Патруль авто на дпс
АПК «ПатрульВидео»
Назначение аппаратно-программного комплекса системы мобильного видеонаблюдения «ПАТРУЛЬ» — видео-аудио фиксация обстановки снаружи и внутри транспортных средств в целях повышения безопасности, эффективности, мобильности и скоординированности действий сотрудников полиции, формирования доказательной базы видео-аудиоматериалов, предотвращения вандализма и хулиганских действий со стороны задержанных, противоправных действий сотрудников полиции.
Комплекс «ПАТРУЛЬ» состоит из аппаратно-программного комплекса формирования видео-аудиоданных, видеокамеры отсека для задержанных, блока регистрации, соединительных проводов и беспроводных интерфейсов передачи данных и специального программного обеспечения.
Назначение комплекса «ПАТРУЛЬ» — видео- аудиофиксация обстановки внутри транспортных средств ДПС, а также на дороге и придорожной территории перед и позади автомобиля ДПС в целях формирования доказательной базы видео- аудиоматериалов, повышения безопасности, эффективности действий сотрудников ДПС, предотвращения противоправных действий со стороны участников дорожного движения, задержанных, противоправных действий сотрудников ДПС. Описываемый комплекс отличается от комплекса для ППС наличием оптически зуммируемого объектива у курсовой видеокамеры и видеокамеры заднего вида с аналогичным объективом.
Комплекс «ПАТРУЛЬ» состоит из аппаратного комплекса формирования видео-аудиоданных, видеокамеры заднего вида, блока регистрации, соединительных проводов и беспроводных интерфейсов передачи данных и специального программного обеспечения.
С декабря 2014 года АПК СВН «ПАТРУЛЬВИДЕО» БРУА.463 349.001 принят на снабжение Органов внутренних дел Российской Федерации под названием: Комплекс регистрации информации «ПАТРУЛЬ» БРУА.463 349.001
В декабре 2015 года внесены изменения в Руководство по эксплуатации Комплекса регистрации информации «ПАТРУЛЬ» БРУА.463 349.001. Введены требования о регламентных работах с Комплексом.
Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?
Скрытый патруль ДПС
В последнее время участились случаи патрулирования и выявления нарушений ПДД сотрудниками ГИБДД на личных автомобилях, в гражданской одежде и с помощью личных средств фиксации нарушений. В то же время, Административный регламент устанавливает жёсткие требования к таким средствам при выполнении служебных функций полицией, а КоАП запрещает привлекать к ответственности водителей с использованием доказательств, полученных с нарушением закона. Итак, насколько законны скрытые патрули в 2021 году, могут ли инспекторы ДПС нести службу на личной машине без цветографической схемы, а также в обычной одежде, а не в форме, снимать на личный телефон нарушения и иным образом скрываться при выполнении служебных обязанностей? Давайте выяснять!
Самое главное в законе о скрытом патрулировании
Сначала рассмотрим основы основ законодательства 2021 года, относящиеся к нашему вопросу. В данном случае ответ нам дают два нормативно-правовых акта.
Административный регламент, введённый Приказом №664, в частности, устанавливает, что:
В то же время, есть и Кодекс об административных правонарушениях, который говорит нам следующее:
Таким образом, чтобы выяснить, могут ли ГИБДД использовать скрытые патрули – скрытно снимать нарушения ПДД водителями и передавать съёмку на ближайший пост, чтобы те выписали штраф водителю, нужно понять законность такого метода. А исчерпывающий перечень возможностей при осуществлении надзора содержит тот же Административный регламент (Приказ №664) МВД. Именно о нём и будем говорить ниже.
Скрытый патруль снимает нарушение и отправляет на пост – это законно?
И самый главный пункт нашей статьи – 64. Именно он даёт такую возможность. Хотя, для её осуществления есть и свои ограничения и тонкости.
Итак, вот официальная трактовка данного пункта:
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства.
При этом, обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
То есть получаем, что фактически законными становятся следующие действия сотрудников:
А вот выполнение надзора за дорожным движением на личном автомобиле становится незаконным. Хотя, мы и выяснили, что патрульная машина может не иметь раскраски ГИБДД.
Но опять же упомянем, что есть определённые тонкости в этом, о них и поговорим ниже.
Как говорят в ГАИ: «Лучшая профилактика ДТП – это протокол». И работу подчиненных начальство оценивает по количеству составленных за смену протоколов и вынесенных постановлений.
Если полицейский увидел правонарушение, то он – главный свидетель, он же – секретарь – заполняет все бумаги. Он и прокурор, и судья, поскольку предъявляет обвинение и выносит решение по делу (если рассмотрение дела в его компетенции). Совмещение всех функций в рамках КоАП – нормальное явление. Рассмотрение административных дел по упрощенной схеме – одно из достоинств КоАП.
Если полицейские дежурят на автомобиле без цветографической схемы и обнаруживают правонарушение, то они занимают скромное место свидетелей по делу. Они не имеют права ни составить протокол, ни вынести постановление. То есть эффективность работы ГАИ снижается ровно в два раза.
По этой причине скрытое патрулирование не приветствуется ни руководством ГАИ, ни самими полицейскими. Ведь получается, что кто-то «балду гоняет» всю смену, а кто-то пашет.
Какие нарушения имеют право фиксировать?
Как видно из официального текста пункта 64 регламента МВД, есть только определённые нарушения Правил дорожного движения, которые можно фиксировать с помощью скрытых патрулей ДПС. К их числу относятся:
Таким образом, иные нарушения, кроме перечисленных, инспекторы ДПС выявлять с использованием скрытых патрулей уже не имеют право. Например, к незаконным могут относиться такие как движение задним ходом на перекрёстке, перестроение через сплошную (кроме встречки), езда по обочине, а также любые скрытые патрули по пешеходам.
Какие камеры могут быть у скрытого патруля?
Итак, идём далее к следующей тонкости. В 2021 году установлены требования не только к автомобилям, списку выявляемых нарушений ПДД и принадлежности авто, но и к самим средствам фиксации, с помощью которых выявляются правонарушения на дороге.
Здесь на сцену идут пункты 76 и 77 Административного регламента, которые устанавливают следующие требования:
Могут ли ДПС в скрытых автомобилях снимать нарушения на личные телефоны? Именно об этом прямо не говорится в законодательстве. По сути, гражданские камеры можно подвести под «иные технические средства фото- или видезаписи». Поэтому и здесь противоречий не имеется.
В ГИБДД начали скрытое патрулирование: к чему готовиться водителям
О планах чаще выезжать на дороги в патрульных автомобилях без специальных опознавательных знаков рассказали в подразделениях ГИБДД разных регионов. Патрули в служебных машинах без мигалок, синих полос по бокам и других характерных признаков, по которым можно узнать автомобиль ГИБДД, будут дежурить рядом с аварийными местами. Например, там, где водители часто выезжают на встречную полосу под запрещающие знаки. В обычной ситуации автомобилисты могут отказаться от необдуманного маневра, увидев машину ГИБДД, или же могут предупредить других водителей, помигав фарами. Но гражданский автомобиль столько внимания не привлечет.
О такой работе, в частности, рассказали в ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области. «Инспекторы ГИБДД на регулярной основе осуществляют «скрытое патрулирование», которое дает возможность осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие «скрытого патруля» бывает достаточно сложно», — рассказали в пресс-службе ведомства.
Передвигаясь на автомобиле без цветографической окраски, инспекторы снимают нарушение на видео и направляют записи ближайшему экипажу ДПС. Те, в свою очередь, задерживают нарушителей и оформляют протоколы. Частое нарушение, которое можно выявить с помощью «скрытого патруля», является выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения. Ответственность за выезд «встречку» предусматривает лишение права управления на срок до 6 месяцев или штраф 5000 рублей. Важно, что штраф выпишут только при автоматической фиксации. Это связано с тем, что в таком случае нельзя быть точно уверенным, кто был за рулем — собственник или другой человек. Но если протокол составит инспектор суд имеет право лишить нарушителя прав.
В Красноярское сотрудники ГИБДД также проводят рейды «Встречная полоса» на автомобилях гражданского исполнения. Как рассказали в ведомстве, с наступлением тепла горожане массово выезжают на загородные трассы с многочисленными затяжными подъемами и спусками, а также поворотами с ограниченной видимостью. Для обеспечения безопасности автолюбителей полицейские патрулируют аварийно-опасные участки на служебном автомобиле гражданского исполнения и фиксируют факты выезда на полосу встречного движения.
На опубликованной ГИБДД видеозаписи видно, что инспекторы наблюдают за автомобилистами из обычных автомобилей ВАЗ 2112.
Импровизированный пост обычно обустраивают прямо перед знаком «Обгон запрещен», а дорожную ситуацию снимают на закрепленный на лобовом стекле мобильный телефон. Как только в объектив попадает машина, водитель которой не успел вернуться в свой ряд до знака, об этом узнают патрули по пути следования потока. Водителям, которые сомневаются в своем нарушении, демонстрируют записи. При этом некоторые экипажи ездят на Lada Granta, а в салоне у них установлены полноценные комплексы фото-видеофиксации.
Как объясняют в ГИБДД, к патрульным автомобилям могут относиться машины без специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Соответственно и дежурство с их использованием законно.
Съемка происходящего при помощи записывающих устройств также прописана в Административном регламенте МВД.
Документ, во-первых, рекомендует при наличии возможности работать в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. А если инспектор ГИБДД использует специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, например, с их помощью фиксирует скорость движения автомобилей, такие устройства должны быть сертифицированы и иметь свидетельство о метрологической поверке.
Что касается проезда по встречной полосе, обочине и т.п., согласно текущему законодательству поверка устройств для фиксации такого нарушения не обязательна, объяснил глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин. По его словам, автоматически на основании снятых материалов выписать штраф нельзя: их можно только использовать как доказательства. И для начала следует опросить водителя и составить протокол.
«Ст. 26.2 КоАП «Доказательства» позволяет в виде доказательств по делу использовать любые фактические данные, на основании которых судья может принять решение о виновности или невиновности водителя. «Снятый материал на видеорегистратор или на видеокамеру можно использовать как доказательство, но для этого использование техники и сам факт приложения таких материалов к делу должно быть правильно оформлено, — объяснил Шапарин. — Если этого не сделать, полученные таким способом штрафы можно будет оспорить со ссылкой на то, что материалы получены с нарушением закона».
Качество и достоверность непроверенных видеозаписей Шапарина ставит под вопрос. По его словам, суды иногда могут даже принимать записи со следами монтажа и не соглашаться на проведение технической экспертизы.
«С выездами на встречную полосу конечно нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — считает Шапарин.
Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков считает неправильным подобные дежурства под запрещающими знаками. Он уверен: инспекторы ГИБДД должны профилактировать нарушение. То есть, предупреждать автомобилистов, что впереди сложный или непонятный участок, а не ждать, когда водители нарушат. Также Гришаков считает, что прятаться в машинах без опознавательных знаков инспекторам не следует.
«Патрулирование нужно для профилактики, зачем здесь конспирация, — рассуждает Гришаков в беседе с Autonews.ru. — Так, есть отдельные оперативно-розыскные подразделения, которые соблюдают принцип конспирации. Например, так работают оперативники, которые выявляют подготовку преступлений. А наружные службы МВД, такие как ДПС, ППС обязаны работать в форменном обмундировании и в автомобилях, которые и обозначают их принадлежность к оперативным службам».
По словам Гришакова, наличие патрулей на дороге помогает спрофилактировать, то есть предотвратить сам факт нарушения. «Зачем еще на дорогах ставят картонные макеты машин с мигалками — чтобы водители снизили скорость, пристегнулись. А тут получается, что инспекторы как провокаторы стоят и встречают водителей, чтобы набрать нужные «палки» и выполнить показатели. Именно чтобы избежать такого поведения им в свое время запретили прятаться в кустах и обязали по ночам вкачать маяки», — считает юрист, который ранее работал в ГИБДД.
Юрист отмечает: установка дорожной камеры вместе с предупреждающим знаком о фиксации сразу же снижает количество нарушений в проблемных местах. «Поэтому инспекторам не надо стоять и ждать, когда же человек нарушит, достаточно установить камеру. Другое дело, если сотрудники дежурят в патрульной машине, которая хорошо обозначена: если водитель игнорирует и такое предупреждение, его можно назвать нарушителем, который игнорирует предупреждения. Но скрытое патрулирование — это работа на результат», — уверен представитель московского профсоюза полиции.
Также эксперт обратил внимание: если инспекторам известно место, где водители часто нарушают, это повод проверить правильность организации дорожного движения. Если же в момент дежурства на таком месте произойдет ДТП, то, как уверен Гришаков, нести за это ответственность обязаны будут в том числе инспекторы, которые халатно не предотвратили аварию на вверенном им участке.
«Водитель даже не узнает»: как скрытые патрули ГИБДД ловят нарушителей и какой от них толк
Cтоличная Госавтоинспекция подвела первые итоги скрытого патрулирования дорог и выслеживания нарушителей ПДД. Всего за полтора месяца закамуфлированные под обычных автомобилистов патрули ГИБДД задержали более 4 тыс. водителей, при этом было составлено около 1,7 тыс. административных протоколов.
Скрытое патрулирование – это не новинка: подобные эксперименты ГИБДД начала еще лет пять назад. Однако успеха инициатива не имела: большинство «пойманных» нарушителей стало требовать доказательства своей вины – фото, видео и т.п. Гаишники ретировались, но с этого года операция возобновилась.
Алгоритм работы правоохранителей при наружном наблюдении довольно прост. Обнаружив нарушителя ПДД, экипаж скрытого патруля передает по рации другим автоинспекторам его данные (номер, цвет, марку автомобиля, направление движения машины), а также сообщает, какой именно пункт ПДД нарушил водитель. Непосредственно задерживают и составляют протокол обычные инспекторы, которые работают в паре с «наружкой» на привычных автомобилях ДПС. Проштрафившийся водитель даже не узнает, какой в реальности экипаж вычислил его проступок. Сотрудник ГИБДД, непосредственно остановивший нарушителя, не является очевидцем самого факта нарушения – дело же возбуждается на основании показаний его коллеги, находившегося в составе скрытого патруля. Это автомобили без спецсигналов и цветографической окраски. Инспекторы снимают нарушение на видео, сидя в обычном автомобиле, который зарегистрирован на МВД. Иногда запись может вестись даже на обычные смартфоны или бытовые видеокамеры. Затем сделанные ролики с изображением нарушений на дороге пересылаются ближайшему экипажу ДПС, который находится по пути следования скрытого патруля
Есть ли от подобной работы реальный толк? Ответ, скорее, отрицательный. Применительно к Москве, где инспекторы остановили с июня несколько тысяч автомобилей, 725 штрафов получили обладатели машин с чрезмерно тонированными стеклами, 257 автовладельцев управляли машиной с нечитаемыми или неправильно установленными номерами. В 155 случаях инспекторы фиксировали проезд на красный свет, а 31 раз нарушители двигались по встречной полосе. Наконец, в 44 эпизодах удалось отловить пьяных водителей. Все это, конечно же, хорошо, однако основную нервотрепку сегодня организуют любители «опасного движения» – отловить их маневры на стационарные камеры почти невозможно, и они этим пользуются. Координатор движения «Синие ведерки», Петр Шкуматов, отметил, что все разговоры о необходимости введения серьезной ответственности для тех, кто подрезает других водителей, а также играет в «шашечки» на дорогах и прочее разбиваются о доказательную базу этого нарушения. А вот инспекторы в штатском могут оказать в борьбе с таким явлением реальную помощь. Видеозапись, сделанная на регистратор патрульного автомобиля без спецсигналов, позволит без особого труда понять, вызван ли тот или иной маневр водителя необходимостью уйти от столкновения или это обычное дорожное хулиганство, отметил Шкуматов.
Другое массовое явление, раздражающее и унижающее всех нормальных водителей, – это обочечники. Что стоит направлять патрульный автомобиль в нужное место? «Урожай» будет заведомо богатым, а порядочные водители дружно скажут за наказание хамов спасибо. Но этого пока что не видать. Гораздо проще направиться к месту очередной дорожной ловушки, где водители зачастую вынуждены нарушать правила из-за незаметных или по-дурацки установленных дорожных знаков. Такие действия приводят к дискредитации как ГИБДД в целом, так и скрытого патрулирования в частности.
В ГИБДД полагают, что скрытое патрулирование имеет колоссальный профилактический эффект. Осознание того факта, что где-то рядом может находиться скрытый патруль, дисциплинирует многих водителей. Если обо всех привычных местах нахождения патрулей ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие скрытого патруля бывает достаточно сложно, а чаще просто невозможно. И это, конечно же, правильно: глупо, когда нарушитель вытягивается по стойке «Смирно!» там, где его поведение контролируют, и хамит в местах, где его поведение никем не оценивается.
Неприятно ощущать, что за тобой подглядывают? Да, конечно. Но к этому стоит отнестись философски: мол, пусть смотрят, как классно я вожу свой автомобиль!
Комплексы регистрации информации для оснащения оперативно служебных и патрульных транспортных средств ПАТРУЛЬ
Скачать
77522-20: Описание типа СИ | Скачать | 114.4 КБ | 77522-20: Методика поверки 842-19-06МП | Скачать | 4.1 MБ |
Информация по Госреестру
Основные данные | |
---|---|
Номер по Госреестру | 77522-20 |
Наименование | Комплексы регистрации информации для оснащения оперативно служебных и патрульных транспортных средств |
Модель | ПАТРУЛЬ |
Межповерочный интервал / Периодичность поверки | 2 года |
Страна-производитель | РОССИЯ |
Срок свидетельства (Или заводской номер) | 19.02.2025 |
Производитель / Заявитель
ООО «Байтэрг», г.Москва
Назначение
Описание
Принцип действия комплексов основан на измерении псевдодальностей и доплеровских смещений частот по сигналам ГНСС ГЛОНАСС в частотном диапазоне L1 и ГНСС GPS на частоте L1.
Конструктивно комплексы состоят из видеорегистратора (BestDVR-406G Mobile или BestDVR-806G Mobile), антенн (ГНСС, Wi-Fi, GSM), видеокамер (МВК-0933ц ИН или МВК-0933ц ИС или МВК-4351ц В), аппаратного комплекса (МВК-9952ц И или МВК-9954ц В), видеомонитора, кабелей (питания и интерфейсных) и бокса видеорегистратора.
На передней панели видеорегистратора расположены разъемы USB, индикаторы (состояний напряжения питания, сигнала ГНСС, подключения антенн, готовности, записи, тревоги), инфракрасный датчик и замок для включения и выключения терминала.
На задней панели видеорегистратора расположены антенный разъем ГНСС, разъемы RS-232, CAN, I/O, VGA, USB, EXT.DEV, сетевой разъем, многоканальный разъем, разъем питания, а также разъемы для подключения Wi-Fi и GSM антенн.
Комплексы выпускаются в следующих исполнениях: БРУА.463349.001-01, БРУА.463349.001-03, БРУА.463349.001-05, БРУА.463349.001-07, БРУА.463349.001-09, БРУА.463349.001-12, которые отличаются типом видеорегистратора, типами и количеством видеокамер, а также комплектностью дополнительного оборудования.
Настройка комплексов и информационный обмен с ПЭВМ осуществляется с использованием программного обеспечения (ПО) «ПАТРУЛЬ-ПРО». Выдача потребителю измерительной информации осуществляется по протоколу NMEA 0183 с частотой одно измерение в секунду.
Общий вид комплексов представлен на рисунке 1. Места нанесения знака утверждения типа и пломбировки от несанкционированного доступа приведены на рисунке 2.
от несанкционированного доступа комплекса
Программное обеспечение
Комплексы работают под управлением программного обеспечения (ПО). Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационное данные (признаки)
Идентификационное наименование ПО
Номер версии (идентификационный номер ПО)
4.2.0 build190801 и выше
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма)
Доверительные границы абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ) и GPS (L1, код С/А) при геометрическом факторе PDOP не более 3, м
Доверительные границы абсолютной инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения скорости в диапазоне скоростей от 0 до 180 км/ч при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код СТ) и GPS (L1, код С/А) при геометрическом факторе PDOP не более 3, км/ч
Доверительные границы абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) регистрации событий в национальной шкале координированного времени UTC (SU), с
Напряжение питания от сети постоянного тока, В
Габаритные размеры видеорегистратора, мм, не более: длина
Масса видеорегистратора, кг, не более
Рабочие условия эксплуатации:
— температура окружающего воздуха, °С
— относительная влажность окружающего воздуха при температуре 25 °C, %, не более
Знак утверждения типа
наносится на корпус видеорегистратора комплекса в виде наклейки и на титульный лист руководства по эксплуатации типографским способом.