Осциллограф для автомобиля своими руками

Как собрать осциллограф своими руками — 3 рабочие схемы, советы по монтажу, видео

Осциллограф на PIC18F2550 своими руками — схема, инструкция по сборке

Осциллограф на PIC18F2550 измеряет среднее, максимальное, минимальное, пиковое напряжения и пересечение нулевого уровня. Осциллограф имеет встроенную функцию триггера, который может быть использован для остановки сигнала для его детального изучения. Масштаб времени для отображения может быть легко изменён функцией changeTimeDivision.

Осциллограф измеряет напряжение в пределах 0–5В, 0–2.5В и 0–1,25. Основным недостатком этого осциллографа является низкая частота дискретизации (

60 кГц), а также тот факт, что входы ограничены ограничениями АЦП микроконтроллера. Тем не менее, это очень хороший прибор и первым мы рассмотрим именно его схему.

Схема осциллографа на PIC18F2550

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Исходники и прошивку можно будет скачать ниже. Теперь давайте детальнее остановимся на каждом блоке схемы.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Напряжение поступает с 9-вольтовой батареи на интегральный стабилизатор напряжения TC1262-5.0V для обеспечения стабильных 5В для питания микроконтроллера и дисплея. На выходе стоит 1мкФ конденсатор.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Графический ЖК дисплей AGM1264F с разрешением 128х64 пикселей оснащен встроенными контроллером KS0108. Он имеет светодиодную подсветку и генератор отрицательного напряжения для управления.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вывод A0 настроен на аналоговый вход. Обратите внимание, что сопротивление источника сигнала влияет на напряжение смещения на аналоговом входе. Максимально рекомендованное сопротивление составляет 2.5 кОм.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Микроконтроллер PIC18F2550 работает на частоте 48 МГц от внутреннего генератора. R1 представляет собой нагрузочный резистор, необходимый для работы. C1 является стабилизирующим конденсатором. Компонент пометкой «RES» является 20 MHz резонатором.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Выводы USART должны быть подсоединены к RS-232 конвертеру для подключения к ПК для обновления прошивки. После этого он может быть отключен.

Необходимые детали для сборки осциллографа на PIC18F2550 и прошивка

Видео, как работает осциллограф на PIC18F2550:

Цифровой осциллограф RS232 для ПК

Рассмотрим простое решение для создания цифрового компьютерного осциллографа. Устройство построено на базе восьмиразрядного процессора PIC12F675.

Схема цифрового осциллографа для компьютера

Ниже представлена структурная схема осциллографа:

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Процессор работает на частоте 20 МГц. Микроконтроллер непрерывно измеряет входное напряжение, преобразовывает его и отправляет цифровое значение на последовательный порт компьютера. Скорость передачи данных последовательного порта — 115кБит и, как показано на следующем рисунке, данные сканируются и отправляются с частотой около 7,5 кГц (134 мкс).

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот принципиальная схема самого цифрового осциллографа:

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Основа схемы — микроконтроллер PIC12F675 (микросхема U2), который работает с тактовой частотой 20 МГц кристалла Y1. J1 — стандартный разъем для подключения питания в 9–12 В, которое затем стабилизируется на U1 до 5 В для питания процессора.

При необходимости можно добавить дополнительные входной аттенюатор (сплиттер), или ОУ.

Необходимые радиоэлементы

Программное обеспечение

Для управления на Windows доступна простая программа на Visual Basic. Её можно скачать в архиве ниже.

Программа запускается сразу и ожидает появления данных на последовательном порте COM1. Слева — четыре ползунка, используемые для измерения периода и напряжения сигнала. Затем идут вкл/выкл синхронизации, поля для масштабирования или изменения значений размера выборки.

Монтаж

При сборке можно не делать печатную плату, а смонтировать все в небольшой пластиковой коробке навесным монтажом. Корпус должен иметь отверстия для разъема RS232 переключателя, входного гнезда и гнезда питания.

Прошивку для процессора можно скачать в конце статьи. Биты конфигурации (fuse) в процессе программирования должны быть установлены следующим образом:

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот фото готового прототипа цифрового осциллографа:

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Ниже вы можете скачать исходник, прошивку и ПО для Windows.

Осциллограф своими руками на AVR — инструкция по сборке, характеристики

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Характеристики осциллографа на AVR:

При измерении прямоугольного сигнала, максимальная частота, при которой можно увидеть хорошую осциллограмму составляет около 5 кГц. Для других форм сигналов (синусоида или треугольный сигнал) максимальная частота составляет около 1 кГц.

Схема осциллографа на AVR

Принципиальная схема AVR-осциллографа приведена ниже:

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Напряжение питания схемы составляет 12 вольт постоянного тока. Из этого напряжения, в дальнейшем получается еще 2 напряжения: +8.2В для IC1 и +5В — для IC2, IC3.

Необходимые радиоэлементы

Прошивка ATmega32 и настройка

Файл прошивки: AVR_oscilloscope.hex, можно будет скачать ниже. При выборе фьюзов необходимо указать использование внешнего кварца. После этого необходимо обязательно отключить JTAG интерфейс. Если этого не сделать, то на осциллографе будет отображаться экран инициализации, а после он будет уходить в перезагрузку.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Для настройки прибора нужно выполнить всего 2 вещи: настроить контрастность LCD при помощи подстроечного резистора Р2 и выставить центр осциллограммы при помощи подстроечного резистора Р1.

Использование

Вы можете перемещать луч осциллограммы вверх или вниз путем нажатия кнопок S8 и S4. Один квадрат на экране, соответствует 1В.

При помощи кнопок S7 и S3 можно увеличивать или уменьшать частоту измерений. Минимальная частота формы сигнала, которая может быть отображена на LCD составляет 460 Гц. Если необходимо посмотреть сигнал с более низкой частотой, например, 30 Гц, то необходимо нажать S7 для сжатия осциллограммы или S3 — для растяжения.

В осциллографе используется автоматический режим триггера. Это означает, что если входной сигнал повторяющийся (к примеру треугольник) то триггер работает хорошо. Но если форма сигнала постоянно меняется (к примеру какая-то последовательность данных), то для фиксации изображения необходимо нажать кнопку S6. Повторное нажатие S6 возвращает в нормальный режим.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Фото готового AVR осциллографа:

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Видео работы осциллографа на AVR:


Источник

Простой 4х канальный осциллограф для диагностики автомобиля.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот потребовался мне автомобильный осциллограф, посмотрел цены, удивился… Цены как на крыло самолета. Кстати, не понятно почему, ведь параметры осциллографа для тестирования авто крайне низки, как по частотам так и по напряжению. По сему решил сам себе сделать.

1. Вид осциллографа – USB приставка к ноутбуку, ибо на большом экране смотреть удобно, можно сохранять для последующего анализа ну и т.д. и т.п.
2. Тип сигнала – Переменный, Постоянный, Положительная полярность. Работа с отрицательными напряжениями не нужна.
3. Кол-во каналов – 4, больше смысла не вижу, но с возможностью расширения до 8.
4. Максимальное входное напряжение — вольт 50, выше смысла нет.
5. Чувствительность — 1 милливольт, больше тоже не надо 🙂
6. Частота — до 20Кгц, для миллисекундных сигналов за глаза хватит, а других там нет 🙂
7. Удобная программная оболочка.

Начну с самого важного – Оболочки для автомобильного осциллографа. Да да, именно с оболочки. Ибо железо не сложно любое сделать, а вот удобная оболочка это реальный дефицит. Оболочки которые просто тупо показывают сигнал в реальном времени для автомобильного осциллографа крайне не удобны, ибо часто нужно анализировать сигнал продолжительное время и иметь возможность «отмотать» назад. По сему нужна оболочка типа Самописец-Осциллограф. И что б каналов было не менее 4х…

Долго лопатил просторы интернета на наличие удобной оболочки и в итоге нашел! Называется PowerGraph. Разработала эту прекрасную программу ООО «ДИСофт». На сайте у них есть платная и бесплатная версия. В принципе это софт для промышленного использования но он на все 100% подходит для моего осциллографа, работает в режиме самописца и в режиме чистого осциллографа. Эта программа предназначена для:
1. Сбор данных с различных измерительных устройств и приборов.
2. Регистрация, визуализация и обработка сигналов в режиме реального времени.
3. Редактирование, математическая обработка и анализ данных.
4. Хранение, импорт и экспорт данных.
Это малая часть того что она умеет 🙂 И самое главное есть бесплатная версия. Остановился на ней, в сравнении с другими, а я перепробовал более десятка, это просто идеал для автомобильного осциллографа.

Вот она какая, на мой взгляд, самая лучшая. Это не реклама, это факт 🙂 ИМХО конечно.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Ну вот, с софтом определился, теперь надо определится с интерфейсом, не буду грузить вас своими муками выбора, я остановился на СОМ порте. С ним работать просто, пропускной способности для поставленных задач с избытком, в выбранном софте есть драйвер вывода информации с СОМ пора.

Теперь железо, а точнее что использовать в роли АЦП. Железо должно быть доступное, стабильное, не дорогое и легко программироваться. Долго не думал, остановился на микроконтроллере АТмега 328р. Программируются эти микроконтроллеры банально на С++, точнее на упрощенном С++.
Очень удобно то что этот микроконтроллер можно купить уже распаянным на плате с минимально нужной обвязкой., Ардуино сее называется 🙂 То есть не надо самому плату разводить и паять, удобно. Всем параметрам, из моего ТЗ, АТмега 328р отвечает полностью, по сему использовать буду ее.

Для миниатюризации я вот такую взял. Она имеет 8 аналоговых входов, отвечающих всем требованиям ТЗ, имеет на борту эмулятор СОМ порта на СН340, питание берет напрямую с USB порта. В общем то что нужно. Ардуинку можно любую использовать на 328р

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот схема этой платы. На ней стоит сам микроконтроллер АТмега 328р, банальный эмулятор СОМ порта на СН340, кварц и стабилизатор питания на ЛМке для запитки от внешнего источника, если надо, вот и все, ну пара лампочек и фильтров не в счет 🙂 То есть все то что нам нужно и ничего лишнего! Не зря говорят — Совершенство в простоте.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Теперь надо написать программку для микроконтроллера. Нам нужно что б постоянно опрашивался аналоговый вход и данные о величине напряжения постоянно, онлайн так сказать, шли в СОМ порт. Если каналов несколько, то опрашиваются по кругу все нужные входы и данные идут на СОМ порт с разделителем табуляция. Вот так все просто.

Вот скриншот того что должен выдавать микроконтроллер в СОМ порт для нашей программы PowerGraph.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Осциллограф у меня будет работать в 4х режимах — 1канал, 2канала, 3канала и 4 канала.
Переключение между каналами будет осуществляться по кругу нажатием на кнопку.
При включении канала будет загораться светодиод индикации работы канала.
Вот написал программку. Сам я не программист, по сему написал как смог, сильно не критикуйте, расстроюсь 🙂 Программа полностью рабочая и проверена не однократно в деле. Как заливать программу в плату рассказывать не буду, в инете на каждом углу это с картинками рассказано 🙂

Вот сама программа.

int regim=1;
int flag=0;
void setup()
<
digitalWrite(07, HIGH);
Serial.begin(128000);//скорость СОМ порта должна совпатать со скорость в драйвере
pinMode(2, OUTPUT);
pinMode(3, OUTPUT);
pinMode(4, OUTPUT);
pinMode(5, OUTPUT);
>
void loop()
<
if(digitalRead(07)==HIGH&&flag==0)//если кнопка нажата
// и перемення flag равна 0, то …
<
regim++;
flag=1;
if(regim>4)//ограничим количество режимов
<
regim=1;//так как мы используем только одну кнопку,
// то переключать режимы будем циклично
>
>
if(digitalRead(07)==LOW&&flag==1)//если кнопка НЕ нажата
//и переменная flag равна — 1, то …
<
flag=0;//обнуляем переменную «knopka»
>
if(regim==1)//первый режим
<
digitalWrite(2, HIGH);//включение светодиода
digitalWrite(3, LOW);
digitalWrite(4, LOW);
digitalWrite(5, LOW);
// читаем аналоговый вход pin 0:
int port0 = analogRead(A0);
//Преобразовываем аналоговые показания (которые идут от 0 до 1023) в напряжение (0 — 5 В)
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);//4.745 опорное напряжение, замеряется при калибровке на плате
// выводим значение напряжения в порт
Serial.println(voltageport0,3);// печатаем значение в порт и жмем энтер
//задержка для стабильности
delay(1);
>
if(regim==2)//второй режим
<
digitalWrite(2, HIGH);//включение светодиодов
digitalWrite(3, HIGH);
digitalWrite(4, LOW);
digitalWrite(5, LOW);
int port0 = analogRead(A0);
int port1 = analogRead(A1);
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport1 = port1 * (4.745 / 1023.000);
Serial.print(voltageport0,3);// печатаем значение в порт
Serial.print(» «);// печатаем таб
Serial.println(voltageport1,3);// печатаем значение в порт и жмем энтер
delay(1);
>
if(regim==3)//Третий режим
<
digitalWrite(2, HIGH);
digitalWrite(3, HIGH);
digitalWrite(4, HIGH);
digitalWrite(5, LOW);
int port0 = analogRead(A0);
int port1 = analogRead(A1);
int port2 = analogRead(A2);
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport1 = port1 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport2 = port2 * (4.745 / 1023.000);
Serial.print(voltageport0,3);
Serial.print(» «);
Serial.print(voltageport1,3);
Serial.print(» «);
Serial.println(voltageport2,3);
delay(1);
>
if(regim==4)//Четвертый режим
<
digitalWrite(2, HIGH);
digitalWrite(3, HIGH);
digitalWrite(4, HIGH);
digitalWrite(5, HIGH);
int port0 = analogRead(A0);
int port1 = analogRead(A1);
int port2 = analogRead(A2);
int port3 = analogRead(A3);
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport1 = port1 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport2 = port2 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport3 = port3 * (4.745 / 1023.000);
Serial.print(voltageport0,3);
Serial.print(» «);
Serial.print(voltageport1,3);
Serial.print(» «);
Serial.print(voltageport2,3);
Serial.print(» «);
Serial.println(voltageport3,3);
delay(1);
>
>

Программа закончена и отлажена.
Приступим к электронной части.

Схему приводил выше. Из нее видно что плата имеет 8 аналоговых входов, 14 цифровых входов/выходов. Вот и будем работать с ними.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Аналоговые № 0,1, 2, 3 будем использовать как входы осциллографа. Сделаем для них защиту и дополнительный вход через делитель 1х10, так как подавать на микроконтроллер максимум можно всего 5.2 вольта. С делителем можно будет работать с напряжениями до 50 вольт, что полностью перекрывает наши потребности.
Цифровые № 2,3,4,5 будем использовать для светодиодов, они будут индицировать включенные аналоговые входы.
Цифровой №7 будет подключен к кнопке которая будет переключать режимы моего осциллографа.
Еще будет кнопка Бут режима. Плата по умолчанию в бут режиме, но для работы это не удобно, ибо управление идет через RESET. При обращении к СОМ порту идет инициализация СОМ порта и чип эмулятор посылает резет на микроконтроллер. То есть при запуске программы плата ребутится и сбрасывает настройки которые выставили кнопкой, это не удобно. Для того что бы этого безобразия не было, я сее отключаю с помощью кнопки. Она подключает вход микроконтроллера «RESET» к электролитическому конденсатору 10Мкф, конденсатор сглаживает посылку на перезагрузку. Эта же цепь используется при заливке прошивки, по сему на момент программирования надо конденсатор отключать. Назвал эту кнопку Бут кнопкой 🙂

Ну вот, как подключать понятно, осталось воплотить в железе.

Начнем с защиты и делителя.
Защиту будет обеспечивать стабилитрон на 5.1в. А делитель будет обычный на резисторах.
Так как сигналы у нас будут низкочастотные, это сильно упрощает жизнь. В расчетах делителя не надо учитывать внутреннее сопротивление приемника, не надо согласовывать вход с делителем, не надо учитывать волновое сопротивление кабеля и разъемов.
Надо просто посмотреть в даташите на микроконтроллер на какое сопротивление выхода оптимизирован его АЦП, и сделать делитель с таким выходным сопротивлением. Так мы добьемся максимальной точности в 0.005 вольта. В даташите написано что он оптимизирован под 10Ком выходного сопротивления нагрузки. Внутреннее сопротивление АЦП 100Мом…

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот такую схему я посчитал. R1 и R2 собственно сам делитель, R2 еще задает сопротивление выхода делителя, я его взял 10Ком, так как ЦАП оптимизирован именно на такое сопротивление. R3 и VD1 это защита от перенапряжения. На вход АЦП нельзя подавать больше 5.2в. VD1 стабилитрон на 5.1в, можно использовать любой. R3 токоограничивающий резистор, ограничивает ток стабилитрона когда он открывается. Вот такой простой делитель с защитой.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

А вот финальная схема. Плату Ардуино можете любую использовать.
По подробней распишу:
1. Входной сигнал через входные делители с защитой идут на аналоговые входы А0, А1, А2, А3.
2. К цифровым входам/выходам D2, D3, D4, D5 подключены светодиоды через токоограничивающие резисторы. Для моих диодов это 500Ом.
3. К цифровому входу/выходу D7 подключена кнопка, ей режим работы выбирается.
4. Конденсатор С1 10мф, через кнопку с фиксацией или ползунковый переключатель, подключен к входу RSET. Это у меня Бут режим так реализован.
5. Схема не нуждается в настройке и работает сразу. НО! Для проведения точных замеров ОБЯЗАТЕЛЬНО! Нужно откалибровать плату. Для этого на выходе «5V» платы нужно замерить реальное напряжение цифровым тестером и вписать в программу! У меня вписано допустим 4.745 у вас другое будет. Это опорное напряжение ЦАП, обычно колеблется от 4.650 до 5.080. Колебания зависят от качества платы, падения напряжения на диоде шотки (смотри схему), падения напряжения в усб проводе, напряжения которое выходит из ноута. В общем замерили и втоптали в программу, там во всех местах свое напряжение поставить надо.

Вот так все просто 🙂

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Ну раз схему разработали то настала пора воплотить это все в «железе».

Берем какой либо корпус, разъемчики, кнопку, переключатель, резисторы диоды, стабилитроны и начинаем из этого всего создавать автомобильный осциллограф.

Вот такой набор деталей у меня.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Для начала подготовим корпус. Просверлим все отверстия.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Далее, навесным монтажом, смонтируем делители прямо на блоке разъемов.
Вот так, просто – надежно — удобно.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Теперь примерим плату, проведем формовку выводов делителя и на них напаяем плату.
Вот так вот. Выходит очень удобно и компактно.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Смонтируем в корпус светодиоды, кнопку, переключатель и конденсатор. Вот так. Длинна проводов достаточная но не избыточная.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Почти все готово, осталось впаять плату в корпус.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Привинтить блок разъемов в корпус. Взять синюю изоленту, без нее ни как! Сделать ограничитель для УСБ провода.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Теперь можно закрыть корпус, залить прошивку и проверить работу. У меня все ОК.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот и все, мой автомобильный осциллограф готов.
Им можно смотреть-диагностировать расходомер(МАФ), генератор, катушки, датчики положения колена и распредвалов. Смотреть правильность установки ГРМ, Смотреть форсунки, по пульсации топлива в рампе можно косвенно смотреть работу насоса и регулятора давления топлива… В общем полезный зверек в хозяйстве. Особенно он полезен когда какое либо устройство отказало не полностью, а ушло от параметров и мозг не видит этого.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Пора приступать к испытанием на авто.
Все отлично и очень удобно. Как и планировал 🙂

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Тему датчиков в этом посте не затрагиваю, ибо очень она объемная. Но все датчики легко самому изготовить и емкостные и индуктивные и контактные… Может отдельно напишу об них…

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот так просто можно сделать себе качественный автомобильный осциллограф.
На этом все, ни гвоздя вам ни жезла 🙂

Источник

Простой 4х канальный осциллограф для диагностики автомобиля.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот потребовался мне автомобильный осциллограф, посмотрел цены, удивился… Цены как на крыло самолета. Кстати, не понятно почему, ведь параметры осциллографа для тестирования авто крайне низки, как по частотам так и по напряжению. По сему решил сам себе сделать.

1. Вид осциллографа – USB приставка к ноутбуку, ибо на большом экране смотреть удобно, можно сохранять для последующего анализа ну и т.д. и т.п.
2. Тип сигнала – Переменный, Постоянный, Положительная полярность. Работа с отрицательными напряжениями не нужна.
3. Кол-во каналов – 4, больше смысла не вижу, но с возможностью расширения до 8.
4. Максимальное входное напряжение — вольт 50, выше смысла нет.
5. Чувствительность — 1 милливольт, больше тоже не надо 🙂
6. Частота — до 20Кгц, для миллисекундных сигналов за глаза хватит, а других там нет 🙂
7. Удобная программная оболочка.

Начну с самого важного – Оболочки для автомобильного осциллографа. Да да, именно с оболочки. Ибо железо не сложно любое сделать, а вот удобная оболочка это реальный дефицит. Оболочки которые просто тупо показывают сигнал в реальном времени для автомобильного осциллографа крайне не удобны, ибо часто нужно анализировать сигнал продолжительное время и иметь возможность «отмотать» назад. По сему нужна оболочка типа Самописец-Осциллограф. И что б каналов было не менее 4х…

Долго лопатил просторы интернета на наличие удобной оболочки и в итоге нашел! Называется PowerGraph. Разработала эту прекрасную программу ООО «ДИСофт». На сайте у них есть платная и бесплатная версия. В принципе это софт для промышленного использования но он на все 100% подходит для моего осциллографа, работает в режиме самописца и в режиме чистого осциллографа. Эта программа предназначена для:
1. Сбор данных с различных измерительных устройств и приборов.
2. Регистрация, визуализация и обработка сигналов в режиме реального времени.
3. Редактирование, математическая обработка и анализ данных.
4. Хранение, импорт и экспорт данных.
Это малая часть того что она умеет 🙂 И самое главное есть бесплатная версия. Остановился на ней, в сравнении с другими, а я перепробовал более десятка, это просто идеал для автомобильного осциллографа.

Вот она какая, на мой взгляд, самая лучшая. Это не реклама, это факт 🙂 ИМХО конечно.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Ну вот, с софтом определился, теперь надо определится с интерфейсом, не буду грузить вас своими муками выбора, я остановился на СОМ порте. С ним работать просто, пропускной способности для поставленных задач с избытком, в выбранном софте есть драйвер вывода информации с СОМ пора.

Теперь железо, а точнее что использовать в роли АЦП. Железо должно быть доступное, стабильное, не дорогое и легко программироваться. Долго не думал, остановился на микроконтроллере АТмега 328р. Программируются эти микроконтроллеры банально на С++, точнее на упрощенном С++.
Очень удобно то что этот микроконтроллер можно купить уже распаянным на плате с минимально нужной обвязкой., Ардуино сее называется 🙂 То есть не надо самому плату разводить и паять, удобно. Всем параметрам, из моего ТЗ, АТмега 328р отвечает полностью, по сему использовать буду ее.

Для миниатюризации я вот такую взял. Она имеет 8 аналоговых входов, отвечающих всем требованиям ТЗ, имеет на борту эмулятор СОМ порта на СН340, питание берет напрямую с USB порта. В общем то что нужно. Ардуинку можно любую использовать на 328р

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот схема этой платы. На ней стоит сам микроконтроллер АТмега 328р, банальный эмулятор СОМ порта на СН340, кварц и стабилизатор питания на ЛМке для запитки от внешнего источника, если надо, вот и все, ну пара лампочек и фильтров не в счет 🙂 То есть все то что нам нужно и ничего лишнего! Не зря говорят — Совершенство в простоте.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Теперь надо написать программку для микроконтроллера. Нам нужно что б постоянно опрашивался аналоговый вход и данные о величине напряжения постоянно, онлайн так сказать, шли в СОМ порт. Если каналов несколько, то опрашиваются по кругу все нужные входы и данные идут на СОМ порт с разделителем табуляция. Вот так все просто.

Вот скриншот того что должен выдавать микроконтроллер в СОМ порт для нашей программы PowerGraph.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Осциллограф у меня будет работать в 4х режимах — 1канал, 2канала, 3канала и 4 канала.
Переключение между каналами будет осуществляться по кругу нажатием на кнопку.
При включении канала будет загораться светодиод индикации работы канала.
Вот написал программку. Сам я не программист, по сему написал как смог, сильно не критикуйте, расстроюсь 🙂 Программа полностью рабочая и проверена не однократно в деле. Как заливать программу в плату рассказывать не буду, в инете на каждом углу это с картинками рассказано 🙂

Вот сама программа.

int regim=1;
int flag=0;
void setup()
<
digitalWrite(07, HIGH);
Serial.begin(128000);//скорость СОМ порта должна совпатать со скорость в драйвере
pinMode(2, OUTPUT);
pinMode(3, OUTPUT);
pinMode(4, OUTPUT);
pinMode(5, OUTPUT);
>
void loop()
<
if(digitalRead(07)==HIGH&&flag==0)//если кнопка нажата
// и перемення flag равна 0, то …
<
regim++;
flag=1;
if(regim>4)//ограничим количество режимов
<
regim=1;//так как мы используем только одну кнопку,
// то переключать режимы будем циклично
>
>
if(digitalRead(07)==LOW&&flag==1)//если кнопка НЕ нажата
//и переменная flag равна — 1, то …
<
flag=0;//обнуляем переменную «knopka»
>
if(regim==1)//первый режим
<
digitalWrite(2, HIGH);//включение светодиода
digitalWrite(3, LOW);
digitalWrite(4, LOW);
digitalWrite(5, LOW);
// читаем аналоговый вход pin 0:
int port0 = analogRead(A0);
//Преобразовываем аналоговые показания (которые идут от 0 до 1023) в напряжение (0 — 5 В)
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);//4.745 опорное напряжение, замеряется при калибровке на плате
// выводим значение напряжения в порт
Serial.println(voltageport0,3);// печатаем значение в порт и жмем энтер
//задержка для стабильности
delay(1);
>
if(regim==2)//второй режим
<
digitalWrite(2, HIGH);//включение светодиодов
digitalWrite(3, HIGH);
digitalWrite(4, LOW);
digitalWrite(5, LOW);
int port0 = analogRead(A0);
int port1 = analogRead(A1);
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport1 = port1 * (4.745 / 1023.000);
Serial.print(voltageport0,3);// печатаем значение в порт
Serial.print(» «);// печатаем таб
Serial.println(voltageport1,3);// печатаем значение в порт и жмем энтер
delay(1);
>
if(regim==3)//Третий режим
<
digitalWrite(2, HIGH);
digitalWrite(3, HIGH);
digitalWrite(4, HIGH);
digitalWrite(5, LOW);
int port0 = analogRead(A0);
int port1 = analogRead(A1);
int port2 = analogRead(A2);
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport1 = port1 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport2 = port2 * (4.745 / 1023.000);
Serial.print(voltageport0,3);
Serial.print(» «);
Serial.print(voltageport1,3);
Serial.print(» «);
Serial.println(voltageport2,3);
delay(1);
>
if(regim==4)//Четвертый режим
<
digitalWrite(2, HIGH);
digitalWrite(3, HIGH);
digitalWrite(4, HIGH);
digitalWrite(5, HIGH);
int port0 = analogRead(A0);
int port1 = analogRead(A1);
int port2 = analogRead(A2);
int port3 = analogRead(A3);
float voltageport0 = port0 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport1 = port1 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport2 = port2 * (4.745 / 1023.000);
float voltageport3 = port3 * (4.745 / 1023.000);
Serial.print(voltageport0,3);
Serial.print(» «);
Serial.print(voltageport1,3);
Serial.print(» «);
Serial.print(voltageport2,3);
Serial.print(» «);
Serial.println(voltageport3,3);
delay(1);
>
>

Программа закончена и отлажена.
Приступим к электронной части.

Схему приводил выше. Из нее видно что плата имеет 8 аналоговых входов, 14 цифровых входов/выходов. Вот и будем работать с ними.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Аналоговые № 0,1, 2, 3 будем использовать как входы осциллографа. Сделаем для них защиту и дополнительный вход через делитель 1х10, так как подавать на микроконтроллер максимум можно всего 5.2 вольта. С делителем можно будет работать с напряжениями до 50 вольт, что полностью перекрывает наши потребности.
Цифровые № 2,3,4,5 будем использовать для светодиодов, они будут индицировать включенные аналоговые входы.
Цифровой №7 будет подключен к кнопке которая будет переключать режимы моего осциллографа.
Еще будет кнопка Бут режима. Плата по умолчанию в бут режиме, но для работы это не удобно, ибо управление идет через RESET. При обращении к СОМ порту идет инициализация СОМ порта и чип эмулятор посылает резет на микроконтроллер. То есть при запуске программы плата ребутится и сбрасывает настройки которые выставили кнопкой, это не удобно. Для того что бы этого безобразия не было, я сее отключаю с помощью кнопки. Она подключает вход микроконтроллера «RESET» к электролитическому конденсатору 10Мкф, конденсатор сглаживает посылку на перезагрузку. Эта же цепь используется при заливке прошивки, по сему на момент программирования надо конденсатор отключать. Назвал эту кнопку Бут кнопкой 🙂

Ну вот, как подключать понятно, осталось воплотить в железе.

Начнем с защиты и делителя.
Защиту будет обеспечивать стабилитрон на 5.1в. А делитель будет обычный на резисторах.
Так как сигналы у нас будут низкочастотные, это сильно упрощает жизнь. В расчетах делителя не надо учитывать внутреннее сопротивление приемника, не надо согласовывать вход с делителем, не надо учитывать волновое сопротивление кабеля и разъемов.
Надо просто посмотреть в даташите на микроконтроллер на какое сопротивление выхода оптимизирован его АЦП, и сделать делитель с таким выходным сопротивлением. Так мы добьемся максимальной точности в 0.005 вольта. В даташите написано что он оптимизирован под 10Ком выходного сопротивления нагрузки. Внутреннее сопротивление АЦП 100Мом…

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот такую схему я посчитал. R1 и R2 собственно сам делитель, R2 еще задает сопротивление выхода делителя, я его взял 10Ком, так как ЦАП оптимизирован именно на такое сопротивление. R3 и VD1 это защита от перенапряжения. На вход АЦП нельзя подавать больше 5.2в. VD1 стабилитрон на 5.1в, можно использовать любой. R3 токоограничивающий резистор, ограничивает ток стабилитрона когда он открывается. Вот такой простой делитель с защитой.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

А вот финальная схема. Плату Ардуино можете любую использовать.
По подробней распишу:
1. Входной сигнал через входные делители с защитой идут на аналоговые входы А0, А1, А2, А3.
2. К цифровым входам/выходам D2, D3, D4, D5 подключены светодиоды через токоограничивающие резисторы. Для моих диодов это 500Ом.
3. К цифровому входу/выходу D7 подключена кнопка, ей режим работы выбирается.
4. Конденсатор С1 10мф, через кнопку с фиксацией или ползунковый переключатель, подключен к входу RSET. Это у меня Бут режим так реализован.
5. Схема не нуждается в настройке и работает сразу. НО! Для проведения точных замеров ОБЯЗАТЕЛЬНО! Нужно откалибровать плату. Для этого на выходе «5V» платы нужно замерить реальное напряжение цифровым тестером и вписать в программу! У меня вписано допустим 4.745 у вас другое будет. Это опорное напряжение ЦАП, обычно колеблется от 4.650 до 5.080. Колебания зависят от качества платы, падения напряжения на диоде шотки (смотри схему), падения напряжения в усб проводе, напряжения которое выходит из ноута. В общем замерили и втоптали в программу, там во всех местах свое напряжение поставить надо.

Вот так все просто 🙂

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Ну раз схему разработали то настала пора воплотить это все в «железе».

Берем какой либо корпус, разъемчики, кнопку, переключатель, резисторы диоды, стабилитроны и начинаем из этого всего создавать автомобильный осциллограф.

Вот такой набор деталей у меня.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Для начала подготовим корпус. Просверлим все отверстия.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Далее, навесным монтажом, смонтируем делители прямо на блоке разъемов.
Вот так, просто – надежно — удобно.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Теперь примерим плату, проведем формовку выводов делителя и на них напаяем плату.
Вот так вот. Выходит очень удобно и компактно.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Смонтируем в корпус светодиоды, кнопку, переключатель и конденсатор. Вот так. Длинна проводов достаточная но не избыточная.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Почти все готово, осталось впаять плату в корпус.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Привинтить блок разъемов в корпус. Взять синюю изоленту, без нее ни как! Сделать ограничитель для УСБ провода.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Теперь можно закрыть корпус, залить прошивку и проверить работу. У меня все ОК.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот и все, мой автомобильный осциллограф готов.
Им можно смотреть-диагностировать расходомер(МАФ), генератор, катушки, датчики положения колена и распредвалов. Смотреть правильность установки ГРМ, Смотреть форсунки, по пульсации топлива в рампе можно косвенно смотреть работу насоса и регулятора давления топлива… В общем полезный зверек в хозяйстве. Особенно он полезен когда какое либо устройство отказало не полностью, а ушло от параметров и мозг не видит этого.

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Пора приступать к испытанием на авто.
Все отлично и очень удобно. Как и планировал 🙂

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Тему датчиков в этом посте не затрагиваю, ибо очень она объемная. Но все датчики легко самому изготовить и емкостные и индуктивные и контактные… Может отдельно напишу об них…

Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть фото Осциллограф для автомобиля своими руками. Смотреть картинку Осциллограф для автомобиля своими руками. Картинка про Осциллограф для автомобиля своими руками. Фото Осциллограф для автомобиля своими руками

Вот так просто можно сделать себе качественный автомобильный осциллограф.
На этом все, ни гвоздя вам ни жезла 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *