По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

В сложном предложении ставитсязапятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:

— соединительными союзами (и, да, ни-ни, тоже, также),

— противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то),

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставитсяточка с запятой: Снотворной сыростью обдавал нас обоих неподвижный туман; и погруженные в одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг против друга, словно родные.

Внимание:Если во втором предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между предложениями ставится тире: Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.

Запятая не ставится перед союзами и, да (=и), либо:

— если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение: (Когда началась гроза,) игра прекратилась и дети бросились домой;

— между двумя назывными предложениями: Прогулка в зимнем лесу и катание на санях;

— если части сложносочиненного предложения имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово: Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет;

— между двумя вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?;

— между двумя безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых синонимы: Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

НО: запятая ставится в сложносочиненном предложении,

— если обе части имеют общее придаточное и соединены повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчинённое предложение может состоять из двух или долее простых предложений, одно из которых является главным, а остальные – придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Например:Через окно яувидел, (как большая черная птицасела на ветку клена в саду). Каждый раз, (когда приближаласьосень), начинались разговоры о том, (что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось).

Придаточные в сложноподчиненных предложениях

1. Определительные → какой?

2. Местоименно-определительные:

Источник

Сложносочиненное предложение (ССП)

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

Пример сложносочиненного предложения:

Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.

Его можно разбить на отдельные простые предложения:

Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.

Типы сложносочиненных предложений

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

Союзные предложения

Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.

Предложения с соединительными союзами

Соединительные союзы в сложносочинительном предложении — и, да, ни. ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.

Цвели яблони, и пахло медом.

Низко груши, да достать легко.

Предложения с противительными союзами

Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.

Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.

Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.

Я приехал рано, однако дома никого не было.

Предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы — либо, то. то, не то. не то — указывают на чередование действий.

То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.

Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.

Не то вишни на дереве, не то красные капли.

Предложения с комбинацией союзов

Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:

То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.

Знаки препинания в союзных предложениях

Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Бессоюзные предложения

Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:

Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.

Запятая в бессоюзном ССП

Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.

Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.

Точка с запятой в бессоюзном ССП

Точка с запятой в сложносочиненном предложении нужна, когда мы хотим перечислить действия в распространенных предложениях, особенно если в них уже есть запятые.

Она схватила сына за плечи, крепко сжала их; он вытер слезы, прижался к матери, что было сил.

Двоеточие в бессоюзном ССП

Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.

Я оглядел полянку: она вся была усыпана одуванчиками.

Тире в бессоюзном ССП

Тире между частями сложносочиненного предложения в русском языке ставят, если в нем по смыслу есть противопоставление или резкое присоединение.

Все разом выбежали, похватали сабли — и пошла кутерьма.

Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.

Слышу крик — и вдруг разом тишина.

Сфотографируйте — и срочно в газету!

Проверьте себя

Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

Широко известны многие его картины «Сосновый бор» «Лесная глушь» «Рожь» и другие.

Лес рубят щепки летят.

Я шел среди желто-зеленого моря и душа моя наполнялась покоем.

Когда вернулась мама все разошлись по домам и я осталась одна в тишине.

Я бы пошел на ярмарку да все уже разошлись из-за плохой погоды.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Источник

22. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выберите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Люди хотят быть счастливыми… Но где кроется самая сердцевина счастья? (Замечу сразу, (1) я только размышляю, (2) а не изрекаю истины, (3) к которым сам только стремлюсь.) Кроется ли она в удобной квартире, (4) хорошей еде, (5) нарядной одежде? Нет – по той причине, (6) что, (7) имея все эти недостатки, (8) человек может мучиться различными душевными невзгодами.

А) 2, 3, 6, 8 Б) 4, 5, 7, 8 В) 3, 6 Г)1, 3, 6, 8

23. Среди данных предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Укажите это предложение.

А) Но река величаво несёт свои воды, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.

Б) Ребята, утомлённые дорогой, расположились у костра; закипела вода, застучали приготовленные котелки.

В) Уже самая возможность сопоставлять эти имена показывает, до какой степени не понимали, о ком или о чём идёт речь.

Г) Но нам, русским, необходимо, наконец, обрести веру в себя, понять всё величие России-матушки.

24. Среди данных предложений найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. (Знаки препинания в предложениях отсутствуют). Укажите это предложение.

А) А в ресторане за матовой стеклянной стеной пел джаз и пахло гиацинтами и травянистой весной.

Б) Хороша киргизская степь, хорошо голубое небо, которое опрокинулось над ней бездонным куполом.

В) Девушки смущённо смеялись но несмотря на темноту Андерсен заметил как у некоторых из них блестели на глазах слёзы…

Г) Вполне актуально если исключить время которое тратится на работу.

25. Среди данных предложений найдите сложносочинённое предложение. (Знаки препинания в предложениях отсутствуют). Укажите это предложение.

А) Вразумить жену не удалось ещё ни одному поэту и ему пришлось подождать пока дочери выйдут замуж.

Б) На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!

В) Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома.

Г) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы.

26. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным. Укажите номер этого предложения.

А) И в женщине обычной, что не модно одета и уже не молода, вдруг видится Лаура и Джоконда, зовущая неведомо куда.

В) В доме, что мы жили сейчас, раньше располагалась типография.

Г) Затем отец поднялся, вытянул руки так, что кости захрустели.

27. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Укажите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ни кондукторшу, (1) ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, (2) что кот лезет в трамвай, (3) в чем было еще полбеды, (4) а то, (5) что он собирается платить.

А) 3, 4 Б) 1, 3, 5 В) 4 Г) 1

28. Среди данных предложений найдите предложение с изъяснительным и определительным придаточными. Укажите номер этого предложения.

А) И по выражению этого взгляда он заключил, что она понимала то же, что и он.

Б) Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся…

В) Лейтенант по памятке, которую держит в руке, задаёт вопросы подчинённым о том, что им предстоит делать на полигоне.

Г) Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

29. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения.

А) Я перепрыгнул через затихающий мутный поток и оказался перед зданием жёлтого цвета и подумал о том, что здание это построено давно, давно, когда ни меня, ни Ильина ещё не было на свете.

Б) Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный.

В) В этом городе, где он родился, где прошли его детские годы, он чувствовал себя особенно хорошо.

Г) Чтобы успеть на поезд, мы встали пораньше и уложили вещи, которые приготовили накануне.

Источник

Повторение. Виды сложных предложений. Сложносочинённые предложения. (Урок русского языка в 11-м классе)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Повторение. Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения».

1. Повторение изученного (Приложение, слайд 1)

Отг..ворила роща з..лотая
Березовым в..селым языком
И журавли п..чально прол..тая
Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем. (стих. «Отговорила роща золотая»)

…Я приш..л на эту землю
Чтоб ск..рей ее п..кинуть. (стих. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»

Пот..нула деревня в ухабинах
Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)

Задание:

Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)

Давайте составим схемы этих предложений.

2. Обобщение материала. Составление схемы (Приложение, слайд 2)

Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
— ССП
— СПП

Учитель. Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Давайте обратимся к доске. (Приложение, слайд 3)

Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят. (А.Толстой)

(В СПП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами)

Попутный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?

А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да(=но), однако, зато же, а то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то – не то)

Пример 2: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)

(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)

Пример 3: Я спешу туда ж- а там уже весь город. (А.С.Пушкин)

(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)

Пример 4: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

(Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом)

Запятая не ставится перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО: (Приложение, слайд 4)

Пример 5: Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

(Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово)

Пример 6: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.

(Если части ССП имеют общее придаточное предложение)

Пример 7: Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.

(Между двумя назывными предложениями)

Пример 8: Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.

(Между двумя вопросительными предложениями)

Пример 9: Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.

(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).

6. Дифференцированный подход

Слабые учащиеся работают с карточкой.

Карточка

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Смотреть картинку По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Картинка про По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. Фото По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы

На экране картина Ивана Айвазовского «Море. Лунная ночь». Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна. Все вы знаете его знаменитую картину «Девятый вал»- гимн человеческому мужеству. И вот перед вами еще один из шедевров великого художника. А. Веселова написала небольшое стихотворение по впечатлениям от этой картины «Впечатление от Айвазовского». На доске отрывок из него.

Легли на холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.

Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.

7. Конструирование предложений (Приложение, слайд 6)

8. Выборочное списывание

Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы (учитель читает текст)

9. Проверочная работа (тест) с целью проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП»

10. Подведение итогов урока

11. Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.

Проверочная работа

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)

А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.

2. Укажите ССП, в которых ставится запятая

А) Кто это такие и что им надо?
Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.

3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)

А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.

А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
В) Все проходит да не все забывается.
Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.

А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
В) После грозы все блестело и дышалось легко.

7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
В) Погода отличная и нет дождя.

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)

А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)

2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая

А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
В) После грозы воздух чист и дышится легко.
Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.

3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)

А) ССП
Б) простое, осложнено однородными членами.

А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.

5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)

6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.

А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)

7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

Источник

1. Найдите сложные предложения. A. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам.
B. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
Е. Учитель, проверив тетради, раздал их ученикам.
2. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
A. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
B. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
Г. В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
Д. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
Е. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
Ж. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

3. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединитель¬ный союз.
А. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
Б. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
В. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
Г. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
Д. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
Е. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
Ж. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

4. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
А. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся весенняя гроза.
Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. За телегой шёл солдат и бежали густые толпы народа.
Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.
Е. Отец любил порядок и порядок любил его.
Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

5. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

А. Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер, и даль нечиста.
Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В. Тяжёлые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжёлых орудий раскат.
Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

6. Укажите предложение, которое соответствует схеме [ ] и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.
Б. Год проходит и Фёдор возвращается домой.
В. Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням.
Г. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
рез…денция е и е и
пр…тензия е е и е
пр…оритет и и е е
пр…вилегия е и е и
9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
А. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
Б. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
В. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
Г. На конференции состоялся обмен мнений.
Д. Большая сила воли была характерна для этого героя.
Е. От него не было ни слуха ни духа.
Ж. Его вклад в работу был существен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *