Патогномоничным признаком переезда колесом автомобиля является
Вопрос
1 Диагностическим признаком переезда через тело колеса автомобильного транспортного средства является:
2 Фрагментирование тела наиболее характерно при:
3 Наличие загрязнения одежды и кожи смазочными материалами устанавливают, исследуя объект:
4 При падении со значительной высоты при осмотре трупа на месте происшествия врач-специалист в области судебной медицины должен:
5 К признакам общего сотрясения тела относят:
6 К автомобильной травме относят повреждения, полученные при:
7 Повреждения при автомобильной травме образуются в результате
8 Осматривая труп на месте ДТП, врач-специалист в области судебной медицины должен зафиксировать:
9 При перекатывании через тело колеса автомобиля на коже может образоваться:
10 При лобовом столкновении машин для водителя транспортного средства характерным является формирование:
11 Одежду пострадавшего от ДТП целесообразно направить на следующее исследование:
12 К повреждениям, нетипичным для железнодорожной травмы относят:
13 Фазами травмирования при столкновении легкового автомобиля с человеком являются:
14 Фазами травмирования при столкновении грузового автомобиля с человеком являются:
15 Повреждения в первой фазе столкновения легкового автомобиля с человеком возникают от:
16 Повреждения на второй фазе столкновения легкового автомобиля с человеком возникают от:
17 Повреждения на третьей фазе столкновения грузового автомобиля с человеком образовываются от:
18 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на первой фазе столкновения легкового автомобиля с человеком располагаются в области:
19 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на первой фазе столкновения грузового автомобиля с человеком располагаются в области:
20 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на второй фазе столкновения легкового автомобиля с человеком располагаются в области:
21 Укажите, наблюдается ли вторая фаза травмирования при столкновения грузового автомобиля с человеком:
22 Тело человека падает с капота легкового автомобиля на дорогу при:
23 Повреждения от сотрясения, обусловленного опосредованным действием удара частями автомобиля, проявляются в виде:
24 Варианты полного переезда через тела колесом автомобиля:
25 Перечислите фазы травмирования при полном переезде тела колесом автомобиля:
26 Повреждения на первой фазе переезда тела колесом автомобиля образуются от:
27 Повреждения во вторую фазу переезда тела колесом автомобиля образуются от:
28 Повреждения на 3-ей и 4-ой фазах переезда тела колесом автомобиля образуются от:
29 На первой фазе переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
30 На второй фазе переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
31 На третьей и четвертой фазах переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
32 Возможность переезда через лежащее тело человека колесом автомобиля зависит от:
33 Переезд колесом автомобиля возможен при положении тела лежа на:
34 Хлыстообразныс переломы шейного отдела позвоночника при травме от столкновения автомобиля с человеком образуются в результате:
35 При переезде колесом автомобиля через голову в боковом направлении образуются переломы:
36 Отпечатки рисунка протектора колеса автомобиля на одежде, в виде следов наложения посторонних веществ, могут возникать при:
37 При переезде области живота колесом автомобиля возникают следующие повреждения:
Вопрос
1 Диагностическим признаком переезда через тело колеса автомобильного транспортного средства является:
2 Фрагментирование тела наиболее характерно при:
3 Наличие загрязнения одежды и кожи смазочными материалами устанавливают, исследуя объект:
4 При падении со значительной высоты при осмотре трупа на месте происшествия врач-специалист в области судебной медицины должен:
5 К признакам общего сотрясения тела относят:
6 К автомобильной травме относят повреждения, полученные при:
7 Повреждения при автомобильной травме образуются в результате
8 Осматривая труп на месте ДТП, врач-специалист в области судебной медицины должен зафиксировать:
9 При перекатывании через тело колеса автомобиля на коже может образоваться:
10 При лобовом столкновении машин для водителя транспортного средства характерным является формирование:
11 Одежду пострадавшего от ДТП целесообразно направить на следующее исследование:
12 К повреждениям, нетипичным для железнодорожной травмы относят:
13 Фазами травмирования при столкновении легкового автомобиля с человеком являются:
14 Фазами травмирования при столкновении грузового автомобиля с человеком являются:
15 Повреждения в первой фазе столкновения легкового автомобиля с человеком возникают от:
16 Повреждения на второй фазе столкновения легкового автомобиля с человеком возникают от:
17 Повреждения на третьей фазе столкновения грузового автомобиля с человеком образовываются от:
18 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на первой фазе столкновения легкового автомобиля с человеком располагаются в области:
19 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на первой фазе столкновения грузового автомобиля с человеком располагаются в области:
20 Локальные повреждения у пешехода, возникающие на второй фазе столкновения легкового автомобиля с человеком располагаются в области:
21 Укажите, наблюдается ли вторая фаза травмирования при столкновения грузового автомобиля с человеком:
22 Тело человека падает с капота легкового автомобиля на дорогу при:
23 Повреждения от сотрясения, обусловленного опосредованным действием удара частями автомобиля, проявляются в виде:
24 Варианты полного переезда через тела колесом автомобиля:
25 Перечислите фазы травмирования при полном переезде тела колесом автомобиля:
26 Повреждения на первой фазе переезда тела колесом автомобиля образуются от:
27 Повреждения во вторую фазу переезда тела колесом автомобиля образуются от:
28 Повреждения на 3-ей и 4-ой фазах переезда тела колесом автомобиля образуются от:
29 На первой фазе переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
30 На второй фазе переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
31 На третьей и четвертой фазах переезда тела колесом автомобиля возникают повреждения:
32 Возможность переезда через лежащее тело человека колесом автомобиля зависит от:
33 Переезд колесом автомобиля возможен при положении тела лежа на:
34 Хлыстообразныс переломы шейного отдела позвоночника при травме от столкновения автомобиля с человеком образуются в результате:
35 При переезде колесом автомобиля через голову в боковом направлении образуются переломы:
36 Отпечатки рисунка протектора колеса автомобиля на одежде, в виде следов наложения посторонних веществ, могут возникать при:
37 При переезде области живота колесом автомобиля возникают следующие повреждения:
Об одном признаке, помогающем устанавливать направление переезда колесом автомобиля
УДК 340. 624. 3: [614. 864: 656. 13
Кафедра судебной медицины Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С.М. Кирова (нач. А.Р. Деньковский), Ленинград
Поступила в редакцию 25/VI 1965 г.
библиографическое описание:
Об одном признаке, помогающем устанавливать направление переезда колесом автомобиля / Матышев А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №1. — С. 49-52.
код для вставки на форум:
В судебно-медицинской литературе вопросы установления направления действовавшей силы при переезде автомобилем освещены недостаточно. П.П. Щеголев (1955, 1962), Г.К. Герсамия (1961), В.И. Кононенко и М.Г. Кондратов (1961), В.М. Моисеев (1964) лишь попутно касались этого вопроса. Они считают, что на стороне наезда возникает больше повреждений, чем на противоположной, где колесо скатывается с тела. П.П. Щеголев объясняет образование тяжелых повреждений на стороне наезда тем, что здесь происходит суммирование сдавления с поступательным и вращательным движением колеса.
Исследуя трупы детей и подростков, погибших от автомобильной травмы, мы обратили внимание на один признак, помогающий в ряде случаев установить направление перекатывания колеса через голову погибшего. Речь идет об образовании обширных рваных, ран с выдавливанием через них содержимого черепной коробки.
В момент переезда колесо какого-либо тяжелого автомобиля (типа МАЗ или автобуса) легко, без прокручивания и значительного волочения жертвы, наезжает на голову и сдавливает ее. Высокая степень эластичности костей у детей и подростков ведет к тому, что голова при этом деформируется: выпячивается в сторону движения колеса, на месте наибольшего выпячивания в результате резкого распирания мягких тканей изнутри образуется обширная рваная рана, через которую выпадают отломки костей и содержимое черепной коробки. Последнее иногда выбрасывается далеко вперед по ходу движения колеса. После выпадения мозга в результате дальнейшего поступательного движения колеса голова резко сплющивается. Эта деформация является остаточной, хорошо заметной на трупе.
Такому разрыву кожи благоприятствует резкое несоответствие небольшого размера головы, высокой эластичности костей у детей и подростков и большого диаметра колес тяжелых машин, что исключает возможность прокручивания и образования рваных ран на месте въезда колеса на голову.
Из 15 случаев переезда через голову детей и подростков, которые мы наблюдали, в 3 имел место именно такой механизм травмы.
1. Мальчик К., 10 лет, попал под колесо троллейбуса.
На вскрытии: резкое сплющивание головы спереди назад и несколько слева направо; толщина головы в переднезаднем направлении 9 см; от правого угла рта до темени в вертикальном направлении проходит зияющий разрыв кожи размером 28?17 см, из него выступают отломки костей черепа и выпадает вещество головного мозга; все кости черепа разломаны на множество осколков, некоторые из них отслоены от кожи; в полости черепа сохранились остатки мозгового вещества, в основном стволового отдела; все лицо, левая половина шеи и левое надплечье осаднены (рис. 1).
Рис. 1. Голова мальчика К.
Весьма характерные повреждения позволили категорически утверждать, что через голову переехало колесо тяжелого транспортного средства. Кроме того, обширное осаднение лица и переднебоковой поверхности шеи слева говорило о том, что колесо перекатилось по передней поверхности головы, когда пострадавший лежал на спине лицом кверху. Это позволило нам считать, что колесо перекатилось через голову слева направо, так как обширная рваная рана находилась на правой боковой поверхности головы.
2. Колесо автобуса ЗИЛ-158 переехало через голову мальчика Ч., 13 лет.
На вскрытии: голова резко сплюснута в боковом направлении, вся левая половина ее осаднена; левая ушная раковина почти полностью оторвана, правая надорвана; от левого глаза вдоль корня носа и косо через правую лобную область до линии роста волос располагается рваная рана с отслоенными краями размером 12?8 см, из раны выпадают куски вещества мозга и костные отломки (рис. 2); на правой щеке и в скуловой области следы скольжения; правая половина лица выпачкана дорожной грязью; все кости черепа сломаны; в полости рта куски вещества головного мозга.
Рис. 2. Голова мальчика Ч.
Картина повреждений также не оставляла сомнений в том, что через голову переехало колесо тяжелого автомобиля. Характер повреждений указывал на то, что в момент переезда автомобиля голова лежала правой щекой книзу, а колесо перекатывалось по левой половине головы. Поэтому мы пришли к выводу, что направление переезда — сзади наперед, ибо большая рваная рана располагалась на лице.
3. Через голову подростка И., 15 лет, переехало колесо автомобиля МАЗ-205. Голова была сдавлена в направлении слева направо (рис. 3), колесо в момент переезда двигалось по левой половине головы от затылка к лицу.
Рис. 3. Голова подростка И.
Из описанных примеров видно, что сдавление головы в боковом направлении ведет к образованию раны в сагиттальной плоскости: при сдавлении головы спереди назад рана возникает во фронтальной плоскости.
Итак, обнаружение на трупах детей и подростков, погибших под колесом автомобиля, обширных рваных ран головы иногда помогает ответить на весьма важный для следствия вопрос о направлении переезда. Для этого необходимо методически правильно провести экспертизу. Вначале надо распознать переезд, затем установить положение тела (головы) жертвы в момент переезда. И лишь после этого можно определить направление переезда по данному признаку, ибо обширная рваная рана головы с выдавливанием содержимого черепной коробки обращена в сторону направления движения колеса.
похожие статьи
Судебно-медицинская оценка наезда легкового автомобиля в случаях нелетальной травмы / Глинский С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 61-63.
ТРАВМА ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ
Такой вид автомобильной травмы встречается редко и наблюдается только в тех случаях, когда пострадавший перед происшествием находится в горизонтальном положении на дороге. Переезд тела колесом автомобиля чаще всего является составной частью комбинированной травмы.
При переезде тела колесом автомобиля могут наблюдаться 5 фаз: 1) соприкосновение вращающегося колеса с лежащим на дороге телом; 2) перемещение тела колесом по дороге; 3) накатывание колеса на тело; 4) перекатывание колеса через тело; 5) вторичное перемещение (продвижение) тела по дороге.
Наиболее типичные повреждения при переезде тела колесом автомобиля возникают в I, II и IV фазах. В I фазе на стороне тела, соприкасающейся с колесом, от удара и трения образуются следующие характерные повреждения: широкие, полосовидные ссадины, расположенные поперечно или диагонально к оси тела, по ширине своей несколько превышающие ширину колеса; отслоение эпидермиса и смещение свободных его частиц в направлении вращения колеса; лоскутные, дугообразные или треугольные раны, вершиной обращенные в сторону движения колеса; отслоение кожи от подкожной жировой клетчатки с образованием полостей, заполненных кровью; разрывы и размозжения подкожной жировой клетчатки и мышц; продольно или косо расположенные надрывы и разрывы кожи спереди или сзади ушной раковины, иногда с ее отрывом; обширные рваные раны нижних и верхних конечностей от растяжения, расположенные продольно или косо на стороне конечности, противоположной месту ее соприкосновения с колесом.
Специфическими повреждениями для I фазы переезда являются кольцевидные отслоения кожи от подкожной жировой клетчатки и мышц в области нижних конечностей с образованием массивных полостей, заполненных кровью.
Для II фазы переезда характерны обширные полосчатые загрязнения на одежде, расположенные на стороне одежды, обращенной к дороге; обширные полосчатые ссадины кожи на поверхности тела, обращенной к дороге, расположенные в направлении движения колеса.
В III и IV фазах переезда в результате сдавления тела между колесом автомобиля и грунтом возникают как специфические, так и характерные повреждения. К первым относятся отпечатки рисунка протектора в виде наслоения на одежде и коже различных веществ, а также в виде ссадин и кровоизлияний. Отпечатки протектора могут быть позитивными, отображающими рисунок выступающих его частей, и негативными, отображающими рисунок его углублений; их размеры соответствуют величине элементов рисунка протектора. Кроме того, на одежде и коже могут остаться следы наслоения, на коже ссадины и кровоподтеки, отображающие форму и размеры надписей (цифр и букв) с боковой поверхности протектора, а также форму отдельных частей и деталей дна автомобиля.
Специфическими для этих фаз переезда являются переломы остистых отростков грудных и поясничных позвонков, возникающие от одностороннего давления на них со стороны движущегося колеса при положении тела спиной вверх. При этом образуются отрывные переломы остистых отростков нескольких смежных позвонков.
При переезде грудной клетки и живота наблюдаются тяжелые закрытые и множественные повреждения паренхиматозных и полых органов; они резко не соответствуют наружным повреждениям. Часто бывают разрывы диафрагмы с одной или двух сторон с перемещением в плевральные полости органов брюшной полости, разрывы паховых колец, промежности с выдавливанием кишечника под кожу или наружу, обширные разрывы, размозжения, полные или частичные отрывы внутренних органов, множественные параллельные надрывы и разрывы брыжейки, серозного покрова полых органов, висцеральной плевры и дуги аорты, а также буллезная эмфизема и разрывы легких, расположенные э» пределами зоны сдавления.
Для III и IV фаз переезда тела колесом автомобиля характерны также оскольчатые переломы обеих лопаток, спиралевидные или 2-образные переломы грудины, множественные двусторонние переломы переднего и заднего отделов таза, двусторонние разрывы подвздошно-крестцовых сочленений с массивными кровоизлияниями в клетчатку таза и разрывами органов малого таза, двойные оскольчатые переломы длинных трубчатых костей.
Для V фазы переезда характерны множественные полосчатые ссадины, беспорядочно расположенные на значительной площади тела; участки «стертости» и «спи- ливания» мягких тканей, а иногда и костей; загрязнение одежды и кожных покровов горюче-смазочными веществами. Наряду со специфическими и характерными повреждениями при переезде тела колесом автомобиля встречаются многочисленные нехарактерные повреждения, не имеющие особого значения для диагностики.
Установление на теле и одежде пострадавшего комплекса специфических и характерных повреждений от трения и сдавления вращающимся колесом автомобиля дает основание для вывода об имевшем место переезде тела.
Соотношение между радиусом колеса автомобиля и высотой переезжаемого препятствия.
Механизм переезда тела человека колесом автомобиля.
Площадь сдавления грудной клетки при различных направлениях переезда груди колесом
Положение трупа под колесами автомобиля иа месте происшествия.
Негативные отпечатки протектора колеса автомобиля на коже лица в виде кровоизлияний ромбовидной (а) и прямоугольной (б) формы.
Отпечаток рельефа ткани одежды на баллоне колеса автомобиля, возникший при переезде тела.
Следы загрязнения и “гофрирование” ткани иа передней поверхности пальто, образовавшиеся при трении тела о дорожное покрытие в момент переезда колесом автомобиля.
Механизм образования широких осаднений на коже нижних конечностей при трении вращающимся колесом в момент переезда автомобилем.
Осаднение кожи и рваная рана бедра, образовавшиеся в результате трения вращающимся колесом и растяжения тканей при переезде.
Механизм образования лоскутных ран и отслоения кожи при трении и натяженин вращающимся колесом в момент переезда автомобилем.
Механизм отслоения кожи от подкожной жировой клетчатки с образованием обширных полостей в результате натяжения кожи вращающимся колесом при переезде автомобилем.
Обширные отслоения кожн бедра н голенн с размозженнем мягких тканей, возникшие при переезде нижннх конечностей колесами автомобиля (а, б).
Переезд нижних конечностей колесом грузового автомобиля. Кольцевидное отслоение кожи и подлежащей клетчатки от мышц в области бедра (а) и голени (б).
Механизм образования надрывов и разрывов кожи в паховой области над костными выступами при переезде колесом автомобиля.
Множественные параллельно расположенные надрывы и разрывы кожи нижнего отдела живота вследствие растяжения тканей при переезде колесом автомобиля через верхний отдел живота.
Разрывы кожи в паховой области от перерастяжения (а), то же крупным планом (б). Переезд колесом грузового автомобиля через живот.
Обширная рваная рана бедра, образовавшаяся вследствие натяжения и разрыва мягких тканей. Переезд колесом грузовою автомобиля.
Рваная рана в паховой области, возникшая вследствие растяжения тканей при переезде колесом автомобиля через живот.
Ссадины и кровоизлияния в кожу плена, отображающие рисунок свитера (сдавление колесом при переезде).
Кровоизлияния узорчатого вида в кожу плена, отображающие рисунок свитера (сдавление колесом грузового автомобиля при переезде).
Отпечатки ткани одежды на коже груди и плеча в виде чередующихся светлых и темных полос на фоне трупных пятен, образовавшиеся от сдавлення колесом автомобиля при переезде.
Механизм образования переломов костей черепа при сдавлении головы в боковом нанравленни.
Деформация головы в боковом направлении вследствие множественных переломов костей свода н основания черепа (а, б). Переезд колесом автомобиля.
Переезд головы колесом автомобиля в боковом направлении. Поперечные переломы костей свода черепа (а); распространение перелома свода черепа на его правую боковую поверхность (б).
Оскольчатые переломы костей лицевого черепа при переезде головы колесом грузового автомобиля в переднезаднем направлении.
Механизм образования переломов остистых и поперечных отростков позвонков при переезде колесом автомобиля через спину.
Множественные переломы остистых отростков грудных позвонков при переезде колесом грузового автомобиля через спину.
Переломы поперечных отростков пояспнчных позвонков при переезде колесом автомобиля через живот.
Деформация грудной клетки при ее переезде колесом грузового
Ссадины и кровоподтеки на бедре, отображающие контуры ложки, находившейся в кармане брюк в момент переезда колесом автомобиля.
Множественные переломы костей переднего и заднего отделов таза и вертикальный перелом крестца (а). Двусторонние переломы лобковых и седалищных костей (б). Переезд таза колесом автомобиля в поперечном направлении.
Деформация таза вследствие множественных переломов его костей при переезде колесом грузового автомобиля в косом (а) и поперечном (б) направлении.
Разрыв лонного сочленения и значительное его расхождение в результате переезда таза колесом автомобиля в поперечном направлении.
Механизм образования переломов бедренной кости при переезде колесом автомоби.1я через переднюю (а) и заднюю (б) поверхности бедра.
Двойной оскольчатый перелом бедренной кости в результате ее переезда колесом грузового автомобиля в косом направлении.
Двойной косооскольча- тый перелом плечевой кости в результате ее переезда колесом легкового автомобиля в поперечном направлении.
Множественные понеречно-косые и винтообразные переломы большеберцовой кости и косой перелом малоберцовой кости, возникшие при переезде голени колесом грузового автомобиля в ноперечном направлении.
Винтообразный перелом бедренной кости, образовавшийся при переезде колесом фузовош автомобиля в косом направлении.
Множественные оскольчатые переломы бедренной кости, возникшие при переезде колесом грузового автомобиля в поперечном направлении.
Положение трупа и вещей на месте автомобильного происшествия. Следы протектора колеса грузового автомобиля иа дороге и лужа крови под головой погибшего.