Особенности управления тяжелым мотоциклом
Пэт Хан «Максимальный контроль. Приручение тяжёлого мотоцикла»
Давно не переводил я мотокнижек. Дело не в том, что их нет, как раз наоборот, на Амазоне их великое множество, да и новые периодически появляются. Но поскольку большинство из них посвящены одной теме — а именно, приёмам безопасного вождения — то есть в них некая вторичность. Конечно, в каждой книжке можно найти что-то интересное, но 300 страниц текста ради пары хороших моментов — слишком сильное испытание и для переводчика, и для читателя. В общем, считаю, что классический триумвират из Хаффа, Паркса и Йенатча — необходимый и достаточный минимум для любого мотоциклиста.Тем не менее, книжки на Амазоне я исправно покупаю и на досуге их почитываю. Недавно вот наткнулся на труд под названием “Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла”. Автора зовут Пэт Хан.
Для начала Пэт определяет, что тяжёлым мотоциклом он считает аппарат объёмом от 900 кубиков и весом от 270 килограммов (или 600 фунтов). Сразу вслед за этим автор признаёт, что, во-первых, тяжелый мотоцикл вполне может быть и легким — 40-килограммовой женщине и 125-кубовый аппарат тяжёл. А во-вторых, все его приёмы отлично работают и с лёгкими мотоциклами. Таким образом, книгу можно считать универсальной, а название — маркетинговым ходом.Так вот, в книге этой даётся набор из 10 упражнений, которые по идее автора должны помочь овладеть (тяжелым) мотоциклом. Упражнения мне понравились, их довольно просто организовать, они безусловно полезны, и — самое главное! — они образуют систему. То есть вот натурально — расписание занятий, путь от простого к сложному, понятные и измеряемые параметры для контроля, короче говоря, всё, что нужно для самостоятельных и успешных занятий. В книге Паркса, например, тоже есть упражнения, но систему они не образуют.
Конечно, ничто не сравнится с занятиями в хорошей мотошколе под руководством профессионального инструктора, и, если есть возможность, нужно идти в школу. Но такие школы есть не в каждом городе, а если и есть, то не все могут выкроить время и/или деньги для занятий. А тут пожалуйста — занимайся когда угодно и совершенно бесплатно. Причём, система эта представляется полезной не только для новичков, опытным водителям тоже не лишним будет позаниматься в начале сезона или после длительного перерыва.
Пэт Хан катается более 20 лет, последние 12 он работает инструктором MSF, пишет статьи в мотожурналы, ведёт мотосеминары и консультирует по мототематике. В общем, мотоциклетный человек.
Есть у него два соавтора. Один — Стив Гудериан — калифорнийский полицейский в отставке, сейчас работает мотожурналистом, мотоинструктором и консультантом по мотобезопасности. Второй — Марк Браун — уже 23 года служит в North Carolina Highway Patrol, по совместительству работает в полиции Северной Каролины главным мотоинструктором. Кроме того, он единственный в США инструктор BikeSafe и президент мотошколы MotoMark.
Схемы рисовал сам, так что не судите строго, переплёт у книжки такой, что не отсканируешь. Единицы измерения перевёл в метрические, думаю некруглые числа никого не испугают. На этой странице главы даны так, как они расположены в книге, а не по времени появления в блоге.
Не получается ездить – не достаю ногами до земли!
Магия езды на высоких мотоциклах весьма проста. Пока ты едешь – надо, чтобы ты доставал до подножек. А когда останавливаешься – для опоры достаточно одной ноги. То есть мотоцикл можно спокойно расположить не под вашей попой, а, например, под бедром.
Как с небольшим ростом ездить на мотоцикле
«Я упаду!» – возразите вы. Да, и не раз. Нет тех, кто не падал. Но упадете не от того, что мотоцикл чуть наклонен (что неизбежно, если ты стоишь на одной ноге, а вторая поддерживает байк бедром, надавливая при этом на подножку).
Мотоцикл упадет, когда наклонится слишком сильно. Для каждого байка это «слишком сильно» разное, потому что у всех центр тяжести находится на разной высоте. Чем выше центр тяжести и чем тяжелее сам мотоцикл, тем сложнее будет удержать мот при наклоне, ибо рычаг, Карл. Поэтому, попробуйте покачать байк, сидя на нем. Поймайте момент, когда мот уже начинает падать, делать лучше со страховкой, чтобы он таки не упал (попросите кого-то вас подстраховать). Когда привыкните – попробуйте сместить его под ногу, а опорную ногу полностью поставить на землю.
Далее делаем такое упражнение: из положения стоя на одной ноге (например на левой) поднимаемся в положение “стоя на подножках” и стараемся удержаться хоть пол секундочки. После спрыгиваем на другую (правую) ногу, оставляя стоять мотоцикл под бедром левой ноги. Еще раз залезаем на мот, и снова спрыгиваем в противоположную сторону. Если это упражнение кажется страшным – просите помочь товарища. Пусть сначала держит мотоцикл, потом лишь немного страхует. А когда придет уверенность – пусть снимает вас на телефон и выкладывает в соц-сеть ))
Когда движение в статике отработано – пробуйте делать стоп энд гоу с чередованием опорной ноги. Это не сложно. За 20-30 минут можно решить этот вопрос раз и навсегда.
Как ездить на мотоцикле: полезные советы
Общие положения о мотоциклах
Свое начало мототранспорт ведет с далекого конца XIX века. В то время человечество увидело первый мотоцикл. Только, по сути, никакой это был не мото-, а квадроцикл, поскольку имел четыре колеса вместо положенных двух. Двигатель мощностью в 1 /2 лошадиной силы кое-как приводил в движение деревянную машину.
Сегодня же никого не удивить современным разнообразием двухколесной техники.
Существует некая классификация по назначению мотоциклов:
Несложно догадаться, что спортивные и гоночные мотоциклы предназначены для вождения в условия гонки, соревнований и так далее. Чего нельзя сказать о классических байках. Эти транспортные средства ежедневно используют для обыденного передвижения на работу, учебу, отдых и в другие места.
О том, как ездить на мотоцикле
Выбор стиля езды на двухколесном транспорте сильно зависит от водителя. Опытные мотоциклисты на вопросы о том, как ездить на мотоцикле, отвечают подобно этому: «Смотря какая прокладка между рулем и сиденьем». На самом же деле никакой прокладки между рулем и сиденьем байка быть не может. Такое название присваивают неопытным мотоциклистам, новичкам в байкерском деле.
Для того чтобы начать езду в городе, следует достаточно много тренироваться. Как правило, подобные тренировки происходят на неоживленных дорогах сельской или поселковой местности, загородным проезжим участкам, лесам и полям.
Особенности тяжелых мотоциклов
Снаряженная масса такого агрегата превышает 180 килограмм, именно поэтому его классифицируют как тяжелый. Объем двигателя зачастую более 400 см кубических, что говорит о значительной мощности двух- или трехколесной машины.
Как ездить на мотоцикле «Урал» или «Днепр», было известно каждому второму советскому байкеру. Эти габаритные машины использовались как автомобиль. Особенно отдельное внимание стоит отвести «Уралу». Детище ирбитского мотоциклетного завода, как правило, используется с коляской. Некоторые модели «Урала» имеют привод на колесо так называемой «люльки». Шофер этой машины имеет возможность отключать привод коляски.
Чтобы ездить на любых других моделях тяжелых мотоциклов, наезднику важно иметь достаточный опыт управления подобным транспортом. Если байк таких размеров используется без коляски, что еще более усложняет процесс вождения, водитель должен хорошо ощущать не только равновесие, но и предусматривать возможные трудности торможения и сложные условия дорожного покрытия.
О езде в плохих погодных условиях
Типичной нестандартной дорожной ситуацией для мотоциклиста считается выпадение осадков. Поскольку зимой мало кто ездит на мотоциклах, рассмотрим изменение погоды в теплое время года.
Немудрено, что простая одежда быстро намокнет, вследствие чего всадник запросто может замерзнуть. Чтобы предотвратить подобное, следует использовать специальную мотоодежду. Это могут быть брюки и куртка или комбинезон, сапоги, перчатки и, конечно же, шлем.
Манера вождения в таких условиях ни в коем случае не должна быть резкой и быстрой. Предельная осторожность поможет водителю сохранять контроль над своим байком. Скоростной режим стоит выбрать, скорее, средний, нежели быстрый. Останавливаться на светофорах или перекрестках с учетом удвоения тормозного пути. То есть тормозить начинать нужно заранее, избегать резкого ускорения и сильного наклонения мотоцикла на поворотах.
Незаконное управление байком
Громко сказано, но в стране довольно часто происходят случаи нелегального управления транспортными средствами, в том числе и мотоциклами. Незаконной считается езда:
Как ездить на мотоцикле без прав, знает практически каждый байкер. Немудрено, что водителя с правами и без них отличает только наличие соответствующего документа. На самом же деле уровень мастерства «всадника» напрямую зависит от стажа езды.
На вопрос «как ездить на мотоцикле без документов» последует ответ: «Ездить с минимальными нарушениями». Иными словами, не стоит привлекать внимание сотрудников ГАИ, а именно:
Отсутствие номерного знака
Как ездить на мотоцикле без номеров, и можно ли управлять байком без государственного знака? Ответ на вопрос очевиден — это напрямую противоречит действующим правилам дорожного движения. Управлять транспортным средством без номерного знака допускается только в случае его недавней потери. Несомненно, такие мотоциклы обязательно привлекут внимание сотрудников ГАИ.
Если мотоцикл эксплуатируется вдали от города или в местности, где контроль транспорта осуществляется редко или вовсе не происходит, — езда без номеров вполне реальна.
Смышленому водителю, который хорошо ознакомлен с ПДД, имеет юридические знания, а еще лучше, если напрямую связан с этим, не составит труда убедить стража порядка в подлинности всех документов и законности управления.
В свою очередь, грамотный инспектор имеет полное право проверить представленную информацию. Поэтому езда без номеров довольно опасна. Наказание за подобные проделки может быть абсолютно разным: от штрафа до конфискации транспортного средства в особо отягчающих обстоятельствах.
Наказание за незаконное управление мотоциклом
Законодательством России предусмотрены наказания за управление транспортом без соответствующего документа:
Исходя из вышеуказанных пунктов, можно сделать вывод, что попадаться стражам дорожного порядка с такими нарушениями вовсе не стоит.
В случае задержания намного рентабельнее убедить сотрудника ГАИ в том, что необходимые документы остались дома или в гараже, честно раскаяться и пообещать, что такого впредь не повторится. В таком случае адекватный инспектор ограничится штрафом или вовсе отпустит наездника безнаказанным. Как ни странно, но такое тоже бывает.
Как ездить на мотоцикле вторым номером
Чаще всего пассажир спортивного байка находится выше водителя, что может спасти ему жизнь в случае резкой остановки. Иными словами, пассажир перелетает водителя, в то время как первый принимает всю тяготу удара на свое тело.
Касаемо управления, пассажиру не стоит забывать в первую очередь о собственной безопасности. Это, конечно же, соответствующая экипировка, ноги на подножках, но никак не на глушителях или на весу, крепкий хват за первого или за предусмотренные поручни.
Во время резкого ускорения, поворота или торможения второй номер должен внимательно повторять маневры первого, поскольку это даст возможность контролировать равновесие машины.
О езде по трассе
А теперь поговорим, как ездить на мотоцикле по трассе, или о том, как безопасно передвигаться на автомагистрали. Эти моменты стоит разобрать по пунктам:
Подведем итоги
Мотоцикл — эффективное и экономное средство передвижения в современном мире заполненных дорог и постоянно уходящего вперед времени.
Выбор мотоцикла зависит от предпочтений водителя касаемо стиля и манеры езды. Немалое значение имеет стаж вождения «всадника». Чем больше стажа, тем меньше вероятности совершить ту или иную ошибку во время управления мотоциклом.
Как ездить на мотоцикле в дождь, езда по трассе, без номеров и документов, описано в разделах выше, исходя из личного опыта вождения. Упомянут и деликатный момент. Это как ездить на мотоцикле без прав. Однако лучше все же этого не делать для собственной же безопасности и безопасности других участников дорожного движения.
Как управлять тяжелым мотоциклом — ТОП советов
Как оседлать тяжелый байк
Научившись водить легкий транспорт, например, тот же мопед или скутер, многие начинающие мотоциклисты совершают серьезную ошибку, пытаясь сразу оседлать тяжелый круизный байк. Подобная техника не терпит легкомысленного обращения, кроме того, вождение крупных и тяжелых мотоциклов требует особого подхода. Это обусловлено как особенностями конструкции, так и необходимостью иметь определенные навыки для безопасной езды.
Во многом, управление тяжелым мотоциклом потребует умения хорошо держать равновесие, кроме того, у новичков часто возникает страх уронить байк. В случае падения существует немалая вероятность оказаться быть придавленным. Также имеются свои нюансы при маневрировании. Предлагаем вашему вниманию ТОП-5 советов, которые помогут вам быстрей освоиться с тяжелой техникой:
Следуя этим советам, вы сможете водить тяжелый мотоцикл таким образом, чтобы не создавать проблем другим участникам дорожного движения и в первую очередь себе самому.
Как гарантированно научиться безопасному вождению
Какими бы не были полезными наши советы, не следует думать, что вождение тяжелой техники плевая задача. Малейшие недочеты при самостоятельном обучении способны привести к неприятным последствиям. Лучше не рисковать, и довериться опытным специалистам, обратившись в мотошколу для прохождения соответствующего обучения.
Желающим посетить курсы вождения тяжелого мотоцикла в Киеве мы готовы предложить разные варианты обучения. Если вы точно не уверены в собственных навыках вождения, можно заказать пробный урок, во время которого наши инструкторы смогут оценить ваши умения, и помогут составить наиболее подходящую программу обучения.
Практические занятия проводятся на специально подготовленной технике, что исключает риск повреждений и травм. Кроме того, вам не придется рисковать собственным мототранспортом, что необходимо учитывать при самостоятельном обучении (при падениях новички часто травмируются сами и ломают технику). Полученные навыки пригодятся вам при освоении любого тяжелого мотоцикла, а также помогут лучше подготовиться к сдаче экзаменов в МРЭО на получение прав соответствующей категории.
ГЛАВА 15. СМЕНА МОТОЦИКЛА. Как вес и мощность влияют на приёмы вождения
250-ки предлагают наилучший компромисс между мощностью и весом и поэтому являются самым популярным двухтактным объемом на планете. С одной стороны, они довольно проворны, а с другой довольно высоко выбрасывают грязь из-под колес.
Если поставить 125- и 250-кубовые мотоциклы одного производителя бок о бок, то найти различия будет крайне сложно. У них одинаковые колеса, почти равная высота по седлу, та же эргономика и еще много общих характеристик.
Но на самом деле эти два байка абсолютно различны, потому что у них разная мощность. Количество лошадиных сил и особенности мотора отличаются настолько, что для управления этими аппаратами требуются разные навыки. Что уж говорить о 80-кубовых или четырехтактных машинах.
Многим нравятся 125-ки, потому что они отлично управляются. Шасси идентично 250-кам, а вес меньше примерно на 15 фунтов. Кажется немного, но даже небольшое снижение веса приводит к тому, что байк позволяет обращаться с ним резче, а его подвеска работает лучше. Слабое место 125-кубовых байков заключается в недостатке мощности и в более узком рабочем диапазоне двигателя. Чтобы быстро ехать на 125-ке, нужно научиться тормозить гораздо реже, чем на большем байке.
Главное отличие кроется в отношении мощности к массе и в управлении мощностью. Большие моторы выходят на полную отдачу практически мгновенно, но байки, оснащенные такими моторами, гораздо тяжелее. В некоторых случаях, большой мотор настолько увеличивает вес, что все его преимущества сводятся на нет. С другой стороны, маленькие и легкие 80-ки и 125-ки отлично управляются, но проигрывают в мощности.
Еще один фактор, влияющий на стиль вождения – технологии. Совсем недавно open bikes (не знаю, как перевести этот термин, оставляю без перевода- Frank) были очень популярны. К сожалению, производители практически не развивали их технически с начала по середину 90-х годов и теперь этот класс практически вымер. Более легкие, как правило, лучше управляющиеся 250-ки вышли практически на тот же уровень мощности, что и их большие братья. А более современная подвеска позволила 250-кам победить open bikes в состязании за кошельки потребителей. На свете еще есть поклоники open bikes, но большинство их нас предпочитают более легкие в управлении 250-ки.
Ужесточающиеся требования экологов заставили производителей уделять больше внимания четырехтактным моторам. Закат двухтактной схемы был предопределен появлением продвинутых 250- и 450-кубовых моторов. Они стали настолько хороши, что стали выигрывать гонки в чемпионатах по всему миру. Сейчас именно четырехтактники считаются будущим оффроуда, что не может не сказаться на новых разработках в двухтактной области.
80-ки очень похожи на 125-ки. Из-за недостатка объема приходится сильно крутить мотор, иначе от них не добиться сколько-нибудь приличной отдачи. Чтобы ездить быстро, нужно очень часто переключаться, постоянно работать сцеплением и виртуозно орудовать газом.
Выбор размера
На самом деле, от объема мотора ничего напрямую не зависит. Удовольствие можно получать вне зависимости от количества кубических сантиметров в цилиндре.
Не существует каких-то универсальных критериев для выбора байка. В мотокроссе не очень популярны open bikes и четырехтактники, а те, кто катается по пустыне, любят моторы побольше, поскольку в песке скорость и мощность становятся насущной необходимостью.
«Байки сильно отличаются друг от друга в зависимости от объема мотора, и все они требуют разного подхода,» – говорит Майк Хэли, который попробовал практически все типы и объемы на соревнованиях высочайшего ранга. – «Когда в детстве, когда я гонялся на 80-ках, то старался удерживать высокие обороты, особенно когда подрос и потяжелел. Маленькие мотоциклы вообще не едут на низах, но если их раскрутить, они помчатся не хуже 125-ки.»
«На 80-ках нужно все время переключаться, – говорит Дэнни Карлсон. – У них очень узкий рабочий диапазон, и они не едут, если передача выше или ниже оптимальной.»
На 80-ках ездят тинэйджеры, поэтому размер самого байка невелик. Наименьшим объемом в нормальной раме можно считать 125-ки.
«На 125-ке из-за меньшего веса можно проходить повороты агрессивнее, чем на 250-ке, – говорит Майк Мецгер. – Можно дольше держать газ открытым и разгоняться быстрее, потому что она лучше рулится. На 125-ке лучше ехать сместившись назад, чтобы разгрузить переднее колесо и загрузить заднее. Поскольку мощность 125-ки не велика, приходится уделять больше внимания обеспечению сцепления колеса с дорогой.»
Для тех, кто вырос из 80-ки, или кто ищет самый легкий в управлении полноразмерный байк, 125-ка является лучшим выбором. На ней не просто ездить из-за низкой мощности мотора, зато она позволяет выполнять любые приемы и приносит много удовольствия. Однако 125-ки не так универсальны, как большие байки и не подходят для офф-роуда и эндуро.
Благодаря выдающейся мощности open bikes очень убедительны и быстры. Чтобы не буксовать все время на таком байке требуется точная работа газом и сцеплением. Большой вес – еще один недостаток таких байков. Как правило, они менее маневренны, чем 125-ки и 250-ки, управлять ими труднее, и гонщик быстрее устаёт.
250-ки
250-ки – самый популярный класс в мотокроссе. Мотор работает в широком диапазоне оборотов, обладает лучшей отдачей на низах по сравнению с 80-ками и 125-ками, и обладает достаточной мощностью, чтобы помочь вам исправить ошибки. На маленьком мотоцикле, если вы ошибетесь в повороте, вам придётся долго орудовать сцеплением, чтобы снова набрать ход. На 250-ке ход набирается простым поворотом ручки газа. Еще одно важное преимущество – 250-ки требуют меньше ухода, по сравнению с маленькими байками. В учетом всего этого неудивительно, что 250-ки возглавляют списки бестселлеров в США.
«250-ки объединили достоинства двух миров, – говорит Хэли. – они легче, чем open bikes, но мощнее 125-ток. Я считаю, что 250-ки – самый лучший размер.»
«250-ки требуют большей концентрации, чем 125-ки, – говорит Мецгер. – Если вы не будете аккуратны с газом, то очень быстро нарвётесь на неприяттности.»
Итак, для большинства гонщиков 250-ки являются лучшим выбором. Мощности достаточно, управлять ею сравнительно просто, рабочий диапазон мотора достаточно широк. Кроссовые мотоциклы обладают двигателем, достаточно гибким для использования на разных типах трасс и настраиваемым под любой тип гонки. Аппараты для эндуро, такие как KTM 250E/XC, идеально подходят для любительских покатушек. Управлять ими проще и они неплохо ездят в любых условиях. Возможно, вы не выиграете на таком байке чемпионат, но на нем вполне можно время от времени выезжать на соревнования или просто кататься в свое удовольствие. Единственный недостаток всех 250-ток – цена. Однако, из-за высокой популярности этого класса, цена ниже, чем могла бы быть, кроме того можно легко найти подержаный экземпляр в хорошем состоянии.
Open Class Bikes
Большие open bikes, требуют особенной техники вождения. Раньше эти байки славились мягкой отдачей мощности, но современные модели способны напугать своим взрывным характером. Они обладают хорошим моментом на низах и не требуют частых переключений. Кроме того, им нужно меньше ухода.
«На open bikes нужно удерживать вес тела посередине, или немного сместить его вперед, чтобы бороться с вили, – говорит Хэли. – А из-за их большого веса, вам будет непросто управляться с ним. Кроме того, тормозной путь у них длиннее, так что начинайте тормозить заранее.»
«При езде на open bikes лучше всегда выбирать передачу на одну выше. Это смягчит подачу мощности на низких оборотах и уменьшит количество переключений. Да и вибраций будет поменьше, – говорит Рон Лечьен. – Честно говоря, open bikes не очень любят высокие обороты, если, конечно, мотор не был серьезно оттюнингован.»
Open bikes очень популярны среди тех, кто катается в пустыне, потому что большая мощность позволяет поддерживать высокую скорость в глубоком песке. Подходят они и для ветеранов, и для тех, кто любит полазить по глуши. Их преимуществами являются хорошая отдача на низах и низкая стоимость обслуживания. Однако, эти байки очень мощны и требуют уважительного отношения. Без осмысленной работы газом все может закончится для вас крайне печально.
Старт на четырехтактном байке отличается от старта на двухтактном. Он не труден, но чтобы освоить его, придётся немного потренироваться.
Тамперы
Четырехтактные мотоциклы проигрывают двухтактным по соотношению мощности к весу. На то есть две причины – во-первых, они тяжелее, а во-вторых, не настолько мощны. Чтобы компенсировать эти недостатки, четырехтактники имеют больший объем двигателя. Поэтому и AMA и FIM разрешают четырехтактным 250-кам разрешают гоняться вместе с двухтакными 125-ками, а 450-кам с 250-ками.
Четырехтактные моторы отличаются характером подачи мощности. Они очень мягкие в широком диапазоне оборотов. Четырехтактники не раскручиваются так быстро, как двухтактники, поэтому управлять мощностью гораздо легче. На скользких грунтах, типа мокрых камней, или на скользких поворотах с обратным профилем, с четырехтактником легче справиться, особенно начинающим гонщикам. А вот в глубоком песке или на длинных прямых четырехтактник проиграет двухтактнику, из-за меньшей мощности на высоких оборотах и большего времени, требующегося для раскрутки мотора.
Классический пример — Honda XR, которая славится мягкой и легкой в управлении мощностью. Возможно, лошадиных сил у вас и поменьше, чем у парня рядом, но зато вы можете использовать их все. Однако, существуют модели четырехтактников созданные специально для мотокросса, которые обладают характером, близким к двухтактным собратьям. Они тоже могут быстро выходить из поворотов благодаря взрыву мощности.
«Четырехтакники обладают замечательной возможностью, они отлично проходят плоские повороты, – говорит Хэли. – Особенно, если поворот скоростной. Используйте эту особенность, когда сражаетесь с двухтактным соперником.»
«Я езжу на четырехтактнике также как на open bike, потому что они ведут себя очень похоже, – говорит Тай Дэвис, чемпион и по мотокроссу, и по офф-роуду. – Я захожу в повороты как можно шире, чтобы не сбрасывать скорость и не терять ход.»
Для офф-роуда, триала и для начинающих спортсменов, четырехтактник – идеальный выбор. Управлять им легче, а обслуживать его проще. Сейчас они становятся все более популярными и среди профессионалов. Дуг Хенри выиграл суперкросс в Лас-Вегасе в 1997 году на Yamaha YZ400F, а Кевин Уиндхэм прервал серию Рики Кармайкла из 26 побед на Honda CR450R в AMA 250cc National Championship MX Series в 2003 году.
В гонках офф-роуда Тай Дэвис доказал непобедимость Yamaha 450, Шейн Уоттс выиграл несколько титулов GNCC на 400-ках и 525-ках, Майк Кедровски выиграл серию WORCS на Suzuki DR-Z400, а Джонни Кемпбелл вне конкуренции на Бахе благодаря Honda XR650R. В наше время четырехтактники вполне конкурентны во всех видах мотокросса и оффроуда.
В конечном счете, выбор байка остается за вами. Оцените уровень вашего мастерства, примите во внимание любимые места для катания, и вы сможете сделать правильный выбор. Чтобы наверняка не ошибиться, попробуйте как можно больше разных мотоциклов. Если вы ищете байк на вторичном рынке, то вполне можете рассчитывать на тестовую поездку. Обязательно воспользуйтесь ей, ведь вам может казаться, что вы хотите байк для мотокросса, но окажется, что он для вас слишком взрывной, и вы предпочтете четырехтактник или эндуро.
Если все, что вам нужно, это мотокросс, придётся искать подходящий байк. Следует помнить, что такие байки построены исключительно для гонок. Во всех остальных случаях они сущее наказание, особенно для начинающих гонщиков. Если вы только начинаете, присмотритесь к байкам для офф-роуда. Такие модели, как Kawasaki KDX, Yamaha TTR, Suzuki DR-Z, Honda XR и KTM E/XC позволяют погонять практически в любых условиях. Если вы внимательно читали книгу, то знаете – чтобы ехать быстро, нужно быть расслабленным и чувствовать себя комфортно. А разве можно этого достичь, если байк с каждым поворотом ручки газа выдает лошадей больше, чем вы можете обуздать!
ГЛАВА 15. СМЕНА МОТОЦИКЛА. Как вес и мощность влияют на приёмы вождения: 2 комментария
Frank! по поводу open bikes смею предположить, что речь идет о 450х. (490 в случае установки big bore kit). так как в гонках это класс Open. Да и по тексту идет сравнение 250 vs. 450. бОльшая кубатура в кроссе не участвует — только в эндуро. Не учитывая всякие промежуточные варианты типа 350 куб.
Сайт кстати отличный! Читаю второй год! Успехов с новым гусём, тот очень жаль.
Спасибо за книгу.
Петр, спасибо за разъяснение и тёплые слова!