Первый автомобиль в иркутске

ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

В 1896 году на свет появился первый автомобиль отечественного производства, созданный на предприятии Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. По конструкции и исполнению он напоминал автомобили Бенца. А еще через три года, в 1899 году, первый автомобиль, правда, не отечественного производства, появился и в Иркутске. Так началась автомобильная история региона.

Первый автомобиль приобрел известный иркутский меценат, купец Николай Васильевич Яковлев. Автомобиль был привезен 14 июля 1899 года. Цитата из газеты «Восточное обозрение» №149 за 1899 год: «В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции. Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься».

Максимальная скорость автомобиля была чуть больше 15 км/час. На циклодроме, расположенном в районе нынешнего парка Парижской Коммуны, Яковлев устраивал катания для желающих приобщиться к новинке.

А с весны 1906 года купец Яковлев начал продавать автомобили желающим. В 1910 году в Иркутске официально было зарегистрировано 10 экземпляров, однако есть сведения, что в 1916 году номер имели два автомобиля — соответственно «1» и «2». Как первый владелец авто Яковлев возглавил и возникшее впоследствии общество автомобилистов. В 1915 году купец Иван Николаевич Алексеев, владелец автомобиля Berliet, открыл в 1915 году первую автошколу «Практические курсы шоферофф при первом автомобильном гараже» (на улице Пестеревской), основателем которого также и являлся.

Важным событием в автомобильной жизни Иркутска стал автопробег «Пекин-Париж», который проходил через Кяхту, Култук, Иркутск, Зиму. Руководитель пробега, принц Сципион Боргезе со станции Танхой переехал через Байкал на пароходе, прибыл на станцию Лиственничная Амурского тракта и оттуда проследовал на автомобиле Itala в Иркутск, к Амурской заставе, куда прибыл 18 июня 1907 года в 21.08. Его встречало Иркутское общество велосипедистов-любителей во главе с Николаем Васильевичем Яковлевым. 20 июня, в 11 часов дня принц со своими спутниками, сопровождаемый Иркутским обществом велосипедистов, отправился в дальнейший путь.

Железнодорожное начальство прикомандировало к участникам пробега полицейского с красным флагом. Средняя скорость не превышала 16 км/ч. 30 июня на одном из перевалов между Кяхтой и Мысовой под автомобилем князя Боргезе подломился ветхий мост, и путешественники полетели с высоты четырёх аршин. Но, к счастью, всё обошлось благополучно. Автомобиль зацепился рамой за одно из брёвен, и, задрав нос, повис в вертикальном положении. С помощью прибывших железнодорожников «Италу» удалось быстро вытащить. Автомобиль был цел, лишь заднее левое колесо получило небольшое повреждение, что все же позволяло ехать дальше.

В августе 1907 года пробег достиг конечной цели маршрута. Увы, до нас с тех времен дошли лишь фотоснимки. Однако сто лет спустя, в 2007 году, иркутский авторетроклуб «Мечта» принимал участников автопробега «Пекин-Париж 2007». Головная машина пробега — Spyker 1907 года.

Не все участники смогли одолеть трудности монгольских и иркутских дорог, в нашем городе на некоторое время задержался великолепный Rolls-Royce, повредивший подвеску на ухабистой дороге.

Itala на подъезде к Иркутску

Участники пробега Пекин—Париж около гостиницы «Интурист»

После революции автомобильный парк области представлял собой в абсолютном большинстве дореволюционные иностранные автомобили, преимущественно европейского производства. Впрочем, «автомобильный парк» — довольно громко сказано. Основным транспортом оставалась лошадь. С начала 30-х годов в области активно формируются курсы подготовки шоферов и трактористов. Запчастей на зарубежные автомобили не было по понятным причинам. Отечественных запчастей также не поставляли: руководство страны полагало, что три года после выпуска автомобиль ломаться не должен, значит, и запчасти к нему не нужны. Большинство автомобильных «трофеев» того времени, соответственно, ушло в металлолом. Впрочем, некоторые автомобили дошли до наших времен благодаря агрегатному методу ремонта, когда из нескольких нерабочих машин делали одну, способную передвигаться и перевозить груз. Примерно в 1936 году иркутским чиновникам начали поступать новые автомобили, в том числе американского производства, например, Buick 1934 года, впоследствии «переехавший» в Якутск; автомобили ЗИС-101 и несколько «Эмок». На специальных курсах готовили водителей первого класса, обслуживающих учреждения комиссариатов, в том числе НКВД на ул. Литвинова.

Во время войны была налажена сборка автомобилей для фронта, которой занимался Иркутский авторемонтный завод. Он располагался в предместье Марата, на территории совхоза «Работник». С 1943 года он ремонтировал в месяц до семи «полуторок» ГАЗ-АА и до 15-20 «трехтонок» ЗИС-5В, поступающих с фронта; в несколько меньшем количестве ремонтировались ГАЗ-67Б. В 1945 году принято решение о строительстве Иркутского авторемонтного завода на новом месте в поселке Мельниково. Грузовики Studebaker, поставляемые по ленд-лизу из машинокомплектов, начали собирать еще до окончания войны. Первый Studebakker вышел из ворот завода 21 июня 1945 года. Также в Иркутск поставлялись, хоть и в меньшем количестве, комплекты для сборки грузовиков Ford, Chevrolet, Dodge. Сборка «американцев» продолжалась до 1948 года. В 1950 году на заводе начато серийное производство грузовика ГАЗ-51, причем часть комплектующих, в том числе кузова и кабины, завод производил самостоятельно. В 1951 году выпускалось до 50 автомобилей в сутки. Иркутским автосборочным заводом с 1945 по 1952 год выпущены более тысячи американских грузовиков (по некоторым имеющимся данным — 1928 «американцев», в том числе 755 «студебеккеров», 550 «шевроле», 14 «фордов»), 11 418 грузовиков ГАЗ-51, а также 29 277 автоприцепов АП-3. С 1952 года завод перестроен под производство радиоаппаратуры, однако все оставшиеся до закрытия годы он производил монтаж различного радиооборудования и спецкузовов на автомобильные шасси, в том числе для машин войск спецсвязи и машин спасения.

После 1949 года в Иркутске стали чаще появляться на улицах «Победы», председатели колхозов обзаводились полноприводными ГАЗ-М72, которые впоследствии заменили харизматичные ГАЗ-69.

И все же автомобильная жизнь в Иркутске оставляла желать лучшего. Частного транспорта практически не было, общественный работал плохо. В качестве такси использовались грузовики, которые могли перевозить людей, однако плата за проезд в них была в 2 раза выше, чем в автобусе, и предоставляемые условия, само собой, далеки от комфортных — например, «вход» в них был через борт со стороны тротуара, а подножкой служило колесо. Оставался в городе и гужевой транспорт.

Двухстороннее движение раньше было на большем протяжении улицы Карла Маркса

После того как Первым секретарем ЦК КПСС стал Никита Хрущев, благодаря постройке ГЭС в область активно направляли и большегрузный транспорт. В 1957 году для строителей Иркутской ГЭС пришли первые «Волги». Жаль, что ни одна из тех «Волг» (еще с автоматической коробкой передач) до наших дней не дожила. Зато дожил ЗИС-110, со слов бывшего владельца, подаренный на открытие Братской ГЭС директору тогдашнего БратскГЭССтроя Ивану Наймушину председателем Совмина Алексеем Косыгиным.

Вскоре машины уже активно начали продаваться в магазинах Главспортторга. За 11 месяцев 1957/58 годов советским гражданам в Иркутске было продано более 500 мотоциклов, а за 1 квартал 1958 года — 138 машин, в том числе 18 «Волг». С 1958 по 1959 год было продано более 90 «Волг», 135 «Москвичей», почти 500 мотоциклов и 64 единицы «нового вида транспорта» — мотороллеров. В Иркутск поступают специальные автомобили для инвалидов, но совсем мизер — несколько штук. Активно проводились розыгрыши машин во Всесоюзной лотерее, и наверняка в нашей области обосновалась хотя бы одна из 100 разыгрываемых «Волг» или один из 300 «Москвичей».

«Волги», «Москвичи», «Запорожцы»… В то время они существовали совместно с довоенной и послевоенной техникой совершенно безболезненно. С приходом в 70-х годах поколения более современной техники: ГАЗ-24, «Жигулей», Москвичей-412 и ЗАЗ-968, более мощных грузовиков КАМАЗ, ЗИЛ-130, ГАЗ-53, доля ретротехники в регионе пошла на убыль, автомобили прежних годов выпуска стали непрестижными, хоть и возможность поддерживать их на ходу с применением запчастей от новых моделей сохранялась. А настоящая массовая автомобилизация Иркутска началась в конце 80-х с появлением в городе первого японского автомобиля.

Использованы материалы Александра АНЦИПИРОВИЧА, Константина КУЛИКОВА, Константина МАШУКОВА, Ольги МИХАЙЛОВОЙ, Станислава КИРИЛЬЦА, Рудольфа БЕРЕСТЕНЕВА, Иркутского фотографического общества

Источник

Автомобильный транспорт. Первый автомобиль в Иркутске

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

«Автомобильный транспорт. » в новостях:

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Первый автомобиль на улицах Иркутска появился 1 июля 1899 года. Его из Франции привез известный иркутский меценат, купец, владелец оружейного магазина Николай Васильевич Яковлев.

История

Газета «Восточное обозрение» отмечала:

«В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции. Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься». [1]

Максимальная скорость автомобиля составляла чуть больше 15 км в час, вместимость — 3 человека. На циклодроме, расположенном в районе нынешнего парка Парижской Коммуны, Яковлев устраивал катания для желающих приобщиться к новинке.С весны 1906 года Н.В. Яковлев начал продавать автомобили желающим. В 1910 году в Иркутске официально было зарегистрировано 10 экземпляров. Как первый владелец авто Яковлев возглавил и возникшее впоследствии общество автомобилистов. В летописи Ю. П. Колмакова указывается:

«6 апреля 1906 года в магазине Н.В.Яковлева (угол улиц Большой и Пестеревской ) началась продажа автомобилей с двухцилиндровым двигателем в 5 л.с. с ременной передачей. Автомобиль развивает скорость 5-40 верст в час. Берет подъемы до 8 градусов. Охлаждение двигателя водяное.»

Несмотря на чрезвычайную дороговизну автомобилей, влиятельные граждане Иркутска стали выписывать из-за границы различные модели моторных экипажей. Техническую новинку приобрели генерал-губернатор, штаб военного округа и купцы. К 1910 году в Иркутской губернии было зарегистрировано 10 автомобилей. Вскоре техническое отделение городской управы вынуждено было разработать правила, обязательные для езды по улицам. Газеты сообщали:

«К автомобильному движению в гор. Иркутске. 6 апреля в 6 час. вечера, комиссией при городской управе было произведено испытание в знании управления автомобилем: С.Я. Метелева, А.П. Кулакова, И.Н. Алексеева, С.И. Хорос и И.П. Полийчукова на автомобиле Рубановича; постановлено: допустить испытанных лиц к управлению автомобилями, выдать нумерные знаки и удостоверения на право езды и управление автомобилями». [2]

В 1915 году купец Иван Николаевич Алексеев, владелец автомобиля Berliet, открыл в 1915 году первую в Иркутске автошколу «Практические курсы шофферов при первом автомобильном гараже» (на улице Пестеревской, ныне Урицкого), основателем которого также и являлся. Следом явились и неизбежные спутники автомобилизма:

«Крушение автомобиля. В воскресенье, 27 марта, около 6 ч. вечера, на Тихвинской улице было устроено катание на автомобиле А. А. Лушникова. Ездили два шофера и развивали предельную скорость. На углу Дегтевской, около гор. управы автомобиль налетел на тумбочку, перевернулся и разбился. Шоферы отделались легкими ушибами. Автомобиль очень пострадал, его пришлось отвезти в мастерскую для капитального ремонта». [3]

«Устройство гаража. Один из местных домовладельцев устраивает первый в Сибири сарай для автомобилей (garage) по всем правилам автомобильного спорта. Нельзя не отметить, что при обширности наших пространств и наличности кое-где сносных трактовых дорог автомобили во многих случаях окажутся незаменимыми для быстрого передвижения. Известный курорт Аршан никогда не достигнет высшей ступени своего развития, пока не будет организовано порядочное сообщение с ним на автомобилях, чему способствовал бы и грунт дорог, ведущих к этому курорту». [4]

Источник

Автомобильный Иркутск: Часть 1

Фото из открытых источников и архивов Александра Баракина

13 мая 2015 г. 22 комментария около 13 минут на чтение

Крупнейшее обновление автомобилей Scania сделало их еще более экономичными, безопасными и экологичными

В Иркутске впервые появилась отдельная полоса для автобусов

Её выделили для общественного транспорта на Трактовой.

Какие дороги отремонтировали в Иркутске в 2021 году

Фотографии до и после ремонта.

Реконструкция БАМа и Транссиба: как хорошо вы знаете новую историю стальных магистралей?

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Модное развлечение для большой компании: игры на арене виртуальной реальности Warpoint

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Новогодняя сказка Елены Антипиной: о семейной традиции украшать дом

Что ждет россиян в январе 2022 года? Обзор изменений законов

IRK.ru подготовил самые интересные и важные.

Провести незабываемый январь легко с «Ленивым календарем» Tele2

Горячие обсуждения

Иркутский историк Алексей Петров* подал в суд на Минюст РФ за признание его иноагентом

С 1 января МРОТ в России составит 13 890 рублей

Все невакцинированные прилетающие в Иркутск из-за границы обязаны пройти тест на COVID-19

В июне на «БайкалМоторШоу» иркутская полиция представит десять старинных служебных автомобилей. Мы тоже решили провести ретроспективу и отследить, как проходила автомобилизация Иркутска в конце 19-го — середине 20-го веков.

Первый автомобиль

Первая машина появилась в Иркутске 14 июля 1899 года, об этом написала газета «Восточное обозрение». Авто приобрел известный иркутский меценат, купец Николай Васильевич Яковлев. Вблизи нынешнего парка Парижской Коммуны он устраивал «покатушки» для всех желающих. Машина развивала скорость 15 километров в час. Весной 1906 года Яковлев открыл первый в Восточной Сибири «автобизнес».

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

В 1910 году в Иркутске было уже десять автомобилей, а в 1915-м состоялось открытие первой автошколы «Практические курсы шоферов при первом автомобильном гараже». Она располагалась на улице Пестеревской (Урицкого).

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Однако лошадь и гужевой транспорт все еще оставались основными средствами передвижения, их «разбавляли» немногочисленные авто иностранного производства и советские грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5. В середине 30-х годов в Иркутск стали поступать автомобили для номенклатуры. Известно, что в чиновничьем парке были «Бьюик» 1934 года, ЗИС-101 и М-1.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Первые автобусы появились в Иркутске в 1925—1927 годах: американские машины марки «Форд» и «Додж». В 1925 году газета «Власть труда» сообщала: «Правление Автопромторга предоставило в наше распоряжение для предполагаемого к открытию автобусного движение четыре 10- и 12-местных автобуса системы „Форд“. Маршрут автобусного движения на первое время установлен от вокзала через весь город — в Маратовское предместье с двумя полустанциями: вокзал — город (базар), базар — Маратово. Приблизительная цена билета за весь маршрут определена в 60 копеек».

В 1927 году та же газета писала: «Вчера Автопромторг получил четыре новых автобуса американской марки „Додж“. Автобусы прибыли без кузовов, последние будут изготовлены в Иркутске. Заготовительная стоимость машин 4 860 рублей каждая».

В 1935-м году в Иркутске появились первые такси, проработавшие до начала Великой Отечественной войны.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеПервый иркутский таксист Х.А. Турутанов на переделанном в местных условиях автомобиле «Форд А22»

На следующий год случилось событие, определившее дорожную инфраструктуру Иркутска на два десятилетия: открылся первый железобетонный мост через Ангару, вторая переправа — Иркутская ГЭС — открылась в 1958 году.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

В середине 90-х в еженедельнике «Автомаркет» вышло интервью с первым начальником областного ГАИ Павлом Богачуком. Он рассказывал о некоторых особенностях дорожного движения в то время. Так, в 1932 году было организовано пять постов регулировщиков: на перекрестке улиц Карла Маркса и Декабрьских Событий, на Пролетарской, Красной Звезды (Сухэ-Батора), Ленина и Марата (до 70-х годов движение по улице Карла Маркса на всем ее протяжении было двухсторонним). Тогда это были единственные средства организации дорожного движения.

В 1936 году произошло первое серьезное ДТП. На улице Декабрьских Событий в роту солдат, следовавших на помывку, врезался грузовик. Было много погибших. После этого движение грузовиков по Декабрьских Событий и Карла Маркса запретили. Так в Иркутске появились первые дорожные знаки.

В 30-х годах иркутская милиция в качестве транспортных средств использовала, в основном, лошадей и велосипеды.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеНа иркутском циклодроме в парке имени Парижской Коммуны

Скорость инспекторы тогда определяли так: отмеряли расстояние между двумя столбами и по секундомеру засекали время прохождения автомобилем «дистанции». Затем рассчитывали скорость, «лихачей» штрафовали.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеПервый автомобиль иркутской милиции, известный как «Автомобиль Барто». Его первым водителем был Александр Григорьевич Барто, прослуживший в милиции более 40 лет.

Эвакуация промышленности во время войны из центральных регионов привела к открытию в Иркутске собственного автопроизводства. В предместье Марата появился Иркутский авторемонтный завод, который с 1943 года ремонтировал в месяц до семи «полуторок» ГАЗ-АА и до 15—20 «трехтонок» ЗИС-5В, поступавших с фронта, а также восстанавливал ГАЗ-67Б.

21 июня 1945 года из ворот только что открытого в поселке Мельниково (примерно в том районе, где сейчас расположен «ДжемМолл», только ближе к станции Кая) Иркутского авторемонтного завода вышел первый грузовик «Студебекер», собранный из машинокомплектов, поставляемых по ленд-лизу. По такой же схеме до 1948 года собирались грузовики «Форд», «Шевроле», «Додж».

В 1950 году начали собирать грузовик ГАЗ-51, причем часть комплектующих, в том числе кузовы и кабины, завод производил самостоятельно. В 1951 году выпускалось до 50 автомобилей в сутки. За семь лет завод выпустил 1 928 «американцев» и 11 418 грузовиков ГАЗ-51, но в 1952-м году был перепрофилирован на выпуск радиоаппаратуры. На этом история Иркутска как автограда закончилась.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеГотовая продукция иркутского автомобильного завода

После войны автопарк Иркутска заметно вырос, в основном за счет американских авто. Работавший тогда в автоколонне «Золототранс» водитель Александр Бородин вспоминал, что в 1946 году к ним поступило 138 грузовиков «Студебекер» и два суперсовременных по тем временам 24-колесных машин «Даймонд» (с немыслимой тогда мощностью 201 лошадиная сила) — космическая техника по сравнению с отечественным ЗИС-5.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеГАЗ-63 на улице Дзержинского вблизи Дома Кузнеца

Легковых машин в городе было мало, в основном ГАЗ-М и трофейные «БМВ» и «Опели». Мелькали и немецкие мотоциклы. Во второй половине 40-х основу автопарка стали составлять «Москвичи-400» и ГАЗ М-20 «Победа», выпуск которых начался в Москве и Горьком (Нижнем Новгороде).

После войны советским гражданам разрешили покупать легковые авто. «Москвич-400» стоил 8 000 рублей (при средней зарплате 150—200 рублей машина была, в принципе, доступна), «Победа» — 25 000 рублей, ЗиМ — 40 000 рублей, но в свободной продаже автомобилей не было, они скорее распределялись, чем продавались. Голубой мечтой советских граждан было выиграть автомобиль в лотерею, билеты раскупались охотно.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеОдна из первых «Побед» в Иркутске

Председателям колхозов по разнарядке выделяли полноприводные модификации «Побед» ГАЗ-М72, которые впоследствии заменили на ГАЗ-69.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеУлица Дзержинского в месте пересечения с улицей Фурье

По опубликованным в печати воспоминаниям Сергея Феферова, работавшего механиком автобазы «Верхнелентранс», в Иркутске в конце 40-х было шесть дорожных знаков. Один из первых был установлен на перекрестке улиц Ленина и Карла Маркса и определял главную и второстепенную дороги, а при въезде на единственный тогда мост через Ангару были знаки ограничения скорости.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеГлавный городской перекресток — улиц Карла Маркса и Красной Звезды (Сухэ-Батора)

Постоянные посты Отдела регулирования уличного движения (ОРУД) располагались на перекрестках улиц Декабрьских Событий и Карла Маркса, а также Карла Маркса и Ленина. В 1948-м году регулировщиков «вооружили» пятью светофорами, которые они переключали вручную специальным рычагом. Как таковой формы у многих инспекторов не было, в лучшем случае военная, а зачастую — просто телогрейка-ватник, и лишь жезл выдавал принадлежность к «органам».

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

В 1949-м году в Иркутск прибыли первые транспортные средства для сотрудников ОРУД — пять мотоциклов М-72. А до этого догонять нарушителей приходилось на попутках, хотя это и не поощрялось.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеУлица Карла Маркса в конце 40-х годов

Асфальта в Иркутске до начала 50-х годов почти не было. Булыжными мостовыми были лишь двусторонняя улица Карла Маркса и подъем на улицу Маяковского. На этот подъем, вплоть до 80-х годов, автобусы взбирались с трудом. Часто водитель высаживал пассажиров, чтобы заехать в гору налегке. Они шли пешком до остановки «Райсовет», где снова садились в тот же автобус.

Асфальтирование центральных улиц города началось в 1948-м году: за два года асфальтом были покрыты центральные улицы (Карла Маркса, Ленина, Дзержинского, Красной Звезды (Сухэ-Батора), проезды около завода имени Куйбышева, часть улиц Горького, Чкалова, 5-й Красноармейской).

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Бензин был в основным с октановым числом 66: совершенно белый, с красноватым оттенком. Были еще «Экстра» (72-й), но очень мало и по спецталонам, а также дизельное топливо. АЗС представляли из себя большие бочки со шлангами и ручным насосом. Отмеряли топливо прямо по шкале, нанесенной на бочку.

Автобусное сообщение в Иркутске было развито слабо. В основном самодельные авто на базе ГАЗ-651 с деревянным кузовом. Простоять час в ожидании автобуса было нормой. В 1949 году городская автобаза № 2 получила два комфортабельных по тем временам автобуса ЗИС-154. Для горожан они стали вроде аттракциона: за первые 10 дней автобусы перевезли 38 тысяч пассажиров! Тем не менее автобусного сообщения со многими районами (к примеру, предместьем Рабочее и аэропортом) не было, люди предпочитали ходить туда пешком.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутскеЗИС-154

Такси в Иркутске возродилось в 1946 году. Правда, это скорее были «маршрутки» («грузотакси», как их тогда называли), оплата была в два раза выше, чем в автобусе. Под «маршрутки» задействовали грузовики-«полуторки», в кузовах которых устанавливались скамейки. Никаких дверей не было, в лучшем случае делали распашную дверцу на простейшей петле сзади. Первые маршрутки курсировали от вокзала до улицы Пролетарской (район цирка) и от Центрального рынка до предместья Марата. В Ленинский район можно было попасть только на переполненном пригородном поезде.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

В 1949 году на автобазу «Верхнелентранс» поступили пять автомобилей М-20 «Победа» — первые легковые такси Иркутска. Таксисты удивлялись, что в нищем тогда Иркутске спрос превышал предложение, а пассажиры, шикуя, часто не брали сдачи. Было определено четыре стоянки такси: угол улиц Литвинова и Карла Маркса, Дом пилота на Горького, вокзал и рынок (машину можно было вызвать и по телефону). Такси в основном следовали по определенным маршрутам до середины 50-х, пока не появились первые таксометры. Действовали определенные тарифы на разные маршруты, благо тогда их было немного.

Прорывом в развитии общественного транспорта стало открытие 3 августа 1947 года первой линии иркутского трамвая «Вокзал — Рынок», представлявшей собой четыре километра однопутной линии, которую прокладывали методом народной стройки с привлечением японских военнопленных. Первые вагоны-полуфабрикаты привезли из Ленинграда и доделали в Иркутске. Трамвай интенсивно развивался: в 1950 году открылся маршрут № 2 «Вокзал — Трампарк» (улица Советская), в 1952 году было перевезено 17 миллионов пассажиров.

1 мая 1953 года случилась самая крупная авария в истории иркутского трамвая. При спуске в районе улицы Терешковой у переполненного после демонстрации вагона отказали тормоза, он сошел с рельсов, перевернулся, затем его протащило 50 метров и выбросило на остановку с людьми. Официально о катастрофе не сообщалось, но, по свидетельствам очевидцев, число жертв исчислялось десятками.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

В 1950 году случилось переломное событие для автомобильного Иркутска: на улицы выехал первый патрульный автомобиль. Именно его (точнее — его копию, восстановленную силами иркутского УМВД) мы и увидим на «БайкалМоторШоу» 6—7 июня в составе большой экспозиции иркутской полиции.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

На борту этой реконструированной модели — аббревиатура ОРУД. Сотрудники дежурили на дорогах, в том числе в качестве постовых-регулировщиков, несли службу на самых напряженных городских перекрестках в «досветофорный» период. Однако в реальности такой автомобиль не всегда мог выглядеть так нарядно. Дело в том, что только в 1953 году вышел приказ о специальной раскраске оперативных автомобилей органов милиции, а именно — в темно-синий цвет с красной полосой, и этот стандарт продержался до 1962 года.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Какой-то другой специальной подготовки, той же сирены или проблесковых маячков, автомобили ОРУД в то время не имели. За исключением «средств голосового оповещения»: этот большой «колокол» громкоговорителя на крыше, достойный голоса Левитана, соответствует действительности — именно такие были тогда на вооружении. Надо понимать, что сотрудники ОРУД выполняли разные функции, в том числе занимались пропагандой безопасности движения: на каких-то мероприятиях или прямо на улицах через этот ретранслятор велись «беседы» о необходимости соблюдения ПДД. Кроме всего, именно благодаря такому рупору спецавтомобиль имел характерный вид и узнавался водителями издалека.

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Найти подлинный автомобиль ОРУД невозможно. Для воссоздания образа был взят сторонний экземпляр «Москвич—400-420» (цифра 420 означала тип кузова «седан») 1950 года выпуска. Правда, двигатель у него более мощный — от модели «Москвич-403», но все же примерно из той эпохи.

В рамках проекта «БайкалМоторШоу» текст подготовили Василий Ларин и Александр Баракин

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Первый автомобиль в иркутске. Смотреть фото Первый автомобиль в иркутске. Смотреть картинку Первый автомобиль в иркутске. Картинка про Первый автомобиль в иркутске. Фото Первый автомобиль в иркутске

Большое спасибо, Иркру! Очень позитивно и познавательно! Ждем рассказ про развитие ж/д транспорта и авиатранспорта!

Крупнейшее обновление автомобилей Scania сделало их еще более экономичными, безопасными и экологичными

Инновационную платформу разрабатывали пять лет.

В Иркутске впервые появилась отдельная полоса для автобусов

Её выделили для общественного транспорта на Трактовой.

Какие дороги отремонтировали в Иркутске в 2021 году

Фотографии до и после ремонта.

Реконструкция БАМа и Транссиба: как хорошо вы знаете новую историю стальных магистралей?

Идут работы по увеличению пропускной способности железных дорог.

Модное развлечение для большой компании: игры на арене виртуальной реальности Warpoint

Сайт содержит материалы, охраняемые авторским правом, и средства индивидуализации (логотипы, фирменные знаки). Использование материалов сайта в интернете разрешено только с указанием гиперссылки на сайт www.irk.ru. Использование материалов сайта в печати, ТВ и радио разрешено только с указанием названия сайта «Твой Иркутск». К нарушителям данного положения применяются все меры, предусмотренные ст. 1301 ГК РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *