Передачи про машины гонки
Список лучших документальных фильмов о гонках
Вниманию автолюбителей и хороших фильмов об автогонках предлагается список самых интересных фильмов, в которых как нельзя лучше рассказывается о том, как и чем живут автогонщики, какая атмосфера царит на гоночных трассах, что происходит вне камер, когда журналисты расходятся по домам, а гонщики покидают трек.
Фильм «Сенна»
Для съемок этого фильма информации было более, чем достаточно. В основу сюжета положили биографию знаменитого гонщика из Бразилии Айртона Сенны. Судьба его была более, чем драматична. В фильме можно прочувствовать не только то, каким был Сенна – жаждущим победы любой ценой, порой эгоистичным, ярко независимым.
Здесь можно увидеть и другую сторону медали – несправедливые решения судей, влияние политических игр на карьеру гонщика, постоянные «военные действия» в прессе с соперником. Этот фильм собрал множество наград, восторженные отзывы кинокритиков.
Фильм «1»
Это весьма и весьма нескучный документальный фильм, в котором рассказывается об одном из периодов существования гонок Формулы 1 в 1970 году, так называемом периоде «без купюр». В фильме охвачено время гонщиков и постоянных соперников Лауды и Ханты. Здесь можно прочувствовать неподдельный интерес к страсти автогонщиков – езде на быстрой скорости!
Фильм «День чемпиона»
Фильм Романа Полански – это реальная история, в которой принимает участие сам Полански. Он едет с другом на Гран-при в Монако, где этот великий автогонщик будет выступать. Джеки Стюарт постоянно находится в кадре и в то время, как готовится к величайшему заезду, успевает перекидываться шутками в Полански, вставлять комментарии ко всему, что происходит вокруг него.
В последствии, Стюарт выиграл этот заезд. Триумфальная победа гонщика не могла быть не заснята. К сожалению, в фильмографии Полански этот фильм как-то мало заметен. Может быть, потому, что он сам является его героем. Фильм 1971 года.
Фильм «Хант против Лауды. Величайшие соперники Формулы 1»
Фильм, производства канала ВВС, продолжается один час. И является поистине шедевром документального искусства. Уже по одному названию картины не сложно понять, о чем пойдет речь. Этот фильм вышел в прокат в 2013 году.
После него на киноэкранах появился фильм «Гонка», в котором опять же рассказывалась история Ханта и Лауды. Однако этот фильм был более красочным и художественным. «Хант против Лауды» стоит посмотреть тому, кто заинтересован узнать больше о героях из первых уст.
Фильм «Гран При Монако: Гонка королей»
Очень интересный и познавательный фильм о том, как появился и развивался престижный этап гонок Формулы 1. Создатели фильма акцентируют внимание на том, каким образом гонки стали настолько популярным видом спорта на гламурном месте отдыха.
Пляжи Средиземного моря никак не способствуют организации спортивных соревнований любой направленности. А тут Формула 1! В фильме можно увидеть интервью со многими звездами гонок. Здесь есть Стюарт, Сенна и многие другие знаменитые личности!
Фильм «Мечты гонщика»
Этот фильм немного не вписывается в общий список. Здесь нет звезд Формулы 1 или каких-либо гонщиков. Здесь есть трое детей, которые мечтают о том, что выиграют в чемпионате США по соревнованиям в картинге.
Примечательно, что среди них есть одна девочка, которой всего 11 лет. Дети очень стараются и готовятся к гонке, как могут, надеясь в будущем занять место в более серьезных испытаниях. Это документальный фильм, не лишенный пафоса и вычурности. Но искренние чувства детей на экране многих тронет и впечатлит.
Фильм «Гран При. Убийственные годы»
Уже само название дает понять, о чем пойдет речь в этом фильме. Еще один документальный фильм, в котором рассказывается о событиях конца 60-х – начала 70-х годов, когда пик смертности на треках значительно возрос. Фильм создан не с целью напугать кого-то.
Это просто еще один этап существования Формулы 1. В этом фильме открываются тайны происходящего. Почему так массово гибнут люди, что стало причиной для этого. Слова и высказывания выживших в гонках спортсменов – это известные цитаты, которые стали эпицентром фильма.
Фильм «Вся правда о 24-часовой гонке»
Название говорит о сюжете документального фильма. Две документальных серии, которые повествуют о том, как гоночная команда Ауди выигрывала на старейшем из чемпионатов «24 часа Ле-Мана». Первая серия рассказывает о том, как команде удалось выжать из своих болидов невозможное и достичь поразительных результатов.
Вторая серия является более чувственной и драматичной. Она повествует о событиях 2011 года, когда команде все-таки удалось выиграть, при этом потеряв два болида. После гонок осталась всего одна пригодная к езде машина. Обе серии озвучивает Джейсон Стейтэм.
Фильм «Когда плейбои правили миром»
Этот фильм о тех, кто вел разгульный образ жизни и умудрялся выигрывать заезды на гонках, становясь чемпионом мира. Героями картины являются Барри Шин и Джеймс Хант.
Они оба стали чемпионами в одном и том же году, только один занял первое место в мотогонках, а второй – в автоперегонах. 1976-й год, действие которого разворачивается в ленте – это время свободных отношений, веселой жизни и активного времяпрепровождения.
Фильм «Тайная жизнь Формулы 1»
Естественно, что и это название может о многом сказать. Какие тайны скрывает Формула 1? Чем еще может удивить своих многочисленных фанатов? В этом документальном фильме рассказывается о технической составляющей гонок. О том, как инженеры создают и обслуживают гоночные болиды.
Кроме этого, в фильме можно проследить линию, по которой развиваются и меняются машины, как усовершенствуются технологии. Фильм канала Discovery поможет более точнее воспроизвести картину с технической точки зрения. Будет интересна тем, кто любит «покопаться во внутренностях» автомобилей.
10 лучших автомобильных шоу
Фредди Меркьюри пел: The show must go on! Шоу всегда должно продолжаться, но кто делает лучшие шоу на тему автомобилей?
Самое понятие «шоу» означает «демонстрация, спектакль, зрелище». Интернет и телевидение всегда балансировали на тонкой грани познавательного и увлекательного контента, потому что любое шоу — это вроде бы и не трансляция события (хотя о нем рассказывает), вроде бы и не документальное кино (хотя использует проверенные данные), вроде бы что-то серьезное, хотя чаще всего несет своей целью развлечь зрителя на заданную тематику.
Автомобильные шоу — довольно специфические программы, получившие основную популярность на ТВ, но в последнее время все чаще отправляющиеся на популярные видеохостинги (например, YouTube) и свои сайты. Вашему вниманию подборка 10 самых известных, крутых и просто лучших автошоу.
Top Gear
Пожалуй, самое известное автошоу на планете от BBC. Британская программа рассказывает познавательно и с юмором об автомобилях с 2002 года, но здесь нужно отметить важный нюанс.
Оригинальная программа шла с 2002 по 2015 год. Ее неизменными ведущими были легенды журналистского цеха — Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй.
«Фишками» передачи был секретный сверхбыстрый гонщик Стиг, никогда не показывающий свое лицо, приглашенные звезды, которые соревновались на очень бюджетных машинах в разных условиях… и много, очень много фирменного британского юмора.
Стена крутости, гонки по Северному Ледовитому океану — давайте сразу карты на стол: все мы обожали Top Gear и эту тройку харизматичных ведущих. Титульной музыкальной заставкой был ремикс на композицию The Allman Brothers Band — Jessica 1977 года.
Достаточно сказать, что в 2009 году программу признали лучшим шоу во всем мире по версиям престижных изданий, Top Gear в тот год обогнали даже «Доктора Кто» (культовый сериал, который идет с 1963 года).
Но в 2015 году случился инцидент, который полностью изменил передачу. И не будем скрывать — оставил громкое название бренда, но изменил в корне весь процесс.
Ветеран Top Gear Джереми Кларксон, который работал над программой еще с 1988 года в одноименном тележурнале, подрался с продюсером передачи Ойсином Тимоном. Это случилось в графстве Суррей 4 марта 2015 — по свидетельствам очевидцев, Джереми сначала матерился на Ойсина, а потом набросился на того с кулаками. Весь процесс занял полминуты, и Кларксона пришлось оттаскивать съемочной группе. По слухам, причиной стало… отсутствие горячего ужина. Джереми сначала принялся кричать на Ойсина, что тот не позаботился о еде, а затем уже решил выместить злость физическими методами.
Не будем заниматься моральными аспектами вопроса, тем более история остается темной. В частности, после увольнения Джереми сказал, что «на BBC есть восхитительные люди, а есть ужасные люди, и последние могут быть довольны». К тому же Кларксон ранее уже был «на листе» за шутку, которую в Великобритании посчитали расистской. Случилось то, что случилось.
Вместе с Кларксоном из Top Gear ушли его соведущие Хаммонд и Мэй, а также продюсер Эндрю Уилмен. Новыми ведущими программы стали Мэтт Леблан, известный по культовому сериалу «Друзья», Сабина Шмитц, Крис Харрис, и Рори Рейд. В 2018 году Мэтт объявил о своем уходе, и с 2019 года шоу вместо него ведут Эндрю Флинтофф и Пэдди Макгиннесс. И Крис.
Справедливости ради: ведут неплохо, последние сезоны Top Gear стали более профильными и серьезными, по сравнению с эпохой Кларксона.
Но все же заменить дикую харизму любимой тройки ведущих просто невозможно. И о них пойдет речь в следующем пункте нашего списка.
The Grand Tour
Ушедшие из Top Gear Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй организовали новое шоу The Grand Tour. А продюсером стал как раз Эндрю Уилмен. Транслировать шоу принялся американский медиа-гигант Amazon.
Формат напоминал «старый, добрый Top Gear». Троица ведущих отправлялась в различные путешествия, обсуждая машины. В новой рубрике «Звездные схватки» принимали участие известные люди — от участников чемпионата по рестлингу WWE до барабанщика легендарной группы Pink Floyd Ника Мейсона. Были в гостях и пилоты «Формулы-1».
И все же, новое шоу испытало несколько проблем. Во-первых, «святой троице ведущих» по их собственному определению пришлось заново «изобретать велосипед». При всей харизме Джереми – Ричарда – Джеймса, многие фишки и самое название Top Gear все же удержали часть аудитории на передаче от BBC. Во-вторых, сам руководитель Amazon Джефф Безос признался, что «шоу получается очень дорогим».
В итоге, после апреля 2019 года было принято решение о том, что в The Grand Tour больше не будет обзоров автомобилей или привычного формата с новостями. Кроме того, передача перестала выходить в регулярном формате — в 4 сезоне вышло всего три выпуска (декабрь 2019, декабрь 2020, июль 2021), и единственный — о путешествии из одной точки в другую.
Кстати говоря, в последнем выпуске 30 июля 2021 ведущие устроили соревнование в формате гонки на выживание, пытаясь выяснить, где машины были хуже, в США или в СССР.
При этом каждый из ведущих начал производство собственных шоу специально для Amazon, а Ричард Хаммонд ведет программу «Большое» для Discovery. Все мы иногда мечтаем о том, что Top Gear и эти три ведущих воссоединятся, но, увы, чудес не бывает.
D Motor
Известное немецкое автомобильное шоу. Весь мир и в том числе российские зрители полюбили программу благодаря одной из самых ярких телеведущих автошоу в истории — Сабине Шмитц.
Сабина была немецкой гонщицей, также известной как «Королева Северной петли» — она установила рекорд старого Нюрбургринга в 9 минут и 12 секунд. Также стала первой женщиной, которая выиграла «24 часа Нюрбургринга». Кстати говоря, Сабина родилась в городке Аденау как раз рядом с трассой. В программе D Motor Сабина испытывала различные автомобили, и ее удачно дополнял харизматичный ведущий Карстен ван Риссен. Программу многие называли «немецким ответом Top Gear», а российский зритель полюбил выпуски благодаря трансляциям телеканала «Авто Плюс».
Внимательные читатели заметили, что мы говорим о шоу и Сабине в прошедшем времени. К сожалению, великолепная гонщица и ведущая скончалась 16 марта 2021 года от рака. Светлая память.
Шоу D Motor закрылось из-за низких просмотров в Германии, телеканал D MAX, осуществлявший производство, признал, что сделать рейтинговое автошоу оказалось непросто.
Выбор есть!
Возможно, любимое автошоу автора данной статьи. Канал Авто Плюс транслирует шоу «Выбор есть!» с харизматичными ведущими. Павел Федоров — более утонченный и любящий уходить в иронию, Роман Щукин — будто сейчас пойдет участвовать в турнире по армрестлингу.
В программе с юмором сравниваются машины одного класса по разным характеристикам, от скоростных качеств до проходимости и вместительности авто. Павел и Роман выступают своеобразными «адвокатами» каждой машины, стараясь показать как преимущества, так и недостатки.
Как правило, каждый выпуск программы сопровождается необычными испытаниями: или на гоночной трассе, или на городских дорогах, или с выездом на бездорожье в лес. Блестящее автошоу.
Fast and Loud («Гаражный ремонт»)
Американское автошоу телеканала Discovery под оригинальным названием Fast and Loud («Быстрые и громкие»), которое транслировалось в том числе в нашей стране. Одно из самых популярных шоу за прошедшее десятилетие во всем мире.
Концепт шоу состоял в том, что Ричард Роулингс и его команда Gas Monkey из Далласа (Техас) искали машины в сильно потрепанном состоянии, и восстанавливали их, чтобы затем выгодно продать. В России шоу транслируют до сих пор под названием «Гаражный ремонт».
К сожалению, 8 июня 2020 года Discovery приняли решение о закрытии съемок шоу. Но Gas Monkey функционируют и по сей день, являясь одной из самых успешных автомобильных фирм по ремонту и восстановлению авто в США.
На данный момент на YouTube выходят выпуски шоу Gas Monkey Garage & Richard Rawlings, которое можно назвать достойным преемником оригинальных выпусков.
Overhauling («Крутой тюнинг»)
Еще одно крутое американское автошоу телеканала Discovery под оригинальным названием Overhauling («Капитальный ремонт»). В России оно известно как «Крутой тюнинг». На самом деле, эта передача кочует по разным телеканалам и владельцам прав уже довольно давно. Шоу шло сначала с 2004 по 2008 год на TLC, затем с 2012 года новые серии снимались уже под маркой Discovery, но с большими перерывами. Шоу вновь вернулось с 2019 года.
Концепт состоит в том, что известные автодизайнеры Чип Фуз и Крис Джейкобс подвергают тюнингу самые различные автомобили. При этом обычно в шоу есть девушка, однако на протяжении многих сезонов соведущие женского пола постоянно менялись. В том числе в программе участвовала Джесси Комбс — она трагически погибла в 2019 году, пытаясь побить рекорд скорости.
В этих шоу выбирается формальная «жертва» с очень старым и плохим автомобилем. Этот автомобиль или теряется на стоянке, или его угоняют, или конфискует страховая фирма. В итоге, Чип Фуз и его команда A-Team имеют в запасе ровно неделю на то, чтобы сделать из кучи металлолома «конфетку».
Главная дорога
Одно из самых известных автошоу в нашей стране, выходит по субботним утрам на телеканале «НТВ». В прошлом году передача отметила 15 лет.
Как правило, ведущие передачи рассказывают о различных событиях в мире авто с информационной или с правовой точки зрения, неизменно с творческой подачей. С 2005 по 2006 год ведущим был известный актер Павел Майков, С 2006 по 2007 финн Вилле Хаапасало, а с 2008 года бессменными ведущими являются Андрей Федорцов и Денис Юченков.
Шоу считается одним из самых любимых в стране и включает в себя следующие рубрики:
А также информация о федеральных дорогах и правилах ГИБДД. В целом, достойная передача, которая пережила уже не одно поколение, и по праву входит в наш рейтинг.
Wheeler Dealers («Махинаторы»)
Британское автошоу, которое занимает место в тройке любимых у автора статьи. В оригинале называется Wheeler Dealers, дословно с английского «Напористые» или «Пройдохи» (игра слов, wheel по-английски «колесо», deal – «сделка»).
Харизматичные ведущие: маленький и полненький Майк Брюэер, который имеет ограниченный бюджет на покупку автомобиля и материалов, необходимых для преображения. Слегка напоминающий молодого Дока из фильма «Назад в будущее» Эд Чайна, который и осуществляет профессиональный ремонт или тюнинг машины. В итоге, ведущим надо выгодно продать автомобиль, над которым были проведены работы.
Концепт шоу увлек зрителей тем, что в отличие от стандартной схемы «забрать старое авто — преобразить — отдать обратно» в условиях неограниченных финансов, в этом шоу Майк и Эд не совершали чудес, а вполне практично показывали, чего можно достигнуть при определенных знаниях продаж, нужных специалистов и собственных навыков.
Эд и вовсе является на скромный взгляд автора статьи одним из лучших механиков и ведущих, очень доходчиво объясняющих устройство машины, ясным и понятным языком для зрителей.
К сожалению, в 2017 году Эд покинул шоу из-за разногласий с продюсерами. После этого Брюэр ему позвонил и сообщил, что ему, его жене и детям стали приходить угрозы из-за ухода Чайны. Новым соведущим Майка стал Энт Энстед, шоу транслируется до сих пор.
Counting Cars («Поворот-наворот»)
Без преувеличения легендарное американское шоу под оригинальным названием Counting Cars. Производство мирового телеканала History.
В программе легендарный Дэнни Кокер, также известный как Граф (механик, родившийся в семье сотрудников Ford Company, также владел казино Rio All Suite вместе с вокалистом рок-группы Motley Crue Винсом Нилом), с друзьями в своей мастерской занимается реставрацией и кастомизацией автомобилей. Кроме того, Дэнни лично знает участников легендарной рок-группы Def Leppard, Элиса Купера и регулярно приглашает звездных гостей в основном из рок-среды. Что еще добавить? Надо смотреть!
Pimp my ride («Тачка на прокачку»)
So you wanna be a playa?
But your wheels ain’t fly.
You gotta hit us up.
To get a pimped out ride.
YOU GOT TO PIMP MYYYYYYY RIDE (женский хор)
DAAAAMN RIGHT. (и пошли басы)
Только не говорите, что это не зазвучало у вас сейчас в голове. Шоу «Тачка на прокачку» стало поистине легендарным в нашей стране, ведущий рэпер XZibit и многочисленные мемы с гаджетами и игровыми приставками в багажнике являются одними из самых популярных как у нас, так и во всем мире. Кто не смотрел это шоу в детстве или же в подростковом возрасте?
Концепция всегда была одна и та же: XZibit приходит к бедолаге с мусором вместо машины, садится в нее и демонстративно смеется над тем, что отваливается фара. Затем пригоняет в гараж, где парни из West Coast Customs (привет, СиДжей) делают из нее шедевр уровня игры Need for Speed.
Тюнинг всегда получался максимально «кричащим», и больше, больше хрома! Шоу транслировалось на MTV, одновременно в США и в нашей стране. И как удивительно, что все оригинальные выпуски вышли… с 2004 по 2007 год, в очень короткий промежуток времени. Причиной закрытия стал тот факт, что шоу было «липовым».
Оказалось, на многие проекты тратилась не пара недель, а от 6 до 8 месяцев. Многие машины специально приводили в негодное состояние, чтобы затем «волшебным образом» сделать чудо-авто. При этом готовые версии машин зачастую ломались очень рано, так как весь ремонт делался лишь для того, чтобы машина могла вообще выехать из гаража.
В итоге, в США шоу стало получать множество уведомлений о небезопасности действий, и его решили завершить. Но старые серии до сих пор показывают на российском MTV.
А самые лучшие автомобильные шоу смотрите на YouTube-канале Somanyhorses.ru
Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
Три документальных фильма про гонки, которые интересно посмотреть
Я продолжаю публиковать обзоры фильмов на автоспортивную тематику и предлагаю вам рецензии на три документальных фильма, которые мне кажутся интересными. Качественно снятые, с огромным количеством любопытного и ранее не использовавшегося материала, эти фильмы не только доставят удовольствие при просмотре, но и наверняка откроют для вас новые факты, о которых вы раньше не слышали.
Все эти фильмы можно найти в интернете с русской озвучкой или русскими субтитрами. Мы, конечно, рекомендуем смотреть именно титрованные версии, чтобы слышать настоящие голоса наших героев.
Williams (2017)
109 минут, режиссер Морган Мэтьюз
Пожалуй, этот фильм станет не только интересным материалом для всех любителей автоспорта и Формулы 1, но и усладой для поклонников Williams. Во-первых, потому, что он рассказывает прежде всего о днях былой славы некогда великого гоночного коллектива, а во-вторых, потому, что он вышел на экраны в августе 2017-го, когда еще была неизвестна вся степень падения Williams в последующие два года.
Фильм начинается с крупного плана сэра Фрэнка Уильямса, слушающего звук гоночного двигателя, и выражение радости на его лице является, пожалуй, самой лучшей визитной карточкой этого фильма. В 44 года, после дорожной аварии, он оказался в инвалидном кресле, но именно страсть к гонкам и Формуле 1 является тем стержнем, который более трех десятков лет поддерживает жизнь в его искалеченном теле.
Фильм посвящен семье и команде, и равновесие в рассказе выдержано весьма искусно. Это однозначно биографический фильм, повествующий про долгий путь сэра Фрэнка в автоспорте, начиная с момента создания команды в середине 60-х годов. И неважно, что карьера Фрэнка Уильямса в качестве пилота и механика была слишком скоротечна — мы увидим, как он одерживал победы, независимо от той области, в которой это происходило.
В 1966 году он основал команду Frank Williams Racing Cars, два года спустя вместе с Пирсом Кариджем принял участие в Формуле 2, а еще через год его команда уже выступала в Формуле 1 — на клиентских шасси Brabham. Первый сезон был неплохим: Пирс дважды умудрялся финишировать на втором месте. Но Фрэнк Уильямс находился в постоянном поиске совершенства и менял поставщиков шасси с удивительной скоростью. Интересно, но мы можем проследить любопытный факт: на протяжении почти всей истории команды, особенно первого периода ее существования вплоть до продажи канадскому нефтяному магнату Уолтеру Вольфу, команду Williams преследовали финансовые затруднения. Истории известен даже случай, когда все свои дела Фрэнку Уильямсу приходилось решать из телефонной будки напротив, так как дома телефон был отключен за неуплату.
В 1977 году Уолтер Вольф, державший в своих руках все финансовые активы команды, поставил Фрэнка Уильямса в такие условия, что тому пришлось покинуть предприятие. Вместе с инженером Патриком Хэдом он ушел из Frank Williams Racing Cars — чтобы создать Williams Grand Prix Engineering, которая до сих пор выступает в Формуле 1, хоть и под немного измененным именем, и базируется в Гроув, Оксфордшир. Кстати, вот здесь я публиковала большой и интересный репортаж с базы команды.
Именно Патрик Хэд и занялся созданием собственного шасси команды, и в 1979 году в Сильверстоуне во время Гран-при Великобритании пилот Williams Клей Регаццони впервые привел команду к победе с шасси FW07. А уже в 1980-м команда завоевывает свой первый Кубок конструкторов, а Алан Джонс — титул чемпиона.
Вплоть до 1997 года команда Фрэнка Уильямса выиграла восемь кубков конструкторов, а ее пилоты шесть раз становились чемпионами мира.
Трагедия, произошедшая в 1994 году во время Гран-при Сан-Марино, стала одним из черных пятен в истории команды, ведь многие обвиняли в гибели Айртона Сенны именно конструкцию автомобиля. В Италии Фрэнку Уильямсу было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, следствие длилось несколько лет, но затем его оправдали. Но с тех пор каждое шасси, изготовленное Williams, имеет на себе небольшой логотип Сенны.
В марте 2012 года Фрэнк Уильямс объявил, что отходит от руководства командой и своим преемником объявил свою дочь Клэр.
Конечно, фильм не полностью посвящен самому Фрэнку Уильямсу: здесь использовано огромное количество кинохроники с разных событий, игравших ключевую роль в истории человека и команды, а также, как это принято в биографическом кинематографе, важное место отводится и семье сэра Фрэнка, в том числе его жене Джинни (Вирджинии) и дочери Клэр. С помощью их рассказов и воспоминаний можно составить абсолютно целостное впечатление не только о самом Фрэнке Уильямсе, но и обо всех событиях, в которые были вовлечены как команда, так и семья.
…И даже если вы не являетесь фанатом Williams F1 Team, посмотреть этот фильм будет очень интересно благодаря всем раскрытым подробностям и точному взгляду на Формулу 1 и то, что происходило за ее кулисами, от всех участников съемки.
Senna (2010)
106 минут, режиссер Азиф Кападиа
После более общего в повествовательном плане фильма про команду Williams будет интересно посмотреть и документальную ленту, посвященную одному из самых любимых в народе гонщиков, — Айртону Сенне.
Именно команда Williams стала, если так можно выразиться, последним домом пилота, а британский режиссер Азиф Кападиа, получивший за этот фильм огромное количество номинаций и наград, сделал необычайно проникновенный фильм о бразильском парне, ставшем кумиром многих миллионов.
Азиф Кападиа — весьма титулованный режиссер, продюсер и сценарист, получивший за свою карьеру четыре награды Британской академии (BAFTA) и много других призов, снимавший не только документальные, но и игровые фильмы. В документальном кинематографе он стал известен тем, что как можно меньше показывает «говорящие головы», а по максимуму старается использовать документальные и архивные съемки.
Его фильм «Сенна», снятый в 2010 году, стал одним из самых известных документальных фильмов про автоспорт, который получил 14 номинаций и наград и побил рекорды по сборам в Британии. Шел в кинопрокате он и в России, и многие зрители после сеанса выходили из кинозалов со слезами на глазах.
Чтобы снять самый достоверный фильм про Айртона Сенну, Кападиа неоднократно встречался с семьей пилота в Бразилии, переработал огромное количество документальных съемок с гонок, в которых участвовал бразилец, а также использовал архивные интервью, в том числе самого Сенны и его вечного соперника Алена Проста.
Карьера Айртона Сенны в Формуле 1 продолжалась всего десять лет. За это время он сумел трижды стать чемпионом мира и затем погибнуть за рулем одного из лучших автомобилей в возрасте 34 лет.
В Формулу 1 он пришел после традиционной гоночной карьеры: картинга, молодежной Формулы Форд и Формулы 3, которой он обязан прежде всего деньгам своего отца. К 1984 году, когда ему исполнилось 24, Айртон уже успел жениться и развестись: его жену не устраивало то, что гонкам Сенна уделял гораздо больше внимания, чем ей. Кстати, мало кто знает, но Сенна – девичья фамилия его матери, которую он взял в качестве псевдонима для выступлений в 1982 году.
Фильм начинается с кадров на картинговом треке, где Сенна выступает еще маленьким мальчиком. Потом на протяжении фильма в нескольких интервью он с тоской вспоминает эти годы, описывая их как «чистые гонки», не зависимые от денег, политики или чьих-то несоразмерных амбиций.
Огромное количество документальных съемок помогает понять, что происходило внутри него, например, в таких сложных обстоятельствах, как соперничество с Аленом Простом и противостояние с Жаном-Мари Балестром, бывшим президентом FIA. Балестр скандально известен тем, что в споре между Простом и Сенной предвзято принял сторону своего соотечественника. «Лучшее решение — это мое решение!» — сказал тогда Балестр.
В начале фильма кажется, будто Сенна — обычный ребенок, а потом и юноша, который просто умеет отлично управлять автомобилем, но с каждой минутой повествования, когда мы наблюдаем за происходящими конфликтами, мы все больше узнаем об этом человеке и видим, как раскрывается его характер. Кападиа рассказывает про все стороны его личности, не забывая про религиозность, любовь к своей семье, отношения с девушками, среди которых было много известных моделей и телезвезд. Ничего удивительного: ведь Айртон Сенна был очень красив.
Фильм невероятно эмоционален. Возможно, эта эмоциональность появляется еще и потому, что многие Сенну боготворили, а на его родине и вовсе обожествляли. Молодой, красивый, талантливый, рано погибший, он навсегда останется не только героем гонок, но и романтическим героем для многих женщин как того поколения, так и последующих. Да и для мужчин Айртон Сенна навсегда останется символом мужества и достоинства.
Hunt vs Lauda: F1’s Greatest Racing Rivals/Хант против Лауды. Величайшие соперники в Формуле 1 (2013)
48 минут, режиссер Мэттью Уайтман
Однако, как и любой художественный фильм, «Гонка» — это приукрашенный сюжет, основанный на исторической канве событий, но не следующий ей досконально. Те, кто изучает историю автоспорта, хорошо знают о многих допущенных неточностях, которые, тем не менее, не портят общего впечатления от фильма. Пожалуй, именно таким и должен быть художественный кинематограф, а следование каждому факту — удел документалистики.
Именно так рассуждали авторы довольно короткого — продолжительностью менее часа — фильма «Хант против Лауды. Величайшие соперники в Формуле 1», вышедшего летом 2013 года всего за несколько месяцев до премьеры «Гонки».
Фильм рассказывает об очень коротком отрезке времени в истории соперничества двух величайших гонщиков, взяв за точку отсчета начало сезона 1976 года — самого драматичного в жизни Ники Лауды и самого результативного в жизни Ханта.
Нет смысла пересказывать события того года — они уже давно стали хрестоматийными и известными всем, кто интересуется автоспортом: и бесконечный дождь над Нюрбургрингом, и страшнейшая авария, и подвешенный между жизнью и смертью Лауда, и его воля к жизни и к победе, и его сход во время очередного дождевого Гран-при Японии, который подарил Ханту его первый и единственный титул.
Плюс этого фильма — в огромном количестве ранее неиспользованного материала из хроник и по-настоящему эксклюзивных интервью с руководителями команд, членами семей, другими пилотами и журналистами, на глазах которых разворачивались все события. А также в возможности сравнить настоящие характеры с теми, что показаны в игровом фильме…