Первые авто в российской империи

Автомобили царской России

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии. Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

На волне стремительного индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит вполне органичным явлением. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева» и Акционерного общества постройки экипажей «Фрезе и К°».

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

В 1902 году за серийный выпуск автомобилей взялся завод акционерного общества «Г. А. Лесснер». В качестве консультанта был приглашен известный русский изобретатель автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкой (Луцкий), моторами конструкции которого стала оснащаться продукция фабрики. В 1904 г. на заводе строится один из первых в России пожарных автомобилей. Налаживается производство почтовых фургонов. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге фабрика демонстрирует собственные кареты скорой помощи и награждается Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. На 1909 год продукция завода включала в себя широкую линейку легковых и грузовых автомобилей различных объемов двигателя с применением оригинальных конструктивных решений.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге организуется автомобильный отдел во главе с Иваном Александровичем Фрязиновским. С 1909 года здесь начинается выпуск машин известной марки «Руссо-Балт». За 7 лет было произведено около 500 единиц. На Русско-Балтийском заводе освоили и производство автомобилей повышенной проходимости: на базе модели «С» была выпущена предназначенная для зимней эксплуатации машина с полугусеничным движителем, оснащенная лыжами. Вообще, отличительной чертой «Руссо-балтов» являлась надежность и прочность: известен случай столкновения машины во время автопробега с бревенчатой избой, после которого автомобиль оказался практически не поврежден. Благодаря победам в престижных автомобильных соревнованиях, марка становится широко известной. Первое в истории покорение вершины Везувия автомобилем «Руссо-Балт» гремит на весь мир.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

В 1910 г. был открыт Русский автомобильный завод И.П. Пузырева. Его основатель считал необходимым, чтобы «русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским» и «завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров». Надо сказать, Ивану Петровичу удалось достигнуть поставленной цели, организовав на заводе практически полностью самостоятельное производство. Пузырев стремился «выработать тип специально русского автомобиля, отвечающего требования перемещения в России, применительно к особенностям наших путей». И в 1911 году завод выпускает первый пятиместный легковой автомобиль с большим дорожным просветом. Машина оснащалась коробкой передач оригинальной для тех времен конструкции, разработанной на заводе Пузырева и защищенной привилегией. Впервые в мире передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами, а рычаги переключения находились не снаружи, а внутри салона. Фактически, это был прообраз коробки передач современных автомобилей. Еще одним новшеством было использование алюминия для картера двигателя, коробки передач, рулевого механизма и дифференциала, а также широкое применение шариковых подшипников. Серийная модель 28/40 развивала приличную для тех времен скорость — до 80км/ч.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

В 1913 году на IV Международной выставке автомобилей в Петербурге Пузырев представляет пятиместный лимузин, семиместную машину с открытым кузовом «торпедо» и гоночный автомобиль. По свидетельствам специалистов, он был оснащен передовым для своего времени и весьма компактным двигателем.
Несмотря на серьезные финансовые трудности и стандартное для патриотически настроенного человека тех лет неприятие со стороны «интеллигентной общественности», называвшей его «кустарным производителем», И.П.Пузыреву удавалось сохранять и поддерживать производство. Более того, существовали планы по его расширению. Но в начале 1914 года завод неожиданно сгорает… А в сентябре, отдав последние силы на восстановление своего детища, умирает Иван Петрович Пузырев.

Повествование о зарождении российской автомобильной отрасли было бы неполным без упоминания имени признанного специалиста в области электротехники и электрических машин Ипполита Владимировича Романова. Ему принадлежит, помимо прочего, изобретение совершенной для своего времени аккумуляторной батареи, а также смелый проект подвесной электрической железной дороги, опытный образец которой(!) функционировал с 1899 года в Гатчине.
В том же году в Петербурге состоялись испытания первого отечественного электромобиля конструкции Романова, прозванного «кукушка». Интересно, что машина имела привод на передние колеса и развивала скорость до 39км/ч при запасе дальности в 64 км.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

А в 1901 году на столичных улицах появился опытный образец электрического 17-местного омнибуса – нового типа городского транспорта. Испытания показали надежность и безопасность конструкции машины. И.В.Романов планировал организацию десяти маршрутов электрических омнибусов по самым оживленным магистралям города. Но Городская Дума отказалась одобрить финансирование постройки техники.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Так в общих чертах выглядит история зарождения отечественного автомобилестроения. Кто знает, возможно, очевидный потенциал и прекрасные перспективы отрасли на фоне общего промышленного подъема в Российской Империи начала XX века могли вывести российские заводы в число ведущих автопроизводителей мира, и сегодня марки «Руссо-Балт» и «Пузырев» были бы не менее престижны, чем «Мерседес» или «Лексус»… Но потрясения XX века внесли свои коррективы в исторический путь нашей страны. Быть может, нуждающемуся в переформатировании российскому автопрому стоит опереться на исторический фундамент, заложенный пионерами русского автомобилестроения?

Источник

Первые автомобили Российской империи

Многие наши современники пребывают в полной уверенности, что дореволюционная Россия была «отсталой аграрной страной». А между тем эта «отсталая» страна в конце XIX в. входила в десятку ведущих мировых держав по общей протяженности железных дорог, добыче алюминия, производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также по количеству имевшихся автомобилей, хотя и основная их масса была не собственного производства.Отечественный же автопром сейчас принято ассоциировать, в первую очередь, с «ГАЗом», «АЗЛК», «ВАЗом», то есть с заводами советского периода. На самом деле в начале века в России было более десяти марок автомобилей. Расскажем о наиболее заметных:

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империиПервым отечественным автомобилем считается детище экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева — «Яковлев-Фрезе». Автомобиль был представлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 1 июля 1896 года.

Прообразом первого русского автомобиля, как собственно и первых машин в большинстве других стран, послужил немецкий Benz Velo, созданный легендарным Карлом Бенцом (трехколесный автомобиль был запатентован 29 января 1886 года).

Наша версия 1896 года была схожа с этой машиной и внешне, и технически. Однако многое пришлось делать заново, так как большинство узлов и схем было запатентовано. Например, пришлось перерабатывать двигатель внутреннего сгорания. Он стал более легким, чем у Benz Velo, но потерял в мощности. Мотор, расположенный сзади, выдавал 2 л.с., против 2,75 л.с. у «немца».

300-киллограмовый автомобиль разгонялся до 21 км/ч, а на одной заправке мог двигаться до 10 часов. Коробка передач также была переделана: кожаные ремни были заменены на более надёжные, из многослойной прорезиненной ткани. Собственно передач было всего две: передняя и нейтральная. Останавливать машину нужно было с помощью ножного тормоза, который действовал на ведущий вал коробки передач, и ручного, который прижимал резиновые бруски к шинам задних колёс.

Однако первый русский автомобиль «Яковлев-Фрезе» был выпущен в 1896 году единственном экземпляре. В 1898 году Евгений Яковлев умер, а его коллеги по заводу не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали предприятие.

«Русский автомобильный завод И. П. Пузырева»

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империиЮрист по образованию, сын генерал-майора от артиллерии, Иван Пузырев был страстным энтузиастом автомобильного дела. В 1907 году он открывает небольшой магазин по продаже автомобильных запчастей. А уже через два года строит завод под названием «Русский автомобильный завод И. П. Пузырева» и начинает заниматься ремонтом машин.

Но главная цель Пузырева — создать настоящий русский автомобиль, полностью сделанный из отечественных комплектующих и приспособленный к российским условиям эксплуатации. Средства на это у него были, и он мог экспериментировать и развивать производство практически всех сложных узлов и агрегатов.

Впрочем, за основу все равно пришлось взять зарубежный аналог — американский автомобиль Case. Закупали у иностранцев и карбюраторы, но все остальное на заводе изготавливалось своими силами. Стоит отметить, что такое позволить себе не мог даже «Руссо-Балт». Да что говорить, все зарубежные предприятия использовали взаимозаменяемые детали, чтобы сделать производство более выгодным.

Но Пузырев по этому пути не пошел. В 1911 году он представил свой первый автомобиль «Пузырев 28/35» с 5-местным кузовом. Машина оснащалась 5,1-литровым двигателем мощностью 35 л.с. Коробка передач была разработана лично Пузыревым. Она не была похожа на зарубежные аналоги: шестеренки в этой коробке находились в постоянном сцеплении друг с другом, тогда как в других моделях они перемещались вдоль валов и могли при соединении поломать себе зубья.

Автомобиль имел неплохие внедорожные характеристики, в частности, благодаря высокому клиренсу в 320 мм. Машины имели алюминиевые кузовные панели, а крылья штамповались из стали толщиной в 2 мм.

Однако производство всех компонентов сильно увеличивало стоимость машины по сравнению с конкурентами. Так, Пузырев продавал свои машины за 8 тысяч рублей. Поэтому спросом они не пользовались ни в России, ни за рубежом, где Пузырев их также пытался продвигать. В газетах называли машины Пузырева кустарщиной и писали, что они хуже, чем даже самые плохие иностранные модели.

Постепенно финансовое положение конструктора-романтика ухудшалось, заказов не было. Но он продолжал производство и даже собирался его расширять. Однако в начале 1914 года «Русский автомобильный завод И. П. Пузырева» сгорел, вместе с 15-ю новыми шасси. Пузырев не унывал и даже пытался возобновить производство двигателей, но не успел — в сентябре 1914 года он скончался.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империиСамым известным производителем автомобилей в России стала компания Russo-Baltique («Руссо-Балтик»). Производство было организовано Иваном Фрязиновским. Он нанял на должность главного конструктора автомобильного отдела 26-летнего Жульена Поттера, который ранее работал на бельгийской фирме Fondu. Собственно эти машины и стали прообразом первых «Руссо-Балт».

В 1909 году была выпущена первая модель «Руссо-Балт» С-24/30. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Соответственно в дальнейшем, когда машина получала новые моторы, менялся и индекс.

Эта модель стала наиболее массовой в истории завода. Точных данных об объемах производства компании нет. Но, по неофициальной статистике, было выпущено всего 347 экземпляров серии С.

«Руссо-Балт» был олицетворением роскоши. Мощный по тем временам двигатель, изящный, неповторимый дизайн. И стоили машины недешево. За «Руссо-Балт» модели С просили до 7,5 тысячи рублей. Для сравнения: аналогичные машины Opel и Renault стоили 5 тысяч рублей.

По некоторым данным, Великий князь Константин Романов приобрел три «Руссо-Балта», один автомобиль приобрела великая княжна Мария Романова.

Автомобили «Руссо-Балт» получили признание во всем мире. В частности, благодаря победам в различных соревнованиях: например, в ралли Санкт-Петербург — Монте Карло в 1912 и 1913 годах. Кроме того, «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.

Во время войны завод по приказу Николая II был эвакуирован в Москву, в район Фили. А в 1918 году завод национализировали и постановлением Совнаркома переименовали в Первый государственный бронетанковый завод. В 1923-м его передали в концессию фирме «Юнкерс» и на предприятии начали выпускать самолеты Ю-20, Ю-21.

Источник

Русские автомобили дореволюционного периода (14 фото+текст)

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

По-видимому, Е.А. Яковлев существенно облегчил двигатель и трансмиссию, в частности выполнил собственно двигатель меньших, чем у К. Бенца, размеров. Моторы «Бенца», устанавливаемые на модель «Вело», при рабочем объеме 1045 см развивали мощность 1,5 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 450 мин, а с 1896 г. – 2,75 л.с. при частоте вращения 600 мин. У Е.А. Яковлева эта мощность составляла 2 л.с. Е.А. Яковлев, так же как и немецкий изобретатель, снабдил свой двигатель испарительной системой охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась. Любопытно, что Т. фон Либих, в 1894 г. совершивший на автомобиле «Бенц-Виктория» с аналогичной системой охлаждения пробег из Райхенберга в Мангейм и обратно, расходовал на 100 км пути 21 л бензина и 150л (!) воды.
Запас воды (около 30 л) у Е.А. Яковлева размещался в двух боковых латунных баках. Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра размещался за спинкой сиденья. По примеру К. Бенца, Е.А. Яковлев изготовил и испарительный карбюратор. На снимках машины видна его нижняя часть со сливным краником. Этот карбюратор напоминал вертикальный цилиндрический бачок диаметром около 200 мм. Он подогревался отработавшими газами, бензин испарялся, насыщая парами проходивший через бачок воздух. Состав рабочей смеси мог быть изменен в смесителе, где она при необходимости объединялась добавочным воздухом. Для регулирования ее состава служил поворотный рычажок, выведенный под сиденье водителя. Количественной регулировки смеси, поступающей в цилиндр, не было, как и опережения зажигания. Электрическое зажигание осуществлялось от батареи и индукционной катушки с электромагнитным прерывателем (разновидность катушки Румкорфа).
Указанные особенности конструкции не позволяли регулировать частоту вращения двигателя применительно к нагрузке на него и по пути предопределяли его работу как бы в стационарном режиме. Управлять его работой можно было, либо сильно обогащая смесь, либо создавая пропуски в подаче тока на свечу. Такие действия были необходимы при переключении передач.
Автомобили К. Бенца, Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе располагали сходной по конструкции трансмиссией, принципиальная схема которой была заимствована от станков. Она состояла из двух ремней (у К. Бенца – кожаных, у Е.А. Яковлева – из прорезиненной ткани), работавших на ступенчатых шкивах. Каждый соответствовал низшей и высшей передачам, и каждый имел холостой ход. Передвижением ремней и, тем самым, переключением передач управляли с помощью двух рычажков на вертикальных осях, расположенных справа и слева от рулевой колонки. Пробуксовка ремней при переключении заменяла действие механизма сцепления.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный вал с закрепленными на нем шкивами. Но вал этот был сделан разрезным и его полувалы связывал дифференциал. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.
Рациональное сочетание собственных и заимствованных технических решений говорит о творческом подходе Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе к созданию своего «безлошадного экипажа». При этом следует отметить, что появление в Петербурге первого автомобиля «Бенц» (четырехместного модели «Виктория») не могло ничего добавить к тем знаниям, которыми располагали изобретатели после посещения чикагской выставки в 1893 г. Петербургский торговец Э. Зеленый весной 1895 г. заказал автомобиль фирме «Бенц». Автомобиль под № 218 прибыл в столицу 1 (14) августа 1895 г., и его приобрел архитектор А.К. Жиргалев, который совершил свой первый выезд 9 (22) августа 1896 г. на Марсово поле. Вполне очевидно, что эту громоздкую четырехместную машину (она весила 864 кг) модели «Виктория» копировать не имело смысла.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 2; грузоподъемность – 500 кг; двигатель: число цилиндров – 2, рабочий объем – 1528 см3, мощность – 6 л. с. при 1000 об/мин; число передач – 3; размер шин – 880×120 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1200 кг; длина – 3400 мм; высота – 1750 мм; база – 2200 мм; скорость – 20 км/ч.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 5; двигатель – четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров – 4, рабочий объем – 3000 см3, мощность – 22 л. с. при 1200 об/мин; число передач – 4; главная передача – цепная; размер шин – 920×120 мм; длина (с кузовом «дубль-фаэтон») – 4400 мм; ширина – около 1600 мм; высота (с поднятым тентом) – 2450 мм; база – 3310 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1900 кг; скорость – 64 км/ч. Этим автомобилем пользовался премьер Сергей Юльевич Витте.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 5; двигатель – четырехтактный, внутреннего сгорания, число цилиндров – 4, рабочий объем – 4559 см3, мощность – 32 л. с. при 1200 об/мин; число передач – 4; главная передача – цепная; размер шин – 920×120 мм; длина (с кузовом «дубль-фаэтон») – 4330 мм; ширина – около 1600 мм; высота (с поднятым тентом) – 2450 мм; база – 3310 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1900 кг; скорость – 69 км/ч.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 4; двигатель: число цилиндров – 4, рабочий объем – 2211 см3, число карбюраторов – 1, клапанный механизм – SV, мощность – 20 л. с. при 1500 об/мин; число передач – 3; размер шин – 880– 120 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1500 кг; длина – 3800 мм; база – 2855 мм; колея – 1260 мм; максимальная скорость – 70 км/ч.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 2; двигатель: число цилиндров – 4, рабочий объем – 4939 см3, мощность – 55 л. с. при 1800 об/мин; число передач – 3; размер шин – 880– 120 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1500 кг; длина – 4435 мм; ширина – 1544 мм; высота – 1230 мм; база – 3305 мм; максимальная скорость – 113 км/ч.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Иван Петрович Пузырев начал свою деятельность 1909 году с продажи автомобильных принадлежностей и запасных частей. Затем стал заниматься ремонтом машин, постепенно изготовляя в собственных мастерских растущий ассортимент новых деталей.
Видя засилье иностранцев в русской промышленности, безостановочный рост числа представительств зарубежных автомобильных фирм по всей стране, Пузырёв задался целью создать специализированный автомобильный завод и поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, чтобы завод вырабатывал абсолютно и вполне самостоятельно все автомобильные части, из русского материала, русскими рабочими под руководством русских же инженеров.
Накопленные им практический опыт и финансы позволили в 1910 г. открыть Русский автомобильный завод И. П. Пузырева (РАЗИПП). К 1912 г. на предприятии, занимавшем земельный участок площадью 0,54 га, работало 98 человек. Завод все делал сам, покупал от зарубежных смежников только магнето, свечи и карбюраторы. Шины и заготовки лонжеронов рам он заказывал петербургским фирмам.
Основная модель завода «Пузырев-28-35» 1911 г., довольно простая по устройству, имела солидный запас прочности и слыла несколько тяжеловатой. На ней стоял четырех-цилиндровый (5130 см3, 35 л. с. при 1200 об/ мин) двигатель с цилиндрами, отлитыми в два блока, и боковыми клапанами, расположенными по обе стороны двигателя. Кулачковые валы, магнето, водяной и масляный насосы приводились набором из семи шестерен, довольно шумных в работе.

Конусное сцепление, трехступенчатая коробка передач, карданная передача к заднему мосту – такой была трансмиссия этой машины. Помимо ведомого конуса сцепления из алюминиевого сплава отливались картер и масляный поддон двигателя, картеры коробки передач и дифференциала. Задний мост отличался от большинства конструкций тех лет наличием полуосей полностью разгруженного типа.
Модель «Пузырев-28-35» имела колесную базу 3000 мм, но благодаря довольно длинному двигателю в кузове удалось расположить только два ряда сидений.
В 1912 году машину усовершенствовали. Прежде всего выросли рабочий объем и мощность двигателя: соответственно до 6325 см3 и 40 л. с. Коробка передач стала четырехступенчатой, и ее оригинальная конструкция была защищена привилегией. Новшество заключалось в том, что все шестерни коробки находились в постоянном зацеплении и включались скользящими кулачковыми муфтами. Такое решение упрощало переключение передач, уменьшав ударные нагрузки и шум при перемене передач. В этом отношении машины РАЗИПП стояли выше автомобилей РБВЗ и зарубежных фирм. Другое преимущество заключалось в том, что рычаг переключения передач находился внутри кузова, в то время как на легковых «Руссо-Балтах» он до 1913 г. еще располагался снаружи, за правым бортом.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Рама на машине образца 1912 г. стала совершенно иной. Она получила выгиб над задним мостом, очень длинные (передняя – 1110 мм, задняя-1490 мм) и мягкие продольные полуэллиптические рессоры. На раме увеличенной длины оказалось возможным разместить кузов с тремя, а не двумя рядами сидений, рассчитанных не на пять, а на восемь человек. Колесная база выросла до 3320 мм, а колея колес-до 1400 мм. Прочная рама, мягкая подвеска, большой дорожный просвет – 320 мм и колеса с шинами большого диаметра сделали этот автомобиль хорошо приспособленным для отечественных дорожных условий. Модернизированная машина получила индекс «А28-40». Ее снаряженная масса составляла 1900 кг, а скорость – около 80 км/ч.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

На одном из автомобилей модели «А28-40» с пятиместным кузовом Торпедо сам И. П. Пузырев летом совершил без единой поломки пробег Петербург-Париж-Петербург. Он явился хорошей рекламой, и Пузырев предложил свои услуги военному министерству, которое в опытном порядке приобрело два автомобиля. Дальше дело не пошло, поскольку министерство имело прочные связи с РБВЗ и не хотело рисковать, заказывая близкие по характеристикам автомобили другому заводу.

Последней попыткой привлечь к себе внимание автомобилистов стала для РАЗИПП IV Международная автомобильная выставка в С.-Петербурге. Там он экспонировал два экземпляра усовершенствованной модели «А28-40» с подвеской задних колес на три четверти эллиптических рессорах. Одна машина – с открытым семиместным кузовом торпедо, другая – тоже семиместная, с полностью закрытым (включая место водителя) кузовом лимузин. Обе были роскошно отделаны. Кроме них на стенде Пузырева демонстрировалось шасси новой спортивной модели. Цилиндры ее двигателя (3929 см3) были отлиты в одном блоке и имели расположенные в головке клапаны.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Но и выставочные экспонаты не вызвали особого интереса. Вокруг машин РАЗИПП складывалось негативное мнение. Утверждали, что они очень низкого качества и собраны из заграничных частей. Для борьбы с этим предвзятым отношением Пузырев даже распространял специальную листовку, где говорилось: «Ввиду большого количества. выраженных сомнений, что не все части автомобилей завод изготовляет на месте. покорнейше прошу не верить распространяемым слухам. »Неудачи усугубились пожаром, происшедшем на заводе в январе 1914 г., который сильно повредил несколько цехов, уничтожил восемь готовых автомобилей и 15 комплектов деталей, ожидавших сборки. Пузырев скоропостижно умер в сентябре 1914 г., и после его смерти РАЗИПП больше не возвращался к автомобилестроению, сосредоточившись на ремонте и обслуживании автомобилей, выпуске четырехцилиндровых двигателей для прожекторных установок. В общей сложности этот завод с марта 1911 г. по январь 1914 г. изготовил 38 автомобилей.

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 5, двигатель: число цилиндров – 4, рабочий объем – 4501 см3, мощность – 40 л, с. при 1500 об/мин: число Передач – 4; масса в снаряженном состоянии – около 2100 кг; длина – 4650 мм; ширина – 1600 мм; высота – 2340 мм; база – 3305 мм; дорожный просвет – 260 мм. скорость – 70 км/ч. Салон был соединен с водителем переговорной трубой, обогревался отработавшими газами, был оборудован часами и бутоньерками для цветов. Цена – 7500 золотых рублей

Первые авто в российской империи. Смотреть фото Первые авто в российской империи. Смотреть картинку Первые авто в российской империи. Картинка про Первые авто в российской империи. Фото Первые авто в российской империи

Число мест – 2; двигатель четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров – 4, рабочий объем – 4939 см3, мощность – 58 л. с. при 1800 об/мин; число передач – 4; передача на задний мост – карданный вал; длина – 4860 мм; ширина – 1610 мм; высота – 1430 мм; база – 3305 мм; колея – 1365 мм; масса в снаряженном состоянии – около 1280 кг; наибольшая скорость – 130 км/ч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *