Пигменты для покраски авто
Пигменты. Часть третья, практическая! (1/3) (инфо)
В прошлых публикациях (Основы, ч.1, Основы, ч.2) мы рассказывали о самих основах «пигментостроения», принципах взаимодействия света и пигментов, принципиальных различиях между сериями (Iriodin, Pyrisma, Xirallic, Miraval, Meoxal, Colorstream) и т.д.
Теперь пришло время практики и сегодня я хочу рассказать об основах работы с пигментами. Хотя без новой порции теории не обойдемся, конечно 🙂
Краткое повторение предыдущих серий:
1) Пигментам требуется прозрачное связующее (он же носитель, он же биндер). Биндеры могут быть:
a. Полиуретановые
b. Эпоксидные
c. Акриловые
d. Акрил-меламиновые
e. Полиэфирные…
f. И т.д.
2) Вне зависимости от того, Водные или Сольвентные системы вы используете, с пигментами можно добиваться поразительных результатов!
3) Рекомендуемой дозировки пигмента нет! Все зависит от желаемого результата. Практически у всех производителей существуют Цветовые Карты пигментов, в которых указана концентрация, при которой получен этот цвет.
Есть приблизительные рекомендации производителя, касательно PWC (Pigment Weight Concentration) – сколько пигмента должно остаться в сухой пленке… Но для этого надо знать сухой остаток связующего.
Сегодня расскажем на примере краски-биндера с сухим остатком в 19%.
Есть «рекомендуемые» пропорции для разных серий пигментов на 100 г готового связующего:
• Iriodin® 2,5 – 6 г
• Colorstream ® 2 – 4 г
• Miraval ® 0,5 – 4 г (для искристых рецептур 0,3 — 2 г будет достаточно)
• Xirallic ® 2 – 4 г (для искристых рецептур 0,3 — 1,5 г будет достаточно)
Поехали 🙂
Возьмем 2,5 г пигмента Pyrisma® T40-24 SW Green (PCP024 / П024)
Добавим растворитель (30 г) к пигменту и тщательно перемешаем его:
Еще раз хорошо перемешаем пигмент с растворителем
Теперь возьмем 67,5 г прозрачного связующего…
И добавим его в смесь пигмента с растворителем
Как я уже говорил, это связующее, используемое нами для демонстрации, имеет твердый остаток 19% = 12,8 г.
Последующим добавлением растворителя можно подогнать вязкость под оборудование.
Готовые к нанесению резины имеют вязкость в районе 19-25 сек / 4мм DIN 53211
Для обычных красок и лаков с пигментом рекомендуется вязкость 16-17 секунд / 23°C
А вот таблица рекомендованных вязкостей для разных типов нанесений:
Но продолжим… Отрегулируйте вязкость растворителем, перемешайте, затем дождитесь исчезновения пузырьков и снова тщательно перемешайте через 30 мин.
Откуда берутся пузырьки? Пигмент – микроскопические частицы нанометрового размера. На них заметно действует куча сил микромира, которые мы даже не замечаем – электростатические поля, положительный/отрицательный заряд системы, молекулярное притяжение, поверхностное натяжение, и т.д. Из-за последних, к частицам пигмента «прилипают» пузырьки воздуха, от которых совершенно необходимо полностью избавиться, чтобы избежать дефектов покрытия, вроде облаков и полос. Безусловно, они могут быть вызваны и другими факторами, человеческим и фактором оборудования, но в поиске источника проблемы, если таковая возникнет в процессе покраски, лучше исключить возможный максимум вариантов. Так вот пузырьки — это вытесняемый с поверхности пигмента воздух. Поэтому лучше сначала замочить пигмент в растворителе (для водных систем — в спирте) – он обладает лучшей смачивающей способностью и легче вытесняет воздух. Ну а после, растворитель вокруг пигмента легче заменить на связующее, чем сразу замачивать пигмент в связующем.
Вот теперь материал готов к нанесению!
Рассмотрим более подробно процесс диспергирования пигмента.
Предварительное смачивание пигментов:
• Рекомендуется соотношение пигмент : связующее или растворитель — около 1:2 — 1:3.
• Добавить пигмент к связующему при перемешивании.
Смешение перламутровых пигментов с растворителем или
сорастворителями дает взвесь.
Эта взвесь (пигмента и растворителя) гарантирует хорошую
диспергируемость/приемистость со связующим.
Не должны быть использованы перемалывающие валы или шарики!
Они могут сломать пигменты.
Рекомендуемое оборудование для смешивания:
• Пропеллер U-формы или типа «бабочка»
Следует избегать «режущих» типов смешивателей и работать с низкими угловыми скоростями, до 1,5 м/с
Ниже наглядная разница в скоростях перемешивания – разрушение пигмента из-за высокой скорости
Вот для удобства табличка зависимости скорости от диаметра мешалки
• Картриджные (патронные) фильтры: лучшие, но более дорогие
o размер сита не более 80 мкм для n-фракции пигментов
Но, впрочем, это промышленные фильтры, а для большинства подойдет обычный фильтр-воронка с ситом 125-190 мкм. В случае использования крупного пигмента может понадобиться фильтр с сеткой 280 мкм.
Как покрасить авто в хамелеон, металлик, перламутр? Как создать цвет и правильно покрасить самому?
В этой статье хотелось бы подробно рассмотреть процесс окраски авто с эффектом хамелеона, металлика, перламутра, глиттера, голографика и других. Производители автомобильных красок и студии автомобильной покраски запугивают нас нереальными ценниками при слове «хамелеон», «голографик», «кэнди» и других эффектов, хотя на самом деле вы с легкостью можете не просто создать такие краски сами, но и хорошо и качественно произвести такую окраску.
Сколько нужно порошкового пигмента для создания хорошего цвета? Какая получится стоимость?
Если рассматривать такие яркие и крупные добавки как глиттер и голографик, то их расход на авто будет существенно выше:
— средний седан: 200-300 грамм;
— внедорожник: 300-450 грамм.
Как правильно добавлять порошковый пигмент?
Возьмем, к примеру, 2,5 и 5 литров прозрачной базы и высыпем в обе банки по 100 грамм порошкового пигмента.
В первом случае (100 грамм пигмента на 2,5 литра биндера) нам придется равномерно расстелить очень насыщенный и укрывистый цвет равномерно по всему кузова с 2 слоев (1,25 л. краски в среднем уходит на 1 слой).
Во втором случае (100 грамм пигмента на 5 литров биндера) мы будем окрашивать кузов в 4 равномерных слоя, что позволит нам с большей вероятностью расстелить пигмент идеально и равномерно по всему кузову автомобиля или другой окрашиваемой поверхности.
Мы крайне рекомендуем вам использовать технологию с нанесением большего количества слоев (меньшей концентрацией пигмента на литр материала) для получения максимально хорошего и качественного финального результата. Это правило работает как для обычных автомобильных красок, так и для жидких резин и сверхпрочных полиуретановых защитных покрытий.
В чем различие работы с обычными автомобильными красками, солид цветами и эксклюзивной покраской?
Итак, как мы уже обсуждали ранее, автомобиль мы готовим как под обычную окраску, будь то авто эмаль, жидкая резина или защитное покрытие.
После того, как все стандартные процедуры подготовки сделаны (мы не описываем их подробно, так как они различаются для каждого покрытия и являются стандартными для любой окраски) мы переходим к непосредственно к нанесению на кузов авто или другую поверхность выбранной нами цветовой базы (конкретно в нашем примере, для удобства, давайте рассматривать черную подложку, для других подложек процедура будет такой же, просто финальный эффект будет отличаться).
Таким образом получается, что различия в покраске не такие существенные, однако на выходе вы можете создавать невероятные шедевры используя порошковые пигменты различных цветов и эффектов! Придумывайте вместе с клиентами новые необычные проекты, экспериментируйте с пигментами и цветовыми подложками, создавайте самые смелые и необычные проекты, аналогов которых просто нет, словом делайте этот мир красочнее, ярче и добрее! 🙂
Основы пигментов, часть 2. Устройство пигментов, физика работы, различия.
Продолжение. Начало в Первой части.
Теперь поговорим об устройстве самих пигментов, и из чего складывается их многообразие.
Во-первых, существует два подхода, когда мы работаем с подложками (субстратом) — частицей пигмента.
Первый — использовать материал, который сам проявляет требуемый эффект — пигмент без субстрата.
Второй — использовать специальное покрытие на субстрате таким образом, что бы достичь желаемого эффекта. О пигментах на субстратах, покрытых оксидами металлов, мы и продолжим рассказ (Monolayer Pigment)
В процессе производства пигмента есть 3 ключевых параметра, которые можно варьировать: субстрат (материал подложки), различные варианты покрытия оксидом металла, и размер частицы субстрата.
Начнем с первого параметра — субстрата (подложки) пигмента.
Типы подложек, которые используются в наших пигментах:
Давайте поговорим о каждой из них.
1. Натуральная слюда / искуственная слюда. Производится в Германии, Японии и США. Для пигментов на основе слюды характерна высокая укрывающая способность. Применяется в сериях Iriodin ® (PCIxxx) и Pyrisma® (PCPxxx).
2. Оксид кремния. Производится в Германии и Японии. Используется в серии Colorstream® (PCCxxx). Кремниевые чешуйки позволяют создавать пигменты с эффектом перехода цвета — «хамелеона»
3. Оксид алюминия. Производится только в Японии, применяется в серии Xirallic® (PCXxxx). Этот субстрат позволяет создавать эффекты невероятной яркости и искристости.
4. Боросиликатное стекло. Производится в Европе, используется для пигментов серии Miraval® (PCMxxx). Пигменты на стекле популярны за их прозрачность и невероятный блеск
5. В дополнение к вышеперечисленным подложкам, используются хлороксид висмута (Biflair®) – единственный пигмент без субстрата, и алюминий (Meoxal®, PCMxxxx). Чешуйки алюминевого субстрата покрыты оксидом металла, что придает им глубокий и насыщенный блеск.
Теперь рассмотрим следующий параметр — варианты покрытия субстрата оксидами металлов.
Под электронным микроскопом частица пигмента оксид металла — слюда — оксид металла выглядит так. Стрелочки показывают одновременно отражение, преломление и прохождение света через частицу пигмента, что и создает игру света
Как уже говорилось, одна часть света отражается от поверхности пигмента. Отраженный свет варьирует цвет от серебристого, желтого, красного, синего и зеленого. Остальная часть света проходит через слой диоксида титана и привносит дополняющий цвет в отраженный. Наш глаз воспринимает отраженный свет, но что мы в действительности видим — это отраженный + дополняющий цвет, в зависимости от цвета фона под слоем пигмента.
На черном фоне интерферентные пигменты могут раскрываться всеми цветами радуги.
Цвет пигмента определяется толщиной оксида металла на поверхности субстрата. Благодаря явлению интерференции цвета, можно получить пигменты всех цветов радуги.
Ну и в последнюю очередь, но не последний по значимости, третий параметр — размер частицы субстрата.
Если раньше мы показали значимость покрытия оксидом металла для достижения определенного цвета, то размер частицы имеет принципиальное значение для достижения определенных эффектов.
Как иллюстрация — стеклянные шарики разного размера. С уменьшением размера, рассеивание света увеличивается – растет укрывающая способность.
Тот же принцип применим и к нашим перламутровым пигментам: чем мельче частица, тем выше рассеивание, т.к. с увеличением числа частиц растет количество граней, которые рассеивают свет. Производители, как правило, предлагают широкий ассортимент пигментов, варьирующих размер от очень маленького (5-25 мкм) до крупного (100-200 мкм). Чем мельче размер частицы, тем более «шелковистым» будет эффект. Чем крупнее частица, тем более искристым и блестящим будет эффект.
Для примера возьмем 2 косметических пигмента серии Colorona®.
На фото они выглядят почти одинаково, касательно размера частицы. Но это не так.
Если нанести оба на плоскость, то в случае с более мелким (левым)мы получим матовую поверхность, поглощающую отражения, а в случае с более крупным (справа) — увидим ярко выраженный эффект блесток.
Сферой применения левого варианта пигмента может быть пудра или тональный крем, а в случае правого, например, тени для глаз с блестящим эффектом… Вариантов использования — огромное количество!
Вот еще один наглядный пример внешнего вида покрытия в зависимости от размера частицы:
Основные сферы применения пигментов:
Автомобильные краски, промышленные покрытия, печать, безопасность, косметика, пластики, пищевая промышленность и фармакология
Вот еще пример промышленного применения пигментов в ТНП — водно-дисперсионных красках для помещений и наружных работ:
Так что, как мы видим, пигменты вокруг нас и глубоко вошли в нашу жизнь. Однако применение их в нашей отрасли еще пока немного отстает от прогресса в виду определенных ограничений, которые до недавнего времени накладывало отсутствие глянцевых покрытий для жидкой резины. Теперь, когда есть лаки, можно в полной мере пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют эффект-пигменты, для индивидуализации автомобилей и предметов, создания уникальных и необычных проектов!
Выражаю признательность представительству компании Merck за помощь в подготовке материала.
В следующей публикации я уделю основное внимание практической стороне работы с пигментами.
ФЛЕЙКИ ПИГМЕНТЫ
подробнее
подробнее
Набор флейков, шестиугольные
подробнее
Светящийся порошок. Люминофор. Голубой
подробнее
Светящийся порошок. Люминофор. Цвет морской волны
подробнее
Светящийся порошок. Люминофор. Желто‑зелёный
подробнее
Разбавитель универсальный 0,5л
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Серебро
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Золото
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Вишня
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Красный
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Бордовый
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Синий
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Зеленое яблоко
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Зеленый
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Коричневый
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Пурпурный
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Розовый
подробнее
Флейки цветные, шестиугольные Темная медь
подробнее
Флейки голографические Серебро 0,2 мм
подробнее
Флейки голографические Черный 0.2 мм
подробнее
Флейки голографические Синий 0.2 мм
подробнее
Флейки голографические Лавандовый 0.2 мм
подробнее
Флейки голографические Бирюзовый 0.2 мм
подробнее
Фотохромный пигмент ‘Розовый’
подробнее
Фотохромный пигмент ‘Голубое небо’
подробнее
Термохромный пигмент ‘Желтое золото’
подробнее
Термохромный пигмент ‘Сапфирово синий’
подробнее
Флуоресцентный пигмент ‘Зеленый’
подробнее
Флуоресцентный пигмент ‘Оранжево‑красный’
подробнее
Флуоресцентный пигмент ‘Голубой’
подробнее
Флуоресцентный пигмент ‘Ярко‑красный’
подробнее
подробнее
Сухой пигмент ‘Черный жемчуг’
подробнее
Сухой пигмент ‘Лиловый’
подробнее
Сухой пигмент ‘Темно‑желтый’
подробнее
Сухой пигмент ‘Коричневый’
подробнее
Сухой пигмент ‘Темно‑зеленый’
подробнее
Сухой пигмент ‘Переливающая фиалка’
подробнее
Сухой пигмент ‘Синий’
подробнее
Сухой пигмент ‘Бронза’
подробнее
Сухой пигмент ‘Темный‑пурпур’
подробнее
Сухой пигмент ‘Золото’
подробнее
Сухой пигмент ‘Блестящая фиалка’
подробнее
Сухой пигмент ‘Шафран’
подробнее
Сухой пигмент ‘Яркое золото’
подробнее
Сухой пигмент ‘Синий перламутр’
подробнее
Сухой пигмент ‘Шелковый жемчуг’
подробнее
Набор сухих пигментов
подробнее
Химическая металлизация – это процесс нанесения особых химических реактивов для получения металлического декоративного покрытия: «Хром», «Золото» и «Зеркало».