По родосу на машине маршруты
Родос на машине: Все, что вам нужно знать, и даже больше
Доброго дня всем!
Пока еще свежи воспоминания, хочу рассказать о своем опыте вождения по греческому острову Родос. Возможно, кому-то это будет интересно, и кто-то вынесет из моего рассказа что-то полезное для себя.
Родос – четвертый по величине греческий остров, омываемый Эгейским и Средиземным морями и расположенный практически на границе с владениями Реджепа нашего Эрдогана. К слову сказать, расстояние от Родоса до континентальной Турции не более 20 километров, а берега турецкого Мармариса в ясную погоду отчетливо видны с северной оконечности острова, из-за чего сотовые операторы периодически впадают в панику и начинают судорожно эсэмэсить, приветствуя туриста то в греческом, то в турецком роуминге.
Остров богат на разного рода достопримечательности, как исторические, так и природные, и придется по вкусу как любителям классического «тюленьего» отдыха на пляже, так и сторонникам более активного времяпрепровождения. Но нужно понимать, что, выбирая ленивое перекатывание с бока на бок на лежаке, турист сам лишает себя изрядной доли эмоций и впечатлений. Родос, хоть и граничит с Турцией, но он — не она. В Турции отдыхающие добровольно запирают себя в границах территории роскошного пятизвездочного отеля, понимая, что поехать им особо некуда и смотреть не на что. Дежурная экскурсия на Паму-Кале – не слишком многовариантный выбор. На Родосе все иначе: сидеть в отеле здесь категорически противопоказано. Чтобы оценить остров по достоинству, по нему нужно ездить. Только так вы сможете за один день побывать в горах, погулять по оливковым рощам, полежать на мелком, обжигающе-горячем песке и попрыгать по огромным прибрежным валунам, выпить ледяной апельсиновый фреш среди античных руин или отведать великолепных греческих долмадос, наслаждаясь видом на потрясающе красивое ярко-синее море с высоты пары сотен метров над его поверхностью. Сам по себе остров хоть и является четвертым по величине в Греции, на деле не такой уж и большой: всего 80 километров в длину и 40 в ширину. При желании проехать его можно по периметру за день, а если не соблюдать скоростной режим и ПДД, то и за полдня. Но интересных мест здесь столько, что сосчитать их не представляется возможным. А чтобы увидеть абсолютно весь остров собственными глазами и побывать в каждом мало-мальски значимом местечке, не хватит, наверное, и целого месяца. По крайней мере, за неделю я успел посетить только несколько самых известных памятников Родоса, большая их часть оказалась за кадром. Ну, и хорошо — есть повод вернуться сюда снова.
Транспортная сеть на острове развита довольно неплохо. Перемещаться можно несколькими способами: маршрутные автобусы, обычные такси и арендованный автомобиль. Автобусы – самый бюджетный вариант, ездят регулярно, вполне комфортные, оборудованы кондиционерами, но привязывают вас к своему расписанию, плюс они очень неторопливые — непозволительно много времени будет потрачено впустую просто на перемещение из точки «А» в точку «Б». Такси ощутимо дороже, но вместе с тем быстрее, комфортнее и позволяет туристу без ограничений дегустировать прекрасный местный пивас или винчик. При этом всегда нужно быть на связи, чтобы иметь возможность вызвать мотор из любой, самой удаленной жопы мира. В итоге самым удобным, простым, быстрым и комфортным, но далеко не самым дешевым способом перемещаться по острову остается личный или арендованный автомобиль.
Вопрос доставки личного автотранспорта на остров здесь рассматриваться не будет, ввиду совершеннейшей дичи в самой этой идее, а вот про аренду расскажу подробнее. Бюро проката автомобилей раскиданы по Родосу примерно с такой же частотой, с которой у нас в стране можно найти… даже в голову ничего не приходит. Любое здание? Они здесь на каждом шагу. Прогуляйтесь полчаса по улицам вокруг вашего отеля, и вы без труда насчитаете пару десятков прокатных бюро – международные, местные сетевые, частные. Зачастую прокатом машин занимаются сами греки, оборудовав возле своей виллы импровизированную стоянку с парой-тройкой потрепанных фиатов или ниссанов. 90% автомобильного трафика на острове создают именно прокатные машины под управлением понаехавших на Родос автолюбителей со всего мира. Подозреваю, что в межсезонье Родос превращается в подобие нашей Адыгейской или Карачаевской глуши, где в час проезжает пара машин, не более. С потеплением все меняется: потоки машин, словно талая вода с гор, снова устремляются по родосским руслам дорог к руинам древних строений и живописным морским бухтам.
Чтобы взять машину напрокат на Родосе, вам должно быть не менее 21 года, вы должны иметь действительное водительское удостоверение нового образца и стаж вождения не менее одного года. Собираясь на Родос, мы изначально планировали покататься по острову, поэтому перед поездкой я постарался прояснить для себя все подводные камни, которые потенциально могли бы пустить ко дну идею об аренде машины, но информация в сети самая противоречивая – кто-то говорит, что требуется помимо национального российского еще и международное водительское удостоверение, кто-то уверяет, что достаточно обычной розовой пластиковой карточки. Я решил перестраховаться и оформил в ГИБДД международное ВУ, благо стоит оно не дорого, делается за один день, а оформление через госуслуги практически не доставляет хлопот. По факту, оно мне не пригодилось – машину дали по обычному национальному ВУ, про международное никто даже не заикнулся. Тем не менее, я все равно советую оформить международное удостоверение для поездок по острову, чисто для страховки, потому что если вы попадете в ДТП, местные полицаи вполне могут выписать вам штраф на несколько тысяч евро за его отсутствие. Помним, что риск – дело благородное, но и не забываем, что скупой платит дважды. Впрочем, если несколько килоевро для вас не деньги, дозволяю не заморачиваться))).
Итак, еще раз, для аренды машины вам понадобится водительское удостоверение и загранпаспорт. На основании этих документов вам сделают договор, выпишут страховочку и, после оплаты, отдадут ключи от выбранной ласточки. Всем известно, что самые быстрые машины на свете – не Ламбы, Феррари или МакЛарены, самые быстрые машины – арендованные, пусть даже и с мотором объемом 1 литр. Драйверы ездят на прокатных тачках не особенно аккуратно, поэтому не удивляйтесь, если на предложенном вам железном коне будут незаживленные раны. Следовательно, перед тем, ка принять ключи, вы вместе с представителем проката тщательно осмотрите машину на предмет наличествующих повреждений и под взаимную подпись отразите уже имеющиеся коцки в приложении к страховке. Зачем это нужно? Вероятней всего, чтобы прокатная контора не кошмарила страховую возмещением ущерба по уже совершенному кем-то до вас ДТП. Страховка покрывает любой ущерб, который вы можете нанести машине, поэтому финансовых последствий для водителя при аварии быть не должно, но я этот момент не проверял)). Еще нюанс: страховка действует только на асфальте, поэтому если вы решите метнуться на малолитражке в горы, заехать на песчаный пляж, чтоб наделать красивых фоточек, или даже просто встанете по какой-либо причине на ровной и плотной грунтовке, придется платить за эвакуацию, плюс штраф. Когда оформляли машину, менеджер проката так и сказал: запрещено выезжать на грунтовые дороги, парковаться на пляжах, ездить по огородам (!). На мой непонимающий взгляд показал фото какого-то универсала, зарывшегося передними колесами в свежую пашню. Европа – такая Европа.
Выбор прокатных машин огромен, и каждый автолюбитель найдет себе машину по вкусу. Все тачки разделены по классам в зависимости от габаритов автомобиля. Естественно, чем выше класс, тем аренда дороже. Самые мелкие экземпляры, относящиеся к классу А по родосской квалификации, вроде Пежо 101 и ему подобных микролитражек, стоят порядка 30-35 евро в сутки. При повышении класса машины на одно деление прибавьте к стоимости 10-15 евро. Действует система скидок в зависимости от срока аренды: чем на больший срок берете машину, тем дешевле она вам обходится в сутки. Скидок беременным и кормящим матерям, лицам с подтвержденной инвалидностью умственного и/или физического генезиса, ветеранам ВОВ и владельцам дисконтных карт Мега, увы, не предусмотрено. Кстати, представитель вашего туроператора в отеле будет предлагать вам свое посредничество при оформлении машины, обещая баснословные скидки и эксклюзивные условия аренды «по блату», с понтом для своих. Не верьте ему! На Родосе вся туристическая индустрия построена на откатах. Любой, кто вам выписывает именной флаер на покупку какого-либо товара или услуги, обещая, что его предъявитель получит 100% скидку, нагло вам врет. Единственное назначение этого флаера – информировать продавца, кому перечислить откат от сделки. Думаю, не нужно говорить, что стоимость товара будет выше «рыночной» ровно на сумму отката. Известны случаи, когда люди приходили в магазин, и продавец интересовался, кто им порекомендовал сюда зайти. Когда торговец узнавал, что люди зашли сами, без чьей-либо рекомендации, он сообщал, что реальная цена покупки для них будет ниже указанной на ценниках на довольно значительную цифру. В машинном наебизнесе откаты конечно поменьше, ибо сама по себе аренда машин здесь очень дорогая, но, обратившись в прокатное бюро напрямую, вы сможете сэкономить порядка 4-5 евро в сутки. Если берете машину на пару дней – копейки, а аренда на неделю – это уже 2,5-3 штуки в пересчете на наши. Не так и мало. Реальное удобство аренды машины через туроператора в том, что вам не придется ничего делать самому. За вас позвонят в прокатную фирму, забронируют автомобиль выбранного вами класса, холоп сотрудник проката привезет его к вашему отелю в нужное время, оформит все документы, передаст ключи. Вам не надо париться с возвратом машины, вы просто отдаете ключи своей экономке девочке на стойке регистрации вашего отеля в указанный в договоре срок и все, прокат сам заберет тачку, когда посчитает нужным. Минуса два: это более высокая стоимость, чем могла бы быть, и то, что вы выбираете кота в мешке, – в заявке указывается только класс машины, а уже модель, цвет и ее состояние – это как повезет. Могут привезти и почти новую, сверкающую наполированным кузовом ласточку, и разбитую в хлам дрязину. Техническое состояние будет безупречным – не переживайте, но кузов может быть сильно поврежден, без оторванных бамперов, естественно, но вмятины, царапины – вполне реально. Эстетики никакой! Зато барский сервис! Стоит ли переплачивать за него пару тысяч древорупий – решать вам. Мое мнение: если берете машину на пару дней – стоит. Если же вы приехали отдыхать на длительный срок и машина вам нужна тоже надолго – лучше обойти несколько прокатных контор в радиусе километра и найти более интересное предложение, а сэкономленные деньги потратить на мороженое детям и цветы бабе. Обращаясь в прокат лично, будет лучше, если вы хоть немного знаете английский, — русскоговорящих греков на остров завезли не так много. Но если вы хорошо владеете только русским матерным, не беда, — греки английский язык знают не многим лучше вас, а на пальцах объясняться даже веселей. В любом случае, сделки по прокату совершенно безопасны, даже при отсутствии базовых знаний английского и, тем более, греческого, — вас никто не кинет, не налюбит и не пошлет к такой-то матери, здесь вам не РФ, все работают строго в соответствии с буквой закона и заинтересованы в поддержании определенного уровня своей репутации.
Еще один совет: не верьте тем, кто рекомендует вам бронировать машину онлайн за полгода до предполагаемой поездки – абсолютно никакого смысла в этом нет. Прокатных фирм на острове бессчетное количество, их автопарк исчисляется тысячами, а может и десятками тысяч автомобилей. Если даже в какой-то одной не окажется нужной вам машины, в соседней, расположенной через пятьдесят метров, точно подберут то, что соответствует вашим потребностям. А потребности у всех могут отличаться, как вы понимаете: кто-то хочет ездить дешево, а кто-то любит вальнуть боком или поехать туда, где волки срать боятся. И каждый найдет себе именно то, что нужно: хоть мелкую пузотерку, хоть внедорожник, хоть суперкар. Последние придется поискать. Дело в том, что турист в своей массе народ экономный, поэтому в прокат сдаются в 95 % случаев малолитражки. Короли дорог – Фиат Панда и Ниссан Микра. По дорогам Родоса их ездит столько, сколько не наберется Приор на всем Северном Кавказе)). Больших машин почти нет ни в прокате, ни в собственности. За все время пребывания на острове я видел только один Мицу L200, пару Мерсов и один Хаммер, судя по брендированному кузову числящийся на балансе какой-то сетевой гостиницы. Все остальное – Микры, Панды, Ярисы, Поло, Пежо, Гольфы и даже Матизы. Казалось бы, природа и климат идеальны, чтобы жечь резину за рулем пятисотсильного, ярко-красного спортивного купе-кабриолета, ан нет — унылые сверхкомпактные пиздовозки миленькие маленькие машинки заполонили все. Возвращаясь на родину, в первые дни от обилия машин-гигантов испытываешь даже некоторый культурный шок, честно говоря. Безусловно, грекам проще, чем нам, — у них нет суровых зим со снежными заносами, да и дороги ровнее наших. А вот бензин по два евро за литр. Полторы сотни, мативо! Кто там еще жалуется, что у нас бенз на пятьдесят копеек подорожал? Отсутствие гигантомании и преобладание малолитражек в таких условиях вполне логично. Чтобы ездить на большой, прожорливой машине, нужно прилично зарабатывать, а греки в основном нищеброды — разве много заработаешь на выращивании помидоров и продаже козьего молока? Но, повторюсь, в прокат, при желании и возможностях, можно взять, в принципе, любую тачку, включая огромные рамные внедорожники типа Форд Ф150. На одном из пляжей я видел даже припаркованный Мерин SLK-кабриолет с нанесенным логотипом одной из сетевых прокатных контор, сколько стоит его аренда не скажу, но предположу – 2-3 сотни евро, не меньше.
Мы люди простые, поэтому решили в этот раз обойтись без понтов и взяли для поездок по острову малолитражку, как и все. Досталась нам видавшая виды потрепанная Микра с пробегом за сотню тысяч в пацанском белом цвете и на механике, с отсутствующим задним стеклоочистителем. По поводу отсутствующего дворника менеджер проката рассказал интересную историю. Оказывается, прокатные машины местными жителями воспринимаются в качестве бесплатных доноров для своих личных ласточек. Туристы разъезжают по всему острову и бросают машины, где попало. Вполне логично, что в таких тепличных условиях процветает воровство – снимают все, что выступает из корпуса машины: зеркала, дворники, колеса, а иногда и что покрупнее – бамперы, крылья и т.д. Если грек попадет в аварию, ему не нужно лезть на Экзист за запчастями, достаточно вечером прокатиться до стоянки перед Линдосом, которую местные называют «супермаркет». Здесь он найдет любую нужную детальку, главное работать оперативно, и чтобы кто-нибудь стоял на стреме)). Самих прокатчиков воровство не сильно парит — страховая в любом случае все возместит. Да и страховые конторы тоже не слишком переживают — видимо тарифы за продажу страховок с лихвой покрывают возможные выплаты за национализированный дворник. Как раз именно та ситуация, когда и верхи хотят, и низы могут. Революция принципиально не возможна!
Микра обошлась нам в сороковник евросов в сутки. Класс машины – гордый «А+», то есть не самое дно, но далеко и не лакшери, кек. Хэтч класса «В», вроде ПолуВАГа, оошелся быв полтосик. Полноприводный миниджип типа Сузуки Джимни – около семидесяти. Решили, что д нам ля простого перемещения вдвоем без внедорожных приключений вполне достаточно Микры. И знаете, я был приятно удивлен внутренними размерами этой мелкой козявки: при моем росте в 187 см и плотной комплекции пауэрлифтера на пенсии я чувствовал себя абсолютно не стесненным и не зажатым — вот, что значит грамотное планирование пространства. «Э» – эргономика! Техническое состояние машины я бы оценил на твердую четверку: подвеска не гремела, подтеков жидкостей замечено не было, не чадила, даже сверчков в салоне не завелось. Зато на лысой резине. И еще довольно странной показалась работа двигателя, какое-то дизеление что ли, сложно объяснить. Может, конечно, он так и должен работать, я никогда на Микрах не ездил… Не подвела ни разу, и на том спасибо. Кузов потрепанный, куча вмятин и царапин – этому Ниссану явно давали просраться, в том числе и по бездорожью)). Динамики у машины нет никакой, разгон отсутствует, со светофора резину не шлифанешь, с пацанами в дрэг не пульнешься. При этом в наличии довольно сносно работающий кондиционер, что удивляет при таком объеме двигателя. И расход 4-5 литров на сотню — не машина, мечта!
Движение на острове православно-правостороннее. Интенсивность чуть выше среднего, примерно как у нас в городах с населением тысяч 200. Это в июле-августе. В низкий сезон, мне кажется, здесь по дорогам катятся только высушенные жарким солнцем шары перекати-поля. Пробок я не видел вообще, ни на светофорах, ни в местах ремонта дорог. Даже в столице острова, где наибольшая концентрация машин, мы не встряли ни разу. В первую очередь потому, что здесь очень хорошо развита культура вождения – никто не пытается пролезть первым, подрезать, проскочить, объехать стоящих в очереди на левый поворот и повернуть налево из правой полосы, никто не выезжает на перекресток на мигающий сигнал светофора, не пытается «завершить маневр» на красный свет. Все ездят спокойно и размеренно, вежливость на дорогах – не пустой звук. Вот вам пример: решили пошариться по старому городу, есть там старинная крепость с госпитальерами и монашками с музеями и рынком. Парковаться в старом городе сложно – куча туристов, почти все на машинах. По привычке место для парковки я искал вдоль правой обочины, а свободное окно оказалось слева по пути движения. Жена среагировала, но слишком поздно – я проехал заветный карман на пару корпусов. Тем не менее, когда я ударил по тормозам, ехавшие сзади машины остановились, не доезжая пустого кармана. Никто не сигналил, не пытался меня объехать, не кричал, не махал руками и не брызгал слюной. Люди спокойно дождались, пока я припаркуюсь задним ходом, и поехали дальше по своим делам. В Ростове в подобной ситуации водитель, едущий за мной, демонстративно встал бы в полуметре от моего бампера, начал сигналить или даже крыть отборным матом. У нас в стране с парковкой задним ходом все сложнее)). Тем не менее, не думайте, что на Родосе все ездят исключительно по правилам и по-джентльменски расшаркиваются друг перед другом. Скорее наоборот: движение отличается изрядной долей хаотичности. Обгон через сплошную или даже через двойную сплошную – норма. Парковка под запрещающим знаком – норма. Движение «против шерсти» по односторонней улице – не норма, конечно, но вполне вероятное событие. На Родосе все ездят так, как им удобно, а правила дорожного движения, знаки и разметка носят скорее рекомендательный характер. Естественно, сказаное не значит, что можно обрадоваться и нестись по встречке, разогнавшись под сотню, но небольшие и не рискованные нарушения вполне допустимы и, в общем случае, не наказуемы.
Скоростной режим на Родосе ограничен максимальными 50 км/ч в городах и 80 км/ч на трассах, но все едут гораздо быстрее. Фактическая средняя скорость движения на трассах – милые сердцу сто-сто десять км/ч. Полицейских постов на дорогах я не видел ни разу. Один раз в столице острова видел пару патрульных на мотоциклах, происходящее на дорогах их не интересовало. И однажды на трассе огромный полицейский пикап на скорости под двести обогнал меня, в считанные секунды умчавшись за горизонт. На первый взгляд может показаться, что камеры на острове тоже отсутствуют, как и ДПС. Это не так – они есть, хоть их и мало, и сосредоточены они, в большинстве своем, на подъездах к столице. О том, что вас будет снимать скрытая камера, вас заблаговременно предупредят специальным знаком, так что будьте внимательней, и радар-детектор вам не понадобится. Я старался не превышать установленный скоростной режим, двигаясь по трассе не больше восьмидесяти, а то и семидесяти км/ч – все таки хотелось рассмотреть остров, а на высокой скорости шанс пропустить что-то интересное выше. При этом, несмотря на практически повсеместно нанесенную сплошную разметку и запрещающие обгон знаки, меня спокойно обгоняли все, кто хотел. Так же и я, если упирался в слишком медлительного слоупока, мог спокойно объехать его через сплошную. Но помните, нарушение – это всегда риск, и, совершив обгон через сплошную или разогнавшись, как молния, вам может не повезти: попадетесь неожиданному постовому и попадете на штраф в пару килоевро. А я не уверен, что пацанские пятидесятипроцентные скидоны с госуслуг действуют на европейские штрафы. Будьте осторожны!
На дорогах Родоса можно встретить три типа разметки, различающиеся по цветам: белая, синяя и желтая. Белая разметка предназначена для регулирования движения по тем же принципам, что и у нас: ограничение обгона, деление полос и т.д. Обочины дорог, обозначенные белой разметкой, доступны для стоянки и остановки в любое время бесплатно. Синей и желтой разметкой регулируется стоянка транспорта: желтая линия запрещает остановку в зоне нанесения разметки, а синяя означает платную стоянку. Всем, конечно, похер, и машины стоят везде, в том числе и на желтой разметке, — видимо штрафуют за неправильную парковку не слишком часто, а эвакуация и вовсе парадоксальное явление. С платными парковками, кстати, надо быть внимательней — стоянка может быть размечена синим, но при этом платное время на ней не круглосуточно, а только в определенные часы. Так, остановившись на платной стоянке в старом городе Родоса, мы оплатили 3 часа, что-то около 4,5 евро, а потом уже один добрый товарищ нам сообщил, что стоянка становится платной после 6 вечера. Ни одной таблички, сообщающей о режиме работы, в округе обнаружено не было. Поэтому, прежде, чем платить, сперва нужно выяснить, как работает стоянка. Мы, получается, заплатили зря. Такая схема работы платных стоянок очень странная — главная туристическая Мекка острова доступна абсолютно бесплатно днем, в часы наибольшего туристического потока, а по вечерам, когда все уже разъехались, стригут купоны. С кого только? Нет в греках коммерческой жилки, нет и все! Попробуйте в июле припарковаться на обочине в центре какой-нибудь Джубги. Уверяю, если вас не пристрелит обезумевший от гнева владелец соседнего гостевого дома, считающий обочину улицы своей частной, неприкосновенной собственностью, считайте – вы легко отделались. А у греков вот так. Цена на продукты в удаленной от цивилизации жопе, где нет вообще ничего, кроме чаек и горных коз, будет такой же, как и в столичном супермаркете. Не могут они еще навариваться на туристах. Или не хотят. От того и нищие.
Дорожные знаки на Родосе непривычные. Они какие-то мелкие, еле заметные, и выглядят так, будто нарисованы на куске фанеры кисточкой от руки. Забудьте о шикарных знаках со светоотражающей поверхностью, которые видно издалека и днем и ночью, расставленных вдоль дорог у нас. На Родосе знаки приходится выискивать, пристально вглядываясь вдаль. Зато прикольно оборудованы светофоры на трассе: когда вы подъезжаете к перекрестку со светофором, метров за триста висит вспомогательный светофор, мигающий желтым, отключенный, если на перекрестке горит зеленый, но начинающий мигать, если в вашем направлении горит или вот-вот загорится красный сигнал. Поэтому, подъезжая к перекрестку, вы уже заблаговременно снижаете скорость, готовясь к остановке, или наоборот поддаете газку, понимая, что путь свободен. Мне кажется, такая задумка серьезно снижает риск попасть в ДТП на светофоре: замигал желтый, ты начинаешь плавно снижать скорость, никаких экстренных торможений, визжащих шин, попыток завершить маневр и тому подобной дичи. Красиво и элегантно!
А вот, что меня озадачило на острове, так это дороги. Это полный отстой! Европа, блин… Огромных ям нет, не переживайте, но все дороги покрыты сетью мелких трещин, от чего создается впечатление, что ты едешь по стиральной доске. Трясет не то, что бы сильно, но вполне ощутимо. Разметка в последний раз наносилась лет десять назад и сейчас представляет собой едва заметные глазу полосы по центру и по бокам дороги. Если бы не мягкий средиземноморский климат, дороги в Греции закончились бы с наступлением первых же холодов. Сама дорожная сеть вполне логичная и понятная – 2 магистрали, по одной вдоль побережья каждого из двух омывающих остров морей, от магистралей ответвления к городам и селам, расположенным вдоль трассы. Ответвления чаще всего асфальтированные, хотя встречаются и каменистые грунтовки. Количество полос обычно – по одной в каждом направлении. Четырехполосная трасса начинается лишь на подъезде к столице. Вдоль дорог множество харчевен, отелей и магазинов. Куча рекламных баннеров на русском языке. Родос славится своими меховыми изделиями, а наши соотечественники частенько ездят сюда затариваться меховыми шубами и манто. Для таких купцов и понатыканы баннеры. Заправки встречаются не то, что бы слишком часто, но и они есть. Впрочем, расстояния здесь такие, что беспокоиться о бензине как-то перестаешь.
В целом, движение по острову не вызывает каких-то сложностей и мало, чем отличается от движения по России. Свою нюансы, безусловно, есть, но не настолько, чтобы лишать себя удовольствия увидеть весь остров целиком. Поэтому, если вы еще не были на Родосе и думаете, где провести следующий отпуск, остров может стать для вас приятным сюрпризом. Если текст показался вам достаточно интересным и полезным, не ленитесь ставить лайки, а я, если увижу, что проделанная работа была проделана не впустую, попробую в другой раз рассказать о наиболее интересных местах Родоса, в которых мне удалось побывать и дать свою оценку увиденного. Спасибо за внимание!