Патентная система налогообложения для ип грузоперевозки 1 машина
Расчет стоимости патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году
Какие показатели нужны для расчета стоимости патента на ПСН
Патентная система налогообложения предполагает внесение в бюджет предпринимателем фиксированной величины налога, которая определяется исходя:
Первый показатель всегда устанавливается в нормативных актах регионов РФ. В общем случае используется та налоговая ставка, что установлена НК РФ. Ее размер составляет 6%. Однако субъекты РФ вправе снизить эту ставку вплоть до нулевой для вновь зарегистрированных ИП (ст. 346.50 НК РФ). Длительность патента может составлять от 1 до 12 месяцев.
Если вы только собираетесь переходить на ПСН, ознакомьтесь с условиями применения спецрежима. Детальный обзор условий для перехода на ПСН и ее дальнейшего применения привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Для того чтобы вычислить размер налога по ПСН, нужно:
Рассмотрим, как может быть исчислена стоимость патента в случае, если ИП собирается заниматься грузоперевозками.
Патент на грузоперевозки: расчет налога
ВНИМАНИЕ! Налоговики допускают оформление патента в одном регионе, а перевозку грузов в разных субъектах РФ. Главное, чтобы договоры с заказчиками перевозок были заключены в регионе, в котором оформлен патент. Тогда у ИП-грузоперевозчика не возникает необходимости оформлять патент в каждом из регионов, куда он везет грузы. Достаточно оформления одного патента. Подробности см. здесь.
Сначала вычисляем годовую стоимость патента. Для этого:
Соответствующий показатель определяется исходя из норм, присутствующих в строке под порядковым номером 10 таблицы в ст. 1 закона города Москвы «О патентной системе» от 31.10.2012 № 53.
Потенциальный доход столичного ИП, занимающегося грузоперевозками, будет равен 600 000 руб. с 1 машины, если ее грузоподъемность составляет менее 3,5 тонны. Всего у предпринимателя, как мы условились выше, 4 таких транспортных средства. Следовательно, его суммарный потенциальный доход составляет 2 400 000 руб.
Для этого мы используем ставку в размере 6% — ту, что установлена НК РФ (п. 1 ст. 346.50), поскольку законодательством Москвы не определено иных ставок для ПСН. Получается, что годовая стоимость патента для ИП с 4 машинами грузоподъемностью по 2 тонны составит 144 000 руб.
Затем вычисляем фактическую стоимость патента с учетом того, что он покупается на 3 месяца. Для этого:
Взносы как часть расходов по ПСН
Платежная нагрузка ИП на ПСН не ограничивается только лишь расходами на патент. Предпринимателю также нужно будет уплачивать фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС.
В 2021 году их величина составляет 40 874 руб., если предприниматель работает весь год.
О фиксированных взносах ИП читайте здесь.
Но мы условились, что в нашем примере ИП занимается грузоперевозками в течение 3 месяцев. Поэтому и уплачивать взносы в фонды он должен пропорционально фактическому времени ведения бизнеса, а именно в размере 10 218 руб. 50 коп. (делим 40 874 руб. на 12, после умножаем на 3).
Вычитать сумму взносов из причитающейся к уплате суммы налогов ИП на ПСН вправе. Если у ИП есть наемные сотрудники, то он вправе уменьшить ПСН, но не более, чем на 50%. А если сотрудников нет, всю сумму налога он вправе уменьшить на сумму уплаченных взносов за себя. Поэтому суммарная платежная нагрузка столичного ИП за 3 месяца грузоперевозок на ПСН составит 46 218 руб. 50 коп.
Если у ИП на ПСН, который занимается грузоперевозками, есть наемные работники, то он обязан исчислять и уплачивать страхвзносы на сумму заработной платы сотрудников. Ставки для ИП на ПСН в 2021 году стандартные:
Ставка «несчастных» взносов определяется исходя из класса профессионального риска по виду деятельности. Грузоперевозкам соответствует 5-й класс риска, тариф в ФСС при этом установлен в размере 0,7% (приказ Минтрудсоцзащиты РФ от 30.12.2016 № 851н, ст. 1 закона «О страховых тарифах» от 22.12.2005 № 179-ФЗ).
В связи с распространением коронавирусной инфекции правительство утвердило ряд мер для поддержки бизеса, включая уменьшение ставки по страхвзносам до 15%. Эти ставки сохранились навсегда. Эксперты КонсультантПлюс разъяснили порядок применения ставок. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал.
Итоги
Для расчета стоимости патента при любом виде деятельности ИП нужно знать величину потенциального дохода, установленного региональным НПА для соответствующего вида деятельности, размер ставки, а также срок действия патента. Помимо расходов на уплату налога по ПСН предприниматель также должен перечислять во внебюджетные фонды фиксированные взносы за те месяцы, в течение которых он занимается бизнесом.
Узнать больше о ПСН и законодательном регулировании вы можете из рубрики «ПСН».
Патентная система в автомобильных грузоперевозках. Советы предпринимателям Версия для печати
Можно ли выбрать ПСН в качестве основной системы для грузоперевозок? Да, но для этого необходимо соблюдать несколько простых правил.
Об этих правилах рассказывает владелец Центра содействия бизнесу «Советникъ» Эльвира Пожарская.
Грузоперевозки заслуживают отдельного обсуждения, в первую очередь из-за туманности Налогового кодекса. Предприниматели, перевозящие грузы по всей стране не понимают, сколько патентов и где им нужно покупать. Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Прежде всего выясним, откуда растут ноги этого непонимания. Давайте заглянем в Налоговый кодекс. В нём есть слова о том, что патент действует на всей территории субъекта федерации за небольшим исключением, которое не касается грузоперевозок.
Зафиксируем: патент действует на всей территории региона, в котором он куплен.
У предпринимателя возникает вопрос: а если купив патент, например, в Москве, необходимо доставить груз в Санкт-Петербург, неужели нужно покупать патент еще и в Петербурге? А если по пути нужно еще и прихватить что-то в Ленобласти, придётся покупать три патента? Если читать Налоговый кодекс буквально, то складывается впечатление: да, нужно три патента. Нас с вами это совершенно не устраивает, поэтому давайте вместо Налогового кодекса почитаем что-нибудь более позитивное, например судебную практику.
В 2015 году закончилось разбирательство по делу, в рамках которого налоговая пыталась получить с предпринимателя 2,5 млн дополнительных налогов за то, что он, купив патент в Удмуртии, оказывал свои услуги по всей стране. Суд встал на сторону предпринимателя. И хоть народная мудрость уверяет, что нужно учиться на чужих ошибках, я предлагаю поучиться на чужом успехе и воспользоваться опытом этого предпринимателя. Мы составим краткий список условий, при соблюдении которых вы сможете в случае возникновения споров с налоговой смело показывать это решение и настаивать на том, что ваша трактовка законодательства совпадает с позицией судов.
Первым делом обсудим место покупки патента. Это должен быть регион, в котором находится ваш головной центр. Если вы частный перевозчик, который работает сам на себя, то это регион, в котором вы живёте. Если у вас есть несколько автомобилей, на которых ездят ваши сотрудники, то патент надо покупать в том регионе, где вы организовали себе рабочие условия – сняли офис для менеджеров, организовали стоянки для машин, нанимаете людей и так далее. Если это место совпадает с регионом, в котором вы зарегистрированы как ИП – еще лучше.
Оформление документов
Суд в первую очередь смотрит на документы, поэтому они обязательно должны быть составлены правильно. Договор на перевозку должен быть заключен в том регионе, где вы купили патент, и это обязательно нужно отразить в тексте. Обычно место заключения договора указывается на первой странице рядом с датой. Во всех сопутствующих документах вроде акта выполненных работ и заявки на перевозку стоит указать, что они составлены в том же регионе.
И самое важное: вы должны быть готовы к тому, что ни налоговая, ни суд не будут принимать решение, глядя только на бумаги, которые вы им покажете. Они захотят получить и другие подтверждения того, что эти документы действительно были составлены в том регионе, который в них указан. Вот несколько признаков, которые могут сыграть в вашу пользу.
Этот список можно продолжать бесконечно. Основная мысль: вы должны быть связаны с территорией, на которой покупаете патент, не только припиской в договоре. Эту связь в случае интереса налоговой придётся доказывать.
В некоторых случаях полезно иметь подстраховку в виде УСН. Если вы на неё не переходили, настоятельно рекомендую это сделать.
Патент можно совмещать с «упрощенкой», и в случае, если какие-то доходы нельзя будет отнести к деятельности по патенту, то с них вы заплатите налог по «упрощенке».
Если никаких дополнительных видов деятельности вы не ведёте, самым удачным выбором будет УСН «доходы». Если заказчики из других регионов по каким-то причинам будут настаивать на том, чтобы в качестве места заключения договора был указан их регион, а не ваш, наличие «упрощенки» вам сильно поможет. Вы просто увеличите стоимость своего предложения на 6,5% и заплатите налоги по УСН. Если заказчик не хочет рисковать грузом и обращаться к кому-то, кто работает в черную, он согласится на ваши условия.
Напоминаю, что подать уведомление о переходе на УСН со следующего года нужно до 31 декабря, а чтобы с 1 января применять патентную систему, заявление подаётся до 17 декабря. Не забывайте, что налог по упрощенке платится каждый квартал, а по итогам года нужно подать декларацию.
Что делать, если налоговая спросит, почему у вас куплен только один патент?
Вот ссылки на два письма Министерства финансов (1, 2) и судебное постановление, о котором я говорила. Эти документы нужно постоянно держать под рукой. В ответе на запрос налоговой нужно сообщить, что вы оказываете свои услуги на территории того региона, в котором куплен патент, так как все ваши договоры заключены в этом регионе. В подтверждение своих слов нужно приложить несколько договоров. И обязательно сделайте приписку, что ваша позиция подтверждается письмами Минфина и постановлением суда.
Подведём итог
Для того чтобы в рамках одного патента осуществлять грузоперевозки по нескольким регионам, нужно выполнить следующие условия:
1. Правильно выбрать регион. Это должно быть место, с которым вы действительно связаны. Например, если в каком-то регионе у вас есть постоянная стоянка, с которой автомобили выезжают в рейс, то стоит купить патент там.
2. Правильно заполнять документы. В качестве места заключения договора и места составления первичных документов обязательно должен быть указан тот регион, в котором у вас куплен патент.
3. Перейти на УСН. Мы советуем выбрать УСН доходы. Если вдруг заказчик будет настаивать на указании в договоре другого места подписания, то вы сможете увеличить стоимость услуги на 6,5% и заплатить с этой сделки упрощенный налог.
4. Помните, что в случае полноценной проверки у вас будут смотреть не только договоры на перевозку. Сохраняйте любые подтверждения того, что вы действительно связаны с регионом, в котором куплен патент. Это могут быть чеки с заправок и сервисных центров, договоры аренды гаражей, трудовые договоры с сотрудниками, ваши внутренние документы, расчетный счет, открытый в местном банке и т.д.
5. Будьте готовы к вопросам. Если вы получите требование от налоговой пояснить, почему у вас куплен только один патент, ни в коем случае не игнорируйте его. В своём ответе сошлитесь на письма Минфина и постановление суда. Обязательно приложите к ответу копии нескольких договоров на перевозку.
В завершении видео скажу самое важное. Не используйте эту информацию, чтобы обмануть налоговую и собрать липовые доказательства того, что вы можете работать на одном патенте.
Если для того, чтобы соответствовать параметрам, которые я озвучила, вам нужно как-то подгонять под них свою работу, то скорее всего, вам нельзя работать по одному патенту и в случае серьёзной проверки вы все равно будете в зоне риска.
А вот если всё, что я сегодня рассказала и так относится к вам, то просто будьте повнимательнее с документами и готовьтесь их предъявить для подтверждения своей правоты.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Анфимычева Ирина, руководитель проекта Корчагина Ксения, юрист
На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.
Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Патент для грузоперевозок
Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:
Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.
Реклама на транспорте и налоговые режимы
Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.
У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.
С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.
Самозанятость для перевозок
Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:
Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.
Совмещение налоговых режимов
С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.
При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:
При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:
Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.
Выбор самой выгодной системы налогообложения
Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.
Учет и отчетность на разных налоговых режимах
Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.
При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.
Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.
Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.
Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? Версия для печати
С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.
Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.
С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.
Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.
Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.
Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».
У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.
Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.
Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.
Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
ИП или ООО: что выбрать перевозчику
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
На что переходить с ЕНВД?
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам: