Отражение ремонта автомобиля в инвентарной карточке
Разъяснен порядок отражения сведений о проведенных ремонтах основных средств в инвентарных карточках
macrovector / Depositphotos.com |
Минфин России разъяснил порядок отражения сведений о проведенных ремонтах объектов основных средств в инвентарных карточках учета нефинансовых активов (письмо Минфина России от 7 ноября 2019 г. № 02-07-10/86687).
В соответствии с законодательством при постановке на балансовый учет каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер и на каждый объект учета открывается регистр бухгалтерского учета Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В такой Инвентарной карточке (ф. 0504031) соответствующих объектов основных средств отражаются результаты проведения ремонтных работ объектов основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое). При этом в результате ремонта не должны быть созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств в регистре бухгалтерского учета (п. 27 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).
Вышеуказанные сведения должны отражаться в виде записей о произведенных изменениях (без отражения на счетах бухгалтерского учета) в графах 5-8 раздела 4. «Сведения о внутреннем перемещении объекта и проведении ремонта».
Если же в результате проведения ремонтных работ изменяются признаки, характеризующие объект (материалы, размеры, наименования важнейших комплектующих, детали, узлы, приспособления и принадлежности, относящиеся к основному объекту), то сведения об указанных изменениях отражаются в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта». Также нужно сделать соответствующую запись в пояснительной записке к Инвентарной карточке (ф. 0504031) с указанием особенностей произведенных изменений.
Как отражать ремонт в карточке № ОС-6
В унифицированной форме № ОС-6, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7, «Инвентарная карточка учета объектов основных средств» есть раздел 6 «Затраты на ремонт». К примеру, основным средством является автомобиль. На протяжении срока полезного использования периодически проводилось техническое обслуживание и текущий ремонт. Необходимо ли их каждый раз отражать в разделе 6 «Затраты на ремонт» формы № ОС-6?
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств, в т. ч. и автотранспортных средств, из ремонта (реконструкции, модернизации) применяется форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».
На основании сведений, отраженных в акте по форме № ОС-3, информация о ремонте (реконструкции, модернизации) объекта основных средств вносится в инвентарную карточку (книгу) по форме № ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б). Такой вывод следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
В постановлении № 7 не уточняется, какие виды ремонтных работ подлежат отражению в инвентарной карточке. Обращаем ваше внимание на то, что если действующими нормативными документами не урегулирован тот или иной вопрос учета, то предприятие самостоятельно выбирает способ учета и закрепляет его в приказе по учетной политике.
Указанные документы обязательны для исполнения только теми организациями, которые входят в структуру Минтранса России. Однако их могут применять в рамках действующих положений по бухгалтерскому учету и иные предприятия.
Ваше предприятие, принимая во внимание отраслевые нормативные документы, должно конкретизировать такие понятия, как техническое обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонт, модернизация автотранспортного средства. Руководство Вашего предприятия может принять решение, например, отражать в инвентарной карточке только средний и капитальный ремонт. Но возможно и отражение в отдельном приложении к инвентарной карточке всех видов ремонтных работ, а также действий по техническому обслуживанию (например, замена масла, ковриков в салоне и т. п.).
По нашему мнению, в целях анализа затрат и контроля над ними последний (детализированный) вариант предоставит наиболее полную картину о выполненных ремонтных работах по эксплуатации и обслуживанию автотранспортного средства.
Согласно пункту 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, инвентарные карточки формы № ОС-6 для передаваемых в ремонт (или модернизацию) основных средств рекомендовано собирать в отдельную группу под названием «Основные средства в ремонте (модернизации)».
При поступлении основных средств из ремонта (модернизации) инвентарная карточка такого основного средства возвращается из этой группы на место хранения.
Подписчики ИТС ПРОФ имеют возможность получать письменные консультации аудиторов по сложным вопросам учета и налогообложения.
Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.
В письме с вопросом необходимо указать название организации-подписчика и регистрационный номер программы «1С:Предприятие», на который оформлена платная подписка ИТС ПРОФ.
Ознакомиться с другими ответами на вопросы подписчиков ИТС можно здесь
Ремонт и модернизация объектов основных средств «1С:БГУ 8» ред. 1.0
заместитель директора направления 1С
2 мин на чтение
Нет времени читать?
Как для бухгалтерского, так и для налогового учета понятия ремонт и модернизация имеют принципиальные отличия. Иногда грань между этими понятиями определить очень сложно. И все-таки…
Как правило, ремонтные работы — это восстановление и поддержание в исправном состоянии объектов основных средств, поддержание работоспособности и изначальных технико-экономических характеристик. Но, если в процессе проведения ремонта улучшаются изначальные характеристики объекта основных средств, то ремонт может преобразоваться в модернизацию.
Иначе говоря, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации будут относиться работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения, а также возможность повышения нагрузки на оборудование, повышение его технико-экономических показателей.
Отражение данных операций на счетах бухгалтерского и налогового учета будут существенно отличаться друг от друга:
На контрольном примере отразим эти операции в учете.
На балансе Учреждения числится Сервер ТХ 300S7F, балансовая стоимость которого составляет 120 тыс. руб. По состоянию на 01.02.2013 начислена амортизация 43333,33 руб. В ходе проверки технического состояния оборудования установлено, что необходима замена одного из жестких дисков, вышедших из строя на аналогичный. Также в связи с необходимостью увеличения объема хранения данных было принято решение добавить еще один такой же жесткий диск.
Ремонт и модернизацию Сервера решено провести силами подрядной организации, закупку необходимых частей произвести у них же.
Произведем оплату запасных частей. Расходы по оплате договоров на приобретение запасных частей для вычислительной техники отнесем на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
Отразим поступление запасных частей для ремонта и модернизации документом «Покупка материалов».
Отразим списание запасных частей документом списание материалов.
Для списания запчастей в части ремонта (замены вышедшего из строя Жесткого диска) выбираем списание в корреспонденции со сч. 401.20 «Расходы текущего финансового года» или 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в зависимости от выбранного вами варианта учета).
Для списания запчастей в части модернизации (установке дополнительного Жесткого диска) выбираем списание в корреспонденции со сч. 106.00 «Вложения в нефинансовые активы».
Отразим услуги по замене и установке дополнительного Жесткого диска документом «Услуги сторонних организаций».
Расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов отнесем на ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Расходы на оплату договора по модернизации отразим по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Произведем оплату услуг подрядной организации.
Чтобы сформировать стоимость Сервера, полученную в результате модернизации воспользуемся документом «Капремонт, модернизация».
В результате модернизации стоимость объекта увеличилась на 18 тыс. руб. (16 500 руб. стоимость дополнительного жесткого диска и 1500 руб. стоимость услуг по модернизации.)
В инвентарной карточке объекта будет отражена модернизация.
Как отражать ремонт в карточке № ОС-6
Отправим материал вам на:
В унифицированной форме № ОС-6, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7, «Инвентарная карточка учета объектов основных средств» есть раздел 6 «Затраты на ремонт». К примеру, основным средством является автомобиль. На протяжении срока полезного использования периодически проводилось техническое обслуживание и текущий ремонт. Необходимо ли их каждый раз отражать в разделе 6 «Затраты на ремонт» формы № ОС-6?
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств, в т. ч. и автотранспортных средств, из ремонта (реконструкции, модернизации) применяется форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».
На основании сведений, отраженных в акте по форме № ОС-3, информация о ремонте (реконструкции, модернизации) объекта основных средств вносится в инвентарную карточку (книгу) по форме № ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б). Такой вывод следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
В постановлении № 7 не уточняется, какие виды ремонтных работ подлежат отражению в инвентарной карточке. Обращаем ваше внимание на то, что если действующими нормативными документами не урегулирован тот или иной вопрос учета, то предприятие самостоятельно выбирает способ учета и закрепляет его в приказе по учетной политике.
Указанные документы обязательны для исполнения только теми организациями, которые входят в структуру Минтранса России. Однако их могут применять в рамках действующих положений по бухгалтерскому учету и иные предприятия.
Ваше предприятие, принимая во внимание отраслевые нормативные документы, должно конкретизировать такие понятия, как техническое обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонт, модернизация автотранспортного средства. Руководство Вашего предприятия может принять решение, например, отражать в инвентарной карточке только средний и капитальный ремонт. Но возможно и отражение в отдельном приложении к инвентарной карточке всех видов ремонтных работ, а также действий по техническому обслуживанию (например, замена масла, ковриков в салоне и т. п.).
По нашему мнению, в целях анализа затрат и контроля над ними последний (детализированный) вариант предоставит наиболее полную картину о выполненных ремонтных работах по эксплуатации и обслуживанию автотранспортного средства.
Согласно пункту 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, инвентарные карточки формы № ОС-6 для передаваемых в ремонт (или модернизацию) основных средств рекомендовано собирать в отдельную группу под названием «Основные средства в ремонте (модернизации)».
При поступлении основных средств из ремонта (модернизации) инвентарная карточка такого основного средства возвращается из этой группы на место хранения.
Подписчики ИТС ПРОФ имеют возможность получать письменные консультации аудиторов по сложным вопросам учета и налогообложения.
Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.
В письме с вопросом необходимо указать название организации-подписчика и регистрационный номер программы «1С:Предприятие», на который оформлена платная подписка ИТС ПРОФ.
Ознакомиться с другими ответами на вопросы подписчиков ИТС можно здесь
Особенности учета затрат на ремонт основных средств
Ремонт основных средств— это что?
Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:
Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).
Ремонт может быть осуществлен:
С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» пришли 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Согласно данным стандартам учет ОС нужно вести по новым правилам. Начать применение стандартов можно и раньше, закрепив новые учетные положения в учетной политике.
Проверьте, правильно ли вы учитываете затраты на капитальный, текущий и неплановый ремонт ОС при применении ФСБУ 6/2020 «Оновные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Документальное оформление ремонта
Проведению ремонта предшествует составление:
О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».
О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».
По завершении ремонтных работ оформляют:
О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».
Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».
Как списать материалы на ремонт ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Готовом решении, получив бесплатный пробный доступ.
Отражение ремонта в бухучете
Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.
При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:
Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:
В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:
По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:
Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:
В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.
Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).
Учет ремонта в налоговом учете
В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):
Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».
Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.
Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.
Итоги
Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.