Остаток протектора на мотоцикле

Остаток протектора на мотоцикле

ПДД РФ, 5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

(п. 5.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2013 N 588)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

(примечание в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

(пп. 5.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

Источник

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет менее:

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет менее 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 (Дорожные знаки) к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора.

На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

При какой минимальной величине остаточной глубины рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) запрещается эксплуатация мототранспортных средств (категории L)?

Для мототранспортных средств, относящихся к ТС категорий L (в соответствии с приложением №1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года №720), остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа), при которой запрещается эксплуатация ТС, составляет не менее 0,8 мм.

При какой минимальной величине остаточной глубины рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) запрещается эксплуатация легкового автомобиля (категория М1)?

Для легкового автомобиля, относящегося к ТС категории М1 (в соответствии с приложением №1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года №720), остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа), при которой запрещается эксплуатация ТС, составляет не менее 1,6 мм.

Запрещается эксплуатация грузовых автомобилей категории N2 и N3, если остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

Остаточная высота рисунка протектора шин грузового автомобиля не должна быть менее 1 мм.

Запрещается эксплуатация автобусов (категории М2 и М3), если остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более?

Остаточная высота рисунка протектора шины автобуса не должна быть менее 2 мм.

В каком случае Вам разрешается эксплуатация автомобиля?

1.?Шины имеют порезы, обнажающие корд.
2.?Шины имеют отслоения протектора или боковины.
3.?На задней оси автомобиля установлены шины с восстановленным рисунком протектора.

Из всех перечисленных случаев только установка на задней оси автомобиля шин с восстановленным протектором не является причиной запрещения эксплуатации Вашего автомобиля.

Разрешается ли Вам устанавливать на одну ось легкового автомобиля шины с различным рисунком протектора?

1.?Разрешается только на заднюю ось.
2.?Разрешается на любую ось.
3.?Не разрешается.

Рисунок протектора существенно влияет на сцепление шин с дорогой, поэтому не допускается устанавливать на одну ось шины с различным рисунком протектора.

Разрешается ли устанавливать на транспортном средстве ошипованные шины совместно с неошипованными?

Устанавливать на ТС ошипованные шины совместно с неошипованными не разрешается.

Источник

Обновленные требования к рисунку протектора шин с 1 января 2015 года

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об обновлении требований, предъявляемых к рисунку протектора шин автомобиля.

Изменения нормативных документов вступят в силу только 1 января 2015 года, однако я рекомендую изучить их заранее.

Итак, сегодня будут рассматриваться следующие документы: «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (текст документа здесь) и «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (текст тут).

Изменения перечня неисправностей

Начнем с изменений, внесенных в перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена:

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

В первую очередь, в глаза бросаются категории транспортных средств из технического регламента, которые ранее в правилах дорожного движения не упоминались.

Давайте проведем сравнение остаточной глубины протектора до и после 1 января 2015 года:

Кроме того, вводятся дополнительные требования для зимней резины, имеющей маркировку «М+S», «М&S», «М S». Подобные шины должны иметь остаточную глубину протектора не менее 4 мм. Причем величина эта не зависит от того, на транспортное средство какой категории установлены шины.

Изменения технического регламента

Похожие изменения затронули и приложение 7 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств:

5.2. Применяются требования пунктов 2.3.2 — 2.3.4 Приложения № 5 к настоящему техническому регламенту.

5.2. Шина считается непригодной к эксплуатации

5.2.1. При появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин).

5.2.2. При остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле
Рисунок 5.1. Маркировка, наносимая на зимнюю шину

5.2.4. При наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные, несквозные и прочие порезы), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местного отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя.

2.3.2. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

2.3.2.1. Для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

2.3.2.2. Для транспортных средств категории М1 — 1,6 мм;

2.3.2.3. Для транспортных средств категорий N и О — 1,0 мм;

2.3.2.4. Для транспортных средств категорий М2 и М3 — 2,0 мм;

2.3.2.5. Для прицепов (полуприцепов) — та же, что и для тягачей, с которыми они работают.

2.3.3. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

2.3.3.1. Наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 2.3.2. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину;

2.3.3.2. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;

2.3.3.3. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

2.3.3.4. Местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора.

2.3.4. Не допускаются:

2.3.4.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

2.3.4.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

2.3.4.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Точно также как и в перечне неисправностей, рассмотренном в начале статьи, в техническом регламенте ужесточаются требования к грузовым автомобилям категории B. Начиная с 1 января 2015 года, остаточная глубина протектора у них должна быть более 1,6 мм.

Кроме того, в техническом регламенте приводится маркировка зимних шин (горная вершина с тремя пиками и снежинка). Если на Ваших шинах есть подобная эмблема, то эксплуатировать их при остаточной глубине протектора менее 4 мм запрещено.

Ну и еще один момент. Ранее к колесам автомобилей, находящихся в эксплуатации, предъявлялись требования пункта 2.3.4. Например, не допускалось отсутствие колесных болтов, наличие трещин дисков и ободьев, нарушение формы и размеров крепежных отверстий и т.п. Как бы это странно ни звучало, но с 1 января 2015 года подобные требования к автомобилям технический регламент предъявлять не будет.

Естественно, я рекомендую до подобного состояния автомобиль не доводить, т.к. это может привести впоследствии к серьезному ремонту или ДТП.

Источник

Когда нужно менять резину на мотоцикле?

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

Целостность и эластичность мотошин зависит от многих факторов: ультрафиолет, чрезмерная влажность, перепады температуры, неправильное положение во время хранения. Под воздействием этих негативных влияний и происходит старение моторезины. К этому также добавляется естественный износ покрышек, который возникает во время эксплуатации.

Шины с повреждениями, неравномерным или предельным износом, следами деформации могут стать причиной серьезной аварии. Поэтому мотоциклисты уделяют особое внимание выбору резины. Ведь от ее качества и состояния зависит не только динамичность езды, но и безопасность на дороге.

В статье поговорим о сроках хранения и годности мотоциклетной резины, особенностях износа и факторах старения шин, а также осветим другие важные вопросы, о которых обязаны знать владельцы мототранспорта.

Срок хранения моторезины

Период, на протяжении которого при соблюдении правил хранения и эксплуатации изделие сохраняет свои рабочие свойства, называется сроком хранения.

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

По закону РФ шины для мотоциклов, скутеров и мопедов должны иметь срок хранения не менее 5 лет. В течение этого периода при правильном складском хранении резина считается новой. По истечении срока покрышки остаются по-прежнему пригодными к эксплуатации.

У самих производителей отсутствуют такая техническая характеристика, как гарантийный срок хранения. Приняты следующие временные понятия:

Можно ли использовать старую резину при условии, что она не эксплуатировалась?

Старение резины определяется условиями хранения. Если изделие ранее не использовалось, значит, оно сохранило слой консервации. Это специальное покрытие, которое наносится на новые шины и истирается только после 100–300 км пробега.

Когда покрышка обкатана, слой консервации исчезает, и резиновое изделие начинает стареть.

При складском хранении (соблюдение влажности, температуры, отсутствие УФ-воздействия, правильное расположение) возраст шин не играет особой роли при покупке.

Ориентироваться необходимо на допустимую остаточную глубину протектора и состояние мотопокрышки.

Что такое срок службы моторезины?

Каждый завод-изготовитель устанавливает свой срок годности моторезины. В среднем период использования при правильной эксплуатации и соблюдения правил хранения составляет около десяти лет. По истечении этого срока покрышки меняют на новые.

Британские шинные компании советуют покупать шины в течение шести лет с даты изготовления. Срок эксплуатации составит 10 лет.

Некоторые компании рекомендуют покупать обувь для байка в течение пяти лет с даты производства. В этом случае срок службы также составит десять лет.

Но точный срок службы определить сложно. Износ может произойти намного раньше.

Как изнашиваются мотошины?

Старой считается резина с глубиной протектора менее 0,8 мм. Степень и скорость износа будут зависеть от интенсивности использования, условий эксплуатации резины.

Износ может произойти и во время неправильного хранения. Воздействие ультрафиолета, перепады температуры и несоблюдение уровня влажности приведут к растрескиванию резины, потере ее эластичности.

Также степень износа зависит от состава резиновой смеси. Твердая резина изнашивается медленней, мягкая — быстрее, но обеспечивает лучшее сцепление. Сегодня производители используют твердые смеси для центральной части покрышек, а мягкие — для плечевых зон.

Когда пора менять моторезину?

Существуют признаки, по которым можно определить, что пора покупать новые покрышки на байк:

Резина рассчитана на удары определенной силы. Но даже с очень прочным изделием может случиться авария. На пробой указывает резкое падение давление. Шина начинает спускаться. В этом случае обратитесь на шиномонтаж, специалист точно определит, поврежден ли внутренний слой.

Производители ставят на покрышках индикаторы износа: стрелочки, маленькие перемычки, рисунки. Обычно индикаторы располагают в главных канавках. Если поверхность протектора сравнялась с этими перемычками, значит, резина достигла предельно допустимого уровня в 1 мм. Рекомендуется проводить замену до того момента, пока протектор не достигнет 0,8 мм.

Даже редко или вовсе не используемые шины могут иметь признаки старения. На износ влияют условия эксплуатации и хранения, стиль езды, регулярность технического обслуживания.

Признаки старой резины на мотоцикле: трещины в центральной и боковой части, деформации в плечевых зонах. И если изделия эксплуатируются на протяжении пяти лет, их рекомендуется каждый год проверять на шиномонтаже.

Встречаются ситуации, когда покрышкам не менее 10 лет и визуально они выглядят хорошо, протектор не достиг уровня износа. Производители рекомендуют заменить такую резину во избежание негативных последствий.

Тротуарные бордюры, ямы, выбоины, «лежачие полицейские», острые камни могут привести к появлению порезов и грыж. В некоторых случаях поврежденную покрышку можно отремонтировать. Но нередки ситуации, когда обувь для байка придется заменить:

Только специалист определит, подлежит она ремонту или нет.

Колеса могут сильнее изнашиваться в боковых частях или по центру. Причиной неравномерного износа шин мотоцикла может быть низкое давление, неисправность трансмиссии и амортизаторов, плохая балансировка.

Покрышки покупают в соответствии с рекомендациями производителя. Также необходимо учитывать радиальность и одинаковый рисунок протектора для переднего/заднего колеса.

Какие факторы сокращают срок службы мотошин?

Владельцы мотоциклов определяют пять факторов, которые влияют на срок эксплуатации резины:

В соответствии с российским законодательством минимально допустимая высота протектора моторезины составляет 0,8 мм. Но агрессивная манера вождения (дрифт, резкие торможения, экстремальные разгоны) приводит к быстрому сокращению глубины протекторного рисунка.

Особенно негативное влияние оказывают на протектор резкие вхождения в повороты и рывки с места на шинах без обкатки или на непрогретой резине.

Любые ДТП и падения с мотоцикла приводят к повреждению покрышек. Даже мелкая авария влияет на структуру резины: появляются микротрещины, в которые попадает грязь, битум, реагенты, разрушающие шины. Микротрещины появляются и в результате ударов о бордюрный камень, попадания колес в ямы.

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

Рекомендуется сразу же заменить покрышки после более-менее серьезного дорожно-транспортного происшествия. Поврежденные мотошины теряют свои рабочие качества, что приводит к снижению уровня безопасности.

Идеальная ситуация для использования мотоциклетной резины — сухой гладкий асфальт. Но в процессе езды приходится сталкиваться с дорогами худшего качества: мелкая гравийка, недавно нанесенное «бронированное» покрытие, выбоины и бугры, которые появляются после зимы или от корней деревьев, проселочные дороги.

При взаимодействии с некачественным дорожным покрытием на поверхности шин появляется множество микротрещин, возможны проколы и грыжи.

Нельзя пренебрегать правилами эксплуатации мотопокрышек. Необходимо периодически проверять их состояние и поддерживать оптимальное давление, рекомендуемое производителем.

Немаловажно правильно обкатывать новые мотошины. При производстве изготовители покрывают резину специальным составом, который влияет на эластичность изделия. Новая покрышка выглядит гладкой и глянцево-черной.

Для получения идеального сцепления с дорогой новые шины обкатывают. Мотоциклисту необходимо проехать минимум 100–150 км, чтобы добиться матовости шин и хороших сцепных свойств. Во время обкатки следует придерживаться спокойной манеры вождения на умеренных скоростях.

Если игнорировать эти рекомендации, протектор быстро износится даже на премиальном продукте.

Зимой мотоцикл консервируют до следующего сезона. Чтобы правильно хранить шины, необходимо:

Снять колеса с байка. Подвесить колеса на уровне доступа к ним. Выбрать для хранения сухое помещение, где поддерживается постоянная положительная температура не выше +25 градусов. Необходимо следить, чтобы не возникало температурных перепадов.

Во время хранения на шины не должны попадать прямые солнечные лучи и оказываться нагрузка.

Советы по уходу за моторезиной

На форумах можно найти множество советов, как ухаживать за покрышками. Мы выбрали основные рекомендации, которые помогут продлить срок службы резины и обеспечить безопасность на дорогах:

Первый признак недокаченности — неравномерный износ протектора, особенно выраженный в плечевых зонах. Признак перекаченности — более тяжелое движение, снижение амортизации.

Если вы затрудняетесь в выборе мотоциклетной резины, обратитесь за помощью к специалистам нашего интернет-магазина. Менеджеры помогут найти подходящую обувь для вашей модели байка, предоставят консультацию по всем интересующим вопросам.

Доставка заказов осуществляется по Санкт-Петербургу и в другие регионы России проверенными транспортными компаниями.

Источник

Памятка для новичков: глубина протектора шин и покупка б/у резины

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

ЛЕТО
Для обычного легкового автомобиля высота протектора новых шин составляет 7,5-8,5 мм. При условии, что вы приобретаете покрышки для передвижения по асфальтированным дорогам общего предназначения.
Высота протектора будет составлять в пределах 8 мм. Допускается ее уменьшение в тех случаях, если речь идет о шинах для скоростной езды в спортивном режиме. Глубина тогда может быть примерно 5-6 миллиметров.
Если же автолюбитель является владельцем внедорожника или кроссовера и часто выезжает на бездорожье, глубина протектора должна быть в районе 17 мм, за счет выступающих чашечек и грунтозацепов.

Минимальная глубина
Для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — это легковые автомобили, а также грузовые, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, а также прицепы к ним, которые также не превышают этой массы, — 1,6 мм.

Для транспортных средств категорий M2, M3 — это автобусы, то есть все, у которых более восьми пассажирских мест, — 2,0 мм.

На что влияет износ — площадь контакта.

Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть фото Остаток протектора на мотоцикле. Смотреть картинку Остаток протектора на мотоцикле. Картинка про Остаток протектора на мотоцикле. Фото Остаток протектора на мотоцикле

ЗИМА
Новые шины: Глубина протектора новой зимней резины — 9-15 миллиметров. Фрикционный тип зимней резины — глубина протектора здесь обычно около 9-11 мм.
Для кроссоверов и внедорожников с типоразмером 205-255 и диаметром 15-18 дюймов, повышенной проходимости, глубина протектора колеблется в пределах от 12 до 17 миллиметров.

Минимальная глубина
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии во время эксплуатации на указанном покрытии, составляет не менее 4,0мм. Обратите внимание, что речь идет именно об их использовании на заснеженном или обледеневшем участке.

Вопрос довольно часто встречается и в объявлениях многие продавцы пишут состояние как отличное/хорошее и указывают для шипованной резины примерное наличие оставшихся шипов. Так вот оценивают, к примеру, состояние как износ 10%. Это означает, что от

10мм (для легковой зимней резины) осталось 9мм. Это хорошо, но на практике остаток составит 5-6мм, а это уже износ 80-90%!
Ведь срок службы зимней резины в среднем 2-4 сезона.

Зимняя резина (примерные данные в % по износу)
4мм-100% износ (мертвая)
5мм-80% износ
6мм-65% износ
7мм-50% износ
8мм-35% износ
9мм-20% износ
10мм-0% износ (новая резина)

Теперь пример. Резина зимняя 195/65-15. Новая стоит (стоит аналог, если снята с производства) 12 800 за комплект или 3200р за штуку. Продавец заявил цену в 8000р и что износ 10%, но глубина протектора составляет 7мм. Т.е. реальное состояние это только 50% (без учета состояния шипов). Т.е. 12800-50% = 6400р. будет адекватной стартовой ценой (торг никто не отменял 🙂 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *