Переполюсовка аккумулятора автомобиля как правильно
Востановление ёмкости аккумуляторов, или «переполюсовка» V2
Итак часть №2
Расскажу про регенерацию большого акка, а именно VARTA Blue dynamic D24(60а/ч) которому уже 5лет.
Началось все ещё с лета, когда он уже не ахти крутил, в середине октября встал совсем, зарядил его по полной, попутно поэкспериментировал с маленьким акб 12/7, методом двойной переполюсовки, он успешно восстановился, а я параллельно катался на свеже заряженной варте.
И вот в середине ноября, варта приказала долго жить, после 2х суток стоянки, пришлось прикуривать.
Подменным акком помог одноклубник с нашего субару клуба Нижний Новгород «Роман (Bacardi)», за что ему огромная благодарность, а я занялся своим, заняла у меня это без малого, 2 недели!
Итак погнали:
Первым делом, т.к. у Романа акк тоже не первой свежести, поставил подменный акк на сутки, на зарядку, после полной его зарядки, махнул местами их на авто, и чтобы тест восстановления был более правдивым, зарядил свой тоже до полного, тоже ушли сутки, дальше разряд лампой 12в/60Вт, что примерно является 5амп разряда, на деле же мультиметр показал 4.8ам, результаты меня не порадовали, с полного заряда с 13в, до 10.2в(1.7в на каждой банке), акк сел примерно за 3 часа, что собственно является примерной его ёмкости 4.8х3=14.4а/ч, ну что сказать, акк труп, и максимум подходит для света в гараже(погреб), светодиодной лампой, куда собственно ему и место уже было подготовлено.
До нуля он сел ещё за час, а вот дальше идут дни куда, почти 2 недели, полная разрядка составила 3 дня(рекомендуется неделя), а связанно это с тем, что с лампой на нём ноль, отключаю лампу поднимается до 5в, подключаю лампу, опять ноль, заряд на акке ещё есть, хоть и мизерный, нам этого не надо, и вот спустя 3 дня, с отключенной лампой он показал 1в, ну что же, была не была, ищу места где паяльником превратить не обслуживаемый аккумулятор, в обслуживаемый, все разметил, проплавил шесть отверстий, в них через шприц заливал дистиллированную воду, ушло аж 800мл, по 200мл в две крайние банки и по 100мл в остальные, запаял их термопистолетом, подключаю зарядник, в разрыв через ту же самую лампу, током 1амп, малый ток заряда был специально выставлен, чтобы при переполюсовке не покоробило и так уставшие 5ти летние пластины, плюс чтобы сульфат лучше убрало с этих пластин, и вот пошли 6 дней заряда в обратной полярности, никогда не думал что 6 дней могут так долго длиться))).
Прошли 6 дней, акк уже перестал брать заряд, на мультиметре показывает 15.5в с подключенным зарядным устройство, и на этом показатели замерли, снял с зарядки, дал 3 часа отдохнуть-остыть акку после зарядки, меряю вольтаж 13.2, нужные цифры в принципе, вешаю лампу, пошёл второй этап разряда, чудо не ожидал, но выдало до 10.2в аж 7 часов, что против 3 часов, разница в 2 с лишним раза, и 7х4.8=33а/ч, а есть приход то, есть! Хотел даже так оставить, от греха подальше, вдруг пластины не выдержат переполюсовку в нормальную полярность, но и акк стал прямой полярности, а не обратной, и клеммы у меня уже не достанут, плюнул, все равно его в гараж готовил, решил продолжать, и того ещё 3 дня разряда, до нуля, опять заряд через лампочку, током 1амп, опять 6 дней ожидания, и вот заряд опять окончен на тех же цифрах 15.5в, после которых акк уже отказывался брать заряд, опять 3 часа отдыха после заряда, и опять показывает 13.2в, цепляю лампочку, погнали, финишный тестовый разряд до 10.2в, и результат, результат меня ооочень порадовал, 11 часов, 11 блин часов, 11х4.8=52.8А/Ч
Всё финиш! От результата я мягко говоря в шоке.
Теперь на тестах этого аккумулятора, только зима и как он покажет себя, на авто, а не на лампе.
Огромное спасибо выражаю Роману (Bacardi), за подменный аккумулятор, на время всех экспериментов.
Переполюсовка аккумулятора
Правильное обслуживание авто необходимо, чтобы транспортное средство работало безотказно. Но даже при правильном уходе автомобильный аккумулятор теряет емкость. Если причиной неисправности является осадок сульфата свинца на поверхности пластин, спасти может переполюсовка, как крайняя операция по восстановлению. Специалисты утверждают, что шоковая операция может привести к полному внутреннему разрушению или частичному восстановлению емкости.
Зарядка аккумулятора переполюсовкой
Ваш аккумулятор не принимает заряд, через 3-4 минуты начинает кипеть, а разряжается за считанные минуты автомобильной лампочкой? Если электролит светлый, в нем нет мути, а на свинцовых пластинах виден белый налет – произошла сульфатация. Нерастворимый осадок не позволяет ионам подойти к пластине, зарядить ее. Вы пытались разрушить накипь всеми известными способами, не получилось?
Осталось сдать отработанную батарею на утилизацию. Только когда все способы десульфатации исчерпаны применяется переполюсовка – смена соединения ЗУ с плюсовой клеммы на минусовую. При этом свинцовая пластина аккумулятора получает положительный заряд, а диоксид свинца отрицательный. У новых бюджетных моделей АКБ свинцовые пластины тонкие, они могут разрушиться, прежде чем растворится сульфат. Переполюсовка аккумулятора может иметь дурные последствия, если есть банки с коротким замыканием или осыпавшейся активной массой.
Чем опасна переполюсовка при прикуривании
Не всегда провода для прикуривания имеют маркировку для соединения плюса и минуса аккумулятора. В темноте, тесноте, спешке перепутать их можно. Это единственная причина переполюсовки при прикуривании автомобиля. Поэтому во всех инструкциях есть пункт, проверить соединение дополнительно.
Перепутанные провода соединят 2 батареи последовательно, выдав напряжение 24 В. На выходе перемычка – организовано короткое замыкание. Последствия – ожоги рук, возгорание. В этот момент может взорваться аккумулятор меньшей мощности.
Часто, вопреки инструкции, при этом еще включен автомобиль донор, у обеих машин может отказать ЭБУ, сгореть диодный мост. Но если спохватиться и снять провода быстро, обойдется несколькими предохранителями. Аккумулятор автомобиля после обнаружения ошибки необходимо быстро разрядить, проверить состояние и правильно зарядить от сети. В современных авто предусмотрена защита аккумулятора и бортовой сети от переполюсовки.
Как сделать переполюсовку аккумулятору
Любой аккумулятор, отработав 2-3 года, теряет емкость по разным причинам. Какая-то из ячеек может сесть из-за осыпавшейся массы. Случится короткое замыкание, и банку нужно менять. Иногда электролит становится черным от окислившейся пластины, иногда высокое сопротивление токам зарядки создает твердый осадок белого цвета на пластинах. Сульфатирование убирают разными способами, но если налет на пластинах остается, крайний способ – переполюсовка. Нельзя использовать метод, если в банках мало электролита, нужно добавить. Старые модели аккумуляторов имеют толстые свинцовые пластины и лучше других выдерживают смену полярности.
Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы чистят от сульфатирования импульсными токами. Переполюсовка для них противопоказана – нельзя выполнять глубокий разряд и организовать «кипение». Даже замер плотности электролита в необслуживаемом устройстве проблематичен.
К чему может привести переполюсовка литиевого аккумулятора? Такие АКБ требовательны к эксплуатации, не переносят перенапряжения и глубокого разряда. Аккумуляторы работают с балансирами и специальными контроллерами защиты, предупреждающими выход за режим безопасности. Сульфатации устройства не подвержены, переполюсовка недопустима.
Порядок действий при переполюсовке аккумулятора
Операция проводится в вентилируемом помещении. Необходимо контролировать процесс, придерживаясь рекомендаций. Перед зарядкой убедиться, что пробки на банках сняты. Выделяющаяся при реакции смесь взрывоопасна.
Предлагается схема переполюсовки аккумулятора от специалистов.
Процесс может идти несколько суток. За это время нерастворимый осадок постепенно диссоциирует ионы свинца в раствор электролита, его плотность повышается. В конце зарядки ареометр покажет рабочие параметры, пластины очистятся. Этот процесс называют переполюсовкой, и оставляют аккумулятор работать так после восстановления емкости.
Двойная переполюсовка аккумулятора – процесс, когда после снятия первого заряда любым сопротивлением, прибор снова ставят на зарядку, но в прямом направлении. В этот момент возвращается классическая полярность, и восстановленный переполюсовкой автомобильный аккумулятор сохранит работоспособность на годы.
Предлагаем посмотреть видео о порядке восстановления аккумулятора методом переполюсовки.
Аккумулятор – переполюсовка своими руками
Прежде чем делать переполюсовку аккумулятора самостоятельно, нужно попытаться провести растворение сульфата свинца другими способами. Опасность процесса в конструкции АКБ. Российские европейские производители ставят более толстые свинцовые пластины, они выдерживают нагрузку переполюсовки. Но замыкание банок и в них не исключено. Поэтому набивать руку следует на аккумуляторе, подготовленном на утилизацию по причине сульфатирования.
Результаты восстановления аккумулятора переполюсовкой получаются разными. Отзывы на эту операцию противоречивые, но сводятся к тому, что лучше купить новый аккумулятор, чем вздрагивать каждый раз, когда запуск мотора авто затрудняется.
Переполюсовка аккумулятора, восстановление – видео
Предлагаем посмотреть доступное объяснение специалиста, нужно ли и как реанимировать аккумулятор переплюсовкой. Автор просто излагает пошаговую инструкцию с собственными рекомендациями.
Что такое переполюсовка аккумулятора и как её сделать
Автомобильные АКБ выполняют несколько задач, поставленных перед ними. Основная функция заключается в обеспечении запуска двигателя. Также батарея может выступать источником питания для разных потребителей, таких как магнитола, подключённый к прикуривателю автопылесос, компрессор и пр.
При старте ДВС АКБ теряет часть своего заряда. Компенсируется он за счёт подпитки от генератора при работе двигателя во время поездок. Если этого недостаточно, аккумуляторы снимают и подзаряжают на специальных устройствах (ЗУ).
Под влиянием различных факторов, включая естественный износ, аккумулятор теряет ёмкость. Случается так, что падение ёмкости связано с выпадением осадка сульфата свинца на поверхностях пластин. Такой процесс называют сульфатацией. Одним из решений такой проблемы может стать переполюсовка.
Зачем нужна переполюсовка
Представьте ситуацию, когда при подключении зарядного устройства к АКБ она буквально через несколько минут начинает кипеть. При этом разряд происходит буквально от незначительного потребителя. Не всегда удаётся даже запустить двигатель.
Когда проверка состояния электролита показывает, что он прозрачный, отсутствуют мутные следы, но на свинцовых пластинах формируются отложения в виде белого налёта, вывод очевиден. Это сульфатация.
Осадок не растворяется, он не позволяет ионам подходить к пластинам, чтобы зарядить АКБ.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, можно выбрать 2 пути. Это утилизация АКБ либо попытка её восстановления.
Реанимировать батарею, которая столкнулась с сульфатацией, можно с помощью переполюсовки автомобильных аккумуляторов.
Использовать переполюсовку, то есть изменение полярности клемм при зарядке АКБ, рекомендуется только в крайних случаях, когда другие меры не помогают.
Суть переполюсовки достаточно простая. Нужно поменять местами соединения клемм между аккумулятором и зарядным устройством. Плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.
Переполюсовка ведёт к тому, что на свинцовые пластины поступает положительный заряд, а на диоксид свинца идут отрицательные заряды.
Недорогие АКБ отличаются тем, что у них толщина пластин незначительная, что может привести к их разрушению. При переполюсовке можно столкнуться с некоторыми негативными последствиями. Поэтому будьте предельно аккуратными, планируя провести подобное мероприятие.
Как это делается
Теперь немного подробнее о том, как правильно сделать переполюсовку на аккумуляторе и что следует знать о проведении этой процедуры.
Обязательно выбирается хорошо проветриваемое помещение либо помещение с принудительной вентиляцией. Весь процесс следует строго контролировать, не оставляя батарею без внимания.
Перед началом операции пробки с банок нужно обязательно снять. Пары, выделяющиеся при возникновении реакции, имеют взрывоопасный характер.
Если вы решили сделать переполюсовку для своей АКБ, строго придерживайтесь правил пожарной безопасности и индивидуальной защиты.
Сама переполюсовка для аккумулятора от автомобиля правильно выполняется в такой последовательности.
Если переполюсовка для аккумулятора вашего автомобиля будет выполнена правильно, произойдёт процесс, обратный сульфатации. То есть нерастворимый осадок начнёт постепенно разрушаться, плотность электролита увеличиваться. По завершению процедуры на ареометре можно увидеть вполне рабочие показатели, а пластины станут чистыми.
В качестве внешнего сопротивления, когда выполняется переполюсовка путём изменения полярности АКБ от автомобиля, можно использовать обычную лампочку.
Завершив переполюсовку, требуется оставить АКБ для полного восстановления ёмкости на зарядном устройстве.
Двойной переполюсовкой называют процесс, при котором снимается первый заряд сопротивлением, АКБ снова заряжают, но уже при правильном положении клемм. То есть применяется нормальная полярность, когда плюс идёт на плюс, а минус соединяется с минусом.
Если всё сделать грамотно, тогда батарея после восстановления сможет прослужить ещё не один год. Но прибегать к таким мерам следует лишь в том случае, когда никакие другие методы уже не помогают, а на покупку нового аккумулятора денег нет.
В чём опасность процедуры
Некоторые автомобилисты, узнав о таком методе восстановления старых и изношенных АКБ, подверженных сульфатации, сразу же спешат переполюсовать батарею.
Но спешить точно не стоит. Следует напомнить, что это крайняя мера, которая не всегда даёт положительный результат.
Бывает и так, что переполюсовка проводится случайно. Чаще всего это встречается при прикуривании от другого автомобиля. В этом случае, перепутав провода-крокодилы местами, батареи соединятся последовательно, и напряжение возрастёт до 24 В. Это может привести к:
На современных автомобилях предусмотрена защита от случайной переполюсовки для АКБ и бортовой сети.
Что же касается обычной переполюсовки, когда АКБ соединяется с зарядным устройством, то здесь возможно несколько вариантов. Если пластины не осыпались и короткого замыкания на них нет, всё пройдёт нормально.
Когда АКБ не предназначена для таких процедур, ей противопоказана смена полюсов, тогда произойдёт отказ, может повредиться не только батарея, но и само зарядное устройство. Также пострадает сам человек, находящийся рядом. Не исключается разрыв корпуса, выход наружу электролита, являющегося по своей сути разбавленной, но очень опасной серной кислотой.
На каких АКБ можно проводить
Сульфатация проявляется в виде накапливания твердого белого осадка на пластинах. Есть разные способы его удаления. И крайним решением считается переполюсовка.
Ни в коем случае не применяйте такой метод, если уровень электролита в батарее снижен. Сначала нужно долить жидкость.
Приведём примеры того, в каких случаях можно, а когда нельзя проводить подобные мероприятия по восстановлению аккумуляторных батарей, в зависимости от их типа.
В итоге получается, что изменить полярность получится только на обслуживаемой аккумуляторной батарее свинцово-кислотного типа, у которой используются достаточно толстые свинцовые пластины. Но даже для них такая процедура потенциально опасная.
Все остальные виды АКБ для переполюсовки не подходят.
Как самостоятельно выполнить переполюсовку аккумулятора
Автомобильный аккумулятор – прибор, который мы не замечаем до тех пор, пока он не начинает проявлять строптивость, отказываясь прокручивать стартер. Обычно, если не нарушать условий эксплуатации, батарея деградирует постепенно, теряя свою ёмкость, пока её не окажется недостаточно для пуска двигателя.
Но российский автомобилист не слишком склонен выполнять рекомендации производителей, поэтому не исключены ситуации, когда АКБ приходит в негодность гораздо раньше заявленного срока.
Довольно частой причиной досрочного «ухода на пенсию» является сульфатация пластин – возникновение на их поверхности слоя сульфата свинца, который уже не в состоянии разлагаться на составляющие во время зарядки, как это происходит в норме.
Существует немало способов десульфатации, но когда они оказываются безрезультатными, прибегают к достаточно рискованному, но часто дающему нужный эффект методу. Имя его – переполюсовка.
Что такое переполюсовка, что она даёт
Терминологически переполюсовка автомобильного аккумулятора имеет два неравноправных значения.
Одно из них предполагает, что при выполнении зарядки АКБ с помощью зарядного устройства водитель по невнимательности перепутал полярность, подключив к плюсовой клемме минусовый провод. Такая ошибка вызывает короткое замыкание с самыми неприятными последствиями и для ЗУ, и для автомобиля.
Но существует и другая интерпретация – когда аккумулятор разряжают «в ноль» и затем совершенно осознанно заряжают с обратной полярностью. Для чего это делается?
Ответ на этот вопрос банален: для борьбы с сульфатацией пластин. Считается, что если зарядить батареи не в обычной полярности, удастся избавиться от налёта сульфата свинца, который закупоривает положительные пластины батареи, тем самым существенно снижая площадь контакта электролита с намазкой электродов.
То есть если сделать минусовую клемму плюсовой, то можно добиться того, что фактически «мёртвый» источник питания становится работоспособным. Правда, рассчитывать на то, что он прослужит более одного сезона, не стоит. Но месяца на 3–5 батареи вполне может хватить, и это вполне может стоить затраченных усилий.
Использование метода переполюсовки многими специалистами не рекомендуется, особенно если не апробированы другие, более безопасные и щадящие методы. Если ёмкость батареи просела на 15–20%, переполюсовку выполнять однозначно не стоит. Она допустима только в наиболее критичных случаях, когда реанимировать АКБ другими способами не удаётся.
Как сделать переполюсовку АКБ своими руками
Сульфатация пластин – процесс неизбежный, но неосмотрительные действия или пренебрежение уходом за батареей могут ускорить этот процесс. Если вы не следите за уровнем электролита, если у вас старое нерегулируемое зарядное устройство, но вы никогда не контролируете процесс зарядки, допуская длительное кипение жидкости, вот вам и причины ускоренного образования на пластинах солей свинца в виде белого твёрдого налёта.
Существует немало методов борьбы с этим явлением, но если они не дают практических результатов, остаётся один из самых кардинальных способов – изменение полярности аккумулятора. Отметим, что наилучшие результаты достигаются на аккумуляторах устаревших моделей – на них стоят достаточно толстые пластины, которым вполне по силам выдержать такой экстремальный эксперимент, как смена полярности.
Допустимо ли изменение полярности АКБ, изготовленных по литиевой технологии? Ответ также будет отрицательным. Такие батареи отличаются высокой требовательностью к условиям эксплуатации, для них глубокий разряд, как и для кальциевых аккумуляторов, губителен. К тому же литиевые батареи комплектуются специальными балансирами и защитными чипами, которые не позволяют выполнять зарядку в критически опасных режимах. Наконец, здесь электроды не подвержены сульфатации, поэтому переполюсовка может одномоментно вывести АКБ из строя.
Как правильно сделать переполюсовку автомобильного аккумулятора
Как и в случае обычной зарядки, операцию следует проводить в хорошо вентилируемом помещении, придерживаясь основных правил техники безопасности при работе с электрическими приборами и химически активными веществами.
Если уровень электролита в батарее недостаточный, его надо долить. Переполюсовка осуществляется при открученных пробках, при этом нужно помнить, что из отверстий могут выделяться взрывоопасные газы.
Если желаемого улучшения вы не добились, можно попытаться выполнить двойную переполюсовку. Суть процедуры заключается в повторной полной разрядке аккумулятора внешним сопротивлением и ещё одной зарядкой, но уже в нормальной полярности. Часто именно такая операция помогает восстановить ёмкость батареи до приличного уровня.
Чем опасна переполюсовка
Нужно понимать, что падение показателей АКБ не означает, что причина кроется именно в сульфатации пластин. Возможно, всё дело в закорачивании банок или в изменении плотности электролита. В таких случаях процедура зарядки методом переполюсовки гарантированно не улучшит ситуацию и, скорее всего, приблизит кончину источника питания. Не стоит пытаться применить её и в отношении дешёвых батарей – там часто экономят именно на свинце, делая пластины слишком тонкими, чтобы иметь шанс на десульфатацию.
Рассмотрим случаи, когда переполюсовать аккумулятор бесполезна:
Так что пред использованием переполюсовки желательно убедиться в отсутствии вышеназванных проблем.
Отрицательные моменты процедуры:
Так что перед переполюсовкой стоит испробовать другие методы десульфатации.
Лечение сульфатации АКБ двойной переполюсовкой.
И так наступили холода и первым делом мозги начал жрать аккумулятор… установлен у меня VARTA D39 silver dynamic, емкость 63а/ч, пусковой ток 610А, покупался практически ровно 3 года назад. Симптомы — быстро разряжается и так же быстро заряжается, по утрам хватает на 5-6 оборотов стартера и он умирает, ток утечки в пределах нормы. С учетом его возраста и потерянной емкости вариант напросился только один — сульфатация плюсовых пластин… Решено попытаться восстановить обратным током, всяко лучше чем сразу бежать за новым. Сразу скажу я пытался его несколько раз погонять зарядка-разрядка, но это никак не влияло на ситуацию.
И так процесс я думаю всем знаком: разрядка аккумулятор небольшим током до 0, нахождение его в таком состоянии около суток, после чего зарядка в обратной полярности, тоже небольшим током, зарядник поставил для небольших АКБ, не автомобильных, у него заявленный ток 900мА, по факту 850, что сильно не влияет. В итоге заряжался он двое суток до 13 вольт. После чего немного погонял туда-сюда, а потом снова поставил на разрядку малым током.
Сейчас он стоит почти сутки на этом же заряднике с током 850мА, напряжение зарядник выдает 14.5 вольта, думаю еще сутки постоит и либо он восстановит емкость, либо пойду за новым АКБ. По небольшим вычислениям из заявленной емкости оставалось максимум 10а/ч, посмотрю что будет после всех взаимодействий.
Если после полной зарядки его несколько раз погонять разрядка-зарядка, то он восстановит еще больше емкости.
Возможные негативные последствия
Из последствий можно выделить стандартные — замыкание банок и осыпание пластин, второе зависит исключительно от возраста АКБ и качества самих пластин. С учетом возраста моего АКБ, то я решил попробовать восстановить, т.к. восстановленные АКБ могут ездить годами, в зависимости от качества изготовления.
Двойная переполюсовка не панацея от всех проблем, она действенна при сильной сульфатации пластин, при условии, что сами пластины не осыпались и банки не замкнулись.
Мой АКБ необслуживаемый, поэтому уровень электролита проверялся исключительно на просвет, во всех банках уровень был довольно высокий и одинаковый.