Паровая машина ползунова год создания

Пароатмосферный двигатель И. И. Ползунова

В апреле 1763 г. создан проект пароатмосферного двигателя И. И. Ползунова.

Ползунов Иван Иванович (1729–1766) – выдающийся изобретатель, российский теплотехник, создатель первого в мире пароатмосферного двигателя для приведения в действие заводских механизмов.

Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания

Макет паровой машины И.И. Ползунова. Алтайский краеведческий музей

В XVIII в. производственные процессы горно-металлургической промышленности Алтая, как и всей России, находились в полной зависимости от работы водяного колеса – основного источника энергии. Задавшись целью «водяное руководство пресечь», И. И. Ползунов в апреле 1763 г. представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов А. И. Порошину проект «огненной машины». Идею пароатмосферного двигателя он, скорее всего, взял из книги И. А. Шлаттера «Обстоятельное наставление рудному делу…» (СПб, 1760). Но двигатель Ползунова коренным образом отличался от английских, Т. Севери и Т. Ньюкомена, которые были одноцилиндровыми и пригодными лишь для откачки воды из шахт. Двигатель И. И. Ползунова состоял из двух цилиндров, был ориентирован на непрерывное действие, отвечал требованиям универсальности применения – он мог подавать дутье в печи, откачивать воду.

Проект пароатмосферной машины И. И. Ползунова состоял из трех документов: докладной записки, описания оригинальной огнедействующей машины и ее чертежа. Докладная записка содержала анализ недостатков старой энергетики, неизбежных при использовании гидротехники; предложение «сложением огненной машины водяное руководство пресечь»; практические указания о том, что «вся машина должна быть сделана из металла» и требования к квалификации работников, необходимых для построения машины. В своем проекте И. И. Ползунов давал физическое обоснование работы огнедействующей машины. Он писал: «За главные в машине члены следственно предпочесть: воздух, воду и пар, которые в беспрерывном действии машину содержать повинны».

Машина, изобретенная И. И. Ползуновым, состояла из следующих основных частей: котельная установка, пароатмосферная машина, водяная коммуникация, передаточный механизм, воздуходувная установка. Паровой котел, предложенный итобретателем, был той же конструкции, что и котлы, применявшиеся в то время в ньюкоменовских машинах.

Принцип работы двигателя по ранее известному пароатмосферному циклу был принят И. И. Ползуновым без всяких изменений. Внимание механика было сосредоточено прежде всего не на улучшении цикла, а на создании машины, способной осуществлять работу непрерывно. Устройство двигателя таково: котел трубами соединялся с цилиндрами машины, внутри которых находились поршни, или «эмволы», имевшие форму диска. Цилиндры с поршнями – основное звено установки И. И. Ползунова. Движения поршней были связаны: когда опускался поршень одного цилиндра, поршень другого цилиндра поднимался, и наоборот. Поршни поднимались вверх под действием пара, поступавшего в цилиндр из котла. Опускались – под давлением атмосферного воздуха, как только происходила под действием впрыска воды в цилиндр конденсация пара и образование под поршнем разреженного пространства. Именно поэтому машина и называется «пароатмосферной»: она работает за счет действия пара и «атмосферы».

Пароводораспределительное устройство в двигателе являлось оригинальным, автоматическим механизмом, с помощью которого поворачивались краны, подававшие воду и пар в цилиндры.

Во всех ранее известных «огнедействующих» машинах в качестве передаточного механизма использовались балансиры. В этой области оригинальным решением И. И. Ползунова стала их замена на шкивы, с помощью которых от поршней непрерывное рабочее усилие передавалось на рукоятки воздуходувных мехов. В качестве рабочего орудия использовались воздуходувные клинчатые мехи.

Проект был представлен в Кабинет е. и. в., о нем доложили Екатерине II. Императрица распорядилась произвести И. И. Ползунова в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика», наградить его 400 руб. и по возможности направить на учебу в Академию наук. И. А. Шлаттер (1708–1768), президент Берг-коллегии, представил отзыв на проект, в котором отмечал, что «сей его [Ползунова] вымысел за новое изобретение почесть должно», но в то же время доказывал невыгодность машины И. И. Ползунова и предлагал использовать одноцилиндровые машины Т. Ньюкомена.

В январе 1764 г. канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства приняла решение о постройке «огнедействующей машины» И. И. Ползунова. А в марте того же года изобретатель подает в канцелярию, по сути, новый проект пароатмосферной машины, в 15 раз более мощной по сравнению с проектом 1763 г. Именно по второму проекту и велось строительство пароатмосферной машины для Барнаульского сереброплавильного завода. 12 марта 1766 г. были установлены воздуходувные мехи к машине, строительство ее завершилось. 16 (28) мая 1766 г. И. И. Ползунов скончался от чахотки, не дожив до начала испытаний неделю.

После проведения испытаний под руководством учеников механика И. И. Ползунова – Ивана Черницына и Дмитрия Левзина, «огнедействующая» машина 7 августа 1766 г. вступила в действие по обслуживанию дутьем трех плавильных печей. Она проработала с небольшими перерывами до 10 ноября того же года, пока не прогорел котел двигателя. Простояв без действия, машина была разобрана в 1782 г.

В Алтайском государственном краеведческом музее хранится модель пароатмосферного двигателя И. И. Ползунова проекта 1763 г. Она была создана для Барнаульского музеума в 1825 г. по инициативе начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Томского гражданского губернатора П. К. Фролова стараниями шихтмейстера П. Г. Ярославцева и унтер-шихтмейтера И. С. Климова. Экспонат имеет статус памятника науки и техники федерального значения.

Ю. А. Абрамова, кандидат ист. наук,
гл. хранитель фондов Алтайского государственного краеведческого музея

Литература

Источник информации: Алтайский край. 2013 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2012. (текст в формате pdf)

Источник

Иван Ползунов – создатель «огненного двигателя»

Автором одного из самых прорывных изобретений человечества — паровой машины — считается англичанин Джеймс Уатт. Обидно — ведь первенство в этом изобретении принадлежит России. Уатт пользуется мировой славой, а русский изобретатель Иван Ползунов, сделавший двигатель на 18 лет раньше англичанина, фактически забыт на родине.

Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания

Автором одного из самых прорывных изобретений человечества — паровой машины — во всем мире считается англичанин Джеймс Уатт, механик из университета в Глазго. Если спросить об авторстве этого агрегата у нас в России, то подавляющее большинство тоже, наверняка, укажет на жителя туманного Альбиона. Обидно — ведь первенство в изобретении парового двигателя принадлежит именно России. Дж. Уатт пользуется мировой славой, а русский гениальный изобретатель Иван Ползунов, сделавший этот двигатель на 18 лет раньше англичанина, фактически забыт на родине.

Русский самородок Иван Иванович Ползунов появился на свет в семье солдата в 1729 г. в Екатеринбурге. Употребляя современную терминологию, можно сказать, что родился он и рос в центре крупнейшей на тот момент промышленной агломерации. История города началась с указа Петра I, повелевшего заложить на Урале металлургический завод. Исполняя указ самодержца, историк, экономист и государственный деятель В.Н.Татищев, а также инженер и металлург В.Г. де Генин после долгих поисков нашли превосходное место для завода. И весной 1723 г. года на берегах реки Исеть развернулось строительство самого большого в России железоделательного завода.

В общем, металлургия предопределила жизненный путь Ивана Ползунова. После окончания арифметической школы в 1742 г. он был определен «механическим» учеником на завод к мастеру Никите Бахореву. В 1749 г. молодого горнозаводского специалиста перевели на Колывано-Воскресенские заводы Алтая, где добывались драгоценные металлы для казны. Толковому работнику Ползунову начальство поручило произвести разведку залежей руды в окрестностях реки Чарыш. Иван Ползунов блестяще справился с поручением — сделал карту рудников и произвел математические расчеты. Вскоре с учетом его прикидок началось строительство нового завода.

В 1763 г. проект был завершен и подан на рассмотрение заводскому начальству, которое направило бумаги в столицу. Через год (рекордно короткий срок, если учитывать тогдашнюю скорость прохождения документов и принятия решений) «прожект» Ползунова получил «милость» императрицы, которая в восторге назвала уральского изобретателя «техническим феноменом». Своим распоряжением она произвела его в «механикуса с чином и званием инженерного капитан-поручика», приказала выделить денежное вознаграждение в 400 рублей и, по возможности, направить для учебы в Академию наук. И, главное, дала «добро» на реализацию проекта, приказав «людей давать столько, сколько у него работы случится».

В 1764 г. Ползунов приступил к строительству машины. Ее размеры впечатляли — металлическая махина собиралась в «машинной хоромине», высотой в 18,5 метра, при этом некоторые детали агрегата весили более двух с половиной тонн. Сохранившиеся чертежи позволяют понять принцип работы первой в мире паровой машины. Вода разогревалась в котле, склепанном из металлических листов. Пар поступал через распределительные устройства в два вертикальных трехметровых цилиндра, поршни которых действовали на коромысла. Эти коромысла были связаны с мехами для поддува рудоплавильных печей, а также с водяными насосами-распределителями. Котел автоматически снабжался подогретой водой. Было предусмотрено использование отработанного пара.

13 месяцев непрерывной работы, требовавшей от изобретателя полной отдачи сил и нервной энергии, подорвали его здоровье. В результате скоротечной чахотки русский гений в возрасте всего 38 лет скоропостижно скончался 6 мая 1766 г., не дожив буквально несколько дней до пуска своего детища.

На испытаниях паровая машина показала блестящий результат — плавка металла продолжалась целые сутки. В течение нескольких месяцев она исправно обслуживала заводские рудоплавильные печи. За это время она не только окупила затраты на свое строительство (7 200 рублей), но и дала свыше 12 тысяч рублей прибыли. Потом начались проблемы — потек котел, появилась течь между поршнями и стенками цилиндров. Технически малограмотные работники не знали, как устранить естественно возникшие в ходе эксплуатации неисправности. Обернули было поршни берестой, чтобы устранить зазоры, но береста, понятное дело, весьма непрочный материал. Машина окончательно стала и, простояв в бездействии 15 лет, была разобрана, а детали ее сданы на склад. Ползуновскую паровую машину в России больше не строили. Лишь в 1825 г. для Барнаульского металлургического музея изготовили ее модель, которая сохранилась до наших дней.

А что же Дж. Уатт? В 1784 г. он запатентовал свой универсальный тепловой двигатель. К 1800 г., к моменту завершения срока патента, дававшего Уатту монопольное право строить такие машины, фирма «Уатт и сыновья», в которой капиталами участвовал бирмингемский промышленник М.Болтон, выпустила 250 паровых машин. Ну, и, конечно, всемирное признание и память благодарных потомков. Может быть, и у нас в России все-таки когда-нибудь воздадут по заслугам своему техническому гению — Ивану Ивановичу Ползунову?

Источник

Люди города: изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иван Ползунов

Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания

Иван Иванович Ползунов родился 14 марта 1728 года в Екатеринбурге в семье солдата государственных строительных работ, выходца из крестьян Туринского уезда Тобольской губернии Ивана Алексеевича Ползунова и его жены Дарьи Абрамовны. В 1738-1742 годах Иван обучался арифметике и словесности в Горнозаводской школе при Екатеринбургском металлургическом заводе, после чего был определен учеником к главному механику уральских заводов Бахареву. У него Ползунов прошел полный цикл ученических работ: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством.

В 1747 году главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр, направлявшийся на место своей новой службы в Барнаул, остановился проездом в Екатеринбурге. Пользуясь предоставленным ему правом, он отобрал для царских заводов большую группу горных специалистов, в число которых и вошел 18-летний Иван Ползунов.

26 июня 1750 года Ползунов получил задание проверить, правильно ли выбрано место для пристани на реке Чарыш, а также измерить и описать дорогу до Змеиногорского рудника. Иван осмотрел место для пристани, а затем прошел с мерной цепью до самого рудника, отмерив 85 верст 400 сажен, всю трассу обозначил кольями, указал места для ночевки обозов с рудой. Длина будущей дороги оказалась в два раза короче действующей рудовозной. После этого задания Иван Ползунов отправился на Красноярскую пристань, где вплоть до 1751 года занимался строительством рудного сарая, караульной избы, приемкой и отправкой руды по Чарышу и Оби на Барнаульский завод.

В январе 1758 года унтершихтмейстеру Ползунову, как одному из самых способных служащих при Барнаульском заводе, доверили сопровождение каравана с драгоценными металлами в Санкт-Петербург. Груз из 3400 килограммов серебра и 24 килограммов золота полагалось сдать на Монетный двор лично его директору Ивану Шлаттеру. Также Ивану Ползунову был вручен для передачи в Кабинет пакет с документами и большая сумма денег для закупки товаров, нужных заводу.

Потратив 64 дня на дорогу и посетив проездом родной Екатеринбург, Иван благополучно прибыл вместе с грузом в Санкт-Петербург. После этого он провел еще три месяца в Москве, занимаясь приобретением необходимых товаров: полотна, бумаги, тканей, книг, упряжи для лошадей, мелкой утвари.

В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин. Изучал книги по металлургии и минералогии. В 1763 году он разработал «огненный» (паровой) двигатель и был произведен в «механикусы» с чином и жалованием инженерного капитана-поручика.

Проект парового двигателя мощностью 1,8 лошадиных сил Ползунов разработал в 1763 году. Это был первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода.

Проект был послан Екатерине II, и она наградила Ползунова 400 рублями и повысила в чине на две ступени до капитана-поручика. Президент Берг-коллегии Иван Шлаттер при этом оценил проект словами: «За новое изобретение почесть должно», однако, очевидно, недостаточно вник в его суть, так как предложил объединить новый двигатель с водяными колесами в соответствии с британским опытом.

В 1764-1766 годах Ползунов сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 лошадиные силы и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве.

Иван Ползунов умер от чахотки 27 мая 1766 года в Барнауле за неделю до пробного пуска машины. По всей видимости, напряжение работы сыграло в этом не последнюю роль.

Модель этой машины была взята в Кунсткамеру, сама же машина была испытана учениками Ползунова, окупила себя и успела даже принести прибыль. Однако после поломки после трех месяцев работы она была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.

Источник

Ползунов, Иван Иванович

Ива́н Ива́нович Ползуно́в (14 марта 1728, Екатеринбург — 27 мая 1766, Барнаул) — русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Содержание

Детство и юность

Переезд в Барнаул и начало карьеры

В ноябре 1753 года Ползунов получает очередные назначения — сперва смотрителем за работой плавильщиков, а потом командирование на Змеиногорский рудник. Здесь он принимает участие в постройке новой лесопилки близ плотины. Эта пильная мельница стала первым серьёзным заводским сооружением, возведённым под руководством Ползунова. Она представляла собой следующий механизм: от вращающегося водяного колеса осуществлялась передача двум лесопильным рамам, на которых перемещались брёвна. Механизм передачи представлял сложный комплекс движущихся деталей, в состав которого входили: кулачковая передача, зубчатая передача, валы, кривошипы, шатуны, храповые колёса и канатные вороты.

Поездка в Петербург

Потратив 64 дня на дорогу, и посетив проездом родной Екатеринбург, Иван благополучно прибыл вместе с грузом в Санкт-Петербург. После этого он провёл ещё 3 месяца в Москве, занимаясь приобретением необходимых товаров — полотна, бумаги, тканей, книг, упряжи для лошадей, мелкой утвари и т. д.

Повышение по службе

В 1759 году Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин. Изучал книги по металлургии и минералогии. В 1763 разработал «огненный» (паровой) двигатель и произведён в «механикусы» с чином и жалованием инженерного капитан-поручика.

Паровая машина

Проект парового двигателя мощностью 1,8 л.с. Ползунов разработал в 1763 году.

Это был первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода.

Проект был послан Екатерине II, и она наградила его 400 рублями и повысила в чине на две ступени (до капитан-поручика). Президент Берг-коллегии А.И.Шлаттер при этом оценил проект словами: «за новое изобретение почесть должно», однако, очевидно, недостаточно вник в его суть, т.к. предложил объединить новый двигатель с водяными колесами в соответствии с британским опытом.

В 1764—1766 гг. сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 л.с., и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве.

Новизну установки и её достоинства оценил Э. Г. Лаксман, посетивший в 1765 году Барнаул. Он писал, что Ползунов — «муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской».

Ползунов умер от чахотки за неделю до пробного пуска машины, по всей видимости напряжение работы сыграло в этом свою роль.

Модель этой машины была взята в Кунсткамеру, сама же машина была испытана учениками Ползунова, окупила себя и успела даже принести прибыль. Однако после поломки после трех месяцев работы была разобрана и заменена на обычный гидравлический привод.

Действующая модель машины Ползунова хранится в музее Барнаула.

Источник

Паровая машина ползунова год создания

Иван Ползунов: Человек-Паровой Двигатель.

Что мы знаем про XVIII век? Наверное, у каждого будет свой, достаточно субъективный набор представлений и знаний. Но можно спросить уже, что такое XVIII век для Европейца? Француз, разумеется, расскажет про Красивую Францию, чьи короли пали под натиском Великой Французской Революции. Англичанин вспомнит, о Старой Доброй Англии, ставшей империей, над которой никогда не заходит солнце. Русский с гордостью расскажет о реформах Петра Великого, о том, как Россия незаметно для всего света стала морской державой, о золотом веке русского дворянства.

Но что же может объединить все представления европейцев об этом времени? Совершенно верно, XVIII век это начало гонки производительности, так называемой Промышленной Революции. Во всём мире, в том числе и в России назревали, либо происходили такие изменения, которые навсегда отбрасывали прошлое. На смену уже отжившему Средневековому Феодализму пришёл Капитализм Нового Времени. Одним из главных двигателей эпохи стали паровые двигатели, механизмы, способные бурить гранитные горы и работать день и ночь без устали. Труд огромной рабочей армии мерк, перед мощью новых изобретений. Родиной промышленной революции является Англия, однако и в России были свои мастера. Один из них Иван Иванович Ползунов, изобретатель первой в мире двухцилиндровой паровой машины.
Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания

Сын солдата

Люди Мысли и науки, не разделяющие образа жизни, взглядов и вкусов той среды, в которой живут, не имеют обыкновенно друзей, возможно что немного имел их, судя по его характеру, и Ползунов…

Михаил Ильич Южаков, исследователь жизни и машины Ползунова, 1906 год.

В далёком 1728 году в Екатеринбурге в самом начале весны в семье отставного солдата Ивана Алексеевича Ползунова и его супруги Дарьи Абрамовны появился на свет новый человек. Мальчик родился здоровым, его назвали, как и отца Иваном. Весна вступала в свою силу, семья обживалась с ребёнком, который, как и положено детям, быстро рос и ещё никто не знал, кем Ивану Ивановичу Ползунову предстоит стать…

В 8 лет он поступил в словесную школу, а после его перевели в арифметическую школу, которую в своё время основал русский учёный Василий Никитич Татищев. В арифметической школе один из его учителей был Фёдор Иванович Санников, шихтмейстер Екатеринбургского завода, крупный специалист по черчению и рисованию. Можно предположить, что именно в это время молодой Иван Ползунов и понял, чем ему нравится заниматься: чертить планы и обсчитывать формулы, по которым будут создаваться детали.

Уже в 14 лет он оканчивает «основное» обучение и уходит учеником к механику на один из уральских заводов. Спустя ещё 6 лет, на 20 году жизни Ползунов становится специалистом в горнозаводском ремесле. Видя его талант и самоотдачу начальство переводит его на Колывано-Воскресенские заводы, находящиеся восточнее, в Алтайском Крае. На новом месте он принимает должность гиттеншрейбера, или, как говорили тогда, «плавильного писаря», смотрителя и учетчика при плавильных печах.

Воспитанник уральских заводов.

Одарённость, талант и рвение с которыми Иван Ползунов бросался на новые задания, были заметны издалека. Начальник заводов Иоган Христиани, немец осевший в России, разглядел в Ползунове искру изобретателя и всячески поддерживал его, в том числе, дал ему хорошую аттестацию, на основании которой его перевели в чин унтер-шихтмастера или горного урядника. Что-то вроде современного звания лейтенанта.
Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания
Будущий изобретатель продолжал учиться и много, много чертить. Например, в 1751 году Иван Ползунов выполнил перспективный вид (трёхмерный, без искажения размером из-за расстояния) Барнаульского завода. В 1753 году Ползунов получил поручение произвести доставку в Барнаул перезимовавшие в Красноярской пристани судов с грузами. Идти суда должны были по рекам Чарыш и Обь. Кроме этого, нужно было высчитать необходимое количество судов для доставки всего груза, просчитать количество утраченных или изломанных судов, а также оценить приблизительные потери, которые могут возникнуть. Иван Ползунов блестяще справился с этой задачей. После этого Хриситиани пишет докладную записку и Ивана Ползунова переводят на Змеиногорский рудник для дальнейшего изучения горного дела.

Однако обучение пошло достаточно медленными темпами, бергмейстер Ганс Эйсфельт, не видя нужды в новом специалисте, ставит Ползунова на различные хозяйственные работы, полагая его талант и рвение избыточным. При этом нельзя сказать, что развитию Ползунова как специалисту были поставлены барьеры. Иван Ползунов занимаясь хозяйственными работами продолжал работать и над техническими решениями. По его проекту был построен водоотводный канал при лесопилке, рудный амбар в Кабаповской пристани, а в 1758 году Ползунов отправляется с караваном драгоценных металлов в Санкт-Петербург. Там он получает повышение до шихтмейстера. Последние свои годы он проводил за выжигом угля в лесных куренях.

Из-за тяжёлой жизни, сурового сибирского климата Иван Ползунов заболевает туберкулёзом. За несколько лет болезнь буквально съедает инженера. Но кое-что он успевает сделать.

Отец огненной машины.

Иван Ползунов, как это можно было бы сказать, был рационализатором. Многое из того, что он делал, делалось не только ради денег, сколько из-за «благородной лени»

Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания

Памятник Ивану Ползунову

и профессиональной брезгливости к ручному труду. В самом деле, если ты инженер, а в голове у тебя всё устроено нормально, то неужели ты не сможешь придумать такую вещь, которая сможет заменить труд десятков человек? Средства есть. Знания есть. Наука есть. Даже материалов, и тех в избытке!

В 1763 году Иван Ползунов составил на имя начальника Колывано-Воскресеньских Заводов Прошина докладную записку. Суть этой записки заключалась в следующем: Иван Ползунов говорил о том, что необходимо менять гидравлические двигатели, работающие от воды на «огненные», работающие на пару. К записке он приложил чертёж с полным описанием парового двигателя непрерывного действия.

Разницу изобретатель пояснил так: гидравлические машины работают благодаря энергии передаваемой от водяного колеса. Для водяного колеса необходимо строить плотину или запруду, при том как можно выше, чтобы вода сильнее била по лопастям колеса. Кроме этого, объективным был факт, что реки лежат вовсе не везде где удобно, а значит, человек и предприятие становятся привязаны к определённым местам.

Согласно проекту Ползунова, его изобретение включало: котёл, пароатмосферную машину, состоявшую из двух цилиндров в которых была парораспределительная и водораспределительная системы. Также там были баки для воды, насосы для труб, передаточный механизм и прочее. К проекту прилагалось подробное описание его предполагаемой мощности, его «составах» (деталях), о предельно допустимых нагрузках. Главная особенность нового механизма в том, что Иван Ползунов не имел на руках аналогичного изобретения, проще говоря он не знал, есть ли в мире аналоги подобного устройства или нет. Паровая Машина Ползунова стала не аналоговой копией, не доведённым до ума чужим изобретением, нет. Это было воплощение чистого знания на практике.

Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год созданияСтоит отметить, что проект получился не только смелым для своего времени, но и настолько лаконичным, что глава Берг-коллегии Шлаттер, узнав об изобретении незамедлительно поспособствовал повышению Ивана Ползунова до чина берг-механикуса, а также оповестил императрицу Екатерину II о русском самородке.

Получив покровительство от Екатерины Великой, а также от старых знакомых Христиани и Порошина, Ползунов принялся за строительство второй паровой машины. Машина была огромная, её длинная была 18 метров, ширина 9 метров и 19 метров в высоту. Котёл для воды, который поставили в машину вмещал 7 тонн жидкости. Мощь её была такой, что машина запросто обслуживала 3 плавильные печи. В отличии от первого варианта, в ней была разработана система балансиров, поставлены отдельные меха которые были размером с большую комнату.

К несчастью, Иван Ползунов так и не увидел свой механизм в действии. Он умер за несколько недель до того, как машина заработала. Всего, машине было суждено работать с августа 1766 по ноябрь того же года. После в ней сломался некий механизм и рабочие побоялись что-то менять. Так машина простояла 13 лет, пока не было принято решение её разобрать. Так закончилась жизнь великого русского изобретателя.

Для чего всё это было?

Огнедействующую машину, о которой канцелярия горного начальства представила, что не только она весьма обветшала и от многих лет стоит праздно, без всякого употребления, но и по довольству при плавиленных печах воды, никакой нужды в ней не настоит, — по прописанным в том представлении причинам, разобрать находящуюся при оной фабрику разломать и леса употребить на что годен будет, члены же хранить на будущую иногда впредь надобность подобной машины в таком месте, где за недостатком воды, с лучшею пользую употреблена может быть.

Паровая машина ползунова год создания. Смотреть фото Паровая машина ползунова год создания. Смотреть картинку Паровая машина ползунова год создания. Картинка про Паровая машина ползунова год создания. Фото Паровая машина ползунова год создания

Макет паровой Машины Ползунова.

24 сентября 1779 года, генерал-майору Меллеру инструкции, предписывавшей разобрать машину Ползунова.

Иван Ползунов — сын своего времени. Рождённый в тревожный XVIII век, когда указ Петра Великого об обязательной службе дворян ещё не сменился указом Петра III о вольности дворянства. Эпоху, в которую нужно было служить. Он и служил, как служил его отец, старый солдат Иван Ползунов старший.

В чём же принципиально различие русского и европейских учёных? В России, к сожалению, затормозили с реформами, указ об отмене крепостного права появится лишь через сотню лет. А значит, дармовой труд крестьян, который доставался помещикам по праву рождения пересиливал инновации, которые могли бы произойти. В Европе, которая освобождалась от ржавых оков феодализма, наоборот, активно разгоралась конкуренция на рынке рабочей силы, которая способствовала тому, чтобы появлялись изобретения способные удешевить затраты на рабочую силу.

Однако, как показывает пример Ивана Ползунова, талантливые люди были и в России. И, несмотря на то, что многое из того, что они изобрели и выдумали оказалось практически не реализовано, новые изобретения появлялись вновь и вновь. Живость ума русского человека, его природная несгибаемость, а также звериная целеустремлённость раз за разом удивляли, заграничных гостей. На краю Сибири, в сплетеньях болот и рек человек собрал механизм, основываясь только на том, что он знал из учебников по физике, химии и механике.

А машину Ползунова, спустя 130 лет собрали заново, по чертежам которые остались от Иван Иваныча. Сделал это инженер Михаил Южаков, в память о своём Великом Предшественнике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *