Парашютный тормоз в авто
Тормозной парашют DEIST
На сегодняшний день уже практически все куплено и все приехало к нам на склад, что очень радует, начали подготовку к следующему сезону заблаговременно.
Ходя постоянно вокруг автомобиля возникала мысль, чего еще не хватает?
Ответ был просто, то что есть у всех полноценных «драгстеров» — это тормозной парашют. Думал об этом раньше, но понимал — это не первостепенное что нужно. Ну вот теперь наверно дошла очередь и до него.
Практика прошлых лет показала, что не все трассы в нашей стране (да и в России или Украине) имею хорошую тормозную зону и конечно в таком случаи колесные тормоза не всегда справляются с этим. Еще важный момент, это наличие «сликов», на них вообще не рекомендуется прибегать к агрессивному торможению после финиша. Так например при наличии турбины класса GT30 скорость на финише была 210-215 км/ч. На некоторых трассах реально стремно после финиша (Барановичи, Смоленск и т.д.). Сейчас планируем ехать немного быстрее 😉
В результате все умозаключений нами был приобретен тормозной парашют от компании DEIST Safety (USA).
* Размер был выбран — 15″ (решили пускай будет с запасом на перспективу)
* Максимальная расчетная предельная скорость для его срабатывания — 280mph (450 км/ч)
* Как дополнительная опция был выбран чехол из несгораемой ткани + так же ей покрыты стропы.
установка тормозного парашюта (первоапрельство)
Значит задался целью улучшить тормоза автомобиля…
Вспомнил самый надежный способ…установка тормозного паращюта…
вот думаю, какой парашют лучше взять для реализации задумки?
Какие у кого мысли?
что лучше д6? или д10?
Придумал, что ставить его буду под задним бампером, придется немного подрезать его снизу.
Nissan Almera 1999, двигатель бензиновый 1.6 л., 100 л. с., передний привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Комментарии 22
Хватит уже курить! :DDD
ну я служил в ВДВ точно могу сказать что д10 конечно же большой, да и где ты выпускать его собрался, я парашюты на авто видел тока на супер тачках которые не реально остановить быстро родными тормозами, за чем тебе замарочка такая?в потоке быстро тормозить собираешся?или на гонках каких участвуеш?у д10(100кв.м)д6(83кв.м)вот и думай где ты буш выпускать)))))
попробуем следующим первым апрелем…:)))
Я тоже за якорь, только кузов надо усилить))) при количестве ям на наших дорогах, эффект будет незабываемый))
согласен…попробую начать с усилителя лонжеронов…кусок рельсы поможет
Тормозной парашют
Мне тут по случаю достался парашют. Как мне объяснили это часть парашютной системы аварийного спасения и мягкой посадки советских космических кораблей, а точнее запасной спасательный парашют с типовой тормозной нагрузкой в 16.5 тонн.
Подробной информации по модели я не нашёл и естественно я его не раскладывал ) Нашёл лишь где то в инете чертежи отсека, где он укладывается и крепится.
Я так понимаю это что то типа такого:
В качестве тормозного парашюта на машину я думаю подойдёт идеально. Но себе я его ставить точно не буду. Хотя ради надписи на корме «ОСТОРОЖНО! ВОЗМОЖЕН ВЫБРОС ТОРМОЗНОГО ПАРАШЮТА!» можно в багажник кинуть 🙂 Может кому ещё пригодится? Чтобы сделать так…
Audi A6 1998, двигатель бензиновый 3.0 л., 650 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Комментарии 37
Идея нравится. Сам думал об этом.
1. Я бы сделал парашют прямоугольной формы, длинной стороной к асфальту.
2. Вопрос в пиропатронах, которые бы выбрасывали парашют быстро. Они должны быть доступны по цене
3. Нужен механизм освобождения от парашюта, например, после торможения при порывистом ветре в гололед.
У кого какие соображения?
главное чтобы парашют при выбросе за фонарный столб не зацепился))))
У меня на даче лет эдак 5 назад кафеюшка была, под открытым небом.так там над столами раскрыт был танковый парашют. у него площадь была примерно 70-80 квадратов.
Афтра уш очень интересно что это за зверь (ввиду своей бывшей работы www.drive2.ru/users/gurus…/288230376151787563/#post) просто анфото он лежит наполочке всеголиш.мошт распустиш да сфотаеш или просто еще фоток в сравнении с чемнить:)
ну там для сравнения видны листы формат А4 ) а распускать если честно боюсь, да и негде пока, спортзала нигде под рукой нет )
если это все что на фото то спорт зал и ненужен какойто он маленький как нафото с бентли наверно будет.
думаешь? ну значит попробую вытащить, а то вдруг нае… обманули )
А может все-таки попробовать полетать? ) ) )
Зачем истребителю парашют сзади?
Нередко можно видеть, что, совершая посадку, военные самолёты выпускают сзади парашют или сразу несколько. Зачем они это делают? Сейчас расскажем!
Нередко можно видеть, что, совершая посадку, военные самолёты выпускают сзади парашют или сразу несколько. Зачем они это делают? Сейчас расскажем!
Называется эта штука — « парашютно-тормозная система». Предназначена, как несложно догадаться по названию, для торможения самолёта. Вообще, колёса самолётного шасси оснащены тормозами, как и у автомобиля, так что тормозить можно и ими. Но иногда выгоднее именно парашютом.
А ещё парашютно-тормозная система пригождается в условиях, когда колёсами нормально затормозить не получается. Например, если полоса мокрая или обледенела. Вот с F-35A была история. Штатно он тормозным парашютом не оснащается, но когда зашла речь о поставках в Норвегию, скандинавы попросили сделать специально для них такую опцию. У них холодно и лёд или иней на полосе — не такая уж редкость. Пришлось американцам испытывать для « тридцать пятого» парашютно-тормозную систему.
Недостатки у такой системы тоже есть. Во-первых, она неуправляемая. Выпустить парашюты и отстрелить их — это всё, что может пилот. В промежутке между двумя этими действиями никак повлиять на работу системы он не способен. Так что, например, при сильном боковом ветре парашюты не используют. Поэтому в гражданской авиации тормозные парашюты и не применяются — здоровье пассажиров дороже.
Зачем истребителю парашют сзади?
Нередко можно видеть, что, совершая посадку, военные самолёты выпускают сзади парашют или сразу несколько. Зачем они это делают? Сейчас расскажем!
Называется эта штука — «парашютно-тормозная система». Предназначена, как несложно догадаться по названию, для торможения самолёта. Вообще, колёса самолётного шасси оснащены тормозами, как и у автомобиля, так что тормозить можно и ими. Но иногда выгоднее именно парашютом.
Почему? Для экономии. Затормозить тяжеленную тушу современного боевого самолёта непросто — если делать это одними колёсами, не напасёшься никаких колодок и покрышек. Гореть будут как спички. А парашют — штука многоразовая. После посадки его подбирают, сворачивают и используют заново — он способен выдержать от пары десятков до полусотни циклов использования.
А ещё парашютно-тормозная система пригождается в условиях, когда колёсами нормально затормозить не получается. Например, если полоса мокрая или обледенела. Вот с F-35A была история. Штатно он тормозным парашютом не оснащается, но когда зашла речь о поставках в Норвегию, скандинавы попросили сделать специально для них такую опцию. У них холодно и лёд или иней на полосе — не такая уж редкость. Пришлось американцам испытывать для «тридцать пятого» парашютно-тормозную систему.
Недостатки у такой системы тоже есть. Во-первых, она неуправляемая. Выпустить парашюты и отстрелить их — это всё, что может пилот. В промежутке между двумя этими действиями никак повлиять на работу системы он не способен. Так что, например, при сильном боковом ветре парашюты не используют. Поэтому в гражданской авиации тормозные парашюты и не применяются — здоровье пассажиров дороже.
Вон оно чё! А мужики-то не знали..
Мало кто знает, что крылья нужны самолету, чтобы летать!
Ну гдеж ты был то до этого
Пёрышки бомбардировщика
Сааб Грипен: перегрузки
Синие ангелы *кродуться*
Owensboro Airshow 2021
Самолёты Второй мировой войны, которые всё ещё стоят на вооружении
Нетрудно догадаться, какие именно. Дуглас DC3 Дакота и их варианты, которых наклепали столько, что в гражданской авиации их хватит ещё не на один век. Немудрено, что при таком достатке запчастей и техподдержке со стороны частных авиационных производителей они до сих пор применяются в качестве военных бортов.
Крупнейшим военным эксплуатантом этих самолётов является ЮАР. Эскадрилья 35, сформированная 15 февраля 1945 года, изначально была укомплектована Каталинами, Сандерлендами, Гарвардами, Спитфайрами, Оксфордами и Вентурами. Однако в 1957 году союзники им подкинули тяжёлые противолодочные самолёты Авро Шеклтон, чтобы эффективнее перехватывать советские подводные лодки.
Собственно, на этих Шеклтонах они и гоняли по ноябрь 1984 года, покуда было реально их поддерживать в лётном состоянии. Однако песец подкрался незаметно, замену добыть не удалось, и ЮАР остались без противолодочной авиации. Не прошло и года, как они придумали, чем заткнуть эту брешь. У них же до сих пор был огромный транспортный флот из DC3/C-47!
Грузоподъёмность, конечно, не шеклтоновская, но шо имеем, то имеем. Сначала переоборудовали четыре стоковые старые Дакоты, которые были в варианте учебных навигационных самолётов. В 1994 году их заменили заменили на «новые» модернизированные по самые помидоры Турбо-Дакоты в исполнении C-47TP. Модернизацию произвела американская компания Baslair.
Конечно, Шэклтоны они так и не заменили, но за такой бюджет вполне нормальное решение.
Некоторые модернизированы в танкеры грузоподьёмностью 3000 литров воды. Используются для того, чтобы прибивать пыль в сухую погоду, для профилактики заболеваний дыхательных путей и для улучшения видимости на авиабазах и в аэропортах.
Модернизированные уже знакомым нам Баслэйром самолёты в 1994 году получили турбовинтовые моторы.
Примечательно, что два борта, из которых сделали эти ганшипы, принимали непосредственное участие во Второй мировой войне. Один принадлежал ВВС США и использовался в высадке в Нормандию, другой принадлежал ВВС Великобритании.
К слову, о Королевских ВВС Великобритании. У них стоит на вооружении один немодернизированный С-47, он является частью мемориальной эскадрильи Battle Of Britain Memorial Flight.
Наряду с ним вахту памяти несут Авро Ланкастер, шесть Спитфайров, два Харрикейна и два Чипманка (канадского производства).
В США в составе 6-й эскадрильи специального назначения ещё числится один ганшип AC-47. Также в Боевом учебном подразделении, которое специализируется на освоении старой техники США, НАТО, СССР и Китая, есть один BT-67.
В ВВС Гватемалы, Мали и Мавритании тоже летают по одному BT-67, используются в качестве транспортов.
Возможно, в ВВС Северной Кореи до сих пор живы несколько Ли-2, но инфа непроверенная.
В ближайшее время количество этих самолётов на вооружении бедных стран только увеличится. Баслэйр продолжает добывать фюзеляжи Дакот и модернизировать их. Так почти 85-летние куски дюраля возвращаются на военную службу в наши дни.
Самый большой самолет в мире: история Ан-225 «Мрия»
Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Самолет существует в единственном экземпляре. Самолет был спроектирован в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе.
Самолёт имеет возможность:
перевозки грузов широкого назначения общей массой до 250 т;
внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов массой 180—200 т;
межконтинентальной перевозки грузов массой до 150 т;
перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов массой до 200 т снаружи на фюзеляже;
самолёт является базой для создания авиационно-космических систем.
Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:
16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10;
50 легковых автомобилей;
моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы «БелАЗ», «Комацу», «Юклид» и тому подобное).
Впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года с заводского аэродрома опытно-конструкторского бюро имени О. К. Антонова. Полёт продолжался полтора часа.
После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам в нём появилась потребность, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.
23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрия», что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.
В настоящее время Ан-225 зарегистрирован на Украине, выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК имени О. К. Антонова — авиакомпании Antonov Airlines.
Ан-225 является самым тяжёлым грузовым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году.
H-4 (HK-1) Hercules «Spruce Goose»:
Самолёт «Мрия» установил ряд мировых рекордов взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито сто десять мировых авиационных рекордов.
В августе 2009 года самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции.
Второй экземпляр самолёта Ан-225 готов примерно на 70 %. Его планировалось достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования. 30 августа 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю, вместе с документацией и чертежами.Однако в декабре 2017 года СМИ сообщили, что китайские власти потеряли интерес к самолёту, поскольку большинство аэропортов в мире неспособны принимать летательные аппараты такой массы и габаритов
Самолёт показан в фильме «2012», под названием «Антонов-500». В фильме самолёт видоизменён — имеется задняя погрузочная рампа, которая отсутствует у оригинального самолёта «Мрия».
Спасибо за внимание!
Гироскоп «Тип 458», первый запуск после 40 лет простоя
Лучшая площадка для авиашоу
Бляха, это круче, чем долина Маха!
AXALP 2021, работают ВВС Швейцарии
Ещё один мессер получил идеологически правильный двигатель
Основные тяжёлые бобры США Второй мировой войны встретились на одном авиашоу
Wings Over Dallas, 31 октября 2021
Boeing B-29A-60-BN Superfortress «FiFi»
Boeing B-17G-95-DL Flying Fortress «Texas Raiders»
Boeing B-17G-105-DA Flying Fortress «Sentimental Journey»
Consolidated B-24A-CO Liberator «Dimond Lil»
Охрененное видео, песня в тему, но лучше бы дрыгатели дали послушать.
[Ёбс! Это Wings Over Dallas 2017. Но самолёты те же самые, так шо похрен]
Хреновое видео, всё внимание Texas Raiders, зато 2021 год и со звуком.
Самолёт чуть не столкнулся с парашютистами
Происшествие имело место в ЮАР. У самолёта Beechcraft King Air на высоте 5000 метров отказал двигатель и он ушёл в штопор. В этот момент парашютисты готовились к прыжку и находились снаружи воздушного судна.
Люди успели спрыгнуть, однако неуправляемый самолёт чуть не столкнулся с ними в воздухе. Однако, пилот сумел восстановить контроль и благополучно посадил воздушное судно. В происшествии никто не пострадал.
F-16 перехватывает OV-10
Попытка второго государственного переворота в Венесуэле, 1992 год
У одного из «Стрижей» выскочил тормозной парашют в полете
Мини-крепость
Создатель этой реплики Boeing B-17 «Bally Bomber» недавно умер. К счастью, кто-то, по-видимому, выкупил его детище и теперь летает на нём.
Забавно, что эта модель в размере 1/3 кажется не намного меньше полноразмерного транспортного самолета Стинсон Модель А, который поднялся в небо перед ним.
Наверное, лучшее объяснение про аспекты игры в боулинг
Как тебе такое Том Круз.
Висконсин, 7 лет назад, эти ребята собирались прыгнуть, самолеты столкнулись, все 11 человек выжили, потому что все они были готовы к прыжку. Первый пилот взорвавшегося самолета выпрыгнул со своим аварийным парашютом. И пилоту другого самолета удалось посадить его, несмотря на то, что он был поврежден.
В более лучшем качестве, с разных камер
«ЧТО ТАКОЕ РЕНТГЕН И ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЗИВЕРТА» или «ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЦИИ»
Мы уже рассказывали о том, что такое радиация в принципе (см. мою первую статью здесь же). Теперь так же коротко и очень понятным языком обсудим единицы её измерения. Надо сказать, вопрос этот не слишком сложный, но, тем не менее, иногда здесь происходит некоторая путаница.
Начнём с того, что для измерения активности радиоактивных материалов в системе СИ используется такая единица как беккерель (Бк). Фактически это дело показывает то, сколько распадов в секунду происходит в данном веществе за 1 с. Поэтому 1 Бк = 1 с^-1. То есть, речь идёт именно о процессах «внутри» радионуклида, а не об информации о «радиации вокруг» него. Внесистемная единица измерения активности – кюри (Ки). 1 Ки = 3,7 * 10^7 Бк.
Теперь непосредственно о самой радиации. Существует такое понятие как экспозиционная доза. По сути, она просто характеризует способность фотонного (гамма) излучения ионизировать окружающий воздух и представляет собой отношение суммарного заряда ионов, образованных в результате действия излучения, к массе воздуха, на который это действие оказывалось. Соответственно единица измерения экспозиционной дозы – кулон на килограмм (кл/кг). Внесистемная единица измерения – это тот самый рентген (Р). 1 Р = 2,58*10^-4 кл/кг. Мощность экспозиционной дозы измеряется в амперах на килограмм (А/кг) или в рентгенах в секунду (Р/с). На практике, впрочем, часто используют рентгены в час (Р/ч). А мощность – она и есть мощность. Её значение даёт понять, «насколько сильное» гамма-излучение присутствует в данном месте, «сколько рентген воздействует на объект за секунду или за час».
Также существует понятие поглощённой дозы. Это – величина энергии ионизирующего излучения, переданная веществу. Чтобы было понятно, скажем так. Если экспозиционная доза скорее характеризует само по себе излучение (только гамма), то поглощённая – показывает именно «количество» действия излучения (какого-нибудь) на что-либо, «сколько радиации здесь подействовало на объект». Формулировки, разумеется, мягко говоря, некорректные, но весьма наглядные и понятные. В системе СИ данная величина измеряется в греях (Гр). Один грей равен одному джоулю (энергии) на килограмм (вещества) (Дж/кг). Кроме того, есть несистемная единица под название «рад», равная 0,01 Гр. Фактически именно поглощённая доза является основополагающей в дозиметрии. Она показывает именно действие энергии на вещество и применима к радиоактивному излучению любого вида. В общем и целом, в большинстве случаев можно считать, что «100 рентген гамма-излучения равны 100 радам или 1 грею». То есть, в среднем, объект, помещённый в среду, в которой наблюдается мощность гамма-излучения 100 Р/ч, за час получит дозу в 1 грей. А за 2 часа, как несложно догадаться – 2 грея. Хотя на самом деле там всё будет зависеть от конкретной энергии конкретных частиц. Но в среднем – примерно как-то так.
Теперь самое интересное. Дело в том, что разные виды излучения (альфа, бета, гамма. ) по-разному воздействуют на живые организмы. Ранее мы уже отмечали, что альфа-излучение может быть гораздо опаснее, чем бета (другой вопрос, что оно должно ещё как-то «попасть в организм», а для него это сложнее). Поэтому для оценки биологического эффекта облучения организма была придумана эквивалентная доза излучения, измеряемая в зивертах (Зв). Она равна поглощённой (организмом или его частью) дозе, умноженной на так называемый взвешивающий коэффициент данного вида излучения. То есть, величину энергии, полученной организмом или его частью, просто умножают на коэффициент, который у каждого вида излучения свой. Для гамма-излучения он равен 1. Следовательно, в этом (и самом распространённом) случае эквивалентная доза (в Зв) будет численно равна поглощённой (в Гр). Есть и внесистемная единица измерения эквивалентной дозы: бэр (биологический эквивалент рентгена), который равен 0,01 Зв. Таким образом, если человек пробыл 3 часа в местности, мощность экспозиционной дозы в которой составляет 30 Р/ч, то поглощённая им доза излучения примерно такова: 3 * 30 = 90 (рад) = 0,9 (Гр), что в эквиваленте равно 90 (бэр) или 0,9 (Зв).
Для бета-частиц и рентгеновского излучения взвешивающий коэффициент также равен 1.
Для протонного принимается равным 2.
Для альфа-частиц и осколков деления атомов – 20.
Что касается нейтронного излучения, то оно сильно различается по энергии этих самых нейтронов, и здесь коэффициент может быть от 2 до 21.
Получается, что 1 час воздействия альфа-излучения на организм как бы соответствует целым 20 часам воздействия гамма-излучения.
Всё? Нет, не всё. Излучение ещё и по-разному может действовать на различные ткани и органы организма. Например, глаза могут быть более чувствительны, чем кожа. Для оценки действия излучения на конкретные «места организма» используется ещё один коэффициент, на который умножается суммарная эквивалентная доза облучения организма. Полученная величина называется эффективной дозой и измеряется в тех же единицах, что и эквивалентная. Например, для желудка и лёгких коэффициент равен 0,12, для кожи – 0,01.
Какие конкретно эквивалентные дозы излучения приводят к развитию лучевой болезни? Это тема для отдельного разговора. Если совсем вкратце, то за довольно короткий промежуток времени человек должен успеть получить дозу 100 Р = 1 рад = 1 Гр = 100 бэр = 1 Зв (для гамма-излучения). Да, да, вероятно, именно поэтому знаменитый бар в «Сталкере» был назван именно так.
Автор: Сергей Смолин.
«ЧТО ТАКОЕ РАДИАЦИЯ» и «КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ»
Краткая и понятная справка для самых маленьких.
В сети (и не только) иногда попадаются люди, которые не знают даже самых простых вещей про радиацию. Специально для них объясняем. Да, очень вкратце. Да, НЕ совсем научно, а, может быть, даже и НЕ совсем точно, и вообще наивно и по-детски. Но зато очень просто и ясно. А если кому-то нужно больше и правильнее – пожалуйте в Гугл.
Сначала на всякий случай напоминаем. Как известно, вещества состоят из атомов, а атомы состоят из трёх видов частиц: протонов (положительно заряженные частицы), нейтронов (нейтральные частицы), электронов (отрицательно заряженные частицы). Из протонов и нейтронов сделано ядро атома. И тех, и других называют ещё нуклонами. А электроны (которые намного меньше по массе) роятся вокруг этого ядра по специальным «орбитам» (орбиталям). Этот «рой» (облако) электронов нас сейчас не интересует. Все самые захватывающие процессы происходят в ядре.
Все эти нуклоны держатся (обычно) вместе и никуда на разлетаются. На это у них есть веские причины, называемые ядерными силами, из-за которых нуклоны притягиваются друг к другу. Строго говоря, само это явление рассматривается уже не в ядерной физике, а в физике элементарных частиц, в общем, просто поверьте, что оно есть. Помимо ядерных сил на нуклоны действуют некоторые другие силы, например, кулоновские силы отталкивания. У «обычных» стабильных изотопов притяжение нуклонов пересиливает всё остальное. И ничего интересного с такими ядрами не происходит. Однако, при некоторых условиях, например, если нейтронов получается «больше, чем нужно», или при некоторых других, могут начать происходить весьма любопытные явления. Именно это и отличает радиоактивные изотопы элементов от не радиоактивных.
Одним из таких любопытных явлений является альфа-распад. При альфа-распаде из ядра атома вылетают – кто бы мог подумать! – так называемые альфа-частицы. Они представляют собой два протона и два нейтрона (то, есть, по сути, это ядра гелия). Соответственно, в ядре остаётся меньшее число нуклонов, и данный атом становится уже атомом другого элемента. Альфа-частицы не могут улететь далеко от покинутого ядра, их пробег в воздухе составляет несколько сантиметров, а в какой-нибудь там алюминий они могут проникнуть только на доли миллиметра, не говоря уже о чём-то более плотном. Альфа-частицы притягивают к себе часть электронов из окружающей среды, чтобы стать «полноценными» атомами гелия. Соответственно, при контакте с ними соседние атомы вещества часть своих электронов теряют и становятся так называемыми ионами. Ввиду маленькой проникающей способности, альфа-излучение в подавляющем большинстве случаев не представляет опасности для человека и прочих зверюшек, так как эти частицы не способны преодолеть даже верхний омертвевший слой кожи (даже если смогут на неё попасть сквозь окружающий воздух). Однако, вещества, в которых происходит альфа-распад, могут быть чрезвычайно опасны при попадании внутрь организма. Кстати говоря, радиоактивные вещества, попав в организм, могут весьма и весьма надолго там задержаться (а некоторые прям очень надолго), то есть, воздействие получится не только гораздо более сильным, но ещё и долгим (и вот это уже относится к изотопам с любым видам распада, а не только с альфа). Именно поэтому при нахождении в некоторых опасных зонах следует пользоваться защитной одеждой и противогазом.
Второе интересное явление, касающееся предмета нашего рассмотрения – бета-распад. Здесь процесс немного более сложный. Существует такая вещь как слабое взаимодействие (тут опять физика элементарных частиц). И вот это взаимодействие при бета-распаде превращает один из нейтронов атома в протон (или наоборот). При этом, в соответствии с определёнными законами, в ядре также «образуются» две частицы. В зависимости от вида бета-распада (отрицательный или положительный), это могут быть либо электрон и антинейтрино, либо позитрон и нейтрино. «Нейтрины» оставим в покое, нам они сейчас не нужны. А вот такие вылетающие из ядер электроны/позитроны – это и есть бета-частицы. Они способны ионизировать чьи-либо атомы, вызывать химические реакции и вообще делать всякие разные вещи. Их проникающая способность – на порядок больше, чем у альфа-частиц. Пробег в воздухе может исчисляться метрами. Эти малыши вполне способны проникать в кожу человека. Вещества с бета-распадом так же очень опасны при попадании вовнутрь (хотя действие бета-частиц на организм всё-таки намного слабее, чем альфа).
Нейтронное излучение. Как несложно догадаться, это поток нейтронов. Фактически наблюдается не «само по себе», а только при ядерных реакциях (в реакторах или при тех самых ядерных взрывах). Вылетающие нейтроны различаются по своей энергии. В отличие от вышеперечисленных частиц, нейтроны взаимодействуют только с ядрами атомов и лучше поглощаются не тяжёлыми (плотными), а лёгкими атомами, скажем, бором. Так называемые «быстрые» нейтроны (с более высокой энергией) поглощаются вообще плохо, однако, могут быть «замедленны» с помощью, к примеру, водородосодержащих материалов (той же воды). Нейтроны могут «цепляться» к ядрам окружающих веществ, в результате чего эти ядра становятся радиоактивными и начинают сами испускать те или иные частицы (наведённая радиоактивность).
Существует также экзотическое протонное излучение и некоторые другие, но их рассмотрение уже выходит за рамки этого разговора.