Перечень классифицированных авто мото препятствий
Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий, ТССР, 2008 год. Авто-мото маршруты
5.2. Авто-мото маршруты
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для прохождения спортивных маршрутов 1-2 к.с. не требуется серьезных переделок автомобилей и мотоциклов; могут использоваться дорожные модели мотоциклов и легковые автомобили. Кроме того, с 2005 года категорируются маршруты на снегоходах (протяженность для 1 к.с. – 250 км, 2 к.с. – 250 км, 3 к.с. – 350 км, 4 к.с. – 500 км, 5 к.с. – 900, км, 6 к.с. –1300, остальные требования как для мотопоходов соответствующих кс).
Маршруты 2-3 к.с. требуют подготовки автомобилей и мотоциклов, а 4-5 к.с., как правило, невозможно пройти на стандартных мотоциклах или автомобилях. Для маршрутов высших к.с. допускается использование автомобилей (в том числе грузовых) повышенной проходимости («джипы»), оборудованных лебедками, цепями противосколь-жения и трапиками; мотоциклы должны иметь шины повышенной проходимости, герметизацию систем двигателя и увеличенное передаточное отношение трансмиссии. Допускается использование шин сверхнизкого давления (пневматиков).
В зимних маршрутах к.с. повышается на 1, кроме случаев, когда маршрут проходит по специальным зимним дорогам (зимникам); в последнем случае к.с. может быть понижена на 1 или 2 категории (кроме мото), по решению МКК.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ РОССИИ
Центральные районы
Центр России столь велик и разнообразен, как по рельефу, так и по средоточию памятников культуры и природы, что каждый путешествующий найдет что-нибудь интересное для себя.
В одной Новгородской области более 300 озер, а количество рек, речушек и ручьев вообще не поддается учету. Повсеместно, в стороне от трасс немало брошенных деревень, или ожидающих только летом, с приездом дачников. На мотоцикле можно забраться в такую глушь, где люди вообще бывают редко. Как правило это приграничные районы.
Бензин и питание на трассах проблем не вызывает, равно как с платные стоянки и автосервис. А вот на второстепенных дорогах, ведущих в водохранилищу ни АЗС, ни кафе, ни мастерских вы не найдете нигде, кроме райцентров. Да и магазины работают только в определенные часы и надежды на них мало.
Север Европейской части
Местность в Архангельской и Вологодской областях лесисто-болотистая, местами очень живописная и малонаселенная; свободно чувствовать себя здесь вне основных дорог можно лишь при групповом путешествии на полноприводных автомобилях и одиночных подготовленных мотоциклах класса «зндуро», или зимой, когда повсеместно действуют зимники.
Для нахождения на Летнем Береге Белого моря западнее Солзы нужно специальное разрешение.
Юг Европейской части (Поволжье)
Район Нижней Волги, в особенности Астраханская область, представляет уникальное соседство благодатной Волго-Ахтубинской поймы с суровой Прикаспийской пустыней, раскинувшейся в районе границы России и Казахстана между Волгоградом и Астраханью. Собственно, после размежевания с азиатскими республиками и Казахстаном, это единственное место в России, где можно побывать в настоящей песчаной пустыне со всеми ее экзотическими атрибутами. Близость центра европейской части страны, наличие хорошей подъездной дороги и в то же время недоступность от-дельных районов делают путешествия по Нижней Волге привлекательными как искателям пустынных приключений, так и любителям дешевых (а подчас и дармовых) овощей и фруктов, а также рыбалки.
Маршруты по Нижней Волге отталкиваются от двух полностью асфальтированных дорог Волгоград-Астрахань, проложенных по обоим берегам. В дельту Волги ведет множество дорог с паромной переправой, на мост через Ахтубу можно попасть, свернув между Селитренным и Вольным. На восток от Ахтубы простирается на 250 км песчаная пустыня, большей частью находящаяся на территории Казахстана. Ехать в нее следует лишь хорошо подготовленным группам, имеющим карты, прибор космической навигации или компас и достаточные запасы воды, провизии и бензина. Местность эта проходима на одиночных подготовленных мотоциклах «зндуро», или на мотоциклах с приводным колесом коляски. На западе от Волги лежат малонаселенные калмыцкие степи, езда по которым, хотя и не сложна технически, но тоже требует опыта и подготовки.
Бензин можно встретить на трассах через каждые 50-100 км, но в самой пустыне горючего не найти вообще.
Питание на автодорогах возможно в кафе, продукты в достаточном ассортименте есть в магазинах, а также на базарах; цены на них примерно такие же, как и везде в России. В пустынных районах у чабанов можно получить лишь молоко да лепешки.
Кавказ
Ночлег на природе с палатками не вызывает сложности, лишь не стоит разбивать лагерь поблизости от поселков и дорог.
Урал
Планируя путешествие в Восточных районах Южного Урала всегда надо рассчитывать, чтобы с запаса горючего хватало не менее, чем на 300 км пробега, с учетом бездорожья. В «ненаселенке» можно столкнуться с тем, что в деревнях нет не только высокоактанового бензина (АИ-93, 95), но и никакого. А вот с продуктами проблем не будет.
Западная Сибирь
Бензин, как 76-ой, так и 93-ий, есть везде по Чуйскому тракту. Правда, чем дальше от Бийска, тем он дороже. В горных районах в стороне от трассы проблематично достать даже 76-ой, не говоря уж о масле. Наличие «жидкой валюты» облегчает поиск горючего (но не избавляет от уплаты за него).
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Забайкалье, Дальний Восток и Приморье из-за своей удаленности являются редкопосещаемыми, и потому желанными районами путешествия для мототуристов европейской части России. Проезд через эти районы является неминуемым для совершающих трансконтинентальные пробеги.
От Сковородино уходит на север Амуро-Якутская автодорога М56 «Колыма»; также по местным дорогам, проходящим большей части вдоль железнодорожного пути, до Благовещенска, стоящего на границе с Китаем. От Благовещенска до Хабаровска путь сложности не представляет, если не считать местами разбитых дорог (особенно в Еврейской автономной области). От Хабаровска до Владивостока проходит прекрасная трасса М60 неподалеку от границы с Китаем. Так что съезжать в сторону можно только на восток, к побережью Японского моря.
Местность везде, к востоку от Байкала гористая, очень живописная и малонаселенная; свободно чувствовать себя здесь вне основных дорог можно лишь при групповом путешествии на одиночных подготовленных мотоциклах «зндуро», или зимой на мотоциклах с колясками либо ATV, когда повсеместно действуют зимники.
Для нахождения в Благовещенске и на описанной трассе, проходящей вдоль российско-китайской границы никаких специальных разрешений не требуется, достаточно российского паспорта.
Бензин практически по трассе есть везде, как 76-ой, так и 93-ий, и неплохого качества. Расстояние между бензоколонками на бездорожном участке может превышать 200 км, а цена бензина доходить до 4000 руб. за литр. В других местах на стационарных заправках стоимость бензина в среднем на 20. 40% выше, чем в Москве. Масло купить также возможно, причем импортное даже проще, чем отечественное. Только оно какое-то не очень «фирменное».
Ночлег в Сибири и на Дальнем Востоке для мототуристов с палатками не вызывает никаких сложностей. Кругом полно прекрасных мест с водой и лесом в стороне от людей. В деревнях люди гостеприимны и могут, в случае нужды, пустить в дом. Отдохнуть цивилизованно в гостинице можно лишь в городах, но здесь встанет проблема с хранением транспорта ночью.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ МАРШРУТОВ ПО РОССИИ
Центральные районы
2 категория сложности
3 категория сложности
4 категория сложности
5 категория сложности
Север Европейской части
2 категория сложности
3 категория сложности
4 категория сложности
5 категория сложности
Юг Европейской части (Поволжье)
3 категория сложности
4 категория сложности
Кавказ
2 категория сложности
3 категория сложности
Урал
2 категория сложности
3 категория сложности
4 категория сложности
5 категория сложности
Западная Сибирь
2 категория сложности
3 категория сложности
4 категория сложности
5 категория сложности
6 категория сложности
Восточная Сибирь
5 категория сложности
Дальний Восток
3 категория сложности
Предложения в ТССР о введении 6 к.с. обсуждены на общем собрании АМТ Алтайского края и Новосибирской области 20 ноября 2004 г. Протокол №598 от 20 ноября 2004 г. АМК «Горизонт»
Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ)
Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКТМ)
(категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов))
I. Общие положения и требования.
1.Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.
По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной «Классификации».
3.Структурно ЕВСКМ состоит из следующих основных разделов:
1. Общие принципы и технология классификации маршрутов по всем видам спортивного туризма (данный документ — ЕВСКМ).
2. Методики категорирования маршрутов по отдельным видам спортивного туризма.
3. Перечень классифицированных и эталонных спортивных туристских маршрутов и препятствий по видам спортивного туризма (ПЭМ)*.
4. Каталогов (перечней) технически трудных локальных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п) (КП)**.
Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (ЕВСКМ). При этом на основании ЕВСКМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два основных метода категорирования:
1)Использование ЕВСКМ и видовой методики категорирования;
2)Использование ЕВСКМ и ПЭМ по видам спортивного туризма.
3)Сочетание методов 1) и 2)
4 Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.
Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.
Степень сложности | Виды маршрутов | Протяженность, км | Продолжительность. Дней | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах -«- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах -«- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах (*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004г. 5. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.) В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ). Протяженные препятствия (ПП) –препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, авто-мото, конных и парусных маршрутах. Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения. Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ. 6. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от кол-ва ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в маршрут. Типы комбинированных маршрутов: а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.) б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с.), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с. в) Маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. ОП, в случае если их общее кол-во и к.т соответствует минимально необходимому набору ОП для соответствующей к.сл. маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Мин. набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма.(например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.сл. включает препятствия: водные 3 к.т. – 2шт, 4 к.т.-2шт.; горные: перевалы 2А-1шт, 2Б-1шт.) Комбинированный маршрут VI кат сл. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту в). г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР. 7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода. 8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности. 9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов). Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении. 11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте. В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой. К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона. 12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.сл.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК. 13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу. 14. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах. II. Видовые классификационные требования Методика категорирования велосипедных маршрутовМетодика категорирования велосипедных маршрутов (МКВМ) предназначена для определения категории сложности (КС) велосипедных маршрутов, как комплексного показателя, учитывающего наиболее важные параметры маршрута, которые влияют на трудность его прохождения. Некоторые из этих параметров, учитывающие условия прохождения маршрута, отражают специфику велосипедного туризма. Основным показателем, определяющим КС маршрута является наличие на маршруте достаточного количества протяженных препятствий ПП соответствующей категории трудности (КТ). Методика является вспомогательным инструментом и может применяться, в основном, для предварительного определения КС маршрутов, в случае их отсутствия в «Перечне…», для определения КС в случае первопрохождения новых маршрутов или для получения дополнительных данных в случае спорных ситуаций. Результаты ее применения не могут иметь преимущества перед экспертной оценкой маршрута выпускающей маршрутно-квалификационной комиссией (МКК). МКК не вправе требовать от туристов обязательного расчета КТ препятствий и КС маршрута по этой методике. Окончательное решение о категории сложности велосипедного маршрута принимает выпускающая МКК. Параметры маршрутаКомплексный показатель — категория сложности велосипедного маршрута — включает в себя количественную оценку следующих параметров похода: L — протяженность маршрута Т — продолжительность прохождения маршрута (похода) I — интенсивность прохождения маршрута ЛП — локальные препятствия ПП — протяженные препятствия А — автономность Протяженность маршрута (L) сама по себе не является параметром, определяющим его категорию, и увеличение протяженности сверх граничного значения не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель номинальной (минимальной рекомендованной для похода данной категории по ЕВСКМ) протяженности используется при оценке интегрального показателя интенсивности прохождения маршрута (см. ниже). Продолжительность похода (T)- граничный показатель, также служащий для определения интенсивности прохождения маршрута. Локальные препятствия (ЛП) – не велосипедные препятствия, характерные для других видов туризма (переправы, болота, непроезжее бездорожье), имеющие четкие границы и небольшую протяженность (до 3 км), характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде. Интенсивность прохождения маршрута (I) — специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Он определяется отношением фактического среднего дневного пробега (с учетом километража — эквивалента локальных препятствий) к номинальному (минимальные значения по нормативным требованиям): I — интенсивность прохождения маршрута ( I не меньше определяющих препятствий соответствующей категории трудности, чем указано в таблице. Допускается замена препятствий на более сложные, если это позволяет опыт участников похода, но не допускается достижение требуемой суммы баллов за счет включения в маршрут большего числа препятствий меньшей категории трудности, т. е. менее сложных. Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте Таблица 1маршрута | Минимальное количество препятствий, определяющих категорию сложности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1КТ | 2КТ | 3КТ | 4КТ | 5КТ | 6КТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | 2 | — | — | — | — | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II | 1 | 2 | — | — | — | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | — | 1 | 2 | — | — | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | — | — | 1 | 2 | — | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | — | — | — | 1 | 2 | — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI | — | — | — | 1 | 2 | 2 |
При выполнении условий Таблицы 1 производится суммарная оценка категории сложности маршрута (КС) в баллах по формуле (3):
КС = П * I * А (3), где
П — сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям (баллы, идущие в зачет для данной КС определяются по Таблице 2. Расчет баллов (КТ) по исходным параметрам препятствия проводится по формулам 4 или 5)
I — показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1)
А — показатель автономности, вычисленный по формуле (7)
Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I — VI к.с. в Таблице 2, по которой и определяется категория сложности маршрута.
Оценка категории сложности велосипедного маршрута Таблица 2.
Параметр маршрута | Категория сложности (КС) | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
Продолжительность похода минимальная по ЕВСКМ, дни (Тн) | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 | |
Протяженность маршрута минимальная по ЕВСКМ, км (Lн) | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | |
Максимальное количество баллов, протяженные препятствия: | 1КТ | 6 | 3 | 3 | — | — | — |
2КТ | — | 14 | 5 | 5 | 5 | — | |
3КТ | — | — | 24 | 10 | 5 | 5 | |
4КТ | — | — | — | 39 | 15 | 10 | |
5КТ | — | — | — | — | 59 | 40 | |
6КТ | — | — | — | — | — | 60 и более | |
Категория сложности в баллах (КС), по данным формулы (3) | 2-6 | 7-14 | 15-24 | 25-39 | 40-59 | 60 и более |
Превышение балльного норматива по КС, заложенного в Таблице 2, не даёт оснований для повышения КС похода, если на маршруте не были выполнены требования Таблицы 1 (минимальный набор ПП) для присвоения ему более высокой Категории Сложности.
Если количество баллов (КС) и минимальный набор ПП соответствует определенной категории сложности, а его протяженность меньше нормативной (но не более чем на 25%),
МКК вправе присвоить маршруту категорию сложности в соответствии с КС и ПП.
И наоборот, если количество баллов (КС) по данным формулы (3) оказалось недостаточным для отнесения похода к заявленной категории сложности, то, несмотря на выполнение маршрутом требований Таблицы 1, этому походу засчитывается та КС, в норматив которой укладывается набранное походом количество баллов. При этом указывается, что маршрут имеет элементы более высокой КС. Это должно стимулировать группы включать в нитку маршрута большее количество различных велопрепятствий, а также увеличивать показатель интенсивности (за счёт ЛП и рационального графика движения), повышать автономность маршрута.
Определение категории трудности протяженного препятствия
Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной (многокилометровой, от 5 до 80 км) протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Однако это не означает, что вся протяженность маршрута состоит только из протяженных препятствий и что только они (ПП) определяют категорию сложности велосипедного похода.
Протяженные препятствия в равнинной местности — это участки маршрута, сложные для езды на велосипеде, имеющие относительно стабильный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков, а именно: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. Относительно стабильным набор этих показателей можно считать в том случае, когда хотя бы один из трёх показателей остаётся неизменными на протяжении всего препятствия. При расчёте категории трудности равнинного препятствия используется средневзвешенное значение того показателя, который был изменчив.
Протяженные препятствия в горной местности это участки маршрута, характеризующиеся постоянным общим набором высоты. ПП в горной местности по характеру движения подразделяются на:
1. Подъем по ущелью — характеризуется относительно равномерным и небольшим по крутизне набором высоты и заканчивается резким изменением условий движения (окончанием дороги, пригодной для движения на велосипеде, началом перевального взлета, выходом в цирк и т.п.).
2. Перевальный взлет (подъем на перевал или горное плато) — характеризуется относительно быстрым и резким набором высоты. Начало определяется резким изменением условий движения (подъема) — уход от реки при подъёме по ущелью, значительное возрастание крутизны подъема, а окончание определяется выходом на точку перегиба рельефа (перевал, вершину, плато).
3. Перевал. Допускается объединение подъема по ущелью и перевального взлета в одно протяженное препятствие — перевал, — если второй является логическим продолжением первого. Все показатели, применяемые при расчете категории трудности, в этом случае рассчитываются как средневзвешенные значения для всей протяженности объединенного ПП.
Примечания.
а) Участки маршрута по горным плато и нагорьям рассчитываются как ПП в равнинной местности (формулы 4 и 5 расчёта КТ см. ниже).
б) Спуск с перевала или связка перевалов могут быть рассчитаны как равнинные ПП. (Для спуска с перевала – Кв определяется по среднему значению показателя абсолютной высоты на всём ПП).
в) Участки маршрута, прохождение которых на велосипеде не является ни логичным, ни безопасным способом передвижения, не могут быть отнесены к велосипедным препятствиям. Подобные участки (узкие тропы по крутым склонам, осыпи, ледники, труднопроходимое бездорожье, осложнённое множеством локальных препятствий) в велопоходе заведомо преодолеваются пешком и должны учитываться либо как ЛП, для увеличения километража эквивалентного пробега, либо как участки другого вида туризма (пешего, горного) включённые в комбинированный маршрут.
Руководитель группы сам классифицирует – в какой местности расположено то или иное ПП – в горной, или на сильнопересечённой равнине, и соответственно этому определяет Категорию Трудности данного ПП.
Чтобы количественно оценить набор препятствий, отвечающих требуемой сложности маршрута, используется понятие категории трудности (КТ) Протяжённого Препятствия. При определении КТ ПП велосипедного маршрута используется Таблица 3.
Балльная оценка препятствий по категориям трудности Таблица 3.
Категория трудности | I | II | III | IV | V | VI |
Количество баллов* | 1,1 – 1,4 | 1,5 – 2,3 | 2,4 – 3,7 | 3,8 – 5,6 | 5,7 – 7,9 | 8,0 – 10,0 |
Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разнообразных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсеналом технических приемов велотуризма, количество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного препятствия, не может превышать десяти, что соответствует высшему значению для ПП 6-й категории трудности.
*) Количество баллов в Таблице 3 рассчитывается по формулам:
для равнинных участков: КТ = Кпк*Кпр*Кпер*Кв *СГ (4)
для горных участков: КТ = Кнв*Кв*Кпк*Ккр*СГ (5)
где КТ — количество баллов для определения категории трудности ПП
Кпк — коэффициент дорожного покрытия определяется по Таблице 4
Кпер – коэффициент пересеченности местности определяется по Таблице 5
Кнв — коэффициент набора высоты определяется по Таблице 6
Кв — коэффицент абсолютной высоты определяется по Таблице 7
Ккр — коэффициент крутизны определяется по Таблице 8
Кпр — коэффициент протяженности препятствия рассчитывается по формуле (5)
СГ — сезонно-географический показатель (коэффициент) определяется по Таблице 10.
Кпр = 1 + Lпп/100 (5)
где: Lпп — протяженность ПП в километрах;
Дополнительные требования для ПП 6КТ в горной местности Таблица 9
Показатель | Район похода | |||
Горные системы Европы | Горные системы Центральной Азии, Африки и Америки | Сибирь | Заполярье | |
Абсолютная высота, не менее, м | 1000 | |||
Набор высоты, не менее, м | 1400 | 1500 | 800 | |
Крутизна подъема не менее, чем на 500 м из общего набора высоты, % | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сезонно-географический показатель (СГ) Таблица 10
Район | Сезонность | СГ |
1. Равнины и низкогорья | ||
Средняя часть России | с 15 апреля по 15 октября | 1 |
весна, осень | 1,2 | |
зима | 1,3 | |
Север европейской части России |
Западная Сибирь
(для районов с устойчивыми летними температурами выше +40 (*))
( территория стран СНГ)
(территория стран СНГ)
(для Восточного Памира, Тибетского плато (*))
Примечание. Сезонно-географический показатель может повысить КТ ПП на одну категорию, а при СГ=1,5-1,6 некоторые ПП 4КТ до 6КТ.
Определение эквивалентного пробега локального препятствия
Локальные препятствия (ЛП) — препятствия, имеющие четкие границы, небольшую протяженность (до 3 км) и характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде. Участки ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и.т.п.), не являются велосипедными препятствиями. Они характерны для других видов туризма (пешего, горного). Включение подобных участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута.
Наличие Локальных Препятствий на веломаршруте не является основанием для повышения категории сложности велопохода.
Локальные Препятствия — косвенный фактор, повышающий сложность велопохода за счет затрат времени на их преодоление. Добавление в нитку маршрута ЛП позволяет:
— снизить общую протяженность маршрута за счет добавления эквивалентного пробега;
— увеличить показатель I интенсивности прохождения маршрута;
— сократить количество Протяжённых препятствий (при наличии минимального набора ПП, определяющих КС маршрута )
Локальные препятствия Таблица 11
препятствия
пробег (ЭП), км
пологая)
покров, фирн)
проходимый)
Автономность
Показатель автономности (А) в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров.
А = 1,4 — высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута.
А = 1,0 — средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день похода.
А = 0,5 — неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.
Населённые пункты, не имеющие отделения связи (телефонов) и магазинов, не учитываются. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся. Промежуточное значение А между 1,0 и 1,4 определяется путем интерполяции.
При наличии на маршруте участков с различной степенью автономности средневзвешенное значение показателя автономности определяется по формуле:
А = А1*µ1 + А2*µ2 + … + Аn*µn (7)
где А1, А2, …, Аn — показатели автономности отдельных участков маршрута, определяемые по таблице 11.
µ1, µ2, …, µn — доли времени, затраченного на прохождение этих участков (Тi) в общей продолжительности похода (Тф), определяемые как отношение:
µi = Тi / Tф
Таблицы 12. «Длины ПП при заданной КТ» для равнин, плато и нагорий.