Перевал гумбаши как доехать на машине
очередной отпуск на Кавказе, ч.9 Перевал Гум-Баши.
Автомобильная дорога А-157 Карачаевск — Кисловодск –Минеральные Воды имеет протяженность 134 км, но нас в первую очередь будет интересовать участок Карачаевск — Кисловодск протяженностью 89 км, в состав этого участка и входит перевал Гум-Баши длиной чуть более 2-х километров, эта дорога была открыта для автомобильного движения с 1923 года и является самой короткой дорогой от Карачаевска до Кисловодска, более того она является самой живописной в этом регионе Кавказа.
Если ехать из Карачаевска то дорога на перевал Гум-Баши проходит через два аула Нижняя Мара и Верхняя Мара, затем довольно резкий подъем на перевал, а после перевала достаточно затяжной спуск к Кисловодску через аулы Терезе(окошко), Учкекен(три куста, не надо путать с учкудуком))))), станицу Римогорскую.
Итак, стартуем из Карачаевска, едем по небольшому кусочку Военно-Сухумской дороги, мимо Соборной мечети,
и напротив автозаправки «Лукойл» на светофоре поворачиваем направо, пересекая по мосту реку Кубань, через 17 км доезжаем до аула Нижняя Мара, основанного в 1862 году как постоялый двор для путников, население аула 600 человек,
еще через пять километров (дорога пошла в гору) начинается аул Верхняя Мара здесь уже высота почти полтора километра, для сравнения аул Нижняя Мара находится на высоте чуть более 800м, аул Верхняя Мара был образован в начале 19 века и заселять его стали выходцы из Старого Карачая, сейчас население аула составляет 2000 человек.(Вообще в переводе с карачаевского слово «мара» переводится как –охота, охотиться).
Еще немного серпантинной дороги и вот он перевал Гум-Баши (Песчанная вершина) с высотой над уровнем моря 2144 м.
Вот с этого места и открывается вид на целый океан высокогорных лугов, здесь раскинулось плато Бийчесын ( в переводе с карачаевского — «памятник княжне»), это традиционное место летних пастбищ, «аромат разнотравья просто опьяняет, и хочется подняться ещё выше, к отвесным скалам, где кажется, что стоит лишь протянуть руку, и достанешь до неба, полное ощущение затерянного мира с альпийскими лугами. Вдали виднеется исполином сам белый красавец Эльбрус»-это цитата из путеводителя, которым мы пользовались во время отпуска, нам остается только верить его составителям, тем более, что вокруг на самом деле красота необыкновенная, но вернемся к дороге.
Бермамыт и дорога через перевал Гум-Баши. Как увидеть Эльбрус на машине.
Эльбрус виден во многих уголках Кавказа. Но чтобы он был рядом, а перед тобой 200 метровый обрыв, только в немногих, например с Бермамыта. К нему мы отправились по одному из высокогорных перевалов России — Гум-Баши. Сам вид с плато оказался, конечно, фантастически красив, но Эльбрус предпочел скрыться от нас в облаках.
01.Проснувшись в 6 утра, на траве был иней, а значит ночь была холодная. В хорошем спальнике это не почувствовал. Внезапно из Царских ворот выехал очень колоритный горец на коне, до фотоаппарата бежать было далеко, увы такой классный кадр ушел. Следом выехал еще один типичный вид транспорта на Кавказе — УАЗик с прицепом, переполз мост, причем ничего не объезжая, по всем камням.
02.В планах на сегодняшний день – плато Бермамыт. От Царских ворот к нему можно добраться по асфальту через перевал Гум-Баши, или же короткой и главное красивой дорогой через плато Бийчесын, которая проходима только на внедорожнике. Про неё мы не знали, и поехали по асфальту.
03.Дорога через Гум-Баши оказалась не менее красива. С каждым поворотом виды становились все лучше и лучше. И вот он 10 километровый серпантин. Наверху остановились на смотровой площадке. Высота 2144м. С него в хорошую погоду виден Эльбрус. Но сегодня на горизонте облака, которые преследовали нас весь день, и таки догнали вечером.
04.Когда-то дорога была грунтовой, теперь она закатана в асфальт и доступна любым пузотерам. Гум-Баши переводится как песчаная вершина. Но песок нашелся только на грунтовой дороге, которая уходила от перевала. Прокатились немного и обнаружили горы песочного цвета. Выжженная трава, синее небо чем-то напоминает даже далекий Техас.
05.Спуск с перевала тоже живописен. Горы, холмы и ходящие по лугам стада коров. Забавно, что с одной стороны лес есть, с другой нет. Ветер постарался?
06.Размеренная езда по асфальту закончилась в Учкекене, и началась снова трясучка на плато Бермамыт.
07.Всю дорогу традиционно сопровождают альпийские луга с коровами.
08.На горизонте показался сам Бермамыт. Еще немного и мы у цели. Дорога кстати просто шикарная, о каком бездорожье часто пишут в отчетах так и не понял. На Рыбачьем дороги хуже. В дождь только может быть скользко, и недоступно пузотерам. Мы даже пожалели, что поехали по самому простому заезду. Для Pajero тут совсем скучно.
09.Доехав до Большого Бермамыта будет точно не скучно. Так как виды с него просто фантастика. До Эльбруса по прямой всего 30 километров. Разложив штатив, и параллельно помешивая кашу в котелке, стали ловить кадры. Это кстати, тот редкий день, когда у нас бывает обеденный перерыв. Т.к. световой день короткий, а посмотреть охота много всего, времени мало, то от обеда отказались на всю поездку. Днём только перекус.
10.Облака сгущались все больше, вершина к тому времени скрылась. По прогнозу обещали, что скоро занесет, пойдет дождь.
12.Погода продолжала портиться, сквозь облака пошли яркие лучи. Началась игра света и тени.
13.Обрывы впечатляют своими масштабами. Если посмотреть с Эльбруса на плато, то он будет выглядеть как гигантский стол, а на нем бегают фотографы-муравьи, и стоят машины-спичечные коробки.
14.Еще один стол поменьше – плато Малый Бермамыт, тот, что вдалеке.
15.Поездив по верху, можно найти необычные скальные формы, это сделал ветер и дождь. В народе называют «Два монаха». Сразу вспоминаются два похожих каменных останца «Два брата» на Рыбачьем.
16.По погодным условиям они тоже чем-то схожи. На высоте 2592м. прохладно и ветрено бывает, как сейчас. Немного поснимав, приходится отогреваться в машине.
17.А потом снова ловить проплывающие сюжеты: облако зашло в гости на вершину горы.
18.Еще одна изюмина Бермамыта – амфитеатр. Здесь хорошо смотреть природное кино в 3д и стереозвуком из ветра. А самый край амфитеатра пользуется популярностью у любителей снять себя на фоне обрыва.
19.И мостика над пропастью. Очень красивое место, эх, сюда бы еще зеленых красок! Когда на Кавказе начинает все активно цвести, в середине мая?
20.Вечереет. Со стороны Кисловодска стали заходить густые облака. На следующий день у нас в планах была съемка рассвета на Бермамыте, и спуск сложной дорогой через Хасаут.
Но утром планы пришлось резко поменять… Про это в следующей части, а еще в ней будет сам Эльбрус, подписывайтесь, чтобы не пропустить! За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы )
И кстати я совсем недавно завел Telegram t.me/skazkatravel так что красивые фото из путешествий будут там, в том числе, и те что не попадают на драйв, подписывайтесь!
Комментарии 91
теперь она закатана в асфальт и доступна любым пузотерам.
Я бы не сказал, что уж очень эта дорога хороша))) Асфальт весь разбитый вхлам думал подвеску там оставлю)))…
В июне прошлого года пролетал там из Пятигорска на море через Адыгею на Майкоп, Туапсе и в Геленджик… Погода была прекрасная, хотел остановиться на смотровой площадке, сфоткаться, НО всю площадку заняли стада овец с коровами! Пришлось проехать :((
Осенью проезжал по этому же маршруту, подразбито, но ехать можно на всем. Там можно вбок отъехать, тоже виды хорошие
И ещё одно дополнение, в первый раз навигатор повел вверх по реке Кубань, НО проехал только три моста, а четвертый оказался смыт. Впереди КамАЗ меня прошел через реку по руслу, но я заним не решился, потому как калина конечно хорошая машина 🙂 но по горным рекам она плавать/ездить точно не умеет :). Поэтому я вернулся на тот маршрут который я описал ниже
В навигаторе есть пунктик-исключить грунтовые дороги-и он по асфальту максимально близко приведет к началу маршрута…
Ну, опыт получен, думаю )))
Добавлю ещё одно фоту
Фото горы где это случилось.
…
Самое забавное что все проезжающие мимо джиперы утверждали что это малый бермамыт, и яусиленно доказывал МЧС что я прямо под ним:), хотя и удивлялся почему на нем никого нет :). Как оказалось потом что это не он и до него я не доехал, но как меня утешили — хорошо что ты сюда не взобрался, иначе дальше ты бы точно встрял и оттуда вытаскивать тебя было бы намного сложнее…
Пысы. кстати, отдельное спасибо МЧС Карачаевска, Черкеска и Кисловодска за моральную поддержку и предлагаемые варианты помощи
Это Малый Бермамыт, все верно. А выше этого перегиба (где двиг сорвало) действительно опа! неоднократно подготовленные машины на несколько дней встревали.
Пысы. Поездка пошла на пользу, усвоил много важных правил по поводу поведения в горах, да и наверное в жизни тоже.
Поучительная история. На легковушках там не ездят конечно
Пысы. Поездка пошла на пользу, усвоил много важных правил по поводу поведения в горах, да и наверное в жизни тоже.
Хотелось уточнить, Тайсон сотрудник Малокарачаевского районного МЧС а не Карачаевского
Галопом по Северному Кавказу. День 3: Перегон в Ессентуки и перевал Гумбаши
Проснувшись на берегу Курджипса в Гуамке, мы позавтракали, собрали лагерь и отправились в Ессентуки. Перегон предстоял приличный и добраться до точки мы планировали только к вечеру. Но как говорится в одном из моих любимых анекдотов, у нас было «два путя». Один быстрый, но скучный, а второй — долгий, но красивый. Как вы думаете, какой я в итоге выбрал?
03. Впрочем, некоторая часть пути была все равно скучновата, но потом мы стали останавливаться для фотографирования всё чаще.
04. Около часа дня въехали в Карачаево-Черкесию. Начались периодические ремонты дорог, но мы не расстроились. На границе проверили документы. Сначала дпсник посмотрел права и свидетельство о регистрации ТС, потом отправил с паспортами (моим и жены) оформляться в вагончик. Причем, Пашину Ниву даже не останавливали. Он был на краснодарских номерах, возможно, поэтому. Захожу в вагончик и слышу знакомые с детства мелодии — играет некогда легендарная воронежская группа «Сектор Газа». Парень записывает данные паспортов в журнал, видит прописку жену, хмыкает и улыбается: «О, Воронеж, улица Старых Большевиков! А я там в военном училище учился!». Тоже улыбаюсь, приятное совпадение, чего уж тут… Прощаюсь и едем дальше.
05. Погодка отличная, катим себе по дороге и крутим головами во все стороны. Справа уже видны снежные вершины Большого Кавказского хребта и это переполняет мое сердце трепетным восторгом. Вдруг замечаю какое-то движение в лесу недалеко от дороги. Останавливаемся, начинаем аккуратно приближаться и видим на пригорке несколько десятков огромных хищных птиц.
06. Накручиваю в качестве бинокля телевик и наблюдаю целую стаю белоголовых сипов! Это очень крупные грифы с размахом крыла иногда более 2,5 метров. Осторожно движемся в сторону птиц, но нас уже заметили. Крайне неохотно, но сипы взлетают в небо. В это же время ветер приносит ужасающий трупный запах. Понятно, мы помешали трапезе падальщиков. Мы с Пашей брезгливо останавливаемся, Лена и Оля идут дальше и находят останки коровы.
07. Начинаем возвращаться к машинам, которые остались на обочине, и замечаем, что нам наперерез бежит несколько собак. В большинстве своём беспородные шавки, но во главе с крупной кавказской овчаркой. Явно где-то рядом пасётся стадо, а псы несут свою караульную службу. Довольно сильно напрягаюсь (я вообще после нескольких укусов в детском возрасте побаиваюсь собак), берем с Пашей по большой палке с земли и медленно идем к своим машинам и навстречу к псам. Самая мелкая уже начинает предательски гавкать. Тут Ольга начинает в полный голос звать собак к знакомству и общению, кавказец уклончиво несколько раз виляет хвостом и вся свора удаляется в сторону овражка с коровьим трупом. Конфликт исчерпан.
08. В Зеленчукской останавливаемся в придорожном кафе на обед. Заказываем манты и хычины с разнообразной начинкой по 100 рублей за штуку. Это одно из самых почётных блюд в списке мучных кушаний карачаево-балкарской кухни.
09. Движемся дальше. Пейзажи продолжают радовать.
Перевал Гумбаши — смотровая площадка на гору Эльбрус
Маринский перевал в Карачаево-Черкессии больше известен как перевал Гумбаши (Гум-Баши, Кум-Баши) находится на высоте 2187 метров над уровнем моря. Гумбаши является самым высокогорным перевалом в России среди перевалов по которым проложены автомобильные дороги. С вершины перевала открываются потрясающие виды на плато Бийчесын, Кавказский хребет и гору Эльбрус.
Что бы достигнуть верхней точки перевала открывающего дорогу вниз на просторы Карачаево-Черкесии потребовалось 1,5 часа плюс-минус минут 10.
Смотровая площадка на перевале Гумбаши
Остановка на вершине перевала Гумбаши на смотровой площадке заняла минут 20. Было жутко холодно и очень ветрено. Учитывая что перевал находится на высоте более 2 километров другого и не следовало ожидать.
С перевала открывался великолепнейший вид на кавказский хребет и на его двуглавую жемчужину — Эльбрус.
Эльбрус с Гумбаши просто великолепен.
Гора Гумбаши
А вот верхняя точка перевала — гора Гумбаши в переводе означающая Песчаная голова, в честь горы и назван перевал. Было бы интересно на неё забраться))
А это просто холмы напоминающие. ну тут каждый пусть решит сам что они ему напоминают)))
Спуск с перевала
Дальше с вершины Гумбаши дорога лежала на спуск, среди гор, холмов, рек и полузабытых храмов. Сейчас служение в храмах происходит только несколько раз в год.
На перевале около селения Верхняя Мара построили горнолыжный комплекс. Там находится самая длинная бугельная канатная дорога на Северном Кавказе длиной в 1,5 километра.
Дальше мы отправились в Теберду, что бы посетить Домбай который был конечной точкой поездки. Но и сам перевал Гумбаши на столько красив, что можно просто ехать сюда, что бы полюбоваться горами и природой. Если будет возможность, рекомендую, главное поймать ясный солнечный день!
Видео с перевала Гумбаши
На видео панорама Кавказских гор и вид на Эльбрус со смотровой площадки на вершине перевала. Только немного, накосячил — в видео написал перевал «Губ-Баши» вместо «Гум-Баши».
Перевал Гум-Баши на карте Карачаево-Черкесии
Маринский перевал находится по дороге из Пятигорска в Карачаевск. Добраться до перевала можно в рамках экскурсии например на Домбай или арендовать машину на этом сайте. Посмотреть где находится перевал на карте Карачаево-Черкесии вы можете ниже.
Перевал Гумбаши и скала Арка
Из западной части Северного Кавказа в восточную есть несколько дорог, самая быстрая и скучная федеральная трасса «Кавказ». Но если у вас есть время и желание насладиться потрясающей красотой гор, советую проехать южнее по автодороге с номером 91к-005, где по пути можно посмотреть много интересного, например, перевал Гумбаши и скала Арка.
Эта дорога — наиболее лично мне пришедшаяся к сердцу. Вполне нормального качества, едешь не быстро, наслаждаешься красотами вокруг, траффик минимальный.
Высшая точка перевала — 2144 метра. И на эту высоту, равно как и с нее потом, можно заехать своей машиной.
Вот такая красота открывается со смотровой этого перевала
Через 4 км после перевала в сторону Кисловодска есть грунтовый съезд к скале Арка
По суху тут вполне нормально проезжается
Иногда местами мешают только глубокие промоины
Некоторые промоины были чуть ли не с половину моего колеса
Для кроссовера это легко проезжабельно, а вот на легковушке, наверное, я бы суваться не стал
Вы только посмотрите, насколько живописна сама дорога
Вокруг то здесь, то там пасутся овцы
По пути встречаем табуны лошадей
Сначала подумал, что этот жеребенок погиб, но оказалось, что просто отдыхал
А остальные, видимо, его окружили и охраняли
Через 12 км приезжаем на место
Здесь тоже стоит пастух
Предложил мне чай и кофе. Вот это сервис и гостеприимство на Кавказе:)
А вот и сама скала Арка
Можно было бы еще дойти туда, но поджимало время, нужно было уже срочно ехать в Пятигорск.
О моих актуальных поездках и путешествиях можно узнать из инстаграма