Плоский сабвуфер в авто
Плоские и громкие. Тест плоского корпусного активного сабвуфера MTX RTF10P
Когда на весенней конференции компании «Бонанза» мне удалось в неформальной обстановке пообщаться с Фридериком Хьюисом (Frederic Houis), одним из разработчиков MTX, то он особенно рекомендовал обратить внимание на этот плоский сабвуфер и пообещал, что он приятно удивит. Так что когда появилась возможность, забрал его к себе в лабораторию для детального изучения.
На самом деле, если бы не вдохновенный спич Фреда, я бы, наверное, прошёл мимо этой модели. Доводилось видеть немало образцов в аналогичном форм-факторе, которые показывали себя, мягко говоря, не очень. Но, как всегда, всё дело оказывается в деталях, которые не видны с первого взгляда.
Фред не скрывал, что к работе над плоскими сабами приступали без особого энтузиазма – слишком много проблем у подобных конструкций. Однако рынок требовал своё, поэтому было решено попробовать. Чтобы минимизировать затраты, проектировать всё с нуля не стали, а просто взяли за основу относительно удачную модель от Rockford Fosgate (вероятно, имеется ввиду Rockford Fosgate R2S-1X10), изучили его работу и постарались исправить несколько слабых мест в конструкции самого динамика.
Но модель, по словам Фреда, неожиданно получилась очень удачной, чем он теперь немало гордится. Хитрой выпуклой формой диффузора удалось снять ограничение на максимальный механический ход (а это главная проблема плоских конструкций), а подбором параметров мотора заставить динамик играть в маленьком объёме. В итоге, опять же по словам Фреда, относительно RoFo отдача на 50 Гц повысилась аж 3 дБ.
MTX RTF10P – это активный сабвуфер, т. е. в него уже встроен усилитель. Цена на сегодняшний день – 13300 рублей. Если что, есть ещё модель MTX RTF10AS – это обычный пассивный саб, он заметно дешевле, но речь сейчас не о нём. Размеры корпуса и у пассивной, и у активной версий – всего 34 х 48 х 13 см. Номинальный размер динамиков – 10 дюймов.
Усилитель встроен в боковую стенку, сама металлическая панель одновременно играет и роль радиатора. Во время работы сабвуфера она практически не нагревалась, что, в общем-то, неудивительно, поскольку здесь используется усилитель D-класса. Его заявленная мощность – 200 Вт (RMS, разумеется).
Саб можно подключить как через линейные входы, так и через высокоуровневые. Но нужно учесть, что из всех регуляторов тут есть только чувствительность. Регулируемых фильтров нет, зато есть встроенный с фиксированной частотой 80 Гц и крутизной 18 дБ/октава, так утверждает описание.
В комплекте идёт проводной пульт управления уровнем. Приятная мелочь – в нём использован инкрементальный потенциометр – ручка вращается с лёгкими щелчками.
Корпус сабвуфера отделан карпетом. Материал простой и незамысловатый, но к его качеству претензий никаких, да и стыки все аккуратные. Лёгкий декоративный штрих – вышитый логотип.
Теперь сам динамик. Пластиковый диффузор выглядит очень необычно. За счёт выпуклой формы с дополнительными рёбрами он получился необычно жёстким. Размеры верхнего подвеса из вспененного полимерного материала намекают на приличный механический ход. Но это ещё проверим.
Не удержался, чтобы не забраться внутрь корпуса. Оказалось, что он выполнен не из традиционного ДСП, а из МДФ толщиной 16 мм. Все швы пролиты герметизирующим компаундом. Наполнения внутри не предусмотрено. Усилитель помещён в отдельную секцию, которая герметично отделена от основного объёма.
Магнитная система имеет осевое отверстие, что поначалу показалось немного странным – в плоских конструкциях от него как раз стараются избавиться. Однако при более внимательном изучении стало понятно, что даже в таком корпусе позади динамика хватает места, чтобы отверстие не перекрывалось.
До самой катушки добраться сложновато, так что о линейном ходе можно судить только по описанию – оно обещает 16 мм (скорее всего, от края до края, а не в каждую сторону). Для плоского динамика, зажатого в тесный корпус, кстати, это совсем немало. Что же касается механического хода, то он явно больше этой величины – тут действительно нужно отдать должное разработчикам динамика.
Раз уж всё равно достал динамик, измерил его параметры. Аккуратно отпаял провода, идущие к усилителю, подключился к измерительному комплексу.
Кстати, на самом динамике есть наклейка с указанием именно активной модели – MTX RTF10P. Так что ручаться, что в пассивной модели MTX RTF10AS динамик точно такой же, я не могу. К тому же пасивный саб заявлен как 4-омный, а тут динамик явно имеет более низкий номинальный импеданс.
Измеренные параметры:
Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 25 л
Qms (механическая добротность) – 7,48
Qes (электрическая добротность) – 0,65
Qts (полная добротность) – 0,60
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 88 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,6 дБ
Для интереса измерил АЧХ сабвуфера. Поскольку саб имеет закрытое акустическое оформление, то кроме динамика здесь ничто не излучает, и можно снять характеристику в «ближнем поле» – на нижних частотах такое измерение вполне достоверно.
Важно отметить, что это АЧХ именно без учёта салона автомобиля. В салоне же на частотах ниже 60-70 Гц обычно начинается подъём. Так что на деле можно ожидать очень даже неплохую и достаточно ровную результирующую АЧХ.
Оценивать звучание сабвуфера отдельно от машины – дело довольно спорное, тут важно знать что и как слушать и при каких условиях. Но на этот счёт в старой лаборатории Car&Music была интересная методика, позволяющая сделать некоторые выводы о характере баса.
В качестве источника взял ГУ, в котором есть фильтры (на момент теста как раз под рукой оказался один из новых ресиверов Kenwood), акустику подключил напрямую к встроенным усилителям, саб подключил к линейным выходам, подал на него питание.
Итак, для каких случаев MTX RTF10P подойдёт лучше всего. Во-первых, если вы подыскиваете максимально компактную конструкцию, чтобы не жертвовать свободным пространством. Или если этого пространства нет совсем. Как, например, в пикапах.
Во-вторых, если вы не страдаете аудиофилией в запущенной форме и в основном слушаете популярную музыку, лёгкий ненавязчивый инструментал или какую-нибудь бодрую электронику. Любители «негров» и прочих «50 оттенков баса» тоже проходят мимо.
В-третьих, если вы слушаете музыку на нормальной, а не на суицидальной громкости. Это, правда, не означает, что MTX тихий, в несложных классических системах этот саб будет иметь даже запас неискажённой громкости.
Одним словом, нормальная активная «десяточка», которая работает безо всяких скидок на размеры корпуса, но при этом места занимает совсем немного.
Плюсы:
Чрезвычайно компактная плоская конструкция
Запас неискажённой громкости как у обычного сабвуфера
Усилитель D-класса с хорошим КПД
Минусы:
При подключении к «штаткам» была бы желательна схема автовключения
Басовые тонкости. Тест «плоского» 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM RS 10
Этот сабвуферный динамик появился в продаже совсем недавно и привлёк внимание сразу несколькими своими особенностями. Во-первых, это один из самых тонких сабвуферов, которые доводилось встречать, его монтажная глубина меньше 7 см, моделей с такими пропорциями вообще можно пересчитать по пальцам опытного фрезеровщика. Во-вторых, это тот самый случай, когда формальные параметры находятся «на грани фола», но динамик при этом исправно выполняет свои обязанности и приносит удовольствие от музыки. Этого уже достаточно, чтобы изучить RS 10 внимательнее и определить, что он собой представляет и в какие системы станет оптимальным выбором.
Сабвуфер, который оказался у меня в лаборатории, относится к доступной серии Relax (в линейке BLAM она вторая по старшинству после Express). Для ориентира, его цена на момент теста составляет 9990 рублей.
Начну, как всегда, с внешнего изучения. Динамик собран на стальной штампованной корзине и по сабвуферным меркам оказался неожиданно лёгким. Ферритовый магнит диаметром 126 мм находится внутри корзины. Снаружи – только нижняя шайба магнитопровода с проточкой для увеличения механического хода диффузора.
Для понимания пропорций – сравнение со стандартным спичечным коробком. Если быть точным, монтажная глубина динамика – всего 6,6 см.
Правда, наличие осевого канала не позволяет сделать корпус сабвуфера рекордно плоским, за динамиком необходимо оставить хотя бы пару сантиметров. Но учитывая его размеры, это можно и простить.
Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм. Линейный ход диффузора Xmax заявлен по 6 мм в каждую сторону, хотя если судить по намотке звуковой катушки, ограничение при предельных смещениях должно получиться мягким, и фактический ход получится даже чуть больше. Оно, конечно, в любом случае не «насос», но на обычной громкости и при нормальной настройке – более чем достаточно.
Поскольку магнит расположен внутри корзины, центрирующая шайба крепится своим внешним периметром не на корзине, а на цилиндрическом опорном элементе.
Подводящие привычно прошиты через центрирующую шайбу, разве что к клеммному терминалу идут более длинными «поводками».
Сам клеммный терминал с винтовыми зажимами вынесен наружу. Его, правда, было бы логично расположить так, чтобы провода смотрели в стороны, а не вниз, но это, по большому счёту, придирки.
Полипропиленовый диффузор цельный, катушка крепится к нему через конусообразный соединительный элемент. В отличие от большинства динамиков с аналогичными диффузорами подвижная система получилась не очень тяжёлой, потом на измерениях сами это увидите.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ, ВЫБОР ОФОРМЛЕНИЯ
Тот самый случай, когда измеренные параметры совпали с заявкой с непривычно высокой точностью. В последнее время это вообще большая редкость, так что по этой части – однозначно зачёт.
Заявленные / фактические параметры BLAM RS 10:
Fs (собственная резонансная частота) – 40 Гц / 38 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 20,8 л / 20,8 л
Qms (механическая добротность) – 6,54 / 6,02
Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 1,13
Qts (полная добротность) – 0,96 / 0,95
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 126 г / 127 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,1 Тл м / 10,0 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ / 82,1 дБ
Физику не обманешь, динамик балансирует на очень тонкой грани компромиссов. Попробую проследить инженерную мысль.
Итак, сделать мотор компактным и сохранить при этом длинноходность – задача непростая, и в результате добротность получилась высокой. Можно было бы усилить мотор, применив не ферритовый, а, например, неодимовый магнит, но это нещадно увеличило бы цену. Чтобы с повышенной добротностью динамик не превратился в гуделку, подвижная система облегчена. Совсем лёгкой её не назвать, но по меркам современных автомобильных сабов параметр Mms невелик. К тому же чрезмерное облегчение привело бы к заметному повышению резонансной частоты. Это можно было бы скомпенсировать мягкими подвесами, но тогда динамик сильнее бы чувствовал объём корпуса, и преимущества плоской конструкции, скорее всего, были бы сведены к нулю. Так что жёсткость – тоже компромиссная.
Словом, при разработке этого саба Ги Бонневилль «ходил по тонкому льду». Тем не менее, компромисс был достигнут, проба в деле это подтвердила. Но об этом чуть дальше, а пока пару слов про акустическое оформление.
В описании рекомендуется три варианта – закрытые ящики объёмами 10, 20 или 30 литров. При этом, правда, указаны слегка завышенные результирующие добротности (1,69, 1,38 и 1,25, соответственно), что поначалу вызвало недоумение. Перепроверил в нескольких программах, неизменно получается ниже, поэтому на графике расчётных АЧХ привёл свои показатели. Как показывает практика, реальные параметры обычно получаются близки к расчётным, так что можно смело на них ориентироваться.
Самый компактный 10-литровый корпус получается уж слишком экстремальным, это, скорее, мидбас, да ещё и сильно «поджатый» упругой воздушной подушкой. А вот 20-30 литров уже можно рассматривать как рабочий вариант. Понятное дело, добротность при любом раскладе получается больше единицы – не по-аудиофильски, зато мощно и басовито.
Кстати, динамик можно использовать и free-air, но при одном условии – сабсоник обязателен. Чтобы он не болтал своим диффузором сверх меры, необходимо ограничивать подачу на него инфранизких частот и контролировать ход.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКА
Испробовал одну из методик измерений искажений, рекомендованную в описании комплекса Audiomatica Clio – динамик не ставится в корпус, но микрофон подносится практически вплотную к диффузору, так что акустического короткого замыкания не происходит (вернее, его влияние пренебрежимо мало).
В наиболее информативном басовом диапазоне динамик показывает хорошую линейность, при снижении частоты более-менее заметный рост искажений начинается лишь ниже 40 Гц. Выше по частоте рост искажений начинается от 150 Гц, но этот диапазон нам уже не так важен.
Тем не менее, совсем оставлять его без внимания не стал, и дополнительно снял фазовую характеристику излучения. В сабвуферном диапазоне частот всё хорошо, а вот в районе 200-300 Гц наблюдается лёгкий резонанс подвеса. Он же, кстати, проявляет себя и на графике импеданса, для интереса вернитесь к нему и обратите внимание на небольшой «пупок» в этой области.
На первый взгляд, проверка работы динамика на этих частотах может показаться лишённой смысла, однако, по наблюдениям, слишком явные резонансы за пределами сабвуферного диапазона часто становятся причиной призвуков и, как следствие, локализации баса. Поэтому в последнее время стараюсь на это тоже обращать внимание.
Замечу, что подобные резонансы есть абсолютно у всех сабвуферных динамиков, которые попадали ко мне в лабораторию. Вопрос в том, насколько они велики. В случае с BLAM, к счастью, всё в пределах допустимого.
ПРОБА В ДЕЛЕ И ВЫВОДЫ
Для оценки возможностей поставил динамик в ЗЯ объёмом чуть больше 20 литров и попробовал у себя в машине. Сабвуфер получился интересным и совсем не тихим, как можно было бы предположить, глядя на опорную чувствительность динамика. По расчётам нормированная чувствительность в салоне автомобиля выходит на 6-7 дБ выше опорной, что подтвердилось практикой – в реальности запаса громкости оказалось вполне достаточно. К тому же проблем с мощными усилителями сегодня нет, уж найти 400-500 Вт – ни разу не проблема.
Настроить стык с фронтальной акустикой и загнать бас целиком за лобовое стекло получилось довольно быстро. Саб не боится высокой частоты раздела с мидбасовым звеном и позволяет при необходимости стыковать их вообще хоть на 80-90 Гц.
Предназначение сабвуфера стало понятно довольно быстро. Я не рекомендую его в двух случаях. Во-первых, если вы любите «пускать ветры» и расшатывать кузов. И во-вторых, если вы сноб-аудиофил, пытающийся по звуку контрабаса угадать цвет носков контрабасиста. Во всех остальных случаях BLAM RS 10 окажется в тему.
Плюсы:
Чрезвычайно малая установочная глубина
Редкое совпадение реальных параметров с заявленными
Лояльность к выбору объёма корпуса
Способность работать во free-air (с обязательным сабсоником)
Возможность получить бас без тянущихся низкочастотных «хвостов»
Минусы:
Кому надо «чтобы долбило сзади», лучше выбрать другой сабвуфер
Саб под сидение: на что способно это компактное устройство
В теории, установить в автомобиль сабвуфер совсем не сложно. Достаточно подобрать подходящую модель по мощности и найти для нее место. Однако на практике не все так просто. В частности, в кузовах типа седан помещенный в багажник саб звучит очень глухо. В маленьком салоне мощный низкочастотный динамик заставляет вибрировать сборочные единицы кузова.
Для пользователей, которые не имеют специальных знаний, отличным вариантом для получения низких частот в звуковой картинке станет сабвуфер в машину под сиденье. Такое устройство несложно устанавливать, подключать, оно не занимает много места.
Как это работает
Прежде всего, сабвуфер под сиденье – небольшое устройство. Оно изготавливается с минимальным объемом воздуха внутри. Конструктивные особенности изделий следующие:
Каждый производитель позиционирует свой низкочастотный автомобильный звукоизлучатель в компактном корпусе как оптимальный вариант для размещения под сидение. При этом не описывается ни машина, ни характеристики основной акустики, позволяющие создать хороший звук в салоне.
В некоей мере, заявления производителей верны. Автомобильный саб под сидение можно установить в любую машину. Главным образом потому, что устройство, какой бы подробный обзор рынка не производился, не сможет показать выдающихся результатов. Работа саба под креслом описывается так:
Однако и таких параметров работы достаточно, чтобы хороший саб под кресло нашел свое место в огромном числе автомобилей. Рейтинг востребованности подобных устройств постоянно растет.
Рейтинг
Каждый компактный и достаточно мощный сабвуфер под сиденье автомобиля после тщательного анализа отзывов потребителей попал в рейтинг 2021 года. Учитывались также объемы продаж того или иного продукта. Для установки под кресло можно купить как активный сабвуфер, так и пассивную акустику, при наличии достаточно мощного внешнего усилителя.
Саб под сидение: на что способно это компактное устройство
В теории, установить в автомобиль сабвуфер совсем не сложно. Достаточно подобрать подходящую модель по мощности и найти для нее место. Однако на практике не все так просто. В частности, в кузовах типа седан помещенный в багажник саб звучит очень глухо. В маленьком салоне мощный низкочастотный динамик заставляет вибрировать сборочные единицы кузова.
Для пользователей, которые не имеют специальных знаний, отличным вариантом для получения низких частот в звуковой картинке станет сабвуфер в машину под сиденье. Такое устройство несложно устанавливать, подключать, оно не занимает много места.
Как это работает
Прежде всего, сабвуфер под сиденье – небольшое устройство. Оно изготавливается с минимальным объемом воздуха внутри. Конструктивные особенности изделий следующие:
Каждый производитель позиционирует свой низкочастотный автомобильный звукоизлучатель в компактном корпусе как оптимальный вариант для размещения под сидение. При этом не описывается ни машина, ни характеристики основной акустики, позволяющие создать хороший звук в салоне.
В некоей мере, заявления производителей верны. Автомобильный саб под сидение можно установить в любую машину. Главным образом потому, что устройство, какой бы подробный обзор рынка не производился, не сможет показать выдающихся результатов. Работа саба под креслом описывается так:
Однако и таких параметров работы достаточно, чтобы хороший саб под кресло нашел свое место в огромном числе автомобилей. Рейтинг востребованности подобных устройств постоянно растет.
Рейтинг
Каждый компактный и достаточно мощный сабвуфер под сиденье автомобиля после тщательного анализа отзывов потребителей попал в рейтинг 2021 года. Учитывались также объемы продаж того или иного продукта. Для установки под кресло можно купить как активный сабвуфер, так и пассивную акустику, при наличии достаточно мощного внешнего усилителя.
Плоский сабвуфер активный и секреты его выбора
Плоский сабвуфер активный
Плоский сабвуфер активный является динамиком, о котором слышал, скорее всего, каждый автомобилист, разбирающийся в автозвуке. В последнее время компактности уделяется максимум внимания и плоский активный сабвуфер автомобильный, как раз то, что надо. Обладая, как и все сабы, громким басом, компактный басовик тем более ценен.
Преимущества и недостатки
Активный сабвуфер плоский привлекает тем, что он вообще не изменяет дизайн салона, так как установлен скрытно от пассажиров. Это большое преимущество не только в плане компоновки, но и как отличная защита от краж, участившихся в последнее время.
Сабвуфер активный автомобильный плоский
Примечание. Установленный под сидением саб, вряд ли привлечет внимание преступника.
Среди других преимуществ плоских компактных сабов можно выделить простоту установки.
Итак, вот основные преимущества таких динамиков:
Однако, есть и минусы. Так, сабвуфер автомобильный активный плоский не отличается хорошим воспроизведением ВЧ. Производителям пришлось пожертвовать этим параметром в угоду малого объема усилителя и доступностью цены.
Примечание. В наше время постоянно совершенствуются формы корпуса такого саба, его внутреннее пространство наполняют различными материалами, проводятся манипуляции с катушкой. Одним словом, все делается для того, чтобы улучшить возможности динамика.
Громкость большого и объемного саба будет в разы выше, чем у компактного. Это ясно, как день. На сегодняшний день единственным способом хоть как-то увеличить громкость звучания плоских динамиков является их установка впереди салона.
Плоский сабвуфер автомобильный активный
Все же, в большинстве случаев активный плоский сабвуфер монтируется либо под сиденье, либо на заднюю акустическую полку, где мягкие материалы не дают динамику показать весь свой потенциал и мощь звука.
Секреты выбора
Хороший активный сабвуфер автомобильный плоский тоже надо уметь выбрать.
Ознакомьтесь с несколькими полезными советами, приведенными ниже:
Примечание. Дело в том, что частенько заявленная мощность не соответствует действительности. Ее специально завышают, чтобы привлечь внимание покупателей. Понятно, что хороший бренд делать такое будет вряд ли.
Сабвуфер активный плоский
Немного про компактность
Сабвуферы плоские активные
Примечание. Сабвуферы маленького размера в 15-20 л, казалось бы, вариант идеальный. Но и их по-прежнему приходится ставить в багажник, хотя они и помещаются в укромном углу.
И только когда размер динамика(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами) выражается однозначным числом, вдруг оказывается, что он в багажнике вовсе не нужен. И его удел – салон, ничем не занятый. Сюда ни один из обычных сабов не зайдет, а вот суперкомпактный найдет себе уголок, тем более, если он плоский.
Опять же про качество. После того, как определилась форма саба – плоская, то она начинает диктовать содержание. Теперь корпус динамиков отливается в обязательном порядке из алюминиево-магниевого сплава, а требования к остальным частям сабвуфера повышаются.
И в заключении. Установить плоский сабвуфер можно своими руками, если инструкция будет под рукой и видео удастся посмотреть до конца. Не помешает и изучение фото – материалов в тему.