По черноморскому побережью на машине
Немного Адыгеи и Черноморского побережья в начале января
Сидеть в новогодние праздники дома — истинное мучение, и я заранее накидал пару маршрутов по Ярославской и Тверской областям. Но пара декабрьских выходных дала в полной мере насладиться зимней тоской средней полосы России, и стало понятно, что надо ехать туда, где глаз радуют хоть какие-то значительные перепады высот. Тратить двое суток на дорогу на Кавказ на своем авто не слишком хотелось, да и билеты в Мин. Воды, Сочи, Владикавказ и Краснодар стоили хоть и дороже, чем в обычные дни, но вполне вменяемых денег. А вот с прокатом автомобилей все было довольно печально, свободные машины на нормальных условиях были только в Краснодаре. Горы в Краснодарском крае, конечно, ниже, но это компенсировалось близостью Черноморского побережья и оптимистичным прогнозом погоды. К тому же, весной постоянные дожди не дали сполна оценить красоты Адыгеи. В итоге, маршрут был готов — 3 дня в Мезмае и 3 дня в Ольгинке с осмотром близлежащих достопримечательностей.
С учетом опыта весенних прогулок по горам Кавказа (есть в бортжурнале) на всех четверых участников поездки (я, камрад, и жены) были куплены ботинки для трекинга, что позволило нам получить максимум удовольствия от прогулок по горам, а также удивлять менее подготовленных туристов в кедах и туфлях своим чистым видом (например, на Орлиной полке)).
Итак, 1 января под вечер мы прилетели в бесснежный Краснодар, отметили, переночевали, и утром получили на руки Шкоду Рапид 2021 года на автомате с заявленными 110 конями под капотом. Скажу сразу — по-моему, машина едет крайне уныло, положительных эмоций за рулем не дарит, но за неделю ни разу не подвела, да и бензин потребляла весьма экономично, хотя на серпантинах стрелка тахометра постоянно висела в районе 5-6 тыс. оборотов. А цена нового подобного авто просто вводит в ступор.
Мезмай был выбран потому, что весной жили в Даховской, и, соответственно, много всего посмотрели с той стороны. На первые дни января в Мезмае и соседних селениях было занято все, что можно. Довольствовались жесткими кроватями без матрасов, печным отоплением, двумя вилками на 4-х и душем над туалетом за шторкой прямо на первом этаже дома, все это по цене номера в краснодарском Хилтоне. Праздники, что поделать).
Погода в Мезмае была вполне зимняя, с легким морозом, ближе к отъезду снег почти растаял. Жаль, что как и в мае, солнца в Адыгее мы так и не увидели. Однако все мелкие неудобства компенсировалось чистейшим воздухом, звенящей тишиной и шикарными зимними пейзажами.
Надо сказать, что по утрам подмораживало, и многие «туристы» даже на зимней резине, не могли заехать своим ходом по многим улицам Мезмая наверх, а также осилить подъем на выезде из поселка до асфальта. Шкода дымила покрышками, стирая их об камни, местами стремилась сползти в канаву, но все же довозила нас до нужной точки.
От станицы Темнолесской ходили к Чинарскому (44.205988, 40.035636) и следующему после него водопадам. Жаль, не дошли до Университетского (44.199147, 40.037822), тропинку замело.
Автопутешествие по Черноморскому побережью Краснодарского края: от Адлера до Тамани
Запись опубликована 14 марта 2017 года автором Дарья Савельева в рубрике Находки для туристов с метками направления, маршруты, автотуризм, Краснодарский край.
Море, солнце, горы, реки и озёра — так обычно начинают свой рассказ о Краснодарском крае. Предлагаем вам маршрут для автопутешествия, который включает 9 пунктов остановок вдоль черноморского побережья. В сезон прибрежные города и посёлки забиты отдыхающими под завязку, однако и за пределами пляжа тут есть, чем заняться. Горы подходят к морю почти вплотную, на их склонах расположены скалы, пещеры, водопады. То тут, то там попадаются следы древних цивилизаций — дольмены. При движении на юг климат становится более мягким, кроме сосен появляются кипарисы и пальмы. Можно уехать в горы, в Красную Поляну, или посетить Новороссийск — портовый и промышленный город с впечатляющими воинскими мемориалами.
Парк «Южные культуры» в Адлере
Реконструируемый парк «Южные культуры» заложен ещё в 19 веке. Представляет собой ботанический сад практически в центре Адлера. Есть пруд с лебедями и водными черепахами. Масса экзотических растений. Вход с Тюльпановой улицы и стоит 120 руб.
Где: Краснодарский край, Сочи, Имеретинская низменность.
Тисо-Самшитовая роща
Тисо-Самшитовая роща — это своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности, оставшейся здесь в почти неизменном виде ещё с доисторических времён (около 30 млн. лет назад). Достопримечательностью рощи являются деревья тиса ягодного (хвойного дерева, дающего вместо шишек ягоды, из-за цвета древесины также называемого красным деревом) и вечнозелёные деревья колхидского самшита, древесина которого тонет в воде.
Где: Краснодарский край, Сочи, микрорайон Хоста, Самшитовая улица, 5.
Смотровая башня на горе Большой Ахун
Популярная у путешественников гора в районе Сочи — это гора Ахун, расположенная в трёх километрах от моря. Её высота — 662,7 метров.
От побережья к вершине горы Ахун ведёт шоссе в 11 км, а на самой высокой её точке более семидесяти лет назад возведена башня высотой 30 метров, построенная в 1936 г. по проекту архитектора С. И. Воробьёва. Она построена из тёсаного белого известняка в романском стиле. С башни открывается великолепная панорама побережья от Лазаревского до Пицунды и Кавказских гор. Сложили башню из белого известняка, добытого при строительстве Ахунского шоссе. Внешне она напоминает средневековый рыцарский замок. Такого типа башни строились в середние века на Кавказе в целях обороны и в хозяйственных целях.
Где: Краснодарский край, Сочи, микрорайон Малый Ахун, улица Дорога на Большой Ахун.
Свирское ущелье
Свирское ущелье легко доступно для отдыхающих на Чёрном море. Расположено оно прямо в границах посёлка Лазаревское. И добраться до него не составляет труда.
Вы попадаете в царство природы с водопадами, горными тропами и чудесным горным воздухом. Вас ждёт встреча с дольменом «Слава» и лунным камнем.
Свирское ущелье — это то место, где происходит единение природы души и тела.
Где: Краснодарский край, Сочи, Свирская улица.
Бухта Кабардинки
В сезон кабардинская бухта явно занята туристами, но если приехать туда в начале мая, можно погрузиться в медитацию — там красиво, тихо и спокойно.
С крутого пирса можно ловить рыбу или прыгать в воду, но и просто сидеть на тёплых деревянных досках приятно.
Где: Краснодарский край, городской округ Геленджик, село Кабардинка.
Крейсер «Михаил Кутузов»
Корабль-музей «Михаил Кутузов» пришвартован у центральной набережной Новороссийска, рядом с Морским вокзалом. Его длина — 210 метров, ширина — 22 метра, а толщина брони — 100 мм. Высота между высшей и низшей точками корабля, клотиком и килем — 59 метров. Экспертами крейсер признан одним из шедевров мирового судостроения, а ЮНЕСКО занесло его в каталог, как корабль, представляющий историческую ценность. Крейсер является открытым для посещения музеем. Проводятся платные экскурсии.
Где: Краснодарский край, Новороссийск, набережная Адмирала Серебрякова.
Музей Горгиппия
Античный город с некрополем занимал площадь около 40 га в пределах современных улиц Черноморской — Самбурова — Красноармейской, отдельные находки и комплексы выходят за указанные границы. Расчистка мостовой позволила выявить её направление — она вела к античным крепостным воротам города, которые находились в районе современных «Русских ворот», за городской стеной улица переходила в дорогу, по обеим сторонам которой находился античный некрополь.
От городских ворот внутри города улица вела к центру Горгиппии — площади, которая находилась, предположительно, в районе современного санатория «Старинная Анапа» — санаториев «Анапа-Океан» и «Кубань». Центральная площадь ещё не исследована, но здесь найдены статуя Неокла, плиты с надписями, фрагменты архитектурных деталей.
Главная площадь являлась центром общественно-политической, экономической и культурной жизни античного города. Здесь стояли храмы, святилища, алтари, культовые постройки, здание городского управления, библиотеки, народного суда. На площади проходили народные собрания, устанавливались статуи в честь царей, богов, выдающихся граждан.
На прилегающих к ней улочках располагались мастерские, парикмахерские, лавки парфюмеров, трапезитов — менял, ламповщиков, книготорговцев, торговые лавки. С утра до полудня и вечером до ужина центральная площадь и ближайшие к ней улицы были полны народа. Жители здесь узнавали о городских событиях, получали вести из соседних полисов.
Исследованная часть Горгиппии и была тем районом города, где жили торговцы. Подвальные помещения использовались как складские, нижние этажи домов, возможно, имели торговые лавки, магазинчики. Всего в Горгиппии раскопаны остатки 60 домов разного времени.
Где: Краснодарский край, Анапа, Набережная улица, 4.
Долина лотосов в Ахтанизовском лимане
Местные жители рассказывают, что лотосы были привезены из Индии 12-15 лет назад и высажены ради эксперимента. Но лотосы не только прижились, но и буйно разрослись, застелив ковром часть Ахтанизовского лимана. К лотосам вас доставят на моторной лодке весело, с ветерком.
Где: Краснодарский край, Темрюкский район, озеро Ахтанизовский Лиман.
Мыс Железный Рог
Мыс Железный Рог — самый крупный (в основании 1,3 км) и высокий (65 м) мыс на южном берегу Таманского полуострова. Отнести этот мыс к редким природным образованиям позволяет его геологическое строение. Только здесь можно видеть выход железной руды на поверхность.
Пласт бурого железняка толщиной 3,5-4 метра под небольшим углом пересекает обрыв и уходит у южной точки мыса в море, где он образует рифы, хорошо заметные по бурунам. Пласты бурого железняка представляют собой крепкую ноздреватую породу с прослойками ракушняка. Лимонит (бурый железняк) Железного Рога содержит в среднем 32% железа. Железо добывали до 1932 года кустарным способом — путём простого сбора на мелководье каменных плит, отломившихся от рудного слоя.
У юго-западного берега образован небольшой пляж. На верхней равнинной площадке мыса, на которой сейчас разбит виноградник, сохранились небольшие курганы из руды. Возможно, эту руду добывали ещё эллины. Так что камешек на память взять совсем не помешает.
Поездка по черноморскому побережью + Абхазия. Часть 1
Написал небольшой отчет по отдыху в сентябре, может кому интересно будет…
Покатавшись два года подряд на черноморское побережье на машине, с удовольствием собрались и в этом году. Прошлогодний тур прошел по азовскому и черному морям – от Ейска до Геленджика (включая Тамань и Анапу), в этом году решили продолжить путь на юг по побережью.
Маршрут был такой: Москва-Джубга-Сочи-Пицунда-Москва и рассчитан на две недели. Забегая вперед скажу что все удалось и понравилось. Теперь по порядку и подробней.
Экипаж: Я, Жена, наш сын 6 лет и наш товарищ. Машина – конечно санта фе)) Формат отдыха – палатки в кемпингах.
Т.к. вещей много (мы готовы к полной автономии: 2 палатки, матрасы, спальники, стулья, стол, навес, газовая горелка, чайник, котелки, мангал, кальян:), личные вещи + еще взяли кайт :)) поставили на крышу бокс 190 л. Честно, немного испугался, когда увидел объем вещей, которые надо загрузить)), но… это же Санта!)) Влезло все и без особых проблем)) Даже кайт)) который, кстати, так ни разу и не достали)). Подвеска просела, конечно, но не критично, как в ракете не сидели)).
Ехать решили с ночевкой в Ростове, в гостинице в центре города. Выехали часиков в 7 утра, дорога отличная, средняя скорость до Ростова 110 км/ч. К вечеру были на месте.
Прогулка по набережной Дона, ужин в кафе Pasha, отдых
После завтрака в гостинице, в 8 утра стартуем в сторону Джубги. Немного огорчил ремонт на участке Тимашевска, с вяло текущей пробкой, но часа в 2 мы уже были в Джубге. Кемпингов там много, мы встали сразу за поселком. Кемпинг имеет подъезд к морю, мы разбили палатки чуть выше, в тени. Кемпинг не плохой (туалет, душ, горячая вода), пляж галечный, море теплое, солнце жаркое)) Красота!))
В Джубге простояли 3 ночи, за это время посетили аквапарк (очень не плохой, кстати. Есть с чем сравнить)
Съездили на р Бжид, повалялись в лечебной грязи ))
Прокатились на УАЗике на водопады
На четвертый день решили сменить место дислокации)) В соответствии с первоначальным планом двинулись в сторону Сочи. Здесь дорога сложней, в основном по одной полосе в каждую сторону, пробки на светофорах в населенных пунктах, да еще и серпантин в горах.
Но ехать нам не особо далеко, около 180 км, до базы отдыха Карина, что под Дагомысом. Начиная от Туапсе, вдоль берега моря проходит железная дорога, подъездов к воде очень мало, в основном они затруднены, но дельту р. Битха железка пересекает по большому мосту, под которым есть нормальный проезд. Здесь же расположен пансионат Голубая волна (нам не интересен) и турбаза Карина. На территории базы есть уединенная полянка, в тени, где можно разбить палатки (домики не рассматривали принципиально, из философии :))). Полянка небольшая, и хорошо что была свободна, т.к. стоять там рядом с кем-то было бы уже не так интересно.
На турбазе, для кемперов доступны все удобства: горячий душ, туалет и даже холодильник и газовая плита). Минус – все та же железная дорога, проходящая рядом. Зато чистый галечный пляж, на который ездят купаться все местные. Много рыбаков, которые ловят рыбу с заброшенного пирса.
А если поплавать вдоль него с маской, можно увидеть много рыбок и крабов, прячущихся в стыках бетонных плит
Видели как некоторые ставят палатки прямо на пляже, но т.к. мы на месте не сидим а все время ездим по достопримечательностям, оставлять шмотки без присмотра не хотелось. К тому же на пляже никак нет ни душа ни нормального туалета.
По дурости заехал на этот пляж. Закопался в мелком гравии. Сел на брюхо Пришлось откапываться и выдергиваться уазиком. Пара часов веселья . После этого один камушек забрался между тормозным диском и кожухом, на маленькой скорости болтается там и гремит. Все жду когда вылетит. Уже 2000 км)). Похоже надо колесо снимать и вытаскивать…
Эта стоянка (впрочем как и всегда) рассматривалась как некая база, с которой каждый день мы ездили осматривать окрестности.
Съездили в Красную Поляну, поднялись на подъемнике Роза Хутор. Очень понравилось. Последний раз я там был в марте 2013 – изменилось очень многое. Все доделали, кругом красота, чистота, как в Альпах))
Первое большое путешествие. Черноморское побережье России и Абхазии
В год покупки новой машины (2010) после нескольких небольших путешествий захотелось чего-нить большого, увлекательного. На море — куда же ещё? Но такая дальняя поездка на автомобиле мне предстояла впервые. В итоге договорился ехать с другом-коллегой и нашими девушками, на моём авто. Я заранее запасся всевозможными картами в печатном и электронном виде всего побережья и городов, в которых мы должны были побывать.
После тщательного продумывания я составил план нашего путешествия с графиком движения по трассе, мест нашего пребывания и программой отдыха с местами, которые надо было обязательно посетить. Практически всю программу мы выполнили.
Основная программа была запланирована на Абхазию в виду скромности нашего бюджета и того, что в предыдущем году я с друзьями там уже отдыхал – ездили тогда на поезде, все особенности, так сказать, постиг и знал чего от Абхазии можно ожидать. Плюс ко всему в том году мы не доехали до Сухума, за что был застыжен пограничниками при выезде, и я им тогда даже дал обещанье, что в следующий раз обязательно заеду в Сухум.
Из вещей мы взяли: одежду, продуктов на сутки, палатки, спальники, набор посуды, карты, навигатор, минимальный набор инструмента в машину и заправочные жидкости. Денег на двоих с девушкой мы взяли 22т. р. и 5. т. р. на непредвиденные расходы (поломки, менты и т. п.).
Как оказалось в последствии палатки и спальники мы взяли зря – мы ими не разу не воспользовались, и из-за них в салон на задние места пришлось переместить мой рюкзачок и одну сумку.
Хоть до Волгограда относительно недалеко (900км), мы выехали в 4 утра, чтобы пораньше туда приехать и посетить Мамаев Курган.
В результате долгих раздумий мы поехали не как все – через Саратов и по трассе Р-228, а по левому берегу волги по трассе Р-226, в надежде на то, что эта трасса пустая, (из-за того что прерывается на паром через реку Еруслан) и проедем мы по ней быстрее. Трасса действительна была совершенно пуста, но дороги оставляли желать лучшего (в Саратовкой области оказались самые плохие дороги). И из-за дорог, а так же крюка, который мы дали по навигатору мы не успели на нужный паром, получилась задержка в 3 часа. В результате в Волгограде мы оказались примерно в 18 часов.
Но всё равно мы отлично погуляли по кургану и поехали на ночлег. Квартира нам досталась просто шикарная с отличным ремонтом, кроватями и т. п. всего за 1200 за всех.
Начиная с Волгограда дороги пошли отличные, но и с большим количеством гайцов по пути. Моя машина была вооружена радар-детектором, ехали в среднем 100-130км/ч. За превышение по пути туда пытались оштрафовать один раз и тот не удалось. Ехали по трассе М-21 и М-4.
Самые незабываемые первые ощущения от серпантинов я получил, когда ехали через перевал в лучах заката. Сначала было страшновато – до этого по горной местности я не разу не ездил, а потом мне это занятие очень понравилось и вошёл в азарт держась на одной скорости с местными жителями. Пассажирам наверно было очень страшно))))
Где-то в 20 часов мы были на месте, в Кабардинке.
С жильём нам опять очень повезло. Достались 2х местные «ВИП» номера со всеми удобствами и хорошим ремонтом всего за 250р/чел. По словам хозяйки летом в сезон она эти комнаты сдаёт по 1000-1500р с номера.
Жили мы там 2е суток. За это время съездили в Новороссийск и Абрао-Дюрсо. Очень понравился Новороссийск – чистый ухоженный, зелёный город с великолепной набережной. Очень чудные жители, говорящие на забавном хохлятском акценте. У северных причерноморских городов есть довольно существенный недостаток: природа там совсем не южная и по окружающей растительности совсем не ощущается, что ты на юге. Пальм выше пояса не бывает в принципе, в парках стоят пластиковые. Такая же ситуация с кипарисами.
После Кабардинки мы выдвинулись в сторону Абхазии. До Сочи вдоль всего побережья дорога вся в серпантинах. Было увлекательно, но надоедает на середине пути. К тому же нередки там оказались пробки. Сочи лучше объезжать по обводной – там хорошие скоростные тоннели.
Прям перед границей заправились по полной и вперёд… Прошли границу часов в 9 вечера. Очереди вообще не было.
Везжаешь в Абхазию и сразу чувствуешь, что ты действительно попал в «южную» страну. Кругом высокие пальмы, гигантские кипарисы…
В Гаграх пришлось побегать чтобы найти приемлемое жильё – в итоге нашли за 200р в сут/чел в центре в 4х домах от моря. Халупа правда ещё та, но в Гаграх мало хорошего доступного жилья. Но с другой стороны жильё нам нужно только чтоб ночевать… Так что для нас это было не главное. Питались в основном в Столовой №1 100-150р за приём пищи, иногда даже дешевле.
Пробыли мы там 4 дня. Из Гагр ездили на Рицу, в Пицунду и по окрестностям. Последние 2 дня в Гаграх погода подпортилась, и при поездке в близлежащие горы на смотровую нас зацепило облаком – ощущения покруче всякого самого непроглядного тумана. В пицунде конечно самое шикарное море – почти всегда спокойное, прозрачное и прибрежная зона вся санаторная с соответствующим уходом. Вход туда всего 10р/чел.
По пути в Сухум заехали в Новый Афон. Побывали на Анакопии. В пещеры не пошли, т. к. половина из нас там уже была. Монастырь в этом году не оставил никаких положительных впечатлений. Весь двор находился на реконструкции. Притом кто придумал такую брутальную реконструкцию – непонятно. Зачем-то в монастырском дворе вырубили все пальмы. А они так шикарно и необычно смотрелись: где ещё увидишь православных храм, окружённый пальмами? Теперь похоже негде. Руки бы поотрывать, тому кто это придумал.
В Сухуме довольно быстро нашли хорошее жильё за 250р/сут/чел. Пробыли там 3 дня. В Сухуме питались в ресторане Нартаа – лучше места просто не сыщешь. Готовят отменно, цены смешные, единственное немного долгое обслуживание. Питались там 2 раза в день по 150-200р. Но это было вообще без экономии и «от пуза». К примеру литр вкусного домашнего вина стоил там 70р, 100гр отличного шашлыка – 50р.
Чем огорчает Сухум – это разруха. Многие дома после войны так и не были восстановлены. Из Сухума ездили в Каманы, гуляли по городу, ходили в Ботанический сад.
По дороге назад заехали последний раз покупаться в Пицунду, и выдвинулись в сторону границы… Бензина залитого перед границей хватило впритык. Очередь в Россию была, но небольшая – прошли минут за 20-30. Россия на встретила шумом суетой, пробками и огромными ценами в общепитах – за время пребывания в Абхазии мы от этого всего довольно сильно отвыкли.
По пути к сочи съездили на красную поляну — там как раз стройка была в полном разгаре. Ничего хорошего не увидели. На подъёмник в горы стало жалко денег (800р с чел)
В Сочи переночевали у знакомых и рано утром выдвинулись в сторону Волгограда. Этот переезд оказался самым сложным. За один день пришлось преодолеть все серпантины на побережье (около 200км) и около 1000км трассы.
В Волгоград приехали поздно, переночевали в каком-то клопятнике и поехали домой. Самара нас встретила сильным холодным дождём.
14 дней, 4900км пробега, 0р штрафов.
Денег ушло на двоих 21000 включая сувениры. Непредвиденных расходов нет.
Все остались абсолютно довольны отдыхом. Никаких сожалений нет.
Абхазия — это находка для активного отдыха по доступной цене.