Подъемная машина шахтная это
Научная электронная библиотека
7.1. Шахтные подъемные установки. Назначение и классификация
Подъемные установки шахт (рудников) служат для выдачи на поверхность полезного ископаемого, породы, а также для спуска и подъема людей, оборудования и материалов.
Основные элементы подъемной установки (рис. 7.1): подъемная машина, подъемные сосуды (клети, скипы, бадьи), стальные канаты, загрузочные и разгрузочные устройства (при скиповом подъеме), приемные площадки (при клетевом подъеме), копер с направляющими шкивами и проводники [1].
Рис. 7.1. Подъемные установки вертикальных стволов:
а – клетевая; б – скиповая; 1 и 2 подъемные сосуды соответственно под загрузкой и разгрузкой; 3 – канаты; 4 – подъемная машина; 5 – направляющие шкивы;
6 – копер; 7 – приемный бункер; 8 – разгрузочные кривые; 9 – загрузочный бункер; 10 – затвор дозировочного устройства; 11 – опрокидыватель вагонеток;
12 – здание подъемной машины; 13 – бункер
Подъемные сосуды перемещаются в стволе канатами, которые навиваются и свиваются с органов навивки подъемных машин установок. Сосуды движутся по проводникам, представляющим собой направляющие, уложенные по всей длине ствола.
При работе подъемных установок, оборудованных клетями (рис. 7.1, а), груз поднимается в вагонетках, которые заталкиваются механическими толкателями в клеть на нижней приемной площадке околоствольного двора. Вагонетки в клети поднимаются на верхнюю приемную площадку надшахтного здания, расположенную выше устья ствола, и выталкиваются из ее опрокидной клети чаще всего порожними вагонетками, спускаемыми в шахту. Порожние вагонетки обычно выталкиваются гружеными при их заталкивании в клеть.
Разгрузка опрокидных клетей на верхней приемной площадке производится без выталкивания вагонеток, а опрокидыванием платформы клети вместе с вагонеткой. Загрузка же опрокидных клетей в околоствольном дворе осуществляется так же, как и не опрокидных.
Для совмещения уровней рельсов в клети с рельсами откаточных путей на приемных площадках в околоствольных дворах и в надшахтных зданиях служат посадочные устройства для клетей двух видов: посадочные кулачки и качающиеся площадки. При подъеме груза скипами (рис. 7.1, б) груженая вагонетка входит в опрокидыватель 11 околоствольного двора, опрокидывается и разгружается в бункер 9, из которого полезное ископаемое или порода через загрузочное устройство поступает в скип 1.
Поднятый на поверхность груженый скип 2 разгружается в приемный бункер 7. Загрузка одного из подъемных сосудов в шахте и разгрузка другого на поверхности осуществляются одновременно.
Подъем в скипах, по сравнению с подъемом в клетях или вагонетках, требует меньшей продолжительности пауз, обеспечивает большую производительность и позволяет уменьшить штат обслуживающего персонала на приемных площадках.
Скиповой и клетевой подъемы применяют для транспортирования грузов по наклонным стволам с углом наклона свыше 25°. При угле наклона ствола до 25° полезное ископаемое доставляют обычно в вагонетках, из которых оно не высыпается, или при угле до 18° может быть применен конвейерный транспорт.
Подъемные установки классифицируются по следующим признакам [1]:
— назначению – главные, вспомогательные и проходческие;
— углу наклона ствола – вертикальные и наклонные;
— типу подъемных сосудов – скиповые, клетевые, скипо-клетевые и бадьевые;
— числу сосудов – однососудные и двухсосудные;
— числу подъемных канатов – одноканатные и многоканатные;
— типу органов навивки подъемных канатов – с цилиндрическими барабанами, с барабанами переменного радиуса и со шкивами трения;
— степени уравновешенности подъемной системы – неуравновешенные и уравновешенные.
Главные установки предназначены для выдачи добытого полезного ископаемого и оборудуются для этого скипами. Вспомогательные установки служат для спуска и подъема людей, а также различных грузов (породы, оборудования, материалов) и снабжаются подъемными сосудами – клетями, а для подъема породы – скипами. При этом они могут быть людские, грузовые и грузолюдские. Проходческие установки применяются при проходке и углубке стволов. Они служат для транспортирования грузов и людей и снабжаются подъемными сосудами – бадьями.
Современная шахта оборудуется несколькими (минимум двумя) подъемными установками – главными и вспомогательными.
Шахтные подъемные установки
Подъемные установки служат для выдачи на поверхность добытого в шахте полезного ископаемого, породы, спуска и подъема людей, оборудования и материалов.
Современная шахта оборудована несколькими подъемными установками – главными и вспомогательными.
Главные подъемные установки оборудуются подъемными сосудамискипами, предназначенными для транспортировки добытого полезного ископаемого.
Вспомогательные подъемные установки оборудованы подъемными сосудами-клетями, предназначенными для спуска и подъема людей и различных грузов. Для подъема породы вспомогательная подъемная установка оборудуется скипами.
К шахтным подъемным установкам, как наиболее ответственному звену в цепи непрерывного транспортирования грузов от забоя до поверхности, предъявляются требования безопасности, надежности и экономичности работы в течение всего срока службы шахты. Современный шахтный подъемник при соблюдении специально разработанных Правил Безопасности надежен и безопасен в эксплуатации, несмотря на высокие скорости движения подъемных сосудов (до 20 м/сек), большие движущиеся массы и сложную систему управления машиной.
Шахтные подъемные установки классифицируются следующим образом:
1. По назначению: а) главные – для подъема полезного ископаемого; б) вспомогательные – для подъема (спуска) людей и транспортирования различных грузов (породы, оборудования, материалов), причем они могут быть людские, грузовые и грузо – людские; в) проходческие – при проходке и углубке стволов шахты.
2. По типу подъемных сосудов: а) клетевые; б) скиповые;
в) бадьевые; г) вагонеточные.
В зависимости от числа сосудов подъемные установки разделяются на двух – сосудные и однососудные с противовесом.
3. По типу органов навивки подъемного каната: а) с органами навивки постоянного радиуса (цилиндрические барабаны, шкивы трения); б) с органами навивки переменного радиуса (бицилиндроконические барабаны).
4. По числу подъемных канатов: а) одноканатные;
5. По наклону ствола: а) вертикальные; б) наклонные.
6. По степени уравновешенности подъемной системы: а) неуравновешенные (с цилиндрическими барабанами без уравновешивающего каната); б) статически уравновешенные (с уравновешивающим канатом при органах навивки постоянного радиуса; с органами навивки переменного радиуса).
а – однобарабанной без уравновешивающего каната;
б – многоканатной со шкивом трения; в – двухбарабанной о уравновешивающим канатом; г – двухбарабанной для наклонных шах»
Рисунок 6.1 – Основные схемы шахтных подъемных установок
7. По высоте подъема: а) малой глубины – до 300 м; б) средней глубины – от 300 до 800 м; в) глубокие – от 800 до 1600 м; г) сверхглубокие – свыше 1600 м.
На современных шахтах могут применяться следующие принципиальные схемы работы подъемных установок:
а) при вращении органа навивки каната 3 однобарабанной или двухбарабанной подъемной машины один канат навивается и подвешенный к нему сосуд 1 поднимается по стволу. В это же время другой канат свивается с барабана и подвешенный к нему сосуд 2 опускается (рис. 6.1,а). После окончания цикла подъема, когда один подъемный сосуд будет разгружен, а другой загружен, направление вращения барабанов подъемной машины изменяется на обратное и сосуды будут двигаться в противоположном направлении.
Если вместо одного из сосудов к канату подвешивается противовес, то такой подъем называется однососудным с противовесом;
б) в подъемных установках со шкивами трения (многоканатные подъемные машины) канаты огибают канатодвижущий шкив 4. Усилия, необходимые для подъема сосудов, создаются за счет сил трения между канатом и поверхностью ручьев вращающегося шкива (рис. 6.1, б).
Схема подъемной установки с двумя барабанами и уравновешивающим (хвостовым) канатом 5 показана на рис. 6.1, в.
Применение уравновешивающих канатов рекомендуется для шахт глубиной более 600 м.
Для наклонных шахт схема подъемной установки дана на рис. 6.1, г. Подъемные сосуды 6 передвигаются по рельсам, уложенным в стволе. Уравновешивающий канат для наклонных шахт не применяется.
Рассмотренные схемы в каждом конкретном случае могут иметь свои особенности, не изменяющие принцип действия установки.
Рисунок 6.2 – Схема подъемной установки системы Блейера
Для подъема с больших глубин рекомендуется также установка системы Блейера, которая оборудуется четырьмя канатами (рис. 6.2). Подъемная установка состоит из двух барабанов 1 и 2, расположенных на параллельных валах и соединенных между собой редуктором 6. Каждый барабан имеет два участка, на которых размещается по одному канату 3. Пара канатов с каждого барабана прикрепляется к подъемному сосуду 5 через устройство 4, уравновешивающее их натяжение.
Шахтная подъемная установка состоит из горнотехнических сооружений и подъемного оборудования.
К горнотехническим сооружениям относятся:
а) надшахтные, состоящие из копра и приемного бункера, куда разгружаются подъемные сосуды. При клетевом подъеме, оборудованном неопрокидными клетями, вместо приемного бункера у копра сооружается надшахтное здание с приемными площадками и откаточными путями;
б) ствол шахты, оборудуемый расстрелами и укрепленными на них проводниками (направляющими) для подъемных сосудов, а у наклонных шахт – рельсовыми путями;
в) околоствольные, которые для скипового подъема состоят из загрузочного бункера и камеры для опрокидывателя вагонеток, а для клетевого – из приемной площадки;
К подъемному оборудованию относятся: а) подъемные сосуды;
б) загрузочные и разгрузочные устройства; в) подъемные канаты;
г) подъемные машины. Тип подъемной установки и связанных с ней горнотехнических сооружений зависит от угла наклона ствола
или клети) и назначения подъема (грузовой, людской или грузо – людской).
Скиповая подъемная установка вертикальной шахты состоит из следующих основных частей (рис. 6.3): подъемной машины 8, установленной в отдельном здании 9, расположенном на определенном расстоянии от ствола 3 шахты; подъемных сосудов – скипов, один из которых 11 находится под погрузкой, а второй 5 разгружается в приемный : бункер 4; подъемных канатов 7, на которых подвешены подъемные сосуды; направляющих шкивов 6, расположенных в верхней части металлоконструкции копра 10.
Околоствольные сооружения таких установок состоят из камеры опрокидывателя 2 и загрузочного бункера 1 с затвором.
Скипы в стволе движутся по направляющим, представляющим собой деревянные брусья, стальные канаты или металлические рельсы, уложенные по всей высоте ствола.
Рисунок 6.3 – Схема скиповой подъемной установки вертикальной шахты
В подъемной установке наклонной шахты скипы 1 движутся в стволе 4 по рельсам, уложенным по всей длине ствола, и по наклонной эстакаде 5 (рис. 6.4). На эстакаде крепятся разгрузочные кривые, с помощью которых скипы разгружаются в бункер 6, и шкивы 7, служащие для направления подъемных канатов 8 от наклонной эстакады к подъемной машине 9, установленной в здании 10. Загрузка скипов происходит через бункер 2 из камеры опрокидывателя 3.
Рисунок 6.4 – Схема скиповой подъемной установки наклонной шахты
Клетевые подъемные установки поднимают груз при помощи подъемных сосудов – клетей 6, в которые вкатываются груженые вагонетки и стопорятся специальными стопорными устройствами (рис. 6.5). Клеть вместе с груженой вагонеткой движется в стволе 7 при помощи подъемной машины 2, расположенной в здании 1, подъемных канатов 3, которые переброшены через направляющие шкивы 4, установленные в верхней части копра 5.
Рисунок 6.5 – Схема клетевой шахтной подъемной установки
После остановки поднимаемой клети на уровне верхней приемной площадки груженая вагонетка выкатывается из клети, а клеть загружается порожней вагонеткой.
Рассмотренные схемы характерны для машин барабанного типа.
Многоканатные подъемные машины со шкивами трения устанавливаются непосредственно на башенном копре, расположенном над стволом 1 и представляющем собой железобетонное сооружение высотой 50 – 100 м (рис. 6.6). Башенный копер 7 имеет несколько этажей. В верхних этажах помещается подъемная машина со шкивом трения 5, электродвигателем 8 и электрическим оборудованием подъема.
В нижних этажах помещаются приемный бункер 9 и оборудование разгрузочной станции. Скип 2, подвешенный на канатах 3 при помощи уравнительных устройств (служащих для выравнивания натяжений между канатами;, показан в процессе разгрузки. Копер снабжен мостовым краном 6 для монтажа оборудования и лифтом 4 для перемещения обслуживающего персонала.
Рисунок 6.5 – Схема скиповой подъемной установки с многоканатной машиной на копре
Характеристика шахтных подъемных установок.
Критерии расчета и выбор редукторов для шахтной подъёмной техники.
Шахтные подъемные установки предназначены для подъема полезного ископаемого, а также для вспомогательных работ: спуска и подъема людей, материалов оборудования и являются важным фактором эффективности и производительности горнодобывающего предприятия.
В наши дни горнодобывающие предприятия оборудуются главным, вспомогательным, проходческим или аварийно-ремонтным подъемами, причем каждая установка может обеспечить выдачу двумя сосудами. Сосуды имеют конструктивные различия при их эксплуатации в вертикальных или наклонных стволах.
Главные подъемные установки оснащены скипами и служат для выдачи полезного ископаемого или пустых пород.
Проходческие подъемные установки имеют ряд конструктивных отличий сравнительно с вышеописанными установками. Такой вид установки применяется при проходке стволов. Подъемным сосудом является бадья.
По расположению установки классифицируются относительно поверхности земли на поверхностные и подземные.
Подъемная машина укомплектовывается органом навивки, редуктором и электродвигателем. Обязательными опциями комплектации являются аппаратура управления и защиты, механизм перестановки барабана, тормозная система, которая в свою очередь снабжена приводной маслостанцией или компрессором.
Орган навивки выбирается с учетом высоты подъема, веса груза и количеством подъемных сосудов.
Однобарабанные двухконцевые машины с разрезным барабаном (тип ЦР, БЦК) имеют один цилиндрический или двухцилиндровый конический (с непостоянным радиусом навивки) барабан. Конструкция барабана выполнена таким образом: большая часть барабана (заклиненная) закреплена на коренном валу жестко, меньшая управляется механизмом перестановки и имеет возможность вращаться независимо, относительно вала или соединятся с ним. Два независимых каната одним концом закрепляются рядом с наружными ребордами барабана, а вторым крепятся к подъемному сосуду. При навивке (подъеме) каната осуществляется выбег (спуск) каната. Таким образом, производится работа с одним или двумя рабочими горизонтами, регламентные работы по обслуживанию подъемных сосудов, замена канатов. Бицилиндроконические подъемные машины применяют для сокращения возникающих нагрузок неуравновешенных систем. Таким типом машин в основном оборудуют грузовой подъем.
Двухбарабанные одноконцевые машины с разрезным барабаном (тип 2ЦР, МПБ). Конструкция данного типа подъемных машин практически идентична конструкции однобарабанных машин с разрезным барабаном. Основным отличием является наличие двух барабанов (заклиненного и переставного) вместо одного. Такой тип машин эксплуатируется в шахтах со средней глубиной подъема (500-1000 м) и в глубоких (1000-1500м).
Одноканатные подъемные машины со шкивом трения типа ШТ 72 постепенно снимаются с «вооружения» горных предприятий из-за нецелесообразности их эксплуатации. Им на смену приходят многоканатные машины типа ЦШ, МПМН. Количество канатов достигает двух, четырех, шести, восьми единиц, благодаря чему осуществляется подъем груза с глубины более 1200 м и максимальной скоростью до 20 м/с. Установка подъемных машин чаще всего выполняется в башенных копрах, но не исключено расположение и в надшахтных зданиях.
При углублении шахты, достижении новых эксплуатационных горизонтов свыше 1000 м и отсутствие возможности замены подъемной машины на соответствующую, применяют машины с многослойной навивкой каната на барабан. Максимальное количество навиваемых слоев на барабан не превышает трех, что способствует неравномерной укладке витков и способствует повышению износа каната.
Машины с «бесконечным канатом» в большинстве случаев используются при откатке в наклонных выработках. Канат крепится к вагонеткам обеими концами и приводится в действие шкивом трения. Профиль шкива выполнен в виде конуса или параболы. Приводная станция, расположенная в противоположном конце откаточной выработки, приводит в действие натяжной шкив, который в свою очередь обеспечивает нужное тяговое усилие. Такая система откатки устарела и не используется при разработке новых месторождений.
Привод подъемных машин состоит из электродвигателя (одного или двух) и редуктора. Коренной вал и редуктор, редуктор и электродвигатель соединяются зубчатыми муфтами.
Редуктор понижает скорость вращения электродвигателя и увеличивает крутящий момент на выходном валу. Таким образом, скорость вращения барабана подъемной машины не превышает 50 об/мин, в то время, когда скорость вращения вала электродвигателя варьируется в промежутке от 250 до 100 об/мин. На практике применяются одноступенчатые редукторы (наш каталог содержит сравнительно небольшие по крутящему моменту редукторы ЦУ-250 или Ц-250) и двухступенчатые (для общего ознакомления представлены редукторы Ц2У-400, Ц2Н-450, Ц2Н-500, РМ-650, РМ-850).
Одноступенчатые редукторы имеют одну зубчатую передачу и передаточное отношение до 6,3. Редукторы имеют две вал-шестерни, поэтому приводятся в действие одним или двумя электродвигателями. Один электродвигатель может быть исполнительным, а второй резервным. Работа с двумя электродвигателями повышает мощностные характеристики привода, увеличивает КПД, способствует уменьшению возникновения деформаций в зубчатых передачах и подшипниках качения. Иногда из привода подъемных машин (к примеру, некоторые БЦК) исключают редуктор, вместо его устанавливается тихоходный двигатель постоянного тока (серия П).
Редукторы крепятся к фундаменту зданий подъемных машин жестко или устанавливаются на пружинах (редукторы многоканатных подъемных машин), для снижения воздействий на конструкцию зданий.
Двухступенчатые редукторы имеют две зубчатые передачи, передаточные отношения от 8 до 50. Данный тип допускает установку только одного электродвигателя.
При выборе редуктора учитывается тип подъемной машины, глубина подъема, вес груза с учетом веса каната.
Приводные двигатели подъемных машин бывают асинхронные и синхронные, постоянного и переменного тока. Среди всех вышеперечисленных видов самыми применяемыми являются асинхронные двигатели с фазным ротором типа АК, АКЗ, АКН, МА36. Мощность двигателей колеблется от 200 до 3200 кВт, при этом скорость вращения вала может достигать 1500 об/мин.
Подъемные канаты.
Разнообразие подъемных канатов характеризуется требованиями, предъявляемыми к ним. Выбор каната зависит от назначения шахтного подъема людской, грузолюдской, грузовой и от его функции тяговый (головной) и уравновешивающий (хвостовой).
Головные канаты имеют конструктивные отличия, прежде всего в свивке. Проволоки свиваются в прядь. Пряди свиваются в канаты двойной, тройной свивки. В основном применяются канаты двойной свивки.
Вариант закрытых канатов используют в роли проводников, несущих канатов подвесных дорог, при эксплуатации многоканатных подъемных машин. Специальная конструкция закрытых канатов способствует долговечности прядей, исключает попадание большого количества влаги, абразивных и мелкодисперсных частиц, а также уменьшает расход канатной смазки.
Хвостовые канаты применяются в уравновешенных системах подъема. Канаты крепятся к подъемным сосудам снизу. Условие уравновешенности соблюдается в том случае, когда вес погонного метра хвостового каната приравнивается весу головного.
Основные критерии расчета подъемной установки и выбор подъемной машины.
Расчет подъемной установки начинается с определения основных требований, предъявляемых к подъемной установке.
Выбор подъемного каната.
Определяется концевая нагрузка на канат, то есть суммарная масса груза, подъемного сосуда, вагонетки. Затем рассчитывается вес одного погонного метра каната в смазке. На этом этапе необходимо определить: высоту копра; длину каната (от максимальной точки подъема до направляющего шкива); запас прочности (принимается по ПБ согласно с принятой категорией подъема); предел текучести проволок из предела 160-180 кгс/мм (в основном принимается 160 кгс/мм, так как при этом значении канат является более пластичным); удельный вес каната 9000-1000 кгс/м³.
Далее производим выбор каната, учитывая полученное значение расчетного веса метра каната и назначения подъема по ГОСТу.
Выбор направляющего шкива.
Согласно ПБ рассчитывается приближенный диаметр шкива, затем по каталогу необходимо определить фактические параметры и габариты шкива.
Габаритные размеры органа навивки.
Как и диаметр направляющего шкива, диаметр барабана подъемной машины рассчитывается согласно с условиями ПБ для каждого типа подъемной машины. Для расчета ширины навиваемой части барабана нужно определить общую длину каната с учетом длины каната для его испытания.
Еще одним критерием при выборе подъемной машины является определение максимального статического натяжения (сумма общего веса поднимаемого груза и веса всей длинны каната) и максимальной разности статических натяжений каната (сумма веса полезного ископаемого и веса всей длинны каната). После вычислений принимается подъемная машина из каталога завода-изготовителя.
Углы девиации.
Другими словами это угол отклонения на направляющем шкиве, между струной каната и ее проекцией на плоскости вращения барабана и угол отклонения на барабане между струной и ее проекцией, проведенной по оси ординат перпендикулярно оси органа навивки. Предварительно необходимо выполнить расположение подъемной машины (согласно ПБ) относительно ствола.
Выбор максимальной скорости движения подъемных сосудов рассчитывается по заданной производительности и максимальной высоте подъема. Время одного цикла принимать по заданной производительности и данным ОНТП 5-86.
Построение тахограммы.
Построение изменения скорости подъема сосуда необходимо для определения нагрузок возникающих при работе выбранного (ориентировочно) электродвигателя. Скорость и ускорение для подъемных сосудов, на этапах разгона и замедления, принимать по ОНТП 5-86.
Расчет привода подъемной машины.
По паспортным данным подъемной машины необходимо определить тип редуктора. Для определения расчетной частоты вращения электродвигателя необходимо использовать принятые значения максимальной скорости подъема, передаточного отношения редуктора и диаметр барабана подъемной машины. Полученную частоту вращения округляем до большего и принимаем по каталогу завода-изготовителя. Следующим является уточнение максимальной скорости подъема при данной частоте вращения.
Расчет динамики подъема.
На данном этапе определяются усилия на окружности навивки барабана в каждом периоде тахограммы для дальнейшего выбора установочной мощности двигателя, проверки его на перегруз, расчет максимального крутящего момента редуктора, который развивается выбранным электродвигателем.
Заключительным этапом является расчет изменения используемой мощности электродвигателя при подъеме.