Оценочный лист автомобиля с пробегом
§0. Серьёзная подготовка к покупке автомобиля — чек-лист и полезные материалы
Всем доброго дня! Если уж не сегодняшнего — то точно завтрашнего!
Я, конечно, понимаю, что этот пост написан несколько позже покупки, но постараюсь рассказать, как я подходил к покупке автомобиля. Также приложу все вспомогательные материалы, которые я использовал при поиске и при проверке автомобиля.
Тут очень много текста, но при этом материал будет очень полезен, особенно тем, кто собирается в скором времени покупать автомобиль, особенно KIA Sportage 3 рестайлинг.
Разделю своё описание на несколько этапов — выбор желаемой модели автомобиля, его поиски, проверка каждой машины, покупка, оформление. И ищите бонусы внизу в тексте!
Этап 1. Выбор модели автомобиля.
Этот этап возникает у любого, кто хочет себе автомобиль. И совершенно неважно — будущий Вы водитель, или уже с опытом. Вы начинаете представлять себя в салоне автомобиля, едущего по городу, трассе, лесу, горам и другим поверхностям. Конечно же, Вы начинаете представлять, какие функции должен иметь Ваш будущий автомобиль (тут зависит от опыта — о первой машине представление простое, как правило, — чтоб ехало, и в ней было тепло/прохладно; опытный же водитель наверняка подумает и о слепых зонах, о широких/узких стойках, количестве режимов работы дворников, наличии порта USB, парк-тронике и т.п.), какого он класса, какого цвета и, конечно же, какой ценовой категории он будет.
Лично мне кажется, что в подавляющем большинстве случаев именно последний пункт (денежки) и является решающим. Отталкиваемся от бюджета, а далее по сайтам объявлений (на мой взгляд автору — самый удобный сайт, хотя на авито почему-то вариантов немного подольше, хотя после агрессивной рекламы автору думаю, что теперь на автору есть все варианты) определяем список автомобилей, которые Вы можете себе позволить. Из них отсекаете лишнее (по разным причинам — не нравится внешне, слишком женская/мужская и т.п.), и остаётся лишь несколько вариантов моделей. Ну вот в них и копаетесь по форумам и описаниям — технические особенности, наличие тех или иных функций и т.п.
Лично моя история выбора KIA Sportage такова. У меня была (и, кстати, есть) пятнашка. Моя первая машина. Отличная! Тогда мне реально казалось, что надо добавить только кондей, и всё, — у меня идеальная машина! Сейчас же мнение немного изменилось. Так вот тогда начали выходить Веста, Икс-Рей, о покупке которых я и задумался. Вообще мне хотелось иметь скорее что-то джипообразное, чем седанообразное, поэтому я склонялся к Икс-Рею. Вышла Веста. Мне как т вазоводу она понравилась! А сколько там места сзади, а! Начал ждать Икс-Рей. Понравился, правда, места сзади было немного. Ну и ручная коробка немного расстраивала. Но в целом я был к этому готов. В итоге максимальная комплектация (на «ручке») стоила почти 700 тысяч. И тут на работе мой коллега приобрёл за 830 тысяч Спортаж 2011 года в предмаксимальной комплектации. Ну я попросился посидеть, покататься минут 5-10 около работы, и понял, что разница в 100 тысяч рублей на самом деле не в 100 тысяч! И тут я понял, что, видимо, вот оно — то, что мне нужно. Тут мне немного повезло, т.к. коллега уже изучил все форумы и подводные камни. Поэтому в случае выбора между Спортажом и ix35 от Хёндая (технически [именно технически] одна машина, как Солярис и Рио), лучше Спортаж по ряду причин. Вообще мой брат — мой лучший помощник в случае покупки машины. Как я писал, я хотел что-то джипообразное, поэтому рассматривал (после отмётки Икс-Рея) Спортажи, ix35, Кашкаи, Тигуаны и CX-5. Кашкаи отмелись из-за вариатора (лично ничего против не имею, т.к. не сталкивался, но все мои помощники [наши с братом общие друзья], кто более-менее плотно с машинами сталкивается, говорили против вариатора. CX-5 при примерно одинаковом пробеге и годе выпуска почему-то дороже конкурентов. Остались Тигуаны и корейцы. Тигуаны тоже чуть дороже, плюс ко всему я позже узнал, что у них слово «максималка» не всегда то, о чём ты думаешь, ибо у немцев есть понятие «опция» (то есть купив машину в максимальной комплектации, например, можно не получить сенсорную магнитолу, если она окажется опцией, за которую надо доплачивать). Поэтому остались ай-иксы и Спортажи. Спортажи смотрятся пободрее, хотя ай-иксы чуть строже, но блин! я же ещё молод, берём более хулиганский вид!
Этап 2. Поиски автомобиля.
Так вот я определился — хочу Спортаж. Захотел панорамную крышу и всё тут! А она есть только в максималке — значит её и ищем. Ну, поскольку комплектация максимальная и при первоначальной продаже автомобиля салоном цена тоже максимальная, то такие машины достаточно редкие на сайтах объявлений. Но лично я никуда сильно не спешил, поэтому медленно искал свой вариант. Кстати, и Вам этого же советую! Лучше немного подождать и купить именно то, что хочется. Ваша машина Вас дождётся!
Обращаю внимание, что при выборе модели начинает нравиться какой-то определённый цвет, который «идёт» именно этой машине. Да, это так. Но я всё же при выборе ориентировался (и Вам советую) на техническое состояние.
Шло время. Я искал в Нижнем Новгороде + 500 км (включая Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Ярославскую, Московскую области). Обнаружил, что если машина достаточно редкая, то и спрос на неё достаточно велик, поэтому стоящие варианты редко задерживаются на сайтах объявлений более недели. Рекородное объявление при мне — время от выставления на продажу до продажи составило 12 часов!
Так прошло 3 месяца… В итоге жена наткнулась на 2 объявления в Ярославле. Оба — в максималке, пробег до 50 (25 и 35) тысяч км, белые, хорошие.
Этап 3. Проверка автомобиля.
Если машина в Вашем городе — то смело берите помощника и езжайте!
Если машина не в Вашем городе — то сначала нужно внимательно изучить объявление (как правило, чем полнее описание — тем и лучше машина, и лучше за ней следили), созвониться с продавцом, узнать у него недостатки (вмятины, сколы, неработающие функции) и, если этот вариант потенциально Ваш, попросить выслать фото ПТС и сервисной книжки. Это нужно для «пробивки» машины через бесплатный сайт ГИБДД — проверка регистрационных действий, участия в ДТП, нахождения в розыске, наличия ограничений. Также можете поискать ещё несколько бесплатных сайтов — службы судебных приставов и т.п. Сервисную книжку полезно увидеть, чтобы оценить пробег, своевременность прохождения ТО, которое влияет на продолжение действия гарантии.
Далее, если всё хорошо, я начал спрашивать о юридической стороне вопроса. Продавец хотел подписать со мной какой-то странный договор покупки-продажи, в котором с него бы снималась вся ответственность в случае выявления серьёзных проблем. В общем, удалось мне договориться о подписании хорошего договора, защищающего наши (как мои, так и его) права!
Теперь нужно договориться с помощниками поехать с Вами, найти толщиномер, и поехать.
НО! Перед этим я настоятельно рекомендую узнать особенности найденного автомобиля.
Можно просто выкачать почти любой чек-лист машины.
Бонус. Чек-лист проверки автомобиля можно скачать тут.
А ещё лучше пойти дальше. Посмотреть обзоры автоподборщиков. Например, мне очень понравились обзоры Максима Шелкова на youtube. Он, кстати, в том числе работает автокриминалистом. Так что прислушаться и посмотреть несколько его видео стоит.
Далее ищем ролики по автоподбору конкретно той модели, что Вы ищете. По счастливой случайности, всё у того же Максима нашлось такое видео про Спортаж.
Бонус. Видео об осмотре Спортажа.
Этап 4. Покупка автомобиля.
Теперь, когда всё хорошо, когда Вы понимаете, что перед Вами именно та машина, которую Вы искали, и которая ждала именно Вас, — можно её и купить!
Как я ранее писал, стОит для своей безопасности заполнять именно правильный договор купли-продажи.
Бонус. Правильный договор купли-продажи можно скачать тут.
Заполняем, подписываем, по рукам! Передача денег и ключей. К ключам обязательно берём ПТС, СРТС, сервисную книжку, копию страховки, все прошлые заказ-наряды и вообще всё (хотя бы копии), что относится к машине.
Поздравляю! Я купил автомобиль!
Этап 5. Оформление.
Под этим этапом я подразумеваю информирование государства о том, что теперь именно мы являемся собственниками машины.
Поскольку я покупал машину в другом городе — я решил оформить транзитный полис ОСАГО. Мало ли! Потом приехал в город, пошёл в ГИБДД (кстати, записаться через Госуслуги не только удобно и быстро, но и экономно — при оплате госпошлин онлайн даётся скидка 30%).
Учимся читать аукционный лист
АУКЦИОННЫЕ ОЦЕНКИ
Ниже приведены общие принципы аукционных оценок. При этом помните, что на различных аукционах один и тот же автомобиль может получить разный балл. Все зависит от критериев каждого аукциона.
S — Первая регистрация за последний год, почти новый автомобиль.
6 — Великолепное состояние и не нуждается в ремонте (пробег менее 30000 км).
5 — Великолепное состояние, ремонт не нужен (пробег менее 60000 км).
4,5 — Хорошее состояние, с минимальным количеством царапин и вмятин, вряд ли нужен ремонт.
4 — Достаточно хорошее состояние, но может быть нужен ремонт. Присутствуют царапины, вмятины, ремонтированные места, возможны замены деталей.
3,5 — Нужна некоторая восстановительная работа, или пробег выше среднего.
3 — Автомобиль имеет очевидные вмятины и царапины. Необходимо много восстановительной работы, или большой пробег.
2 — Плохое состояние.
1 — Плохое состояние, низкое качество (затопленный, поврежденный от соли, от ливня и т.п.)
R — Восстановленный после аварии.
RA — Восстановленный после тяжелой аварии.
*** (0, А, С, Т) — битые и не восстановленные машины, авто на запчасти, «не на ходу»?
БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ САЛОНА
A — Чистый салон.
B — Хорошее состояние, небольшие загрязнения, возможны подпалинки.
C — Плохое состояние салона, возможны прожженные места.
D — Очень плохое состояние, загрязненный салон, имеются царапины, возможно порванные места обшивки.
ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
A — Царапина.
A1 — Царапина по лаку.
A2 — Царапина по краске.
A3 — Царапина по металлу.
A4 — Заметная царапина, больше 20 см.
A5 — Покрывает всю панель или больше.
B, U — Вмятина.
S — Ржавчина.
S1 — Есть небольшие участки ржавчины, площадью не более чем ладонь.
S2 — Есть небольшие участки ржавчины, площадью немного более чем в случае S1.
S3 — Есть некоторые участки ржавчины требующие ремонта.
C — Ржавчина, коррозия.
С1 — Коррозия.
С2 — Сильная коррозия.
X — Деталь, требующая замены.
W — Ремонтированное и окрашенное место.
W1 — Незаметный ремонт.
W2 — Заметный ремонт.
W3 — Очень заметный ремонт.
XX — Заменена деталь.
BP — Побит и покрашен.
M — Модификация — тюнинг.
Y1 — Небольшие отверстия или трещины.
Y2 — Отверстия или трещины.
Y3 — Большие отверстия или трещины.
U1 — Вмятина меньше 5 см.
U2 — Вмятина около 10 см.
U3 — Вмятина больше 12 см.
E1 — Маленькая вмятина от камешка.
Е2 — Несколько небольших вмятин.
Е3 — Много маленьких вмятин.
P — Окрашенное место, возможно, отличающееся по цвету.
G — Царапина на лобовом стекле.
H — Отсутствие краски.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
F — Передний.
S — Боковой.
R — Задний.
D — Водительский (о сиденье, двери со стороны водителя).
T — Запасное (колесо).
W — Двойные.
AC — Кондиционер.
AAC — Климат-контроль.
WAC — Двойной кондиционер.
FA — АКПП с управлением на полу.
CA — АКПП с управлением на рулевой колонке.
ICVT — AK ПП интеллектульная вариаторного типа.
5C — 5-ти скоростная МКПП с управлением на рулевой колонке.
5F — 5-ти скоростная МКПП с управлением на полу.
PS — Гидроусилитель руля.
PW — Электро-стеклоподъёмники.
AW — Литые диски.
CP — Колпаки.
ST-T — Зимняя нешипованная резина.
ST — Стерео.
CD — Проигрыватель компакт-дисков.
СS — Кассетный магнитофон.
MD — Проигрыватель мини-дисков.
TV — Телевизор.
ABS — Антиблокировочная система тормозов.
AFC — Автоматический очиститель воздуха.
CPU — Центральный блок управления.
EVC — Машинный регулятор клапана.
LSD — Дифференциалы с ограниченным скольжением.
SRS, AB, WAB — Подушки безопасности.
HID — Ксеноновые фары.
TRC, TCS — Антипробуксовочная система.
SR — Люк.
RS — Задний спойлер.
ETC — Система оплаты для японских скоростных дорог.
E/G — Двигатель.
T-BELT — Ремень ГРМ.
Оценочный лист автомобиля с пробегом
Аукционный лист
Любой японский аукцион не может обойтись без важнейшего для него документа – аукционного листа. В нем содержится подробнейшее описание состояния авто, его комплектации и установленных опции, а также выставляется аукционная оценка.
На первый взгляд, может показаться, что в аукционнике можно написать недостоверную информацию, но это совершенно не так. После того, как экспертом осуществлена обязательная предаукционная проверка машины, он тщательно и с большой осторожностью заполняет по ней аукционный лист. Такую предельную аккуратность объяснить очень просто – если будет заподозрено завышение оценки, то репутация аукциона будет сильно подорвана, вплоть до лишения его лицензии, а эксперта, проводившего осмотр, с треском уволят. Порой даже встречается обратная практика – занижение оценки с целью подстраховки и во избежание спорных ситуаций. Такое случается не часто, но об этом стоит знать.
Зачем же был создан данный документ? Все предельно просто – каждый день на аукционах торгуются десятки тысяч машин, и осмотреть каждую из них дилер просто не в состоянии. Так что эта бумага оказывается незаменимым помощником при выборе машины, и поэтому особенно важно знать, как читать аукционный лист.
Так выглядят аукционные листы аукционов CAA
Так выглядят аукционные листы аукционов USS
Так выглядят аукционные листы аукционов HAA
Так выглядят аукционные листы аукционов JU
Расшифровка аукционного листа
Чтение аукционника – полезнейшее умение при выборе автомобиля с японского автоаукциона. Расшифровать записи в документе не сложно, если знать его некоторые основные особенности.
Всегда прописывается номер лота и подробнейшие данные об автомобиле – начиная от пробега, его истории и года первой регистрации, и заканчивая перечнем установленного дополнительного оборудования и указанием цвета кузова и салона.
Это, конечно же, далеко не все обозначения в аукционном листе. Интерьер авто эксперты в основном оценивают отдельно, хотя такая система иногда применяется и для экстерьера. Речь идет о буквенной градации от A до D. Буква A соответствует идеальному или практически идеальному состоянию, в то время как D сигнализирует о необходимости ремонта и замены некоторых деталей.
Ещё на аукционных картах практически всегда присутствует схематичное изображение кузова, как бы «в развернутом виде». На нем также можно заметить различные комбинации букв и цифр. Заглавными литерами обозначают тип дефекта, а цифрами – его степень. Подробнее ознакомиться с таблицей аукционных оценок можно в конце страницы.
Перевод аукционного листа
Вполне вероятно, что самостоятельная расшифровка аукционного листа Япония может вызвать затруднения. Однако если Вы являетесь нашим клиентом, то не стоит отчаиваться! Наш квалифицированный переводчик способен без труда прочитать аукционный лист и предоставить Вам качественный перевод!
Как найти и посмотреть аукционник на автомобиль? Достаточно просто – на сайте всегда доступны статистика продаж и поиск по номеру лота.
Чек-лист: проверяем б/у авто перед покупкой
Долгожданные права в кармане (или уже давно пылятся на полке) и ты, наконец-то, решил(-а) обзавестись собственным авто. Покупка машины в автосалоне не каждому по карману, да и учитывая ненадежность и невысокое качество моделей последних лет выпуска, многие отдают предпочтение авто с пробегом. Мы собрали ТОП-10 бесценных рекомендаций, как купить машину на вторичном рынке и остаться довольным покупкой!
Проверь VIN-код
Чтобы его найти, нужно осмотреть раму и двигатель автомобиля — идентификационный номер должен быть на виду. Что это тебе даст? По VIN ты можешь проверить, числятся ли за машиной штрафы, участвовала ли она в ДТП, находится ли в угоне или в залоге. Всю эту информацию можно найти в открытом доступе на сайте Госавтоинспекции, там же ты увидишь список предыдущих владельцев и комплектацию авто.
Осмотри кузов
Пусть ты и не профи, но небольшие вмятины, царапины, ржавчину, различия в оттенках краски и зазорах ты заметить в состоянии. Обрати внимание на то, как закрываются двери, багажник и люк бензобака — если это происходит не с первого раза или приходится прикладывать больше усилий, вероятно детали подлежали ремонту или замене. Если есть подозрения, ты можешь отказаться от покупки или просить снижения цены.
Избегай перекупщиков
При покупке б/у авто лучше отдавать предпочтение частным объявлениям. Отличить частное лицо от перекупщика можно еще на стадии просмотра объявления: перекупщики зачастую пишут вместо конкретного имени и фамилии слово «владелец». Преимущества частников налицо: они более подробно и открыто рассказывают о состоянии машины, идут на торг и продают авто намного дешевле. Имея дело с перекупщиками или покупая авто в салоне, готовься переплатить.
Вымытый до блеска двигатель — повод насторожиться
Да, хорошо если под капотом будет чисто и сухо, но идеальная чистота часто говорит о попытке владельца скрыть масляные протечки. Если ты видишь вычищенное до идеала подкапотное пространство, обязательно послушай работу двигателя на посторонние шумы, проверь, не идет ли из выхлопной трубы темный дым, и нет ли на шлангах трещин. Если не можешь провести эту простую диагностику самостоятельно, прибегни к помощи профессионалов. Если владелец отказывается загонять авто в сервис — это повод задуматься.
Узнай реальный пробег авто
Проще всего это сделать, если автомобилю не более 5 лет. В этом случае достаточно позвонить в сервисный центр и узнать, когда последний раз у них обслуживалась машина. Там же тебе сообщат настоящий пробег.
Если машина более старая, то «фокус» с сервисным центром не пройдет. Нужно оценивать другие признаки: цвет выхлопных газов (он не должен быть сизым, черным или белым) и выпускного коллектора (при небольшом пробеге он остается металлическим, а после 100 тысяч приобретает грязный коричневый цвет).
Оцени ходовую часть
Попроси прокатиться на авто, чтобы проверить ходовую в действии. Даже если ты не сильно разбираешься в ее конструкции, то достаточно просто прислушаться. Тестовая поездка обязательно выявит стуки и скрипы, особенно при проезде неровностей.
Проверь работу всех систем в салоне
Свет, стеклоподъемники, магнитола, кондиционер, печка, регулировка сидений и других механизмов должны быть исправны, если продавец претендует на хорошую цену. В противном случае проси снижения стоимости.
Обрати внимание на чеки
Если после запуска двигателя на приборной панели продолжают гореть чеки, это может быть сигналом о неисправности. Такое авто лучше подробнее осмотреть уже в автосервисе и провести компьютерную диагностику.
Узнай историю авто
А именно, сколько у автомобиля было хозяев. Если ПТС предоставляется в виде дубликата, скорее всего в оригинале было вписано много владельцев и закончилось место для новой информации. К авто с «богатой» историей следует относиться настороженно.
Не ведись на явно заниженную цену
Бесплатный сыр бывает только сам(-а) знаешь где. Если ты видишь перед собой красивый автомобиль по «ну очень приятной цене», то рискуешь попасть в некрасивую ситуацию. Изучи рынок и узнай, сколько реально должна стоить такая марка авто этого же года выпуска. Если цена изрядно занижена, значит, с машиной что-то не так, и есть вероятность попасть на дорогой ремонт.
Чек-лист покупки автомобиля «с рук»
Покупка б/у автомобиля — дело довольно сложное и ответственное, чтобы обезопасить себя от покупки металлолома на колесах, необходимо тщательно подготовиться. В идеале, конечно, на сделку взять с собой опытного человека, который прекрасно разбирается в строении автомобиля и знает, как не нарваться на «кота в мешке».
В этой статье вы найдете несколько ценных советов, а также в конце мы дадим ссылку на скачивание чек-листа осмотра поддержанного автомобиля. Начнем по порядку.
Что взять с собой?
Какие документы запросить у продавца?
Все эти документы должны отвечать определенным требованиям:
Техническая проверка автомобиля
Проверять автомобиль стоит по двум главным причинам, во-первых, выявить серьезные недостатки, по которым не стоит брать автомобиль. А во-вторых, выявить незначительные изъяны, чтобы снизить цену.
Хороший автомобиль не будет стоить слишком дешево!
Для этого важно узнать среднюю стоимость этой модели на рынке и сравнить. Если автомобиль заметно уступает, то это тоже тревожный сигнал. Вероятно, владелец хочет быстрее избавиться от рухляди и намеренно занизил цену. В ход пойдут рассказы о том, что продажа осуществляется «по семейным причинам», «срочно нужны деньги» и т.д. Снизить стоимость на 10-15% от рыночной цены — это нормально, но если автомобиль стоит в 2, а то и больше раз дешевле, то это серьезный повод отказаться от покупки.
Далее мы коротко пройдемся по основным параметрах технического осмотра, полный список будет указан в чек-листе.
Пробег.
Нормальный показатель пробега для автомобиля в год варьируется от 6 до 15 тыс.км. Если же год выпуска автомобиля насчитывает уже десятилетие, то и на шкале пробега должны быть показатели не меньше 60-150 тыс. км. А в рассказы, что машина просто 5 лет простояла в гараже лучше не верить. Если же показатели гораздо больше, то вероятно машина использовалась в качестве такси, что тоже плачевно сказывается на ее состоянии.
Осмотр кузова.
Осмотреть кузов надо со всех сторон и проверить его геометрию, нигде не должно быть никаких сколов, трещин и неровностей, для этого вам и пригодится прозрачная линейка. При осмотре кузова — посвятите на него фонариком, все отремонтированные части будут светится по-другому. Также приложите магнит, если он хорошо примагничивается, значит, с кузовом все хорошо. Если же нет, то вероятно, автомобиль подвергался ремонту и не совсем качественному. Рассказать о том, был ли автомобиль в аварии, могут колеса: если резина на них изнашивается неравномерно, то вероятно кузов был поврежден при аварии. Осматривать на кривизну весь кузов стоит со стороны багажника, а не капота.
Тест-драйв.
Во время тест-драйва автомобиль должен легко завестись, без дребезжания, скрежета и других подозрительных звуков. Не включая передачу, попробуйте несколько раз нажать сильно нажать на педаль газа, чтобы показатели взлетели вверх. Если при таком резком изменении частот коленвала слышны постукивания, значит автомобиль нуждается в капитальном ремонте. При управлении автомобилем попробуйте создать реальную ситуацию на дороге, когда необходимо резко остановиться, при этом автомобиль не должен глохнуть или дергаться, все должно быть плавно и аккуратно.
Наличие коррозии.
При некачественной сборке кузова, в первую очередь, ржаветь начинают двери. Проверьте, насколько легко открываются/закрываются двери. Не должно быть слышно никаких скрипучих звуков. Проверить ржавчину можно с помощью светлых перчаток, проведите рукой по нижней части порога, если ржавчина есть, она останется на перчатках.
Для полноценного осмотра автомобиля вам пригодится чек-лист, на забудьте его распечатать перед визитом к продавцу: