Передачи про постройку мотоциклов
Передачи про постройку мотоциклов
Делая предыдущий обзор про мотопутешествия, я конечно упомянул шоу «Американский чоппер»,
но большого внимания ей уделять не хотел, а сейчас передумал и решил
уделить. Почему? А потому, что после просмотра цикла передач «Байки от байкеров», я взялся за просмотр цикла «Мотоэкзотика»,
от того же канала «Драйв», а этот весь цикл, как оказалось посвящен
именно кастомайзингу, но несколько в ином ключе, нежели в «Американском
чоппере».
Но, обо всем по порядку.
И начну я как раз с широко известного телевизионного кастом-шоу «Американский чоппер».
Если кто, вдруг, не в курсе, в этом самом шоу показана работа частной мотомастерской «Orange County Choppers”
в благословенных Соединенных Штатах Америки. Заведует мастерской
семейство Тотул, в частности Пол-старший, а главный его помощник
Пол-младший, сын, стало быть. До 90-х годов прошлого века, семейная
фирма занималась просто работами по железу, какими не знаю, и только в
90-х начала производство мотоциклов на заказ.
Кроме самих Тотулов в мастерской работают и наемные рабочие, друзья Пола-младшего.
ТВ-шоу,
в принципе не плохое, если бы его не превратили в какой-то семейный
сериал, где члены семейства Тотулов вечно выясняют отношения между
собой. И ежу понятно, что все это наиграно на камеру дабы урвать
побольше эфирного времени. Но, в принципе, смотреть за их работой
прикольно, хотя мотоциклы, пусть и с разным дизайном, у них почти все
однотипные – классические кастом-чопперы: широкое заднее колесо, узкое
переднее на длинной вилке.
Многое делают в мастерской своими силами,
но некоторые запчасти и узлы закупаются в специализированных магазинах
или делаются на заказ в других узкоспециализированных мастерских –
колеса, баки, двигателя, карбюраторы.
Да
и оборудована у них мастерская очень даже не слабо, цех
металлоконструкций, в котором я работаю нервно курит в сторонке,
завистливо вздыхая.
К чему я это все? А к тому, что смотрю я вот цикл передач «Мотоэкзотика» и невольно вспоминаю Левшу.
Собственно
это ТВ-передача, не щоу, на самом деле, тоже про кастомайзинг, только
не тамошний, а наш, отечественный, ну, не совсем наш, но российский.
Каждая передача – это небольшой рассказ об одной из мастерских или об одном из мастеров кастомайзинга.
Из
всего обилия мастерских, такой как у Тотулов мастерской ни у кого нет.
Есть, конечно, тоже не слабые, но в основном ребята собирают мотоциклы в
гаражах, буквально на коленках. Но, несмотря на это, мотоциклы у них
совсем не хуже тех, что выпускает «ОСС».
Не везде кастом производтся с
нуля, где-то, как например на «Gold Wing» это скорее тюнинг, а не
кастомайзинг, потому как практически все куплено в магазине и выпущено
специально для этого мотоцикла. Примерно та же история и с некоторыми
«Harley Davidson».
Но в основном работы начинаются практически с нуля.
В
частности вот этот «харлей» переделали и запустили за день. Тут,
конечно, не бог весть какие переделки были, но в таких условиях…
Вообще
у каждого из героев цикла условия разные, и возможности разные.
Некоторые агрегаты и детали заказываются в тех же США или в Европе,
соответственно ждать их приходится неделями, да и стоят они уже не
по-детски.
Тем более, что многое заказывается у тех же фирм изготовителей.
Как кастомизируют мотоциклы
В начале мая 2018 года, компания Bosсh выкатила прототип разработки, которая должна страховать мотоциклистов от падения: при потере сцепления с дорогой выпускается мощная струя сжатого воздуха, которая, по сути, выполняет роль костыля и возвращает мотоциклу устойчивое положение. Идею инженеры подсмотрели у астронавтов, которые примерно таким же способом управляют скафандрами, поэтому технология, конечно, просто космос — в буквальном смысле. Неизвестно, пойдет ли разработка в производство, но если и да, то она наверняка придется по душе изнеженному XXI веку, а вот в 1950-х таких перестраховщиков бы не поняли — и выгнали бы из любого, даже самого захудалого мотоциклетного клуба. Впрочем, и сегодня эту технологию вряд ли оценят брутальные представители субкультуры — такие как Пол Тотул-старший и его тезка-сын, легендарные ведущие проекта Discovery Channel «Американский чоппер», которые сделали себе имя на кастомайзинге самых крутых, по их скромному мнению, байков в истории.
Что такое чоппер? Это ветер!
Назвать чоппер мотоциклом в обществе байкеров, конечно, можно — если земная жизнь стала несколько в тягость. В остальных случаях лучше многозначительно помалкивать, поскольку точного и емкого определения чопперу все равно не получится дать — для самих райдеров это философия и образ жизни, который просто неприлично пытаться запихнуть в словарные рамки. Разумеется, отбросив в сторону метафизику, можно заметить, что чисто технически это все же мотоцикл — мощный, тяжелый, рассчитанный на долгие, неспешные поездки.
Опознать чоппер несложно, особенно на фоне спортбайков, эндуро и дрэгстеров: его выдаст удлиненная рама и передняя вилка, лежащая под большим углом к дороге, множество хромированных деталей, колеса разного диаметра (заднее, как правило, шире переднего), наличие спинки. В классическом исполнении также бросается в глаза специфическая форма руля — высокая и сильно изогнутая: она называется Ape hanger, в дословном переводе с басурманского «обезьянья вешалка». Подножки тоже вынесены далеко вперед, и поза байкера, восседающего на чоппере с вытянутыми руками и ногами, некоторым образом проливает свет на этимологию этого обидного термина. Впрочем, такая посадка оптимальна для длительных шоссейных поездок по хорошим дорогам (на спортбайке спина начнет отваливаться уже через несколько часов), так что форма полностью оправдывает замысел.
Вообще, чоппер — это, конечно, классика, но не серийная, а максимально кастомизированная. Само название происходит от английского слова chop — «рубить», то есть снимать с байка все лишнее (или все, чему противится индивидуальное пользовательское чувство прекрасного). Купить чоппер в магазине — это вариант для слабаков: его нужно делать своими руками, желательно в тесном, темном гараже, затейливо матерясь, в одиночку, никого не подпуская к месту священнодействия, пройдя все круги инженерного ада и конвульсий вдохновения и озарения. И только тогда можно будет с чистой совестью и грязными руками забросить в копилку субъективных суждений свой аргумент «Не пилил — не чопперист», чтобы было что противопоставить снобам, у которых «не служил — не мужик».
Очень громкое эхо войны
Появились чопперы еще в середине прошлого века, когда американские солдаты начали массово возвращаться домой с фронтов Второй мировой. Они угодили в социальную ловушку, в которой побывали и декабристы, и многие солдаты в истории: после большой войны идеалы мирного времени не приживались, казались чем-то надуманным, искусственным, ненужным. Парни, привыкшие к адреналину, опасности, постоянному хождению по краю, очень быстро заскучали в консервативно-пуританском социуме, который стремился к стабильной, размеренной и сытой жизни. Очень скоро они начали объединяться, поскольку никто не отменял золотое правило формирования субкультур: если не можешь вписаться в общество — надо основывать свое собственное. Жажда неоправданного риска заставляла молодых и безбашенных сбиваться в кружки по интересам, а интересовали их в большинстве случаев мотоциклы как квинтэссенция свободы на грани вседозволенности. Стоковые «Харлеи» и «Индианы», сильно укрепившие свои позиции за счет военных контрактов, их не устраивали — душа просила чего-то уникального, более легкого и при этом удобного, чтобы можно было сесть и уехать куда подальше, чтоб глаза всего этого бесстыжего мещанского спокойствия не видели.
В основу первых чопперов легли их предшественники, бобберы — модифицированные мотоциклы 30-х — 40-х годов, которые предназначались одновременно для гонок и для обычной езды по городу, поскольку после тяжелой Великой депрессии мало кто мог себе позволить отдельный транспорт для скоростных треков и отдельный для того, чтобы добраться до них. Бобберами — «коротко стриженными» — их прозвали за демонтированные передние и обрезанные задние крылья, а также за заметно облегченную конструкцию. Американские ветераны, которые научились за годы войны держать в руках не только «Эм-Уан-Гаранд», но и сабельную пилу по металлу, продолжили традиции кастомайзинга и докрутили бобберы до чопперов: поставили высокий руль и бензобак в виде небольшой капли, сделали акцент на стали и хромированных поверхностях (только хардкор!). Sissy bar — пассажирскую спинку — придумали не сами кастомайзеры: идею им нашептали калифорнийские власти, которые требовали оборудовать байки специальными ручками, за которые мог бы держаться пассажир. Однако те, кто разъезжает на чопперах, обычно путешествуют в одиночку, поэтому спинка пригодилась и им самим в качестве поддержки для поясницы: брутальность брутальностью, но опорно-двигательный аппарат сам о себе не позаботится.
Философия чопперов
Особую популярность чопперы приобрели после выхода в 1969 году на экраны «Беспечного ездока»: два байкера-неформала (кстати, слово «байкер» изначально относилось только к тем, кто сидел за рулем чоппера), собравшие мотоциклы на деньги мексиканского наркокартеля, отправляются в путешествие по югу Америки, гонимые бессюжетной тоской по свободе, любви и философствованиям в прокуренных барах. Главный герой фильма Уайатт в исполнении Питера Фонды ездил на чоппере Captain America, который стал действительно культовой моделью и ушел с молотка за 1,35 млн долларов — в 2014 году, спустя почти полвека после выхода картины. Поэтому лихие, вольные и хипповатые 1970-е стали настоящей эпохой чопперов: на эти байки массово пересаживались все, кто имел хоть какое-то отношение к мотоциклетной тусовке. Чоппер стал символом независимости и свободы, маргинального бунтарства в духе Керуака, возможностью выделиться из толпы и при этом остаться самим собой. Все четче оформлялась субкультура байкеров — непременными атрибутами были татуировки, косухи, оглушительный рев двигателя, наводящий ужас на сонные пригороды, и, конечно, чоппер.
Сегодня, несмотря на количество самых разных моделей и предложений на рынке, чопперы не теряют свою аудиторию: купить серийный мотоцикл может любой дилетант, а вот собрать в гараже своими руками собственный байк себе под стать — это уже особый шик для настоящих мужиков. Каждый сам формирует свою триаду «дом-сын-дерево», и сделать ставку на кастомайзинг байка — не самая безнадежная затея. Некоторым, особо талантливым, она еще и деньги приносит. Пол Тотул-старший и его сын Пол Тотул-младший вручную собирают эксклюзивные дизайнерские мотоциклы на заказ вот уже почти 20 лет — с момента основания собственной мастерской Orange County Choppers в 1999 году. Их работа легла с основу проекта Discovery Channel «Американский чоппер», который выходит на канале с 2002 года: за это время парни делали крутые чопперы для знаменитых актеров, бизнесменов, звезд шоу-бизнеса и политики. Среди их клиентов были Билл Мюррей, Уилл Смит, Лэнс Армстронг, Билли Джоэл, Джейсон Ли и даже Санта-Клаус (подробнее об этих моделях мы расскажем в следующей статье). В один прекрасный момент, как и подобает всем приличным отцам и детям, Тотулы разругались в пух и прах — сын даже покинул семейный бизнес, к невероятной скорби всех фанатов Orange County Choppers. К их же радости в этом году, после десятилетнего перерыва, блудный сын вернулся в родные пенаты, а папаша Тотул, кажется, научился идти на компромиссы: они вновь вместе берутся за дело и планируют создать еще не один хромированный шедевр.
3. Внутри два этажа, но что находится на втором я так и не понял. Доступ посетителям туда закрыт.
4. На входе висит объявление, сообщающее, что войдя внутрь вы автоматически подтверждаете свое согласие на участие в съемках и не будете претендовать ни на какие ограничения на использование материала или выплаты. Несогласных просят удалится.
5. На входе фигурка Тотула старшего. В жизни он выглядит так. Видимо таких как я много, поэтому он сделал себе специальную татуировку на левой руке, на которой указал, что мастерская находится в Нью-Йорке.
6. Внутри помещение, довольно неожиданно, оказалось одежным магазином. Мотоциклы здесь конечно же были, но основную площадь занимает одежда и товары с символикой Оранж Каунти Чопперс.
7. А мотоциклы жмутся вдоль окон.
8. Между ними стоят различные штуки. В основном это задние мотоциклетные диски разных хитрых дизайнов.
9. Возможно, что для людей разбирающихся творения Тотулов являются чем-то вроде попсы, но мне байки очень понравились. Видно, что в них вложена душа, и сделаны они людьми, которые искренне любят свое дело.
10. Это велосипед выполненный в форме логотипа мастерской.
11. Как я понимаю, последнее для чего его можно использовать, так это непосредственно велопрогулки.
12. К сожалению, большинство мотоциклов расположено так, что снять их нормально не получается. Либо света много, либо ленточки мешают. Ну либо я фотографировать не умею, что не исключено 🙂
13. Байк посвященный программе космических челноков. Топливный бак сделан в виде шаттла Дискавери. У него совершенно роскошный выхлоп стилизованный под сопла челнока, но там я этого не заметил. К сожалению, расстановка среди вешалок с одеждой не располагает к разглядыванию деталей. А байки стоят того, чтобы их разглядывать. Тематика обыгрывается в каждой детали.
14. Этот посвящен выходу новой модели Lincoln Mark LT. Как мне кажется, в данном случае промо байк на голову превзошел дизайном модель авто, которую он был принят рекламировать.
Самодельный мотоцикл: советы по изготовлению. Как сделать мотоцикл своими руками?
В современном мире имеется немалое количество творческих людей, которые способны превратить даже самые старые вещи во что-то оригинальное и интересное. Многие люди, которые не равнодушны к мотоциклам не имеют по каким-то причинам возможности приобрести себе мотоцикл. Для них есть выход-это собрать байк своими руками.
Собрать мотоцикл самостоятельно по силам далеко не каждому человеку. Для этого требуется большое количество времени и терпения. В качестве вдохновения необходимо использовать всю свою любовь к байкам. Благодаря этому можно будет собрать в домашних условиях весьма неплохое транспортное средство, которое в любом случае будет уникальным.
Нужно быть готовым, что во время создания мотоцикла своими руками может появиться большое количество сложностей. Не редко конструкторам приходится принимать нестандартные решения. Начинающим создателям своих собственных мотоциклов лучше всего начинать со сборки самых простых моделей.
Самодельный мотоцикл Урал
Подготовка к сборке мотоцикла
Для начала нужно, безусловно, определиться с тем, какую конфигурацию будет иметь будущий «стальной конь», а также решить вопрос со всеми необходимыми для работы деталями и инструментами. При наличии определенного опыта некоторые элементы можно изготовить и самостоятельно, например, на фрезеровочном и токарном станках или при помощи сварки.
Если в процессе сборки основой выступает старый мотоцикл, то не стоит начинать работу с монтажа мелких деталей, карданов, тормозной тяги и т. п. Лучшим решением будет приступить к шпаклевке и покраске баков и крыльев. Чтобы не возникло проблем с мотором или деталями моста коробки, их нужно на некоторое время поместить в керосин. Смотреться самодельный мотоцикл будет гораздо выразительнее и эффектнее, если картеры его двигателя, крышки, коробки и зажигания будут хорошо отполированы.
Мотор старого аппарата нужно полностью перебрать, а только затем приступать к установке аксессуаров, в состав которых, как правило, входят два основных материала: кожа и хром.
Материалы для работы
Прежде всего, рассмотрим список материалов и инструментов, которые понадобятся в работе. Четкое следование указанному перечню позволит избежать повторных поездок в магазин.
Основой будущего электромотоцикла может стать рама, как от горного велосипеда, так и небольшого мопеда. Оптимальный диаметр колес составляет 20 дюймов, резина – низкопрофильная. Если имеется старый мопед, то с него нужно взять рычаг тормозного привода и сиденье, которое будет гораздо удобнее. С велосипеда, помимо рамы и колес, потребуется муфта свободного хода, тормозные колодки, ручка переключения передач, цепь.
Электродвигатель следует приобрести в конфигурации 48 В, 1000 Вт, однако можно попробовать и другие комбинации, например, менее мощную – 36 В, 500 Вт. Здесь лучше проштудировать форумы и выбрать вариант, исходя из собственных дорожных условий (особенно следует учитывать наличие крутых подъемов).
Кроме указанных деталей, потребуются следующие элементы:
Инструменты, которые пригодятся при сборке:
Если все необходимые элементы на месте, можно приступать к сборке.
Велосипед как основа для мотоцикла
Не секрет, что нередко основой для мотоцикла служит всего-навсего велосипед, который оснащается всем необходимым оборудованием. Думая над тем, как сделать из велосипеда мотоцикл, важно разобраться, какие именно материалы должны быть использованы, а также знать их технические характеристики.
Довольно часто можно встретить такой вариант, когда двигателем велосипеда-мотоцикла является мотор от бензопилы. В этом случае также стоит подробно изучить его мощность, вес и размер.
Предполагаемые технические характеристики
Чтобы определиться с техническими характеристиками будущего агрегата, можно рассмотреть в качестве иллюстрации мотовездеход Тарус 2 с 3 передачами (или 2). Скорость такой машины составляет до 60 км/час. Силовая установка — четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 7 л.с.
Возможный перечень материалов для создания мотоцикла из велосипеда
Так, превращая велосипед в самодельный мотоцикл, наиболее распространенным вариантом набора деталей является следующий:
Так или иначе, но сделать мотоцикл из велосипеда – удовольствие далеко не из дешевых, поэтому иногда лучше задуматься над тем, будет ли целесообразно заниматься этим или лучше приобрести новый мопед или хотя бы готовый велосипедный мотор.
Этап первый: разрабатываем идею будущего мотоцикла
Вы, конечно же, понимаете, что разновидностей мотоциклов существует великое множество. Прежде всего, определите класс вашего будущего мотоцикла. Именно это и послужит базой для выбора стиля и дизайна.
Не исключено, что вы полны свежих и креативных идей, которые прямо сейчас готовы воплотить в жизнь. Но дело в том, что с этим могут справиться только профессионалы. А если вы еще никогда не собирали мотоцикл, следует выбрать что-то попроще, что будет несложно воплотить в жизнь и потом преобразовать и усовершенствовать. Именно для этого выберите то, от чего вы будете отталкиваться при сборке вашего «коня».
На этом этапе необходимо полностью осознать идею будущего мотоцикла. Составить так называемый план действий. Вам необходимо продумать дизайн, форму мотоцикла, набор деталей, который вам понадобится для сборки, компоненты двигателя (его мощность) и прочее.
Кроссовый мотоцикл своими руками
Несмотря на высочайшие технические показатели такого типа мотоциклов, как кроссовый, выполнить его сборку своими руками вполне реально. Безусловно, ничто не мешает просто купить уже готовую модель, однако ведь далеко не всегда заводские образцы способны удовлетворить все желания конкретного мотолюбителя, к тому же такая покупка наверняка обойдется недешево, а самодельный мотоцикл позволит сэкономить существенный объем финансовых средств. Однако здесь необходимо четко соблюдать все требования, предъявляемые к монтажу, иначе конечный результат может оказаться весьма неутешительным.
Смотрите видео
Как собрать мотоцикл?
Мотоцикл – средство передвижения, которое, возможно, уже более актуально, чем автомобиль. На мотоцикле можно избежать многочисленных и затяжных пробок. Но стоит учитывать, что содержать мотоцикл не так уж дешево. Ремонт «железного коня» может обойтись вам дороже, чем ремонт автомобиля.
Порядок самостоятельной сборки кроссового мотоцикла
Правильнее всего будет начать сборку с колес, которые можно свободно приобрести в любом магазине запчастей для мотоцикла. Существует два наиболее распространенных варианта крепления этих элементов: приобрести обод и выполнить замену спиц или просто установить на аппарат литые спортивные колеса.
Вилка для кроссового мотоцикла должна быть классической и иметь весь спектр регулировок. Оптимальным для нее будет размер в 43 мм.
Для того чтобы повысить надежность системы тормозов, нужно увеличить их мощность. Как вариант, иногда просто увеличивается диаметр тормозного диска.
Особое внимание следует уделить и подвеске, которая монтируется на самодельный кроссовый мотоцикл. Наиболее подходящими для нее станут стоковые амортизаторы, которые можно заказать и непосредственно у производителя, но при этом важно указать возможную массу аппарата для того, чтобы элементы подвески оснастили соответствующими пружинами.
Если говорить о двигателе, то обязательно стоит упомянуть, что его тягу можно увеличить путем уменьшения потерь при впуске. Чтобы обеспечить это, стандартный фильтр из бумаги в старом двигателе заменяется на поролоновый, после чего обновленный мотор устанавливается в систему будущего кроссового мотоцикла. Кроме того, изменениям подлежит и карбюратор, который должен обеспечивать хорошую работу двигателя при максимальных оборотах.
Чертежи 2х2
Основа мотовездехода (или квадроцикла) — это рама из труб или квадратного профиля. Силовая установка подойдет от мотоблока (6,5-7,5 л.с.). Привод делают чаще на заднее колесо (иногда на 2), оно вращается с использованием цепной передачи.
Подвеску компонуют без амортизаторов, колеса имеют в диаметре 20-25 дюймов.
Определившись с базовыми параметрами, рисуют эскизы, еще раз проверяют все размеры, делают расчеты. После этого подготавливают чертежи, иногда за основу берут уже существующие образцы, переделывая их под свои нужды.
Как сделать вездеход из мотоцикла?
В последнее время широкую популярность приобрели конструкции вездеходов, которые делаются из обычных мотоциклов. Кроме развлекательных функций, которые несет в себе такой аппарат, он является и весьма надежным средством передвижения.
Так, самодельные вездеходы из мотоциклов можно подразделить на несколько категорий, основной из которых являются, естественно, квадроциклы. Эти транспортные модели удивительным образом сочетают в себе мобильность мотоцикла и устойчивость, присущую автомобилям. Благодаря тому что каждое из колес квадроцикла имеет собственную подвеску, аппарат способен преодолевать практически любые, даже самые крутые неровности дороги.
Юрий Шиф: «Надо просто строить мотоциклы»
Минчанин Юрий Шиф – один из ведущих специалистов по кастомам постсоветского пространства, участник и победитель международных шоу и чемпионатов. «Мотоэксперт» расспросил Юрия про особенности белорусской школы кастомайзинга и секреты постройки чемпионских мотоциклов.
Мотоцикл по индивидуальному проекту – это насколько серьёзно? Поменять колёса с рулём и покрасить бак считается?
Такие проекты должны дорого стоить. Кто может себе позволить кастом вашего уровня?
Заказчиков можно разделить на три категории: бизнесмены, публичные люди и все остальные. География широкая, покупают люди из Европы и Азии. Больше всего клиентов из России, причём далеко не всегда они там живут.
Беларусь находится между Россией и Европой. Даёт ли это преимущества перед российскими мастерами?
Поскольку основная масса наших клиентов из России, я всерьёз задумывался, где открывать мастерскую, в Москве или Минске. Но в российской столице производство обошлось бы намного дороже. Больше пришлось бы платить сотрудникам, да и другие расходы выше. Некоторые детали мы отдаём сторонним производителям. С какими-то сложными вещами наше оборудование справиться не может, а держать, к примеру, серьёзный станочный парк при небольших объёмах смысла не имеет. Поэтому мы проектируем всё сами, а изготовление некоторых деталей заказываем на стороне. Причём не в России или Европе, а в Минске. Это ещё одна причина держать мастерскую здесь. В Минске хорошая культура производства, много заводов, способных решать самые разные задачи. Всё происходит официально, не нужно договариваться с дядей Васей за бутылку или торговаться, если кто-то решил с тебя содрать побольше денег. В Москве заводы закрываются или перепрофилируются, специалисты уходят. А здесь удалось сохранить то хорошее, что было при Советском Союзе. Осталась школа, происходит преемственность поколений. Так что в этом плане Минск – передовой город.
Откуда берутся сотрудники, если в стране отсутствует школа кастомайзинга?
Работает принцип сита. Насыпаете его доверху песком, промываете, и на дне остаётся золотая песчинка. Нужно больше людей – приходится больше грести. Люди появляются из самых разных областей. Главное – способность работать руками и при этом обучаться. Таким вещам ведь нигде не учат. Так что у человека должен быть набор определённых навыков и талантов, который разовьётся уже в процессе работы. Подготовка у всех разная, кто-то начинает вести проекты практически с самого начала, кто-то втягивается довольно долго. Коллектив у нас большой, на разных этапах к одному мотоциклу могут подключиться все сотрудники, так что возможности для обучения и развития большие. Сам я тоже люблю работать. Особенно напильником, это мой любимый инструмент. Хотя в последнее время больше руковожу.
Как в Беларуси обстоят дела с кастомайзингом? Есть конкуренты?
Появляются люди, делают интересные вещи. Но я не делю кастомайзинг на российский и белорусский. У нас в этом плане очень много общего, и проводить границу было бы не очень правильно. Вообще, у нас и страна фактически общая, так что все процессы очень похожие.
Российский экономический кризис сильно по вам ударил?
Я бы не назвал это кризисом. Это новые экономические реалии, с которыми нам теперь предстоит жить. Работать больше, зарабатывать меньше. Поскольку мотоциклы мы продаём в основном в Россию, на нас ситуация тоже отражается. Бывает, мы продаём технику в Европу, Америку или арабские страны, но это единичные случаи, а основной клиент здесь.
Была история, когда вы сделали проект мотоцикла для Минского мотовелозавода, и даже был построен прототип. Причём очень симпатичный, с дизайном на уровне лучших европейских моделей. Куда он в итоге пропал?
Когда у завода сменился собственник, возникла идея сделать совместный проект. Я разработал дизайн неоклассика, дело почти дошло до производства. Его показывали на выставке в Италии, местные компании готовы были поддержать проект, но качественно реализовать так и не получилось. Одно дело – пробные экземпляры, а другое – серийное производство технически сложного продукта со стабильным качеством. Им у нас разучились заниматься, а это очень серьёзная история.
Сложно ли легализовать самодельный мотоцикл, чтобы можно было на нём ездить по дорогам?
Процедура у нас уже отработана. Она одинакова по сложности что в России, что в Беларуси. И это часть нашей работы, которую надо принимать и выполнять.
Ваши мотоциклы участвуют в соревнованиях, получают призы. Как работает эта система? Вы просите у заказчика оплаченный им мотоцикл, чтобы отвезти на шоу?
Бывает и так, и нам ещё никто не отказывал. Некоторые мотоциклы принадлежат мастерской. Это наше лицо, они хранятся у нас, мы их показываем нашим гостям и вывозим на мероприятия.
Есть любимые исторические периоды, которые отражаются в мотоциклах?
Мотоцикл – вещь не очень старая, ему чуть больше 100 лет. Вся мотоциклетная история заслуживает внимания и любви. Нужно знать историю, знать традиции. Обычно кастомайзеры выбирают один стиль и в нём строят свои мотоциклы. А мне нравятся разные стили, я люблю переключаться с одного на другой, сегодня сделать что-то олдскульное, завтра – из будущего.
Какое образование нужно кастомайзеру?
Образовывается человек во время жизненного пути. Даже после профильного вуза человеку на работе обычно советуют забыть всё, чему его учили. А в нашей работе тем более. Для общего развития подойдёт и техническое, и художественное.
Из каких мотоциклов хочется строить кастомы, из каких – не хочется?
Как рождается проект мотоцикла? Как попросит заказчик?
Это результат совместной работы, процесс взаимного перетекания идей. Начинается со знакомства, дружбы, мы много общаемся, и из этого появляется мотоцикл. Мотоцикл Ducky строился специально для большого европейского шоу и потребовал длительной подготовки. Суть была в том, чтобы на глазах у зрителя за три дня полностью сделать кастом. У таких соревнований есть достаточно строгие правила, в них прописано, какие детали можно привезти с собой, что нужно сделать на месте. В конце мотоцикл обязательно нужно завести. И мы выиграли в Германии у немецкой команды.
«Юрий Гагарин» – другая история. Она началась восемь лет назад с мотоцикла «Валерий Чкалов». Он понравился одному из заказчиков, но мотоцикл не продавался, а копии мы не строим. Поэтому мы построили продолжение на ту же тему, вторую часть триптиха. Через какое-то время возьмёмся за третью, но что это будет, я пока не знаю. Идеи мотоциклов иногда вынашиваются много лет, особенно когда это сложные проекты с продолжением.
Много уходит времени на один мотоцикл?
По-разному бывает. Абсолютный рекорд – проект «Терминатор». Мы делали его два с половиной года. Но рекорд получился не только временной. Таких сложных, трудоёмких и технологичных мотоциклов у нас больше не было. Его практически полностью сделали из нержавеющей стали, особый двигатель, особая подвеска, все узлы уникальные.
Как всё это работает? Нет проблем при езде? И насколько вообще важны ходовые качества для кастома, который делается в основном для показа, а не для езды?
Разработкой экзотических на вид узлов занимаются специалисты, которые очень хорошо разбираются в предмете. Про «Терминатора» мы даже сняли видеоролик, где показывается, как на ходу работает его подвеска. Так что все наши мотоциклы способны ездить, и некоторые действительно выезжают на дороги. Но тут опять-таки многое зависит от задач. Если нужно выиграть чемпионат мира по кастомайзингу, вряд ли на нём каждый день будут кататься на работу.
Вы ставите на некоторые кастомы очень сложные и необычные моторы, вроде четырёхцилиндрового «оппозита». Но постройка уникального и работоспособного двигателя – большой труд, требующий высочайшей квалификации…
На самом деле костяк нашей команды до кастомайзинга занимался моторными видами спорта, специализировались на картинге, выиграли несколько чемпионатов Беларуси и России. Поэтому наши инженеры хорошо разбираются в двигателях и могут построить очень сложные узлы.
Осталась ли в кастомайзинге какая-то большая цель, ещё что-нибудь выиграть или построить что-то грандиозное?
На самом деле мы уже выиграли достаточно титулов, удовлетворили все амбиции и всё всем доказали. Очень уважаемый мной кастомайзер, кастом-критик и блоггер американец Сирил Хьюз научил меня одной правильной вещи. Нужно просто работать и не думать, какие они будут получать призы. Самое главное – не занимать хорошие места, а строить хорошие мотоциклы, и тогда всё получится.
Уютный бронежилет > 19 Ноября 2021 17:26 Николай Богомолов
Этап второй: рисуем схему
На этом этапе нужно нарисовать схему будущего мотоцикла. Необязательно быть выдающимся художником, чтобы суметь нарисовать схему мотоцикла. Пусть это все будет очень условно, главное, чтобы вы перенесли свою идею на бумагу. Вообще, все идеи стоит зарисовывать и записывать на бумаге, поскольку, возможно, в процессе вы будете сами совершенствовать свои же идеи, и для того, чтобы ничего не забыть, все фиксируйте и зарисовывайте.
По готовой схеме можно составить масштабный чертеж, на котором рассчитать размеры деталей для мотоцикла (например, рамы). Для этого нам понадобится:
Будет полезно сделать не только общий чертеж мотоцикла, но и всех деталей в отдельности. Имея перед собой наглядную схему, вам будет проще ориентироваться во время сборки мотоцикла, что снизит риск возникновения ошибок. Так, впоследствии по готовому чертежу вы сможете проверить, все ли детали установлены верно, не забыли ли вы ненароком чего-нибудь.
Можно также нарисовать готовый мотоцикл и раскрасить его по цветам.
Этап четвертый: сборка вручную
Если опыта у вас не очень много, возможно, с первого раза не получится собрать все,
как положено. Главное – не отчаиваться. Вы всегда можете попросить совета у специалистов, у тех людей, которые имеют дело со сборкой мотоцикла или просто знают его строение. Также в Интернете есть множество ресурсов, которые помогут вам разобраться в строении мотоцикла.
Мотоцикл ручной сборки называется «кастомный», что значит «пользовательский». Этот термин характеризует вид мотоцикла в качестве сборного, что говорит о том, что все детали подбирались вручную, и дизайн также является уникальной идеей — вашей или кого-либо другого.