Ответственность за сохранность авто на платной парковке
Ответственность за сохранность авто на платной парковке
Статья 13. Требования к платной парковке
1. Платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.
2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.
3. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать определяемый в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона максимальный размер такой платы и устанавливается владельцами парковок.
4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены периоды времени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно.
5. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
6. Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.
7. Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.
8. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.
10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществлять информирование населения о подготовке указанными органами решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления для опубликования (обнародования) официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующей информации:
1) обоснование необходимости пользования платными парковками, основные проблемы в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования;
2) дата начала пользования платными парковками;
3) предполагаемые зоны платных парковок на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
4) порядок пользования платными парковками;
5) размер и порядок осуществления оплаты за пользование парковками.
Права потребителей при повреждении автомобиля на платной стоянке
Пользуясь услугами платной стоянки для автомобилей, потребителю необходимо правильно оформить свои отношения с организацией или ИП этой автостоянки.
Лицом, оказывающим услуги по хранению автомобиля, может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель. По действующему законодательству о защите прав потребителей, исполнитель услуги обязан в открытой и доступной форме довести до потребителей полную информацию о себе, фирменное наименование и юридический адрес, а также правила пользования автостоянкой, стоимость услуг, образцы договоров, квитанций, сохранных расписок и т.д.
Договор с исполнителем должен заключаться в письменной форме, при этом письменная форма договора считается соблюденной, если автостоянка выдала Вам при приемке автомобиля сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием государственного регистрационного номера автомобиля.
Соблюдение этих формальностей будет иметь важное значение, в случае повреждения либо угона автомобиля с территории стоянки и поможет без излишних проволочек взыскать с виновника причиненный ущерб.
Если за время нахождения автомобиля на автостоянке произошло его повреждение, по Вашему требованию должен быть составлен акт, в котором описываются видимые наружные повреждения и дефекты автомобиля.
Акт составляется и подписывается совместно с уполномоченным работником автостоянки в двух экземплярах, один из которых остается у Вас. Естественно, что о произошедшем необходимо заявить в ближайшее отделение милиции.
Для оценки нанесенного ущерба надо обратиться в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, имеющих соответствующую лицензию на оценочную деятельность. При этом на осмотр автомобиля экспертом следует вызвать и представителей автостоянки путем отправки телеграммы либо заказного письма с уведомлением о вручении. В случае их неявки осмотр может быть произведен и в их отсутствие.
Услуги автостоянок! Ответственность сторон!
Зачастую, оставляя автомобиль на автостоянке, водители сталкиваются с предупреждением о том, что «Автостоянка за сохранность транспортного средства ответственности не несет!»
Это пугает, но выбор бывает не большой, и автомобиль все равно приходится оставлять.
Ответственность автостоянки за сохранность автомобиля устанавливается договором и правилами пользования автостоянкой (для каждой автостоянки разработаны индивидуально, необходимо тщательно с ними ознакомиться до заключения договора).
Если в договоре ответственность не предусмотрена, то она устанавливается в соответствии с правилами оказания услуг автостоянок (утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 795), если в договоре не указано другое.
При постановке автомототранспортного средства на хранение (въезде) потребитель предъявляет уполномоченному работнику исполнителя автомототранспортное средство для внешнего осмотра, а также договор или документ, удостоверяющий заключение договора.
По требованию потребителя или исполнителя оформляется акт, содержащий сведения о товарном виде и комплектности автомототранспортного средства, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков;
б) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления соответствующего требования.
В случае если исполнитель нарушил срок оказания услуги (срок начала и (или) окончания оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе:
а) назначить исполнителю новый срок;
б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения цены услуги;
г) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков. Требования о возмещении убытков полежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления соответствующего требования.
Назначенный потребителем новый срок оказания услуги оформляется договором.
В случае несоблюдения исполнителем нового срока потребитель вправе предъявить ему иные, указанные выше, требования.
В случае нарушения установленного срока оказания услуги или назначенного потребителем нового срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если в договоре срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов цены услуги. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).
Неустойка (пени) за нарушение срока начала (окончания) оказания услуги, ее этапа (если в договоре определены этапы оказания услуги) взыскивается за каждый день (час, если в договоре срок определен в часах) просрочки вплоть до начала (окончания) оказания услуги, ее этапа или предъявления потребителем ранее указанных требований.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пеней) не может превышать цену услуги, выполняемой на отдельном этапе, или общую цену услуги (если цена услуги, выполняемой на отдельном этапе, не определена договором).
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором.
В случае если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, потребитель вправе от него отказаться и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства, а также других убытков, если иное не предусмотрено договором.
По истечении обусловленного договором срока оказания услуги потребитель обязан вывезти автомототранспортное средство с автостоянки.
За что несет ответственность платная автостоянка?
Возможно, в вашем районе рядом с домом находятся сразу несколько платных автостоянок. Какую выбрать? Не будете же при каждом посещении просить документы и подписывать договор. Достаточно оценить внешний вид парковки.
В России автостоянки представлены сразу нескольких видов (зависит от времени пребывания там автомобилей). Долгосрочное хранение аля гараж обеспечивают постоянные парковки для жителей своего района. Сезонные автостоянки возникают чаще всего стихийно в местах активного отдыха и закрываются с окончанием сезона. В местах массового скопления людей располагаются дневные стоянки. А для пребывания в темное время суток и спокойного сна автовладельцев представлены ночные стоянки. Именно такие в российских городах пользуются большой популярностью.
Оставляя автомобиль, проверьте правила хранения. Обычно они размещаются в печатном виде в будке приемщика.
За сохранность автомобиля администрация ответственность несет
Наряду с одноразовым помещением автомобиля на хранение, практически все стоянки готовы предоставить долговременное сотрудничество. Это гарантирует, что для вас всегда найдется место даже на переполненной парковке. Вы можете выбрать и «застолбить» наиболее удобное место, которое никто не займет.
Для долговременного сотрудничества не достаточно знать приемщика в лицо, нужно оформить письменный договор. В документы прописывается название и координаты фирмы, предоставляющей услугу, данные клиента, марка автомобиля, гос. знак, цена услуг, примерная стоимость автомобиля (по договоренности клиент-владелец стоянки), дата, подписи. Договор можно заключить с любым приемщиком, если он имеет право подписи. Клиенту выдается постоянный пропуск для въезда на стоянку. В случае досрочного расторжения договоренностей, владелец парковки обязан вернуть неизрасходованную часть оплаченной суммы.
Не зарекайся
Но учитывайте, действовать нужно оперативно: милиция и правозащитники продуктивно работают «по свежим следам».
Как говорят опытные автовладельцы: сохранность автомобиля зависит от внимательности хозяина. Выиграть судебную тяжбу с администрацией стоянки можно, но долго. Чтобы не допустить волокиты, нужно предельно внимательно отнестись к заполнению документов. Правильно оформленная квитанция гарантирует ответственность владельцев парковки за ваш автомобиль. Это закреплено Письмом ГНС РФ № НИ-6-14/320 от 30.08.1994 «О формах документов строгой отчетности». Хранение автомобиля на стоянке регламентируется главой 47 ГК РФ.
Права потребителей при оказании услуг платных автостоянок
Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг при оказании услуг по хранению автомототранспортных средств (автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, прицепов и полуприцепов к ним) установлены ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг автостоянок (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 795).
Договор об оказании услуг автостоянок является публичным. Это значит, что договор об оказании услуг по хранению автотранспортного средства должен быть заключен со всяким, кто обратится к исполнителю услуг, за исключением случаев, когда возможность оказания услуг отсутствует (например, все места на стоянке заняты). При невозможности принятия автотранспортного средства на хранение, исполнитель по требованию потребителя обязан оформить мотивированный отказ (п. 9 Правил).
С потребителем в обязательном порядке должен быть заключен договор об оказании услуг по хранению автомототранспортного средства.
Если вами был заключен договор с возможностью многократных въездов на автостоянку и выездов с нее, то Вам обязаны оформить постоянный пропуск. В пропуске указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомобиля, номер места на автостоянке, срок действия пропуска (п. 11 Правил).
При выезде с автостоянки потребитель обязан предъявить и сдать на хранение уполномоченному работнику исполнителя постоянный пропуск.
Обязанности исполнителя услуг
1. Ознакомить потребителя
— с правилами пользования автостоянкой,
— с правилами техники безопасности,
— с противопожарными, санитарными и иными правилами, предусмотренными законодательными актами Российской Федерации.
2. Оказать услугу в срок, установленный договором (хранить автомототранспортное средство в течение установленного договором срока)
3. Обеспечить сохранность автотранспортного средства
— принять все предусмотренные договором, законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.) меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.
Предъявить уполномоченному работнику исполнителя автомототранспортное средство для внешнего осмотра при постановке его на хранение (въезде).
По требованию любой из сторон оформляется двусторонний акт, содержащий сведения о товарном виде и комплектности автомототранспортного средства.
Осуществлять постановку автомототранспортного средства в соответствии с указаниями уполномоченного работника исполнителя, правилами пользования автостоянкой, техники безопасности, противопожарными, санитарными и иными правилами, предусмотренными законодательными актами Российской Федерации.
Сдать на хранение уполномоченному работнику исполнителя постоянный пропуск или при разовом оказании услуги вернуть сохранную расписку (квитанцию), подтвердить возврат автомототранспортного средства личной подписью на оригинале и копии указанного документа при выезде со стоянки.
Предъявить документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие право собственности (пользования, распоряжения) на автомототранспортное средств по требованию уполномоченного работника исполнителя.
Вывезти автомототранспортное средство с автостоянки по истечении обусловленного договором срока оказания услуги
Что делать в случае хищения или повреждения автомобиля на автостоянке?
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомобиля, произошедших во время хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя.
Помимо этого, рекомендуем сообщить о происшествии в полицию.
Далее обратитесь в оценочную организацию для оценки стоимости ущерба автомобиля.
После определения суммы ущерба обратитесь к руководителю автостоянки с претензией о возмещении ущерба, причиненного автомобилю (ст. 13, 14, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 32 Правил).
В случае неудовлетворения ваших требований добровольно вы вправе обратиться с иском в суд.
Информация подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»