Органом управления автомобиля является

Органы управления автомобилем

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является Что собой являют органы управления автомобилем, об этом и расскажет новичкам в автомобильном вождении данная статья.
Одним из центральных, видимых и осязаемых, что входит в органы управления, является рулевое колесо, поскольку любой, включая малолетнего ребенка, севший на водительское кресло, начинает крутить рулевое колесо, даже в том случае, когда машина стоит еще на стоянке.

Можно считать, что предназначение одного из органов управления автомобилем понятно даже младенцу, у которого ручонки так и тянутся к нему. Управляя автомобилем, органы приобретают значимость, когда появляется в базовой комплектации один из видов передаточного отношения, совместно с электрическим или гидравлическим усилителем. С появлением характерных индивидуальных особенностей органов управления, начинающий водитель, пересаживаясь с учебного авто на собственный автомобиль, будет иметь некоторые затруднения, но которые, спустя определенное время, быстро проходят после небольшой адаптации.

В машине для управления органы выполнены в виде небольших рычажков, находящися под рулевым колесом, имеют различное предназначение. Левый рычажок обладает функциональностью указания сторон поворота: вправо или влево. Правый рычажок имеет большую функциональность, начиная от управления дальним и ближним светом, работой щеток лобового и заднего стекла и дополнительного оборудования.

Р ычаг автоматической или механической коробки переключения передач

Педаль сцепления

Для выполнения механического разрыва используется педаль сцепления. Этой педалью всегда является левая крайняя педаль. При включенной передаче и не нажатой левой крайней педали коробка переключения передач и двигатель находятся в единой связке. При нажатии педали сцепления и переводе рычага передач в нейтральное положение происходит разрыв этой связи. Реализация сцепления происходит с двумя дисками, находящимися в коробке передач. Для того, чтоб не происходило, так называемого «проскальзывания», необходимо соблюдать определенные правила пользования педалью сцепления. Автомобильная хрестоматия по этому поводу гласит: «выжимая сцепление, выравниваются обороты, после этого включается необходимая передача скорости». Уравнивание оборотов двигателя нужно для обеспечения снижения нагрузки на синхронизаторы. Никогда постоянно не держать ногу на педали сцепления, поскольку это приведет к досрочному износу дисков сцепления.

Педаль газа.

Управление оборотами двигателя производится при помощи педали газа, во всех автомобильных моделях она монтируется, как крайняя правая педаль. Если педаль сцепления имеет два положения «выключено» и «включено», требует резкого и моментального нажатия, то педаль газа является прямой противоположностью. Нажатие этой педали должно производиться плавным нажатием. Необходимость обусловлена исключением ненужных рывков, тем самым избегая резких бросков оборотов двигателя. При начале движения автомобиля с места несоблюдение этого требования приведет к самопроизвольной остановке двигателя.

П едаль тормоза

Рычаг ручного тормоза

В автомобиле имеется рычаг ручного тормоза, место расположения: между водительским и передним пассажирским креслами. Применяется, как стояночный тормоз, для дополнительной страховки при стоянке на подъеме, в случае экстренной необходимости позволяет развернуть автомобиль на 180 градусов. По окончании стоянки не забывать производить снятие с ручного тормоза. Невыполнение этого правила приведет к невозможности дальнейшего использования ручного тормоза. Потребуется ремонт тормозной системы ручного тормоза.

Источник

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Автофирм.Ру: Азы вождения для новичков

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Основные органы управления:

К органам управления также относятся:

Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.

РУЛЬ. Как правильно держать рулевое колесо указано на рис.1. В таком положении руки имеют наибольшую свободу управления, готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу и т. д. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятности: при наезде колесом автомобиля на препятствие или при проколе колеса руль одной рукой можно не удержать.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является
Рис. 1.

ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем беспрепятственно включить нужную передачу.

Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа (рис. 2).

Второй этап при отпускании педали от положения II в положение III диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является
Рис. 2.

ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньшее усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.

ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА (ГАЗА). Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов.

РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП. Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад.

Для 4-х ступенчатой КПП возможна схема, показанная на рис. 3.

Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации автомобиля. У современных автомобилей в основном 5 передач, но есть автомобили и с 6-ти ступенчатой коробкой передач. Также зачастую передача заднего хода (R) находится ближе всего к водителю, т.е. левее первой (I) передачи.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является
Рис. 3.

РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягивании рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания храпового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.

Источник

Основы управления автомобилем

Движение автомобиля подчиняется не только определенным законам, но и прежде всего — воле водителя. Собственно говоря, законы движения автомобиля вступают в силу только после того или иного, правильного или неправильного, действия водителя. Водитель и конструктор должны учитывать и правильно применять законы движения автомобиля.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является

Органы управления автомобилем

Для управления движением автомобиля и работой его механизмов в распоряжение водителя даны:

которые посредством тяг, рычажков, тросов, жидкостных, электрических или воздушных приводов связаны с соответствующими механизмами автомобиля.

В настоящее время, перед водителем может иметься только два органа управления: руль и педаль скорости. На некоторых автомобилях сейчас часть органов управления либо устранена и заменена автоматами, либо пользование ими не обязательно в обычных условиях движения. Однако типовое устройство автомобиля, в особенности устройство грузового автомобиля, такое, что для изменения данного качества движения автомобиля приходится приводить в действие несколько органов управления.

В конечном счете водитель должен изменять только три особенности движения автомобиля:

В изменении скорости и развиваемого усилия участвуют:

В изменении направления движения участвуют:

Особую группу органов управления составляют приборы:

Но эти приборы вспомогательные, не связанные непосредственно с движением автомобиля.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является

Рис. В изменении скорости движения и крутящего момента участвуют три педали, рычаг и две кнопки — вверху. В изменении направления движения участвуют рулевое колесо, одна педаль и один рычаг — внизу.

Пуск двигателя

Если источник энергии — карбюраторный двигатель, то он может начать работать только после того, как включено зажигание. Для этого ключ в замке зажигания поворачивают. О включенном зажигании свидетельствует не только положение ключа в замке, но и показания некоторых приборов на щите перед водителем или движение стрелок указателя уровня бензина, амперметра, термометра и манометра давления масла, которые до этого были неподвижными.

Чтобы двигатель заработал, в нужно нажать на кнопку стартера (ножную, ручную или объединенную с ключом зажигания). Электродвигатель передает вращение шестерне стартера, входящей в этот момент в зацепление с зубчатым венцом маховика, и маховик, а вместе с ним и вал двигателя начнут вращаться. Когда после одного-двух (иногда нескольких) оборотов вала двигателя в цилиндрах произойдут вспышки рабочей смеси и рабочие ходы, кнопку стартера нужно отпустить. Теперь двигатель работает сам. Если двигатель холодный или продолжительное время бездействовал, приходится прогревать его на богатой рабочей смеси, пользуясь при этом кнопкой управления воздушной заслонкой. После того как двигатель прогреется и начнет устойчиво работать на малых (холостых) оборотах, кнопку вдвигают в гнездо до отказа. Кнопкой управления воздушной заслонкой иногда пользуются и во время движения автомобиля, когда хотят путем кратковременного обогащения рабочей смеси резко увеличить эффективность работы двигателя, однако это не рекомендуется, так как в результате возможен преждевременный износ двигателя и нарушение нормальной работы системы питания двигателя.

Кнопкой управления дроссельной заслонкой пользуются еще реже — только если водителю по тем или иным причинам нужно оставить рабочее место, но необходимо поддерживать сравнительно высокие числа оборотов вала двигателя (например, если неисправен стартер).

Набор скорости, переключение передач

Как известно, в системе силовой передачи имеется несколько ступеней, чаще всего пять у легковых автомобилей и больше у грузовых. После небольшого разгона автомобиль может двигаться по ровной дороге на высшей (обычно так называемой прямой) передаче с различными скоростями, от минимальной до наибольшей. Для регулирования скорости водителю достаточно изменять подачу топлива и тем самым мощность и число оборотов вала двигателя; это достигается большим или меньшим нажимом на педаль подачи топлива. Можно представить себе автомобиль с двигателем, развивающим такую большую мощность и такой большой крутящий момент, что необходимость в понижающих передачах отпадает. Примером такого автомобиля может служить германская конструкция Майбах 1928 года, имевшая двигатель с рабочим объемом около 9 л, мощностью около 150 л. с. и крутящим моментом около 100 кгм. На таком автомобиле число органов управления, участвующих в изменении скорости, сводится к двум-трем: педали подачи топлива и тормозу (с приводом от педали и от рычага). Но размеры и вес двигателя, а следовательно всего автомобиля, резко возрастают с увеличением рабочего объема двигателя, автомобиль становится чрезмерно тяжелым, дорогостоящим. Поэтому подавляющая часть советских автомобильных двигателей рассчитана для движения автомобиля без понижающих передач только по ровной дороге и после разгона, а для разгона, движения на крутой подъем, преодоления плохих дорог приходится передаваемое от двигателя к колесам усилие увеличивать с помощью понижающих передач, что сопровождается соответственным уменьшением числа оборотов колес и снижением скорости.

Эти операции производит водитель, пользуясь рычагом переключения коробки передач. Если в конструкции отсутствуют специальные устройства для уравнивания числа оборотов (синхронизаторы), переключение передач невозможно (во всяком случае — бесшумное и безударное) без предварительного или одновременного отсоединения коробки передач от двигателя с помощью сцепления и регулирования числа оборотов ведущих шестерен посредством педали подачи топлива. Поэтому-то при переключении передач водитель вынужден не только выводить из зацепления и вводить в зацепление те или иные шестерни коробки передач, но и пользоваться при этом педалями сцепления и подачи топлива. На первый взгляд все эти действия могут показаться постороннему весьма сложными, но автомобилисты настолько освоились с ними, да и в конструкции современного автомобиля все устроено так целесообразно, что переключение передач не представляет ничего сложного, по крайней мере на легковых автомобилях и небольших грузовых. Доказательством тому служит широкое распространение среди водителей метода езды накатом, при котором без особой, казалось бы, нужды систематически в процессе движения по ровной дороге то выключают, то включают передачу. Это делается для получения некоторой экономии в расходе топлива и для снижения шума при движении. Если бы переключение передач было слишком сложным, водители не стали бы к нему прибегать ради малосущественных факторов.

Следует подчеркнуть, что переключение передач и все, что с ним связано, служит главным образом для регулирования тягового усилия в широких пределах. Изменение скорости только сопутствует изменению усилия. Регулирование скорости осуществляется в основном (кроме случаев разгона и очень медленного движения) регулированием оборотов вала двигателя различной подачей топлива.

Число оборотов при наибольшем крутящем моменте двигателя примерно вдвое меньше числа оборотов, соответствующих наибольшей мощности. Это значит, что при полном открытии дроссельной заслонки карбюратора крутящий момент наибольший при сравнительно небольших мощности двигателя и скорости движения автомобиля, а при уменьшении или увеличении числа оборотов величина момента снизится.

Пропорционально моменту изменяется и тяговое усилие на ведущих колесах автомобиля. При езде с неполностью открытой дроссельной заслонкой всегда можно увеличить мощность, а следовательно момент двигателя, сильнее нажав на педаль, т. е. увеличив подачу топлива.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является

Рис. Наибольший крутящий момент двигатель развивает при сравнительно небольшом числе оборотов

До сих пор говорилось об увеличении скорости или о сохранении постоянной скорости. Но бывают обстоятельства, при которых скорость автомобиля должна быть снижена. Для этого водитель может использовать разные приемы.

Снижение скорости автомобиля

Первый прием — уже упомянутый накат, т.е. движение по инерции с выключенной передачей. Если дорога ровная, автомобиль постепенно замедляет ход, пока не остановится, причем вначале скорость мало отличается от той, что была перед накатом. Накатом пользуются, помимо уже упомянутого, перед заранее предусмотренной остановкой автомобиля, при приближении к перекрестку. Попутно отметим, что накат не рекомендуется применять на скользкой дороге, так как при этом устойчивость автомобиля может нарушиться, а также на крутых, в особенности, неполностью обозреваемых спусках, так как в этих условиях автомобиль развивает иногда скорость, большую, чем первоначальная, и движение становится небезопасным.

Второй прием — торможение двигателем, т.е. движение по инерции, но с включенной передачей и малой нагрузкой двигателя (без нажатия на педаль подачи топлива). Смысл торможения двигателем сводится к тому, что накопленная энергия теперь тратится на преодоление трения в механизмах силовой передачи и особенно двигателя. Это очень надежный прием замедления движения, в особенности важный на скользкой дороге и на спусках. Наибольший эффект торможения получается, если включить понижающую передачу и уменьшить подачу топлива. Здесь переключение передач на понижающую служит не для увеличения момента, а для увеличения числа оборотов вала двигателя и потерь на трение в нем. Преимуществом торможения двигателем является еще и то, что оно может продолжаться длительное время, не нагревая тормозов и не изнашивая тормозных накладок. Кроме того, при торможении двигателем (не считая случаев перехода на низшую передачу) водителю нужно только уменьшать подачу топлива.

Органом управления автомобиля является. Смотреть фото Органом управления автомобиля является. Смотреть картинку Органом управления автомобиля является. Картинка про Органом управления автомобиля является. Фото Органом управления автомобиля является

Рис. Повороты рулевого колеса передаются передним колесам через вал, рулевой механизм и систему тяг

Третий прием замедления хода — торможение с помощью колесных тормозов, которые приводятся в действие от педали. Торможение применяется чаще всего для кратковременного и вместе с тем достаточно резкого замедления хода — при появлении опасности, для остановки автомобиля после замедления хода иными средствами и т. д. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, неподвижные тормозные колодки прижимаются к вращающемуся тормозному барабану или диску. Между колодками и барабаном (или диском) возникает трение; колодки и барабан (или диск) от трения нагреваются. Накопленная движущимся автомобилем энергия расходуется уже не на дальнейшее движение, а в значительной мере на трение и образование тепла, и автомобиль замедляет ход.

Наконец, кроме перечисленных приемов, водитель может пользоваться рычагом ручного стояночного тормоза, привод от которого осуществляется на тормоза задних колес или на тормоз на валу силовой передачи.

Движение задним ходом

Для включения заднего хода водитель, после остановки автомобиля, с помощью рычага переключения коробки передач и педали сцепления вводит между шестернями промежуточного и вторичного валов коробки передач дополнительную шестерню и этим изменяет направление вращения ведомого вала. Тем самым изменяется и направление вращения колес.

Изменение направления движения

Изменения направления движения, т. е. поворота автомобиля, водитель достигает вращением рулевого колеса. Механизмы рулевого привода передают вращение штурвала левому и правому передним колесам, поворачивая их на некоторый угол и тем самым направляя автомобиль влево или вправо.

Источник

Первое знакомство с приемами управления автомобилем

Первое знакомство с приемами управления автомобилем

Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.

Органы управления автомобилем

Для того чтобы говорить о приемах управления автомобилем, давайте сперва разберемся, какими органами управления он обладает. Иначе говоря, что входит в «набор инструментов», при помощи которых водитель перемещает свое транспортное средство в пространстве?

На стандартном автомобиле в распоряжении водителя имеется:

— рычаг переключения передач;

— рычаг управления стояночным тормозом;

— всевозможные кнопки, выключатели и переключатели.

Если руки водителя почти все время держат руль, то его ноги постоянно нажимают и отпускают педали. Их может быть две или три – в зависимости от того, какой коробкой передач оснащен автомобиль. Если коробка передач механическая или, иначе говоря, ручная, то под ногами у водителя располагаются три педали, а в круг его обязанностей входит постоянное переключение передач рычагом, расположенным между передними сиденьями. Каждая передача соответствует определенному скоростному диапазону, и когда скорость, возрастая или падая, выходит за его пределы, водитель должен перевести рычаг коробки передач в новое положение, чтобы двигаться дальше.

Когда автомобиль оснащен автоматической коробкой переключения передач (сокращенно она называется АКПП), водителю нет необходимости постоянно выбирать и переключать передачи при разгоне и замедлении – коробка-автомат делает это самостоятельно, заодно обеспечивая оптимальный режим эксплуатации транспортного средства. На таких автомобилях в распоряжении водителя всего две педали – педаль газа для задания нужной скорости и педаль тормоза – для ее снижения и удержания автомобиля на месте при коротких остановках. Это очень удобно, поскольку водитель меньше отвлекается, меньше путается в органах управления и меньше ошибается в процессе вождения. Правда, рычаг переключения передач обязательно присутствует и на таком автомобиле, однако пользуются им только перед началом поездки, после ее окончания, а также в особых случаях, когда необходимы специальные режимы движения.

Специалисты утверждают, что лет через 15-20 мы забудем об автомобилях с ручным переключением передач – их вытеснят машины с АКПП, как это уже произошло в США и Японии. Но эти 10-20 лет надо еще прожить. К тому же, научившись ездить на машине с механической коробкой, вы в любой момент безболезненно пересядете на «автомат», а вот в обратной последовательности, скорее всего, ничего не получится. Поэтому далее мы будем рассматривать именно автомобиль с механической коробкой передач.

Педаль газа, которую правильнее называть акселератором, регулирует поступление топлива в двигатель, на что двигатель откликается увеличением или уменьшением частоты вращения (числа оборотов) своего вала. Это вращение передается на колеса автомобиля, благодаря чему он, собственно, и движется.

Не вдаваясь в особенности устройства коробки передач, скажем, что именно благодаря ей обеспечивается возможность двигаться на любой скорости – от минимальной на первой передаче до максимально возможной – на последней по счету, или прямой передаче.

Необходимо четко усвоить, что при нажатой педали сцепления двигатель отделен от колес, а при отпущенной – соединен с ними. Чтобы тронуться с места, водитель должен нажать педаль сцепления до упора, включить первую передачу и плавно отпускать педаль, пока автомобиль не начнет двигаться. Перед каждым переключением передач также выжимается педаль сцепления, после чего рычаг переводится в нужное положение, и педаль сцепления отпускается.

Итак, для того, чтобы разогнаться, нужно переключать рычаг с первой передачи на вторую, со второй – на третью и т.д. При этом любое переключение должно выполняться при полностью нажатой педали сцепления. Возможно, вы уже догадались, что с точки зрения поведения автомобиля, «нейтралка» и нажатая педаль сцепления – это одно и то же. Действительно, и в том, и в другом случае двигатель не соединен с колесами, а значит, может работать независимо от того, вращаются они или нет. Из этого вытекает важный вывод: на исправном автомобиле при выключенной передаче или полностью выжатом сцеплении двигатель заглохнуть не может. Следовательно, если вам нужно НЕ заглохнуть (как стоя на месте, так и в движении) – достаточно просто нажать левую педаль, а потом, при желании, можно поставить рычаг в нейтральное положение, а ногу с педали сцепления убрать.

С другой стороны, если мы НЕ нажимали сцепление и НЕ выключали передачу, то двигатель и колеса через сцепление и коробку передач воздействуют друг на друга. Как правило, колеса вращаются медленнее, поскольку встречают сопротивление дороги, поэтому они «тормозят» двигатель. Как только скорость автомобиля снизится до определенной величины, которая соответствует минимально возможной частоте вращения коленчатого вала, двигатель заглохнет. На какой скорости это произойдет? Это зависит от той передачи, на которой вы двигались. Если на пятой, то примерно при 30-35 км/ч, на третьей – при 10 км/ч, на первой – при 2-3 км/ч. Перед тем, как двигатель остановится, автомобиль своим поведением просигнализирует, что вы делаете что-то не то – он начнет покашливать, подергиваться, в конце концов, сделает несколько бросков вперед – и затихнет. Что надо было делать, чтобы не заглохнуть? Правильно – выжимать сцепление!

Рычаг ручного (стояночного) тормоза располагается позади рычага коробки передач, между спинками передних сидений. Его верхнее положение (необходимо тянуть рычаг вверх до упора) соответствует заторможенному состоянию задних колес, которое не позволяет автомобилю укатиться в отсутствие хозяина. Чтобы растормозить автомобиль, то есть «снять с ручника», нужно нажать кнопку на торце рукоятки и опустить рычаг вниз до конца.

О всевозможных кнопках и переключателях можно писать много, но мы этого делать не будем, поскольку всю необходимую информацию можно найти в Руководстве по эксплуатации, которое прилагается к каждому выпущенному автомобилю. Скажем только, что практически на всех современных легковых автомобилях рычаг переключения указателей поворота, фар и габаритных огней находится под рулевым колесом слева, рычаг управления стеклоочистителями и стеклоомывателями – под рулем справа, блок переключателей отопления и вентиляции салона – посередине между водителем и передним пассажиром, рычаг открытия капота – под панелью приборов слева. Заметим, что мы ведем речь об автомобиле с левым расположением руля.

Что и как делается

Заводим двигатель. Для того чтобы двигатель начал работать, необходимо выполнение следующих условий:

— питание (поступление в двигатель топлива и воздуха в правильной пропорции);

— зажигание (в бензиновом двигателе электрическая искра должна воспламенять горючую смесь; для работы дизельного двигателя зажигание не нужно);

— вращение вала двигателя.

Когда мы садимся за руль, включаем зажигание (повернув ключ в замке по часовой стрелке до щелчка) и стартер (повернув тот же ключ еще чуть дальше), эти три условия выполняются, и если автомобиль исправен, двигатель запускается. Что такое стартер? Это обычный электрический моторчик, который определенным образом соединяется с валом двигателя и проворачивает его. Питается стартер от аккумулятора, который можно считать большой и мощной электрической батарейкой. Как только двигатель заводится, специальное реле отсоединяет стартер от его вала. Если этого не сделать, то раскрутившийся двигатель так разгонит стартер, что тот выйдет из строя от чрезмерной нагрузки.

При желании водитель может загубить стартер и самостоятельно – если не отпустит ключ зажигания сразу после запуска или попытается завести стартером уже работающий двигатель. В таких случаях всегда слышен характерный треск – это трещат детали стартера, который вскоре придется сдавать в утиль.

Существует важное правило: перед запуском двигателя передача всегда должна быть выключена. Многие водители, припарковав автомобиль, ставят рычаг в положение первой или второй передачи, чтобы дополнительно заблокировать ведущие колеса – тогда автомобиль не покатится с уклона. Однако если потом, забыв вернуть рычаг коробки передач в нейтральное положение, они попытаются завести мотор, машина тут же начнет движение. При этом в лучшем случае она слегка ударит стоящий впереди автомобиль, а в худшем – совершит наезд на находящегося поблизости человека. Чтобы нечаянно не оказаться в такой ситуации, нужно всегда выжимать сцепление перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, а когда машина завелась, отпускать педаль, только убедившись, что вы стоите «на нейтралке». Тем самым вы не только обеспечите безопасность окружающих, но и облегчите запуск двигателя в зимнее время года.

Трогаемся с места. Плавное начало движения на автомобиле с механической коробкой передач всегда было и остается проблемой для новичков. Последовательность ваших действий должна быть такой:

— стоя на месте, нажать педаль сцепления до упора;

— включить первую передачу;

— плавно нажимать на акселератор и одновременно плавно отпускать сцепление, пока автомобиль не поедет.

Если первые два пункта выполнить довольно легко, то с последним возникают вечные трудности, поскольку он требует определенной координации движений. Лучше всего разбить стоящую перед вами задачу на кусочки и работать с каждой педалью поочередно. Для этого после выполнения первых двух подпунктов:

— слегка прибавьте газ, чтобы обороты двигателя были чуть выше, чем на холостом ходу. Добейтесь стабильности оборотов и зафиксируйте правую ногу в этом положении;

— начинайте отпускать сцепление левой ногой. Делать это можно достаточно смело (но не резко) до определенного момента. Когда вы этого момента достигнете, автомобиль чуть заметно шевельнется, все еще оставаясь на месте, а вращение двигателя немного замедлится, что можно легко различить на слух. Это самый важный этап – вы вот-вот поедете. Замрите на педали сцепления, чуть-чуть придавив ее обратно, и оставьте ногу в этом положении;

— прибавьте еще немного газу и снова добейтесь повышенных, но стабильных оборотов двигателя (он не должен реветь, распугивая прохожих);

— аккуратно отпуская педаль сцепления, начинайте движение. Если всё было сделано правильно, то машина не дернется, не прыгнет вперед и не заглохнет, а поедет в нужную сторону под вашим чутким руководством.

Если вы сели за руль автомобиля с выключенной АКПП, то трогание с места производится в такой последовательности:

— слегка нажимаем на тормоз (давить на тормозную педаль до упора не нужно);

— переводим рычаг из положения «парковка» через «задний ход» и «нейтралку» в положение, соответствующее движению вперед (убедитесь, что вы нечаянно не включили пониженную передачу, проскочив нужное положение рычага, иначе так и будете ехать с пониженной скоростью);

— отпускаем педаль тормоза и нажимаем на газ, задавая машине нужную интенсивность разгона. Ура – вы поехали!

Трогаемся на подъеме. Когда вы стоите на уклоне, автомобиль должен быть заторможен, иначе он покатится с горы. Поэтому изначально ваша правая нога нажимает педаль тормоза. Чтобы привести автомобиль в движение, нужно нажать на педаль газа, и вы, отпустив тормоз, переносите правую ногу на нее. Однако мгновенно тронуться без достаточного опыта невозможно, и машина сразу же начинает катиться с горы задним ходом, понемногу набирая скорость. Вы в панике бросаетесь с акселератора на педаль тормоза – автомобиль останавливается (хорошо, если он еще не успел ударить стоящую позади машину), но при этом двигатель глохнет, ибо сцепление отпущено, а педаль газа не нажата. Вы заводите двигатель… и всё повторяется сначала. Ситуация эта настолько неприятна для начинающего водителя, что именно ее выбрали в качестве одного из упражнений для сдачи практического экзамена в ГИБДД.

Где же выход? Вы найдете его, если вспомните о рычаге стояночного тормоза. Если заранее затормозить автомобиль этим рычагом, то, переставив ногу с тормозной педали на акселератор, вы никуда не покатитесь. В тот момент, когда, отпуская сцепление, вы почувствуете, что вот-вот тронетесь с места, ничто не мешает вам снять автомобиль с «ручника» свободной рукой и одновременно начать движение.

Во-первых, запомним – машина тем лучше поворачивает, чем медленнее вы движетесь и чем быстрее крутите руль. На автомобиле с «автоматом» можно обойтись одной педалью тормоза, отпуская ее, чтобы двигаться, и чуть-чуть нажимая, чтобы остановиться. Это достаточно удобно и обычно проблем не вызывает. На машине с ручной коробкой водитель, наоборот, пользуется педалями газа и сцепления, практически не прикасаясь к тормозам. Дело в том, что при движении на малой скорости нажатого сцепления бывает вполне достаточно, чтобы машина остановилась, поскольку сопротивление дорожного покрытия весьма велико. Таким образом, выжимая и частично отпуская сцепление, можно двигаться на минимальной скорости, либо короткими толчками с остановками. При этом педалью газа нужно поддерживать такие обороты двигателя, чтобы он не заглох. Для верности можно сделать их повыше – до 1500 об/мин.

Движемся задним ходом. Проблемы с движением задним ходом возникают, в первую очередь, из-за того, что голова не способна поворачиваться на все 360 градусов, а багажник и стойки кузова загораживают обзор позади автомобиля. Сразу уточним, что, глядя только в зеркала заднего вида, как это делают некоторые легкомысленные водители, вы получите от силы две трети необходимого обзора.

Вообще-то самый надежный способ движения задним ходом – использование толкового помощника. В качестве ассистента на некоторых автомобилях применяется электронное устройство – парковочный радар, который начинает истошно пищать, как только вы слишком приближаетесь к какому-либо препятствию. Однако на учебной машине, предназначенной для приема экзамена, такое устройство вряд ли будет установлено.

Когда помощника нет, и взять его негде, рекомендуется не полениться, выйти из машины и собственными глазами убедиться, что путь позади автомобиля свободен на достаточном расстоянии. Хотя это и не дает стопроцентной безопасности, но все-таки существенно снижает риск наезда. Остальное будет зависеть от ваших грамотных действий за рулем.

Поскольку бросить руль и педали и перебраться на заднее сиденье, чтобы было лучше видно, вы не можете, нужно научиться правильной посадке за рулем при движении задним ходом. Для этого на автомобиле с левым расположением руля:

— отстегните ремень безопасности (не бойтесь, никто вас за это не оштрафует);

— левую руку оставьте на руле, а правую положите на спинку пассажирского сиденья;

— развернитесь (не шеей, а всем корпусом) так, чтобы вам была видна вся площадь заднего стекла и пространство справа от автомобиля;

— начинайте движение с минимальной скоростью и не разгоняйтесь быстрее 5-7 км/ч;

— каждые 2-3 секунды поворачивайте голову обратно, чтобы проконтролировать ситуацию слева от автомобиля через наружное зеркало заднего вида;

— если нужно повернуть, крутите руль в ту сторону, куда собираетесь направить «хвост» своего автомобиля.

Не забывайте, что даже при небольшом повороте задним ходом, когда ваш хвост уходит вправо, левый передний угол, на который вы в этот момент не смотрите, резко выдвигается в противоположную сторону, и наоборот. Не учитывая этого, можно запросто зацепить проезжающую или стоящую машину, дерево или столб, поэтому вы должны, вдобавок ко всему, держать под постоянным контролем положение передних углов и передних крыльев своей машины.

Имейте в виду, что при резком повороте обстановка позади автомобиля меняется настолько быстро, что вы можете на какое-то время потерять ориентацию в пространстве. В таком случае лучше остановиться, разобраться, что к чему и только после этого продолжать движение.

Главное, что нужно осознать раз и навсегда – выбранная водителем передача должна соответствовать той скорости, с которой вы движетесь. Говоря более строго, передача должна соответствовать определенной частоте вращения вала двигателя. Обороты двигателя можно контролировать по прибору, который называется тахометром – при движении в спокойном режиме они не должны выходить за пределы 1000-3500 об/мин, а переключение передач при разгоне рекомендуется производить при частоте вращения 2500-3000 об/мин. Сразу после переключения обороты двигателя снижаются, что дает возможность набирать скорость за счет педали газа до выхода на следующую передачу. Таким образом, процесс набора скорости выглядит так: «старт – разгон – переключение – разгон – переключение» и так далее.

Если тахометра нет (на некоторых моделях автомобилей он не устанавливается), можно определять частоту вращения вала двигателя на слух. Если же руководствоваться не числом оборотов, а скоростью движения, то она определяется по спидометру, и если вы посмотрите на его шкалу, то найдете на ней несколько красных меток. Это предельно допустимые скорости для движения на первой, второй, третьей и четвертой передаче. Запомните: мало того, что нельзя превышать эти значения – не следует даже приближаться к ним, иначе двигатель с высокой вероятностью выйдет из строя.

Назовем ориентировочные диапазоны скоростей для каждой передачи (речь идет о легковом автомобиле с пятиступенчатой коробкой передач при «спокойном» режиме эксплуатации):

1-я передача: 0-25 км/ч;

2-я передача: 10-40 км/ч;

3-я передача: 25-60 км/ч;

4-я передача: 40-90 км/ч;

5-я передача: от 60 км/ч и выше.

Если вы превысите рекомендуемые значения скорости на соответствующей передаче, то двигатель разовьет слишком большие обороты, однако это почти не придаст автомобилю ускорения. Если вы включите следующую передачу слишком рано, то нормально разгоняться тоже не сможете – двигатель будет захлебываться избытком топлива, причем такой режим для него является крайне неблагоприятным.

Типичная ошибка начинающего водителя состоит в том, что он старается переключать передачи как можно реже, затягивая тем самым процесс разгона автомобиля. Запомните: чем чаще вы будете переключаться на первых порах, тем быстрее научитесь, и необходимость переключения скоростей перестанет отравлять вам жизнь. Для подготовленного водителя переключение передач является настолько естественным и доведенным до автоматизма действием, что он даже не задумывается о том, как это у него получается. Если на дороге нет каких-либо препятствий, то разгон должен быть не резким, но достаточно интенсивным, поскольку это обеспечивает оптимальный режим эксплуатации двигателя и наибольшую экономию топлива. Рекомендуется такая динамика набора скорости:

— на первой передаче: 3-5 секунд;

— на второй передаче: 5-8 секунд;

— на третьей передаче: 10-15 секунд;

дальше – как получится, в зависимости от ваших намерений и обстановки на дороге.

В процессе разгона не надо увлекаться чрезмерным нажатием на педаль газа. Если автомобиль исправен, дорога не имеет крутого подъема, передача выбрана правильно, то даже при небольшой подаче топлива ваша машинка будет довольно резво набирать скорость. При избыточном нажатии на педаль лишнее топливо, поступившее в двигатель, все равно не успеет сгореть, а значит, превратится в ядовитые выхлопные газы, не выполнив никакой полезной работы. Вместе с ним вылетят в выхлопную трубу и уплаченные за него денежки.

И последнее. Любой водитель должен знать, что движение на пониженных передачах (первой и второй) не дает высокой скорости, но зато обеспечивает большую силу тяги. С переходом на повышенные передачи скорость увеличивается, а сила тяги, в соответствии с законами физики, уменьшается. Поэтому если вам надо преодолеть трудный участок дороги (рыхлый снег, разбитая и мокрая грунтовка и т.п.) – выбирайте пониженную передачу, а переключившись на нее, поддерживайте увеличенные обороты двигателя, но так, чтобы избегать при этом буксования колес. Чтобы не увязнуть на такой дороге, важно, не останавливаясь, непрерывно продвигаться вперед, пускай и на минимальной скорости.

Движемся на прямой передаче. Все мучения когда-нибудь кончаются, и вы рано или поздно включите последнюю по счету передачу (она еще называется прямой). Но не спешите радоваться. В городе долго наслаждаться жизнью вам все равно не дадут – или красный свет, или затор, или какой-нибудь участник движения заставит вас притормозить, а то и вовсе остановиться, и всё придется начинать заново. А вот на хорошей трассе, если интенсивность движения не слишком велика, вы можете проехать на прямой передаче, не переключаясь, несколько десятков километров. Однако и здесь не нужно особо расслабляться.

По мере движения дорога, по которой вы поедете, будет спускаться и подниматься, изгибаться вправо и влево, хорошо заасфальтированные участки будут чередоваться с неровными, и все это отразится на скорости вашего движения. Запомните важное правило – не автомобиль должен диктовать вам скорость, с которой ему нравится ехать, а вы сами должны постоянно указывать ему, какая скорость вам нужна. А для этого «не спите» на педали газа и чаще посматривайте на спидометр: если вы считаете правильным ехать со скоростью 80 км/ч – поддерживайте ее на этом уровне. Где-то придется чуть-чуть сбросить газ, а где-то и «притопить» акселератор. В любой момент условия движения могут измениться (поворот, ямы, ограничительный дорожный знак), и вам для безопасного движения потребуется какая-то другая скорость – при помощи той же педали газа добейтесь от автомобиля нужной вам величины.

Всё, что было сказано о движении на прямой передаче, в полной мере распространяется и на автомобили с АКПП.

Регулируем скорость (речь пойдет об автомобиле с механической коробкой передач). Учиться останавливаться мы будем чуть позже, а сейчас рассмотрим ситуацию, когда вам пришлось притормозить, а дальше – путь оказался свободен, и можно разгоняться вновь.

Есть два пути снижения и последующего набора скорости. Первый – притормаживаем, насколько требуется, а перед тем как снова нажать на газ, переключаемся на пониженную передачу. Бывает, что с четвертой на третью, а может получиться, к примеру, и с пятой на вторую. Это зависит от того, какая скорость получилась в конце вашего торможения, ведь включаемая передача должна соответствовать этой скорости. Чтобы не запутаться на дороге, вы должны заранее четко запомнить, какое положение рычага соответствует каждой передаче, и научиться переключать их в любой комбинации. И если при разгоне, как правило, переключение выполняется последовательно (1-2-3-4-5), то при снижении скорости никто не обещает, что будет 5-4-3-2-1, поэтому запоминать следует не движения руки от одной передачи к другой, а те «ячейки», в которые нужно вставить рычаг, чтобы получить ту или иную нужную вам передачу.

Второй путь – сбросив газ (убрав ногу с акселератора), выжимаем сцепление, выключаем передачу, переводя рычаг в нейтральное положение, и, отпустив сцепление, движемся по инерции («накатом»), при необходимости подтормаживая педалью тормоза. Как только появляется возможность увеличить скорость, включаем с помощью сцепления нужную передачу, переносим ногу с тормоза на газ – и вперед!

Второй путь несколько проще для начинающего водителя, поскольку не требует держать под контролем обороты двигателя – на «нейтралке» вы не заглохнете, даже если вообще придется остановиться. Однако надо иметь в виду, что движение накатом не обладает теми преимуществами, которые ему порой приписывают – в частности, не дает экономии топлива. Кроме того, такой прием недопустим на скользкой дороге, поскольку отсоединение двигателя от колес не способствует сохранению устойчивости автомобиля и отнимает у водителя лишние секунды там, где необходимы срочные, мгновенные меры по выходу из опасной ситуации.

Поворачиваем (на автомобиле с механической коробкой передач). Собственно, а что такое поворот, как не снижение скорости с последующим ускорением? Следовательно, всё, что было сказано о переходе на пониженную передачу, имеет к нему непосредственное отношение.

В населенных пунктах повороты чаще всего происходят на перекрестках или в местах въезда на прилегающую территорию, под прямым углом к первоначальному направлению движения. Чтобы вписаться в такой поворот, необходимо снизить скорость примерно до 15-20 км/ч на перекрестке и до 5-10 км/ч при въезде во двор или на автостоянку. Этот диапазон скоростей лучше всего соответствует второй передаче, которая и должна быть включена либо непосредственно перед поворотом, либо сразу после него.

Когда вы приближаетесь к такому повороту с высокой скоростью на 3-5 передаче, нужно не забывать перед выполнением маневра выжимать сцепление. Если дорога не скользкая, то можно делать это одновременно с нажатием на педаль тормоза. Притормозив с нажатым сцеплением до нужной скорости, переключитесь на вторую передачу и сразу же отпустите сцепление – тогда вам останется только вовремя повернуть руль, после чего можно будет начать разгоняться в любой момент, когда сочтете нужным. Таким образом, мы опять разбиваем сложную задачу на отдельные кусочки. Можно пойти и по второму пути – заранее включить «нейтралку», как следует притормозить, спокойно повернуть, после чего включить вторую передачу и прибавить газу. Пожалуйста – но только если дорога не скользкая, и скорость на повороте минимальная.

Распространенная ошибка новичка – недостаточное торможение перед поворотом. Не имея опыта, трудно понять, какая у вас скорость – можно принять 10 км/ч за 25, а можно и наоборот. Если вы не снизили свою скорость до нужной величины, то машина будет приближаться к месту поворота стремительно, и вы ничего не успеете – ни включить указатель, ни перейти на пониженную передачу, ни «прицелиться». А если в суматохе еще и забудете нажать сцепление, то автомобиль продемонстрирует вам свои «кенгуриные прыжки», которые получаются при движении на высокой передаче с малой скоростью. В такой обстановке попытка повернуть любой ценой может закончиться на газоне, тротуаре, встречной полосе или, чего доброго, в мачте городского освещения. Лучше уж просто проехать прямо, остановиться и спокойно подумать о том, что вы неправильно сделали.

Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы вы, перестраховавшись, заранее снизили скорость до минимума, до черепашьего шага. В этом случае нужный поворот приближался бы к вам настолько медленно, что хватило бы времени сделать всё необходимое, не торопясь и не впадая в панику. Даже если машина остановится, недотянув до поворота, ничего страшного не случится – нажав сцепление перед остановкой, чтобы не заглохнуть, включаем первую передачу, трогаемся с места и поворачиваем не спеша, с чувством собственного достоинства, а главное – безопасно для себя и окружающих.

Останавливаемся. Перед тем как выбирать место для парковки, желательно как следует снизить скорость. При быстрой езде, когда всё мелькает перед глазами, ваша единственная задача – уследить за дорожной обстановкой. Двигаясь на небольшой скорости, вы успеете и проконтролировать ситуацию вокруг вашего автомобиля, и выбрать наиболее удобное место для остановки. Снижаем скорость одним из двух описанных способов: либо «нейтралка», а потом торможение до полной остановки, либо тормоз, а когда скорость снизится, добавляем к нему нажатие на педаль сцепления. Во втором случае придется держать сцепление нажатым, пока вы не поставите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Можно сделать это непосредственно перед остановкой, а можно сразу после нее.

Не следует подъезжать вплотную к уже припаркованной машине или препятствию, оставьте перед своим передним бампером, как минимум, один метр свободного пространства. Иначе, когда чей-нибудь автомобиль встанет вплотную позади вашего, вы не сможете уехать с того места, где вас «заперли».

Перед тем, как выбраться из-за руля, не забудьте закрыть все окна, выключить фары, заглушить двигатель, повернув ключ зажигания против часовой стрелки до упора, вынуть ключ из замка и затормозить машину стояночным тормозом, который всегда нужно затягивать до последнего щелчка. В качестве дополнительной меры, исключающей скатывание автомобиля на уклоне, можно повернуть передние колеса в сторону бордюра, либо включить первую или вторую передачу, но только после того как двигатель будет выключен.

На автомобиле с коробкой-автоматом сразу после остановки, не отпуская педаль тормоза, переведите рычаг в положение «парковка» (вперед до упора). Без этого вы не сможете вынуть ключ из замка зажигания.

На многих современных автомобилях предусмотрена так называемая «защита от дурака». Например, если вы выключили двигатель, но не погасили фары, не закрыли окна или оставили ключ в замке, раздается негромкий, но настойчивый звуковой сигнал. Такая защита помогает предотвратить разряд аккумулятора во время долгой стоянки или проникновение в автомобиль посторонних лиц.

Наконец, последний штрих – уходя по своим делам, не забудьте запереть машину, иначе состоявшаяся поездка на любимом авто может оказаться для вас последней. Хорошо, если автомобиль оборудован центральным замком – тогда все двери и багажник запираются одновременно при нажатии кнопки на ключе или на брелке дистанционного управления. Если центрального замка нет, придется обойти машину по кругу (что никогда не вредно) и проверить каждую дверь в отдельности. Однако и в том, и в другом случае необходимо убедиться в том, что двери захлопнуты плотно, иначе замок может не сработать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *