Охранная система автомобиля оса

Охранная сигнализация «ОСА-1»

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная сигнализация «ОСА-1»

Устройство монтируется в скрытном от посторонних глаз месте, так, чтобы при снятии с охраны Вы могли в течении 15 секунд нажать кнопку на устройстве. Не допускается воздействие влаги на устройство и датчики.

Сирена подключается к красному (+12В) и черному (-12В) проводам. Провода на сирену рекомендуется сечением не менее 0,5 кв мм.

Охранные датчики подключаются к шлейфу сигнализации – два желтых провода (полярности нет). При подключении нескольких датчиков, срабатывающие при размыкании контакты цепи контроля, подключаются последовательно

Питание всех датчиков (которые требуют питания) подключите параллельно к клеммам аккумулятора, а срабатывающие при размыкании контакты цепи контроля последовательно.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Постановка под охрану.

Нажмите кнопку на устройстве. Выносной светодиод возле кнопки начнет мигать, отсчитывая время на выход 30 секунд. За это время выйдите за пределы охраняемого объекта. По факту постановки под охрану светодиод будет гореть постоянно.

Если при постановке под охрану в течение 30 секунд цепь контроля не замкнулась, то объект под охрану не станет и светодиод потухнет.

Откройте дверь. После размыкания цепи контроля у Вас есть 15 секунд для того, чтобы нажать кнопку на устройстве. В течении 15 секунд светодиод будет мигать. После снятия – потухнет.

Если разомкнуть цепь контроля при стоящем под охраной объекте, то через 15 секунд включится сирена на 1 минуту.

Затем устройство вернется в режим «Охрана». При повторном замыкании и размыкании цепи контроля цикл повторится. Для того, чтобы выключить сирену и снять объект с охраны, необходимо нажать кнопку на устройстве.

«ОСА-1» потребляет очень мало энергии в режиме «Охрана»

На аккумуляторе 1,1 А/ч без сети 220В с датчиками, не требующими питания (магнитно-герконовый контакт, микропровод контроля территории) объект будет охраняться до 10 суток. В устройстве встроена автоматическая зарядка аккумулятора.

Ток потребления устройством от АКБ………………………………….. 4 мА.

Максимальный ток потребления подключаемой сирены…. 1А.

Ток потребления блока питания от сети 220В ……………………..не более 0,2А

Время работы от аккумулятора …………………………………………….10 суток

Сопротивление контрольного шлейфа,

считающееся замкнутым……………………………………………………… не более 0,5кОм

Сопротивление контрольного шлейфа,

считающееся разомкнутым …………………………………………………более 1кОм

Температура эксплуатации ………………………………………………….-30. +50 °С

Источник

Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их зачастую оборонные и полуоборонные заводы, имевшие весьма слабое представление об особенностях сферы защиты от угона в частности и о товарах народного потребления вообще…

Д обро пожаловать на очередную экскурсию в советское автомобильное ретро. «Колеса» представляют вашему вниманию очередные три «капсулы времени» — охранные устройства «Made in USSR», надолго забытые владельцами на пыльных полках старых гаражей… Когда-то дефицитные и желанные для каждого советского автовладельца гаджеты сегодня стали техническими курьезами. Тем не менее, смахнем с них четвертьвековую пыль, извлечем из упаковки и критически изучим!

«С претензией на дизайн»

Вследствие близости прибалтийских республик к Европе, в советское время производимые ими товары народного потребления отличались намеком на какой-никакой дизайн. Собственно, и сигнализация «Саргис 2М» таурагского Завода элементов вычислительных машин неплохо смотрится на фоне прочих отечественных автомобильных охранных систем того времени. Многие советские сигнализации, выпускаемые оборонными «почтовыми ящиками», были выполнены в металлических корпусах жуткого индустриального типа, с использованием для коммутации военных разъемов, в грубой таре из кошмарного картона десятой переработки без полиграфии. А вот литовский «Саргис 2М», выпускавшийся в СССР огромными партиями не менее десятка лет, имел симпатичный пластиковый корпус, контактные выводы ножевого типа, как принято в автопроме, и приличную упаковочную коробку.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Большинство советских сигнализаций использовали в качестве звукового извещателя штатный клаксон машины. Располагался он, как правило, между радиатором и его решеткой, и провода к нему угонщик легко мог оборвать крючком из толстой проволоки. Поэтому одной из фирменных особенностей «Саргиса» был включенный в комплект небольшой звуковой сигнал, который предлагалось разместить в труднодоступном извне месте – под бампером или под капотом. Сегодня, когда «колокольчик» идет в комплекте с любой, даже самой дешевой сигналкой, сложно оценить значимость сирены из комплекта «Саргиса». Однако в эпоху тотального дефицита автозапчастей такой подарок в комплекте охранного устройства был очень кстати!

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Принцип работы «Саргиса» очень прост, что типично для тех лет. Сигнализация включалась секретным тумблером: им надо было щелкнуть за несколько секунд до покидания автомобиля и повторно — через несколько секунд после посадки за руль. Система реагировала ревом клаксона на раскачивание кузова или открытие дверей: детектор колебаний использовался механический, в виде пружинящего контактного маятника с грузиком и ручки-регулятора, изменяющей чувствительность маятника.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Плюсы

Минусы

«Самые большие микросхемы в мире»

Помните старую шутку про советские микросхемы, которые самые большие в мире? Благодаря увлечению в порядке хобби изучением отечественного противоугонного ретро-оборудования, я пропустил через свои руки немало такого «железа». И вынужден признать: автосигнализация «Дар» — наверное, самая крупногабаритная из тех, что мне встречались… Центральный блок имел габариты 15 х 13 х 5 см – натуральный кирпич!

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

«Дар» — радиоохранная система. Контролируя открытие дверей, вибрацию кузова и включение зажигания, она предупреждала владельца автомобиля не только ревом клаксона, но и удаленно по радиоканалу, в качестве которого использовалась частота гражданского диапазона – 27.140 МГц. В 80-х в продаже встречались версии «Дара» с комплектным портативным приемником размером чуть больше сигаретной пачки, а позже, в начале 90-х, появились и удешевленные версии, без приемника. Инструкция гласила: «В качестве приемника сигнала охранной системы используется имеющаяся у владельца собственная портативная радиостанция типа «Гродно-Р», «Пилот», «Веда-ЧМ» или аналогичная, диапазона 27 МГц, находящаяся в квартире и питающаяся от стационарного источника».

Также инструкция к «Дару» предупреждала: «Перед покупкой этой охранной системы вам необходимо получить разрешение в местном органе Государственной инспекции электросвязи!». В то время полностью безлицензионных диапазонов или не попадающих под лицензирование уровней мощности не существовало. Тем более, что мощность у «Дара» была будь здоров – аж 2 ватта! Правда, с учетом внутреннего расположения антенны гарантированная дальность в городской застройке все равно декларировалась небольшой – до 500 метров со штатным приемником и до 700 метров в случае использования вместо приемника портативной Си-Би-радиостанции.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Передающая антенна «Дара» на 27 МГц. Желтая коробочка – блок согласования, черный провод – коаксиальный кабель к центральному блоку, белый – провод, наклеиваемый на заднее или лобовое стекло.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

«Дар» выпускался Московским заводом электромеханической аппаратуры. Сие предприятие ориентировалось на разработку навигационных приборов и гироскопов для армии и космоса. Этим объясняется весьма качественное изготовление «Дара» и сложность схемотехники, а также, увы, абсурдность конструктива и логики работы…

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Принципы действия и управления охранной системой в целом оригинальностью не отличались.

Основной блок монтировали под торпедо с доступом к органам управления. На передней панели «Дара» — три тумблера и ручка-регулятор. Один тумблер активирует охрану с задержкой для покидания автомобиля, два других – включают и отключают моргание фар и гудение клаксона в режиме тревоги. Если свет и звук выключены, владелец предупреждается о срабатывании системы только по радиоканалу. Ручка-регулятор отвечает за чувствительность датчика колебаний кузова.

При срабатывании сигнала тревоги владелец получал прерывистый звуковой сигнал на приемник. В случае использования фирменного приемника из комплекта «Дар» работал лучше: приемник откликался только на индивидуальный цифровой вызов блока в автомобиле, поэтому приемник и передатчик представляли пару, настроенную друг на друга, и помехи от других источников сигнала на рабочей частоте владельца не беспокоили. В случае бюджетного комплекта с использованием в качестве приемника Си-Би-радиостанции прием помех и чужих сигналов не исключался. На этот случай в центральные модули «зашивались» индивидуальные «мелодии» (последовательности чередования длинных и коротких писков), и владельцу рекомендовалось запомнить свой собственный, чтобы отличать его от других.

Плюсы

Минусы

«Сам себе проблема»

Когда-то достаточно эффективным методом защиты от угона считался бензиновый электроклапан, перекрывающий подачу топлива к бензонасосу и карбюратору. Клапан рекомендовалось устанавливать в разрез топливопровода под днищем автомобиля: там он был недоступен для угонщика. Особо хитрые водители, припарковавшись, выключали клапан, не глуша двигатель. Они ждали, пока мотор заглохнет сам собой, выработав как можно больше бензина из поплавковой камеры карбюратора. Это затрудняло повторный пуск хозяину, но и угонщику тоже: при попытке запуска у двигателя не было резерва топлива для работы в течение непродолжительного времени с закрытым клапаном.

Вот типичный бензоклапан из 80-х, по-советски загадочно именующийся «Противоугонное устройство Ш197-01С1-01». Произведен Харьковским моторостроительным заводом «Серп и молот», во времена СССР выпускавшим бензиновые и дизельные моторы для сельскохозяйственной техники.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Клапан выпускался под бравым слоганом «Заплатишь рубли – сохранишь тысячи!» Сделан на первый взгляд солидно, и, памятуя о редком примере ориентации завода на гражданскую, а не на военную продукцию, можно было надеяться, что гаджет спроектирован по уму.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Для начала надо сказать, что у топливных клапанов были свои «фирменные» проблемы. Во-первых, конечно, монтаж: залезть под днище автомобиля, выпилить кусок из металлической трубки топливопровода и установить взамен выпиленного куска клапан с помощью двух коротких отрезков резинового шланга и хомутов – задача непростая для многих, особенно если делать в простом гараже. Поэтому каждый второй водитель ставил клапан под капотом, врезая его в резиновый шланг возле бензонасоса. В этом случае эффективность охраны резко падала. Угонщик при желании легко мог клапан обнаружить, снять с него шланги и соединить их между собой кусочком любой трубочки, да хоть корпусом от шариковой ручки. Вторая проблема была куда серьезнее: сам владелец машины с бензоклапаном ежедневно подвергался риску не суметь завести своего железного коня…

Поскольку клапан устанавливается под днищем авто, он является одной из самых низких точек топливной системы. В нем могла скапливаться влага, присутствующая в бензине. Чтобы влага при длительных простоях машины не провоцировала коррозию ответственных частей клапана, сердечник электромагнита и толкатель запирающего топливный канал подпружиненного шарика сделаны из латуни. Вот только сам шарик и его пружинка – стальные, ржавеющие, да еще как! Такой вот технический парадокс. Собственно, и наш «ретро-тест», заключавшийся в исследовании внутренностей устройства, новый (!) клапан полностью провалил. Будучи извлеченным из упаковки, он оказался неработоспособным. С трудом выкрутив посаженное на клей латунное седло шарика, мы увидели ржавую пружинку и мохнатый от коррозии шарик…

Старые опытные шоферы, водилы-профи и таксисты прекрасно знали этот нюанс, иллюзий насчет качества клапанов не питали и себе такие аксессуары не ставили… Перспектива удалять внезапно заклинивший клапан, ползая под машиной и обливаясь бензином, не прельщала.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Пусть охранные системы того времени совершенством не отличались, автовладельцы пытались сделать хоть что-то, чтобы спать спокойно. Хорошо ещё, что не все ставили капканы, как Дима Семицветов из известного фильма. Видимо, и Деточкиных тогда было меньше…

Источник

От авторов «ядерного щита»: сравнительный тест советских автосигнализаций

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Судя по десяткам тысяч просмотров прошлых обзоров «капсул времени», тема эта не теряет актуальности. Что ж, тогда продолжаем! Сегодня в испытательной лаборатории «Колес» мы исследуем три советские автосигнализации, выпущенные на стыке далеких уже 80-х и 90-х. Посмотрим, какие охранные и сервисные функции предлагали автовладельцам СССР оборонные и научно-экспериментальные предприятия, для которых гражданская продукция была явно побочной и второстепенной.

Защита «по-советски»

Н а нашем сегодняшнем ретро-тесте – советские автосигнализации под названием «Дубна-3», «Гарант» и «Набат». Такие устройства в свои годы, как правило, выпускались малосерийно побочными опытными производствами при крайне серьезных оборонных и научно-исследовательских организациях.

Так или иначе, нюхнем «пыль веков» — рассмотрим свойства этих систем, а также подключим их все, чтобы вживую, а не по инструкции, проверить работоспособность и то самое «юзерфрендли»! Итак, поехали.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Автосигнализация «Дубна-3»

Для затравки — самый простой из героев ретро-теста! Название приборного завода «Тензор» сегодня мало что скажет кому-то, окромя его сотрудников, однако в советское время у автовладельцев было весьма популярно и ценилось выпускаемое «Тензором» пускозарядное устройство «Дубна-М», позволяющее не только заряжать подсевшие автомобильные аккумуляторы, но и «прикуривать» полумертвые. Автосторож «Дубна-3» — несколько менее известный продукт того же предприятия и той же эпохи.

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

«Дубна-3» — несложная сигнализация с минимумом сервисно-охранных функций. Центральный электронный блок — крупный металлический «кирпич», монтировать который, по замыслу создателей, было положено в салоне машины не скрытно, как принято сейчас, а в легкодоступном месте на виду, поскольку обращаться к нему автовладельцу необходимо постоянно — во-первых, на блоке находится разъем, в который вставляется кодовый ключ для снятия/постановки на охрану, а во-вторых, на нем же находятся три кнопки регулировки уровня чувствительности датчика удара.

Разработчики сочли, что водителю будет полезно простое и наглядное управление чувствительностью – в зависимости от обстоятельств, в которых приходится отставлять машину. Первая нажатая кнопка – это высокий уровень чувствительности, с реакцией на покачивание от ветра и прыжки кошек, вторая рассчитана на явные попытки взлома, а третья – на разбивание стекла. Собственно, при пробном включении «Дубна» реагировала именно так.

В комплекте прибора идут те самые два кодовых ключа, вставляемые в электронный блок, чтобы идентифицировать хозяина. Ключи и гнездо, в которое они вставляются, сделаны с использованием брутального военного разъема.

Логика работы прибора – простая: после извлечения ключа из гнезда начинается минутный отсчет времени, по истечении которого устройство переходит в режим охраны, отслеживая удары по кузову и вскрытие дверей. После открытия водительской двери ключом хозяина сигнализация также отсчитывает тайминг (20 секунд), за который владелец должен успеть вставить в гнездо кодовую «фишку», предотвратив срабатывание клаксона в прерывистом режиме.

Блокировка двигателя есть – в разрыв провода, штатно идущего от трамблера к катушке зажигания, ставится реле, которым с помощью минусового сигнала управляет «Дубна», включая это реле только при наличии кодового ключа. Замеренное потребление тока сигнализацией в режиме ожидания не превысило 12 миллиампер, что в пределах нормы и сегодня.

Сигнализация примитивна, как и машины, на которые её предполагал устанавливать производитель. Хотя, благодаря датчику удара, устройство все же было способно поднять шум при откровенном растаскивании автомобиля на запчасти… Но поскольку защитные функции сигнализации сводятся к управлению минусом блокировочным реле, угонщику, знающему схему подключения «Дубны», потребуется совсем немного времени, чтобы выдернуть из установленного на виду центрального блока провод канала блокировки и «законтачить» его на массу. Все, «Дубна» обезврежена, можно заводить мотор!

Автосигнализация «Гарант»

Гаджет под названием «Гарант» — куда более любопытное устройство, нежели незамысловатая и дубовая «Дубна»! Полное имя «Гаранта» — «Ультразвуковая система охраны с автономным источником питания». Производило её в самом начале 90-х московское «СНПО Элерон» — так, на минуточку, и по сей день одно из крупнейших в стране НИИ по созданию систем безопасности для важных государственных объектов в рамках Росатома…

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Согласно инструкции, предназначен «Гарант» для защиты автомобиля, гаража или даже дома. Состоит столь универсальная система из трех модулей — собственно, центрального электронного блока с ультразвуковыми датчиками обнаружения движения, выносной сирены-«колокольчика», а также блока питания в виде отсека, куда устанавливаются шесть батарей «тип 373» — в советское время также известных, как «большие круглые», а сегодня именуемые «тип D». Соответственно, напряжение питания «Гаранта» составляет 9 вольт, а главное достоинство автономного питания – возможность установить сигнализацию своими руками даже крайне далекому от автоэлектрики гражданину. Ведь никакого подключения к электрическим цепям машины у «Гаранта» нет – система самодостаточна!

Алгоритм работы прибора несложен. Центральный блок с ультразвуковыми датчиками инструкция предлагала монтировать … над зеркалом заднего вида! От центрального блока провод должен идти к сирене, а также к батарейному блоку, размещенному в бардачке. На батарейном же блоке располагается и тумблер включения «Гаранта» — единственный орган управления охранной системой. Нажимаем его – и начинается отсчет времени, за которое нам нужно покинуть автомобиль. По истечении этого времени система сама встает на охрану. Чтобы деактивировать прибор, водителю дается точно такая же временная задержка – открыл дверь, сел в салон и отключил тумблер на батарейной коробке.

Перед использованием, правда, требовалось провести две регулировки — под резиновыми пробочками центрального блока прячутся два подстроечных резистора, которые нужно крутить тонкой отверткой: «чувствительность» и «время задержки». Потребление тока гаджетом в дежурном режиме – 5 мА, это весьма экономно даже по современным меркам – от одного комплекта батарей прибор будет работать очень долго, полгода-год – запросто.

Устройство любопытно в первую очередь тем, что оно – совершенно автономное, поскольку работает на собственных батарейках. Пьезосирена в особом резонирующем корпусе — очень громкая, буквально рвет барабанные перепонки. А вот охранные свойства системы – практически никакие. Дело в том, что блокировок двигателя «Гарант» не осуществляет, единственная его защитная функция – визг сирены, да и та легко выключается… штатной кнопкой на блоке батарей! Собственно, роль «охранки» «Гарант» мог выполнять разве что в эпоху, когда сигнализация была редкостью, а угонщика можно было спугнуть неожиданным шумом. Ну, или если установку осуществлял бы опытный электрик, который сумел бы запитать «Гаранта» через стабилизатор с 12 до 9 вольт от автомобильного аккумулятора, выкинув батарейный блок, а управление повесив на секретную кнопку.

Автосигнализация «Набат»

Сигнализация «Набат» производства калининградского НИИ измерительной техники, занимающегося и по сей день разработкой телеметрического оборудования для космических ракет, – наверное, самый интересный экспонат в нашем ретро-обзоре. Ибо у этой советской противоугонки имелась любопытная функция – снятие с охраны бесконтактным брелком-«транспондером», который, к тому же, был БЕЗБАТАРЕЕЧНЫМ! Транспондер работал по принципу RFID, как билет метро!

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Центральный блок сигнализации ощетинился клеммами, как ежик иглами – на его корпусе расположились аж 20 контактов в два ряда. Почему использовано столь нелепое решение, вместо того чтобы вывести все контакты на удобный разъем, расположенный по одной из граней – неясно. Отечественный индустриальный дизайн, бессмысленный и беспощадный, видимо…

Так или иначе, к этим двум десяткам контактов подключаются концевики дверей, капота и багажника, реле клаксона и управляемое «минусом» реле блокировки катушки зажигания, кнопка постановки на охрану, а также самое интересное — приемный блок беспроводного управления!

Выносной радиоблок закрепляется внутри салона под лобовым стеклом – в нем имеется пластмассовый «язычок», который положено туго засунуть под уплотнитель стекла или под обшивку стойки – примерно там же, где сейчас располагают выносной радиомодуль современных сигнализаций.

Перед тем, как выйти из машины, владелец нажимает кнопочку включения охраны, и начинается полуминутный отсчет времени, в течение которого нужно закрыть все двери и багажник. После чего «Набат» переходит в рабочий режим и ожидает вторжения через двери, вскрытия багажника или капота. Соответственно, чтобы снять машину с охраны, владельцу нужно перед открытием двери поднести к стеклу напротив приемника кодового сигнала беспроводную метку-брелок. По нему «охранка» распознает хозяина и позволит открыть двери и завести мотор, не поднимая тревоги.

Грешным делом, делая поправку на отечественное происхождение «Набата» и его преклонные годы, мы заподозрили, что в блоке приемника стоит примитивный геркон, а в бесконтактном брелке-метке – магнит. Таким образом, конечно, система начисто дискредитировалась бы, но отлично объяснялось бы отсутствие необходимости менять батарейки в брелке…

Однако после того, как метка была в исследовательских целях вскрыта, выяснилось, что все «по-взрослому»! Брелок – настоящий беспроводной транспондер! Приемник на стекле машины непрерывно излучает короткие импульсы, чередуя их с ожиданием ответного сигнала. Импульсы эти принимает антенна-катушка брелка, получая от них энергию. Получив «плевок электричества», брелок использует его для отправки на той же частоте кодовой посылки на приемный блок. При этом даже с учетом непрерывной отправки посылок радиомодулем потребляемый сигнализацией ток не превышает 10 миллиампер!

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Охранная система автомобиля оса. Смотреть фото Охранная система автомобиля оса. Смотреть картинку Охранная система автомобиля оса. Картинка про Охранная система автомобиля оса. Фото Охранная система автомобиля оса

Сигнализация любопытная, с интересным для своего времени функционалом. Конечно, статический код брелока незашифрован, его можно перехватить, но доступных грабберов, способных это проделать (тем более с учетом малого радиуса действия), у угонщиков в то время не было.

Однако, как и у «Дубны», защитные функции системы сводятся к управлению минусом блокировочным реле, и, зная схему подключения «Набата», угонщику потребуется несколько секунд, чтобы по приемному модулю найти центральный блок, сдернуть провод с контакта канала управления блокировочным реле и законтачить его на массу. «Набат» обезврежен без всякого перехвата кодов, можно ехать!

Впрочем, пыле- и влагозащищенная конструкция центрального блока «Набата» позволяет разместить его под капотом. И если сам капот защитить дополнительным замком, система, как ни странно, может неплохо использоваться в охранных целях даже сегодня! Алгоритм и кодировка забыты в тумане десятилетий, современные технические средства угонщиков, скорее всего, окажутся несовместимы с «Набатом», и угон окажется не проще, чем угон автомобиля, оснащенного аналогичным образом установленной современной сигнализацией со сложным диалоговым кодом.

Итоги

Все перечисленные в этом ретро-обзоре охранные системы – типичные дети своей эпохи, рассчитанные на карбюраторные Москвичи, Жигули и Волги. Их техническая ущербность налицо, поскольку для запуска карбюраторного двигателя совершенно не нужно искать секретные блокировки. Требуется лишь заранее заготовленная пара проводков с крокодильчиками, которыми подается напряжение на катушку и трамблер, отвертка, которой тычут в контакты стартера… Да в самом тяжелом случае еще и бутылка с бензином, если хозяин авто вдруг установил под днищем топливный электроклапан.

В классических карбюраторных моторах, по большому счету, нечего всерьез блокировать – все слишком просто, все на виду, и любые «хитрушки» элементарно устраняются. Впрочем, даже простейший мотор легко защитить от легкого запуска чужими руками, если блокировку зажигания запереть крышкой капота с дополнительным нестандартным замком. Но это уже современный подход к концепции охраны автомобиля, бывший в те годы не в ходу…

Эпоха накладывала свои правила игры и на угонщиков, поскольку машин имелось не так уж много, а люди были более отзывчивы и менее равнодушны. Орущий клаксон (и тем более – сирена с нестандартным звуком) не натыкался на безразличие граждан, каждый второй выглядывал в окно или выскакивал из подъезда, и поэтому даже элементарный сигнал тревоги спасал автомобиль. Сегодня такие простые методы защиты четырехколесного имущества, конечно, неработоспособны… Увы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *