Перевозка велосипеда на автомобиле сзади на фаркоп
Можно ли перевозить велосипеды на фаркопе?
Добрый день, уважаемый читатель.
Практически каждый автовладелец хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью перевозки велосипеда на собственном автомобиле. На практике возможны несколько способов размещения велосипеда, каждый из которых имеет свои особенности и недостатки.
В этой статье речь пойдет об особенностях перевозки велосипеда на задней части автомобиля с точки зрения законодательства:
Способы перевозки велосипеда в автомобиле
1. Перевозка в салоне и/или багажнике.
Недостатками этого варианта являются:
Достоинство такого метода заключается в том, что для перевозки не нужны дополнительные дорогостоящие крепления.
2. Перевозка на крыше.
Достоинство такого способа заключается в том, что практически на любом автомобиле можно разместить 2-3 велосипеда, при этом останется место для пассажиров и багажа.
3. Крепление на заднюю часть автомобиля (на фаркоп, крышку багажника или заднюю дверь).
Данный вариант также позволяет перевезти 2-3 велосипеда не занимая места внутри салона.
Однако перевозка на фаркопе вызывает больше всего вопросов с точки зрения законодательства, т.к. велосипеды загораживают световые сигналы автомобиля и его номера. Именно этот вопрос и будет рассмотрен сегодня.
Нарушения при перевозке велосипедов на фаркопе
В данной статье будем исходить из того, что водитель использует крепление, имеющее необходимые документы (сертификат соответствия, а также документ, подтверждающий, что крепление подходит к данной модели автомобиля или является универсальным). То есть исходим из того, что установка крепления не является изменением конструкции.
Штраф за загороженные световые приборы
Если велосипеды крепятся на заднюю часть автомобиля, то они обычно загораживают световые приборы (фонари) автомобиля и государственный регистрационный знак:
Рассмотрим пункт 23.3 ПДД:
Если велосипед закрывает фары автомобиля, то на водителя может быть наложен штраф по части 1 статьи 12.21 КоАП:
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Штраф за крепление, которое загораживает номера
Если велосипеды загораживают задний номер (государственный регистрационный знак) автомобиля, то нарушен будет тот же самый пункт 22.3 ПДД, однако наказание будет другим. В данном случае применяется часть 2 статьи 12.2 КоАП:
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Примечание. Данное наказание не теоретическое, существуют десятки водителей, которые уже остались без прав за неправильную установку велосипедов и креплений.
Штраф за перевешивание номера на крепление
На практике можно встретить крепления для велосипедов, на которых предусмотрено специальное место для установки номера. Предполагается, что водитель снимет с машины задний номер и перевесит его на крепление.
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
То есть, если перевесить номер на крепление, то получится, что его уже не будет на предусмотренном месте. А за такое нарушение водитель все также может быть наказан по части 2 статьи 12.2 КоАП (5 000 или лишение прав от 1 до 3 месяцев.
Примечание. Штраф в этом случае является скорее теоретическим и мне не приходилось слышать, чтобы на кого-то его наложили.
Как использовать крепление на фаркопе без нарушения законодательства?
Итак, выше были рассмотрены несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя при перевозке велосипедов на задней части автомобиля. На первый взгляд кажется, что штраф может быть наложен абсолютно в любой ситуации. На самом деле это не так. Рассмотрим, что может сделать водитель:
1. Велосипеды на задней части автомобиля в любом случае загораживают номер и/или фонари автомобиля. Поэтому если Вы планируете покупку крепления, то смотрите только на те модели, которые имеют дублирующую панель с фонарями и площадкой под номер. Это позволит избежать штрафов за загороженные фары и отсутствующие номера.
Третья табличка с номером позволит решить следующие проблемы:
В заключение хочу отметить, что у многих водителей законность перевозки велосипедов на задней части машины вызывает сомнения. Поэтому они делают выбор в пользу варианта с багажником на крыше. А как перевозите велосипеды Вы? И приходилось ли Вам сталкиваться с вопросами ГИБДД по поводу правильности перевозки? Напишите об этом в комментариях к статье.
Нужно ли переставлять номер на велобагажник? Опыт эксплуатации крепления на Thule Euro Ride 3 фаркоп для Arkana.
В конце апреля сбежал от карантина на дачу, взяв с собой велосипеды на всю семью и детское кресло на велосипед для мелкой. Это было верное решение.
С тех пор уже несколько десятков раз использовал свой велобагажник Thule Euro Ride 3, который приобрел еще в декабре.
Хочу рассказать про особенности, которые выявлены в процессе эксплуатации данного девайса на Arkana.
Начнем с того, что я теперь искренне считаю крепление на фаркоп лучшим способом перевозки велосипедов, несмотря на некоторый риск, что сзади в вас могут приехать, повредив и велики, и автомобили. В принципе, у самого багажника есть трубчатая рама, думаю, от мелких ДТП защитит.
Крепление очень жесткое, за несколько тысяч километров в том числе сотен километров по грунтам и грейдерам ничего не разболталось, и это практически при максимальной загрузке (3 велосипеда).
Жесткость конструкции вкупе с эластичными ремешками обеспечивает отсутствие вибраций, не пришлось подкручивать ни фаркоп, не болтики. Сами крепления велосипедов ни разу не ослабли.
Важный плюс, который стал очевиден после первых же сотен километров по трассе. Шумоизоляция у бюджетных автомобилей не очень, и свист велобагажника на крыше доставал меня на всех моих авто, а также тестовых «крузаках» и Subaru. Когда багажник сзади, то он вообще не шумит, это очень-очень хорошо при длинных поездках.
Конструкция багажника позволяет двигаться с любой скоростью, до которой способна разогнаться Arkana. Расход топлива при быстрой езде (130-150) немного увеличивается, примерно на 1 литр — вместо 8-8.2 получается 9.2.
Вроде все прямо здорово, но есть нюансы. Некоторые — существенные.
Первый — юридический. По закону, номер должен всегда быть на машине, и не должен быть ничем скрыт или загорожен. Есть разные случаи — кого-то штрафуют на 500 рублей, если номер скрыт стоящими на багажнике великами, но моего друга например штрафанули за это на 5000 рублей, не помогли ни два суда, ни хороший адвокат.
Формально, если есть сертификат на фаркоп и багажник, то можно переставлять номер на него, на специально оборудованную площадку — она снабжена подсветкой и всей нужной светотехникой. Но, опять же, есть случаи штрафа и за такое (например, в Краснодарском крае).
Далее, на серьезных кривых грунтовках багажник то и дело цепляет за рельеф — с ним отправляться на бездорожные выезды не лучшая идея. Хотя багажник на крыше еще хуже — с ним не заехать в лес, да и раскачка адская получается.
Еще один существенный недостаток — необходимость где-то хранить вело крепление. В сложенном виде оно все равно громоздкое и почти целиком занимает багажный отсек. То есть в идеале его нужно хранить в гараже. А у кого он есть? Далеко у всех.
Еще два момента касаются установки велосипедов. Нужно заранее продумывать какие велосипеды и как стоят, и методом проб и ошибок подобрать расположение штанг крепления относительно рамы первого (ближе к багажнику) велосипеда. Например в моем случае все штанги идут внутри треугольника рамы первого велосипеда. Соответственно, отдельно какой-либо велосипед кроме крайнего невозможно.
Замок есть только у самого крепления багажника, но нет у креплений велосипедов. Это не очень удобно — для успокоения, вешаю цепной велозамок.
Выносы нужно ослаблять и поворачивать рули, чтобы иметь возможность открывать багажник.
Тканевые ремни креплений надо не забывать застегивать после снятия велика. Я забываю постоянно, в итоге половину уже потерял. Оригинальные ремни дорогие, использую из старого запаса.
Резюмируя: Велобагажник на фаркоп — самый удобный способ крепления велосипедов. Thule Euro ride 3 – надежная и не самая дорогая модель, отлично подходит для Arkana. Рекомендую покупать, только если вам есть его хранить, остальные нюансы не критичные.
Буду рад вашим советам, вопросам и комментариям!
Везем велосипеды на фаркопе без штрафов
Особенности использования фаркопных велокреплений на российских дорогах
Перевозить велосипеды на фаркопе автомобиля — удобно и просто. Вам не нужно поднимать велосипед наверх — он закрепляется на комфортном расстоянии на уровне груди. А на крыше можно установить бокс с более легкими вещами.
Но российские законы требуют, чтобы номер и фонари сзади автомобиля были всегда видны. Поэтому команда Roof-Rack объясняет, как избежать проблем с ДПС при перевозке велосипеда на фаркопных креплениях.
Как перевозить велосипеды на фаркопе, чтобы ничего не нарушить?
Если раньше наличие велокрепления на фаркопе не являлось изменением в конструкции автомобиля, то с 4 августа 2020 года, в связи с изменением Таможенного Регламента, установленные на фаркопе велокрепления не должны закрывать номера и задние фонари автомобиля. Это является изменением в конструкции автомобиля и должно быть зарегистрировано в ГИБДД.
Кроме того, этого требуют Правила дорожного движения в пункте 23.3:
Перевозка груза допускается при условии, что он:
…не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
Нарушение этого пункта наказывается предупреждением или штрафом 500 рублей. И вы должны немедленно устранить это нарушение, иначе не можете продолжать движение.
Тем не менее сотрудники ГИБДД часто трактуют установленный фаркоп с велосипедами, как нарушение второй части статьи 12.2 КоАП РФ:
…управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть
В таком случае наказание за нарушение составляет 5000 рублей или лишение прав от одного до трех месяцев!
Никто из нас не хочет лишиться прав за то, что закрыл велосипедом номер. Поэтому перед перевозкой велосипедов на фаркопе нужно обеспечить видимость автомобильных номеров и световых фонарей.
Размещение номеров на фаркопе
Для того, чтобы без проблем перевозить багажник для велосипеда на фаркопе необходимо зарегистрировать изменение в конструкции автомобиля и зарегистрировать номер свидетельства соответствия изменений безопасности дорожного движения в ГИБДД.
Необходимо отметить, что ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1993 года № 165, утратил силу.
Из адресного ответа редакции Roof-Rack от МВД от 02.04.2021:
Установка второго заднего государственного регистрационного знака на крепление для перевозки велосипедов вышеуказанным ГОСТом не предусмотрена.
. Установка на транспортном средстве тягово-сцепного устройства, перенос государственных регистрационных знаков, а также установка дополнительных световых приборов, является изменением конструкции транспортного средства, что требует выполнение процедур, установленных разделом 4 главы V Технического регламента.
То есть, если у вас есть велокрепление на фаркоп Thule или BOSAL, где установлены таблички, повторяющие номерные знаки, или адаптеры Thule, повторяющие световые приборы, они должны пройти соответствующую проверку и оценку в ГИБДД. Даже при условии, что они сертифицированы. К слову, все фаркопные велокрепления Thule и BOSAL имеют сертификат Таможенного союза.
С заявлением о внесении изменений в конструкцию транспортного средства автовладельцы могут обратиться в любое отделение технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в независимости от места регистрации.
У нас есть велокрепления на фаркопы Thule и BOSAL:
Если вы приобретаете велокрепление Thule без панели световой индикации и места для установки номеров, нужно приобрести отдельную панель Thule Light Board 976, и установить ее в соответствии требованиями ГОСТа на корпус крепления или закрепить на велосипеде, а так же пройти соответствующую проверку в ГИБДД.
Вывод индикации задних фонарей на фаркоп
При установке фаркопа в автосервисе, вместе с шаровым кронштейном делается вывод для питания фонарей. К бортовой сети автомобиля монтируются провода для вывода на розетку. В эту розетку вставляется штекер фаркопа.
Есть два стандарта подключения фаркопной электрики: 7-контактная вилка (7-pin) и 13-контактная вилка (13-pin). 7 контактов для фаркопа обычно используется для подключения простых прицепов. 13 контактов имеют дополнительные коннекторы с напряжением 12 В и используются для подключения домов на колесах.
Если вы собираетесь оборудовать автомобиль фаркопом для покупки конкретного крепления, установите розетку на то количество контактов, которое имеет интересующая вас модель фаркопного крепления Thule.
Если фаркоп у вас уже установлен, и количество контактов на нем отличается от количества контактов в креплении, можно приобрести переходник Thule Adapter 9906 с 13 пинов на штекере на 7 вилку пинов и Thule Adapter 9907 с 7 пинов на 13 пинов.
Имейте в виду, что при использовании адаптера с 13 пинов на 7 пинов, у фаркопа не будут гореть фонари при заднем ходе. Если для вас это неприемлемо, переделайте вывод вашего фаркопа с 7-контактной розетки на 13-контактную.
Официальный адресный ответ по поводу размещения велокрепления на фаркопе автомобиля находится у редакции Roof-rack.ru
Команда Roof-Rack желает вам спокойной езды и приятного катания!
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Перевозка велосипедов на фаркопе автомобиля (велобагажники, платформы, велокрепления)
Велосипед (в дальнейшем «байк») – прекрасное транспортное средство, поддерживающее тело в тонусе, а мысли – в порядке. Велосипедный спорт помогает разнообразить досуг, забыть о заторах, оживлённых улицах и пыли мегаполиса. Иное дело – лесная тропа, поля и парковые зоны – свобода и минимум людей! Однако самый чистый воздух и наиболее интересные маршруты располагаются за пределами шумного города. Вот тут и назревает необходимость перевезти велосипед на автомобиле.
Наиболее простой способ перевезти двухколёсного друга – воспользоваться багажником или, сложив задние сиденья, разместить байк в салоне. И в этом есть момент истины, но… что если вы не счастливый владелец джипа? Как перевезти велосипед в седане?
Для начала, нужно снять колёса и развернуть руль параллельно раме. Даже если вы позаботились о чистоте велосипеда и он точно не запачкает салон, нет гарантий, что обивка останется целой. Да и переключатель скоростей легко может повредиться. В случае же ДТП, находящийся в салоне велосипед может нанести вполне серьёзные увечья пассажирам и водителю. А как быть, если везти необходимо 2 или 3 велосипеда?! Перевозка в салоне или багажнике вряд ли подойдёт для еженедельных вылазок на лоно природы целой семьёй!
Если вы планируете перевозить велосипед автомобилем не единожды, этот пусть и бесплатный способ имеет слишком много “но”.
Сегодня есть достаточное количество удобных средств транспортирования велосипедов автомобилем, не рискуя запачкать салон авто или получить ушибы плохо закреплённым в салоне байком. Благодаря новым технологиям выпускаются специальные механизмы для перевозки байка – автомобильные велокрепления и их разновидности.
Андрей приобрёл держатель для велосипеда. Теперь он тренируется за городом, и не вынужден глотать пыль города.
Данные приспособления не входят в базовую комплектацию велосипедов, однако их можно приобрести дополнительно.
По месту установки крепления делятся на виды:
Транспортировка велосипеда на крыше авто
Этот способ наиболее привычный в силу сложившихся традиций. С советских времён автолюбители привыкли возить различные грузы на крыше авто, где установлены багажники. Как раз такие конструкции и используются для провоза велосипедов. Буквально в любой линейке популярных производителей вы сможете найти крепления на крышу автомобиля.
Прикрепить велосипед к держателю на крыше весьма кропотливое дело
Фиксация за вилку — надёжный способ, но отнимает много времени на разборку и сборку
Существует и несколько нестандартный метод закрепления и доставки велосипеда на крыше – колёсами вверх.
Закрепление велосипеда на крыше колёсами вверх — такое увидишь редко
Вопреки популярному мнению о якобы экономичности транспортировки на крыше автомобиля, заметим, что несовершенств у него также достаточно. Во-первых, выступающие части велосипеда могут легко оцарапать конструкцию. Можно, конечно, положиться на удачу и перевезти велик на крыше, но для частых мероприятий такая установка не подойдёт. Гораздо проще приобрести специальное крепление, которое поможет надёжно зафиксировать велосипед без вероятности повреждений.
Выбор держателей на крышу на современном рынке велик и каждый может подобрать подходящую модель.
Багажники для перевозки велосипедов на задней двери
Такие конструкции бывают специальными или же универсального типа. Специальные выбираются в зависимости от марки автомобиля. Велобагажник фиксируется на заднюю дверь тягами. Те места, что соприкасаются с лакокрасочным покрытием, прорезинены для предупреждения образования царапин и сколов.
Существуют вариации с положениями велосипеда: высокое и низкое расположение. Высокое отличается тем, что колёса более надёжно зафиксированы. Также не ухудшается обзор номерного знака. Такие багажники подходят для одновременной перевозки 2 или 3-х велосипедов.
Велокрепления универсального типа – более дешёвые конструкции. Крепятся матерчатыми ремнями, вне зависимости от марки авто. У данного метода есть существенный недостаток: время от времени ремни нужно подтягивать.
Вот так крепится велосипед на держателе к задней двери. Главное, не забыть о велосипеде, въезжая в гараж!
Фаркоп для велосипеда: виды и особенности
Более удобный способ перевозки велосипеда на автомобиле предполагает наличие непосредственно фаркопа. Если вы ещё не используете данный сцепной механизм, стоит рассмотреть возможность его установки. Во-первых, фаркоп служит для сцепки авто с прицепом. Его использование чрезвычайно удобно для поездок за город, на рыбалку, дачу, для перевозки строительных материалов, в частном деле. Во-вторых, даже если вы не предполагаете в ближайшее время приобрести легковой прицеп, фаркоп для велосипеда – чрезвычайно удобная штука.
Имеется 2 вида такого крепления: “подвесная” фиксация и “платформа”.
Подвесные велокрепления предполагают фиксацию велика за раму при помощи специальных ремней-хомутов, колёса же висят в воздухе. Такие крепления компактны, не вызывают сложностей в установке, просты в использовании. Подходят для поездок на небольшие расстояния.
Подвесной вариант крепления велосипеда — комфортная транспортировка
Для более масштабных путешествий используются платформы. Велосипед устанавливается в специальные желоба двумя колёсами. Платформа оснащена осветительными приборами, которые повторяют сигналы автомобиля. Плюс данного способа транспортировки – в уверенном закреплении байка. Кроме того, у дорожной полиции не будет вопросов относительно ухудшенного обзора регистрационного номера – он выносится за крепление.
Так выглядит платформа для перевозки от 2-х до 4-х велосипедов
Велобагажник на фаркоп: преимущества
Среди очевидных преимуществ крепления к фаркопу:
Семья приобрела держатель для велосипедов. Теперь каждые выходные проходят с пользой для здоровья и не у кого велосипед не остался дома.
В сравнении с перевозкой на крыше, транспортировка на фаркопе имеет ряд преимуществ. Так, не правда ли выдаётся сомнительным удовольствием поднять на крышу авто 15-килограммовый вело-транспортное средство, а потом ещё и надёжно зафиксировать его?! А изменение аэродинамики и ухудшение ездовых качеств, да и вообще, велосипед может слететь с крыши под воздействием сильного ветра. С креплением на фаркоп всё гораздо проще. Установить и закрепить байк сможет даже хрупкая девушка.
Кроме того, рано или поздно, но любовь к велопрогулкам начнут разделять ваши друзья, близкие. Уместить в багажнике 3 или 4 велосипеда навряд ли удастся. Докупать ещё несколько креплений на крышу? Сколько времени и сил будут отнимать одни только сборы в поездку? Стоит ли овчинка выделки?! Сомнительно. Несмотря на несколько большую стоимость, фаркоп для велосипедов на автомобиль – наиболее выгодное вложение.
Установка крепления не отнимет много времени. Нужно достать механизм, запрокинуть кронштейны, надеть на фаркоп, затянуть рычаг (или же болт) – и дело сделано!
В собранном виде приспособление не занимает много места и удобно в хранении. Если вас пугает стоимость изделия, пересчитайте цену детали для одного велосипеда. Цена качественной и безопасной транспортировки оправдана.
Различаются устройства максимально возможным количеством велосипедов, одновременно транспортируемых на фаркопе, максимальной нагрузкой на устройство, материалом, размерами и дополнительными характеристиками.
Велокрепление на фаркоп: как выбрать, какой купить?
Стоит заметить, что, в сравнении с другими конструкциями, велокрепления на фаркоп стоят дороже. Но если вы ищите надёжный способ, качественный крепёжный элемент, эстетику и удобство, – выбирайте данный вариант.
Также проверьте, какова максимальная вертикальная нагрузка на фаркоп, установленный на авто. Большинство сцепных механизмов рассчитаны на нагрузку 50 – 100 кг. Превышать данный показатель запрещено.
Ценовой разброс на устройства для перевозки велосипедов на фаркопе большой – от 6000 до 50000 рублей. Различаются они материалами, фирмами-производителями, дизайном, цветовым решением, дополнительными комплектующими элементами. Так, ведущие изготовители креплений на фаркоп выпускают устройства с дополнительными стоп-сигналами, габаритами и поворотниками. На некоторых механизмах установлены крепления для номерного знака с подсветкой.
Велобагажник на фаркоп на 2 велосипеда
Велобагажник Peruzzo Siena
Велобагажник Thule EuroRide
• Материал: алюминий
• Max нагрузка: 36 кг
• Цвет: чёрный
• Особенности – съёмный держатель колёс, функция наклона
• Размеры: 105 х 58 см
• Изготовитель: Thule
• Страна: Швеция
• Цена: 22 600 руб.
Велобагажник Westfalia на фаркоп
• Материал: алюминий
• Max нагрузка: 60 кг
• Цвет: чёрный
• Особенности – подходит для всех авто
• Размер 58 х 69 х 22 см
• Изготовитель: Westfalia
• Страна: Германия
• Цена: 38 050 руб.
Велобагажник на фаркоп на 3 велосипеда
Велобагажник Peruzzo Siena
• Материал: сталь
• Max нагрузка: до 51 кг
• Цвет: серебристый
• Особенности – задняя световая панель; крепление устанавливается на любую модель авто
• Размеры: 61 х 115 х 70 см
• Изготовитель: Peruzzo
• Страна: Италия
• Цена: 12200 руб.
Велобагажник Thule EuroRide
• Материал: алюминий
• Max нагрузка: до 45 кг
• Цвет: чёрный
• Особенности — специальный ручной рычаг облегчает доступ к багажнику; конструкция запирается на замок для предотвращения кражи
• Размеры: 105 х 75 см
• Изготовитель: Thule
• Страна: Швеция
• Цена: 29100 руб.
Велобагажник Atera Strada Sport M 3
• Материал: алюминий + сталь
• Max нагрузка: до 60 кг
• Цвет: серебристый
• Особенности — выдвижной механизм для доступа к багажнику; подходит для всех авто с фаркопом
• Размеры: 100 x 20 x 72 см
• Изготовитель: Atera
• Страна: Германия
• Цена: 37 350 руб.
Велобагажник на фаркоп на 4 велосипеда
Автомобильный багажник Thule HangOn
Велобагажник Peruzzo Siena
Прежде чем совершать покупку, проверьте, подходит ли данное велокрепление для вашего автомобиля. Большинство моделей, конечно, универсальные. Однако есть и предназначенные исключительно под конкретную марку и модель. Для того, чтобы не ошибиться, наберите номер указанный справа и получите бесплатную консультацию!
Где купить?
Позвоните нам по телефону, указанному справа и мы вам предложим самые различные варианты в зависимости от вашего бюджета и пожеланий. Мы напрямую сотрудничаем с изготовителями, доставляем велокрепления по всей России и даем гарантию на качество продукции.
Специальные велодержатели не закрывают автомобильные номера.
Правила перевозки велосипедов на фаркопе
Что вы получаете, купив багажник для велосипедов на фаркоп
Вы можете снять любой велосипед, не потревожив остальные, и не снимая целую конструкцию
Доступ к багажнику свободен в любое время
Если вы все еще сомневаетесь, посмотрите видео ниже: