Пневматический амортизатор для мотоцикла
МОЙ МОТОЦИКЛ
Воздух вместо стальных пружин? Идея не нова, вот только внедрение затормозилось еще сто лет назад. Воздуху так и не удалось потеснить сталь в массовом производстве. Но, с другой стороны, новые конструкции пневмоподвесок появляются все чаще.
Достоинства воздуха вместо стальной пружины столь очевидны и разнообразны, что отказ от всеобщего перехода на пневмоподвески выглядит просто вредительством! Во-первых, воздух бесплатен. Металлический упругий элемент – это результат огромных усилий и затрат: надо добыть руды железа и легирующих металлов, выплавить сталь, изготовить проволоку, навить пружину, термически ее обработать… Воздуха вокруг – сколько хочешь и даром. К тому же он практически невесом: заменив им пружину, можно сэкономить по килограмму на каждом колесе. Как пружинящий элемент, он обладает прогрессивной характеристикой: сопротивление увеличивается при ходе колеса нелинейно. За счет этого пневмоподвески обладают непревзойденной комфортабельностью: мелкие неровности дороги обрабатываются ими практически незаметно, а на больших выбоинах упругость резко возрастает. Наконец, пневмоподвеску очень легко настраивать: для этого достаточно изменить внутреннее давление, что при наличии бортового компрессора можно делать прямо на ходу.
Сравнение характеристик обычной и пневматической пружин.
Увы, эти достоинства сопровождаются столь же очевидными и крупными недостатками. Воздух требует уплотнений – а они быстро изнашиваются, особенно при работе по подвижному штоку. К тому же создают нешуточное трение – намного большее, чем сальники обычной вилки или амортизатора, которые призваны отражать атаку не столь всепроникающего масла. Если при сломанной пружине (чрезвычайно редкий дефект!) еще можно добраться до гаража, то выход из строя уплотнения пневмоподвески, как правило, ставит крест на возможности передвижения. Системы с бортовыми компрессорами сложны и тяжелы. Ремонт пневмоподвески тоже весьма затратен: как правило, он сводится к замене узла целиком.
Тем не менее пневмоподвескам на мототехнике уже более ста лет! В 1907 году британская компания ASL (название расшифровывается как Air Springs Ltd – «Воздушные пружины лимитед») начала производство мотоциклов с пневмопружинами (причем и спереди и сзади) и свернула их выпуск лишь в 1915 году из‑за Первой мировой войны.
Мотоцикл ASL 1910 года с пневмоподвеской обоих колес.
В середине 30‑х годов главный конструктор английской компании Velocette Гарольд Виллис решил улучшить ходовые качества гоночных мотоциклов марки, применив маятниковую подвеску заднего колеса. Дело было за малым: кто сделает задние амортизаторы? Поскольку Виллис был летчиком-любителем (сам пилотировал легкий самолетик Moth), то почитывал авиационную прессу и знал, что компания Dowty делает гидропневматические стойки для авиашасси (чем с успехом занимается и в наше время). Так на гоночных Velocette KTT заводской команды в 1936 году появились задние амортизаторы Dowty, в которых гашение колебаний осуществлялось за счет масла, а пружинящим элементом служил воздух. Доводка заняла какой‑то срок, но в 1938 году гонщики Velocette взяли главные вершины тогдашнего мотоспорта – выиграли и чемпионат Европы, и гонку Tourist Trophy. C 1939 года такую подвеску стали устанавливать и на серийные Velocette KTT для гонщиков-любителей. А после Второй мировой войны компания Dowty предложила мотоциклистам еще и телескопическую вилку Oleomatic с воздухом вместо пружин – ее устанавливали на дорожные мотоциклы Velocette, Scott и Panther. Подвеска работала великолепно, но недолго – что простительно для гоночных аппаратов, но неприемлемо для дорожных. Поэтому через три-четыре года от пневматики отказались в пользу стальных пружин.
Задняя подвеска с гидропневматическими амортизаторами гоночного Velocette KTT.
Разрез амортизатора Velocette-Dowty: 1 – масло; 2 – воздух под давлением 0,28 МПа, 3 – сжатый при ходе подвески воздух.
Интерес к пневмопружинам вновь проснулся в 70‑е годы прошлого века – у производителей кроссовых мотоциклов. В то время резко возросла мощность моторов, что привело к радикальной смене манеры езды – с большими прыжками и жесткими приземлениями. Даже сильно увеличенные ходы подвесок не спасали от удара, когда витки полностью сжатой пружины садились друг на друга. А ведь воздух обладает практически неограниченной возможностью сжиматься! Работавший в чешской компании ČZ инженер Франтишек Крнявек предложил конструкцию гидропневматического амортизатора, в которой ему удалось остроумно решить проблему уплотнения: шток просто не проходил через пневмокамеру. Чешские кроссовые мотоциклы оснащались такими амортизаторами с 1974 года, подобные конструкции разработали также KTM и Yamaha. Французская компания Fournales спроектировала гидропневматические амортизаторы и для триальных мотоциклов – испанских Bultaco, выигравших чемпионат мира 1978 года (Гидропневматические амортизаторы не следует путать с распространенными газонаполненными, в которых газовая камера служит лишь для компенсации изменения объема масла при движении штока и нагреве).
Амортизатор кроссового мотоцикла ČZ: 1 – верхний цилиндр; 2 – нижний цилиндр; 3 – клапан; 4 – шток; 5 – поршень; 6 – уплотнение цилиндра; 7 – масло; 8 – воздух; 9 – вентиль.
В те же годы появились подвески с пневмоподкачкой – в которых воздух под давлением сочетался с обычными стальными пружинами. У них сразу несколько преимуществ. Во-первых, пружину можно сделать мягче – подвеска будет лучше обрабатывать мелкие неровности, а большие будут смягчаться за счет прогрессивной характеристики пневматики. Во-вторых, такую подвеску легко регулировать изменением давления. И третий немаловажный аспект: при разрушении уплотнения мотоцикл сохраняет способность к передвижению. Повышенный комфорт и легкость регулировки таких подвесок привлекли внимание производителей туреров: в 1980 году они появились на люксовых версиях Honda Gold Wing, в 1982 году – на некоторых моделях Harley-Davidson, а в 1983 году конструкторы Yamaha на модификации Venture Royale дополнили систему бортовым компьютером, способным автоматически регулировать давление в зависимости от нагрузки.
Пневмоподвески люкс-турера Yamaha Venture Royale: 1 – передняя вилка; 2 – задний амортизатор; 3 – компрессор; 4 – блок управления.
Следующего большого шага в развитии пневматических подвесок пришлось ждать до 2005 года, когда компания BMW представила модель HP2 Enduro. Но это действительно стало революцией: впервые на мотоцикле воздух играл роль не только пружинящего элемента, но и гасителя колебаний! Пневматический амортизатор был разработан совместно с концерном Continental, специалисты которого обещали, что вскоре эта система появится и на дорожных мотоциклах. С тех пор, правда, она не только не появилась на машинах других марок, но исчезла на BMW…
Гидропневматическая вилка Showa SFF-AIR TAC: 1 – левое перо (с гидроамортизатором); 2 – правое перо (с пневмопружиной); 3 – масляный амортизатор; 4 – внутренняя труба увеличенного (49 мм) диаметра; 5 – внутренняя воздушная камера высокого давления; 6 – наружная воздушная камера низкого давления; 7 – компенсационная камера.
Приживется ли «чистая пневматика» на этот раз? У пневматических пружин есть как сторонники, указывающие на широкие возможности регулировки, малую массу и прогрессивную характеристику, так и противники, заостряющие внимание на сложности изготовления и обслуживания и обездвиживание в случае разрушения уплотнения. Во всяком случае, желающий перейти на пневматику найдет богатый ассортимент узлов пневмоподвесок у производителей афтермаркета.
Сравнение характеристик вилок PSF и AOS: а – ход подвески; б – сопротивление пружины; в – давление воздуха в PSF (низкое – высокое); г – пружины в AOS (мягкие – жесткие); 1 – в конце хода подвески сопротивление воздуха выше, чем у пружины; 2 – диапазон регулировок вилки PSF больше, чем у AOS.
Выпуск:
Журнал «МОТО» – февраль 2015
Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, иллюстрации из архива редакции
Каталог товаров интернет магазина moto18.ru
Ключ для регулировки амортизаторов 55-62 40768
Ключ для регулировки амортизаторов 38-42 40766
Ключ для регулировки амортизаторов 45-52 40767
Ключ для регулировки амортизаторов 68-72 40769
Ключ для регулировки амортизаторов 22-26 40763
Ключ для регулировки амортизаторов 28-32 40764
Ключ для регулировки амортизаторов 34-36 40765
Амортизатор передний (L-240mm, D-10mm, d-10mm) LX50ATV-2 ВAGGIO Длина амортизатора между осями L=240 95708
Трицикл САФАРИ-3LЕ-8+ ТРИТОН 2 (длинное седло, сзади 2 амортизатора Урал) 46024
Пробка амортизатора (большая) 025,270,280 (1123-791-7300) 06017
Отбойник рессоры Буран (амортизатор) (110300162) 01734
Набор сальников Днепр, Урал амортизатора (4 наимен.) (НАБОР) 02828
Амортизатор стартера Буран 01781
Амортизатор Target Trek передний 27461
Амортизатор нижний 136,137 HUSQVARNA (530029984) 10022
Амортизатор задний пара CB400 24750
Амортизатор кольцевой (1123-791-2800) 180,270,280 09956
Амортизатор задний ACTIVE TORRO 52400-GYAB-9000 42573
Амортизатор Target Trek задний 27462
Амортизатор верхний 136,137 HUSQVARNA (530052439) 10021
Амортизатор Бензопила Цыганка (Forza,Patriot,BGT,Carver,SD-Master) 25212
Амортизатор Агро (42Н.191.00.015) 21650
Амортизатор передний (L-345mm, d1-10mm, d2-10mm) АТВ HAMMER (116101006013201) 02140
Амортизатор задний (L-350mm, d1-12mm, d2-12mm) АТВ HAMMER (116101006043201) 02003
Амортизатор задний (L-270 mm, d-8 mm) FT50QT-3, YH50QT-M, MATADOR короткий (НАБОР) 10560
Амортизатор БП Иж импорт (L-320mm, d-10mm) M10 (в коробке 20 шт.) 10195
Сайлентблок 24 мм D24*d12*L19 задн. амортизатор Альфа, Дельта, Zodiak 98742
Сайлентблок 24 мм D24*d12*L19 задн. амортизатор Альфа, Дельта, Zodiak 43118
Амортизатор передний (L-260mm, D-20mm, d-8mm) детские АТВ с колесами 7″ (типа KOSMO) 40777
Амортизатор верхний без винта (цилиндра) (конус пруж.) Партнер 351/370/390/420 530071385 04135
Амортизатор передний (L-315mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) АТВ с колесами 7″ 40781
Амортизатор передний (L-345mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) АТВ с колесами 8″ 40785
Амортизатор Вело задний 180mm, пружинный 750LBS/in,регулировки:P,пружина 24х24mm (SHUNFENG SF-S01) 30548
Амортизатор Вело задний 125mm, пружинный 750LBS/in,регулировки:P,пружина 24х24mm (SHUNFENG SF-S01) 30546
Амортизатор Вело задний 140mm, пружинный 750LBS/in,регулировки:P,пружина 24х24mm (SHUNFENG SF-S01) 32782
Амортизатор Вело задний 150mm, пружинный 750LBS/in,регулировки:P,пружина 24х24mm (SHUNFENG SF-S01) 33074
Амортизатор Вело задний 160mm, пружинный 750LBS/in,регулировки:P,пружина 24х24mm (SHUNFENG SF-S01) 30547
Амортизатор Вело задний 170mm, пружинный 750LBS/in,регулировки:P,пружина 24х24mm (SHUNFENG SF-S01) 33077
Амортизатор передний (L-110mm, D1-24mm, d1-8mm, D2-24mm, d2-8mm) детские АТВ с колесами 6″ 40775
Амортизатор передний (L-265mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) детские АТВ с колесами 8″ 40779
Амортизатор передний (L-320mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) АТВ с колесами 10″ 40787
Амортизатор передний (L-370mm, D1-30mm, d1-10mm, D2-30mm, d2-10mm) АТВ с колесами 10″ 40791
Амортизатор задний (L-350mm, D1-38mm, d1-12mm, D2-42mm, d2-12mm) АТВ с колесами 10″ 40789
Амортизатор лыжи (L-205mm, D1-41mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) SnowMax (17/18) 25483
Амортизатор задний (L-355mm, D1-20.5mm, d1-12mm, M10, Ухо-29mm) Днепр, Урал (НАБОР) 04085
Амортизатор задний (L-350mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) АТВ с колесами 10″ 40793
Амортизатор задний (L-370mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) АТВ с колесами 10″ 40788
Амортизатор задний (L-330mm, D1 (d10mm,L31mm) D2 (d10mm,L31mm) TUNGUS 250, Jaeger 150/200 78390
Амортизатор задний (L-310mm, D1-21mm, d1-12mm, D2-21mm, d2-10mm) RC250-C5B (НАБОР) 29218
Амортизатор задний (L-260mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) детские АТВ с колесами 8″ 40780
Амортизатор задний (L-300mm, D1-30mm, d1-10mm, D2-30mm, d2-10mm) АТВ с колесами 10″ 40794
Амортизатор задний (L-250mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) детские АТВ с колесами 7″ 40778
Амортизатор задний (L-145mm, D1-24mm, d1-8mm, D2-24mm, d2-8mm) детские АТВ с колесами 6″ 40776
Амортизатор передний (L-300mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) Termit СITY, Tactic ( НАБОР) 97713
Амортизатор задний (L-340mm, D1-21mm, d1-12mm, D2-21mm, d2-10mm) Ява (в коробке 10 шт.) 01341
Амортизатор задний (L-340mm, D1-21mm, d1-12mm, D2-21mm, d2-10mm) Альфа улучшенные, масляный (НАБОР) 95516
Амортизатор задний (L-310mm, D1-21mm, d1-12mm, D2-21mm, d2-12mm) Альфа прем, (пара)с бачком (НАБОР) 95592
Амортизатор задний (L-305mm, D1-40mm, d1-10mm, D2-30mm, d2-10mm) Racer RC250GY-C2 PANTHER PC25B070 36029
Амортизатор передний (L-380mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) «Avenger» ZLA150-6 В нашем интернет-магазине можно купить запчасти на китайскую мототехнику.
Амортизатор передний (L-300mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) TERMIT110 (ZLA110-6/GSA012B) В нашем интернет-магазине можно купить запчасти на китайскую мототехнику.
Амортизатор передний (L-230mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) ATV с расширит. бачком В нашем интернет-магазине можно купить запчасти на китайскую мототехнику.
Амортизатор задний (L-320mm, D1-29mm, d1-10mm, D2-29mm, d2-10mm) «Avenger» ZLA150-6ZLA150-6 В нашем интернет-магазине можно купить запчасти на китайскую мототехнику.
Амортизатор задний (L-260mm, D1-21mm, d1-10mm, D2-21mm, d2-10mm) TERMIT с расширит. бачком В нашем интернет-магазине можно купить запчасти на китайскую мототехнику.