Перевал актопрак на машине легковой
Кавказ в сентябре. Часть 7. Перевал Актопрак, Эльтюбю и Чегемские водопады
Торопиться нам сегодня особо некуда, гоняться за Эльбрусом по утрам больше не нужно. Поэтому неспешно собираем вещи и выезжаем из Тырныауза только в 9.30. Задача на сегодня – проехать через перевал Актопрак до селения Эльтюбю, где находится «город мертвых», а дальше до погранпоста и попытаться добраться до водопада Абай-Су.
Про перевал Актопрак читал очень много хороших отзывов – отличные виды с дороги, а сама дорога проще некуда. К сожалению, с погодой сегодня снова не везёт – пасмурное небо, хорошо хоть дождя нет.
Перед селом Былым направо уходит грунтовка – это и есть дорога через Актопрак. А если повернуть налево перед селом, можно было обнаружить там прекрасное Былымское озеро (озеро Гижгит). Причем, на самом деле, там 2 озера под таким названием — Уллу Гижгит и Гитче Гижгит. Но изначально в планы у меня не входило посещение этого места, и я не был подготовлен теоретически, поэтому поворот мы этот, естественно, проскочили и специально потом возвращаться не стали. Жаль, конечно, ведь время позволяло.
Высота перевала Актопрак около 2000 метров, но набор этой самой высоты здесь не резкий — мы даже и не заметили, как оказались на его вершине. Места здесь тихие, на всем протяжении дороги встретили только одну машину.
К счастью, погода немного наладилась, иногда проглядывало солнышко, а-то я уж поначалу совсем расстроился, что не удастся в полной мере насладиться хорошими видами с перевала.
Останавливаемся очень часто, вокруг совсем никого и сказочно красиво!
Перевал Актопрак: Дорога Красоты
Есть такие дороги, по которым не получится ехать быстро. И дело даже не в их качестве или загруженности — просто они проложены в очень красивых местах. Когда я разрабатываю маршрут своих путешествий, то на такие дороги отвожу очень много времени, зная, что буду постоянно останавливаться и любоваться видами 🙂 На Кавказе таких дорог много. В основном, это короткие срезки-перевалы между ущельями. Большинство из них доступны только для автомобилей, начиная с кроссовера и более. Но и есть и очень простые, как перевал Актопрак. Это самый короткий путь между Баксанским и Чегемским ущельями. Кто-то называет его дорогой смотровых площадок, а я же назвал проще — Дорога Красоты.
Баксанское и Чегемское — ущелья-соседи. Первое популярнее второго, потому что на ту дорогу, словно бусины, нанизаны самые популярные курорты Приэльбрусья, с детства знакомые слуху: Терскол, Чегет, Эльбрус, Азау…Второе ущелье больше известно своими знаменитыми водопадами. Правда, главная достопримечательность, «город мёртвых» Эльтюбю, не так известна широким массам и находится в глубине Чегемского ущелья, куда не проложен асфальт.
У меня были большие планы на съёмку в Эльтюбю, поэтому я решил на какое-то время там остановиться. И, находясь в Эльбрусе, ближе всего мне было добраться до Чегема конечно же через перевал Актопрак. Посудите сами: если ехать по асфальту, то сначала нужно выбраться из Баксанского ущелья, проехать какое-то время по трассе Баксан-Чегем и нырнуть в следующее ущелье, проехав его от начала и до конца. Путь по асфальту составил бы 165 км и занял бы 2 с лишним часа.
Путь через перевал Актопрак, соединяющая два ущелья, составляет всего 22 км. Конечно же, по времени это будут те же 2 часа (а то и больше), но это будут одни из самых запоминающихся двух часов в вашей жизни, поверьте 🙂
Утром, в день выезда, погода особо не радовала своим настроением. Зная о перевале только по отзывам и фотографиям, мне меньше всего хотелось ехать по этой дороге в дождь. Но мы рискнули и не прогадали — дождя не случилось, зато облака потрогали! 🙂
Чтобы из Баксанского ущелья попасть на дорогу через перевал Актопрак, нужно добраться до села Былым и повернуть направо (если едете из села Эльбрус). Через пару километров постройки заканчиваются и начинается девственная природа.
Правда, только на первый взгляд девственная. Эти места когда-то были плотно заселены балкарцами, которые жили тут до печально известной депортации 8-9 марта 1944 года. Тогда из Кабардино-Балкарии по приказу Берии было выселено выселено 37713 человек и отправлено на поселение в Казахстан и Киргизию. Приэльбрусье опустело в считанные дни.
По пути часто встречаются следы пребывания здесь людей: рукотворные террасы на склонах гор, остатки каменных фундаментов домов и ограждений, фруктовые сады.
Актопрак помнит события и более глубокой древности. С незапамятных времён этот путь являлся торговым, позволявший общаться между собой жителям двух ущелий.
Армия Тамерлана вошла в Баксанское ущелье из Чегемского только благодаря перевалу Актопрак. И в месте, где сейчас находится село Былым, осенью 1395 года состоялось кровопролитное сражение с войсками монгольского хана Тохтамыша. В этой битве Тамерлану удалось одержать важную для него победу.
На Актопраке и сейчас не безлюдно. Эти места очень любят пасечники, которые приезжают сюда на всё лето вместе с ульями. Вдоль дороги можно увидеть несколько пастушьих домиков с загонами — кошары. На крышах некоторых стоят спутниковые антенны и солнечные панели.
Дорогу перебегают небольшие табуны лошадей.
Где-то на горе появляется и сам пастух на быстром коне.
Останавливаемся на одном из поворотов, после которого начинается подъём. С дороги виден краешек природной арки, который я до этого видел в отчётах. Идём к нему.
Арка оказалась местом посещаемым — своды исписаны классическими «Тут был Вася» и менее классическими стихами. Вот одно из них:
В мой легкий день я буду вспоминать
Вином пиров наполненные чаши.
В мой трудный день я вспомню только мать
И горы, горы наши.
Эти строки принадлежат талантливейшему балкарскому поэту Кайсыну Кулиеву, который родился в высокогорном ауле Верхний Чегем. Сейчас он называется Эльтюбю, и мы туда едем.
Арка является неплохим укрытием от непогоды. В небольшой закрытой от дождя нише, где могут легко разместиться 2 человека, кем-то припасены сухие дрова.
Мимо нас проезжают люксовые кроссоверы туристов и легковые машины местных жителей. Не сказать, что их много, но дорога не заброшена.
Не спеша набираем высоту, оставляя за собой один за другим витки серпантина.
Наконец, достигаем самой высокой точки перевала — около 2000 м.
Упавшие на землю облака скрывают от взора высокие скалы. Одна из них носит имя Лха (2773 м). Она должна быть где-то на этом месте.
Где-то в этих местах снимались сцены из фильма «Земля Санникова». К сожалению, из-за низкой облачности найти вершины с кадров одного из моих любимых фильмов не удалось. Точно известно, что площадка находилась где-то ниже перевала.
Наконец, появляются первые признаки современной цивилизации — дачные домики и ЛЭП.
Мы спустились с перевала и выехали к дороге Чегемского ущелья. Налево — выход из него, направо — Эльтюбю и «город мёртвых», о котором я и расскажу в следующий раз.
—
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Северный Кавказ. Перевал Актопрак — в краю глиняных замков. Эль-Тюбю и Город Мертвых
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Приветствую. Продолжаю свой обзор по землям Северного Кавказа. Предыдущая часть отчета завершилась на прогулке по озеру Уллу Гижгит или Былым, как его еще называют. После спускаемся обратно в одноименный с озером поселок и сворачиваем с дороги направо в горы вот здесь (43.459505, 43.018899). Мы хотим попасть в село Эль-Тюбю в сторону Чегемского ущелья. Если поехать обычной асфальтовой дорогой, то потребуется преодолеть 120 км и около двух часов потратить на дорогу. У нас не было столько времени и желания, нам хотелось побыстрее и живописнее. Поэтому выбираем повернуть наперерез в горы, сократив путь до 50 км через перевал Актопрак.
И сразу попадаем в коровью пробку. Стадо достаточно многочисленное, медленно и не торопясь огибает нашу машину словно вода в океане омывает крупные валуны. Но тут появляются чабаны на лошадях с алабаями. Завидев как я фотографирую коровок и все вокруг, они подгоняя стадо, начинают широко улыбаться, свистеть, чтобы обратить на себя внимание и махать руками: «Эйхеей!». Машу им в ответ, приветствуя горный народ!
Меж тем продолжаем двигаться по хорошей накатанной грунтовке. Погуглив заранее, понимаем, что дорога не представляет особых трудностей, она каменная, широкая и идет вдоль родника. Периодически источник то пересекает грунтовку, то течет параллельно. Но сложностей не возникло. По обе стороны поднимаются высокие стены горных массивов, утопающие в зелени.
Как же здорово, что мы не передумали ехать по выбранному направлению, с набором высоты — поднимался и градус эстетического удовольствия! Повсюду открывались природные шедевры в виде остроконечных зубцов, окутанных облаками, альпийских склонов насыщенных изумрудных оттенков.
Периодически останавливаемся, окружающая красота просто зашкаливает. Горная растительность — трава и цветы настолько сочны и полны свежести, что хрустят под ногами, словно молодая капуста.
Выходим из машины, чтобы насладиться запахом горного воздуха, ароматом зелени и мокрой травы, моросящим дождиком и низкими облаками. Все это создает незабываемую картину в памяти, именно о таком отдыхе я и мечтала, сидя в офисе за компом и просматривая сотни фотографий с Кавказа на форумах.
В реальности же все гораздо красивей, объемнее, чем при просмотре чужих путешествий. Масштабы гор потрясают — они так близко, нависают над тобой, но не давят. Находится здесь было очень комфортно и совершенно не страшно. Дорога вилась вдоль горы Лха высотой 2773 метра, которая в этот день скрылась под уютным одеялом из облаков.
Это горная дорога поразила нас своими живописными поворотами, плавными спусками и подъемами, если не менее, то даже больше предыдущего путешествия на Джилы-Су. Здесь не было ни людей, ни машин, ни кафе. Только горы…
Бескрайние зеленые просторы, голубые дали, туманы и абсолютная тишина вокруг. Помимо своих умопомрачительных красот перевал имеет свою историю. Актопрак – это известнейший с древнейших времен перевал, позволявший общаться жителям Чегемского и Баксанского ущелий; через него проходил старинный торговый путь. О нем мы находим косвенное упоминание у Шереф эд-Дин Йезди, когда он ведет рассказ о походах к крепостям Кулы и Тауса: «Тимур, снова оставив обоз, двинулся оттуда к крепости Кулы и Тауса. Они также принадлежали к племенам обитателей Эльбруса».
У жителей тех мест были крепости и укрепления на вершине горы, и пройти туда чрезвычайно трудно вследствие высоты их, которая «была так велика, что у смотрящего мутился глаз и шапка валилась с головы, в особенности крепость Тауса, которая лежала на третьем уступе горы, как гнездо хищной птицы».
Во времена Великой Отечественной Войны высокогорный перевал Актопрак так же являлся стратегически важным направлением из Баксанского ущелья в Чегемское. Эта дорога для зажатых в Баксанском ущелье советских войск, по сути, стала «дорогой жизни». По ней осенью 1942 года велось снабжение войск продовольствием, боеприпасами, шла перегруппировка.
Еще интересный факт о перевале — здесь снимали некоторые сцены для советского фильма «Земля Санникова». И это не удивительно, Актопрак смело можно назвать музеем естественных смотровых площадок – вид, открывающийся с разных участков, поражает воображение.
Есть на Актопраке и следы инфраструктуры – часть холмов выглядит так, как будто их специально разровняли, по дороге попадаются опоры линий электропередачи (проводов, конечно, уже давно нет, а вот столбы остались). Растёт на перевале большой абрикосовый сад. В советское время здесь кипела жизнь – возделывались поля, активно ездили машины.
Впрочем, люди на перевале живут и сейчас – вы обязательно проедете мимо нескольких кошар. Это помещения для содержания овец, скота, жилище пастухов (чабанов). Если присмотреться к этим строениям внимательнее, можно заметить спутниковые тарелки и солнечные батареи. Любят это место и пасечники, размещающиеся на Акторпаке в тёплое время года.
Помимо домашнего скота, пасторально пасущегося на перевале, можно заметить стаи альпийских галок – эти представительницы семейства врановых гнездятся прямо в скалах. Они считаются самыми высокогорными позвоночными в мире – стаи таких птиц альпинисты встречали на Эвересте, на высоте 8200 метров над уровнем моря. Актопрак, конечно же, существенно ниже.
И снова останавливаемся на очередном повороте. Впереди замаячило Чегемское ущелье. Виды достойные, чтобы перевести дух, пофотографировать.
Горный массив у реки Чегем просто огромен при приближении телевиком. Вдоль дороги море цветов. И кстати о дороге, она оказалась совсем не страшной. Мне кажется, почти любая машина сможет с осторожностью преодолеть весь путь через перевал. Если конечно погода позволит и не будет проливного дождя.
Само слово Актопрак в переводе с балкарского означает белая глина. Далее из записок Виктора Котлярова известного литератора, корреспондента КБР: «Перебравшись на правую сторону перевала, окажешься среди невиданных сооружений – многоступенчатых замков, многометровых башен. Кто посмелее, может забраться в зигзагообразные галереи, проникнуть в узкие лазы, заканчивающиеся тупиком, или ведущие в шарообразные и продольные пещеры высотою в человеческий рост, а то и более».
И мы проезжаем эти глиняные замки с замиранием сердца, в такую погоду без солнца и облаками, эти природные исполины кажутся воротами в иной мир, скалы действительно напоминают башни сказочной горной страны.
Правда, при этом следует соблюдать немалую осторожность – почва здесь настолько непрочная, осыпающаяся под ногами, что, оступившись, мгновенно окажешься в расщелине или проеме глубиной в несколько метров. И без посторонней помощи сам выбраться не сможешь. Поэтому местные жители старались держаться от этих мест подальше. Путешественник В.Тепцов писал в своей работе «По истокам Кубани и Терека» (на самом деле – Черека): «Горцы… бояться заглядывать в темные ходы из суеверного страха – встретить там шайтанов. Пастухи прогоняют скот через тоннели Актопрака на другую сторону, но не нашлось еще смельчака, который сопровождал бы стадо по этим подземным галереям».
Вскоре после склонов с замками выезжаем на дорогу в Чегемском ущелье (43.369599, 43.168084). Поворачиваем направо в сторону села Эль-Тюбю и двигаемся еще примерно минут 20 по каменистой дороге вдоль реки Чегем. Чтобы проехав поселок насквозь, на его окраине на высоких склонах увидеть это.
Эль-Тюбю (43.267492, 43.151596) – селение в Кабардино-Балкарии; находится в Чегемском ущелье, носящее также название Верхний Чегем. Топоним переводится с балкарского, как «селение на дне долины». Аномальная зона Эль-Тюбю (аул долгожителей) признан официально Чудом России в 2009 году. Чудом этого места на Кавказе является именно долгожительство практически всех его жителей.
Именно в этих местах якобы были найдены остатки скелетов великанов. Их рост составлял приблизительно 10 метров. Эти высокие исполины по преданиям были древней расой, которую называли нартами. Правда или нет? Вот почему нас затянуло сюда. Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю — это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного.
У подножья вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 метров расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения. Скажу честно, место интересное, но не было ощущения комфорта, как на перевале.
Пока мы гуляли по склонам с древними могильниками, внизу в селе у подножия живописной горы Зинки (2360 метров) постоянно стонали то ли овцы, то ли козы, но звук этот был каким-то тревожным, разносясь эхом в этом загадочном месте среди могильников — свидетелей и хранителей вековых тайн.
Эль-Тюбю – самое насыщенное место Центрального Кавказа историческими памятниками и целебным микроклиматом, загадками Природы. Тысячелетиями это место манит завоевателей и кладоискателей, путешественников, магов и учёных. Следы древнего города включают в себя некрополь, на котором осталось 8 мавзолеев и множество надгробий. В мавзолеях видны остатки саркофагов. Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь странные чувства — и трепет, и опасение.
Сделаны мавзолеи, в том числе и их крыши, из необработанных камней без раствора. Всё это держится естественным образом за счёт грамотной кладки. От города остались только фундаменты зданий, заросшие травой и деревьями, однако хорошо угадываются контуры улиц, набережной реки, колодцев, водопровода, сторожевых укреплений. По этой долине когда-то проходил знаменитый торговый Шёлковый путь. Вечерело, и нам нужно было отправляться дальше.
Сквозь Чегемское ущелье вдоль реки Чегем двигаемся почти в сумерках, солнце уже достаточно низко и освещает лишь самые верхушки хребта. Ущелье во многом известно своими водопадами, которые находятся рядом друг с другом и обладают разными параметрами. Сюда мы не планировали заезжать специально, но дорога идет мимо них, поэтому ненадолго приостанавливаемся в этом месте.
В некоторых водопадах вода стекает вниз маленькими струйками из расщелин в скалах, а в других – падает крупными лентами различной ширины. Днем лучи солнца превращают водяную пыль в яркую радугу, освещающую самые потаенные уголки данного природного объекта. Вечером в теснине темно, но нам удается запечатлеть водопады во всей красе, да еще и при полном отсутствии людей. Днем, судя по рассказам других путешественников, здесь проходной двор.
Чегемская теснина — в самом узком месте ширина ущелья составляет только 25 метров. Со всех сторон нависают скалы достигая в высоту 300 метров. Преодолев темный коридор выезжаем на асфальтовую дорогу. Очень вкусно поужинав в придорожной столовой поселка с забавным названием Залукокоаже, ночуем на Лукойловской заправке. А утром с восходом солнца отправляемся в Крым. До свидание туманный Кавказ, доброе утро теплое море! Продолжение следует…
Северный Кавказ. Перевал Актопрак.
В путешествиях по Кавказу есть одна особенность: в горных районах чтобы попасть из одного ущелья в другое нужно сделать огромный крюк. По прямой проехать можно через горные перевалы, в итоге это сократит путь раз в 5-10, но далеко не все перевалы проходимы для неподготовленных машин. Перевал Актопрак самый лайт из всех существующих, по нему можно проехать практически на любом автомобиле (правда я слышал, что какой-то Форд Фокус вернулся оттуда без заднего бампера, но это уже его персональные проблемы). Итак, насмотревшись на Былымское озеро, мы отправились дальше, в сторону Чегемского ущелья.
2. Покидаем Былым и Баксанское ущелье.
3. Дорога — хорошо накатанная грунтовка, по которой легко можно держать 60-80 километров в час.
4. Но приходится постоянно тормозить, чтобы сделать фотографии на память. Ну красиво здесь, как не остановиться?
5. Благодаря перевалу Актопрак мы сокращаем наш путь с 205 километров до 23! Очень существенная экономия. Дорога продолжает оставаться идеальной.
6. Тормозим у скалы с дыркой. Она чем-то напоминает знаменитое Кисловодское кольцо, только менее посещаема.
7. Делаю пару карточек для Ирины…
8. Ну и карточку для скалы, конечно же 🙂
9. Пока мы фотографировались у скалы, подъехала Нива с местным семейством. Здороваемся и отправляемся дальше.
10. Начинается подъем к высшей точке перевала — её высота составляет около 2100 метров.
11. Здесь уже начинают проступать настоящие скалистые горы.
12. Снизу находится что-то среднее между кошем и мини-фермой, вся местность вокруг усеяна баранами да бурёнками.
13. Когда мы подъехали поближе — коровы посмотрели на нас и всем стадом сделали неодобрительное «Муууу!» в нашу сторону.
14. Гора Лха, высотой 2773 метра.
15. А подъем всё продолжается. Кстати, касательно дороги: думаю здесь можно аккуратно проехать на всём, чём угодно. Есть всего пару мест, где дорога чуть размыта — но в целом ничего страшного. Где здесь можно было потерять бампер — я не представляю.
17. Через пару километров пути замечаю слева следы воды и останавливаюсь, чтобы рассмотреть поближе. Оказывается, здесь есть небольшое горное озерцо, которое не отмечено ни на одной карте. Отличное место для стоянки, но у нас другие планы)
18. Самая драматичная лошадь в мире.
19. Еще пара поворотов и впереди уже начинает виднеться Чегемское ущелье.
20. Нам туда — в сторону парадрома Чегем, где мы планируем зависнуть на пару дней.