Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

La Jamais Contente: первый автомобиль, разогнавшийся до 100 км/ч (3 фото)

Представьте металлический цилиндр длиной менее 4 метров на четырёх колёсах с водителем, сидящим сверху, как всадник на коне. Без ремней безопасности, без каркаса безопасности, без каких-либо других современных мер безопасности он мчится по дороге со скоростью 100 км/ч. Это La Jamais Contente (буквально «Всегда недовольная»), электромобиль и первое в мире дорожное транспортное средство, которое развило скорость более 100 км/ч. Этот подвиг совершил бесстрашный бельгийский гонщик Камиль Дженаци (Camille Jenatzy). Дата — 29 апреля 1899 года.

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч
Камиль Дженаци на «Всегда недовольной» (фото: Wikimedia Commons)

100 лет назад в автомобильной индустрии доминировали электромобили, и тогда производителей электромобилей было гораздо больше, чем сейчас. Первый электромобиль появился в 1830-х годах с питанием от неперезаряжаемых элементов, и только в 1859 году, когда аккумуляторные батареи дали возможность хранить запас электроэнергии на борту транспортного средства, с изобретением свинцово-кислотной аккумуляторной батареи автомобили стали практичным транспортным средством. Первый электромобиль с собственным источником энергии для перевозки людей был протестирован на одной парижской улице в апреле 1881 года французским изобретателем Гюставом Труве (Gustave Trouvé). К концу десятилетия электромобили устанавливали рекорды скорости на суше.

Автомобиль La Jamais Contente был спроектирован самим Камилем Дженаци. Сын успешного бельгийского производителя резиновых шин, Дженаци был одним из первых энтузиастов, чей завод производил немало электрических экипажей и грузовиков. Он неистово состязался с производителем карет Жанто (Jeantaud) в рекламных трюках, чтобы увидеть, кто делает самые быстрые дорожные транспортные средства. Оба соперника подняли рекордную планку с 63 км/ч (французский автогонщик Гастон де Шасслу-Лоба) до 66,7 км/ч (Камиль Дженаци), затем до 70 км/ч (Шасслу-Лоба), затем до 80 км/ч (Дженаци) и, наконец, до 92,7 км/ч (Шасслу-Лоба).

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч
Камиль Дженаци в La Jamais Contente (фото: Wikimedia Commons)

Когда Дженаци попросили описать ощущение езды быстрее, чем кто-либо когда-либо ездил на дорожном транспортном средстве, он сказал: «Кажется, что машина, в которой едешь, отрывается от земли и устремляется вперёд, как пуля, отрикошетившая вдоль земли. Что касается водителя, то его мышцы тела и шеи напрягаются, сопротивляясь движению воздуха, его пристальный взгляд устремляется примерно на 200 метров вперёд, а чувства обостряются, всё время оставаясь начеку».

Рекорд Дженаци не удавалось побить последующие 3 года.

Копия La Jamais Contente сегодня находится в автомобильном музее в городе Компьень (Compiègne), Франция.
Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Источник

Как ускорялись автомобили

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Звание изобретателя автомобиля в истории носит Карл Бенц, запатентовавший все его важные узлы и агрегаты, а в 1886 году получивший патент на сам автомобиль и предложивший первую серийную машину. Однако эксперименты по созданию самодвижущего экипажа проводились и раньше, причем весьма успешно.

1752 год/1791 год – 15 км/ч на педалях

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Самоходный четырехколесный экипаж, изобретенный русским крестьянином Леонтием Шамшуренковым, автомобилем можно считать условно – он приводился в движение мускульной силой двух человек. Тем не менее, этот «концепт», прототип будущих машин, ездил и развивал до 15 км/ч. За счет педального привода прообраз будущих самодвижущихся экипажей, придуманный Иваном Кулибиным в 1791 году, мог ехать на скорости до 16,2 км/ч.

1838 год – 6 км/ч на электричестве

До того как абсолютную монополию захватили двигатели внутреннего сгорания, на равных с ДВС экспериментировали с различными источниками энергии – газами, электричеством, паром. Электрический локомотив, разработанный шотландцем Робертом Дэвидсоном, в 1838 году мог развивать скорость в 6 км/ч.

1860 год – 3 км/ч на водороде

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

В 1860 году автомобиль бельгийца Этьена Ленора с одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания на водородном топливе проехал девять километров примерно за три часа.

1895 год – 30 км/ч на ДВС

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

«Это безумие! Я делал до тридцати километров в час!», — такую забавную для современных автомобилистов фразу произнес победитель первых автомобильных гонок на скорость Париж-Бордо-Париж Эмиль Левассор. Французский инженер с партнером купили лицензию у Готтлиба Даймлера на его двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания и создали свой собственный автомобиль. 30 км/ч – считается первым рекордом скорости для автомобиля с ДВС.

1897 год – 45 км/ч на ДВС

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

1898 год – первый официальный рекорд в 63 км/ч на электричестве

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Первый официально зарегистрированный рекорд скорости на автомобиле составил 63 км/ч и был зафиксирован 18 декабря 1898 года. Причем принадлежал он электромобилю конструкции французского механика Шарля Жанто. На этом электромобиле французский автогонщик граф Гастон де Шаслу-Лоба развил 63,13 км/ч, преодолев 1 километр за 57 секунд в рамках гонок под эгидой французского журнала La France Automobile.

Уже через месяц рекорд был улучшен до 66,65 км/ч, а затем — до 92,69 км/ч.

1899 год – первые 100 км/ч на электричестве

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Первый рекордсмен граф де Шасле-Лоба постоянно поднимал планку собственных достижений в немалой степени благодаря соперничеству с другим автоспортсменом – Камилем Женатци, который к тому же ездил на машинах собственной разработки. В результате Женатци вышел из этого соревнования победителем в апреле 1899 года, достигнув скорости 105 км/ч – опять же на электромобиле под названием La Jamais Contente («Всегда недовольная»). Это же стало первым преодолением рубежа в 100 км/ч.

1902 год – 120 км/ч на пару

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Французский изобретатель Леон Серполле на заре серийного автомобилестроения сделал ставку на паровой двигатель. Еще в начале 1880-х он создал первый одноместный трехколесных экипаж на пару – первая пробная поездка состоялась в 1887 году в Париже. Компания Peugeot взяла за основу изобретение Серполле и построила по их образцу четыре трехколесные машины с паровыми двигателями в 1889 году.

В 1902 году в Ницце Серполле удалось разогнаться на гоночной машине своей разработки с паровым двигателем до 120,77 км/ч. История гласит, что достигнутая скорость настолько испугала гонщика и механика, что они больше всего боялись задохнуться.

1904 год – 147 км/ч на ДВС

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

В начале ХХ века американец Генри Форд построил два гоночных автомобиля под названием Ford 999. В конце 1903 года Форд организовал компанию имени себя и для рекламы устроил в январе 1904 года показательный заезд на желтом автомобиле Ford 999 под прозвищем Arrow с 72-сильным мотором. Заезд состоялся рядом с городом Детройт на озере Сент-Клэр – то есть еще и на льду. Автомобиль представлял собой просто голую раму с мощным мотором (двигатель внутреннего сгорания). Форду удалось развить 147,05 км/ч, установив новый рекорд. В конце 1910-х автомобили с ДВС становятся доминирующими, оттеснив другие разработки, которые автопромышленность заново осваивает в наше время.

1906 год – рубеж 200 км/ч на пару

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Перейти от 30 км/ч к 100 км/ч оказалось сложнее и дольше, чем от 100 км/ч покорять все новые рубежи. После первого преодоления рубежа в 100 км/ч автомобили разгоняются все быстрее.

Первым планку в 200 км/ч побил паровой автомобиль – гоночная машина конструкции братьев-американцев Стэнли, которые выпускали автомобили на пару до 1927 года. Паровой автомобиль Stanley Rocket под управлением гонщика Фреда Мариотта в январе 1906 года на пляже в Дайтоне (штат Флорида, США) разогнался до 205 км/ч при заезде на одну милю, проехав ее за 28,2 секунды. Однако официально Международная автомобильная федерация признала лишь рекорд в 195 км/ч при заезде на один километр, отмеренный внутри полной мили (1,6 км).

Это достижение оставалось рекордом скорости для паровых автомобилей аж до 2009 года. Болид, разработанный британскими инженерами, мощностью эквивалентной 360 л. с. развил в первом заезде 217,7 км/ч, а во втором – 241,7 км/ч, получив среднюю максимальную скорость 223,748 км/ч. Во время заездов в 12 котлах испарялось около 40 кг воды в минуту.

1911 год – рубеж 200 км/ч на ДВС

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Рекорд в 200 км/ч парового автомобиля не был признан официально. В 1911 году рубеж был преодолен на автомобиле с ДВС: 23 апреля американский гонщик Роберт Бурман (Бармэн) на автомобиле Blitzen Benz (компания «Бенц») достиг скорости 228,04 км/ч. Однако рекордсмен проехал дистанцию только в одну сторону, а Международная автомобильная федерация в те годы стала требовать прохождения мерного участка в обе стороны, чтобы учесть возможное влияние ветра и уклонов. В результате рекорд был достигнут, но официально не зафиксирован.

Официальным рекордом признан проезд английского гонщика Л.Дж.Хорнстеда – также на автомобиле Benz, который состоялся в 1914 году, перед Первой мировой войной, на первом в мире гоночном треке – британском Бруклендсе.. Однако он развил даже меньше первых рекордсменов – 199 км/ч. Зато в обе стороны.

1927 год – рубеж 300 км/ч на ДВС

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

В военное и послевоенное время было не до рекордов, однако в 1920-е испытатели вернулись к мечтам. В 1927 году британская компания Sunbeam разработал автомобиль мощностью в 1000 л. с., которые развивали два авиационных двигателя. Естественно, она была построена специально для достижения рекорда. Гонщик Генри Сигрев на пляже в Дайтоне смог разогнаться до 327,89 км/ч.

1932 год – рубеж 400 км/ч на ДВС

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Гонщик Малькольм Кэмпбелл начинал устанавливать свои личные рекорды на 350-сильных автомобилях Sunbeam, которые он по собственной традиции называл «Синяя птица». С 1926 года Кэмлбелл начал строить болиды собственной разработки с авиационными двигателями. В 1932 году на автомобиле «Непир-Кэмпбелл» он развил скорость 408,63 км/ч.

1937 год – рубеж 500 км/ч на ДВС

Когда в 1935 году Кэмпбелл смог достичь лимита в 484 км/ч, стало ясно, что полоса на пляже в Дайтоне уже не подходит для таких скоростей. В результате испытания переместились на ставшее знаменитым высохшее соленое озеро Бонневиль в штате Юта (США) с идеально ровной поверхностью. В 1937 году на этом озере англичанин Джордж Эйстон на огромном трехосном автомобиле Thunderbolt с двигателями суммарной мощностью 5000 л. с. смог развить 502 км/ч.

1970 год – рубеж в 1000 км/ч на реактивном двигателе

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Для обычных автомобилей, пусть даже сконструированных специально для достижения рекорда, наступил предел. Первые попытки достичь новых лимитов начались со списанного двигателя от реактивного истребителя, приделанного к трехколесному шасси. Однако рекорды долго не засчитывались, так как такие «ракеты» ФИА не признавала автомобилями. Лишь в 1964 году было разрешено засчитывать рекорды на любом транспортном средстве, которое катится по земле на колесах. В результате 23 октября 1970 года автомобиль Blue Flame с ракетным двигателем под управлением американца Гарри Габелича на соляном озере установил рекорд 1014,3 км/ч.

Источник

Бесстрашный подвиг: как электромобиль XIX века разогнался до 100 километров в час

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

В конце XIX века во Франции произошло знаковое событие для мирового машиностроения – впервые электромобиль разогнался до 100 километров в час. И совершил этот подвиг бесстрашный бельгийский водитель Камиль Женатци.

Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Смотреть картинку Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Картинка про Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч. Фото Первый автомобиль который разогнался до 100 км ч

Как ни странно, но сто лет назад в автомобильной промышленности преобладал электромобиль, а его производителей было гораздо больше, чем сегодня.

Первая электрическая машина появилась в 1830-х годах и работала она на специальных элементах, которые не перезаряжались. В 1859 году изобрели свинцово-кислотные батареи и тогда электромобили стали практическим транспортом. Но вскоре бензиновый двигатель внутреннего сгорания на целый век вытеснил с рынка экологичные машины.

История появления скоростного электромобиля

Первое в мире дорожное транспортное средство, которое проезжает более 100 километров в час, разработал сам Камиль Женатци – сын богатого бельгийского производителя резиновых изделий. Он был одним из первых автолюбителей и дизайнеров, который запустил завод по производству электрических кареток и грузовиков, чтобы завоевать парижский рынок.

Женатци отчаянно боролся с другим производителем Шарлем Жанто, выясняя, кто же из них делает более быстрые автомобили. Чтобы убедить всех в триумфе его компании, Женатци построил специальный электрокар Le Jamais Contente, что буквально с французского означает «никогда не счастлив», на котором и совершил скоростной переворот.

Электрическая машина имела форму торпеды и была изготовлена ​​из сплавов партиниума, алюминия, вольфрама и магния. Она имела 2 двигателя с прямым приводом, мощностью примерно в 68 лошадиных сил.

На таком металлическом цилиндре длиной менее 4 метров, водитель сидел сверху, как на лошади. Он не имел никаких ремней безопасности или любых других современных средств, которые бы спасали водителю жизнь и здоровье.

Рекорд скорости

29 апреля 1899 года близ Парижа Женатци сел на свое творение и достиг максимальной скорости 105,88 километра в час, побив предыдущий рекорд графа де Шасла-Лоба в 92,78 километра в час, который был установлен месяцем ранее.

Три года электрокар Женатци сохранял титул самого быстрого транспортного средства.

Источник

nostradamvs

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Начиная с 1898 года, был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Точнее, их было гораздо больше, но многие не признавались различными федерациями, иные замерялись с нарушениями, и так далее. Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:

1) 1898 – 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 – 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.

Я решил написать об этом рекордном безумии серию иллюстрированных постов.

Итак, I период. 1898-1914. Рекорды с №1 по №24.

1
Первый официально зарегистрированный рекорд скорости для автомобиля установил французский граф Гастон де Шаслу-Лоба (Gaston de Chasseloup-Laubat) 18 декабря 1898 года на электромобиле Jeantaud Duc. Рекорд составил 63,15 км/ч. На тот момент этот рекорд не являлся абсолютным рекордом скорости на суше – последний принадлежал рельсовому транспортному средству, британскому паровозу #41 железной дороги Bristol & Exeter Railway, и составлял 131,6 км/ч.

Вот так выглядел первый в истории рекордный автомобиль Jeantaud Duc. Пока ещё в серийной конфигурации.

2
Второй официально зарегистрованный рекорд скорости для автомобиля поставил бельгийский гонщик Камиль Женатци (Camille Jenatzy) месяцем позже – 17 января 1899 года на серийном электромобиле CGA Dogcart. Рекорд составил 66,66 км/ч.

К сожалению, это одна из двух хоть каких-то фотографий Женатци во время установления рекорда. Лучшего качества не существует.

3
Третий рекорд скорости снова установил Гастон де Шаслу-Лоба, причём в тот же день, 17 января 1899 года! Он снова стартовал на Jeantaud Duc и достиг скорости 70,31 км/ч.

4
Четвёртый мировой рекорд скорости снова поставил Камиль Женатци спустя 10 дней после второго рекорда де Шаслу-Лоба, 27 января 1899 года на электромобиле CGA Dogcart он разогнался до 80,35 км/ч.

5
Пятый мировой рекорд скорости снова поставил Гастон де Шаслу-Лоба – это была напряжённая борьба между французом и бельгийцем. 4 марта 1899 года всё на том же Jeantaud Duc он сумел разогнаться до сумасшедших 92,78 км/ч. Именно в этом заезде на Jeantaud появился обтекаемый кожух – без усовершествований превзойти достижение Женатци уже не получалось.

Вот перед нами Jeantaud Duc с де Шаслу-Лоба за рулём – после финальной попытки. Как мы видели ранее, в серийном варианте у автомобиля тупой нос – но для скорости на него поставлен треугольный рассекатель. Эту модификацию в литературе называют Jeantaud Duc Profilée.

После окончательного проигрыша Женатци в апреле того же года де Шаслу-Лоба бросил рекордные попытки; он умер в 1903 году в возрасте 36 лет от болезни, кажется, от пневмонии, но могу ошибаться.

6
Шестой рекорд скорости опять же «перехватил» Камиль Женатци29 апреля 1899 года. На электромобиле La Jamais Contente, что переводится как «Вечно недовольный» он стал первым человеком, сумевшим преодолеть барьер в 100 км/ч на автомобиле – он разогнался до 105,882 км/ч. Надо сказать, что тремя годами позже Женатци во время попытки побить свой же рекорд на «Серполле» попал в аварию и потерял руку, что не помешало ему ещё годом позже выиграть престижнейшую гонку Gordon Bennett Cup. Умер он в итоге не своей смертью – погиб в 1913 году от несчастного случая на охоте; ему было 45 лет. Незадолго до смерти он пошутил, что умрёт в «Мерседесе»; его друг случайно выстрелил в направлении птичьего крика, который издавал Камиль, чтобы привлечь дичь. По иронии судьбы автомобиль, на котором его везли в больницу – и в котором он умер по дороге, – был именно «Мерседесом».

Вот перед нами La Jamais Contente и его водитель. Бельгийский электромобиль – это настоящий болид, первая в истории гоночная машина со специально спроектированным для гонок обтекаемым кузовом.

Автомобиль сохранился до наших дней и постоянно экспонируется в Национальном автомобильном музее в Компьенском дворце (Пикардия, Франция). Он на ходу и иногда принимает участие в заездах старинных автомобилей.

Вот перед нами Леон Серполле на своём «Яйце».

Перед нами Уильям Вандербильт II на своём «Морсе».

Вот Фурнье – на таком же «Морсе», как и Вандербильт.

11
Рекорды «Морсов» продержались недолго. 17 июля 1903 года в бельгийском Остенде бельгийский же гонщик Артюр Дюра (Arthur Duray) установил одиннадцатый рекорд – 134,32 км/ч на четырёхцилиндровом Gobron Brillié Paris-Madrid. Как и «Морсы», эта машина предназначалась для гонок между городами («Морсы» для гонки Париж – Вена, как следует из названия, «Гоброн Брилли» для гонки Париж – Мадрид.

Но абсолютный рекорд скорости на суше всё равно для автомобилей остался недосягаем – в 1901 году немецкий электровоз Siemens & Halske Drehstrom уже разогнался до 162,5 км/ч.

Нормальной фотографии я не нашёл. Машина выглядела вот так:

12
Двенадцатый рекорд скорости для автомобилей снова же установил Артюр Дюра, немного подняв планку. 5 ноября 1903 года на том же Gobron Brillié Paris-Madrid в Дурдане, где ставили свои рекорды «Морсы», он разогнался до 136,36 км/ч.

13
Тринадцатый рекорд скорости установил не кто иной как Генри Форд (Henry Ford). Для него, как и ранее для Серполле, это был способ прорекламировать собственную продукцию. 12 января 1904 года на поверхности замёрзшего озера Сен-Клер Форд разогнался на своём Ford 999 Arrow до скорости 147,05 км/ч. Незадача была в том, что это была первая попытка установить мировой рекорд не на территории Франции или Бельгии. Автомобильный клуб Франции, тогда ведавший рекордами, попытку не признал, поскольку она была проведена не по клубным правилам и не на пляже, как все предыдущие. Но в США рекорд был признан. До сих пор правила FIA (наследницы автоклуба Франции) и Американской федерации отличаются. В частности, попытка Форда считалась в милях, а ACF признавал только километры. Тем не менее, сегодня рекорд считается официальным после какого-то пересмотра 100 лет спустя. Сам Форд больше гонками не занимался (он и на этот заезд пошёл только ради рекламы) и скончался в 1947 году в возрасте 83 лет.

Вот этот адов трактор. Сохранился до сих пор, хранится в каком-то американском музее. Тут за рулём Уильям Форд, внук Генри; фото сделано в 1950-е.

14
Споры относительно признания или непризнания рекорда Форда ещё больше усложнил 28 января 1904 года уже знакомый нам по рекорду №8 Уильям Киссем Вандербильт II. Четырнадцатый мировой рекорд скорости составил 148,541 км/ч, и установил его бизнесмен на автомобиле Mercedes 90HP. Он ездил по европейским правилам (измерение в километрах и на дистанции в километр), но в Дайтоне-Бич (США). Поэтому ACF снова рекорд не признала. А потом признала. Вандербильт основал знаменитую гонку Vanderbilt Cup – первое крупное автоспортивное мероприятие в США. Он увлекался гонками всю жизнь и умер в своей постели в 1944 году в возрасте 65 лет.

Вандербильт за рулём «Мерседеса».

15
Из-за всей этой бюрократии получилось так, что пятнадцатый рекорд оказался меньше предыдущего. Его установил уже знакомый нам Артюр Дюра по правилам ACF в Ницце 31 марта 1904 года на хорошо нам известном автомобиле Gobron Brillié Paris-Madrid. Показатель составил 142,85 км/ч. Дюра больше не ставил рекордов, но выступал в гонках до 1934 года, умер он в 1954 году в возрасте 72 лет.

16
Но вопрос Форда-Вандербильта-Дюра всё-таки был закрыт в тот же день – 31 марта 1904 года. В Ниццу, помимо Дюра, приехал другой пилот «Гоброн-Брилли» – Луи Риголли (Louis Rigolly), он и установил шестнадцатый рекорд скорости, составивший 152,53 км/ч.

Машина Риголли отличалась от машины Дюра, хотя известна также как Gobron Brillié Paris-Madrid. Но двигатель на ней был не 4-цилиндровый, а 8-цилиндровый оппозитный. Вот она.

17
Семнадцатый рекорд скорости установил 25 мая 1904 года бельгийский барон Пьер де Катер (Pierre de Caters) на автомобиле DMG Mercedes Simplex. Рекорд составил 156,50 км/ч. Барон, к слову, чуть позже стал первым бельгийским авиатором и авиастроителем. Рекорд на суше для него был просто одной из игрушек. Скончался барон в 1944 году в возрасте 69 лет.

Вот барон на своём «Мерседесе» незадолго до заезда.

18
Восемнадцатый рекорд скорости для автомобилей снова установил Луи Риголли, который не смог смириться с поражением от де Катера. Это произошло 21 июля 1904 года всё в том же Остенде, где ездил де Катер. Риголли использовал машину Gobron Brillié Gordon Bennett и разогнался до 166,66 км/ч. Этот рекорд знаменателен тем, что человек на автомобиле впервые сумел преодолеть планку в 100 миль/ч. А про Риголли я толком ничего и не знаю.

К тому времени, к слову, железнодорожные транспортные средства подняли планку абсолютного рекорда до 210,2 км/ч – этот результат показал немецкий электровоз AEG Drehstrom-Triebwagen 28 октября 1903 года. Так что автомобили по-прежнему оставались более медленными.

19
Девятнадцатый рекорд скорости для автомобилей 13 ноября 1904 года в Остенде установил француз Поль Бара (Paul Baras) на автомобиле Darracq 100 hp Gordon Bennett. Его скорость составила 168,22 км/ч. Бара был известным пилотом, он стартовал в первых Гран-При. Умер он в 1941 году в возрасте 71 года.

На снимке Бара позирует для рекламной фотографии в своём Darracq 100 hp. Фирма активно использовала мировой рекорд для маркетинга.

20
С двадцатым рекордом вышла целая история. 24 января 1905 года французский пилот Артур Макдональд (Arthur MacDonald) (он был английского происхождения) на пляже Дайтона-Бич в США установил на своём Napier 6 рекорд, показав скорость 168,42 км/ч (побив Бара на 0,2 км/ч!) Чуть позже в тот же день и в том же месте американец Херберт Боуден на Mercedes Flying Dutchman («Летучий голландец») перекрыл это достижение, но был дисквалифицирован, поскольку его автомобиль превысил максимально разрешённую на тот момент массу (позже эти ограничения сняли). Достижение осталось за Макдональдом.

Вот Макдональд перед заездом. Это был первый рекорд скорости, установленный в США и сразу беспрекословно признанный ACF.

21
Двадцать первый рекорд скорости 30 декабря 1905 года установил француз Виктор Эмери (Victor Héméry) в Арле на восьмицилиндровом Darracq V8 Special. Рекорд составил 174,74 км/ч.

Очень стрёмная машина – максимально облегчённая, одно шасси и двигатель. Вот Эмери и его «Даррак».

Интересно, что она сохранилась до сих пор и на ходу. Человек в современном шлеме смотрится за рулём странновато.

22
А вот двадцать второй рекорд скорости стал весьма нерядовым. Установил его американец Фред Марриотт (Fred Marriott) 26 января 1906 года на специальном рекордном автомобиле Stanley Rocket. Интересно то, что этот автомобиль был паровым, и Марриотт разогнался на нём до 195,65 км/ч. Что же такого необычного, спросите вы, ведь паровые машины и до того принимали участие в рекордной гонке? Дело в том, что рекорд Мариотта для паровых автомобилей был побит лишь 103 (. ) года спустя, а августе 2009 года; побит всего на 28 км/ч, и для этого группа инженеров провернула неимоверную работу. Но это совсем другая история.

Интересно, что во втором заезде Марриотт разогнался до скорости 205,352 км/ч, но этот рекорд был признан только американской федерацией, потому что мерился на миле, а не на километре.

В 1907 году Марриотт предпринял попытку побить свой рекорд, но попал в аварию и разбил свой Stanley Rocket. Сам он выжил, но после восстановление больше не принимал участие в гонках. Скончался он в 1956 году в возрасте 84 лет.

23
Но если рекорд для паровых машин стоял более века, двадцать третий рекорд скорости был поставлен довольно скоро, в 1909 году.

Тем не менее, прежде чем говорить о нём, стоит отметить неофициальный рекорд, который 24 января 1907 года установил американский пилот Гленн Кёртис на… мотоцикле собственной конструкции Curtiss V8 40hp. В тот день на пляже Ормонд-бич во Флориде Кёртис умудрился разогнаться до скорости 219,45 км/ч – но, к сожалению, по американским правилам. Поэтому рекорд не был признан ни автомобильной, ни мотоциклетной европейскими федерациями (тем не менее, сегодня его рекорд включается в перечень рекордов скорости как первый мотоциклетный заезд, в ходе которого вообще велись замеры; впрочем, для него это был уже второй подобный неофициальный рекорд). При том, что для мотоциклов этот рекорд оставался непокорённым ещё в течение 20 лет.

Вот старая открытка с наложенным на пляжный фон студийным изображением Гленна Кёртиса на рекордном мотоцикле.

Официально же двадцать третий рекорд скорости для автомобилей был установлен 6 ноября 1909 года в Великобритании, на автодроме в Бруклендсе уже встречавшимся нам ранее Виктором Эмери (ему принадлежал показанный в 1905 году 21-й абсолютный рекорд скорости) на могучем 200-сильном Blitzen Benz n°1. Его достижение составило 202,68 км/ч.

Вот Эмери в «Бенце» прямо перед рекордным заездом.

Сам Эмери впоследствии много выступал в гонках, но из рекордных соревнований ушёл. Скончался он в 1950 году в возрасте 74 лет.

24
Blitzen Benz оказался настолько многообещающей машиной, что на нём же был установлен и следующий, двадцать четвёртый рекорд скорости. Правда, из-за разницы в рекордных правилах, действовавших в Европе и США, снова вышла неразбериха.

Как уже говорилось выше, основным разночтением была дистанция, на которой замеряли скорость. Американцы мерили на миле, европейцы – на километре. Те, кто подходил к делу ответственно (например, Фред Марриотт) делали замеры на обеих дистанциях, чтобы попасть в рекордные сводки обеих частей мира.

В общем, 23 апреля 1910 года американец Боб Бёрман на Blitzen Benz разогнался до скорости 227,513 км/ч, но так как замер делался на миле, европейцы в лице федерации AIACR его не признали. Очередной конфликт вынудил AIACR немного поворочаться и, наконец, разработать правила, которые могли бы однозначно действовать и в Европе, и в США. Правила звучали следующим образом: чтобы нивелировать действие ветра, рекордный заезд должен быть проведен в две стороны с разницей не более чем в 1 час между заездами, а рекордом считается средний показатель. На миле он показан или на километре – это теперь стало неважно.

Американцы новые правила, естественно, не признали. Но теперь у AIACR был совершенно легальный повод не признавать американских рекордов вообще – правила были сформулированы чётко, а американцы ездили только в одну сторону, без второго заезда.

24 июня 1914 года в Бруклендсе был поставлен, наконец, 24-й рекорд скорости, уже по новым правилам. Его установил британец Лидстон Гренвилль Хорнстед (Lydston Granville Hornsted) на всё том же родимом Blitzen Benz (теперь уже с порядковым No.3), и составил он 199,7 км/ч. Вы спросите – а почему это вообще рекорд? Он же меньше 23-го?

Да просто решили с момента введения новых правил «обнулить» старые, как будто двадцать четвёртый рекорд стал первым.

Вот Хорнстед перед заездом:

Интересно, что Лидстон Хорнстед был сыном посла Великобритании в России и родился в 1887 году… в Москве. А вот когда он умер, я не знаю.

Во второй части поста мы посмотрим на то, как резко изменилась индустрия рекордных автомобилей в 1920-е годы. Не переключайте канал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *