НДС к вычету примите, расходы на бензин, ТО, мойку будете оплачивать за счет компании. Конечно, если машина будет использоваться для предпринимательской деятельности. Все плюсы и минусы от покупки машины на ООО читайте в статье.
Почему стоит покупать авто на ООО
Таким образом, на покупку авто у вас останется только 700 тысяч рублей. Или можно выплатить не зарплату, а дивиденды, уплатив при этом только 13% подоходного налога. Но дивиденды выплачиваются только после утверждения годовой отчетности и уплаты налогов. И то только в случае, если по данным бухучета компания получила прибыль, и вы имеете право на такие дивиденды. Поэтому покупка автомобиля на ООО так популярна — можно воспользоваться деньгами компании и не платить НДФЛ и взносы.
Еще плюсы — уменьшаем налог на прибыль
Входящий НДС
Можно ли уменьшить УСН при покупке авто
Пример. Директор ООО «Чили» купил машину со счета ООО в сентябре 2018 года. Машина стоит 1000 000 рублей. Бухгалтер списал в расходы эту сумму двумя частями — 30 сентября 500 тысяч рублей и 31 декабря 500 тысяч рублей.
Можно ли использовать авто в личных целях
Расходы на бензин, ТО, мойку, ремонт
Купить машину на ООО в лизинг
Важно! Лизинговые взносы включены в перечень расходов для исчисления налога на прибыль. НДС с лизинговых платежей также можно принимать к вычету.
Минусы покупки авто на ООО
Важно! Если ООО на общей системе налогообложения решит продать машину, нужно будет уплатить НДС даже в том случае, если автомобиль будет продан физическому лицу (например, учредителю).
Итоги
АКЦИЯ ПРОДЛЕНА
До конца новогодних каникул подписка «Клерк.Премиум» – 13 640₽ вместо 24 800₽. Узнать о пользе «Клерк.Премиум» и подписаться>>>
Продажа автомобиля организацией физическому лицу
Юридическое лицо имеет возможность и право продажи принадлежащего ему автомобиля не только фирмам, но и частным лицам. Соответственно, частное лицо имеют право этот автомобиль приобрести в собственность. Такие сделки имеют существенные нюансы. Как правильно подготовить пакет документов, какую стоимость авто отразить в договоре купли-продажи, что о таких сделках говорит Налоговый кодекс, состав бухгалтерских проводок по сделке – вот далеко не полный перечень вопросов, которые приходится решать бухгалтеру организации-продавца.
Договор и другие документы
ВАЖНО! Образец договора купли-продажи автомобиля между юридическим лицом (продавец) и физическим лицом (покупатель) от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Основным документом, подтверждающим сделку продажи автомобиля между юрлицом и физлицом, является договор купли-продажи. Каких-то особенностей или нововведений, по сравнению с прошлыми периодами, договор в настоящее время не содержит. Вместе с тем его содержание должно отвечать нормам гражданского законодательства РФ.
Стандартный договор купли-продажи авто составляется по нормам ГК РФ, ст. 161, 454, 458, 130, 224, 223. Он должен включать:
На заметку! Несмотря на то что автомобиль – движимое имущество и при продаже в общем случае регистрация прав не требуется (ст. 130 ГК РФ), его необходимо переоформить на нового владельца в ГИБДД. Один экземпляр договора необходимо оставить в инспекции.
Продажа основного средства в организации осуществляется приказом руководителя. При заключении договора и переоформлении потребуются документы на автомобиль, прежде всего ПТС. Выбытие ОС оформляется пакетом бухгалтерских документов. При внесении наличных денег через кассу физлица на руки покупателю выдаются подтверждающий кассовый документ и вторые экземпляры бухгалтерских документов. О них мы будем говорить более подробно дальше.
Стоимость автомобиля и его цена
При определении продажной цены стороны могут договориться на любую сумму. Об этом говорит ст. 40 НК РФ п. 1. Пока не доказано обратное, любая цена сделки считается рыночной и законной. Проверять сделку налоговики имеют право, только если в ней есть признаки взаимозависимости продавца и покупателя, а значит, по логике фискальных органов, и корысти (п. 2 той же статьи).
Согласно ст. 421 ГК РФ участники сделки свободны при заключении договора, в том числе и в части установления цены на товар. Если автомобиль продается по низкой цене, малой остаточной стоимости либо значительно ниже рыночной, целесообразно составить акт, в котором нужно указать все технические характеристики подержаного авто, в том числе его дефекты как обоснование цены.
Списанный автомобиль тоже можно реализовать частному лицу. В этом случае логично будет к пакету документов и акту приложить справку бухгалтерии о том, что автомобиль списан и числится за балансом. Привлекают также независимых оценщиков.
Отражение сделки в учете организации
Доходы признаются организацией по договорной рыночной стоимости. Кроме договора купли-продажи, необходимо зафиксировать сделку в первичных документах. Унифицированные формы по учету ОС отвечают особенностям передачи транспортного средства по договору между гражданином и фирмой не в полной мере.
Товарная накладная ТОРГ-12 также не может быть использована. Документ, регламентирующий ее применение, касается только юрлиц (пост. Госкомстата №132 от 25/12/98 г.) и ТМЦ, а не основных средств, к которым относится автомобиль. Для подобных случаев в организации должен быть разработан собственный бланк акта приема-передачи автомобиля. Его форма фиксируется в учетной политике фирмы. Согласно акту, делается соответствующая запись в карточке ОС-6 по выбывшему авто.
Выписывать ли покупателю счет-фактуру? Очевидно, нет, поскольку граждане НДС не платят и к вычету его не предъявляют. Это подтверждается и позицией фискальных органов. Так, ст. 168-7 НК утверждает, что для выполнения требований, касающихся НДС, если речь идет об услугах и товарах в розницу, достаточно выдать покупателю кассовый чек. Ст. 169-3 (1) НК освобождает фирму от обязанности выдавать счет-фактуру гражданину, если стороны письменно согласились с таким вариантом. Рекомендуется прописывать указанный нюанс в договоре купли-продажи.
Наконец, оформлять лишь один экземпляр документа по НДС считает возможным Минфин (письмо №03-07-09/14 от 25/05/11 и ряд других).
Корреспонденции счетов по договору такие:
Оплату производят через кассу, с вручением покупателю кассовых документов, подтверждающих внесение денег, либо фиксируют внесение денег на расчетный счет юрлица от физлица.
При этом обязательно использовать ККТ, как и при любой сделке, в которой фигурируют наличные. Лимит расчетов наличными через кассу соблюдать в данном случае не нужно – он не касается расчетов с физическими лицами.
В НУ доход по сделке признается облагаемым налогами при ОСНО, УСН, ЕНВД, совмещенном с одним из названых режимов. При совмещении с ЕНВД необходим четкий раздельный учет. Если автомобиль использовался в деятельности, облагаемой «вмененным» доходом, выручка по нему налогом облагаться не будет, в ином случае – облагается. При проверке ФНС особенно обращают внимание на этот момент. Некоторые налогоплательщики, во избежание проблемных ситуаций при совмещении режимов, по умолчанию относят доход от продажи авто к налогооблагаемым. Согласно ст. 268 п. 1 НК, если продается амортизируемое имущество, доход можно уменьшить на его остаточную стоимость.
«Подводные камни», о которых лучше знать заранее
Как показывает практика указанных сделок, некоторые моменты могут вызывать споры с контролирующими органами, проблемы при сдаче налоговой отчетности, в которой отражается купля-продажа. Об отсутствии сторонних претензий лучше позаботиться заранее.
Чтобы у налоговой не возникало вопросов по стоимости продажи, указанной в договоре, целесообразно приложить к нему заключение независимого эксперта, оценивающего продаваемый автомобиль. Это особенно касается авто с пробегом, частично или полностью изношенных. Срок оплаты не должен быть более поздним, нежели дата, указанная в акте приёма-передачи.
Может ли организация продавать своим сотрудникам принадлежащие ей автомобили? Между налогоплательщиками и ФНС по многим аспектам таких сделок идет дискуссия. Суть ее в том, что существует понятие «взаимозависимых лиц», или лиц, экономически связанных между собой, интересы которых могут пересекаться, и одно из таких лиц может оказывать влияние на другое (ст. 105.1 НК РФ). Чиновники фискальных органов, ссылаясь на ст. 212 НК РФ, могут признать заниженную цену сделки материальной выгодой покупателя и доначислить НДФЛ на эту гипотетическую «выгоду».
Организации может быть доначислен налог на прибыль. Налоговую базу они определяют, сравнивая аналогичные сделки между взаимозависимыми и невзаимозависимыми контрагентами. Прямых указаний на то, являются ли работники и работодатели взаимозависимыми, в законодательстве нет. Иная ситуация возникает, если автомобиль продается руководителю этой же фирмы как частному лицу. Исходя из норм ст. 105.1 НК РФ, оснований считать стороны сделки взаимозависимыми здесь больше (например, если доля участия руководства более 25%).
К сведению! Однако чтобы иметь основание для доначисления налогов, необходимо как минимум доказать факт взаимозависимости и факт продажи по ценам, не имеющим отношения к рыночным, определить цены как безосновательно заниженные. В ином случае цена сделки автоматически считается законной и рыночной.
При наличии соответствующих ресурсов у организации продажу автомобиля лучше проводить через аукцион.
Как оформить автомобиль на организацию
Оформление купленного или арендованного автомобиля на коммерческую компанию, организацию или ИП несколько отличается от обычной постановки машины на учет физическими лицами. Основное отличие в том, что личное авто — это частная собственность, а служебное — часть имущественного комплекса бизнеса, которое требует постановки на баланс, имеет свои нюансы налогообложения и списания затрат.
Непосредственная же постановка корпоративного транспортного средства на учет в ГИБДД, тем не менее, мало отличается от регистрации частных автомобилей, имеет свои преимущества и недостатки, требует знания процедуры.
Плюсы и минусы оформления авто на юрлицо или ИП 
Согласно законодательству РФ, служебное авто может быть оформлено на баланс организации, оформлено по договору аренды у физического владельца, либо оставаться в собственности частника (например, сотрудника компании). В каждом из вариантов схема регистрации, учета и налогообложения различны, а руководителю компании следует выбрать наиболее приемлемый вариант постановки машины на учет.
Выгодно ли оформлять транспортное средство на юридическое лицо или ИП? При грамотных специалистах по бухгалтерскому учету, этот вариант регистрации имеет свои преимущества:
Однако авто на учете в компании — это не всегда однозначное преимущество. Если вы зарегистрируете транспортное средство на ИП или коммерческую компанию, его эксплуатация будет ограничена (обычно коммерческие автомобили используются для производственных целей), все расходы должны подтверждаться бухгалтерской отчетностью (путевые листы, квитанции на ГСМ, ремонт и ТО).
Кроме того, любые штрафы для юридических лиц на порядок выше, чем для частных автолюбителей, налогообложение сложнее, а требования к водителям жестче (обязательный медосмотр). Если же компания решит содержать более двух служебных автомобилей, придется оформлять автопарк, обслуживание которого — дело громоздкое, сложное и дорогое.
Оформление авто на компанию (инструкция)
Купленный для служебных нужд коммерческой компании или ИП автомобиль должен быть поставлен на учет в ГИБДД в течение стандартны 10 суток. Процедура схожа с регистрацией машины на физическое лицо, но имеет свои нюансы.
Покупка авто по договору
ИП и юрлицо могут купить автомобиль в автосалоне, у другого юридического лица, а также у частного автовладельца. Отличие от стандартной сделки заключаются в том, что в договоре необходимо указать все реквизиты юридического лица и физлиц, по доверенности заключающих сделку, оформить акт приема-передачи ТС и выпустить указ о покупке и принятии машины на баланс.
Оформление ОСАГО на купленный автомобиль
Коммерческая компания и ИП в договоре обязательного автострахования обязаны указывать ИНН, реквизиты учредительных документов, свидетельство о постановке авто на учет, ВУ водителей для вписания в полис. Страхователем ТС является юридическое лицо, минимальный срок действия страховки — до 6 месяцев, в полис может быть вписано любое число допущенных к управлению водителей.
Оплата госпошлины за регистрацию
За услуги государственной регистрации корпоративного транспортного средства компания или ИП обязаны уплатить госпошлину в том же размере, что и физические лица (изменения в ПТС/новый ПТС + новое СТС + госномер). Новый ПТС и госномера оплачивается только при необходимости. Платежные поручения заверяются подписью и печатью компании. Оплатить госпошлину можно также через портал «Госуслуги» или сайт банка.
Предоставление пакета документов на регистрацию авто
Пакет документов для регистрации служебного авто существенно отличается от пакета частного автовладельца. На некоторые виды специального транспорта требуются дополнительные документы из Гостехнадзора и диагностических организаций (строительная техника, перевозчики топливных материалов и т. п.). Дополнительно в ГИБДД могут потребовать личные документы и доверенность у физических лиц, которые участвуют в процедуре постановки автомобилей на учет.
Процедура регистрации
Постановка служебного авто на учет в ГИБДД (любое отделение) производится в присутствии руководителя или представителей владельца транспортного средства. Процедура вместе с приемом и проверкой документов, осмотром и проверкой машины, внесением необходимых записей и внесением данных в базу ГИБДД занимает не более 2-ух часов. В конце процедуры собственник авто получает государственные или транзитные номера (если необходимы).
Постановка авто на баланс юрлица/ИП
В документы строгой бухгалтерской отчетности вносится информация о зарегистрированном на компанию или частного предпринимателя автомобиля, машина оформляется как имущество по дебиту/кредиту, рассчитывается НДС на покупку ТС (обычно — 16.67% от его стоимости).
Документы для регистрации автомобиля
Руководитель или доверенный представитель юрлица, либо ИП должен предоставить в отделение ГИБДД обязательный пакет документов:
Если в наличии у регистрируемого автомобиля имеются транзитные номера, их также необходимо предъявить в ГИБДД.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
1. Надо ли снимать с учета авто перед продажей его юрлицу?
Регистрация коммерческого транспорта идентично регистрации частных авто. При правильном оформлении договора купли-продажи ТС, наличии подписей и печатей, правильно собранному пакету документов, старый владелец автомобиля может не снимать машину с учета и не обязан присутствовать при ее перерегистрации в ГИБДД.
2. Нужно ли заверять платежное поручение на оплату госпошлины у нотариуса?
Заверять платежное поручение у нотариуса не нужно. Достаточно подписи руководителя юрлица, печати организации и наличия подтвержденных полномочий у доверенного лица, участвующего в перерегистрации авто на коммерческую компанию.
3. Есть ли отличия в сроках регистрации коммерческого авто после покупки?
Нет. Не смотря на то, что регистрация автомобиля на юрицо/ИП сложнее и требует более объемного пакета документов, постановка ТС на учет выполняется на общих основаниях — то есть, в течение стандартны 10 дней.
4. Если у автомобиля, купленного компанией/ИП, есть транзитные номера, и машину необходимо перегнать в регион регистрации нового владельца, нужно ли строго соблюдать 10-дневные ограничения по срокам регистрации?
Коммерческое авто, имеющие транзитные номера, имеет возможность ездить на них до 20 суток. Соответственно, у вас есть 20 дней на перерегистрацию транспортного средства на имя нового владельца.
В заключении отметим, что регистрация ТС на юридическое лицо или ИП мало отличается от стандартной регистрации автомобиля в ГИБДД. И по срокам, и по порядку процедуры постановка на учет полностью идентична регистрации частного авто физическими лицами.
Однако юрлица и индивидуальные предприниматели являются субъектами экономической деятельности, деятельность которых регламентирована законами РФ и налоговым законодательством. Поэтому коммерческим покупателям транспорта необходимо предоставить на регистрацию в ГИБДД более полный пакет документации, а после постановки машины на учет, сразу же внести ТС на баланс организации.
Покупка авто на ИП
Стоит ли приобретать машину на ИП? Как в дальнейшем оформлять путевые листы и оплачивать налоги?
При приобретении автомобиля индивидуальным предпринимателем (далее — ИП) существует несколько юридических и налоговых моментов, на которые нужно обратить внимание.
Приобретения автомобиля ИП автоматически предполагает, что транспортное средство приобретается для использования в предпринимательской деятельности. Соответственно, такая сделка согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ должна быть оформлена как договор поставки.
На сделку не будут распространяться положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку ИП не является потребителем, а значит, он будет лишен ряда гарантий, предусмотренных данным законом (например, права на возмещение неустойки в размере 3% при нарушении сроков исполнения обязательств продавцом, права на компенсацию морального вреда).
В случае возникновения спорных ситуаций с продавцом автомобиля они будут разрешаться в порядке, предусмотренном положениями Гражданского кодекса РФ о договоре поставки. Соответственно, при заключении договора необходимо зафиксировать все возможные моменты и меры ответственности продавца при нарушении им обязательств по договору (срока передачи, обнаружении технических дефектов и иных несоответствий в автомобиле, возможно, гарантийные сроки и т.п.).
Если автомобиль приобретается ИП, то расходы на его покупку учитываются при налогообложении: сумма, потраченная на покупку авто, может быть включена в состав вычетов НДС, а также могут быть учтены в составе расходов при расчете налога на прибыль как на общей системе, так и при УСН.
Однако у налоговиков могут возникнуть вопросы относительно правомерности включения затрат на покупку авто в сумму расходов для целей налогообложения и в состав налоговых вычетов, особенно если покупается легковой автомобиль. ИП должен будет подтвердить свое право на включение суммы в состав вычетов и в состав расходов.
Автомобиль должен быть принят ИП на учет в качестве основного средства, в налоговую инспекцию необходимо будет представить документы, подтверждающие приобретение автомобиля (договор поставки, счет-фактуру, товарную накладную, платежные поручения), а также документы, подтверждающие его использование в предпринимательской деятельности (в том числе документы, подтверждающие приобретение топлива, расходы по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту, проведению техосмотра, путевые листы (требования к их оформлению содержатся в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2017 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в п. 6, 9, 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152) и т.д.).
Если ИП применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то для некоторых видов деятельности (оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров) количество автотранспортных средств будет учитываться при определении налоговой базы.
При последующей эксплуатации ИП будет вправе учитывать в составе расходов по налогу на прибыль расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортного средства (расходы на ГСМ, страхование, проведение техосмотра, ремонт, оплату парковки), кроме штрафов ГИБДД, а также обязан уплачивать транспортный налог.
Таким образом, принимая решение оформлять автомобиль на ИП или нет, в первую очередь надо исходить из его планируемого использования. Если автомобиль будет использоваться в предпринимательской деятельности, он должен быть приобретен от имени ИП с оформлением всех необходимых документов. Если автомобиль требуется для личных, семейных нужд, сделку нужно оформить как простой договор купли-продажи с физическим лицом.
Подводные камни при покупке автомобиля у юридического лица.
Рассмотрим случай, когда автомобиль с пробегом принадлежащий юридическому лицу (имеется ввиду не автосалон официального дилера, а любая компания) продается физическому лицу. Чем отличается такая сделка от обычной между физическими лицами. Давайте разбираться…
Подобная покупка бу авто может быть довольно выгодна, но в тоже время эта сделка более рискованная в юридическом отношении. Чтобы понять какой присутствует риск, надо в первую очередь узнать причину продажи автомобиля компании.
Причины продажи автомобилей юрлицами
1. Списание с баланса предприятия, в связи с окончанием срока амортизации;
2. Высвободившиеся из производственного процесса;
3. Обновление автопарка;
4. Реорганизация или ликвидация юридического лица;
5. Уплата различных долгов или банкротство;
6. Обналичивание денег.
Юридические лица практически всегда ведут активную финансовую деятельность, но иногда не очень успешную. Из за этого накапливаются не выполненные финансовые обязательства. По которым нужно отвечать всеми своими активами, в том числе и транспортом предприятия. Поэтому автомобиль компания может продавать из за больших долгов или в преддверии банкротства. Особенно опасно покупать авто у банкрота и уж точно не стоит участвовать в схеме обналички денег юрлицом. Поэтому, чтобы не купить проблемную тачку, перед покупкой нужно тщательно проверить компанию, продающею автомобиль.
Как проверять машину от юрлица
1. Получение выписки из ЕГРЮЛ
Нам нужно получить информацию о юрлице: Официальное название юрлица, ФИО генерального директора или учредителей, Юридический адрес расположения главного офиса компании, Идентификационные коды: ИНН или ОГРН. Кстати, код ОГРН предприятия должен быть обязательно прописан в ПТС (паспорт транспортного средства) автомобиля.
Справка:
ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц. Это реестр с информацией обо всех зарегистрированных ЮЛ в РФ.
ИНН – Идентификационный номер налогоплательщика. Это код для учета налогоплательщиков РФ (ЮЛ и ФЛ).
ОГРН – Основной государственный регистрационный номер. Это номер, под которым ЮЛ прошло госрегистрацию.
Узнаем точное название или ИНН, а лучше ОГРН компании. Далее, на сайте ФСН (Федеральная налоговая служба) зайдите на страницу «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» и введите в поисковую форму полученный ОГРН или ИНН. Нажимаете кнопку «НАЙТИ», и получаете на следующей странице выписку из ЕГРЮЛ.
На что нужно обращать внимание в выписке ЕГРЮЛ?
Сведения об основной деятельности – она должна совпадать с заявленной;
Дата регистрации предприятия – все молодые компании находятся под подозрением на фирмы однодневки»;
Сведения о генеральном директоре – он имеет право авторизованной подписи вашего ДКП как официальное доверенное лицо компании;
Данные об имеющихся соучредителях – если продающийся автомобиль дорогой и сумма продажи составит 25% и более от стоимости всех основных средств Юрлица, то потребуется согласованное письменное одобрение сделки от этих лиц (протокол учредительного собрания).
Проверка Юрлица по публичным интернет-сервесам
После получения выписки из ЕГРЮЛ нужно проверить компанию по другим онлайн-сервисам, и получить дополнительную информацию о проблемах и текущем состоянии юрлица.
Проверка на сайте ФНС
Это сервис позволяет получать комплексную информацию о проверяемой компании.
Если всё в порядке, то по всем пунктам проверки появится запись: «По заданным критериям поиска сведений не найдено».
Проверка на налоговую задолженность
В базе содержатся данные о юрлицах не предоставляющих налоговую отчётность более года и неплательщиках налогов.
Вот такой должен быть результат: «Юридическое лицо с ИНН 7715586594 по состоянию на 01.01.2019 не имеет превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю, и представляет налоговую отчетность».
Проверка на наличие регистрационных изменений
Проверяем не подавались ли какие-либо документы, связанные с изменением регистрационных данных компании. Дело в том, что в реестре, из которого берется выписка ЕГРЮЛ, данные обновляются с задержкой до полумесяца. А регистрация документов об изменении проходит намного быстрее. Поэтому, если по компании обнаружатся недавно зарегистрированные документы, то не стоит торопиться осуществлять сделку, до выяснения всех обстоятельств.
Для проверки на сайте налоговой нужно ввести ОГРН и полное название компании.
Если все в порядке, то получите ответ: сведений о предоставлении документов за последний год не имеется.
Проверка на предмет банкротства
Проводим проверку по наименованию и адресу компании в едином федеральном реестре банкротств (ЕФРСБ). Приобретать автомобили у банкрота очень рискованно, ведь после этой сделки можно остаться и без денег и без автомобиля.
Поиск по сайту можно вести также по ОГРН, ИНН или ОКПО.
Хорошо если в ответ получите: по заданным критериям ничего не найдено.
Проверка на предмет арбитражных исков
Ищем по ИНН или ОГРН юрлица на сайте Электронного правосудия незакрытые судебные иски по арбитражу. Если такие иски есть, то перед покупкой нужно внимательно изучить, что за претензии были предъявлены юрлицу.
Если же ответ гласит: по данному запросу дел не найдено, то всё в порядке.
Проверка на предмет судебных исполнительных производств
Обязательно проверяем компанию на сайте Федеральной службы судебных приставов на наличие исполнительных листов. Авто могут арестовать уже после его покупки вами. Для проверки вводим полное название юрлица и регион регистрации.
Если ответ: по предъявленному запросу ничего не найдено, то все в порядке.
Особенности сделки купли-продажи авто с юридическим лицом
Теперь рассмотрим непосредственно процедуру такой покупки. Есть специфические особенности, на которые стоит обратить внимание.
Представитель юридического лица
При продаже автомобиля от лица компании должен выступать официальный уполномоченный для проведения сделки. Это должен быть действительный сотрудник компании, высшего или среднего звена ИТР (инженерно-технический работник).
Например, это могут быть главный инженер, главный бухгалтер, заведующий автопарком, транспортным отделом и т. д. Но лучше если это будет – генеральный директор. Почему? Да потому, что он по закону имеет постоянные полномочия удостоверять финансовые документы без персональной доверенности. На любого другого сотрудника должна быть выписана доверенность для проведения сделки. Причем эта доверенность не может быть обычной рукописной – она обязана иметь нотариальное заверение и желательно фирменный бланк. Обратите на это особенное внимание, т.к. простую доверенность юрлицо может запросто отменить после сделки.
Особенности оформления документации
Пакет необходимой документации стандартный: документы на автомобиль (ПТС, СТС), документы для совершения сделки (ДКП и Акт приема передачи). ДКП допускается составлять в произвольной форме. Обязательно составлять акт приема-передачи на отдельном бланке. Форма этого бланка может быть свободной.
В полях вместо данных о физ лице-собственнике должны быть прописаны сведения о предприятии, удостоверенные фирменной печатью с данными и подписью представителя ЮЛ – уполномоченного сотрудника.
Мининальные данные, который обязательно прописываются в Договоре купли продажи с юрлицом:
Полное официальное наименование организации;
Юридический адрес организации;
Идентификационный код налогоплательщика (ИНН);
Данные гражданского паспорта доверенного лица организации.
Важно! В ДКП обязательно должна быть графа-ссылка на нотариально заверенную доверенность уполномоченного в продаже представителя ЮЛ.
Для сделки с юридическим лицом требуется и ряд дополнительных документов. Решение генерального руководства о продаже транспорта и экспертное заключение о рыночной стоимости авто.
Решение руководства о продаже транспорта
То есть должен быть приказ генерального руководства, или же протокол решения совета директоров о продаже транспорта. В этом документе, заверенном печатями и подписями, обязательно должны быть сведения о ТС, его покупателе и условиях проведения сделки. Одну копию этого решения нужна получить покупателю, на случай вмешательства в дело фискальных органов, которые могут проверять юрлицо на предмет соблюдения пунктов 40-й ст. НК РФ.
Эта статья предназначена для контроля налоговой сделок купли-продажи с лицами, которые подпадают под категорию взаимозависимых. Это случаи приобретения транспортных средств у юрлица собственными работниками, что довольно широко практикуется, занижая стоимость приобретаемого служебного транспорта.
Экспертное заключение
Чтобы дешевле купить служебный автомобиль и не платить налог, используются мошеннические схемы, с привлечением подставных покупателей.
Поэтому необходим еще один документ – заключение независимого эксперта о реальной рыночной стоимости авто. Определить ее может только сторонний эксперт (согласно ст. 211 НКРФ), но не специалисты продавца, если даже таковые имеются на предприятии.
Главное, чтобы данная справка отражала рыночную цену ТС (не ниже 20% рыночной стоимости). Иначе сделка может быть опротестована налоговиками и другими органами контроля, как коррупционная, и вы станете соучастником финансового преступления, со всеми вытекающими.
Список необходимой документации на машину:
Договор купли-продажи;
Акт приема-передачи;
Приказ юрлица о продаже ТС;
Заключение о рыночной стоимости ТС;
Доверенность на уполномоченное лицо.
Деньги лучше всего вносить в кассу юридического лица, которая оснащена кассовым аппаратом. В процессе перечисления средств покупатель должен получить от кассира заверенный печатью юрлица приходный кассовый ордер.
После процедуры оплаты подписывается акт приема-передачи ТС и покупателю вручается пакет автомобильной документации и комплект ключей.
В случае, если ЮЛ не располагает кассовым аппаратом, то оплата происходит в бухгалтерии предприятия в наличной или безналичной форме. Если выбрана безналичная форма расчета, то оплата вносится банковской транзакцией по квитанции формы ПД-4, где указывается номер ДКП, а также данные покупателя и продавца.
На сегодня у меня всё. Если что то упустил, напишите об этом в комментариях!
Всем удачи и всех благ!