Перед постановкой на дежурство пожарный автомобиль прошедший средний ремонт подвергается обкатке
Порядок обкатки пожарных автомобилей и машин спасательной техники
Подготовка техники к использованию осуществляется в соответствии с пп. 188 – 194 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Согласно п. 188 подготовка техники к использованию включает:
– нанесение, при необходимости, цветографических схем в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, дооборудование специальными сигналами, средствами позиционирования, радиосвязи;
– нанесение (крепление) государственных регистрационных и опознавательных знаков (при введении в строй);
– обкатку новой и отремонтированной техники (по поступлении в территориальный орган, учреждение);
– установку дополнительного оборудования и выполнение специальных работ для использования в сложных условиях.
Поступившие в подразделения МЧС России новые образцы техники перед постановкой в расчёт должны пройти обкатку.
Обкатке подвергается новая техника, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).
Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объеме обкаточного пробега, установленного техническими условиями ([7, п. 190], [8]).
Обкатка направлена на первоначальную притирку и взаимную приработку сопряжённых поверхностей в начальный период времени. Именно этот начальный период и определяет надёжную и долговечную работу отдельных механизмов и машин пожарной, спасательной техники в целом.
Обкатка пожарной, аварийно-спасательной техники (в том числе обкатка специального оборудования) производится перед постановкой в расчёт, в пределах норм, установленных предприятием-изготовителем. Обкатка производится силами водительского состава учреждения, допущенного к управлению данным видом техники, использованию её для выполнения задач без применения максимальных нагрузок. Учёт расходования ГСМ и технологических жидкостей производится по путевым листам (п. 191).
Обкатка иной техники производится в период эксплуатации в порядке, рекомендованном предприятием-изготовителем (п. 191).
Обкатке подвергается новая техника, поступающая в подразделение МЧС России, а также техника, прошедшая ремонт, в ходе которого производилась замена или капитальный ремонт основных агрегатов (п. 189).
Не подвергается обкатке техника, прошедшая обкатку на предприятии-изготовителе (ремонтном предприятии) в объёме, установленном техническими условиями (п. 190).
Перед обкаткой водители должны:
1) изучить особенности конструкции поступившего образца техники и установленного на нём оборудования;
2) произвести проверку технического состояния поступившего образца техники (п. 193).
Проверка технического состояния поступившего образца техники состоит в следующем:
– проверяется исправность элементов, влияющих на безопасность движения (работы), топливную экономичность, состояние окружающей среды (п. 193);
– проверяется крепление всех механизмов и агрегатов, других составных элементов поступившего образца техники;
– проверяется наличие масла в механизмах и смазки в узлах трения;
– проверяется исправность рулевого управления и тормозов;
– осуществляется заправка топливом и другими эксплуатационными материалами.
При обкатке различные неровности деталей механизмов изменяются и сглаживаются, микронеровности получают направление по движению трущихся поверхностей. То есть при обкатке происходит приработка рабочих поверхностей деталей. Этим обеспечивается долговечность всех механизмов.
Результаты обкатки зависят преимущественно от трёх факторов:
– от удельного давления;
– от относительной скорости перемещения поверхностей;
– от продолжительности обкатки при заданной нагрузке и скорости.
То или иное сочетание этих факторов называется режимам обкатки.
Рассмотрим общую закономерность изнашивания поверхностей деталей машин.
В начальный период эксплуатации интенсивность изнашивания сопряжённых поверхностей деталей механизмов велика (аб, см. рис. 2). Происходит приработка (притирание) нагруженных поверхностей трения. Это период L0 (период приработки) на практике ограничивается обкаткой новых и поступивших после ремонта машин. При обкатке скорость движения пожарного, спасательного автомобиля ограничивают на 40…50%.
Рис. 2. Общая закономерность изнашивания
Период бв — период нормальной эксплуатации. Период до достижения предельного состояния механизма Δпр. — называют долговечностью (L на рис. 2).
Если условия обкатки сделать более жёсткими, то её продолжительность уменьшится (аб‘). Но тогда изнашивание будет более интенсивным и долговечность уменьшится на величину вв‘, т. е. станет равной L‘.
Установленная долговечность механизмов может уменьшиться при нарушении режимов их эксплуатации и своевременного обслуживания. Становится также важной задача своевременно определить предельное состояние механизма Δпр. В этом случае изделие считается неисправным. Эксплуатация за пределами Δпр приводит к повышению интенсивности изнашивания и увеличению стоимости ремонта. Становится важным определять техническое состояние механизмов при диагностировании.
Режимы обкатки всех новых образцов техники, а также техники, прошедшей капитальный (регламентированный) и средний ремонт должны соответствовать требованиям, изложенным в инструкциях предприятий-изготовителей по их эксплуатации. Специалист, назначаемый для обкатки образца техники, должен знать правила его эксплуатации и обкатки ([7, п. 192], [8]).
Основные ПА обкатываются пробегом и работой насоса с открытого водоёма, мотопомпы — работой насоса с открытого водоёма. Чем меньше зазор между деталями в конце обкатки, тем больше время или пробег нормальной эксплуатации сопряжения.
Для новых пожарных автомобилей режим обкатки состоит из пробега протяжённостью 1000 км (включая обкатку, проведённую заводом-изготовителем). Для пожарных автомобилей, имеющих насосы, кроме обкатки пробегом, производят обкатку деталей трансмиссии и насоса работой с открытого водоёма в течение 10 ч.
Очень важно правильно установить начальные режимы обкатки, так как этот период характерен наиболее высокой интенсивностью изнашивания деталей (аб, см. рис. 2). Режимы обкатки устанавливают с минимальными давлениями и минимальной скоростью относительного перемещения трущихся поверхностей.
Например, при обкатке пробегом скорость движения автомобиля без нагрузки не должна превышать 40 – 60 км/ч. Центробежный насос обкатывают при высоте всасывания не более 1,5 м и подаче воды в 2 ствола типа А (стволы с насадком диаметром 19 мм). При этом напор, развиваемый насосом, не должен превышать 50 м (т. е. пожарный насос должен работать только на средних частотах вращения коленчатого вала двигателя).
Новые пожарные мотопомпы обкатывают в течение 20 ч работой при подаче воды из открытого водоисточника.
После капитального ремонта пожарные автомобили обкатываются пробегом 400 км и работой насоса с открытого водоёма в течение 10 ч. После среднего или текущего ремонта (с капитальным ремонтом одного из основных агрегатов или его заменой) — пробегом в 150 км и работой насоса в течение 5 ч.
В целях предотвращения перегрузки механизмов запрещается производить обкатку в тяжёлых дорожных условиях (гололёд, песок, крутые спуски и подъёмы, грязь).
В обкатке ПА участвуют все закреплённые за данным ПА водители при участии старшего водителя, начальника караула или командира отделения. Обкатку ПА производит старший водитель подразделения МЧС России под руководством начальника подразделения МЧС России или его заместителя, или назначенного начальника караула.
Во время обкатки за пожарными автомобилями, машинами спасательной техники производится тщательное наблюдение. При этом контролируют:
– работу механизмов и систем по показаниям контрольных приборов;
– нагрев картеров коробки передач, коробки отбора мощности, ступиц колёс;
– исправность тормозов и рулевого управления.
В случае обнаружения дефектов при обкатке (необычных шумов, стуков или перегревов, резких изменений параметров работы двигателя, насоса, возникновения чрезмерных сопротивлений движению) обкатку приостанавливают и определяют причину неисправностей. Обнаруженные неисправности при обкатке должны немедленно устраняться, только после этого разрешается продолжать обкатку. При выявленных в процессе обкатки дефектах заводу-изготовителю предъявляют акт-рекламацию. Результаты обкатки заносят в формуляр пожарного, аварийно-спасательного автомобиля.
После обкатки выполняется техническое обслуживание образца техники в объёме работ, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации техники, а специального оборудования — в объёме работ первого технического обслуживания (ТО-1) (п. 193). При этом обязательно производится замена масла в агрегатах механизмов трансмиссий.
После удовлетворительных результатов обкатки при минимальных параметрах режимов обкатки ПА составляется Акт на снятие ограничительной шайбы или пломбы с дроссельной заслонки карбюратора. После снятия ограничительной шайбы пожарный насос испытывают на подачу и время забора воды при максимальной высоте всасывания, соответствующим техническим условиям на приёмку.
После удовлетворительных результатов обкатки постановка пожарного, аварийно-спасательного автомобиля в расчёт отдаётся Приказом начальника подразделения МЧС России. В Приказе указывается за кем закреплён ПА. Командиры отделений и водители расписываются в Приказе о приёмке ПА. Они несут ответственность за его дальнейшую техническую готовность и исправность. Дату и номер Приказа о вводе ПА в эксплуатацию записываются в формуляр. В нём также производится запись сведений о водителях. О приёмке ПА водитель расписывается в формуляре.
Перед постановкой ПА в расчёт пожарный насос испытывается на производительность по упрощённой методике.
Не допускается вносить изменения в конструкцию техники при отсутствии согласованной с предприятием-изготовителем конструкторской и другой нормативно-технической документации. Допуск к эксплуатации техники, в конструкцию которой внесены изменения, осуществляется в соответствии с нормативными документами (п. 194).
Порядок использования техники, особенности использования техники караулов (дежурных смен, расчётов), особенности использования отдельных видов транспортных средств осуществляется в соответствии с пп. 195 – 232 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Порядок передачи и списания техники и имущества осуществляется в соответствии с пп. 309 – 312 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Приложение к Приказу МЧС России №555 от 18.09.2012 года «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Особенности технического обслуживания техники караулов (дежурных смен, расчетов)
Особенности технического обслуживания техники караулов
(дежурных смен, расчетов)
226. ЕТО пожарной техники и ПТВ, находящейся в дежурной смене (боевом расчете) и резерве, проводится в подразделении при заступлении на дежурство перед сменой караула (при подготовке к смене караула), после возвращения с учения (пожара) водителями и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения (начальника караула).
ЕТО пожарных техники и ПТВ выполняются ежедневно личным составом боевого расчета дежурного караула (смены, расчета) в установленное распорядком дня время.
227. Номерные, единые и сезонные ТО пожарных автомобилей проводятся на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилями водителями (расчетами, экипажами) в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя или руководителя подразделения, за исключением ТО, спланированных для проведения вне подразделения (в ремонтном подразделении или специализированной сторонней организации).
При составлении графика дежурств водителей служебное и свободное от дежурства время распределяется равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.
Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы их можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.
229. Периодичность проведения ТО пожарных автомобилей устанавливается инструкциями предприятий-изготовителей, но не реже чем:
Для проведения ТО пожарная техника выводится из дежурной смены (боевого расчета) и заменяется резервной. Порядок вывода из дежурной смены (боевого расчета) на ТО автомобилей и замены их резервными определяется руководителем территориального органа с учетом местных условий.
Время нахождения пожарных автомобилей на ТО не должно превышать:
При совмещении периодического (номерного) ТО с дополнительными работами сезонного ТО срок нахождения автомобиля на ТО может увеличиваться на 1 день.
Допускается увеличение времени нахождения на ТО до 5 дней пожарной высотной техники с высотой подъема более 30 метров, пожарных автомобилей на шасси грузоподъемностью 10 тонн и более или с момента изготовления которых прошло более 10 лет.
Постановка на дежурство автомобилей, не прошедших периодические (номерные) и сезонные ТО, запрещена.
Перед проведением очередного ТО пожарного автомобиля руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит КТО автомобиля и оборудования (НТВ).
230. По результатам КТО автомобиля и оборудования (ПТВ) старший водитель составляет план проведения ТО с распределением объема работ, с учетом выявленных недостатков, между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.
О выполненных работах по устранению выявленных недостатков, а также проведению ТО и ремонтов пожарной техники, старший водитель (водитель) делает запись в книге учета ТО и ремонта техники и расхода запасных частей, при этом карточка учета недостатков техники не ведется.
Руководитель подразделения, старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ.
В книгу вносятся записи о контроле технического состояния, ТО и ремонте:
проверка уровня и плотности электролита (степени заряженности) аккумуляторных батарей, давления воздуха в автошинах, затяжки гаек крепления колес (1 раз в 10 дней);
ТО-1 пожарного автомобиля и обслуживания ПТВ;
ТО-2 (ЕО) пожарного автомобиля;
При замене эксплуатационных жидкостей, масел, смазок указывается их марка, объем (масса), дата заправки, пробег и/или наработка пожарного автомобиля.
232. Качество проведения ТО и правильность ведения книги учета ТО и ремонта техники и расхода запасных частей контролируется руководителем подразделения с соответствующей записью в книге ТО.
Порядок эксплуатации техники
111. Эксплуатация техники осуществляется в соответствии с планами эксплуатации, штатным предназначением техники в пределах установленных нормативным правовым актом МЧС России годовых норм расхода моторесурсов, решением руководителя (начальника) территориального органа (учреждения) на ее использование.
112. Порядок применения и объемы годовых норм расхода моторесурсов определяются правовым актом МЧС России.
Решение на перемещение транспортных средств на расстояние свыше 200 км от места дислокации учреждения, района выезда (выполнения задач по основному предназначению) оформляется в виде приказа, распоряжения, телеграммы, указаний руководителя (начальника) территориального органа (учреждения). При этом в учреждении оформляется служебное задание по рекомендуемому образцу (приложение N 16).
Бланк служебного задания после его заполнения хранится и в дальнейшем уничтожается вместе с путевым листом.
Для решения служебных задач, возложенных на СЭУ ФПС, допускается использование транспортных средств в пределах района выезда вне зависимости от протяженности маршрута следования без дополнительных согласований. При этом решение руководителя СЭУ ФПС на перемещение транспортного средства за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого оно располагается, оформляется в виде приказа (распоряжения).
Решение структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, курирующего вопросы организации деятельности СЭУ ФПС, на перемещение транспортных средств за пределы района выезда СЭУ ФПС вне зависимости от протяженности маршрута оформляется в виде телеграммы (указания). При этом в СЭУ ФПС оформляется служебное задание.
В иных случаях осуществление разовых перевозок личного состава, МТС и выполнение служебных задач производится на основании решения структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, ответственным за соответствующее направление деятельности.
Для выполнения задач по перевозке грузов на расстояние свыше 200 км решением руководителя (начальника) территориального органа (учреждения) назначаются наиболее опытные водители.
115. В целях сокращения расхода моторесурсов, а также осуществления контроля за эксплуатацией транспортных средств, решением руководителя (начальника) территориального органа (учреждения) допускается в отношении подведомственных подразделений уточнять границы районов (расстояния) использования транспортных средств в сторону сокращения расстояний, а также уточнять порядок получения разрешения на использование транспортных средств вне установленных границ районов (расстояния).
116. Транспортные средства оперативных служб МЧС России, используемые при осуществлении неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, оборудованные, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальными световыми и звуковыми сигналами, на наружных поверхностях которых нанесены специальные цветографические схемы, а также имеющие оборудование, необходимое для выполнения возложенных задач (оперативно-служебные автомобили), могут использоваться круглосуточно с соблюдением норм трудового законодательства Российской Федерации, определяющих особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
117. Порядок использования техники территориального органа (учреждения) устанавливается приказом руководителя (начальника) территориального органа (учреждения) в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов МЧС России.
В приказе определяются:
должностные лица, осуществляющие проведение контроля технического состояния транспортных средств (осмотра техники перед использованием), а также контроля за выходом транспортных средств из парка, гаражей, с мест стоянок и возвращением из рейса;
порядок оформления, выдачи (сдачи) и хранения наряда на использование техники;
порядок выдачи (сдачи) путевых листов (эксплуатационных карт, рабочих листов агрегатов), ключей от замков зажигания, дверей (ворот) хранилищ и другой документации (имущества), необходимой для выполнения задач в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов МЧС России;
место и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (механика-водителя) ;
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (зарегистрирован Минюстом России 16.04.2015 N 36866).
место, время и порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (осмотра техники перед использованием);
порядок проведения инструктажа;
порядок действий специалистов (водителей) по завершении выполнения задания и порядок постановки техники на места стоянки;
действия должностных лиц при выявлении обстоятельств, препятствующих выходу техники;
другие вопросы, влияющие на безопасность использования техники.
К использованию допускается только исправная (работоспособная), прошедшая ТО и осмотр (технический осмотр, техническое освидетельствование), подготовленная к работе техника, зарегистрированная в установленном порядке в органах, осуществляющих регистрацию, при наличии регистрационных документов и знаков установленного образца, опознавательных знаков, надписей и обозначений, других документов, установленных законодательством и нормативными правовыми актами МЧС России.
118. При повседневной деятельности запрещается использование техники:
строевой группы эксплуатации (за исключением случаев использования техники для проведения занятий, учений, иных мероприятий по обеспечению готовности СВФ);
содержащейся на длительном хранении;
израсходовавшей годовую норму моторесурсов;
для целей, не связанных со служебной деятельностью;
неработоспособной, не прошедшей очередное ТО и осмотр (технический осмотр, техническое освидетельствование, осмотр перед использованием) и не обеспечивающей безопасность движения (работы);
с опознавательными знаками, схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и МЧС России;
водителем (механиком-водителем), не имеющим соответствующей подготовки для управления техникой, не прошедшим медицинский осмотр (если данная процедура предусмотрена нормативными правовыми актами), с неправильно (неполно) оформленными или отсутствующими документами (путевой лист, регистрационные документы, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, удостоверение на право управления и т.д.);
для выполнения работ, не соответствующих предназначению техники или влекущих за собой нарушение правил эксплуатации техники;
при заправке техники ГСМ и другими эксплуатационными материалами, не соответствующими требованиям нормативно-технической документации предприятия-изготовителя.
Сверхштатная техника до принятия решения о ее дальнейшем использовании содержится на кратковременном хранении в исправном состоянии.
119. К управлению техникой допускаются водители (механики-водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку) и имеющие соответствующие навыки работы с данной техникой.
Военнослужащие, проходящие службу в должности водителя, допускаются к управлению транспортным средством в соответствии с приказом по учреждению о прохождении доподготовки (переподготовки) и допуске на данную марку, модель транспортного средства и имеющие соответствующую запись в военном билете.
Водители пожарных автомобилей включаются в приказ о закреплении техники после сдачи в подразделении МТО территориального органа (учреждения) испытаний по знанию ПДД, тактико-технических характеристик транспортных средств (специального оборудования) и имеющие свидетельство на право управления пожарным (оперативно-служебным) автомобилем, выдаваемое руководителем технической службы, оформляемое по рекомендуемому образцу (приложение N 17).
Решение на использование техники принимает руководитель (начальник) территориального органа (учреждения). Указанное решение оформляется нарядом на использование техники по рекомендуемому образцу (приложение N 18).
Выписка (копия) из утвержденного наряда на использование техники направляется в адрес подразделений территориальных органов (учреждений).
Для учреждений, имеющих по табельной положенности (штатному расписанию) до 5 единиц транспортных средств включительно, без учета техники, входящей в состав дежурных караулов (смен, расчетов), решение на использование техники может оформляться в виде разрешения руководителя учреждения на путевом листе, если это указано в приказе об организации повседневной деятельности.
В наряд на использование техники включается только исправная и прошедшая обслуживание техника.
На время отсутствия постоянно закрепленных водителей допускается временное закрепление других специалистов (водителей) на срок не более двух месяцев. Временное закрепление водителей оформляется приказом руководителя (начальника) территориального органа (учреждения). При этом акт технического состояния не составляется.
В случае необходимости приказом руководителя территориального органа допускается закрепление за специальными транспортными средствами органов ГПН ФПС штатных водителей из числа сотрудников (работников) ФПС ГПС.
120. В выходные и праздничные дни используются дежурные машины и техника для обеспечения несения дежурства суточным нарядом.
121. Для включения в наряд техники, не указанной в приказе об организации повседневной деятельности, в территориальном органе (учреждении) ведется книга заявок на использование техники (приложение N 19).
Заявки на использование техники подаются за сутки до ее использования.
122. Утвержденный руководителем (начальником) территориального органа (учреждения) наряд на использование техники регистрируется и передается должностному лицу, осуществляющему контроль за выходом транспортных средств из парка (гаражей, мест стоянок) и возвращением из рейса, и служит основанием для ее выпуска в рейс. По окончании рабочего дня (на следующий рабочий день) наряд сдается на хранение в подразделение (должностному лицу), определенное руководителем (начальником) территориального органа (учреждения).
123. Лицо, осуществляющее контроль за выходом транспортных средств из парков (гаражей, мест стоянок) и возвращением из рейса (дежурный по парку, диспетчер, старший водитель, механик) при выходе и возвращении транспортных средств из парка (гаража, мест стоянок), лично проверяет показания одометра (спидометра), делает записи в путевом листе о показании одометра (спидометра) и в Журнале выхода и возвращения техники, оформляемому по рекомендуемому образцу (приложение N 20).
124. Ключи от замков зажигания и путевая документация выдаются водителям должностными лицами, осуществляющими контроль за выходом техники из парка (гаража, мест стоянок) и ее возвращением из рейса.
Запрещается выпуск в рейс транспортных средств, не прошедших контроль технического состояния (контрольный осмотр перед использованием).
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства указываются в путевом листе.
125. При следовании в одном направлении двух и более транспортных средств они могут формироваться в организованную колонну.
Должностное лицо, ответственное за формирование колонны, назначает начальника колонны.
Начальник колонны несет ответственность за обеспечение порядка и безопасности во время движения колонны.
Перед началом движения начальник колонны:
изучает маршрут движения, возможность организации отдыха, питания водителей и перевозимых людей, заправки, ТО, эвакуации и ремонта транспортных средств;
инструктирует водителей об особенностях маршрута, порядке движения, действиях водителей в случае вынужденной остановки, командах (сигналах) управления колонной;
проверяет готовность водителей и путевую документацию;
совместно с водителями проверяет готовность транспортных средств;
при необходимости вносит предложения о включении в состав колонны подвижных ремонтных (эвакуационных) средств и других средств обеспечения;
определяет иные мероприятия, необходимые для следования колонны.
126. При перевозке людей и опасных грузов как в составе колонны, так и одиночными транспортными средствами на каждое транспортное средство назначается старший машины.
В других случаях старшие машин назначаются при необходимости, по решению руководителя (начальника) территориального органа (учреждения).
Старший машины может не назначаться, если водитель машины проходит службу (работает) по контракту (договору) в МЧС России и приказом руководителя (начальника) территориального органа (учреждения) допущен к самостоятельной работе.
127. Начальник колонны и старший машины назначаются из числа военнослужащих (сотрудников, работников), проходящих службу по контракту (договору) в МЧС России, знающих правила дорожного движения. Они отвечают за выполнение поставленной задачи, правильное использование машин и соблюдение требований безопасности.
Начальнику колонны и старшему машины запрещается отдавать команды, принуждающие водителя нарушать правила дорожного движения.