Оплата авто картой сбербанка
Покупателям новых автомобилей не придётся переплачивать из-за оплаты картой
По заявлению представителя ЦБ, многие автодилеры делают наценку в 3-4% при оплате покупки с помощью банковской карты.
Заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин заявил о том, что участники ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) «накидывают» порядка 3-4% на цену автомобиля при безналичном расчёте. В итоге оплачивать покупку таким образом клиентам невыгодно: многие предпочитают расплачиваться наличными, часть покупателей используют приложения банков для проведения платежа без комиссии.
В РОАД попросили объяснений касательно заявления зампреда Банка России о том, что дилеры вынуждают клиентов пользоваться «наличкой», об этом сообщает «Коммерсант». Дмитрий Скобелкин в ходе своей речи подчеркнул, что ЦБ не может обязать автомобильных дилеров, но готов напомнить им о том, что в России расчёты в наличной форме должны осуществляться по-минимуму.
Согласно словам первого зампреда Центробанка Ольги Скоробогатовой, по итогам 2017 года доля безналичных расчётов в России составила 39,6%. По прогнозам специалистов, в 2018 году показатель достигнет отметки 47,4 – 50,0%.
Несмотря на недовольство словами представителя ЦБ, сами участники рынка согласились с тем, что делают наценку при оплате автомобиля с помощью банковских карт. При этом они не подтверждают указанный ЦБ размер (3-4%). По словам участников РОАД, наценка объясняется минимальной маржой при продаже машин, которую «съедает» процент за эквайринг (то есть за работу с платёжными картами).
В ассоциации пояснили, что эквайринговый платеж, снимаемый при оплате картой, составляет 1,5-2,0%. Если дилеры не будут делать соответствующую наценку, то на большинство автомобилей отрицательная маржа вырастет. Выход из этой ситуации в РОАД видят в снижении эквайринга российских карт «Мир» до 0,1% при покупке машин. В ЦБ обещали изучить вариант, предложенный автодилерами.
Отметим, не все дилеры делают наценку при оплате картами на размер эквайринга. Некоторые уменьшают этот процент или берут расходы на себя, несмотря на то, что это невыгодно. Другие ограничивают сумму, которую можно оплатить картой (50 000 рублей), третьи предпочли и вовсе отказаться от заключения эквайринговых договоров с банками. Ряд игроков рынка принимают оплату через мобильные приложения банков (безналичные платежи, при которых не взимается комиссия).
Автодилеры считают, что нужен законопроект, который ограничит комиссии. К появлению такого документа уже готовятся в комитете Госдумы по финансовым рынкам. Его руководитель Анатолий Аксаков сказал, что депутаты проводят исследование по эквайрингу в РФ для разработки инициативы. Материалы должны поступить от ЦБ, ФАС и РОАД. После этого могут ввести искусственное ограничение тарифов на соответствующие услуги. В профильном комитете недовольны тем, что безналичный оборот растёт, что должно бы приводить к понижению тарифов, однако вместо этого они наоборот увеличиваются.
В условиях сложной экономической ситуации, в которых страна находится в течение последних нескольких лет, торговать автомобилями становится выгодно не для всех. В прошлом месяце в РОАД заявили, что примерно треть автодилеров РФ находятся в зоне риска. В числе нынешних причин для сокращения сети не только слабый рубль, ослабляющий покупательскую способность россиян и заставляющий автопроизводителей повышать цены, но и закредитованность организаций, которые всё ещё оправляются от затяжного кризиса.
Как карта ляжет: почему автосалоны требуют платить наличными
Отдельные автосалоны просят оплатить свой недешевый товар наличными, а при расчете картой цена вполне может оказаться выше. Почему так происходит и законно ли это, выясняли «Известия».
Эквайринга боятся
Проблема кроется не в странных капризах продавцов, а в понятном любому желании сэкономить. В случае с приемом оплаты наличными — на банковском эквайринге. Мудреное слово означает банковскую услугу, позволяющую потребителям оплачивать покупку картой. Естественно, за это банки берут процент, у каждого — свой.
Средняя ставка за эквайринг — 1,33–3,5%. Обычно дилеры берут комиссию за эквайринг на себя, но не все могут сделать это по экономическим причинам.
— Есть дилеры с маленьким объемом продаж, для которых нецелесообразно брать комиссию за эквайринг на себя. Они вешают ее на клиента, тогда и возникает просьба оплаты наличными, — прокомментировали подобные ситуации в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Иногда дилеры ограничивают объем операций по оплате картой незначительными авансами за автомобиль либо оплатой услуг сервиса, предлагая доплатить остальную сумму через интернет-банк либо внести наличные в приписную кассу банка.
— Абсолютное большинство трансакций до 100 тыс. рублей оплачивается картой банка в салоне либо по ссылке на телефон, позволяющей быстро и, главное, дистанционно провести трансакцию. Их доля сейчас перевалила за 80%, — поделился с «Известиями» директор «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев.
В кредит дешевле
Крупным дилерским центрам невыгодно продавать автомобили за наличные, потому что они работают от кумулятивной маржи. Она включает в себя бонусы от банков за оформленный кредит, от страховой компании за продажи страховых продуктов, бонусы от импортера за программу трейд-ин или же за дополнительное оборудование.
Когда клиент приходит с наличными, дилер теряет бонус по кредиту от банка и бонус от страховой, так как, покупая машину за наличные, клиент может не страховать ее по каско. Привлекательные скидки предлагаются дилерами именно за счет бонусов.
Как рассказал «Известиям» источник в сфере автопродаж, перед Новым годом многие клиенты крупных центров жаловались, что за наличные им продавали машину на 200–300 тыс. рублей дороже, чем в кредит.
— Если брать машину со скидкой в кредит и погасить его через три месяца, общая сумма, даже с учетом выплаченных процентов, будет ниже, чем брать авто сразу за наличные, — пояснил источник.
По его словам, настаивать на наличных могут только неофициальные дилеры, мелкие компании, мультибренды, которые не получают от автопроизводителей, от страховых компаний бонусы за продажи их финансовых продуктов.
Впрочем, возможны ситуации, в которых оплату наличными просят и проверенные автосалоны.
— Это связано не с тем, что они нечестные и работают по чёрной схеме, а с тем, что норма наценки по сравнению с другими товарами минимальная, а стоимость при этом очень высокая. Однако требовать и тем более отказываться продавать за безнал — такого компании с репутацией себе не позволяют, — рассказал основатель фирмы Fresh Auto Денис Мигаль.
За автомобилем в интернет
Некоторые производители продают машины напрямую, через свои онлайн-платформы, оставляя дилерам лишь выдачу автомобиля и последующее обслуживание. И всё же пока что доля таких продаж крайне мала.
— Развитие онлайн-продаж требует значительных инвестиций в IT-инфраструктуру и бизнес-процессы. Сейчас объем онлайн-продаж небольшой, но за этим направлением будущее, поэтому дилеры активно его развивают, — поделился представитель ДЦ «АВТОDОМ».
Кроме того, купить машину по безналичному расчету можно через маркетплейс. Соответствующий сервис предлагает, например, «СберАвто».
— У нас есть возможность давать дополнительную скидку на авто, если мы сотрудничаем напрямую с производителем. В этой концепции мы получаем автомобили ровно по той же стоимости, что и дилеры, и поэтому мы можем давать дополнительные скидки для клиента, — рассказали «Известиям» в пресс-службе «СберАвто».
Черные схемы
Оплата наличными может быть обусловлена не только желанием избежать оплаты эквайринга, но и различными мошенническими схемами.
— Например, салон продает машины. Объявлялась акция: при покупке авто резина в подарок. Те, кто знали об акции, спрашивали менеджера, кто не был в курсе — нет. Но по документам все покупки авто сопровождались резиной. Оставшиеся покрышки менеджеры реализовывали самостоятельно, — поделился с «Известиями» источник а автобизнесе, пожелавший остаться неназванным.
Другой популярный вариант мошенничества при продаже — завышение цены. Например, установка сигнализации и подкрылков стоит 50 тыс. рублей. Менеджер говорит клиенту, что услуга стоит сейчас 70 тыс. рублей, показывает документ на мониторе и предлагает сделать предоплату — в этом случае услугу якобы можно будет оказать за 60 тыс. Из этой суммы менеджер 10 тыс. рублей оставляет себе, оставшееся — в кассу.
На сегодняшний день более популярна схема, когда кассир в доле: он делает две одинаковые платежки по реквизитам. Но на первой, для внутреннего документооборота, стоит цена 70 тыс. рублей, а на второй, для клиента — 100 тыс. рублей. Бывает и так, что клиенту подсовывают договор на установку дополнительного оборудования на бланке с похожим, но другим названием фирмы.
А это вообще законно?
Согласно части 1 статьи 16.1 закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить потребителю выбор оплаты товара с использованием национальных платежных инструментов или наличными. Данная обязанность распространяется на продавцов, у которых выручка от реализации товаров или оказания услуг за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей. Продавец освобождается от данной обязанности, если в торговом объекте за предыдущий календарный год выручка не превысила 5 млн рублей.
Отметим, что карты международных платежных систем национальными платежными инструментами не являются.
— Вместе с тем данная статья закона прямо запрещает установление разных цен на одни и те же товары в зависимости от способа оплаты. Автосалон при оплате безналичным путем компенсирует свои расходы банку на эквайринг, однако требование комиссии при выборе данного способа оплаты незаконно, — прокомментировал ситуацию ведущий юрист Европейской юридической службы Павел Кокорев.
При этом закон не запрещает продавцу отпускать товар по своему усмотрению.
— Я не очень понимаю, что может предъявить общество защиты потребителей продавцу машин, если он откажет покупателю в обслуживании, — полагает независимый эксперт по авторынку Сергей Бургазлиев. Покупатель может подать в суд, но разбирательство займет месяцы.
— Можно написать претензию с требованием не взимать комиссию при оплате транспортного средства безналичным путем со ссылкой на статью 16.1 закона РФ «О защите прав потребителей», по возможности произвести аудио- или видеозапись разговора с работником автосалона. В случае продолжения указанных незаконных требований возможно обращение с жалобой в Роспотребнадзор, — говорит Павел Кокорев.
Подобные нарушения являются основанием для привлечения к ответственности по части 4 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Как безопасно передать деньги при покупке автомобиля
Сделки на вторичке – весьма небезопасное дело. Велик риск столкнуться с мошенниками, которые разводят покупателей на более крупные суммы, грабят и даже убивают.
Сегодня я расскажу, как передать деньги при покупке машины и при этом не пострадать ни финансово, ни физически.
ЧТО МОЖЕТ ПОЙТИ НЕ ТАК ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ДЕНЕГ
Случаи, когда покупатели б/у автомобилей становились жертвой нечестных продавцов, к сожалению, не редкость. Так, в декабре 2020 года 32-летний житель Мытищ решил приобрести Hyundai Starex. Он выбрал подходящий вариант, договорился о сделке, после чего пропал.
Еще один случай с ограблением покупателя произошел в феврале 2021 года в Санкт-Петербурге. На кону стояли всего 8 500 рублей. Когда покупатель приехал на сделку, продавец напал на мужчину, отобрал деньги и телефон и уехал.
Чтобы не попасть в подобные ситуации, нужно знать, как передавать деньги правильно.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ОТПРАВИТЬСЯ НА СДЕЛКУ
Перед тем, как ехать на сделку, пробейте историю автомобиля. Возможно, машина проблемная, и связываться с ней не стоит. Вот пример: девятилетняя «Ауди» продается с пробегом всего 95 тыс. км.
Описания в объявлении нет. Обычно владельцы пишут, что делали с авто – что меняли/чинили, так как заинтересованы в скорой продаже. Все секреты раскрыла проверка истории.
Пробег в отчете avtocod.ru указан совсем другой.
Цифры на одометре уменьшились при предыдущем собственнике, а при последнем выросли до 100 тыс. км. Пробег, указанный в объявлении, либо служит приманкой, либо указан по ошибке.
Официально в ГИБДД зарегистрировано четыре ДТП. Судя по схеме, машина битая почти вся.
Расчетов ремонтных работ восемь. Суммы в большинстве случаев огромные.
При пяти владельцах уже выдан дубликат ПТС. Плюс есть неоплаченные штрафы.
Отчет показывает ограничения ГИБДД. С ними не получится поставить машину на учет.
Итог: машина вся битая, с запретом на регистрацию и непонятной судьбой оригинального ПТС. Смотреть ее не стоит, а покупать тем более.
КОГДА ЛУЧШЕ ПЕРЕДАВАТЬ ДЕНЬГИ
Если после проверки и осмотра машины вы не нашли проблем и согласились на покупку, перед тем, как отдать продавцу деньги, сначала проверьте, действительно ли он является собственником.
Сравните данные из ПТС и СТС с его паспортными данными. Погуглите его личность в Интернете: может, это мошенник, и обманутые покупатели уже писали о нем.
Если все в порядке и вы решили заключить договор, изучите документ внимательно. Если есть нюансы (технические повреждения, например), они обязательно должны быть прописаны в ДКП.
Дмитрий Анцупов, адвокат, г. Москва:
— С юридической точки, потом, если вы уже подписали ДКП, сложно будет что-то сделать, так как тяжело доказать факт обмана. Совет здесь только один – берите с собой юриста на сделку, чтобы специалист проверил все документы на месте. Либо отправляйте документы на проверку удаленно – не подписывайте все сразу.
Если все проверено, договариваемся с продавцом, когда передавать деньги за авто:
• В момент заключения договора купли-продажи. Этот способ удобен для обеих сторон. Документы подписываются на месте, покупатель получает ключи и документы от машины, а продавец – деньги.
• После регистрации в ГИБДД. Если вы не доверяете продавцу, можно договориться о передаче средств уже после того, как поставите машину на учет. Так вы убедитесь, что с авто все в порядке. Сначала вы передаете собственнику предоплату, а после регистрации в ГИБДД – оставшуюся сумму.
При передаче денег, будь то предоплата или вся сумма, требуйте расписку о получении денежных средств. В ней должна стоять дата и город заключения сделки, иначе документ будет недействительным.
КАК ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ ЗА МАШИНУ
Теперь рассмотрим, как безопасно передать деньги при покупке автомобиля.
Способ №1: передать деньги за машину наличными
Это самый удобный и быстрый способ передачи денег, но самый небезопасный. Главный плюс – отсутствие комиссии. Минус – вас будет легче обмануть и ограбить. Если вы собрались ехать на сделку с наличкой, нужно хорошенько продумать место встречи и учесть все нюансы:
• Соглашайтесь на встречу только в светлое время суток. Даже если рано темнеет, не стоит рисковать своей жизнью. Отпроситесь на часик с работы днем или договоритесь на выходные.
• Сами назначайте место встречи в черте города. Лучше всего встречаться в центре города или близко к нему. Ни в коем случае не соглашайтесь на промзоны и дворы. Там малолюдно и свидетелей нет, поэтому в случае ограбления никто ничего не заподозрит и потом не докажет.
• Встречайтесь у входа в крупный банк или в другом месте с охраной. Почему банк? Потому что возле входа всегда много прохожих, стоят вооруженные охранники, и есть видеонаблюдение. Лучше заранее посмотреть, куда смотрят камеры и встать под ними. Там преступники не рискнут на вас нападать. Сделка рядом с банком выгодна и продавцу: он сможет на месте проверить деньги на подлинность. Для этого нужно просто закинуть их на карту через банкомат или кассу.
• Передавайте наличные деньги только при свидетелях. Приезжайте на встречу с кем-то, желательно с крепким мужчиной и не одним. Так вас будет сложнее ограбить. Передавайте деньги в людном месте, это снизит риск нападения. А если нападение все-таки случится, потом будет проще опознать преступников с помощью очевидцев. Кроме того, если дело дойдет до суда, вам нужны будут люди, которые подтвердят обман.
Способ №2: передать деньги за машину через банк
Главный плюс этого способа – безопасность. Вам не придется ходить с крупной суммой по улице. Через банк передать деньги можно несколькими способами:
• Переводом на карту. Можно провести операцию безналом, но придется заплатить комиссию за перевод, суммы чаще всего крупные. Также у банков есть лимиты на снятие наличных. Возможно, получить все средства за день не выйдет.
Вадим Харченко, автоюрист, г. Москва:
— Перевод на карту – хороший вариант расчета за автомобиль. Во-первых, это безопасно, так как не нужно носить с собой крупную сумму наличными. Во-вторых, в случае возникновении спора, банковская выписка будет доказательством перечисления денег продавцу в счет оплаты за авто. При переводе денег рекомендую указывать назначение платежа. Например, «Оплата по договору купли-продажи автомобиля (марка, модель) от 20.02.2021 г.».
• Через аренду ячейки. Арендуйте место в банковском хранилище и не передавайте деньги лично. Вы можете подписать с банком договор аренды ячейки и оставить деньги там. А чтобы продавец смог их забрать, предварительно составьте в его присутствии дополнительное соглашение с кредитной организацией – пропишите, при каких условиях он сможет забрать наличку. Это, наверное, самый сложный, но надежный способ. Аренда ячейки стоит от тысячи рублей.
• Через кассира. Можно вместе с продавцом зайти в кассу и при банковском сотруднике снять деньги со счета. Тут же в кабинке забираете ключи и отдаете продавцу деньги.
• Через аккредитив. Это специальная система, которая создана банками именно для расчета при крупных сделках. Алгоритм следующий: покупатель заключает с банком соглашение об аккредитиве и открывает специальный счет, на который вносит денежные средства.
Вадим Харченко, автоюрист, г. Москва:
— Это наиболее безопасный и действенный способ расчета продавца с покупателем. По условиям договора, продавец получает возможность снять деньги с указанного счета после того, как представит в банк определенные документы (какие – решают стороны). Плюс данного способа заключается в том, что не используется «наличка». А продавец не может завладеть деньгами до момента исполнения всех своих обязательств по договору купли-продажи авто. Минус варианта – оплата услуги по открытию банковского счета.
Способ №3: передать деньги за машину через посредника
Можно снять с себя ответственность и отправить на сделку посредника, который передаст деньги за автомобиль и оформит документы вместо вас. Это может быть любое доверенное лицо или нотариус.
Минус такого способа – дополнительные затраты на гонорар посреднику. Нотариусы в среднем берут только за хранение ваших денег 0,5% от суммы, плюс просят доплату за составление договора и оформление всех документов. Также нужно будет оформить доверенность.
КАК ПЕРЕДАВАТЬ ДЕНЬГИ ПРИ ПОКУПКЕ АВТОМОБИЛЯ БЕЗОПАСНЕЕ ВСЕГО
Отвечая на вопрос, как безопасно передать деньги при покупке автомобиля, советую совершать сделки наличкой в крупном банке в сопровождении парочки мужчин. Так мало кто решится на ограбление при свидетелях, а сотрудники подтвердят подлинность денег. И не забудьте проконсультироваться с юристом перед перечислением средств.
Платежные системы снизили комиссии на крупные покупки, но автодилерам этого оказалось мало
Несмотря на то что платежные системы снизили с 1 октября межбанковские комиссии при оплате крупных покупок, в том числе автомобилей, большинство автосалонов, как показал опрос «Ведомостей», по-прежнему считают, что им невыгодно принимать карточную оплату.
В конце прошлого года бизнес пожаловался зампреду правительства Дмитрию Козаку на высокую стоимость приема карт, в феврале жалоба дошла и до президента Владимира Путина.
После чего на совещании в ЦБ 15 марта платежные системы договорились, что будут снижать межбанковскую комиссию при платежах в социальной сфере и при оплате крупных покупок. В частности, межбанковская комиссия при покупке автомобиля у платежных систем «Мир» и Visa составляет 0,8% суммы, а у Mastercard – 1,2%, кроме того, все системы ввели предельный размер комиссии для покупок авто, он одинаковый – 10 000 руб.
Межбанковская комиссия – это процент, который обслуживающий торговую точку банк (эквайер) платит банку, выпустившему карту (эмитент). Размер комиссии определяют платежные системы. Конечную ставку для торговца определяет эквайер, но «вес» межбанковской комиссии в ставке эквайера, как правило, составляет 80–90%. Банки-эквайеры, как уверяют их топ-менеджеры, работают с минимальной доходностью, оставляя себе всего около 0,1% суммы транзакции.
«Ведомости» проверили, как снижение межбанковской комиссии повлияло на рынок автомобилей, где карты непопулярны.
И после 1 октября в салонах «Авилона» осталась комиссия 1,0–1,3%, говорит финансовый директор автодилера Александр Волчков. Больший процент называет президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев: в среднем 1,5–1,7%, как и прежде, но у крупных автодилеров – 1%.
ЦБ отчитался о двукратном падении обналичивания денег через банки
Лимит установили для банков-эмитентов, а банки-эквайеры снижать комиссию не торопятся, полагает Мосеев и высказывает мнение, что максимальная комиссия в 10 000 руб. все равно слишком высокая. Стоимость инкассации заметно ниже, чем комиссия за прием карты, – 0,1–0,2%, констатирует он.
Не изменилась комиссия и у компании «Фаворит моторс» – у нее и так было соглашение с банком, комиссия какая была, такая и осталась, говорит президент компании Владимир Попов. Сейчас тарифы находятся на запретительном уровне, это квазиналог, рассуждает Попов: даже межбанковская комиссия в 0,8% съедает большую часть прибыли. По его данным, маржа за проданный автомобиль составляет всего 1,5%. Нормально зарабатывать автодилерам позволит комиссия 0,3–0,5%, уверен Попов.
Не во всех автосалонах можно, в принципе, оплатить машину картой. В «Авилоне» покупателю позволено через карту оставить аванс, а остальную часть суммы надо перевести на счет дилера или принести наличными, рассказал Волчков. «Авилон» ограничивает оплату картой, потому что ни один дилер не в состоянии взять все расходы на себя, уверяет он. Но зато практически все дилеры принимают карту в оплату сервиса или первоначального взноса за машину, говорит вице-президент и руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек.
Оплатить машину картой можно у таких крупных дилеров, как «Рольф» и «Автоспеццентр». По данным «Автоспеццентра», менее 5% покупателей оплачивает машину картой, большинство – наличными. «Рольф» 64% автомобилей продает через безналичный перевод, а 22% – наличными и 14% – картой.
Представители «Рольфа» уверены, что меры все равно скажутся положительно и расходы дилеров снизятся. О положительном влиянии на рынок говорят и в ВТБ: по оценкам банка, в будущем доля оплаты банковскими картами в автосалонах вырастет на 15%. По словам Киричека, уже сейчас гораздо больше автодилеров начали принимать карты.
В мае прошлого года зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин рассказывал, что в большинстве случаев автомобили продаются за наличные деньги, «а если по безналу, то 3–4% набрасывается сверху на цену машины, конечно, клиенту проще все снять со счета и, даже если он добропорядочный, принести в наличной форме» (цитата по «РИА Новости»). Регулятора это беспокоило, поскольку, по словам Скобелкина, ЦБ видит, что наличные деньги не инкассируются, а возмещения поступают от какой-нибудь фирмы-однодневки. После этого ассоциация Мосеева в письме ЦБ попросила разъяснить заявление Скобелкина и указывала на слишком высокие ставки эквайринга, а некоторые дилеры признавались, что берут комиссию с клиента, равную стоимости эквайринга, писал «Коммерсантъ».
Представители Сбербанка и «Транстехсервиса» от комментариев отказались. Представители Газпромбанка и банка «Открытие», а также «Мира», Visa, Mastercard и Банка России не ответили на запросы «Ведомостей».
В подготовке статьи участвовали Анна Еремина, Владимир Штанов и Татьяна Романова